Благость Божия показывается от дел Его.    1) Что Он «повелевает солнцу Своему восхо­дить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45).    2) Что он грешника не тотчас казнит, но ожидает его покаяния, как говорит апостол: «Благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим 2:4).    3) Что кающегося благоприятно принима­ет и отпускает грехи ему (Лк 15:4).    4) Что согрешившего наказывает, но ми­лостиво и человеколюбиво.    5) Что не гнушается молитвой нашей и пе­нием и хвалением Тот, Которого со страхом воспевают и хвалят Ангелы, но даже призыва­ет и велит молиться и просить у Него всего, что воле его угодно.    6) Что Сам удивительно и любезно в слове Своем святом с нами беседует. Читай Писа­ние и увидишь, какой царь с подданными своими так поступает, как Бог наш с нами? Нет и не было такого еще на свете! «Вкусите и увидите, сколь благ Господь» (Пс 33:9).    7) Более всего открылась благость Божия к нам в воплощении Единородного Сына Бо­жия. Здесь все сокровища благости Его от­крылись, чего и постигнуть не можем. Об этом Спаситель наш Сам проповедует: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­нородного, дабы всякий верующий в Него, не по­гиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Это есть Евангелие, это есть радостная весть, это есть надежда наша и жизнь вечная. Об этом дерза­ем и хвалиться, этим заграждаем уста клевет­никам нашим: Сын Божий Единородный ра­ди нас в мир пришел, пострадал, и умер. «Если Бог за нас, кто против нас» (Рим 8:31)? Слава благоволившему Отцу и пострадавшему Сыну и Святому утешителю Духу. Да будет слава Господня во веки.    8) Хотя здесь вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать и видеть и наслаждаться будем в вечной жизни, по не­ложному Его обещанию: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце челове­ку, что приготовил Бог любящим Его (»1 Кор 2:9).    Рассуждение и вкушение благости Божией.    1) Воспламеняет любовь к Богу в сердце нашем. Ибо сама совесть убеждает любить То­го, Кто нас любит и благотворит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Благость Божия показывается от дел Его. 1) Что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). 2) Что он грешника не тотчас казнит, но ожидает его покаяния, как говорит апостол: Благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим 2:4). 3) Что кающегося благоприятно принимает и отпускает грехи ему (Лк 15:4). 4) Что согрешившего наказывает, но милостиво и человеколюбиво. 5) Что не гнушается молитвой нашей и пением и хвалением Тот, Которого со страхом воспевают и хвалят Ангелы, но даже призывает и велит молиться и просить у Него всего, что воле его угодно. 6) Что Сам удивительно и любезно в слове Своем святом с нами беседует. Читай Писание и увидишь, какой царь с подданными своими так поступает, как Бог наш с нами? Нет и не было такого еще на свете! Вкусите и увидите, сколь благ Господь (Пс 33:9). 7) Более всего открылась благость Божия к нам в воплощении Единородного Сына Божия. Здесь все сокровища благости Его открылись, чего и постигнуть не можем. Об этом Спаситель наш Сам проповедует: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Это есть Евангелие, это есть радостная весть, это есть надежда наша и жизнь вечная. Об этом дерзаем и хвалиться, этим заграждаем уста клеветникам нашим: Сын Божий Единородный ради нас в мир пришел, пострадал, и умер. Если Бог за нас, кто против нас (Рим 8:31)? Слава благоволившему Отцу и пострадавшему Сыну и Святому утешителю Духу. Да будет слава Господня во веки. 8) Хотя здесь вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать и видеть и наслаждаться будем в вечной жизни, по неложному Его обещанию: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Рассуждение и вкушение благости Божией. 1) Воспламеняет любовь к Богу в сердце нашем. Ибо сама совесть убеждает любить Того, Кто нас любит и благотворит. 2) Производит в сердце истинное благодарение Благодетелю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Не сказал вдруг: веруй, но предложил вопрос. Что же слепой? " А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него " ? Глас души любящей и усиленно ищущей! Не знает Того, кого столько защищал, – чтобы ты познал отсюда его любовь к истине. Он еще не видел Его. " Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою " (9:37). Не сказал: это – Я, но скромно и смиренно: " и видел ты Его " . А как это еще было не ясно, то и прибавил яснее: " Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему " тотчас. Не сказал: Я – тот, кто исцелил тебя, кто сказал тебе: иди, умойся в Силоаме; но, умолчавши обо всем этом, говорит: " веруешь ли в Сына Божия " ? Тем не менее слепой, в знак великого расположения, тотчас поклонился, что сделали немногие из исцеленных, как-то: прокаженные и некоторые другие. Этим он исповедал Его божественную силу: чтобы не подумали, что сказанное им только слова, он присоединил и дело. После того, как он поклонился, Христос сказал: " на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (9:39). Тоже говорит и Павел: " Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности " (Рим.9:31). Сказавши: " на суд пришел Я в мир сей " , и слепого еще более утвердил в вере, и возбудил внимание в следовавших за Ним; а за Ним шли фарисеи. Выражение же: " на суд " значит: для большего наказания. Этим (Христос) показывает, что осудившие Его сами осуждены и что обвинившие Его, как грешника, сами обвинены. Здесь говорит Он о двух родах прозрения и слепоты: чувственном и духовном. На это Ему отвечают некоторые из следовавших за Ним: " неужели и мы слепы " (9:40)? Как в другом месте говорили: " мы не были рабами никому никогда " (Иоан.8:33), и: " мы не от любодеяния рождены " (8:41), так и здесь смотрят только на чувственное и стыдятся этой слепоты. Поэтому, показывая, что лучше бы им быть слепыми, чем иметь зрение, (Христос) говорит: " если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха " (9:41).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

1) Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах он и у прародителей наших, Адама и Евы, был написан, Евангелие же произошло через Христа, как писал святой евангелист: " Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа " (Ин. 1, 17). 2) Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не делать,- Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы " . " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3, 16). 3) Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но не подает помощи к действию-Евангелие обещает благодать Святого Духа, Который на сердцах верующих пишет закон и в них действует (Иер.31,33). 4) Закон показывает грех, " законом познаётся грех " (Рим. 3, 20); закон обличает согрешившего, обвиняет, устрашает, возвещает ему гнев Божий (Рим. 4, 15), проклятием поражает его и осуждает (Гал. 3, 10), но не исцеляет от греха. Евангелие прикрывает грех, излечивает греховную немощь, боящихся гнева Божия ободряет и утешает, обещает верующим благодать и вечную жизнь. 5) Закон необходим людям, не имеющим страха Божия, неправедным, небрежным, нечестивым, которых нужно устрашать, сокрушать и приводить к покаянию. " Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3, 10). Евангелие проповедуется слушающимся, сокрушенным страхом Божиим и печалью о грехах, жаждущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: " Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем " (Лк. 4, 18) (104, 676-677). Видишь, христианин, к кому обращено Евангелие с утешением своимне блудникам, не прелюбодеям, не ворам, хищникам и грабителям и прочим людям, беззаконно живущим. Им говорится: " Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость-в печаль " (Иак. 4, 9). Когда это сотворят, тогда и они Евангелием, как пищей после поста, будут утешаться, тогда к их уязвленному сердцу приложится Евангелие, как живительный пластырь к ране. К кому же обращено Евангелие? Ответ: к грешникам, от грехов обратившимся к Богу, сожалеющим о грехах, боящимся суда Божия, сокрушенным печалью, ищущим милости Божией и со смирением к Нему припадающим, которым сказано:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Как показывает свт. Фотий, исхождение Св. Духа и от Сына не только противоречит Священному Писанию и церковному преданию, но и несообразно с точки зрения логики. Приводимые им аргументы можно разбить на три группы: а) от Священного Писания; б) от Церковного Предания и в) логические. А. Аргументы от Священного Писания . Сам Господь Иисус Христос учит собственными словами: « Дух от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). Аналогичный смысл имеют другие Его высказывания: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф.12:28 ); ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). Именно с учетом этих слов свт. Фотий рассматривает другое изречение Спасителя: «Он от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ). Как отмечает Фотий, слова «от Моего» следует понимать не как «от Меня» (как их интерпретировали и, по сведениям Фотия, даже искаженно цитировали сторонники Filioque), а как «от Моего Отца». Подробнейшим образом это место растолковано в «Тайноводстве» (гл. 20–29). Слова «от Моего возьмет» отсылают к Лицу Отца, и «Дух священнословится получающим действие дарований от Отца как Причины» 27 . Кроме того, одно дело, когда одна Ипостась берет и черпает нечто от другой Ипостаси, и иное – когда она «исходит для приведения в существование» (πς οσωσιv τε κα πστασιv) 28 . Ключевое значение имеют евангельские слова об Иоанне Крестителе, который «увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» 29 ( Мф.3:16 ). Ветхозаветная параллель этому – слова из Книги пророка Исайи: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня» ( Ис.61:1 ); «И почиет на нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ). С богословской точки зрения, очевидно, что Сын не нуждается в помазании как Бог . Значит, Христос помазывается Духом как человек, и Дух, поскольку помазывает Христа, называется Духом Христа 30 . Следующий блок цитат – слова апостола Павла: «Но вы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор.2:12 ); «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим.8:9 ); «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, живет в вас» ( Рим.8:11 ). Сюда же примыкают и те слова, на которые ссылаются сторонники Filioque: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). Как показывает свт. Фотий, эти слова апостола означают буквально, что Дух Сына был послан от Отца. При этом словосочетание «Дух Сына» разъясняется через общность Сына и Духа: у Них одна и та же сущность и сила, одна воля и решение, одинаковое восхождение к Отцу, от Которого Один рожден, а Другой исходит 31 . Слова «Дух Христов» нужно понимать в свете слов Самого Христа: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) 32 . Впрочем, замечает Фотий, возможно и иное разъяснение: когда под «Духом» понимаются дары Св. Духа; в этом случае ошибочность Filioque обличается еще более явно 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

По мнению Д. Евменова, «подобная постановка вопроса выявляет, в первую очередь, отсутствие у авторов «Общества Сторожевой башни» понятия жертвенной любви к ближним, да и к близким родственникам тоже» . А эта любовь была свойственна великим святым и Ветхого, и Нового Завета. Так Моисей говорил Господу о своих согрешивших соплеменниках: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты меня вписал» (Исх. 32, 32). И апостол Павел «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9, 3). Так что, даже если бы под шеолом мы понимали место мучения, то и тогда мы могли бы принять буквальный смысл священного текста. Но если коснуться сути вопроса сектантов, то можно сказать, что само понятие «ад» в Ветхом Завете вовсе не означало место мучения, а скорее область безнадежной тоски. Причем судьба праведных и грешных после смерти все же отличалась одна от другой, как это видно из повествования о богатом и Лазаре. Надо заметить, что иеговисты вообще склонны злоупотреблять «здравым смыслом» и отвергают все то, что этот «смысл» почтет нелогичным. Касается это и учения о Троице, и бесконечных мук в аду. Тем самым главным авторитетом для этих сектантов является не слово Божие, а они сами! А Библия только прикрывает их измышления, и таким образом они сами навели на себя проклятие Божие: «Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят «Он сказал»» (Иер. 23, 31). Еще ап. Павел обличал безумие тех, кто «измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою безумно» (2 Кор. 10, 12), и прямо утверждал, что человек не способен понять путь Господа и не может постигнуть его судьбы (Рим. 11, 33–35). Также не подтверждают их позиции слова книги Чисел (16,30). Та кара, которую понесли Корей, Дафан и Авирон, была «необычной», и ее необычность как раз и заключалась в том, что они сошли в ад не только душами, но и телами. Не даром св. царь Давид, когда просит особого, небывалого наказания для врагов, вспоминает именно эту кару: «Да найдет на них смерть; да сойдут во ад живыми» (Пс. 54, 15). А если они просто сошли в могилу, как убеждены сектанты, то с ними не произошло ничего необычного. А раз так, тогда с необходимостью мы должны утверждать, что Моисея не посылал Господь (Числ. 16, 29) и он был самозванец. Вот до какого безумия доводят изыскания еретиков!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства 315 : ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, – сказал ангел, – и наречешь Ему имя Иисус (Як. 1:31), Иисус же означает Спаситель 316 . Ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф. 1:21 ). Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она не подражает праматери Еве, но, напротив, исправляет Ее неосмотрительность и, выставляя заступником естество, вот как отвечает на слова ангела: Как будет [мне] это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ), – «Ты говоришь невозможное, – говорит Она, – ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя. И если ты не говоришь противного [воле Его], то разреши недоумение, объяснив способ зачатия». На это посланник истины Ей [ответил]: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий ( Лк. 1:35 ), – «Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества своей властью изменяет его пределы» 317 . Она же, услышав со священным благоговением имя, которое всегда чаяла и чтила, устрашилась кары за преслушание и изрекла слова, исполненные трепета и радости: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему ( Лк. 1:38 ). 9 . О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия, – скажу тут и я вместе с апостолом. Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33 ). О, неистощимая благость Божия! О, неизмеримая любовь Его! Называющий не существующее как существующее, наполняющий небо и землю, Которому небо престол и земля подножие ног ( Рим. 4:17 ; Иер. 23:24 ; Ис. 66:1 ), соделал чрево рабы Своей пространным жилищем для Себя и в нем совершил самое дивное из всех таинств. Ведь Он, будучи Богом, становится человеком, сверхъестественно рождается в [положенные] сроки рождения, разверзает [материнскую] утробу, не разрушая запоры девства; и подъемлется перстными руками [Тот, Который есть] сияние славы и об раз Ипостаси Отца, держащий все словом силы Своей ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. «И родишь Сына , — сказал ангел, — и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31), Иисус же означает Спаситель. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она не подражает праматери Еве, но, напротив, исправляет Ее неосмотрительность и, выставляя заступником естество, вот как отвечает на слова ангела: «Как будет [мне] это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34), — «Ты говоришь невозможное, — говорит Она, — ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя. И если ты не говоришь противного [воле Его], то разреши недоумение, объяснив способ зачатия». На это посланник истины Ей [ответил]: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий » (Лк. 1:35), — «Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества высшей властью изменяет его пределы». Она же, услышав со священным благоговением имя, которое всегда чаяла и чтила, устрашилась кары за преслушание и изрекла слова, исполненные трепета и радости: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). 9. «О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия! — скажу тут и я вместе с апостолом. — Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). О, неистощимая благость Божия! О, неизмеримая любовь Его! Называющий «не существующее как существующее» , наполняющий небо и землю, Которому «небо — престол... и земля — подножие ног» (Рим. 4:17; Иер. 23:24; Ис. 66:1), соделал чрево рабы Своей Пространным жилищем для Себя и в нем совершил самое дивное из всех таинств. Ведь Он, будучи Богом, становится человеком, сверхъестественно рождается в [положенные] сроки рождения, разверзает [материнскую] утробу, не разрушая запоры девства; и подъемлется перстными руками [Тот, Который есть] «сияние славы и образ Ипостаси Отца, держащей все словом силы Своей» (Евр. 1:3)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Поэтому Церковь не может параллельно существовать и взаимодействовать с обществом; она не может вступать с ним во внешний контакт. Не таков замысел Господа нашего Иисуса Христа о Церкви. Она существует в мире подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Она подобна закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33). И зерно, и закваска - это образы динамической преображающей реальности. Церковь и есть это динамическое присутствие иного мира в этом мире, откровение Царствия Божия, которое не есть пища или питие, но радость о Духе Святом (Рим. 14, 17). Царствие Божие поселяется в душе человека как залог и возможность его спасения; также и Церковь поселяется в сердце мира как залог и возможность его спасения. Как огонь не может параллельно сосуществовать с вещью, но опаляет или нагревает его, так и Церковь: Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12, 49). Или огонь согревает внешнюю среду, или внешняя среда поглощает и тушит огонь - в любом случае происходит не внешний контакт, но внутреннее изменение той или иной стихии. Или Церковь Духом Святым преображает мир, или мир поглощает Церковь; или Церковь превращает мир в литургическую общину, или мир превращает Церковь в «социальный институт». Однако, это не равнозначный переход стихий одна в другую, не диалектическая борьба противоположностей. Христиане не могут, подобно Платону, наивно полагать, что между жизнью и смертью может быть взаимный диалектический переход. Христианство есть решительная и окончательная победа над смертью и воскресение к жизни. Мир, лишенный Святого Духа, заканчивается смертью. Церковь же дарит жизнь миру. Человек, преображаясь благодатью Святого Духа, не лишается своей человечности, но напротив - обретает подлинную человечность, смерть уже не имеет над ним власти (ср. Рим. 6, 9). Также и общество, становясь литургической общиной, не перестает быть обществом, но обретает свою подлинную «социальность».

http://bogoslov.ru/article/465391

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010