Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о спасении Мф.19:26 . «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу». Объяснение. «Всё возможно Богу» сделать не для тех, которые говорят Ему: «отойди от нас – не хотим знать путей твоих»: Иов.21:13–14 , а для тех, которые хотя сколько-нибудь могут веровать: Мк.16:16 , и которые послушны Церкви: Мф.18:17 . Лк.13:24 . «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Объяснение. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14 , открыты пред нами, пока не настал последний час втор. пришествия Господня: Лк.13:25–28 ; а в частности, для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27 ; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39:28:5–6 . Ин.14:6 . «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Объясн. Христос есть Искупитель, и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51:53 ; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17 ; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11 ; Деян.14:23 ; кто не будет их слушать, то не слушает Самого Господа: Лк.10:16 , а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27 . Ин.17:2–3 . «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Объяснение. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотью: Быт.6:3 , но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их спасение и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служит познание Бога Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасён: Мк.16:16 , а неуверовавший осуждён: Ин.12:48 ; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Много имеем случаев показать доброе служение, только бы кто из нас, подвергшись осуждению, не был отвержен, но чтобы с дерзновением могли мы встретить вечного Царя Христа, царствующего вовеки. Ибо царствовать будет вовеки Тот, Который будет судить живых и мертвых; Который за живых и за мертвых умер, как говорит Павел: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). 27 . А если когда услышишь от кого-либо, что Царство Христово будет иметь конец, возненавидь ересь эту; она есть вторая голова змея, недавно выросшая в Галатии. Дерзнул некто говорить, что по окончании мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово, из Отца исшедшее снова, возвратившись в Отца, не будет более существовать. Богохульствует таким образом к своему осуждению, ибо не внимал словам Господа: сын пребывает вечно ( Ин.8:35 ). Не внимал словам Гавриила: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк1:33 ). Разбери дело, о котором говорю. Ныне люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? Не Гавриилу ли? Выслушай читаемое ныне свидетельство Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями ( Дан.713 ). И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:14 ): этого держись, этому только верь; а еретического учения отвращайся, ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова. 28 . Подобное этому слышал ты и в толковании о камне, без рук отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство это не будет передано другому народу ( Дан.2:44 ). И Давид в одном месте говорит: Престол Твой, Боже, вовек ( Пс.44:7 ); и в другом: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и проч. ( Пс.101:26 ). Они погибнут, а Ты пребудешь, и проч. ( Пс.101:27 ). Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:28 ). А Павел это изъяснил о Сыне. 29 . И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова апостола: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои ( 1Кор.15:25 ). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет более царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, чем низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

(18) И будет мудрое наказание их лютым, ибо не окажется [никого], кто смог бы изменить или отменить приговор над ними. (19) И будет их путь от моря до моря и от востока до запада, от севера до пустыни Ефривской, и наречется путь их путём тесным , и пойдут по нему старцы и старицы, нищие и богатые, алчущие и жаждущие, и связанные, так что блаженными покажутся мертвые. (20) Ибо сбудется реченное апостолом, который предупреждал об отступлении, говоря: доколе не придёт прежде отступление, и откроется человек беззакония, сын погибели (2 Фес 2:3). (21) Ведь отступление это означает наказание, которое понесут все живущие на земле. (22) И поскольку Бог нарёк онагром Измаила, отца их, то от онагров и серн пустынных в те дни всякий вид зверей пострадает и сократится. (23) Преследуемые звери и люди погибнут, и сокрушатся все деревья луговые, и великие горы обрушатся, и опустеют города, и станут необитаемы, – так уменьшится человечество! (24) Тогда земля наполнится кровью и удержит плоды свои. (25) Ибо будут люди тогда тиранами, будут вести [себя как] варвары, дети пустыни, принесшие из пустыни скверну, возлюбившие мерзость и возненавидевшие милость. (26) В начале же исхода народов этих из пустыни рассекут [они мечом] чрево беременных и младенцев из материнских рук похитят и бросят в пищу зверям; (27) священников же внутри святынь заколют и с женами их возлягут в запретных и священных местах , [там], где тайная совершалась жертва. (28) И в священные одежды их облекутся жёны их (Измаильтян), и сыны их, и дочери их, и покроют ими коней своих, и ложа свои, и скотину свою в святых приделах привяжут. (29) И будет убийствами и растлением как огнём испытан род христианский. (30) И как сказал святой апостол: не все те Иерусалимляне, которые из Иерусалима (Рим 9:6) , так же и тогда не все называющие себя христианами окажутся [таковыми]. (31) Ибо говорит Писание: соблюл семь тысяч сынов Израилевых, которые не преклонили колена перед Ваалом (Рим 11:4); и так весь Израиль спасётся (Рим 11:26).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Поднимем ж голову, взглянем вверх, чтобы увидеть, откуда что нам дается, чтобы, наконец, перестать подрывать корни, обрекая самих себя и своих детей на голодную смерть. О чужой и о своей жене Четверг Мф. 5:27–32 Рим. 1:28–2:9 В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам Апостол продолжает показывать связь между отношение к Богу и нравственностью. И вот мы видим, что мало – познать Бога и прославить Его ( Рим. 1:21 ); мало – даже поклониться и служить Ему ( Рим. 1:25 ). Необходимо еще и постоянно «иметь Бога в разуме». Ибо если человек не будет постоянно содержать в разуме то, что есть единое на потребу, то разум его будет занят всякими непотребствами, и такой человек неизбежно будет исполнен «всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, … зависти, убийства, распрей». И это порой доходит до такой степени, что люди делают не только эти непотребства, «но и делающих одобряют», окончательно потеряв и страх, и стыд, и чувства добра и зла. Позже Господь скажет: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ). И поэтому с самого начала Он обращается к сердцу человека, говоря о необходимости тщательно хранить его от злых помыслов: «Вы слышали, что сказано древним» «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». При этом Господь говорит, что даже «если правый глаз твой соблазняет тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну». Глаз, рука – это непосредственно орудие души. Они призваны мгновенно выполнять нашу волю. И может ли быть что-либо противоестественнее, чем самовольное блуждание глаз, самовольное движение рук? И глаз, и рука должны быть в строгом повиновении, иначе они никому не нужны. Итак, Господь осудил наравне с грехом и самое желание греха. Но ведь тут неизбежен вопрос: а самое вожделение к чужой жене не есть ли по своему качеству то же, что и к своей? И не логично ли ожидать, что далее Господь к этому нас и поведет, что, мол всякое стремление к женщине есть грех , что в браке, что вне брака, и что лучше или не жениться, или немедленно разойтись?.. но видим другое. Развод, оказывается, был только допущен по несовершенству древних людей. «А Я говорю вам, – обращается Господь к Своим слушателям, – кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». То есть, с одной стороны, предписывается даже мысли не иметь о чужой жене, а с другой – даже мысли не иметь оставить свою, хотя вожделение к женщине лежит в основе как прелюбодеяния, так и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Потому и некто из богословов, сие испытавших и дознавших, научая этому самому, говорит: «Дух Святый пребывает во всех людях без исключения (см. Прем. 12:1–2 ), как сохраняющий все и оживляющий естественные семена ( Рим. 2:14–15 ); а в частности (ограничительно) – и во всех, имеющих Закон, как указующий на преступление заповедей и освещающий обетование во Христе ( Рим. 7–9 ); во всех же верующих во Христа, к сказанному, и как усыновляющий ( Рим. 8:15 ). А как податель премудрости, ни в ком из указанных Он не пребывает безотносительно (без исключения), а только в смыслящих, которые святым житием соделали себя достойными Его обожающего обитания; пот. что всякий, не исполняющий воли Божией, имеет несмысленное сердце» ( Сир. 15:7 ; Притч. 14:6 ). Василий же великий говорит: «Дух Святый все наполняет своею силою, а сообщается только достойным, не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры» 10 . И сам премудрый Соломон так о себе и сущей в нем мудрости говорит в другой книге. Познал я все, и сокровенное и явное; пот. что научила меня Премудрость, художница всего. Есть же в ней дух разумный, святый ( Прем. 7:21–22 ). Премудрость, говорит, подвижнее всякого движения. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, и чистое зеркало действия Божия ( Прем. 7:24–26 ). Посему, говорит, я молился и взывал, и сошел на меня дух премудрости ( Прем. 7:7 ). Без хитрости я научился, без зависти преподаю: пот. что она есть неистощимое сокровище для людей. Пользуясь ею, они входят в содружество с Богом ( Прем. 7:13–14 ). Потому что она, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; так как Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем. 7:27–28 ). И прекрасно и действительно премудро и тут говорит этот мудрый, что Бог любит только пребывающего с Его мудростию. Потому что собственными руками создавши человека, почетнейшее из земных творений, духом и плотию в тоже время, умом бесстрастным и невещественным, по причинам Ему ведомым, сопряженным с чувствами и дебелостию вещества, соделывает его тотчас участником и сей мудрости, даровавши (употреблю и самые те выражения мудрых учителей Церкви) чрез Божественное вдуновение частицу некую и струю 11 Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Пророчества о возвращении славы Ягве имеют у библейских пророков двойное звучание: мессианское и эсхатологическое. У пророков то и другое, практически, не различается, но осуществление этих пророчеств раздвинуло пришествие Мессии и эсхатологию на многие века и даже тысячелетия истории. Слава Ягве вернулась к Израилю и дарована всему миру с пришествием Мессии, Иисуса Христа из Назарета, распятого и воскресшего в Иерусалиме Иешуа га-Ноцри. Апостолы Христа посланы в мир к народам, и сияет свет к просвещению язычников (Лк, 2:32), до времени, пока войдет полное (число) язычников ( Рим. 11:25 ). Это благодатное время церковной истории народов. Но это еще не всё. Иудеи, отвергши Христа, естественно, остались с пустым домом ( Мф. 23:38 ), который и был вскоре разрушен римлянами. Разодралась завеса Святого Святых, прекратилась жертва. Еще Даниилу было возвещено: Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..., а в половине седмины прекратится жертва и приношение ( Дан. 9:26–27 ). Так и то, что получили вновь при Зоровавеле и Неемии, отнято было у Израиля. Симеон Богоприимец, ветхий старец, своими глазами увидел славу народа Твоего, Ягве, Израиля (Лк, 2:32). Но сам Израиль её еще не увидел. Но увидит! Увидит в конце времен, когда войдет полное (число) язычников, тогда Иисус отвратит нечестие от Иакова ( Рим. 11:25–26 ). Когда Израиль обратится к некогда отвергнутому Христу, тогда слава Ягве воссияет и над Израилем, и над народами в неописуемой красе и силе, о чем и возвещали пророки. Ведь если же падение их (иудеев) – богатство миру (народы услышали о Христе и приняли Его), и оскудение их – богатство язычников, то тем более полнота их ( Рим. 11:12 )! Тогда во всей полноте раскроются обетования пророков. Тогда истребится и сама смерть во втором пришествии Христа. Тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё и во всём (1 Кор, 15:28)! 9 А физику так и хочется предположить, что там было фосфорецирующее вещество, светящийся столп от которого был иногда виден ночью и породил это сказание. В библейском же повествовании такие мысли не возникают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как показывает свт. Фотий, исхождение Св. Духа и от Сына не только противоречит Священному Писанию и церковному преданию, но и несообразно с точки зрения логики. Приводимые им аргументы можно разбить на три группы: а) от Священного Писания; б) от Церковного Предания и в) логические. А. Аргументы от Священного Писания . Сам Господь Иисус Христос учит собственными словами: « Дух от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). Аналогичный смысл имеют другие Его высказывания: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф.12:28 ); ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). Именно с учетом этих слов свт. Фотий рассматривает другое изречение Спасителя: «Он от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ). Как отмечает Фотий, слова «от Моего» следует понимать не как «от Меня» (как их интерпретировали и, по сведениям Фотия, даже искаженно цитировали сторонники Filioque), а как «от Моего Отца». Подробнейшим образом это место растолковано в «Тайноводстве» (гл. 20–29). Слова «от Моего возьмет» отсылают к Лицу Отца, и «Дух священнословится получающим действие дарований от Отца как Причины» 27 . Кроме того, одно дело, когда одна Ипостась берет и черпает нечто от другой Ипостаси, и иное – когда она «исходит для приведения в существование» (πς οσωσιv τε κα πστασιv) 28 . Ключевое значение имеют евангельские слова об Иоанне Крестителе, который «увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» 29 ( Мф.3:16 ). Ветхозаветная параллель этому – слова из Книги пророка Исайи: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня» ( Ис.61:1 ); «И почиет на нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ). С богословской точки зрения, очевидно, что Сын не нуждается в помазании как Бог . Значит, Христос помазывается Духом как человек, и Дух, поскольку помазывает Христа, называется Духом Христа 30 . Следующий блок цитат – слова апостола Павла: «Но вы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор.2:12 ); «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим.8:9 ); «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, живет в вас» ( Рим.8:11 ). Сюда же примыкают и те слова, на которые ссылаются сторонники Filioque: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). Как показывает свт. Фотий, эти слова апостола означают буквально, что Дух Сына был послан от Отца. При этом словосочетание «Дух Сына» разъясняется через общность Сына и Духа: у Них одна и та же сущность и сила, одна воля и решение, одинаковое восхождение к Отцу, от Которого Один рожден, а Другой исходит 31 . Слова «Дух Христов» нужно понимать в свете слов Самого Христа: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) 32 . Впрочем, замечает Фотий, возможно и иное разъяснение: когда под «Духом» понимаются дары Св. Духа; в этом случае ошибочность Filioque обличается еще более явно 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Сектант Объяснение православного 1) Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:14 и 7:26–28). 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26–27 ), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей. 2) На земле все христиане равны, все и священники: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 и Откр.1:6, 5:10 ). 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левина ( Исх.28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти ( Числ.3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». ( Евр.5:4 ). Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании ( Откр.1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»...(5:1) и апостол Павел учит, что сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–12 ). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать. 1Фес.4:9 . «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27 , словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2 ; 1Кор.12:28 ; Рим.10:14 . Евр.3:13 . «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2 , а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Евр.8:8:10–11 . «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

( Гал.1:8–9 ) – Эти слова Апостола могут быть приняты, как некоторое преувеличение (hyperbolice), а не в том значении, будто апостол или ангел с неба могли бы проповедать иначе, чем прежде сказали. Но даже если бы и так могло быть, что изменились бы и апостолы, и ангелы, однако не должно отступать от того, что однажды было принято. [Так должно думать] особенно, когда сам Апостол показывает твёрдость своей веры, говоря в другом месте: Я знаю, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни владыки, ни настоящее, ни будущее, ни крепость, ни высота ни глубина, и никакая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:38–39 ). Истину говорю вам, не лгу, так как совесть моя даёт мне свидетельство ( Рим.9:1 ). Несомненно, что это сказано не тем, кто мог бы когда-нибудь отступить от веры во Христа и от любви к Нему. Но те, которые хотят видеть в этих словах истину действительную, а не предположение (καθ’ πθεσιν dictum), т. е., которые хотят видеть мысль, что и Апостолы и даже Ангелы могут обратиться к злу, представляют в доказательство то, что и сам Апостол Павел знал, что и он может пасть, если будет жить более нерадиво; это видно из его слов: Но я покоряю и порабощаю тело своё, чтобы, проповедуя другим, мне самому не оказаться осужденным ( 1Кор.9:27 ); [это видно и из того,] что и Ангелы, которые не сохранили своего первоначального состояния 3 , но оставили своё жилище, были способны к изменению: в вечных узах под мраком соблюдаются они на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Только естество Бога одного неизменно, о чём пишется так: Ты же – тот же самый ( Пс.101:28 ), и Сам Он говорит о Себе: Я – Бог ваш, и не изменяюсь ( Мал.3:6 ). Что пал светоносный (lucifer), который восходит утром, [это так же известно, как и то], что Посланный некогда ко всем народам был сокрушён на земле. Известный учёный муж Тертуллиан искусно писал относительно этого места против Апеллеса и его сестры Филумены, которою овладел некоторый ангел диавольского духа и развращённый; [он писал], что это тот ангел, против которого задолго прежде рождения Апеллеса Дух Святый пророчески изрёк отлучение (анафему) чрез уста Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010