Впрочем, для чего говорить о малом, умалчивая о великом? Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал обращаться и жить вместе с людьми, чтобы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное познание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Ею пламенея, Павел произнес небесные слова: «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Презрев же это, как ничтожное, он присовокупил к этому еще гораздо большее. «Ни смерть, – говорит он, – ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Поэтому ничто не могло отлучить (от любви Божьей) этого блаженного, горевшего любовью: ни небо, ни земля, ни море, ни Царство Небесное, ни адские муки; все презирал он ради Христа. Если же мы посмотрим и на остальных святых, то увидим, что все они угодили Богу любовью. 2. Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастья, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого, как говорит книга Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32, 35 ). Таким образом, есть ли какая стена, столь твердая, столь укрепленная совокупностью огромных камней и столь недоступная для нападений врагов, как общество любящих друг друга и связанных между собою единодушием? Оно отражает самые козни дьявола, и весьма естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Могу ли достойно любить Тебя? О, беспредельная Любовь! О, сладчайший Спаситель мой! Люблю Тебя и хочу любить всем сердцем и всею душою во все дни и часы моей жизни! Ибо Ты мой Бог, Ты мой Творец, Ты мой Спаситель, Ты мой Свет во дни и в ночи, Ты моя Радость и в радости и в скорби, Ты моя Надежда и в жизни, и в смерти и по смерти. Восклицай с апостолом: Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует о нас. Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 34—35). Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39). Молитва Вера, надежда и любовь суть корни молитвы. Если корни эти в силе, то молитва сама собою возбуждается внутри и раскрывается вовне; ибо как свежие корни, питаемые теплотою и влагою, сами естественно дают росток, так и душа, увлажняемая этими добродетелями, необходимо молится. Только давай свободу и направление ее молитвенным движениям. Когда рассматриваешь великие дела Божии, не располагается ли дух твой к удивлению и благоговению пред величием Божиим? Поддержи эти расположения, удивляйся дивным делам Божиим, прославляй всемогущего Господа, «все премудростью сотворившего» (Пс. 103, 24) и «носящего все словом силы Своей». Когда исчисляешь бесконечные благодеяния Божии, являемые всему роду человеческому и тебе, не возбуждается ли в сердце твоем чувство признательности и благодарности к небесному Благодетелю? И благодари Господа сердцем и устами, и поклоняйся Ему духом и телом. Представляя величайшие благодеяния Христа Спасителя, Его сошествие на землю, все подвиги земной жизни, страдания и смерть, подъятые для спасения всех и каждого, следственно и для твоего спасения,— не горишь ли желанием получить радость спасения, не пылаешь ли огнем молитвы к Подателю этой радости? Так молись Христу Спасителю, сокрушившему силу смерти и показавшему путь в царствие небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Повторим: обо всем этом нам свидетельствует Христова Голгофа и Его страдание, осиянное светом и светозарной Тайной Его Воскресения. Вот почему мы покланяемся Кресту Христову и Воскресение Его славим! Вот почему Крест и страдание Его становятся победой над смертью и лекарством бессмертия, источником воскресения и жизни вечной. То, что кажется бессмысленней всего, становится источником глубочайшего смысла. В этом тайна Христова Воскресения как закваски новой жизни. Люди мира сего непрестанно говорят об общественных реформах и пытаются создать «нового человека». Основывая перемены на изменении «вещей ничтожных» и на поверхностном приспосабливании к духу века сего, без восприятия живоносного огня Воскресения Христова, который соединяет, обновляет и увековечивает все, к чему прикасается, они и сами становятся пленниками ничтожного и преходящего. Таковые хотели бы реформировать и Церковь, пребывая в заблуждении, что она подобна земным, человеческим организациям, которые, для того, чтобы сохраниться, должны постоянно изменяться и приспосабливаться. Между тем, Церковь измеряет жизнь всемогущим мерилом Христова Воскресения и осиянного им человеческого достоинства. Как таковая она никогда не перестает обновлять каждого человека приходящего в этот мир и призывать все народы и все области и структуры человеческой жизнедеятельности к непрестанному усовершенствованию и изменению к лучшему. Имея божественную безграничность для измерения всего земного и человеческого, она не только призывает людей и народы к постоянному усовершенствованию и возрастанию «в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4,13), но подает им, силой Воскресения, и силу к таковому безграничному возрастанию. При этом, наделяя все вечным смыслом и значением, Церковь не позволяет, чтобы она была чем-то ограничена и стеснена в осуществлении своей божественной миссии. Ей не чуждо ничто человеческое, но одновременно ничто человеческое не может обладать ею. Ни земная жизнь, ни смерть, ни время, ни то, что делают люди во времени и что ими обусловлено: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим 8,35–39). Служа одному народу, Церковь старается быть светом для всех народов и всех людей, в стремлении превратить все народы в один Народ, Народ Божий, да будут все едино, как едины Отец с Сыном и Духом Святым (ср. Инн 17,21). Отсюда, по слову того же Апостола, в Церкви «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер. И воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над живыми и над мертвыми» (Рим 14,8–9).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святой Григорий Великий , объясняя, почему Бог разрешил верующим ловить и вкушать рыбу, «у которой есть перья и чешуя (пойманную. – О.С.) в воде, в морях ли, или реках» ( Лев.11:9 ), писал: «Рыб, которые не имеют плавников, запрещается употреблять в пищу верному народу. Потому что рыбы, которые имеют плавники и чешую, имеют обыкновение выпрыгивать над водою. И что иное прообразуется под видом рыб с плавниками, как не избранные души?... в стремлении к небесному умеют совершать прыжки, чтобы посредством созерцания достигнуть вышних, хотя и вновь соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти» 288 . То есть какие бы моря или реки греховные не поглотили и унесли тебя в свои адские водовороты, если ты способен хотя бы на мгновение в «прыжке» отчаяния, как пишет Григорий Великий , оторваться от них (своих грехов), то от внимания Христа это не ускользнет. И если даже наши души «соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти» , они уже отмечены Богом в желании порвать с прежней греховной жизнью. Данный текст показывает, что оправдание не лежит в плоскости исполнения Закона (не получится не соскользнуть), но, напротив, в плоскости БЛАГОДАТИ. Сказано об устойчивости спасающихся благодатью: «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:39 ); и еще: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:33–35 ). Посему отцы XVI Карфагенского Собора (1 мая 418 г.) учили: кто не верует в благодать спасающую – приводящую нас к купели Крещения, милующую нас в Таинствах Церкви и прощающую нас в Таинстве Покаяния, даже при чтении молитвы «Отче наш» святыми и нами до момента нашей смерти, – да будет анафема 289 . Особенно выразительно по рассматриваемому нами вопросу Правило 7, зачитаем его целиком: «Было решено так: всякий, говорящий, что в молитве Господней святые говорят: “И прости нам долги наши” ( Мф.6:12 ) не за себя, поскольку они не нуждаются в том, чтобы просить об этом, но за прочих из своего народа, которые согрешают, и что потому всякий святой не говорит: “Прости мне долги мои”, а говорит: “Прости нам долги наши”, что и подтверждает, что праведник просит более за других, чем за себя, да будет отлучен от сообщества верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Согласно этому отношению между жизнью земной и загробной в известной притче о богаче и Лазаре Авраам представляется говорящим первому: между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк.16:26 ). Речь идет здесь, по-видимому, только о пространственном перемещении, но так как в Писании с пребыванием в различных пространствах тесно соединяется мысль о таком или ином состоянии душ, то мы можем из приведенных слов делать выводы и относительно возможности изменения участи душ за гробом. О праведниках говорится, что они не могут перейти в место мучений, исключается, таким образом, решительно всякая возможность падения. Препятствием к перемене местопребывания и состояния служит великая пропасть 251 , под которою разумеется, конечно, не действительная пропасть, или какая-либо материальная преграда, «ибо бесплотному и духовному какой труд перелетать бездну, даже и самую широкую» 252 ? Нельзя также понимать под невозможностью и внешнее принуждение пребывать в постоянном единстве с Господом, потому что это уничтожало бы свободу души. Является, таким образом, необходимость видеть здесь невозможность внутреннюю, состоящую в том, что душа сама не может отступить от того, что познано ею, как высшее благо и безусловная истина. Еще здесь на земле человек, по слову Писания, может постепенно приближаться к такому состоянию, при котором он не может отпасть от единения с Богом и сделаться Его противником. Апостол приписывает такое состояние «рожденным от Бога» ( 1Ин.3:9 ; 1Ин.5:18 ), т.е. таким людям, которые совершенно возродились к новой жизни в Боге. Кто отлучит нас от любви Божией, взывает св. Апостол Павел: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ( Рим.8:35 ) и, находясь еще в сей жизни, с решительностью отвечает: я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе Нашем ( Рим.8:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

225 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:35–39 ). Во многих рукописях начало этого отрывка звучит так: «Кто нас отлучит от любви Христовой?» (τς μς χωρσει π τς γπης το Χριστο). 226 Именно на такой текст ссылается Иоанн Златоуст : «И показав великую о нас заботу свыше... как бы приведенный в восторг этим неизреченным Промыслом, восклицает: “кто отлучит нас от любви Христовой?” И не сказал: “Божьей”. Так для него нет различия между наименованиями Христа и Бога». 227 Это же чтение встречается у ряда других раннецерковных авторов, во многих древних переводах, в византийских лекционариях. По мнению издателей критического текста Нового Завета, данное чтение лучше согласуется с предыдущим стихом: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). 228 Чтобы оценить автобиографичность слов Павла о любви Христовой, надо сравнить их с описанием обстоятельств, при которых протекало его миссионерское служение, в двух Посланиях к Коринфянам. Среди испытаний, выпадавших на его долю, Павел перечисляет: голод и жажду, наготу и побои, злословия и хулы ( 1Кор. 4:10–13 ), притеснения, отчаянные обстоятельства, гонения ( 2Кор. 4:8–9 ), бедствия, нужды, тесные обстоятельства, удары, темницы, изгнания ( 2Кор. 6:4–10 ), избиения палками и камнями, кораблекрушения, опасности на реках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в городе, в пустыне, на море, между лжебратиями, изнурение, стужу ( 2Кор. 11:23–27 ). Все это, утверждает Павел в Послании к Римлянам, он терпит ради «любви Христовой», или «любви Божией во Христе Иисусе». Два эти выражения для него синонимичны: любовь к Богу он не отделяет от любви ко Христу и не мыслит одну любовь без другой. Решающим для его собственной судьбы стал его опыт откровения Христа на пути в Дамаск – опыт, перевернувший его жизнь, в одночасье превративший его из гонителя Христа в Его пламенного ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

34. В этом псалме Давид призывает праведного не гневаться при виде благоденствия нечестивых и особенно подчеркивает непрочность их положения и неизбежность их падения: " будущность нечестивых погибнет " , праведные же " наследуют землю " . 35. Речь идет о еврействе, сыгравшем большую роль в революции и гонениях на Церковь. 36. В данном случае - Иоанна Богослова; именами Воанергес, то есть " сыны Громовы " , нарек братьев апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, сам Иисус Христос (Мк.3:17). " Значение имени, данного Иоанну, полнее всего раскрывается из Апокалипсиса, где он является слышателем и вестником небесных громов " (Прот. Сергий Булгаков. Святые Петр и Иоанн. Два Первоапостола. Paris, YMCA-PRESS, 1926. С.47). 37. " Сонмище сатанино " - Откр.2:9; 3:9. 38. Рим.11:33. 39. Слово 2-е (О думающих оправдаться делами), §65//Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.34. 40. Пс.104:7. 41. Там же, §66. С.34. 42. " Исаак Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний " (Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову//Полн. собр. соч. Т.1. М., 1911. С.119). 43. Слова подвижнические, 56//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.282. 44. Там же. С.222. 45. Мф.16:18. 46. " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет " (Ин.12:32-33). " Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше " (2Кор.1:5). " ...Мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться " (Рим.8:16-17). " Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1:24). " ...Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас " (2Тим.2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Начать нужно с того, что сама «еврейская» тема для апостола Павла была в высшей степени волнительна: вспомним, как пламенно он говорил и писал о своем иудейском происхождении (и в национальном, и в религиозном отношении), которое определило всю его жизнь и, главное, привело ко Христу. Неудивительно, что рассматриваемый нами экскурс начинается с самого, наверное, эмоционального во всем Рим. восклицания: 2 ... великая для меня печаль и непрестанное мучение [ЕК: непрекращающаяся боль] сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян... (Рим. 9, 2-4). «Замечательно, однако, что выражая свою готовность быть отлученным от Христа ради иудеев, ап. Павел пользуется оборотом, который служит для передачи неисполнимого пожелания: он знает, что его желание не претворится в дело — знает потому, что никто и ничто не может отлучить его от Христа» (ср. вплотную примыкающий к этим словам гимн любви Божией во Христе, от которой никто и ничто не может отлучить, 8, 35-39). Здесь можно привести и параллель из Ветхого Завета: Моисей, видя богоотступничество народа Израиля, впавшего в идолопоклонство, так ходатайствует о нем перед Богом: Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32, 32). Печаль и «непрекращающаяся боль» Павла понятна не только по личным мотивам (потому что иудеи — братья ему по плоти), но и по причинам богословским: ведь им 4 принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог (9, 4-5). «Сущность проблемы заключается в молчаливом противоположении; бесспорным преимуществам и непреложным обетованиям противостоит факт отпадения. Этот факт апостол старается осмыслить. Он подходит к нему с трех сторон. Три его ответа взаимно друг друга дополняют. Только во всей совокупности они выражают мысль апостола. Изолировать какой-нибудь один из этих ответов и представлять его, как учение ап. Павла, значило бы не понять его мысль. Не останавливаясь на частностях, можно сказать, что в существующем делении на главы три ответа ап. Павла, вообще говоря, отвечают трем главам его философии истории» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Начать нужно с того, что сама «еврейская» тема для апостола Павла была в высшей степени волнительна: вспомним, как пламенно он говорил и писал о своем иудейском происхождении (и в национальном, и в религиозном отношении), которое определило всю его жизнь и, главное, привело ко Христу. Неудивительно, что рассматриваемый нами экскурс начинается с самого, наверное, эмоционального во всем Рим. восклицания: 2 ... великая для меня печаль и непрестанное мучение [ЕК: непрекращающаяся боль] сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян... ( Рим. 9:2–4 ). «Замеча­тельно, однако, что выражая свою готовность быть отлученным от Христа ради иудеев, ап. Павел пользуется оборотом, который служит для передачи неисполнимого пожелания: он знает, что его желание не претворится в дело – знает потому, что никто и ничто не может от­лучить его от Христа» 454 (ср. вплотную примыкающий к этим словам гимн любви Божией во Христе, от которой никто и ничто не может отлучить, 8, 35–39). Здесь можно привести и параллель из Ветхого Завета: Моисей, видя богоотступничество народа Израиля, впавшего в идолопоклонство, так ходатайствует о нем перед Богом: Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал ( Исх. 32:32 ). Печаль и «непрекращающаяся боль» Павла понятна не только по личным мотивам (потому что иудеи – братья ему по плоти), но и по причинам богословским: ведь им 4 принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог (9, 4–5). «Сущность проблемы заключается в молчаливом противополо­жении; бесспорным преимуществам и непреложным обетованиям про­тивостоит факт отпадения. Этот факт апостол старается осмыслить. Он подходит к нему с трех сторон. Три его ответа взаимно друг друга дополняют. Только во всей совокупности они выражают мысль апо­стола. Изолировать какой-нибудь один из этих ответов и представлять его, как учение ап. Павла, значило бы не понять его мысль. Не оста­навливаясь на частностях, можно сказать, что в существующем деле­нии на главы три ответа ап. Павла, вообще говоря, отвечают трем главам его философии истории» 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Не бей никогда никакого человека, особенно безвинно, дабы он, не снесши оскорбления, не согрешил тяжко. Тогда ты никак бы не избежал обличения от совести, которое всегда будет причинять тебе печаль во время молитвы и отвлекать ум от дерзновения к Богу. Избегай приносящих тебе соблазны подозрений на какого то бы ни было человека. Допустившие таковые «не ведают пути мирного» ( Рим.3:17 ), который через любовь ведет к познанию Бога. Тот еще не имеет совершенной любви, кто располагается по качествам людей, одного любя, другого ненавидя за то или другое; или одного и того же человека иногда любя, иногда ненавидя по тем же причинам. Совершенная любовь не разделяет людей по различным их качествам, но всегда всех человеков равно любит. Любить добродетельных как друзей, а прочих как врагов, благодетельствуя им, долготерпя приключающееся от них, отнюдь не мысля зла и даже страдая за них, когда того потребует случай, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями. Но если это невозможно, то, по крайней мере, она (совершенная любовь) не отступает от своей готовности к тому, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш Иисус Христос , являя свою любовь к нам, пострадал за все человечество и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя, впрочем, каждый сам себя делает достойным или славы, или муки. Неравнодушный к славе и бесславию, к богатству и убожеству, к радости и печали – не достиг еще совершенной любви. Совершенная любовь не только равнодушна ко всему оному, но и к самой временной жизни и смерти. Вот что говорят достигшие оной: «Кто нас разлучит от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Как в Писании сказано: – «Тебе ради мы умерщвляемы всякий день, мы считаемся овцами, обреченными на заколени». Но во всех сих препобеждаем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь не возмогут нас разлучить от любви Божией, находящейся во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:35–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010