1) В успокоении души, проистекающего «из свидетельства» доброй совести, которая не укоряет, а успокаивает человека ( 2Кор.1:12 ), и затем из благодатного приближения к Богу, Который успокаивает всех обремененных, приходящих к Нему ( Мф.11:28 ), и Сам вселяется в чистое сердце, делая из него Свою «обитель» ( Ин.14:23 ). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). 2) Второе сокровище – в духовной радости, или сердечном веселии, происходящем из предвкушения райского блаженства ( Лк.10:20 ), вечной награды: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ), а также из сознания того, что никто и ничто в мире не может отнять этой радости у любящих Бога: «радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). В сознании этой истины и ап. Павел восклицает: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:35–39 ). Отсюда понятно, что непобедимая радость пребывающих в любви Божией есть чудо милости Божией, потому что эта радость не покидает души человека среди бедствий, болезней, гонений и проч.; как три отрока в печи Вавилонской остались неопалимые среди ужасного огня, так и любящие Бога, чистые сердцем, пребывают в радости среди всех ужасов жизни, почему нам и заповедано: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес.5:16 ), «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ). Это чудо милости Божией явно, во очию исполнялось и исполняется на всех рабах Божиих. Так например, о святых апостолах засвидетельствовано, что когда они были избиты за проповедь Христа, то «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:41 ). Так и прославленный в наши дни преп. Серафим Саровский чудотворец, был всегда исполнен благодатной радости, почему и приветствовал всех радостно: «Христос воскресе!» и называл посетителей: «радость моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

58. Человек, обновленный Христом, живет обновленной природой, обновленным умом, сердцем и волей. Все эти три части души заквашены в нем закваской Духа Святого. Дабы все три одинаково вместили в себя троичную небесную любовь, которая " превосходит разум " . Потому апостол говорит о " новом человеке " , уподобившемся Христу. И поэтому же апостол говорит: " Старое прошло, теперь все новое " (2 Кор. 5, 17). 59. А чтобы древнее прошло, и новое стало; чтобы ржавые гвозди превратились в сверкающую сталь; чтобы гора всяческих нечистот, в которых погряз человеческий род, канула в бездну, для этого требовалась сила выше человеческой и безмерная любовь к творениям, самим себя презирающим. На земле не существовало ни такой силы, ни такой любви, ни такого мужества. Она должна была прийти с небес. И пришла. Ибо " Бог так возлюбил мир, что отдал и Сына Своего единородного, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3, 16). И вот сошел с небес Сын Божий, " Божия сила и Божия премудрость " , чтобы любовью Своей оживить омертвевший мир. 60. Дважды потряслась земля любовью Божией: первый раз, когда Он умер в муках на кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и смерти, а в другой раз, когда, освободив узников из ада, воскрес в сиянии и славе. Те два потрясения были и прошли. Но преображение сердец человеческих, разгоревшихся от пламени Его любви, продолжилось сначала через первых Его апостолов и жен-мироносиц, и далее, через весь сонм Его дальнейших последователей, сквозь все века и по всей земле. Распаленный любовью Христовой, прежний гонитель Его воскликнул: " Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа " (Флп. 3, 8). 61. Тот самый Савл-Павел пишет как бы молниями, а не пером: " Кто разлучит нас от любви Божией? Скорбь или теснота? или гонение, или голод? или нагота? или страх? или меч? Как написано: " За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание " . Но все сие мы преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8, 35-39). И ты знай, дочь моя, что все адские засовы падут перед человеком с такой любовью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1940...

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской). Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8). Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Давайте почувствуем Христа своим Другом! — Предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы — друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу. Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня». Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделенными от Него, даже когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас. Друг — это тот, кого ты уважаешь (севасмо)… Если мы по — настоящему любим Христа, у нас нет страха потерять уважение (севасмо) к Нему. Здесь имеют силу следующие слова апостола Павла: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота… я уверен, что ни смерть, ни жизнь… ни высота, ни глубина… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35, 38–39). Это высшая, единственная связь души с Богом, которую ничто не разрывает, ничто не устрашает, ничто не колеблет. Разве это не правда? Ведь это несправедливо! Евангелие говорит, образно, конечно, о том неправедном человеке, который окажется там, где плач и скрежет зубов (Мф. 8,12; 13, 42) — Напомнил старец. — Это прадва, потому что вдали от Бога — все так и есть. И из святых отцов Церкви, писавших о трезвении, многие говорят о страхе смерти и ада. Они говорят: «Имей непрестанную память о смерти». Если над этими словами глубоко задуматься, то они произведут страх ада. Человек, стараясь избежать греха, размышляет над этим, чтобы душа возобладала над грехом из — за страха смерти, ада и диавола. Все имеет свой смысл, время и место. Понятие страха хорошо для первых шагов. Он — для новоначальных, для тех, в ком живет ветхий человек. Новоначальный, который еще не утончился, не приобрел чуткость сердца (лептинфи), удерживается страхом от зла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не може отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35,37–39 ). «О, – восклицает тот же Ростовский святитель, – сколь велик и не угасим пламень любви к Богу святого Павла! Хорошо сказано в Песни Песней: Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее (8:7). Итак, вот где Павел святый есть» (Там же). Хотя святой Павел называл себя меньшим из апостолов и хвалился только немощами ( 2Кор.12:5 ), но потрудился больше всех ( 1Кор.15:10 ). Он, по свидетельству святителя Григория Богослова , за всех ратоборствовал, за всех молился, о всех ревновал, за всех воспламенялся. «Он дерзал на нечто большее за братии своих по плоти. Павел молит, по любви своей к братьям, чтобы они вместо него приведены были ко Христу. Какое величие души, какая горячность духа!» ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 1. М., 1889. С. 41). Свое апостольское служение святые апостолы Петр и Павел прошли с такой ревностью, какая может быть понятна лишь тем, кто помнит, что через их волю действовала всесильная благодать Божия. Их мысль была занята одним – как можно лучше выполнить своё земное призвание. Горе нам, – обращались они к своей совести, – если мы не благовествуем, если мы не соответствуем, не отвечаем возложенным на нас обязанностям ( 1Кор.9:16 ). Всей чистой душой они желали, чтобы повсюду прославлялось имя Христово, чтобы все люди пришли ко Спасителю. Исполненные этих мыслей и желаний, они не останавливались ни перед какими опасностями. Никакие земные ужасы, придуманные человеческой жестокостью, – раны, удары плетьми, побиение камнями; заключение в тёмные, сырые и душные подземелья, – не ослабили их живого и всегда бодрого духа. Мы безумцы Христа ради, – свидетельствует святой апостол Павел. – Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим ( 1Кор.4:10,12–13 ); в страданиях радуемся ( Кол.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры    Воссоздание спасительного настроения любви к Богу и ближним ни в одном христианине не проходит без страдальческого борения со страстями. Уже самый обет всех без исключения христиан в Таинстве Крещения — быть верными Господу своему — есть обречение ими себя на болезненное, целожизненное умирание многостороннему самолюбию. Дух каждого из них оживает в Крещении для жизни по закону самоотверженной любви, а «душа и тело еще живут греху. Надо и их сделать мертвыми ему» борьбою и препобеждением греховных представлений, самоугодия, услаждения телесных чувств и полчища страстей. «От борьбы с собою новая жизнь похожа на рабство и несение ига».    В этом смысле мученичество есть общий жребий всех спасающихся в Церкви во всякое время. Неизбежность и общеобязательность мученической формы жизни составляет основную тему нравственно-аскетического учения Библии, святых отцов, пастырей и учителей Церкви.     «Кто не берет креста своего, читаем в Библии, и следует за Мною (Христом), тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:38—39). «Кто погубит душу свою, тот сбережет ее» (ср. Мк.8:35). «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). «Мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы... нам ходить в обновленной жизни. Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе» (Рим.6:4, 6, 8, 11).    Погублять свою душу, по завету Христову, — то же, что умерщвлять в себе самолюбие, раздвоившее нашу волю на боголюбивую и себялюбивую. Умирающий самолюбию не исполняет страстных похотений, отвергает греховные сочувствия, не допускает плотских грехов, ненавидит чувственные услады и терпит горечь самостеснения. Такую силу самоотречения сообщает ему благодать Святого Крещения. После того он и во всю последующую жизнь обязан отсекать соблазнительные греховные предложения страстей. Все его достоинство выражается мерою готовности на безусловные и безжалостные к себе жертвы ради богоугождения. Страдание своей глубиной измеряет глубину подрыва в каждой христианской душе и теле корней самолюбия. Чем более кто стесняет в себе чувственные влечения, тем более отрешается от земных пристрастий и свободнее прибегает к Богу. Но отречение от греха в пользу добра и создает страдание и внутреннюю скорбь. Жертвоприношение личной свободы одному Богу по болезненности своей иногда равняется пролитию крови. Особенно тоскливо ощущают подвижники свою временную богооставленность и отрешение от привязанностей к любимым земным предметам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

" Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе " (Рим. 8, 35, 38-39). Перечисляя то, что не может отлучить нас от любви Христовой, апостол Павел не делает уточнения: мол, Ангелы не смогли бы нас отлучить, а вот налоговые коды или надпись с " тремя шестерками " смогут. По учению Церкви не внешний знак отлучает нас от Христа. О внешних знаках богоборчества сказаны слова, уже приведенные выше: " Идол в мире ничто " (1Кор. 8, 4). Беда, если человек внутренне прилепляется к этому знаку. Беда, если человек внутри себя водворяет идола. Беда, если человек свой внутренний мир уже соделал таким, что внешний знак богоборчества лишь проявляет ту тайну беззакония, что уже давно совершилась в его " сокровенном сердца человеке " (см.: 1 Пет. 3, 4). Неопасно христианину пройти мимо языческого идола. Неопасно даже зайти в языческое капище, если в сердце он творит молитву ко Христу . Опасно, если человек заходит в храм Христов, а в сердце своем в эту святыню проносит идолов - свои житейские попечения, свои греховные страсти. Если мы будем считать, что средства электронного контроля за поведением человека сами по себе определяют поведение человека, то мы впадем в грех кощунства. Кощунственным здесь будет убеждение, будто столь мала богообразная свобода, дарованная нам Творцом, что ее может отобрать какая-то пластиковая карточка или компьютерная операция. Сугубым кощунством является и суеверное представление, предполагающее, что будто бы некая внешняя операция, совершенная над человеком, может отлучить его от Христа. Неужели у компьютеров (каких бы то ни было) есть власть изгонять Христа из души человека, который сам вовсе не собирался отлучать себя от Христа? Если человек сам не отрекается от Христа, то никакие чары и компьютерные манипуляции не могут выгнать Христа из его души. Или мы будем полагать, что компьютерные коды и налоговая полиция имеют власть над Христом и смогут сами по себе решать - где будет царствовать Христос, а где - антихрист?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

...Пока, наконец, тишина ночного сада не разорвалась Его молитвенным воплем: «Не Моя воля, но Твоя Да будет!» ( Мф.26:39 ; Мк.14:35,36 ; Лк.22:42 ; Флп.2:8 ; Евр.5:7–9 ). А с чела Его па землю крупными каплями скатывался Кровавый Пот. Земля была готова поглотить вместе с теми каплями и Источавшего их. А Он был готов уйти в неё. Воистину, Он ел Хлеб исполнения воли Отца до возвращения Своего в землю. Исшедший из Вифлеемской пещеры теперь уходил в Гробную. ...А на землю падали капли Пота. В них был весь пот Адамов, весь пот рода человеческого. Все муки и труды Адамова пота ощутил в себе и перенес второй Адам, Божественный Сын и Сын Человеческий. …«И был пот Его как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). Пот Адамов не мог быть искуплён таким же потом. Пот второго Адама растворен Кровию. Только Кровавый Пот мог искупить обычный пот согрешивших. То был Пот Гефсиманского Страдальца. ...А в бесконечных просторах Космоса нёсся шар Земли. На него падали капли Кровавого Пота, искупившего пот согрешивших. И шар Земной уносил эти драгоценные Капли навстречу открывающимся ему бесконечным пространствам. О чем ещё страждешь, Христе, Божественный Сыне и Сын Человеческий? Шипы Тернового Венца Они вонзались в Чело Великого Страдальца, Божественного Сына и Сына Человеческого. Они источали из Главы Его Кровь. Вместе с Терновым Венцом «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём» ( Ис.53:4–5 ; Мф.8:17 ; 1Пет.2:24 ; Рим.4:25 ). По Терновому Венцу били тростию, и терния всё глубже вонзались в Страждущую Главу. Ах, терния, откуда взялись вы? Как оказались вы на Челе Лучшего из сынов человеческих?.. ...И опять Эдем. Согрешившему Адаму говорит Бог: «Проклята земля за тебя: со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ). Вот откуда взялись тернии, эти страшные шипы! По велению Божию при творении мира земля произрастила зелень, траву и деревья благие ( Быт.1:12 ). Терниев не было. Человек был создан как венец творения. Но он согрешил. И его грех извел из земли терния и волчцы. Это проклятие земли за грех Адамов. И это проклятие берёт на Себя второй Адам. Венец из терниев увенчал Его Чело, и шипы терниев ранят Его, вонзаются. По Терновому Венцу бьют тростию. Всё глубже страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него. Послушай, что Он сказал Петру: " Возврати меч твой в его место " (Мф. 26, 52) (43, 149). Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому. Святитель Иоанн Златоуст (43, 169). Непозволительно гневаться как без причины, так и по основательной причине, ибо это воспрещено Господом. Преподобный Нил Синайский (49, 164). Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Иосиф 53, 453). " Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " ,-говорит Господь (Мф. 5, 22). Не гневайся ни на одного человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен: " Ибо гнев человека не творит правды Божией " ,- говорит апостол (Иак. 1, 20). " Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), говорит апостол.- Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас " (Еф. 4, 31-32). Остерегайся даже и ненапрасного гнева, чтобы не помутить яростью своего душевного ока: " Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих " (Пс. 6, 8). Отнюдь не должен ты ни на кого ни за что гневаться, за исключением лишь случая, если бы кто отлучал тебя от Бога и любви Его. Если же никто не отлучает тебя, напрасно гневаешься. Но, как говорит апостол, от Бога и от любви Его никто отлучить не может, не только человек, но и скорбь, и меч (Рим. 8, 35, 39). Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

« Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » (1 Пет. 2:21). Впрочем, как бы ни был труден путь, которым надлежит нам идти в след Господа, мы должны всегда ободряться мыслью, что « Бог … не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести » (1Кор. 10:13). Искушен был Иосиф и поставлен первым после Фараона в Египте; искушен был Иов и награжден более прежнего. Но не одна земная награда посылается несущим крест Христов, « где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой » (Иоан. 12:26). Эта небесная и вечная честь более всего должна ободрять нас на пути самоотвержения и креста. « А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » (Рим. 8:17). Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (ст.34). 1. Истинный последователь Христов должен отвергнуться себя. Без некоторого самоотвержения невозможно следовать и за земным учителем, чтобы научиться земной мудрости. Ученик, если желает быть достойным учеником, должен ввериться руководству своего учителя, жертвовать для него своим временем, подчинить ему свой разум и волю, хотя бы он хотел и думать и делать не то, что угодно учителю; должен, одним словом, отвергнуться себя ради своего учителя и учения, и только тогда будет достойным учеником. Тем более без самоотвержения нельзя быть достойным последователем Иисуса Христа и научиться небесной мудрости. Истинный ученик Христов должен всецело предаться своему божественному Учителю и Господу. Должен отвергнуть безмерную любовь к самому себе, как несовместимую ни с любовью к Богу, которая должна быть беспредельной (Мат. 22:37), ни с любовью к ближним, которая должна быть равносильна любви к себе (Мат. 22:39). Должен отвергнуться пристрастия к мирской славе, богатству, удовольствиям плоти. Он должен поистине пожертвовать душой своей ради Христа и Евангелия (Мар. 8:35).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010