Пострадавшие, знаете, о чем говорю; однако ж и всем подобает блюстись. Не коснися, ниже осяжи, – и не смотри на наготу свою, чтоб не подпасть под клятву Ханаанову. Ибо не другим падением пал столп оный пустынный, о коем говорил Антоний Великий, как этим, хотя премудрый отец и не высказал сего. Блюдите убо, како опасно ходите, да не смерть обымете. Бедный человек! Знаешь, что говорит Апостол: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24). Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этою плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет. 45. 1) Бесы увлекают чрез возбуждение страстей и губят: бороться надо. – 2) Пал? встань, оплакав и покаявшись: Господь исцелит. – 3) Послушаем гласа Его; не будем малодушны, вооружимся. – 4) Всего укорного в общежитии бегайте, а во всем требуемом преуспевайте. 49] 1) В чем исправим мы путь наш? В чем, если не в том, чтоб соблюсти словеса Божии и судьбы оправданий Его (Пс. 118, 9). Но кроме того имеем мы воистину непрестанную брань с миродержителями тьмы века сего; и велика и непресекаема их горечь против нас, как написано в «Лествице» (сл. 4, 35; 26, 126): они нападают, возмущают, мучат похотениями, щекочут подчревными движениями, возжигают пещь похоти, множат и разнообразят зло, – и напоения их смертоносны. Чем-нибудь из сего всяко уловляется бедный человек, если не внемлет себе: или завистию, – которая равняется убийству, – или тщеславием, или тайноядением, или сосложением с злыми помыслами: ибо и за это одно может пойти во ад пострадавшая сие душа. Но чем бы вообще из сказанного ни был кто уловлен, он уже не имеет Бога, не имеет и Царства Небесного, лишается Жизни Вечной, теряет радование бесконечное, наследует же огнь неугасимый, червя неусыпающего, тьму кромешную и сводворение с бесами. – Нам же, братие, да не будет пострадать что-либо такое; постараемся избегнуть сетей вражеских, будем крепко бороться, перетерпим огнь похоти, – и он всеконечно угаснет. Ибо всесильное мановение Божие не попускает сгорать нам в огне сем, если боремся, – и мы исходим в прохлаждение росою чистоты, славя Бога со свв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пострадавшие, знаете, о чем говорю; однакож и всем подобает блюстись. Не коснися, ниже осяжи, — и не смотри на наготу свою, чтоб не подпасть под клятву Ханаанову. Ибо не другим падением пал столп оный пустынный, о коем говорил Антоний Великий, как этим, хотя премудрый Отец и не высказал сего. Блюдите убо како опасно ходите, да не смерть обымете. Бедный человек! Знаешь, что говорит Апостол: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24). Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этою плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет. 1) Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят: бороться надо. — 2) Пал? встань, оплакав и покаявшись: Господь исцелит. — 3) Послушаем гласа его; не будем малодушны, вооружимся. — 4) Всего укорнаго в общежитии бегайте, а во всем требуемом преуспевайте. 49]. 1) В чем исправим мы путь наш? В чем, если не в том, чтоб соблюсти словеса Божии и судьбы оправданий Его (Пс. 118, 9). Но кроме того имеем мы воистину непрестанную брань с миродержителями тьмы века сего; и велика и непресекаема их горечь против нас, как написано в лествице (сл. 4, 35; 26, 126): они нападают, возмущают, мучат похотениями, щекочат подчревными движениями, возжигают пещь похоти, множат и разнообразят зло, — и напоения их смертоносны. Чем нибудь из сего всяко уловляется бедный человек, если не внемлет себе: или завистию, — которая равняется убийству, — или тщеславием, или тайноядением, или сосложением с злыми помыслами: ибо и за это одно может пойдти во ад пострадавшая сие душа. Но чем бы вообще из сказаннаго ни был кто уловлен, он уже не имеет Бога, не имеет и Царства Небеснаго, лишается жизни вечной, теряет радование безконечное, наследует же огнь неугасимый, червя неусыпающаго, тьму кромешнюю и сводворение с бесами. — Нам же, братие, да не будет пострадать что либо такое; постараемся избегнуть сетей вражеских, будем крепко бороться, перетерпим огнь похоти, — и он всеконечно угаснет. Ибо всесильное мановение Божие не попускает сгорать нам в огни сем, если боремся, — и мы исходим в прохлаждение росою чистоты, славя Бога со св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2. Но все это не поняли и не восприняли безумцы, бродящие во мраке; насмехаясь над нами в харчевнях и банях пред девчонками и блудницами, они заявляют: “Говорящие о двух волях во Христе утверждают одну волю благую, а другую — злую, одну — Божественную, а другую — диавольскую. Ведь каким образом можно вообще говорить о человеческой воле во Христе, когда Апостол изрекает: “плотская воля не покоряется закону Божию”, “плотская воля есть вражда против Бога” (см. Рим 8:7) 125 и “мы были некогда непокорны (Тит 3:3) , исполняя желания плоти (Еф 2:3) , ибо плотская воля есть смерть (см. Рим 8:6) ” 126 . Так лают на нас враги истины, словно псы, уподобляясь также “коням и мескам, им же несть разума” (см. Пс 31:9) ; они клевещут на нас, утверждая, будто мы говорим о двух лицах и ипостасях во Христе 127 , двух разделенных и противоположных свободных произволениях [Его]; будто мы отрицаем слово “Богороди­ца”, учим вообще о двойственности и разделенности Христа и провозглашаем два действия в Нем, благое и злое 128 . Подобной болтовней и клеветой они повредили народы, раскололи Церкви, смутили [целые] области, оскорбили веру, склонили к отпадению иереев, ввели в заблуждение монашествующих, запятнали владык, возмутили всех — всякий град, всякое селение и всякую епархию подвергнув гонению. Творя насилия и всяческие притеснения, которые не обрушивали на Церковь даже ариане, они ненавидят нас такой ненавистью, какой не имеют даже к иудеям, самарянам, манихеям, язычникам или вероотступникам, предпочитая скорее вступать в общение и соединяться с идолопоклонниками, чем с нами, говорящими о двух неделимых свойствах Христа; избирают скорее молиться с иудеями, чем с нами, исповедующими во Христе нераздельные божественную и человеческую воли и действия. Они не желают и не могут различить, что есть божественная и нетварная воля, а что есть богозданная и богодарованная воля нашей разумной души, [не ведая того, что] посредством этой воли осуществляется [все] благое и угодное воле божественной; наконец, [они не понимают], что есть плотская, диавольская и вещественная воля, которую порицают и отвергают и божественный Апостол и все [Священное] Писание.

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

И в этом своем ходатайстве за всех умерших православная церковь имеет пример Самого Господа Иисуса Христа и св. первомученика Стефана, молившихся за всех своих врагов (669 а –670 а ). 8) По мнению протестантов, православное учение о молитве за умерших во многом не согласно с христианским взглядом на оправдание человека. Так, а) оправдание наше совершается даром, по благодати Божией ( Рим.3:33 ); б) И. Христос принес преизобильное удовлетворение Богу за грехи всего мира ( Рим.5:20 ), и искупительная жертва Спасителя имеет бесконечную цену пред Богом-Отцем; в) поэтому «Христос един есть избавитель и искупитель наш. Тому единому сия честь подобает» (673 аб ). С этими мыслями, по мнению протестантов, не мирится православное учение о помиловании умерших, которое допускает и человеческое участие в деле оправдания и таким образом умаляет значение крестных заслуг Христовых и вносит двойственность в акт спасения. На все эти частные возражения «Камень веры» дает следующий ответ. Хотя в оправдании человека Бог даром подает ему спасающую благодать Свою, но не даром освобождает грешника от наказания временного (670 б –671 а ). Дело спасения людей, совершенное И. Христом, не исключает и человеческого участия в оправдании, подобно тому, как Божие промышление о граде ( Пс.126:1 ) не делает излишними человеческих забот о его охране. Хотя Христом и принесено достаточное удовлетворение о нас Богу, но не уничтожены совершению следствия прародительского греха в роде человеческом – разного рода бедствия и самая смерть. Наше участие в оправдании получает свою силу «от Крови Христовой» и имеет значение того средства, чрез которое мы воспринимаем и усвояем себе заслуги Христовы. Таким образом, труды и подвиги человека в деле спасения не отнимают цены у искупительной жертвы Христовой и не умаляют достоинства И. Христа, как единого Спасителя и Ходатая за нас пред Богом (671 а –675 а ). 9) По мнению протестантов, если человеку прощается грех , то вместе с ним отпускается и наказание. В ответ на это «Камень веры» говорит, что не всегда так бывает: «может Бог истязание от человека уже в благодати Божией сущего в награждение законопреступства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

126. С. 89/Ep. 175. 6-7), в «Ответах» упоминается правило 12 псалмов, к-рое читалось скитянами вечером и ночью (Отв. 74. С. 57, 58/Ep. 143. 30-33), и др. последования и молитвословия, совершавшиеся в киновии аввы Серида (см., напр.: Вопросоотв. 128/Ep. 178), в частности повторение отдельных стихов того или иного псалма, напр.: «Аз есмь червь, а не человек (Пс 21. 7)» (Вопросоотв. 153. С. 110/Ep. 62. 9). В то же время в «Ответах» постоянно подчеркивается, что в молитве важны не столько внешние условия, сколько внутреннее расположение (ср.: Отв. 438. С. 288/Ep. 441). Так же как и в совр. практике некоторых афонских обителей, преподобные отказывались дать вопрошавшим определенное молитвенное правило, они могли делать это индивидуально, но главная причина в том, что вся жизнь монаха сама должна стать непрестанным правилом. «Не желай получить от меня правила (διαταγν), ибо я не хочу, чтобы ты был «под законом, но под благодатью» (Рим 6. 14)»,- писал В. В. игум. Иоанну Миросавскому (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 17-18; ср.: Отв. 28). «Совершенные Отцы наши не имели определенного правила (καννος ρον οκ εχον), но в течение дня исполняли свое правило…» (Отв. 176. С. 131/Ep. 85. 19-20). Безмолвие Важное место в мировоззрении преподобных В. В. и Иоанна занимает учение о «молчании» ( σιωπ) и «безмолвии» ( συχα), к-рые являются своего рода «апофатическим путем» монашеской жизни. По наставлению В. В., авве Иоанну, готовившемуся к отшельничеству: «Если ты и едва и едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (Отв. 36. С. 27/Ep. 36. 17-19). Ввиду того, что оба старца избегали пользоваться классическими греч. терминами θεωρα и θεολογα, обозначавшими «созерцание», термин συχα помимо своего основного значения указывает на состояние духовной радости и на таинственное созерцание и познание Бога (Отв. 22. С. 17, 18/Ep. 22. 10-12, 26-27, 36-38; ср.: Hausherr 1937. Col. 1258, 1259). Безмолвию научает Сын Божий, вселяющийся в сердце того, кто устроил храмину своего внутреннего человека (ср.: Ин 14.

http://pravenc.ru/text/376982.html

1460. Богословская формулировка, восходящая к Новому Завету (1Кор. 8, 6; Рим. 11, 36; Кол. 1, 16; Евр. 2, 10) и широко употребляющаяся в триадологическом контексте отцами Церкви (с развернутым пояснением см., напр.: свт. Василий Великий. О Святом Духе, II, 4//SC 17, p. 111 Pruch e; PG 32, 73 B; Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 748 A; свт. Григорий Богослов. Слово XXXIX на Святые Светы, 12//SC 358, p. 172, 174 Moresch ini; PG 36, 348 AB; то же в Гомилии 1 свт. Кирилла Александрийского [PG 77, 985 D], цитированной в деяниях Третьего Вселенского Собора [ACO I, 1, 2, p. 98: 1–3 Sch wartz; Mansi 5, 180 DE]), особенно прп. Максимом Исповедником. Обычно в этой формулировке используется словосочетание ξ ο, но и употребленная Каллистом синонимичная замена φ ο также встречается, хотя и реже (напр.: свт. Епифаний Кипрский. Панарий, LXXVI, 37, 9//Vol. 3, p. 391: 18 Holl; PG 42, 597 D). 1461. Оставлен перевод Леонтьева; у Лосева здесь и далее: «через». 1462. См. выше, примеч. 5. 1463. Свт. Григорий Богослов. Слово XXXVIII на Богоявление, 11//SC 358, p. 126: 25–26 Moresch ini; PG 36, 324 А 15. Буквально тот же абзац в его Слове XLV на Святую Пасху, 7 (PG 36, 632 B 12). По контексту свт. Григория речь вполне может идти об уме, как и понял Каллист и как перевел Лосев. Перевод Леонтьева «он» (вместо «ум») лучше соответствует грамматике (не всегда соблюдающейся у Каллиста), но хуже контекстуально (В. Б., А. Д.). 1464. «… Ум есть беспредельный образ невидимого Бога, хотя и ограничивается телом, как говорит Великий Василий, и как достигает он крайних пределов того, что имеет образ, как Бог, промышляющий о мире, ибо ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден» (Кн. I, О шестом познании//Φιλοκαλα. 11782. Σ. 595=51991. Τ. 3. Σ. 53: 33–39; рус. пер. с. 103). Ср. со словами прп. Петра Дамаскина о скорее вреде, нежели благе, «иметь во время молитвы образ, цвет или помысел», со ссылкой на прп.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

4) Продолжая основополагающий тезис «человек сотворен по образу Божию», необходимо констатировать символическое присутствие «образа и подобия Божия» не только в духовной природе, но и в телесности человека. На это указывает прежде всего само Священное Писание, используя для обозначения целого человека как термин «душа» (Быт. 2:7; Быт. 17:14; Иов 7:15; Притч. 6:30; 1 Пет. 3:20; Деян. 3:23), так и «плоть» (Быт. 2:24; Быт. 6:12; Пс. 144:21; Ин. 1:14; Рим. 3:20). Развитие этого положения мы находим в святоотеческой традиции. В частности, читаем у блаж. Августина: «Не будет несообразностью сказать, что даже тело сотворено по подобию Божию» – как в наибольшей степени причастное Премудрости по сравнению с другими материальными сущностями [Цит. по: 2, с. 55]. Святитель Григорий Нисский обратил внимание на связь вертикального положения человеческого тела с «царственным достоинством» и «словесностью» с. 21]. Преподобный Максим Исповедник говорит, что уста человеческие «есть символ разума, в соответствии с которым все сопричаствующие ему [т.е. разуму – прот. О.М. ], как существа разумные, сращиваются с первым и единственным Разумом – Причиной всякого разума» с. 172]. Святитель Ириней Лионский также указывал на то, что «руками Отца, т.е. чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию… Совершенный человек есть соединение и союз души с плотию, которая создана по образу Божию» с. 455]. О включенности человеческого тела в образ Божий писал святитель Григорий Палама, считавший, что наша плоть «обладает такой близостью с Богом, что смогла даже соединиться с Ним в одну ипостась [во Христе – прот. О.М. ]» [Цит. по: 9, с. 200-201] . Святитель Филарет (Дроздов) в своих «Записках на книгу Бытия» приводит слова св. ап. Павла о теле, «сообразном телу славы» воплотившегося Богочеловека Христа (Флп. 3:21) с. 49]. Преподобный Иустин (Попович), говоря о присутствии образа Божия в теле падшего человека, обращается и к литургическому преданию – стихире восьмого гласа из «Последования погребения мирских человек», где говорится: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида» с. 126-127]. Один из ведущих специалистов в области православной биоэтики протопресвитер Иоанн Брек (John Breck) отмечает: «Для восточных отцов (как и для библейской традиции) душа составляет сердцевину личности (Быт. 1: 26-27; 2:7). В строгом смысле следовало бы говорить «я есмь душа», а не «я обладаю душой» с. 196]. Это понимание находит свое отражение и в повседневной речи, когда по-русски используются выражения «нет ни души» (никого), «подушная подать» (налог); напротив, в английском языке акцентируется телесность: nobody, somebody, anybody.

http://bogoslov.ru/article/5998365

Синонимами могут служить выражения: “природа человеческая”, иногда “греховная природа”, или “греховное естество”» (77: 249). 121 Для сведения: слово «страсть» в различных производных формах встречается в Синодальном издании канонической части Библии 17 раз: Ис. 13: 7 ; Иер. 2: 24 ; Иез. 23: 5, 9, 12, 20 ; Иак. 3: 17 ; 2Петр. 2: 14 ; Рим. 1: 26; 13: 13; 7: 5 ; Гал. 5: 24 ; Кол. 3: 5 ; 1Фес. 4: 5 ; 1Тим. 3: 8; 5: 21; 6: 4 . 122 «Не удовлетворить своему удовольствию в чем бы то ни было становится для бессловесных скорбью. Все это и тому подобное через скотское рождение вошло также и в устроение человека» (133: 60). 123 «… подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (протоиерей Николай Малиновский) (65: 248. Кн. 1). 124 Прп. Антоний Великий говорит: «Кто увлечен нечистыми похотями, тот пред Богом подобен скотам, лишенным всякого смысла, по слову Псалмопевца, святого пророка Давида (см. Пс. 48: 13 )» (цит. по 117: 55 со ссылкой на: Слово 6). 125 О понятии «грех» см. 51: 171–199; 33: 316–359. 126 «Человек оказался в ситуации дурного выбора: выбор зла стал для него “естественным”, тогда как по существу такой выбор является противоестественным для существа, созданного по образу Божию. В свою очередь, выбор добра перестал быть “естественным”: такой выбор (об этом выборе св. Иоанн Кронштадтский пишет: “Вера говорит мне: твоя жизнь — вера, надежда и любовь; а плоть и диавол говорят: нет, твоя жизнь — богатство мира сего”. 134: 307 — П. В. ) невозможен без особого усилия, а для его реализации требуется особая настойчивость и твердость» (7: 11). «Разум падшего человека потерял силу нравственного руководства над неразумными, страстными силами души, подчинился их беспорядочным движениям. Человек стал стремиться только к удовольствиям и избегать страданий и таким образом впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества, побуждавшей к борьбе за мирские блага, за средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Канонах св. апостолов, ни в 6-й гл. «Светильника...» Абу-ль-Бараката. Текст Парижской и Лондонской полиглотт соответствует тексту Bodl. 251; видимо, тот же перевод (или его редакцию) содержат рукописи Cair. Copt. Patr. Bibl. 75 (1691) и Cair. Copt. Patr. Theol. 286 (XVIII в.). Эта версия двусоставная: фрагмент Неем 1. 1 - 9. 27 переведен с древнеевр. оригинала неизвестным евреем между X и XIII вв. (впосл. отредактирован христианами по Пешитте), остальная часть - с сирийского в кон. XIII - нач. XIV в. Версия араб. Библии 1671 г. основана на рукописи Vat. arab. 468 и значительно отличается от версии полиглотт. Книга Неемии - последняя из канонических книг, к-рая вошла в издание Руфаила ат-Тухи. Евангелие от Иоанна. Лист из Четвероевангелия на копт. и араб. языках. 1663 г. (Lond. Brit. Lib. Or. 425. Fol. 116v) Евангелие от Иоанна. Лист из Четвероевангелия на копт. и араб. языках. 1663 г. (Lond. Brit. Lib. Or. 425. Fol. 116v) Наиболее сложной и запутанной является история араб. переводов Псалтири. Существует множество различных переводов и изданий ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 114-126). В К. Ц. наибольшее распространение получил мелькитский перевод (с греческого) антиохийского диак. Абдаллаха ибн аль-Фадла (XI в.), напечатанный в 1735 г. Абдаллахом Захиром и вошедший в состав римской Библии 1671 г. Копто-арабская Псалтирь в издании Руфаила ат-Тухи (1744) используется в основном коптами-католиками. Она была перепечатана в Лондоне (1826) без Пс 151 и Библейских песней. В К. Ц. более распространены издание 1897 г. Макария, архиеп. Асьютского, пересмотренное в нач. XX в. игум. Абд аль-Масихом Салибом аль-Масуди, а также издание Клавдия Лабиба (XX в.). Книга Иова в ряде каирских рукописей XVI-XVII вв. дана в переводе восточносир. происхождения, осуществленном в сер. IX в. в Багдаде Петионом (Фасьюном ибн Айюбом) с сир. языка и разделенном на 15 глав. Версии, вошедшие в состав полиглотт и рим. Библии 1671 г., зависят от Пешитты. Перевод на основе копт. версии сохранился в ряде поздних рукописей (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Не только природа и сущность Божия невыразимы в именах, но и Его свойства, поскольку они бесконечны. «А что Божие величие не имеет предела, о сем ясно гласит пророческое слово, проповедуя, что великолепию, славе, святыне Его несть конца ( Пс.144:3:5 ) 126 . Если же свойства Его (τ περ ατν) бесконечны, то гораздо паче Сам Он по сущности во всем, что Он есть, не объемлется никакими пределами и ни в какой части. Хотя истолкование посредством имени и речений значением своим объемлет сколько-нибудь подлежащее (свой объект), но беспредельное объято быть не может. Свойства Божия непостижимы не только потому, что бесконечны, но и потому, что они не отделяются от сущности Божией, а лишь различаются нами, когда как в Нем присущее (προσν), – то же, что и сущее (ν) 127 . «Итак поскольку Божество (τ Θεоν) превосходнее и выше всякого означения именами, то научились мы молчанием чествовать превышающее и слово, и разумение... Апостол Павел столько далек от мысли естество Божие признать доступным человеческому постижению, что и судове Божии называет неиспытанными и путие неисследованными ( Рим.11:33 ) и утверждает, что обещанное Богом любящим Его за преуспеяния в настоящей жизни выше постижения, почему невозможно сего ни оком объять, ни слухом приять, ни в сердце вместить ( 1Кор.2:9 ). Посему, дознав от Павла, смело утверждаем, что не только суды Божии выше силы покушающихся исследовать их, но и пути ведения доныне остаются непрохоженными и непроходимыми. Ибо сие, как думаем, намереваясь означить, апостол сказал, что неисследованы пути, ведущие к Непостижимому, показывая сим выражением, что оное ведение недоступно человеческим помыслам и никто еще не направлял своего разумения к такому разумному шествию, и не показывал следа и признака, что постижением своим приступил к непостижимому» 128 . Если уже учение о делах Божиих, по словам Евангелиста ( Ин.21:25 ), не может вместить весь мир, то коликие миры вместят повествования о Самом Боге всяческих, и тем более как вместит его человеческая мысль? 129

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010