Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» (Пс.95:1-4), «И величию его нет конца» (Пс.144:3). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» (Лк.15:7). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» (Мих.7:18-19). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-4). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13:11-12). «Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» (Рим.5:2), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» (Рим.6:22). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского (Пс.123:6-7). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» (Пс.9:7-8), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, — новые люди христиане, избранные Богом».    В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

– немощен, т.е. бессилен ( Рим.5:6 ), – нечестивый, т.е. безбожный ( Рим.5:6 ), – грешник ( Рим.5:8 ), – враг Бога ( Рим.5:10 ), – мертвый «по преступлениям и грехам» ( Ефес.2:1 ). Только лишь тогда, когда человек приходит к Богу с признанием: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» ( Лук. 15,18 ), появляется первая предпосылка того, что Бог может оправдать этого человека. По словам же Шуллера, признавая это, человек совершает тяжелейший грех. Любить себя? Иисус высказался на эту тему настолько ясно, что остается только удивляться тому одобрению «любви к себе», содержащемуся в докладах и книгах, в которых совершенно недвусмысленные слова Иисуса поставлены с ног на голову. Так как сейчас есть некоторые ориентированные на Библию книги по этой теме, то я хотел бы лишь ограничиться противопоставлением слов Шуллера словам нашего Господа. Роберт Шуллер: «Любовь к самому себе – это вершина чувства собственного достоинства. Это возвышающее чувство самоуважения... прочная вера в себя самого, искренняя убежденность в собственной ценности. Она возникает из открытия самого себя, самодисциплины, прощения себя самого и принятия собственного «я». И она порождает доверие к себе и внутреннюю безопасность, которая дает глубокое спокойствие». Иисус Христос: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Map.8:34). «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лук.14:26–27 ). «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). Верить в себя? Многие противятся почти неотвратимой необходимости занять определенную позицию по отношению к этому тезису «позитивных» мыслителей. Если бы были хоть какая-нибудь одна-единственная причина для доверия к себе или веры в себя, то мы бы не нуждались в Спасителе и Избавителе, который говорит, обращаясь к нам: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан.3:36 ). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Иоан.5:24 ). «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Иоан.6:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Но «и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ), не имея за собой добрых дел. 6) Дела наши, говорят «евангельские христиане», ничего не значат перед Богом: если мы и грешим, то все равно будем спасены, лишь бы не грешили произвольно, не хулили Духа Святого и не согрешали грехом к смерти, ибо Апостол говорит: «Мы признаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ). «Если Авраам оправдался делами, то он имел похвалу, но не перед Богом, ибо что говорит Писание об Аврааме? Поверил Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, «вера его вменяется в праведность» ( Рим. 4:2–5 ). «Мы признаем, что человек оправдывается верой независимо от дел закона» ( Рим. 3:28; 4:13 ). 6) Прежде всего нужно заметить, что когда Апостол говорить, что мы «спасаемся верой» или «оправдываемся верой, а не делами», то в этих случаях под «делами» он разумеет дела закона ветхозаветного, т. е. ветхозаветные обряды, в исполнении которых иудеи хотели видеть все свое спасение. Ап. Павел и учить, что одними делами закона, т. е. ветхозаветными обрядами человек не спасется, что нужна еще вера в пришедшего Мессию Христа, «ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры» ( Рим. 4:13 ). Дела же христианской веры св. Апостол не отрицает, а считает их необходимым условием для получения спасения, что видно хотя бы из того же его послания к Римлянам, где он пишет, что Бог «воздаст каждому по делам его... в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков, через Иисуса Христа» (2:6–10,16). Бог будет судить людей не только за их дела ( 2Кор. 5:10 ), но даже за слова, даже за намерения сердечные: «Говорю же вам, сказал Спаситель, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), – когда «приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ), конечно, – кто ее заслужит. Если Господь не только за дела, а даже за слова, даже за намерения будет судить людей, то какое великое заблуждение думать, что дела человеческие ничего не значат перед Богом, что человек может спастись одной верой! Оправдывать себя одной холодной, рассудочной верой и не делать никакого различия между добром и злом, это значит, в самой основе ниспровергать учение о Боге, как источнике добра и правды, как о мздовоздаятеле, карающем нарушителей Его законов; это значит –ниспровергать христианство в одном из главных пунктов его вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поэтому сразу ему сказано: «Ты ошибаешься, “ибо Царство Божие не в слове, а в силе”» ( 1Кор.4:20 ). Но спрошу я, каким образом завет с Богом будет в моем теле. Если я умерщвлю земные мои члены (ср. Кол.3:5 ), то обрету в моем теле завет Христов. Если всегда ношу «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), завет Христа – в теле моем, ибо «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ), то я обнаруживаю, что завет Его – в плоти моей. Ибо какая польза от того, если я скажу, что Иисус пришел во плоти, воспринятой от Девы Марии, и не покажу, что Он также пришел в плоти моей? Но я покажу это, только если, после того как ранее предавал я члены свои «в рабы нечистоте и беззаконию», ныне представляю члены свои «в рабы праведности и на дела святые» ( Рим.6:19 ). Я покажу, что завет Божий в теле моем, если смогу сказать вместе с Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ) и если смогу сказать, как он: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Но воистину показал, что в его теле завет Божий, тот, кто сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Ибо если мы будем исповедовать Господа Иисуса только на словах и не покажем приведенными выше способами, что Его завет – в теле нашем, то уподобимся иудеям, которые думают, что исповедуют Бога одним лишь обрезанием крайней плоти, но отрекаются от Него своими делами. Да дарует нам Господь верить сердцем и исповедовать устами (ср. Рим.10:9 ), чтобы на деле доказать, что завет Божий в теле нашем, чтобы видели люди наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф.5:16 ) через Господа нашего Иисуса Христа, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия IV. На сказанное: «Бог явился Аврааму» и прочее 1 . Следующее явление Бога Аврааму передано нам так: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Приведу уже цитировавшиеся слова бл. Августина: Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано " сердце чистое сотвори во мне, Боже " (Пс. 50:12) (Энхиридион, гл. 31). Как говорят отцы II Аравсийского собора: О восстановлении свободной воли. Свобода воли в первом человеке ослабленная, не может восстановиться, кроме как через благодать; " ибо упущенное, не может быть возвращено, кроме как Тем, Кто мог его дать раньше. Посему Истина сама глаголет: " Если вас Сын освободит, тогда истинно будете свободны " [Ин 8, 36] (Аравсийский собор, кан. 13). Свобода падшего человека — это свобода от праведности, свобода для гибели: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь; потому что конец их — смерть (Рим. 6:20-21). Напомню аргументы, которые уже были приведены, когда мы говорили об ответственности падшего человека. Обычно " свобода " понимается как " свобода поступать по своей воле, без внешнего принуждения " . В таком, внешнем, смысле падший человек, в определенных пределах, свободен. Человек действует по своей, никем извне не принуждаемой воле, но эта воля настолько разрушена грехом, что человек не знает и знать не желает Бога (Рим. 3:11), избирает грех и погибель (Еф.4:19) до тех пор, пока благодать Божия не восстановит в нем подлинную свободу, свободу пребывать в любви Божией: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22). Напомним, что свобода в библейском понимании — это не свобода выбирать между грехом и праведностью, но свобода от греха (Лк. 4:18; Ин. 8:31-36; Рим. 6:22-23). Свободно служит тот, кто охотно исполняет волю своего господина. А потому, кто — раб греха, тот и свободен для того, чтобы грешить. Поэтому для делания правды он будет свободен только в том случае, если, освободившись от греха, станет рабом правды. Это и есть — истинная свобода, так как правое дело совершается с радостью, это же, вместе с тем, благоговейное рабство, так как сохраняется подчинение закону (бл. Августин. Энхиридион, гл. 30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010