6 . Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов только, каково было Иоанново крещение; но оно есть и благодать усыновления. Поскольку вы подлинно знаете, что оно есть как оставление грехов и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение. Ибо для этого и Павел, недавно вопия, говорил: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим.6:3–4 ). Это говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей в подобии. 7 . Поэтому, чтобы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего спасения претерпел, самой истиной, а не привидением, и что мы бываем общниками Его страдания, Павел вопиял со всякой известностью: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Изрядно же сие слово, соединены; ибо как здесь 1 насадился виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались ему сообразными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова апостола. Ибо не сказал: как мы соединены с Ним смертью Его, но: подобием смерти. Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от тела, и истинное погребение, потому что чистой плащаницей повито было Его святое тело (см. Мф.27:59 ), и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий, а спасения не подобие, но истина. 8 . Уразумевши это, сохраняйте в памяти, молю вас, да и я, недостойный, скажу о вас: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Силен же есть Бог , Который представил вас Богу, как оживших из мертвых ( Рим.6:13 ), дать вам, ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ), ибо Тому слава и держава, ныне и вовеки. Аминь. Тайноводственное поучение третье [О Миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от места: И вы помазание имате от Бога и весте вся (ср. 1Ин.2:20 ) – до места: и не посрамимся от Него в пришествии Его ( 1Ин.2:28 ).]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

    «Я дверь, читаем мы здесь слова Христовы о Себе, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я даю жизнь вечную, и не погибнут овцы Мои вовек» (ср. Ин.10:7, 9, 28). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (ср. Ин.15:4—6). «Бог, свидетельствуют и апостолы, определил нас к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы — бодрствуем или спим — жили вместе с Ним» (ср. 1Сол.5:9—10). «Он — посетитель душ наших» (ср. 1Пет.2:25). «Дом Его — мы, если только упование и дерзновение, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (ср. Евр.3:6). «Благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ср.Ин.1:17), и мы «Им укрепляемся в благодати» (ср. 2Тим.2:1), «будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол.2:7). Мы — «письмо Христово, написанное Духом Бога живаго на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2Кор.3:3), и «званы к Иисусу Христу» (ср. Рим.1:6) «облечься в Него» (ср. Рим.13:14). «Бог облагодатствовал нас в Возлюбленном» (ср. Еф.1:6). «В Нем мы сделались наследниками» (ср. Еф.1:11). «В Нем имеем полноту» (ср. Кол.2:10) и «искупление» (ср. Рим.3:24). С каждого человека греховное «покрывало снимается Христом» (ср. 2Кор.3:14), и как «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим.8:2), так и «слава Божия — в Лице Иисуса Христа» (ср. 2Кор.4:6).    Судя по этому библейскому учению, «Церковь на земле есть во все времена продолжающий жить Христос», учащий нас жить и действовать любовию и Собою нас осиявающий в Отчем Духе. Его силою и по Его образу преображается в церковных недрах всякий христианин без исчезания собственной личности, но с сознательным и свободным предаванием себя «Христову вседействию». И Христос вседействует в душе по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия. Выходит, будто душа сама действует, тогда как « " не без Него делает» (Ин.15:5), ибо без Него таких дел никто и делать не может». Божественно наполняя Собою весь мир, Господь Спаситель Своим вездесущием неотлучен ни от какого места вселенной. Потому христиане по вере в Его соприсутствие и вследствие получения от Него явно ощущаемой благодати Святого Духа говорят с Ним молитвенно как с неизменно живым. Он — «Восток востоков», или богоозаренных благодатию человеческих природ. Его сокрытие из сердца вследствие какого-либо греха сразу заметно христианину, и тот делает все зависящее, чтобы возвратить в дом своей души Источника благодати и любви, если только не вознерадит о спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Святой Тайнозритель Иоанн видит – далее – мучеников, которые «не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти»... ( Откр.20:4–6 ). Остановим наше внимание на том: что такое первое воскресение и второе воскресение, первая смерть и вторая смерть? Известно, что живущие на земле люди, преданные животной, плотской жизни называются, конечно, в уподобительном смысле «мертвецами»: так Сам Господь называет некоторых живущих людей «мертвецами» ( Лк.9:60 ); тоже выражение употребил Ангел, бывший у гроба Воскресшего Спасителя ( Лк.24:5 ). Слово Божие невозрожденных во Христе людей называет «мертвыми во грехах» и во Христе они чрез веру благодатию Божиею «оживляются» ( Кол.2:12–13 ), совоскресают со Христом. Жизнь христианина на земле есть постоянное умирание для греха ( 1Кор.15:31 ) и жизнь ( Рим.6:11 ) для Бога. Эта борьба верующего со грехом заканчивается последней данью греху – смертью ( Рим.6:23 ; Рим.8:23 ). Только – в Боге и в союзе с Ним возможна истинная жизнь и вне этого союза в области греха человека ожидает мертвенность и мучение. Руководясь указанием слова Божия, мы находим, что первое воскресение и оживание есть обращение «от мертвых дел» ( Евр.6:1 ) и предоставление себя Богу ( Рим.6:13 ); это и есть воскресение – первое – из мертвых ( Еф.5:14 ). В тексте Откровения 20, 4 сказано, что праведники, замученные за веру Христову, не поклонились зверю и образу его, не приняли начертания на чело и руку. Речь Апостола здесь символическая, таинственная. Святой Иоанн в языческой римской власти Нерона, Домициана. видел прообраз антихриста и в рассматриваемом тексте он разумеет мучеников, не захотевших кланяться, как божеству, статуе римского императора и выполнить языческие обряды. Замученные праведники царствовали со Христом 1000 лет в им «дано было судить»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» (Пс.95:1-4), «И величию его нет конца» (Пс.144:3). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» (Лк.15:7). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» (Мих.7:18-19). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-4). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13:11-12). «Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» (Рим.5:2), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» (Рим.6:22). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского (Пс.123:6-7). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» (Пс.9:7-8), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, — новые люди христиане, избранные Богом».    В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

18. Как чистое око способно взирать на свет: так чистое сердце способно созерцать Бога ( Мф.5:8 ), и будущее блаженство ( 2Кор.12:3–4 ). Сердце есть внутреннее око и ухо ( Деян.7:51 ). 21. Названия Ангельских чинов подобны названиям человеческим, – ибо Ангелы именуются Начальствами, Властями, Силами и Господствами. 23. Церковь будет возрастать в храм Господу ( Еф.2:21 ) до скончания века; ибо она есть полнота Того, который все Собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет. Гл. 2. Ст. 10. Господь наш Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, дабы исхитить нас из настоящего злого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:3–4 сл. Тит. 2:13–14 ). 12–13. Жизнь Божия ( Еф.4:18 ) есть жизнь истинного Израильтянина; но во Христе Иисусе и язычники суть Израильтяне, близкие к Богу. 14–16. Как Иудеи, так и язычники, будучи врагами Богу, примирились смертью Сына Его ( Еф.2:13 ). Грех разлучает нас с Богом и отделяет от Него, подобно стене ( Рим.8:6 . сл.) и великой пропасти ( Лк.16:26 ). 17–18. Хотя Иудеи имеют преимущество пред язычниками ( Рим.3:1–2 ), ибо первым принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования ( Рим.9:4 ): но Бог никакого не полагает различия между отдаленными от Него (язычниками) и близкими к Нему (Иудеями), верою очистив сердца их ( Деян.15:9 ). 20. Апостольское учение о спасении чрез Иисуса Христа основывалось на учении Пророков ( Деян.3:24 – Деян.4:11, 12, 25–27 – Деян.10:43 ). Гл. 3. Ст. 10. Тайна спасения нашего чрез Иисуса Христа непостижима для самых Ангелов ( 1Пет.1:12 ), всегда видящих лицо Отца небесного ( Мф.18:10 ). Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником ( Рим.11:34–35 )? 35. И небо и земля носят на себе имя Божие; ибо Богом создано все, что на небе и что на земле, – и человеки и все чины Ангельские ( Кол.1:16 ). Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Пс.113:11 . 16. Слава Бога в отношении к спасению нашему состоит в силе благодати ( Еф.1:7 ) Его, которой мы утверждаемся во внутреннем человеке или в делах духа ( Гал.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

4–5), как это подтверждается и свидетельством Давида ( Псал. 31:1–2 , Рим. 6–8 ), б) из того обстоятельства, что вменение Аврааму его веры в праведность совершилось еще до обрезания его (см. Быт. 15:6  с 17 и Рим. 4 . ст. 10–11), следовательно, до того времени, когда он мог бы хотя обрезанием заслужить, как делом, оправдание, и стало быть по долгу, а не по вере; но с другой стороны в этом событии вменения открывалось и особое тайное намерение Божие, именно, – чтобы через то указать не только принявшим после того обрезание, но еще и необрезанным по подобию бывшего в то время необрезанным Авраама, как на необходимое условие к оправданию – веру (ст. 12), вследствие и в силу чего Авраам является отцом всех верующих и в обрезании и не в обрезании (ст. 12 си. 16) 191 . в) в связи с этой верой даются Аврааму и все обетования, средоточие которых – быть наследником мира (ст. 13. срав. Мф. 5:5 , сн. Гал. 8 и раньше изложенное по поводу ст. 16) 192 . Вследствие чего же вера Авраама вменена ему в праведность? –Вследствие своей чрезвычайности. Ибо он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18  сн. 17:18–22 срав. Евр. 11:11–12 ), так, как эта вера Авраама, о которой Писание говорит, что она вменилась ему в праведность, ближе всего состояла в безусловном доверии к обетованию Божию о рождении от него и Сарры именно сына, от которого имело произойти бесчисленное потомство, хотя они оба уже устарели для естественного рождения ( Рим. 4:18–21 сн. Евр. 11:11–12 . В этом проявляется, таким образом, чрезвычайность веры Авраама, но вместе с тем и духовность ее, в силу чего она именно и служит прообразом новозаветной веры. Поэтому-то св. апостол делает такой оборот речи: «потому и вменилось ему в праведность. А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апостол Павел свое важнейшее обозначение Церкви как тела Христова использует также для того, чтобы связать смерть и воскресение Иисуса Христа со своим пониманием Церкви как общины верующих во Христа. Согласно Апостолу, физическая смерть Господа Иисуса есть спасительное событие, в котором осуществился Божественный замысел о спасении людей. Для него то, что Бог воскресил Иисуса — оправдание Его соблазнительной для иудеев и безумной для эллинов смерти как истинно мессианской. Церковь верующих в действительности принимает участие в “событии Христа”, через которое она вступает в обетованный Новый спасительный век. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:4). Верующие во Христа и соединяющиеся с Ним примиряются с Богом и друг с другом (2 Кор 5:11–21; Еф 2:11–22). Теперь они ведут христоподобную жизнь, которая характеризуется свободой от греха, от смерти, от закона и от всего того, что отлучает людей от любви Божией (Рим 5–8). Так же, как исторический Иисус был телом, то есть некой целостной единой личностью, так и Церковь — одно Тело в Нем. Соединение в крещении двух тел, верующего и Христа, подчеркивает единство во Христе всей Церкви верующих. Человеческие различия упраздняются. Во исполнение древних пророчеств образуется община равных (Гал 3:26–29). История телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной — Флп 2:8), спасительная правда Божия явилась и открылась в истории (Рим 3:21–26) через смерть и Воскресение Иисуса Христа (Флп 2:9–11). То же самое обещается и эсхатологической Церкви. И ее надежда состоит в том, что благодаря ее вере во Христа Бог в эсхатоне примет и прославит ее. Обязанность Церкви в настоящее время — в “подражание” Христу приносить в жертву ее собственное “тело”. Конкретно это должно выражаться в открытом служении Богу, не сообразуясь (не вступая в конформизм) с текущим социальным порядком. Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим 12:1–2).

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Иудеи, поскольку противятся благовестию, стали «враги, ради нас» ( Рим.11:28 ), т. е. язычников, чтобы они пришли к вере и спаслись. Но и иудеев не отвергает Бог совсем, а ждет их обращения, называет их «возлюбленными Божиими ради отцов», т. е. ради избрания их народом Божиим. Итак, «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ). Непостижимость Божественного Промысла о спасении всего мира вызывает у Апостола восторг и славословие: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:33, 36 ). III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Общие правила христианской жизни (12 гл.) В основу христианской жизни ап. Павел поставляет любовь, причем вначале любовь к Богу, а затем любовь к человеку ( Втор.6:4–5 ). Но любовь истинна тогда, когда любящий готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради любимого им. Поэтому и по отношению к Богу жизнь верующего должна стать жертвой, безраздельным служением Ему: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать вам, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Жизнь наша должна быть «жертвой живой» Богу, подобно тому, как в Ветхом Завете отдавали в жертву животное. Само тело (понятие тела (swma) у ап. Павла имеет двоякое значение: а) как «телесная форма», некий организующий принцип, в смысле аристотелевской «формы» (eidoz), которая в то же время есть и ’enielecia (возможность), осуществляющаяся через собственную энергию; б) тело в смысле «материи тела», которая в земной жизни есть sarx – плоть; а в будущей – doxa (слава, свет), весь наш душевно-телесной организм должен стать и этой жертвой, и жертвенником, на котором она приносится. Для вручения себя Богу надо начинать с тела, т.к. грех опирается именно на тело (самоугодие, плотоугодие, страсти), которое и нужно принести в жертву, а не приносить все в жертву телу, как делают язычники: христианин обязан «распять плоть свою со страстьми и похотьми» (1 Гал.5:12), чтобы через смерть греху войти в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010