Скажем ли, что небесный Отец благ более земных родителей, и потому даст вся благая просящим y Него? Правда; но Он и праведен более их, и потому не может дать недостойным. И даже, по самой благости, не может дать блага на зло просящим, дабы они не осквернили самого блага. На зло, конечно, просим мы, когда без любви просим у Всеблагого и Вселюбящего. Но что еще говорит закон духовный? — Он показывает, что не только исполнение молитвы, но и сама молитва, истинная и чистая, без истинной и чистой любви невозможна. « О чем молиться » учит Апостол, « как должно, мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными … Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых .» ( Рим.8:26–27 ). И чтобы кто-либо, слыша это, не остался в недоумении о том, как можно приобрести сие высокое ходатайство, Апостол немедленно присовокупляет: « притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу » ( Рим. 8:28 ). Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее все средства не достигаюг сей цели. Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любви. Не будет без огня курение кадила: и молитва без любви не взойдет к Богу. Что сказать о побуждениях к добродетели, которыми заменяют любовь не познавшие силы ее, — о страхе суда и надежде воздаяния? Это опоры, необходимые для созидающих дом душевный — но не на них лежит высота и красота здания духовного. Работающий из страха есть раб: трудящийся за воздаяние есть наемник. Раб, говорит Иисус Христос, « не пребывает в доме вечно ,» — можно присовокупить — и наемник; — ибо только « сын пребывает вечно » ( Иоан. 8:35 ). « В страхе есть мучение ,» говорит возлюбленный ученик, « в любви нет страха ,» зато « совершенная любовь изгоняет страх » ( 1 Иоан. 4:18 ). Другой Апостол Христианам, в противоположении с иудеями, говорит: « вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» » ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Бог является источником истинной премудрости и разума. Он… дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2, 21). Он подает человеку сердце разумное, чтобы… различать что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). Можно приобретать у Бога премудрость и разум, как некое богатство и источник жизни (Притч. 16, 22), и терять (21, 16; 23, 26). Особенно ярко этот энергийный характер Божественной Премудрости изображен в следующих словах Писания: Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его… пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (Прем. 7, 24—29). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа (Прем. 7, 14; 9, 17), она предстает в Писании распределительницей всех благ: жизни и счастья (Притч. 8, 32—36; Сир. 14, 25), безопасности (Притч. 3, 23—26), благодати и правды, славы и богатства (Притч. 3, 13—16; Прем. 8, 5), равно как и всех добродетелей (Прем. 8, 7). Еще в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога в мире. При творении она веселилась пред лицом Божиим (Притч. 8, 27—31). Она правит вселенной (Прем. 8, 1), направляет историю мира (Прем. 10, 1—19) и обеспечивает людям спасение (Прем. 8, 13). Она открывает им Божественную волю (Прем. 9, 9), призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч. 8, 1—21), вкусить от Ее трапезы (Притч. 9, 4—5). В новозаветных писаниях Господь наш Иисус Христос предстает как Учитель высочайшей Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами (Мф. 12, 42; Мк. 6, 2; Лк. 2, 40). Он обещает Своим последователям дар премудрости, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся (Лк. 21, 15). Христос строит Свою речь по образцу ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко Мне» (Мф. 11, 28; ср.: Сир. 24, 21); «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35; ср.: Ис. 55, 1; Притч. 9, 1—6). Здесь обещано больше, чем можно ожидать от речей какого-либо мудреца. Апостол прямо именует Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1, 24, 30), потому что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Во Христе откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты (Мф. 13, 35; Рим. 11, 33). В Нем все ветхозаветные высказывания о Премудрости Божией получают свою окончательную значимость: Он и есть воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

XVIII. Об оправдании Святые апостолы, проповедуя, что без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ), что мы спасены благодатью чрез веру ( Еф.2:5:8 ), что всё, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ), в то же время учат, что человека спасает вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ), что человек оправдывается делами, а не верою только и нет пользы тому, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет; ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:24:26 ). Православная Церковь , на основании Священного Писания, утверждает, что человеку для оправдания и спасения совершенно необходимо, при истинной вере, совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Всё Священное Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ); ходите тесными вратами (ст.13), т.е., трудами и подвигами. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной ( Мк.8:34 ); т.е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и святые апостолы. Например, апостол Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Авраам, отец наш, не от дел ли оправдался – и делами вера достигла совершенства? ( Иак.2:22 ). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не только верой? (ст.24). И святой апостол Павел также учит, что Бог воздаёт каждому по делам его: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2 :б, 13). Каждый получит свою награду по своему труду: 1Кор.3:8 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении об оправдании Рим.3:24 . «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Братия, всыновленные Богу Сыном Божиим! В качестве сынов Божиих послушаем, что говорит сынам Божиим апостол. Все вы, — говорит он, — сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:26-27 ). Все вы — сыны света и сыны дня ( 1Сол.5:5 ), а потому поступайте, как чада света ( Еф.5:8 ), испьипывайте, что благоугодно Богу (ст. 10), как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бьшшими в неведении вашем ( 1Петр.1:14 ), в них же  и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева ( Еф.2:3 ). Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода ( Флп.2:14-15 ). От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2 Петр 1,3 ). Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий ( Рим.8:16 ). Вся тварь совокупно стенает и мучится доньше и с  надеждой ожидает откровения сынов Божиих… Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8; 19, 21-22 ). Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и бьипь детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыпов-ления, искупления тела нашего ( Рим.8:23 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин.3:2 ). На какую недосягаемую для мысли высоту ведет и возведет нас Сын Божий! Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( Мф.21:9 .). Люди знали и видели свое глубокое падение, но не имели сил и не находили средств поправить зло. Напрасно они обращались за этим к Богу, потому что по большей части вместо Бога истинного попадали на то, что не только не имело силы, но еще и обессиливало их… Напрасно уповали, что придет новое поколение сынов человеческих и принесет с собой лучшее время… Всегда отец рождал сына по подобию своему и по образу своему, у человека всегда рождался человек с общими всему человечеству слабостями. Оттого пред взором Бога и богопросвещенного ума всякий человек — безотносительно к его личным особенностям — был известен вообще, как сын человеческий.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Люди страшатся смерти, но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ). Своим воскресением Господь Иисус Христос открывает для человека двери столь желанного бессмертия. Для него теперь уже не может быть страшна смерть, если он верует во Христа, усвояет верою Его праведность, Его вечную жизнь, Его дух (см.: Рим.8:9–11 ; Гал.6:8 ), если он живет во Христе, то и жить будет с Ним (см.: Ин. 14, 19 ), сохраняя не только душу, но и тело. Христос в воскресении Своем приобрел прославление Своему человечеству, а вместе с тем приобрел надежду прославления и нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он и пребывает как Бог , Он вошел, как Богочеловек с душою и телом. В воскресении Богочеловека имеем поэтому неложное свидетельство, что и мы воскреснем и притом с телом непременно. Не будем спрашивать, как это произойдет. Если Господь Иисус веру Свою, в самом лице Его низринутую во гроб и низведенную в ад, воскресил, возвел, воцарил, то не можем сомневаться, что и нашу веру в воскресение чрез Него Он оправдает. Иначе христиане были бы несчастнейшими из людей на земле (см.: 1Кор.15:19 ). Христианин – временный гость, странник и пришлец на земле, которого неизбежно сопровождает злоба и ненависть со стороны большинства окружающих. Страдания так же неизбежны в его жизни, как и в жизни Спасителя (см.: 1Пет.2:21 ). Но Христос воскрес и через это основал нашу надежду глубже настоящего мира и воздвиг ее выше земли: если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ) 92 . Не один человек обременен грехом и жаждет бессмертия: смутно и неясное тяготение к избавлению от зла и стремление к бессмертию заложено и во всю природу; она, сведенная с настоящего пути развития грехопадением человека, страдает и томится (см.: Рим.8:20–22 ), ожидая того великого дня, когда последний враг истребится – смерть ( 1Кор.15:26 ), когда воскресший Сын Человеческий и Сам покорится Покорившему все Ему, да будет Бог ece во всем ( 1Кор.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приближение нашего духа к Богу происходит главным образом посредством той молитвы, которая творится «в Духе» . Согласно замечательному выражению Феофана Затворника, молитва – это «дыхание Духа» . Для беседы с Богом необходимо определенное вдохновение, ибо человек молящийся «ведом Духом Божиим» (δηγουμνος πò του θεου πνεματος) . На Востоке никогда не ставилось под сомнение участие Духа в молитве; но в некоторых харизматических движениях, например, у мессалиан, оно было несколько преувеличено . Это участие проявляется особым образом: Дух соединяет нашу молитву с молитвой Сына, предоставляет нам возможность получать просимое, помогает нам познавать тайны, соединяет молитвы отдельных индивидов в едином голосе Церкви… Без участия Духа молитва не была бы христологической. Для ап. Павла быть «во Христе Иисусе» ( Рим., 8,1) значит жить «по Духу» ( там же). Параклит – это «Дух усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (срв. Рим., 8,15; Гал., 4,6) . А поскольку Он есть Дух Иисуса, то Духом воспроизводятся жесты Иисуса, в частице хлеба увековечивается благодарение Иисуса, повторяется молитва Иисуса . Ап. Павел призывает христиан к познанию, исходящему от Духа Божия, Который воистину научает нас «знать дарованное нам от Бога» и возвещать словами, «изученными от Духа Святого» ( 1Кор., 2,6-16); «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим., 8,26) . Дух всегда являет Себя в Церкви как источник пророчеств и знания. «Никто не способен, - пишет Ипполит Римский, - воспринимать небесные тайны и истолковывать их без участия Святого Духа» . Василий Великий часто обращался к этой теме, охотно прибегая к высказываниям Плотина о связи души мира с внутренним богатством разума : «Мы веруем… в единого Духа Святого…, Который учит нас всему и напоминает обо всем, что Он воспринял от Сына; благой Дух, Который ведет нас к полной истине и укрепляет всех верующих в преддверии истинного знания» . Познание есть просвещение. Но поскольку слово «свет» можно отнести как к Духу, так и к Сыну, то часто строку псалма 35,10: «во свете Твоем мы видим свет» часто истолковывают таким образом: просвещенные Духом мы видим «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин., 1,9) .

http://bogoslov.ru/article/2485575

Термин «μορφ» близок понятию «образ» (εκν), которое приобретает в посланиях апостола Павла очень богатое богословское содержание. Слово «oбpaз«(eiKcov) употребляется и для описания отношения Христа к Отцу, и когда апостол говорит о все возрастающем уподоблении христиан Христу. В удивительных словах ( 2Кор.3:18 ; Рим.8:29 ) апостол Павел учит о том, что, при содействии Господа, христианин постепенно изменяется от славы в славу во образ первородного Сына. Быть сообразным Сыну по извечному предведению Отца ( Рим.8:29 ) – это также результат невидимого действия Духа, Который воздыхает в сердцах наших ( Рим.8:26 ). Эти отрывки учат о Христе как Образе Божьем в контексте личного опыта уподобления Господу и уверенности в предвечном Сыновстве Христа. В Послании к Колоссянам изложено главное учение о Христе как Образе Божьем. Он воспевается в тексте гимна как Тот, Кто »...есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:15–20 ). Является ли этот гимн традиционным для еще допавловского времени, или же на его составлении лежит отпечаток христологии посланий из уз? Здесь апостол далёк от гностической мысли о предсуществовании Господа. Христос, Перворождённый прежде всякой твари, Первенец из мертвых, умерший и воскресший, примиряет всякую тварь с Отцом кровью, пролитой на Кресте. Церковь , главой Которой Он является, есть начало нового зона. Во Христе обитает вся полнота: как церковная и космическая, центром и исполнением которой Он является; так и полнота Божественной жизни, которая живет в Его Теле, как в храме: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть Глава всякого начальства и власти» ( Кол.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Также и другие тексты, что ты привел, говорят не о предопределении к спасению, как понимаете его вы, но о призвании к благодати, которое человек получает не по своим заслугам, а по благости Божией во Христе. Это призвание дается не одним лишь «предопределенным от века», но всем и каждому, что подтверждают и слова апостола о Боге, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4–5 ). Если бы и здесь подразумевалась безраздельная предопределенность к небесной славе, это означало бы, что спасение происходит автоматически. А между тем спасаются, как известно, не все, да и сами вы утверждаете, что число предопределенных к спасению весьма невелико. Истина в том, что Христос всем даровал возможность спастись, или, как говорят ученые-богословы, «спасение объективное», само же спасение, или, по-ученому, «спасение субъективное», дается не всем, но тем, кто потрудился для его стяжания. Вот почему и слова апостола Павла о предопределении означают для нас, православных, следующее: к спасению в первом смысле предопределены все, к спасению же во втором смысле те, о ком Бог предузрел, что они его заслужат. Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим.8:29 и близкие по смыслу места: Лк.10:20 ; Деян.2:23 ; Еф.1:9,11 ; Кол.1:26 ), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение. Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу, говорит апостол. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил ( Рим.8:28–30 ). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ; см. также: Мф.7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46 ; Ин.3:36; 6:47, 54 ; 1Петр.1:10 ; Рим.2:6–11; 8:17 ; 1Кор.3:8 ; 2Тим.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Рим.8:24 .  Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Рим.8:25 .  Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Что верующие действительно воздыхают об усыновлении, Апостол здесь доказывает тем, что они имеют надежду. – «Мы спасены в надежде». Спасение, о котором Апостол говорил выше, с одной стороны, есть факт уже совершившийся (спасены – εσθημεν – аорист), но с другой стороны, полное спасение составляет пока еще только предмет нашей надежды. – «Надежда же, когда видит…». Эти слова 24-го стиха недостаточно ясны. Правильнее читать (как в греч. и слав.): «надежда, которую видят» (т. е. когда предмет надежды уже видим). Такая надежда не может быть названа и надеждой! Апостол, таким образом, хочет здесь сказать христианам, которые не удовлетворялись своим внешним положением, следующее: «вы, конечно, высоко цените свою христианскую надежду. Она составляет одну из трех важнейших христианских добродетелей ( 1Кор 13:13 ). Как же вы хотите, чтобы вам уже здесь, на земле, дано было полное искупление? Ведь в последнем случае вам пришлось бы расстаться с надеждою, покончить навсегда с своими ожиданиями лучшего будущего. Хорошо ли это было бы для вас?! Но вы надежду эту имеете, не расстаетесь с ней, и этим свидетельствуете, что вы еще чего-то ждете в будущем, что вам чего-то недостает». – «Ожидаем в терпении». Этими словами Апостол еще более усиливает свое доказательство. У христиан есть надежда и надежда стойкая, крепкая (в терпении – δι υπομονς). Ужели эта стойкость не имеет никакого смысла? Ужели это выработанное христианами в себе равнодушие и презрение к земным благам, когда из-за них приходилось жертвовать интересами веры, ничего не говорит? Нет, оно ясно свидетельствует о том, что они чувствуют ненормальность, несовершенство своего настоящего, земного, существования, и стремятся к небесному прославлению, к полному искуплению и спасению. Рим.8:26 .  Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Значит, была нужда в предании за нас Христа. Не нужно было бы «непощадения» и предания за нас Сына, если бы не было пред Богом нашей вины, по силе Правды Божией, разделявшей грешников от Бога. А дальше Он говорит и о любви, сказавшейся в этом предании Богом Отцом за нас своего Сына: «Кто отлучит ны от любви Божией? Скорбь ли, или теснота, ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»? ( Рим.8:32–38 ). Именно, только эта-то любовь, подсказанная правдою, и сильна привлечь к Богу во Христе всех людей, как говорит о том и Сам Искупитель: «аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32–33 ). Только «силою Возлюбившего нас (именно этою крестною любовью) мы преодолеваем все сие», т. е. гонение, скорбь, тесноту... – ( Рим.8:35–37 ). Не закрывайте ради Бога своего внимания от ясных слов Св. Ап. Павла Рим.3:22–26 . Ведь нельзя же утверждать то, что противоречит всему Слову Божию и не находит для себя ни малейшего в нем оправдания, а опираться только на один человеческий, сам по себе заблуждающийся в постижении силы Креста, ум. Да и Вы сами не можете оторваться от Богооткровенного Учения о жертве, но только по малопонятной причине прибегаете к туманным объяснениям этого догматического предмета, лишь бы избежать ясно раскрытого смысла его в Слове Божием. Напрасно Ваше Высокопреосвященство со всею решительностью восстаете против выражения: грех Адама оскорбил Всеблагого и Правосудного Бога и против термина «удовлетворение», употребляемых в традиционном богословии, Вами называемом «схоластическим», утверждая, что они заимствованы «из дуэли» родовой мести. А как же говорит пророк Исаия: «Так разрушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей Славы Его» (3:8). Если грехи не оскорбительны для Всеблагого и Правосудного Бога, то, как понять Пророка Давида, когда Он обращается к Богу: «Господи да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене», или ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010