1, 11–19: призвание ап. Павла; Лк. 7, 11–16: воскрешение сына Наинской вдовы. 21 _Гал. 2, 16–20: бессилие закона; Лк. 8, 5–15: притча о сеятеле. Нед. 22 по 50-це _Гал. 6, 11–18: бессилие обрезания; Лк. 16, 19–31: притча о богатом и Лазаре. 23 _Еф. 2, 4–10: спасение благодатию; Лк. 8, 26–39: исцеление гадаринского бесноватого. 24 _Еф. 2, 14–22: примирение смертию Христовою; Лк. 8, 41–56: воскрешение дочери Иаира. 25 _Еф. 4, 1–6: церковное единение; Лк. 10, 25–37: притча о милосердном самарянине. 26 _Еф. 5, 9–19: дела тьмы и света; Лк. 12, 16–21: притча о любостяжательном богаче. 27 _Еф. 6, 10–17: духовное оружие; Лк. 13, 10–17: исцеление скорченной. 28 _Кол. 1, 12–18: искупление и его Совершитель; Лк. 14, 16–24: притча о званых. 29 _Кол. 3, 4–11: умерщвление грехов; Лк. 17, 12–19: исцеление 10 прокаженных. 30 _Кол. 3, 12–16: добродетели; Лк. 18, 18–27: богатый юноша. 31 _1 Тим. 1, 15–17: спасение грешников; Лк. 18, 35–43: исцеление иерихонского слепца. 32 _1 Тим. 4, 9–15: обязанности пастырей; Лк. 19, 1–10: Закхей. Мытаря _2 Тим. 3, 10–15: гонения верных; Лк. 18, 10–14: притча о мытаре. Блудного _1 Кор. 6, 12–20: блуд; Лк. 15, 11–32: притча о блудном. Мясопуст. _1 Кор. 8, 8–9, 2: ядение идоложертвенного мяса; Мф. 25, 31–46: Страшный Суд. Сыропуст. _Рим. 13, 11–14, 4: воздержание и пост; Мф. 6, 14–21: пост. Нед. 1 поста _Евр. 11:24–26, 32–12:2: вера пророков; Ин. 1, 43–51: призвание апостолов. 2 _Евр. 1, 10–2, 3: превосходство Христа над Ангелами; Мк. 2, 1–12: исцеление капернаумского расслабленного. 3 _Евр. 4, 14–5, 6: первосвященство Христа; Мк. 8, 34— 9, 1: крестоношение. 4 _Евр. 6, 13–20: клятва Божия Аврааму; Мк. 9, 17–31: исцеление бесноватого глухонемого. 5 _Евр. 9, 11–14: очищение Кровию Христовою; Мк. 10, 32–45: просьба Саломии. Нед. ваий _Флп. 4, 4–9: радость о Господе; Ин. 12, 1–18: вифанская вечеря и вход в Иерусалим. Таким образом, на дни Пятидесятницы выбраны самое возвышенное Евангелие и книга Деяний, повествующая о событиях, наиболее близких к воскресению Христову, вознесению и сошествию Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что ты должен решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготернением, или чрез гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть 44 Но более всего должно с искреннею молитвою обращаться к Богу, чтобы Он дал нам дух кротости и терпения и Своею благодатиею укрепил наше сердце в кротости и незлобии. Ибо эти добродетели - дары Духа Святаго, которые ниспосылаются от Бога людям достойным и способным принять их. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Что значит: наследят землю? - Значить то, что кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, - что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т. е. на небе. Эти блага да сподобит получить всех нас многомилостивый Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием. Аминь. 32. Письма о св. Горе Афон., письмо 17 33 . Мф. 25, 40 34 . Мф. 5, 39 - 45; 35. Мф. 11, 29; 36. Мф. 12, 19. 37 . 1 Петр. 2, 28; 38. Мф. 6, 14, 15 39. Римл. 8, 9 40. Мф. 11, 29 41. Рим. 14, 17. 42. 1 Петр. 2, 23 43. Учил. Благоч. Част. III, стр. 64. 44 . Вас. Вел. в русск. пер., т. 4 стр. 168 - 169. БЕСЕДА ПЯТАЯ Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Во ДНИ поста и говения, покаяния и причащения св. Христовых Таин особенно благовременно слово об алчущих и жаждущих правды. Кто из нас праведен и кто не томится гладом духовным? Кто поэтому, кажется, не алчет и не жаждет правды, т. е. оправдания чрез веру в Иисуса Христа, кто не жаждет праведности, исправления, обновления духовнаго? Однакож, не смотря на безсчисленныя неправды наши, не смотря на нарочитое время поста и покаяния и приобщения святых, бессмертных, животворящих, страшных Таин Христа Спасителя, действительная алчба и жажда правды не во многих приметны, сколько можно судить по холодной и формальной, без сердечной теплоты, исповеди многих исповедников, и по неисполнению этого христианскаго долга многими ежегодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

Впрочем, тщательное исследование об этом одно само по себе было бы на этот раз делом достаточным. Но смешно было бы, оставив в стороне твое недоумение, ради которого мы пустились в исследование, перейти к другому. Это сказано нами в наказание и осуждение тех, которые намеренно делают худое. Итак, когда яснейшим образом доказано, что смерть устроена не на какое-либо зло человеку, то не с дурною целью внимающий словам должен наконец уразуметь то, что касается воскресения тела. Ибо каким образом смерть бывает не на пользу, когда она разрушает то, что обкрадывает нашу природу, хотя в то время, когда приходит, она и представляется неприятною, как самое кислое лекарство для больного. Но чтобы много раз не говорить того же об одном и том же, то, подкрепив сказанное еще словами из песни второзакония, перейдем к дальнейшему исследованию. Гл. 37(30). Ибо сказанное Богом: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от, руку Моею ( Втор.32:39 ), чему другому имеет целью научить, как не тому, что тело прежде подвергается смерти и умирает, для того, чтобы после воскреснуть и ожить? Поражается прежде и разрушается для того, чтобы после образовалось из него целое и здравое. И вообще ничто не в силах исхитить из великой и державной руки Его для уничтожения и погибели, ни огонь, ни смерть, ни тьма, ни хаос, ни тление. Кто ны разлучит, говорит Апостол, от любве Господа (Который толкуется: рука Отца и слово), скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь: якоже есть писано: яко тебе ради умерщвляемы есмы весь день; вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за возлюбившего ны ( Рим.8:35–37 ). И это вполне истинно, дабы исполнились, как сказал я, сии слова: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю. И несть иже измет нас от любве Божия, яже о Христе для погибели. По сему-то и вменихомся, якоже овцы заколения, дабы умерши для греха, мы стали жить для Бога. Но о сем довольно; надобно еще рассмотреть то, что находится в связи с сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Здесь, таким образом, поэтическое прозрение приходит к утверждению того же самого, что за 18 столетий раньше было изречено по Божественному всеведению: «исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» ( Мф.11:25–26 , ср. Лк.10:21 ). 135 Может показаться, что мы допускаем petitio principii, указывая, как на основание для доказательства бытия Божия, на нравственное сознание благочестивого человека. Поэтому считаем нужным сказать, что благочестие, как особая форма чувствований, может быть и у людей неверующих, и наоборот – может отсутствовать у верующих. Примером для первого случая могут служить Ренан, Лянге, Шлейермахер. Возможность же второго случая указана св. ап. Иаковом – в Иак.2:17 . Благочестие является благоприятной почвой для веры. Но не всегда и на благоприятной почве возрастает посеянное семя ( Мф.13:4 ). А бывают и обратные случаи, что роскошный цветок веры возрастает на каменистой почве бездушия и бессердечия (Иван Грозный). 136 С отрицательной стороны этот факт нравственного самосознания указывает пророк Исаия, говоря: «Несть радоватися нечестивым, рече Господь Бог» ( Ис.57:21 ); с положительной – св. ап. Павел. «Кто, говорит он, отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Рим.8:35,37 , ср. также Рим.8:26–34; 38–39 ) Иов говорить: «Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую сия. От Господа бо ми сия совершишася», Иов.19:25 . 139 Vatke, 1. с. р. 195. В формулировке Ватке слиты первая и третья формы нравственного доказательства, т.е. делается заключение к бытию Бога, не только как Законодателя, но и как Судии и Мздовоздаятеля. Мы в настоящем случае произвели соответственные изменения в этой формулировке. 141 Убежище невежества. Понятие, к которому прибегают, чтобы избежать дальнейших рассуждений (лат., прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

О крещении О пастырском проповедничестве Деян.9:20 . Ап. Павел выступил с проповедью после того, как Господь Сам явился ему и сказал: иди в город и сказано будет тебе, что надобно делать (ст. 6), а затем о Павле Господь сказал Ананию: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред. народами и царями» (ст. 15), следовательно, исключительное посланничество на проповедь ап. Павла не может служить примером и основанием для выступления на пастырское служение для тех, которые проповедуют, не будучи посланы: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 ; 2Кор.2:17 . Вне Церкви Христовой нет спасения Деян.10 . Вся 10 глава повествует об обращении ко Христу сотника Корнилия, о котором говорится, ЧТО ОН и до обращения «боялся Бога со всем домом своим... творил много милостыни... всегда молился Богу» (ст. 2); что он, как поступающий по правде, был приятен Богу (ст. 35), и, однако, чтобы спастись, Корнилию нужно было слышать проповедь ап. Петра (ст. 6). Отсюда вразумление для тех, которые, самоуверенно полагаясь на (мнимое) свое благочестие, не радят о причислении своем к избранному стаду – Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , и вне которой нет спасения: Мф.18:17 ; Ин.15:5–6 ; Еф.4:5–6 . Спасает не одно слушание Слова Божия О чествовании св. угодников Божиих О всеобщности спасения О проповедничестве О крещении Деян.10:44 . Пример нисшествия дара Святого Духа на язычников еще до крещения был единственный в Церкви Христовой, явленный Богом только для Корнилия. Когда ап. Петр увидел, что Господь ниспослал дому Корнилия благодатный дар второго таинства, тогда он не усомнился совершить над ним первое таинство, крещение водою, считая оное равно необходимым для всех, даже и для получивших дар Св. Духа: Ин.3:5 . Отсюда усматривается безусловная необходимость водного крещения: Ин.3:23 ; Деян.8:35–39 . О пастырстве Об общественной молитве О богослужении О почитании св. мощей Деян.13:36–37 . Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. При том в ветхом завете всякий человек (след, и Давид) и телом и душой был под законом, был лишен благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Св. Духа: 1Кор.6:14, 19 , наконец и Сам И. Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12 или 21, 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

34 1 Кор. 15:50. Ср.: Гал. 1:6. 35 Палама опускает сцену с предупреждением свт. Николая и представляет поведение Петра как его личную инициативу. 36 Еф. 1:10; Кол. 3:11. 37 То есть «стрелой любви к Богу». 38 Палама опускает наказ свт. Николая Петру идти в Рим (Николай Монах, I.3), поэтому остается неясно, отчего Петр идет именно в Рим. 39 У Николая Монаха (II.2) — «ночью». Палама же явно стремится к более «духовному» осмыслению сюжета. 40 За абстрактными «приметами» у Паламы скрывается сцена, когда свт. Николай показывает папе Петра. 41 Палама опускает указание Николая Монаха (II.2), что это был храм св. Петра, то есть Ватиканский. 42 Палама чрезвычайно сильно сокращает сцену с папой и Петром, вероятно, из-за своих антилатинских настроений. Возможно, его смутила сцена благословения папой Петра со словами: ««Ступай, чадо, Господь будет с тобою, и Он направит путь твой». Получается, что папа благословляет Петра поселиться на Афоне, что Паламе могло показаться неуместным в свете греко-латинских конфликтов XIII в. на Святой горе. 43 О маршруте плавания у Николая Монаха сведений нет. У Паламы же явный анахронизм: в IX в. Крит находился под властью арабов. 44 Палама переставляет местами эпизоды с исцелением семьи и явлением Богородицы, по-видимому, ради того, чтобы подчеркнуть неслучайность движения Петра к Афону. 45 Палама продолжает свою «критскую тему», восходящую, возможно, к какому-то преданию этого острова. 46 Унция — единица веса, равная примерно 29 граммам. 47 Досл. «со всех ног». 48 То есть считал причиной случившегося волю Божию. 49 Ср. Пс. 90:7. 50 Ср. Еф. 3:16. 51 Ср. Jo. Chrys., In acta Apostolorum [hom. 1-55], vol. 60, p. 250, I. 29. 52 Исх. 14:16. 53 Досл. «в священные места». Так как слово τ δυτα часто означает «алтарь», Палама указывает на то, что прп. Петр был допущен Богом в нерукотворенные алтари афонских пустынь. 54 Пс. 8:6; Евр. 2:7. 55 Далее следует аскетическое отступление Паламы, объясняющее смысл воздержания и исихии. 56 Ум здесь понимается как высшее начало души человека (так у Евагрия), что будет разъяснено Паламой ниже.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Его вольное страдание и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право без оскорбления правосудия подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью . (Святым) благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы ( Кол.1:27 ). Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дары праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:17 ). Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. ( Рим.8:1–4 ). Какое дал Иисус Христос ближайшее доказательство того, что страдание и смерть Его спасительны для нас человеков? То, что Он воскрес и тем положил основание и нашему блаженному воскресению. Христос воскрес из мертвых, первенец из мертвых ( 1Кор.15 . (Кат., с.35, 36, 37, 39). β. Иисус Христос в Своей жизни дал нам образец истинной нравственной жизни, которому мы должны подражать 33 . Сколько даров Духа Святого и какие они? Даров семь. О них Писание говорит в Апокалипсисе: и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. ( Откр.4:5 ) Сии дары духа были или, лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит пророк: и почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:2–3 ). Сие подтверждает Евангелист Иоанн, говоря: и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Выпуск второй. М. 1890, стр. 14. 34 22 Вот два ближайших основания такого положения вещей. Во–первых, нужно различать святость в собственном смысле слова, и особые дары Божии, которые были присущи избранным угодникам Божиим, как-то: чудотворение, прозорливость и проч. Эти дары — частное, промыслительное благодеяние Божие; но сегодня у нас под святостью часто понимаются исключительно они. Но это вовсе не так. Святость — это пребывание человека во Христе, приобщение человека Св. Духу; это — мирное, радостное, бодрое, ясное и крепкое верой и делами христианское состояние души. К такой святости безусловно призваны все мы, и если христианин, хоть в малой степени, не имеет в себе этого духовного состояния, то христианин он только по названию. Во–вторых, очевидно, что современная православная практика решительно отличается от практики Древней Церкви в отношении ко греху. В древней Церкви если ты грешник — то стоишь в притворе и годами не причащаешься; а если ты причащаешься, то ты свят (в том смысле этого слова, который вкладывается в него Ап. Павлом, см. Рим. 1, 7; 6, 22; 8, 27; 12, 13; 15, 25; 1 Кор. 1, 2; 3, 17; 6, 2; Еф. 1, 15; 2, 19 и мн. др.). Разумеется, Церковь прекрасно осознавала, что наша святость на земле несовершенна, что она нуждается в непрестанном смирении и покаянии; но святость (включающая в себя и осознание христианского достоинства, и реальную жизнь Духа, и евангельское усилие жизни) всё же была нормой, а грех — отклонением от неё. Сегодня всё поменялось с точностью до наоборот: грех — «норма» самосознания православного, а если это не так, то он «в прелести». 35 Цит. по: http://www. pravoslavieto. com/books/catechism_sv_filaret/ 36 Новомуч. Марк (Михаил Новоселов). «Письма к друзьям», п. 11. Цит. по: http://www. paraklit. ru/vera/Cterkov-Sobornost. htm 37 Архиепископ Аверкий (Таушев). Слова и речи. Джорданвилль, т. 2, стр. 168–170. Цит. по: http://www. paraklit. ru/otvety/1. Cherkov_Istina/Sobornostj. htm 38 Здесь уместно напомнить слова ап. Павла, сказанные, кстати, по поводу единства аскетической дисциплины: всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5). 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010