Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

сост. П.В. Пономарёв Преподобный игумен Назарий Приснопамятный подвижник был восстановителем Валаамского монастыря, пришедшего в упадок к средине XVIII века. Он родился в 1735 году на Тамбовщине. Начало подвигам положил в Саровской пустыни. В 1782 году был направлен на Валаам. Жертвенными трудами игумена Назария древняя обитель достигла мощного духовного расцвета, стала образцовым монастырем не только России, но и всего православного мира. Даже приходившие сюда афонские иноки предпочитали Валаам монастырям Святой Афонской Горы. По пламенной молитве отца Назария Господь совершил много чудес. Божий угодник лично содействовал восстановлению десятка других русских монастырей, воспитал множество выдающихся последователей, развернул обширную просветительскую и миссионерскую деятельность. Он в числе первых занимался изданием драгоценного «Добротолюбия». Избранные им миссионеры успешно распространили Православие в Америке, основали на Аляске Новый Валаам. Его ученик, преподобный Герман Аляскинский, стал первым канонизированным американским святым. Как строгий аскет, игумен Назарий всегда стремился к уединению в пустыне. В 1804 году, достигнув высокого духовного совершенства, старец-игумен испросил увольнения с настоятельского послушания и удалился на безмолвие в Саровские пределы, чтобы окончить подвиг там, где его начал. 23 февраля 1809 года он мирно преставился. Погребен был рядом с могилой своего духовника. Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будучи ( Рим. 2, 13 ). (2; стр. 55) Если любишь Христа Бога, терпи, якоже Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. (6; 141) Мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не Сам ли Он Своими пречистыми устами говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк. 10, 27 ). И святой Моисей говорит: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою у и ложась и вставая ( Втор. 6, 6–7 ). (2; стр. 55)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Точка падения: ответы на вопросы читателей Юрий Максимов Некоторое время назад на сайте «Православие.Ру» была опубликована моя статья «Точка падения» , посвященная духовным причинам отпадения некоторых людей от Церкви в расколы. Статья вызвала много откликов, как положительных, так и критических. Поскольку тема представляется достаточно серьезной, я счел необходимым ответить на вопросы и некоторые утверждения, высказанные в критических откликах, чтобы затронутые в статье проблемы получили более полное освещение. 1 Читатель, по имени Павел, пишет: «Уходят из Церкви только по одной причине: когда невмочь терпеть несоответствие Евангелия и церковной действительности». Для того чтобы сказать или хотя бы подумать такое, надо быть совершенно убежденным в том, что имеешь право и власть судить других людей, пребывающих в Церкви, и саму Церковь на «соответствие Евангелию». А это как раз та причина, о которой и шла речь в обсуждаемой статье. Само это убеждение не соответствует Евангелию. И Ваша личная жизнь, Павел, тоже не соответствует Евангелию – ведь Господь сказал, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36), и что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). В крещении Бог простил Вам Ваши грехи и Ваше несоответствие Евангелию. По милосердию Своему простил и мне, и другим православным христианам. Что же может быть хуже того, когда кто-то, получив прощение своих грехов, а потом, видя грехи ближнего или даже не видя, а доверяясь слухам о его грехах, не желает того простить, но судит, признает виновным и приговаривает в сердце своем к отлучению от себя и от Бога? А так делает всякий раскольник. Тот, кто поступает так, что ответит, когда услышит: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18: 32–33)? Осуждающий другого вредит самому себе, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4: 12). Что ответите Вы, Павел, когда предстанете перед судом Христовым? Тоже станете называть свой голос «голосом церковного народа»?

http://pravoslavie.ru/32706.html

Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 4: апостол Павел Святой апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева 1407 г. При использовании посланий апостола Павла как источника учения о Святом Духе должно иметь в виду тот факт, что их содержание в большей степени, нежели в случае других новозаветных книг, обусловлено историческим контекстом и условиями, побудившими к их написанию. Апостол не ставил своею целью систематическое изложение учения о Духе, ни даже отдельного преподания самих Божественных истин. Послания апостола Павла (в отличие от большинства соборных) строго адресны и вызваны конкретными запросами, на которые святой апостол и дает ответы. Этим объясняется особый акцент на действие Духа Святого в жизни верующих, и раскрытие именно этой стороны домостроительства Духа по преимуществу, в его посланиях. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в посланиях апостола Павла в значениях: 1. Дух человеческий (Рим 1:9; 12:11) 2. Тварная духовная сущность (Евр 1:14 - ангелы; Еф 6:12 - нечистые духи) 3. Дух=сила (2Фес 2:8) 4. Дух=ум (Еф 4:23) 5. Дух=настроение (1Кор 4:21) Анализ сих мест и словоупотребления апостола выходит за рамки нашего исследования, хотя мы вынуждены признать наличие проблемы, когда общие выводы о пневматологии (либо антропологии) апостола Павла находятся в прямой зависимости от интерпретации ряда стихов его посланий . В этом отношении появление специального исследования, с опорой на святоотеческие толкования и учетом соответствующих работ западных библеистов было бы очень желательно. В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2Кор 13:13), хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф 28:19 или 1Ин 5:7, вместе с тем это и не случайная фраза - она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/1519.html

Часть II. Заметки Январь 1 Свидетельства о праздновании восточными христианами Обрезанию по плоти Господа восходят в 4 веку (см. Дни Богослуж. Дебольского I. стр. 33). Пустынник востока Алмахий, явившись в Рим на бой гладиаторский 1 янв. 404 года, сказал: сегодня 8 день Господа, перестаньте от служб идольских, и убит на арене гладиаторами. Это было причиною, почему император Гонорий запретил сии зрелища. И на Западе сей день чтился не позднее 4 века; в 5 веке есть слово на сей день Зенона веронийского. В 45 году до Р. X. римляне стали праздновать новолетие 1 января вместо 1 марта, предаваясь в сей день роскоши, сладострастию и разным бесчинствам; посему христиане долго не святили день сей, как день новолетия, а дни новолетия у христиан были различны по различию стран и времен: праздновали новолетие то 1 марта, то 1 и 23 сентября, то 25 марта – день Благовещения, то 25 декабря – день Р. X. В 594 году Карл IX, король французский, установил начинать год с 1 января. В том же веке стали праздновать в сей день новолетие в Испании и Португалии; в конце века папа Иннокентий XII в Риме и в 1700 году Петр I в России последовали прочим странам (Дебольск. 1, 465. Real – Encyklop. Herzog. XVIII. 483). По сказанию западных писателей св. тело Василия В. перенесено во Фландрию крестоносцами в 1099 году, глава же его, по свидетельству Иоанна Комнена, хранилась в афонской лавре св. Афанасия (Kal. univ. eccl. Assemani р. 7. 8). Но иеродиакон Зосима в 1420 году видел главу его в Царьграде в монастыре Панохран (Пречистой Богородицы). Сахар. Т. II. Сказания. В некоторых древних римских мартирологах память св. Василия В. 14 июня. Одни полагают, что это день посвящения его во епископа, другие не находят основания сему мнению в истории святого. (См. примеч. к Узуарду). Жизнь его в Душепол. чтении 1864 года. 2 Достовернейшими сведениями о папе Сильвестре считаются следующие: Св. папа Сильвестр родился в Риме от Руфина и Иусты; рано он лишился отца и добродетельная мать отдала его на воспитание ученому и благочестивому пресвитеру Харитию или Карипу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава VI Обязательства, какие налагает на нас полученное нами оправдание – христиане не должны уже пребывать во грехе (1–11). Они стали рабами праведности и должны радоваться этому новому своему состоянию (12–23). Рим.6:1 .  Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Христианство и пребывание во грехе нельзя помирить одно с другим. Об этом ясно свидетельствует принятое христианами крещение, в котором христианин умирает для греха и оживает для новой святой жизни, во Христе. Он раньше был рабом греха, но со смертью своею (духовною) он освободился от этого обязательства служить греху и живет вместе со Христом для Бога. Апостол в Рим.3:7 указывал уже на существование клеветников, которые упрекали его в том, что он своим учением оправдывает безразличное отношение ко греху. Сказанное им в Рим.5:20 могло послужить новым поводом к обвинению его в том же. Могли сказать именно, что Апостол, укрепляя в своих читателях надежду на всепокрывающую благодать Божию, этим самым как бы учит их не обращать особого внимания на чистоту жизни, – что грех не страшен, а напротив, еще полезен, потому что дает возможность с большею силою действовать очищающей грехи благодати Божией. Апостол кратко отстраняет подобное предположение. Рим.6:2 .  Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Свой ответ, данный в 1-м ст., Апостол обосновывает ссылкою на факт. Мы, говорит он, для греха умерли, а разве можно умершему снова оживать для прежней жизни – в настоящем случае для жизни греховной? Но что значит умереть греху? Это выражение указывает не на то, что грех в нас умер в действительности (еп. Феофан), потому что в таком случае излишни бы были последующие увещания Апостола – не служить более греху; не означает также это выражение и один только акт воли, причем человек говорит: «я не хочу более иметь общения со грехом!» Естественнее и согласнее с контекстом речи видеть здесь указание на то, что в крещении изображается смерть греху – то изменение, какое совершилось в человеке еще только в первой стадии и которое нужно утвердить в последующей жизни. Выражение это т. о. намекает на христианское крещение, в котором человек отрекается от всего греховного, признает грех вредным для себя, отвергает все, чем доселе жило его самолюбивое я. Грех при этом еще не вовсе уничтожается в человеке, а лишь перестает быть руководящим началом его деятельности, так сказать, замирает в человеке. Это, однако, не препятствует ему снова возродиться, если человек будет нерадеть о своем душевном состоянии: искра все-таки тлеет под грудою пепла…

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Послушание О послушании Богу Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лев.18:4 ). Господу Богу вашему последуйте и Его бойтеся; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтеся ( Втор.13:4 ). Чего требует Бог от нашего Ему послушания: Чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, дабы тебе было хорошо ( Втор.10:12–13 ). Слушайте, что говорит Господь. О человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:1,8 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин.3:23 ). Послушание Богу состоит а) в послушании Его голосу или закону: Слушайтесь гласа Моего и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Иер.7:23 ). Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:20 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ); б) в послушании евангелию: Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Рим.6:17 ; Рим.10:16 ); в) в подчинении установленным властям: Всякая душа да буде покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению ( Рим.13:12 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. Ибо такова есть воля Божия ( 1Петр.2:13,15 ). Бог дал Свой закон для тщательного соблюдения его: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо ( Пс.118:4 ). Послушание Богу есть все для человека: Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор.7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Д.Ю. Лушников Глава 2. Филологический анализ гимнического материала св. ап. павла В этой главе рассматриваются два типа фрагментов из посланий св. ап. Павла. Первый составляют тексты, относительно которых с достаточной долей вероятности можно утверждать, что в них содержится церковный гимнический материал, который мог быть использован апостолом ( Еф 2:14–18; 5:14 ; 2Тим 2:11–13 ; Евр 1:3 ). Второй тип фрагментов – те, которые причисляются рядом исследователей к числу христологических гимнов, цитируемых св. ап. Павлом ( Рим 3:23–26; 8:31–39; 11:33–36 ; Еф 1:3–14; 20–23 ; Тит 3:4–7 ), однако всесторонний анализ, проведенный в данной работе, не позволяет безусловно стать на эту точку зрения. Сведения экзегетического характера в настоящей главе приводятся лишь в той степени, в какой это необходимо для решения задачи отнесения текстов из посланий апостола к гимническому материалу. Те фрагменты из посланий ап. Павла, которые с наибольшей степенью вероятности могут быть причислены к разряду христологических гимнов ( Флп 2:6–11 ; Кол 1:15–20 ; 1Тим 3:16 ), более подробно рассмотрены в следующей главе, причем для них приводится экзегеза с учетом святоотеческой церковной традиции. 2.1. Оправдание через искупление во Христе Иисусе (Рим 3:23–26) Рассмотрение Рим 3:23–26 в качестве гимнического материала наиболее спорно по отношению к другим текстам – имеются аргументы как в пользу этой точки зрения, так и против нее. Несколько забегая вперед, можно утверждать, что ни те, ни другие доводы не являются достаточно убедительными для того, чтобы можно было перейти от гипотез и предположений к твердым и основательным заключениям. Достаточно полный обзор критических мнений касательно данного отрывка дается у Дж. Пайпера (J. Piper), статья которого была использована при рассмотрении данного фрагмента 88 . Дж. Пайпер замечает, что впервые аргументированно указывал на использование в ст. 24–26а традиционного материала 89 Р. Бультман (R. Bultmann), который считал его по происхождению допавловым. Он попытался выделить в этих стихах добавления, предположительно сделанные апостолом в цитируемый им материал (гипотетические добавления помещены в квадратные скобки):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010