Те же, стяжавшие совершенную любовь, говорят о любви к ближнему следующее: «Истину говорю во Христе, не лгу, в чем свидетельствует мне совесть моя Духом Святым, я чувствую скорбь великую и непрестанную болезнь в сердце моем, так что готов молиться о том, чтобы быть отлученным от Христа за братьев моих, сродников моих по плоти, которые суть Израильтяне» ( Рим.9:1–4 ), и т.д. Кто не превозмог честолюбия и сластолюбия и их возращающего, и через них укореняющегося сребролюбия, тот не может отсечь причин раздражения, а не удаляющий их не может достигнуть любви совершенной. Смирение и страдание освобождает человека от всякого греха. Первое отсекает страсти душевные, второе – телесные. Так поступал блаженный Давид, что видно из следующей его молитвы к Богу: «Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс.24:18 ). Господь через заповеди исполняющих оные доводит до бесстрастия, а через Божественные догматы дарует им свет ведения. Все догматы содержат учение или о Боге, или о видимом и невидимом, или о явленном в них промысле и суде. Милостыня врачует раздражительную часть души; пост укрощает похоть; молитва очищает ум и подготовляет его к созерцанию сущих. Ибо по силам души Господь дал нам и заповеди. «Научитеся от Мене, – говорит Господь, – яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ) и прочее. Кротостью предохраняется раздражительность от возмущения, а смирением освобождается ум от надмения и тщеславия. Страх Божий двоякого рода. Один рождается от угроз наказания и производит в нас воздержание, терпение, упование на Бога, бесстрастие и, наконец, любовь. Другой сопряжен с самою любовью и содержит душу в благоговении, чтобы от дерзновения любви не дойти до нерадения о Боге. Первый страх (наказания) «любовь совершенная изгоняет вон» ( 1Ин.4:18 ), ибо душа, ее стяжавшая, не боится уже мук; а второй (страх по любви) никогда не разлучен с любовью. О первом Св. Писание говорит: «страхом Господним уклоняется всяк от зла» ( Притч.15:27 ) и «начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ). О втором говорится «страх Господень чист, пребываяй в век века» ( Пс.18:10 ), и «несть лишения боящимся Его» ( Пс.33:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

у Макария Великого, Беседа 10, § 4) ; что он не стремится к высоким духовным состояниям, не хвалится ими, но пребывает в нежелании их и страхе Божием; что он до блаженной своей кончины остаётся верным Богу; что содержание его откровений, видений и т.п. согласно со Священным Писанием или по крайней мере ни в малейшей степени не противоречит ему (Гал. 1, 8), но служит прославлению Бога и приводит к Нему; и, сверх всего сказанного, что его пророчества никак не могли быть получены естественным путём, но по изречении их оказываются истинными, – если, говорю я, в человеке и в его экстраординарных духовных дарованиях обнаруживаются такие признаки, то я буду повинен в великой дерзости и непростительной неблагодарности к Богу, отвергая подобные свидетельства Божией благодати и не внимая им, вместо того, чтобы принять их с подобающим благоговением.    III 9. Нынешнее время я воспринимаю как время особого благодатного посещения Божия. Хотя Господь Иисус всегда готов взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11), и мы всегда можем придти к Нему, – но сверх сего Господь иногда посылает людям дни особенной благодати, дни посещения Божия, когда Он необычайным, властным образом осеняет ту или иную страну, местность или отдельного человека, милостивой Своей рукой преизобильно изливая на людей Свою благодать, касаясь их сердец и подвигая их к восприятию Своего слова и к обращению. В такие дни отверзается небесный храм, и Царство Божие становится ближе. Если люди не разумеют и не узнают сих дней, то за этим следуют суды Божии и всяческое разорение жизни (Лк. 19, 42-44). Те же, которые пекутся о душах своих, спешат использовать такие времена, как корабельщики попутный ветер. Ибо придут дни, когда столь широкого доступа в храм Божий уже не будет (Откр. 15, 8) .     10. Такое благодатное посещение и возвещение Своей истины в той или иной местности или стране Господь иногда сопровождает экстраординарными раздаяниями Своих духовных даров – великими силами, особым умилением, необычными внутренними и внешними действованиями и явлениями. Это совершает Он для того, чтобы утвердить таким образом Своё дело, обращая к Себе души с помощью столь сладостной пищи, равно как и для того, чтобы привлечь внимание людей зримыми духовными действиями, как это было в день Пятидесятницы, когда народ собрался, пришёл в смятение, изумился и дивился чрезвычайным явлениям, слыша новое святое возвещение и получая в сердце умиление к обращению (Деян. 2, 6-7; 37). О, глубина премудрости и человеколюбия Божия (Рим. 11, 33)! Вот какова, по моему представлению, истинная конечная цель Бога при таких экстраординарных явлениях. Все ли они исходят именно от Бога, сразу сказать невозможно. Это выясняется с точностью только впоследствии, а непосредственно в момент соприкосновения с такими явлениями об этом рассудить нелегко. Но если плод добр и пребывает таковым неизменно, тогда и дерево должно быть добрым (Лк. 6, 44).  

http://bogoslov.ru/article/5207567

памятникам, как это находим в Schemoth rabba par. 45 к Исх.33:12. Wünsche 317 внизу: пророки в раю имеют только уготованную вечерю, но не видят награды праведников, согласно Ис.64:4 . Подобное же в вышеприведенном месте из Bammidbar г. р. 21, Wünsche 519, книзу Ср. Pesachim 119. b и Baba bathra 75.a. у Wünsche в Beiträge к эт. м. также Schoettgen, Horae hebraicae к эт. м. и Weber из Pesikta стр. 59. Тоже в Эфиоп. Книге Эноха, гл. 59 ст. 12 и 61, 17 по изд. Gtroerer " a. Prophetae veteres pseudepigraphi, и Dillmann, Das Buch Henoch. Вопреки чувственному представлению будущей жизни Р. Рав говорил (Berachoth, 17.а к концу. Holdschmidt. 62 строки 610): «в веке грядущем нет ни еды и питья, ни пложения и множения ( Быт.1:28 ), ни купли и продажи, ни зависти, ни ненависти, ни вражды, но праведники восседают, и венцы их на головах их и наслаждаются в блеске Шехины, как сказано: они видели Бога, и ели, и пили (Исх.24:11)». Ср. Мф.22:2930 ; 1Кор.6:13 ; Рим.14:17 . 585 Начальник воинского отряда в Капернауме, следов. находился на службе у тетрарха Антипы. Иосиф Флавий свидетельствует, что у Агриппы 1 войска состояли главным образом из Самарян и жителей Кесарии (Antiq. 19, 9. 1–2 Niese IV. 271 сл.), хотя во главе стоял Иудей Сила (19. 7. 1. Niese ib. 264 сл.) и телохранителями были Вавилонск. всадники (17. 2. 3 Niese ib. 75). Предполагать Самарянина в сотнике неудобно в виду его любви к народу иудейскому и его отношения к старейшинам иудейским ( Лк.7:26 ). Благорасположение сотника к иудеям дает возможность видеть в нем греко-римского язычника с универсально-гуманистическими воззрениями, и потому наиболее предрасположенного к христианству. Если бы сотник был «пришлец врат», то у евангелиста Луки следовало бы ожидать указания на это, – да и противоположение 1012 стихов потеряло бы свою силу. 586 У ев. Матфея исцеленный хотя и называется «πας – отрок», что может обозначать и сына (17:18 ср. Лк.8:51, 54 , – Ин.4:51 ) и слугу (14:2 ср. Лк.12:45 , – 15:26). Но на основании слишком будто бы сильной для слуги просьбы сотника (что за масштаб для определения душевных явлений по отношению к людям, стоящим в разных степенях близости кровной?) следует видеть здесь сына сотника, дабы через это поставить рассказ Матфея в противоречие с показанием Луки и, отожествив с повествованием Иоанна об исцелении сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:4754 ), внести противоречие во все евангельские рассказы и все их лишить исторической достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2Тим.2:9 . В коем, то есть благовествовании, терплю скорби и страдания, – не обиды только или бесчестие переношу, но и как злодея какого в узах переправляли меня из города в город и в цепях пересылали меня из страны в страну. Но хотя и со связанными руками привели меня в Рим, однако язык мой не могли связать, поскольку слово Божие не может быть связано. 2Тим.2:10 . Все пре терпеваю, дабы даже и благодаря узам моим, прияв обетование жизни во Христе Иисусе, избранные, кои слушают меня, получили себе славу, которая во Христе, то есть в день славы Христовой. 2Тим.2:11 . Верно слово, то есть справедливо то слово, что, если со умерли [вместе с Ним], и со оживем [с Ним]. 2Тим.2:12 . Если пре терпим пред гонителями, то... и сово царимся [с Ним] по кончине мира; – если отречемся или во время гонения или без гонения, и Он отречется от нас, как и Сам сказал: «если кто отречется от Меня пред людьми,.. и Я... отрекусь от него пред Отцем Моим на небесах» ( Мф.10:33 ). 2Тим.2:13 . Если не веруем, то этим мы не доставляем Ему никакого затруднения, ибо Он... верен... пребывает;.. отречься... Себя... не может. 2Тим.2:14 . Сие напоминай тем, коих ты поучаешь, и свидетельствуй им, – не пред людьми, но пред Богом, чтобы не спорили словами, кои ни к чему другому не приводят, кроме как к развращению слушающих. 2Тим.2:15 . По старайся же представить себя пред Богом достойным и верным, делателем непостыдным, чтобы смело и уверенно мог ты заблуждающихся исправлять словом истины. 2Тим.2:16 . А непотребных и мерзкогласных слов всех сект, чуждых премудрости Писания, удаляйся; поскольку таковые люди, благодаря нечестию своему, только еще более умножаются, то есть в виду их беззакония все беззаконники безумно устремляются в след их. 2Тим.2:17–18 . И речь их подобна язве, называемой раком, – или: как эта язва оказывается не поддающеюся лечению, так и они не приобретают здравомыслия от истинной веры; или: как эта болезнь изъедает и истребляет тела, так и эта секта извращает и сокрушает умы. И уже «отпали» от очевидной «истины», каковы суть

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В 6 и 7-м стихах Пророк описывает величие Еммануила, будущего избавителя и Спасителя народа Божия. Выше сказав о рождении Его от девы ( Ис.7:14 ) и о защищении им народа своего от нападения врагов ( Ис.8:10 ), здесь в Пророческом созерцании видит, что этот сын благословения родился, и в различных наименованиях Его показывает превышечеловеческое достоинство и царственные – Богоподобные качества Его. Ст. 6-й. Властию на раменах выражается естественное величие рожденного, что это отрок Порфирородный, который с царственным величием родится, и с рождением воспримет царственную власть, чтобы духовно царствовать над умами истиною, над сердцами правотой, над волями покорением закону Божию. Чуден, по изъяснению лучших Богословов, читается отдельно ( Суд. 13:18–19 ), чуден, как по своему происхождению, вечному по Божеству, девственному по человечеству, так и по всем Божественным деяниям. Бог крепкий, наименование, усвояемое Богу ( Втор.10:17 ; Соф.3:17 ; Ис.24:8 ) и Богу Израилеву ( Ис.10:21 ) означает, что это Богочеловек, Бог, Который, восприяв рождением и воплощением человеческое естество, явился на земле в смиренном величии и в величественном, святом, праведном и благодетельном смирении, дабы просветить людей истинным Богопознанием и показать им путь к жизни праведной и непорочной, с тем вместе мирной и благополучной. Отец вечности; отец веков не только имеющих последовать и последовательно совершать течение; но и веков прежде бывших, протекших; Он же посему есть Отец бытия времени, и творец бытия веков ( Ин.1:3 ) следов., творец и бытия мира и всех вещей, бытие которых не отдельно от бытия времени ( Евр.11:3 ). Князь мира. Мир на языке священном означает совокупность всех благ, из коих составляется во временной жизни здравие, благополучие всякое и внешнее внутреннее благоустроение в истине и добре, а в будущей блаженство ( Лк.2:14 ; Мф.10:12–13 ; Ис.14:2 ; Рим.14:17,19 ; 1Кор.14:33 ; Еф.2:14,15,17 ; Фил.4:7,9 ; 2Пет.3:14 ). Посему князь мира есть тоже, что верховный зиждитель всякого порядка, благоустройства, благочиния, виновник всякого успеха, совершенства, всякой радости, и земного и небесного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33–34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36–37) 475 . По словам Спасителя ( Мф.23:38 , Ин.15:25 ) и Его Апостолов ( Ин.2:17 ; Мф.27:23 ; Ин.19:28 ; Деян.1:20 ; Рим.11:9–10; 15:3 ) – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. – Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма ( Ин.2 ) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем ( Рим.15:3 ). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4,5,9,13,21,22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1:20 и на всем народе. Мф.23:38 ). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поскольку они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13и д. Ин.5и д. Рим.11:9–10 ; 2Пар.3:14 ). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12). Псалом 69. Молитва о помощи против врагов. Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2–12) и молитвы. Вторая часть Пс.39 -го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь 476 для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве. Псалом 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   Служение Духа Святого как Утешителя во всей полноте началось в день Пятидесятницы, после вознесения Иисуса (Деян 2:1—4). Иоанн Креститель предсказывал, что Иисус будет крестить в Духе (или Духом, как в Синодальном переводе, Мк 1:8, Ин 1:33), согласно ветхозаветному обетованию об излиянии Духа Божьего в последние дни (Иер 31:31—34, Иоиль 2:28—32). Это обетование повторил также Иисус (Деян 1:4—5). День Пятидесятницы ознаменовал начало завершающей эры мировой истории, которая продлится до второго пришествия Христа.    Для всех, кто пришел к вере в день Пятидесятницы и после него, принятие Духа в полноте новозаветного благословения стало одним из аспектов их обращения и нового рождения (Деян 2:38, Рим 8:9, 1 Кор 12:13). Все способности, необходимые для служения, которые позже проявляются в жизни христианина, должны рассматриваться как вытекающие из этого первоначального крещения Духом, соединяющего грешника с воскресшим Христом. Миссия Церкви в мире     Слово «миссия» (лат) буквально означает «посылание». Слова, которые произнес Иисус, обращаясь к Своим первым ученикам, а в их лице и ко всем Своим будущим последователям, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20:21 ср. Ин 17:18), все еще остаются в силе. Вселенская церковь и, следовательно, каждая поместная община и каждый христианин в ней посланы в мир для исполнения совершенно определенной и ясно изложенной задачи.    Эта задача имеет два аспекта. Первый и главный, это свидетельствование о Евангелии по всему миру, приобретение новых учеников и основание новых церквей (Мф 24:14, Мф 28:19—20, Мк 13:10, Лк 24:47—48). Церковь повсюду проповедует Иисуса Христа как воплотившегося Бога Господа и Спасителя и провозглашает Божье приглашение обрести жизнь через покаяние и веру (Мф 22:1—10, Лк 14:16—24). Образцом исполнения этой основной задачи является служение апостола Павла, основателя церквей и благовестника, возвещавшего благую весть всему миру, насколько позволяли ему силы и обстоятельства (Рим 1:14—29, 1 Кор 9:19—23, Кол 1:28—29). Второй аспект все христиане и, следовательно вся земная церковь призваны к делам милосердия и сострадания, бескорыстной любви к ближним, с сочувствием и щедростью откликающейся на всякую человеческую нужду (Мф 25:34—40, Лк 10:25—37, Рим 12:20—21). Сострадание было тем внутренним аспектом любви к ближним, который заставлял Иисуса исцелять больных, кормить голодных и учить невежественных (Мф 15:32, Мф 20:34, Мк 1:41, Лк 10:1), и те, кто стал во Христе новой тварью, должны следовать Его примеру. Совершая дела милосердия, христиане исполняют вторую великую заповедь, а также соучаствуют в том, что Спаситель превращает грешников в людей, любящих Бога и своих ближних (Мф 5:16 ср. 1 Пет 2:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

15–17. Не довольно исполнять один закон по страху наказания ( Евр.2:2 ), или по любви; надобно подражать Христу скорбями и терпением (терпением скорбей ( Мф.19:20, 21 ). 18. Всякое временное страдание, как бы оно велико ни было, облегчается и делается нечувствительным – когда мы живо представляем то блаженство, которое уготовано Богом, любящим Его ( 2Кор.4:17, 18 – 1Кор.2:9 ). Постоянное обновление жизни в природе в известные времена года служит указанием на будущее всех воскресение; и изменение всего тленного в нетленное ( 2Пет.3:13 ). 20–21. Все создано для человека, и все изменилось от него, и опять переменится для него ( Откр.21:5 – 22:1–5 ) в Господе Иисусе Христе ( Рим.5:12, 21 ). 21–22. Природа находясь в беспрестанной изменяемости или в борении жизни со смертью, как бы совоздыхает с нами, ожидая будущего обновления или воскресения ( Рим.8:21 сл. с 1Кор.15:41–42 ) сынов Адамовых. 23–24. В ком есть начаток Духа Христова (Духа Божия), тот, имея надежду на будущее усыновление ( Мф.25:34 ), и сам желает скорее разрешиться от уз греховного тела, чтобы быть со Христом в другом мире ( Флп.1:23 ; 1Кор.15:19 ). Среди разных скорбей мы не знаем, о чем и как нам должно молиться, но Дух Святый, подкрепляя нас в скорбях, Сам производит в нас молитву с неизреченными воздыханиями ( Лк.22:43–44 сл.). 28–29. Страдания, уподобляющие нас Иисусу Христу ( Рим.6:5 ), предназначены только любящим Бога ( Евр.12:6 ); а кого Бог любит, тому все содействует ко благу. Благая благим создана быша изначала, такожде и грешным злая. Сир.39:31 . 33–34. Одни только избранные Божии, разделяющие со Христом бремя страданий, или носящие Крест Его ( Мф.11:28, 29 ), удостаиваются ходатайства Его пред Отцем Небесным ( Ин.17:9 ). 35–39. По действию Духа Святаго ( Рим.8:26 ) в страдальцах Христовых любовь к Богу так крепка, что против неё не сильны никакое гонение или бедствие, никакой страх, никакое обольщение и никакие угрозы. Два рода любви к Богу: есть любовь, которая питается в сей жизни надеждой на будущее блаженство ( 1Пет.4:13 ), и есть любовь, которая в стремлении своем к Богу забывает блаженство не смотря ни на какие для Бога страдания; последняя любовь совершенно бескорыстная, чистая, небесная, излиянная в сердца наши Духом Святым ( 1Ин.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Если цитату приводит священный, богодухновенный автор или Сам Господь Иисус Христос, то и тут не нужно успокаиваться на этом, но следует тщательно исследовать, приведены ли ими слова чужого автора ради доказательства, в подтверждение какого-либо положения или сказаны просто мимоходом, для пояснения своей мысли или ради ее отграничения. Например, употребления цитат Самим Иисусом Христом в проповеди па горе Блаженств (Мф. 5, 21–22, 27–28, 31–32, 33–34) и в назаретской синагоге (Лк. 4, 17–18, 21), всякому видно, разнятся сильно между собою. Параллелизм в собственном смысле. Так как каждое слово состоит из двух частей — внешней оболочки, самого слововыражения, и внутреннего ядра, его смысла и значения, то и параллелизм бывает двух видов: один определяется внешним сходством слов, а другой — сходственным содержанием мыслей. Первым пользуются особенно тогда, когда для известного слова имеется в Библии одно или несколько подобных же выражений, но с пояснительным добавлением. Например, чтобы понять, в каком смысле апостол Павел в Рим. 9, 33 назвал Иисуса Христа Камнем, преткновения (λιθον προσκομματος), стоит только привести параллельное место с большим объемом содержания из Первого Послания апостола Петра (2, 7–8). Из сравнения обоих мест будет ясно видно, что Господь является камнем преткновения и соблазна для тех, которые противятся Его учению и не хотят веровать в Него. Другой пример: 2 Кор. 1, 21 (=1 Ин. 2, 20, 27), где объяснено, в чем состоит помазание, χρισμα. Второго вида параллелизм (по мыслям, предметам и действиям) приносит большую пользу при разграничении буквального и переносного смысла Божественного Писания. Так, из соотнесения Мф. 10, 38 с 2 Тим. 3, 12 видно, что в первой цитате слово крест надо понимать в переносном смысле; наоборот, в 1 Кор. 1, 18 то же слово надо понимать уже в буквальном смысле, как это показывают Ин. 19, 17–18 и Мф. 27, 39–44. Еще примеры: Деян. 2, 4 (=Мк. 16, 17); Мф. 8, 11 (о характере и форме загробного блаженства=Рим. 14, 17). Пользование параллельными местами, сходными по предметам, лицам и действиям, помогает по нескольким данным отрывкам и словам одной священной книги восстановить цельную историческую картину со всеми подробностями, заимствуя недостающие подробности из другой книги. Это объясняется тем, что библейские писатели, имея намерение дать рассказ о каком-либо священном событии и будучи знакомы с предыдущими трудами в этой области (Лк. 1, 3; 2 Петр. 3, 15–16), дополняют свое изложение новыми чертами относительно данного события, именно такими, которые опущены предшествовавшими авторами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010