571 е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные пре­имущества иудеев, говорит между прочим: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим. 9:4–5 ). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют аа) образ речи: выражение – сущий над всем ( ν π πντων), непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т.е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказав, что Христос от иудеев только по плоти, Апостол естественно располагает ожи­дать мысли, кто же Христос не по плоти; вв) цель речи: на происхождение Иисуса Христа от иудеев по плоти Апостол указы­вает, как на одно из преимуществ избранного народа, и притом как на преимущество важнейшее, – в чем же будет со­стоять это преимущество, если Христос – простой человек, и не к Нему относятся последние слова: сущий над всем Бог, благословенный во веки? 572 Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Иисус Христос называется Богом, сущим над всем, т.е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец ( Ефес. 4:6 ); бб) Богом благосло­венным, также подобно Богу Отцу ( 2Кор. 1:3 ; Ефес. 1:8 ); вв) Богом, благословенным во веки – тоже совершенно сходно с Богом Отцом ( 2Кор. 11:31 ), и наконец – гг) все это заклю­чается частицей: аминь, которая, по употреблению в Священном Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь ( Рим. 1:25 ). 2) Божеское естество, совершенное равенство и единосущие с Богом Отцом. а) Божеское естество. Сюда относятся преимущественно два изречения святого Апостола Павла: аа) первое – в послании к Колоссянам: ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно (2:9), где всецело приписывается Христу естество Божеское (срав. Рим. 1:20 ); бб) второе – в послании к Филиппийцам: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (2:5–8). Здесь выражения: будучи образом Божиим ( εν μορφ θεο πρχων) и быть равным Богу ( τ εναι σα θε) ясно противо­полагаются выражениям: приняв образ раба ( μορφν δολου λαβν), сделавшись подобным человекам ( ν μοιματι νθρπων γενμενος). Но как последние выражения, очевидно, означают в лице Иисуса Христа именно естество человеческое; так, следовательно, и первые – означают в Нем естество Божеское. 573 А кроме того Апостол выражается:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В чем состоит перемена и упразднение закона заповедей? Содержание закона свято ( Рим.7:12 ), сущность его – любовь ( Мф.22:37–40 ) – обязательна на все времена ( 1Ин.2:7–8 ). Отменен путь оправдания ветхозаветным законом ( Гал.2:21 ) т. е. путь спасения делами помимо внутреннего возрождения человека; несомненно отменено и ветхозаветное рабство пред буквой закона (2Kop.3:6–8). По содержанию же и существу данное в древнем законе заповедей только в новом завете и получило возможность утверждения и исполнения ( Рим.3:31 ). В этом смысле Господь и пришел не нарушить закон, a исполнить. Он – исполнение (τλος) закона и праведность христиан полнее, глубже, выше праведности служителей буквы ветхого закона. Относительно субботы в евангелии имеется целый ряд данных утверждающих, что Господь Спаситель с ветхозаветной точки зрения нарушал субботу: Иудеи прямо обвиняли Его в этом ( Ин. 5:18 ), говорили: «не от Бога Этот Человек, потому, что не хранит субботы» ( Ин.9:16 ). Христос не был рабом субботы подобно формалистам и буквопоклонникам ветхого завета (подобные которым попадаются ныне в новозаветное время); Он был господин субботы и учил, что суббота не есть божество, фетиш, a она должна подчиняться человеку и его добрым делам: «Суббота для человека, a не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Значит, тогда, когда нет, смысла праздновать ее, она может быть свободно заменена. Святый Апостол Павел писал к Римлянам: «Иной отличает день от дня, a другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» ( Рим.14:5–6 ); апостол учит здесь о свободном отношении в ветхозаветным праздникам; яснее он пишет об этом Галатам: «ныне же, познавши Бога, или, лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился y вас» ( Гал.4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Всколыхнулась Святая Русь. В разных концах ее раздались особые торжественные моления к Пречистой; к чудесному образу паломничества усилились; печатное слово, верное родным заветам, дало доброе и честное истолкование происшедшего. И таким образом, последствия являются как раз обратные тем, каких желали и ожидали нечестивые злодеи. Чему же, братие и сестры, нас поучает все это? Мы прежде всего не должны закрывать наших глаз перед тем, что печали достойно, но что имеется вблизи нас. Противные вере и Церкви силы действовали раньше путем мысли и слова, теперь переходят к делу. Как в сектах изуверных от строгости неправильного воздержания к разврату один шаг (например, хлыстовщина), так один только шаг от непротивления злу – к насилию над тем, что почитается за зло у новейших последователей религии без личного Бога, Евангелия без Христа, христианства без Церкви. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ). Злое семя, как и доброе, растет и зреет постепенно: равнодушие к вере и Церкви сменяется холодностью, холодность – неверием, неверие – ожесточением, ожесточение же средств не разбирает. Признав же сие, мы ныне же станем побеждать зло добром ( Рим.12:21 ), не оправдывая своего бездействия требованиями так называемой терпимости. Действовать с властью предоставим тем, кому дана власть от Бога. Мы же непрерывно будем злу противодействовать неотъемлемо нашими средствами: силой живого примера в добре, неустанным словом кротости и любви. Оградим от злого, противного Святой Церкви влияния хотя ближайших к нам, мольбой – присных, настойчивостью – младших, кротким словом – знаемых. При тягостях и испытаниях от этого не будем смущаться – в молитве ко Господу и Его Пречистой Матери всегда найдем верное укрепление и поддержку. Нас не должны удерживать напоры духа века сего и его приманки: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ), сказал Сам Господь. Но если, как ныне, Господь за нас, кто против нас ( Рим.8:31 )? В предстоящей сейчас молитве возблагодарим Пречистую Богоматерь за явленное Ею знамение милости к нам, недостойным, – и вместе с тем усердно попросим милосердного Господа, да умягчит Он сердца ожесточенных, соберет расточенных, нас же да сохранит в правоверии и укрепит в доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ибо все водимые Духом Божьим – суть сыны Божии. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:6 −18). Царю небесный, Утешителю, Душе истины! Отче наш, иже еси на небесах! Благодать Господа с вами да будет. 199 597 Едва я с Вами простился, почтеннейшая сестра о Господе, как почувствовал в себе болезненную неловкость, особенно в голове, и именно в затылке. Все это напоминает нам о приближении смерти а за смертью – вечности. Та, и другая, сколько известна, столько и неизвестна. Но если мы принадлежим Христу, то еще здесь имеем вечную жизнь, и не увидим смерть, но прейдем от смерти в жизнь, как Сам Господь уверяет наст. неизменным словом Своим, в котором показывает, что настоящая жизнь наша земная – есть смерть в сравнении с вечною жизнью, долженствующею открыться в нас по смерти, и что смерть будет подобна рождению младенца, приходящего в мир чрез утробу матери. Итак, никто и ничто не может нам сделать зло, если мы во Христе Иисусе. Грехи прощены и прощаются нам ради имени Его. Оправдавшись кровью Его, мы имеем мир с Богом, посредством Его и право на свободный вход в царство небесное ( 2Пет.1:2 ; Рим.5:1 −2 и дал.). Что же сказать на сие? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует вам и всего с Ним? ( Рим.8:31 −32). Но действительно ли мы во Христе Иисусе? Действительно ли в вере в Него? Вот что Апостол представляет нам, как достойное нашего внимания и испытания, говоря, что мы имеем Христа, живущего в нас, если мы в вере. А в ком Христос, в том, без сомнения, должны открыться те же чувствования, какие в во Христе Иисусе (2 Kop.13; Флп.2:5 ), например, смирение, послушание, терпение, любовь к Богу и к человекам. Прошу Вас, почтенная Сестра о Господе, постараться о том, чтобы все живущие с вами девицы, по утрам и вечерам совершали благочинное, хотя и не весьма продолжительное, молитвословие. Посылаю к вам гостей на Майму, и прошу Вас, достопочтенная сестра о Господе, принять их в попечение и милостивое внимание ко всем частям и отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Но все, у кого умы повреждаются, пребывают в сообществе погибели диавола, а не в сообществе нетленности Спасителя; ибо какое общение у света с тьмою или какая совместимость храма Божия с идолами? ( 2Кор. 6:14–16 ). Так что поверим Апостолу и услышим и услышим неложный смысл слов: Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Ибо в ком Христос не обитает, те, будучи мертвы, не восхваляют воистину Бога, поэтому у пророка сказано: Мертвые не восславят Тебя, Господи ( Пс. 113:25 ). Итак да восцарит жизнь Иисусова в смертном теле нашем ( 2Кор. 4:10 ; Рим. 6:12 ); да приобретем в себе Духа Христова, чтобы принадлежать Ему, ибо если кто, – говорит Апостол, – Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ); да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: Рассыпь народы, желающие брани, Блесни молниею, и рассей их ( Пс. 67:31, 143:6 ). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: Не истребили народов, о которых сказал им Господь ( Пс. 105:34 ); себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим ( Пс. 113:13–14 ), потому что нет Духа в нас. 4 . Будем же молиться о том, чтобы просветились очи разума нашего ( Еф. 1:18 ) и мы узнали, что это такое: Открой мне очи, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс. 118:18 ). Возопием от сердца: Учитель! чтобы прозреть нам ( Мк. 10:51 ). Прозревший, если и во плоти ходит, не по плоти воинствует ( 2Кор. 10:3 ), потому что оружие воинствования его не плотское, но имеющее силу от Бога на разрушение твердынь, ниспровергающее замыслы и всякое превозношение, которое восстает против познания Божия ( 2Кор. 10:3–5 ). Возденем чистые руки в молитве неослабной без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ). Станем соплеменниками Господа, воссиявшего из колена Иудина ( Евр. 7:14 ). Будем иудеями внутренне, ибо не наружно иудей, но внутренне ( Рим. 2:28–29 ), – тот, кто всегда субботствует через упразднение суетных рассуждений и грязных помыслов и кто принял обрезание во внутреннем своем человеке. Обрежем поэтому нечистую крайнюю плоть сердца, отсекая неумеренность ума, которая есть жало смерти – грех ( 1Кор. 15:56 ), посеянный врагом в непослушании.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеем – законодателем и Илией – главным из пророков. Всё время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры положительного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном ( Мф.5:17–19 ). Святитель Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил закон: «Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чём не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Мф.3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: кто от вас обличает Мя о гресе ( Ин.8:46 ); также ученикам Своим: грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже ( Ин.14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нём, что Он греха не сотвори ( Ис.53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что кончина закона Христос в правду всякому верующему ( Рим.10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим.8:3–4 ), и в другом месте: закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем ( Рим.3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то Сам Христос совершил чрез веру, – почему и говорит: не приидох разорити закон ( Мф.5:17 ). Если же кто тщательно будет исследовать, то найдёт ещё и третий образ исполнения закона. В чём же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его» (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI, 2–3 ) 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснение. Этим учением святой апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в Нагорной проповеди: Мф.5:6–7 ; и на страшном суде будет потребован отчёт в исполнении добрых дел: Мф.25:34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим.4:7–8 . Рим.3:30–31 . «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. И так мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Объяснение. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: «не думайте, что Я пришёл нарушить закон»: Мф.5:17 . Как в Ветхом Завете, так и в Новом вместе с верой человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные: Крещение: Ин.3:5 ; Мф.28:19 (заменившее обрезание), евхаристийная жертва: Ин.6:54–56 ; 1Кор.11:24–25 (заменившая кровавые жертвы) и т.д. Рим.5:6:8–9 . «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых... Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева». Объяснение. Господь наш Иисус Христос, доказавший Свою любовь смертью Своей за нас и оправдавший нас Кровью, повелел не чуждаться Плоти и Крови Его; напротив, Он говорил, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53–55 , а кто не почитает за святыню Кровь завета, тот повинен тягчайшему осуждению: Евр.10:29 . Следовательно, без таинств Крещения: Ин.3:5 ; Мк.16:16 , и Причащения ни оправдаться, ни спастись невозможно. Рим.11:5–6 . «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать: иначе дело не есть уже дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух ( Ис.31:3 , см. также Зах.4:6 ), но ап. Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: «по Духу» и " по плоти». Бытие «по Духу» проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ). «Место», куда Бог послал Духа Своего, есть «сердце» ( 2Кор.1:22 ), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего ( Ис.63:11 ). Познание Бога открывается жизнью в Духе ( Еф.1:17 ). Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня ( Пс.50:14 ) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф.3:16 ). Под «утверждением во внутреннем человеке», имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai – помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano – обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою ( Рим.15:13 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине ( Ин.4:24 ). Удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом – Гал.2:9 ), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и Египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух (Ис 31:3, см. также Зах 4:6), но апостол Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: по Духу ( ™n pneЪmami) и по плоти ( ™n sark…). Бытие по Духу проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9). “Место”, куда Бог послал Духа Своего, есть сердце (2 Кор 1:22), — не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято Апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис 63:11). Познание Бога открывается жизнью в Духе (Еф 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня (Пс 50:14) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф 3:16). Под утверждением во внутреннем человеке имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет ( ‘помогать доставать, помогать’) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует ( ‘обращаться за, просить’) за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). В этом стихе Апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою (см. Рим 15:13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3:17); это выражение параллельно с иоанновским Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24); удивительно у столь разных Апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом — Гал 2:9), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010