Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф.5:22-23, 6:1-4, Кол.3:18-20; 1Тим.5:4).    Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия — отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:32).        Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деян.4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало. Шестая заповедь Закона Божия         «Не убивай».        Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.    Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души. Все праведники наследовали Царство Небесное через свои страдания. Притча о богатом и Лазаре ярко иллюстрирует значение земных страданий (Лк.16:19-31). При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда нам не пошлет страданий выше наших сил, и при страданиях нас укрепляет и утешает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вся история Церкви свидетельствует о невозможности обойтись без особо выделенных лиц, на которых тем или иным образом возлагается высокое право и святая обязанность учить других членов общины истинам веры, нормам христианской нравственности, а самое главное – постоянно поддерживать в них ясное сознание данных им во Христе свободы от уз мира и принадлежности к Богу ( Рим.6:16–23 ; 1Кор.7:23 ). Пастырство в этом смысле имеет общехристианский характер и не вызывает разногласий. Высокие полномочия церковного управления пользоваться ключами Царства Небесного и посредством их связывать и разрешать, данные Христом сначала апостолу Петру ( Мф.16:19 ), а потом и другим апостолам ( Мф.18:18 ), особые поручения апостолу Петру – утвердить братьев ( Лк.22:32 ) и пасти агнцев и овец Христовых ( Ин.21:15–17 ) – легли в основу твердого руководства, осуществлявшегося апостолами и их учениками и преемниками в первоначальной Церкви. Эта власть дана ученикам Христовым навечно, с переходом даже в жизнь будущего века: вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). Здесь мы видим и многочисленные увещания от самых мягких ( Деян.15:7–11 ) до весьма резких: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? ( Гал.3:1 ). Мы видим и пример отлучения за тяжкий грех до последнего смертного часа ( 1Кор.5:1–5 ) с последующим воссоединением раскаявшегося грешника ( 2Кор.2:5–11 ), видим, наконец, и немедленное страшное наказание Божие, являющееся следствием совершенного греха и апостольского обличения ( Деян.5:1–11 ). Пастырские послания свидетельствуют об утверждении епископской власти уже в апостольскую эпоху, причем само значение слова episkopos (надзиратель, надсмотрщик) указывает на присущие епископу административные права и обязанности. Об этих же обязанностях особенно ясно говорится в 1 Послании к Тимофею, где в числе свойств, приличествующих епископу, упоминается и умение управлять своим домом, ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ( 1Тим. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О почтении к старшим возрастом пишет ап. Павел к Тимофею, епископу Ефесскому, научая вообще кроткому и почтительному обращению с людьми всех возрастов: Старца не укоряй, но умоляй якоже отца: юноши, якоже братию, старицы, якоже матери, юныя, якоже сестры ( 1Тим.5:1–2 ). Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер. В Ветхом Завете тоже строго заповедывалось почитать старцев: Пред лицем седаго востани, и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего ( Лев.19:32 ). Перед лицом седого вставай и почитай лицо старца (то есть уважай личность старца), и бойся Господа Бога твоего. 4) Благодетели, то есть люди, которые заботятся о нашем благополучии и счастье. Что благодетелей следует почитать как родителей, в этом можно удостовериться из примера Самого Иисуса Христа. Хотя Иосиф не был Его родитель, и только питал Его и заботился о Нем в детские годы, несмотря на это Иисус Христос бе повинуяся Иосифу – был в повиновении у Иосифа ( Лк.6:51 ). 5) Начальствующие в разных отношениях. Таковы: начальники в училищах и наставники, заботящиеся о нашем обучении и воспитании; начальники гражданские, охраняющие нас от беспорядков и неустройств в обществе; судьи, которые защищают нас от беззакония и нарушения наших прав силой государственных законов; начальники военные, которым Государь вверяет охрану и защиту общества и страны от врагов, и господа по отношению к своим слугам. На необходимость повиновения высшим властям в государстве указывает ап. Павел: Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога; сищии же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется ( Рим.13:1–2 ). Всякая душа (то есть всякий человек) да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (то есть по убеждению совести, что существование властей благодетельно для всех).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Признавая Св. Писание единственным источником Богопознания, молокане, в противоположность духоборцам, с решительностью отвергают всякое значение Св. Предания в деле приобретения познания о Боге и Его святой воле, необходимого для нашего спасения. Насколько можно судить по их обрядникам и их возражениям на миссионерских собеседованиях, они ссылаются, в свое оправдание, на следующие места Св. Писания: Втор. 4:2 ; Нав. 1:7–8 ; Пс. 118:5 ; Мф. 15:9 ; Лк. 16:29–31 ; Ин. 5:30; 20:31 ; Деян. 1:1–2; 17:11 ; 2Пет. 1:19 ; Рим. 1:16; 3:21 ; 1Кор. 4:6; 14:37 ; Гал. 1:6 ; Кол. 2:8 ; 1Тим. 1:3–4, 6 ; 2Тим. 3:15–17 ; Тит. 1:14 ; Откр. 22:18 . Итого – 21 место: три – из Ветхого Завета и 18 из Нового. Ссылок на какие-либо иные места не приходилось встречать не только у молокан, но и у всех других рационалистических сектантов. По понятным причинам мы можем уделить здесь для рассмотрения этих текстов только ограниченное место, а потому, и речь наша будет кратка. 1 . Втор. 4:2 : «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую». Мы можем подсказать сектантам, что это повеление Божие почти буквально повторяется и в другом месте: Втор. 12:32 . Но, при чем тут отрицание церковно-христианского предания? Заповедь Господня касается не всего ветхозаветного закона, а только того, что заповедал Господь тот день, когда дана была заповедь (сегодня). Но Сам Господь дальше разъясняет, что Он заповедал (ст. 3 и 4): Он повелел прилепляться только к нему одному и не поклоняться идолам, вроде Ваал-Фегора; а разве есть церковно-христианское предание, изменяющее эту заповедь Божию? 2 . Нав. 1:7–8 : «будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано». Иного повеления Иисусу Навину и не могло быть дано, потому что тогда, кроме книг Моисеевых, других богодухновенных книг не было. Но весь закон Моисея, по изъяснению Спасителя, состоит в двух заповедях: о любви к Богу и ближним, и в этом смысле повеление Божие, данное Иисусу Навину, сохраняет свое вечное значение. Если же принять толкование сектантов, что Господь повелел буквально придерживаться только пяти книг Моисеевых и ветхозаветного закона, то тогда нужно отрицать не только церковно-христианское Предание, но и все книги Св. Писания, как Нового, так и Ветхого заветов, за исключением Пятикнижия Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим. 5:1–2 ). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лев 19:32 ). 561. Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51 ). 562. Кого ещё следует почитать подобно родителям? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные. 563. Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим. 13:7 ). 564. Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:5–6 ). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» ( 1Пет.2:18 ). 565. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми? Священное Писание предписывает обязанности к детям , соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6:4 ). 566. Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Св. писание ясно изображает Иисуса Христа истинным человеком с телом и душою человеческими. а) Она называет его человеком ( 1Тим.2:5 ; Деян.17:31 ; Ин.8:40 ; Рим.5:15–19 ; 1Кор.15:21 ), другим Адамом ( 1Кор.15:45 ; Рим.5:14 ), а людей братьями Его ( Евр.2:11–14 ). Оно же исторически говорит о Его происхождении по плоти, именно показывает, что Он был Сын Девы Марии ( Лк.1:31–42 ; Лк.2:5–7 ; 1Ин.4:2 ), потомок Давида, Иуды, Авраама и проч. ( Мф.1 ; Лк.1:32 ; Лк.3:23 ; Рим.9:5 ), принял естество не ангельское, но человеческое ( Гал.4:4 ; Евр.12:16 ). – У апостола ( Флп.2:7 ) образ раба, подобие человека означает не отрицание действительного человечества в Иисусе, а добровольное лишение славы, приличной Сыну Божию; так объясняет себя сам апостол (Фла.2:6–8). б) В частности откровение приписывает Иисусу Христу истинное человеческое тело ( Рим.1:3 ; Лк.21:39 ; Евр.2:14 ; Мф.2:24 ) и повествует, что Он принял плоть от Девы Марии ( Мф.1:18–25 ), как человек был обрезан ( Лк.2:21 ), приходил в возраст ( Лк.2:42–52 ; Ок.О:23), алкал и жаждал ( Мф.4:2 ; Мф.21:18 ), принимал пищу и питие ( Лк.4:2 ; Лк.5:29 ; Ин.2:2 ; Ин.12:2 ), подвергался утомлению ( Ин.4:6 ) и спал ( Лк.8:23 ), терпел страдания крестные: Его глава уязвлена была тернием, руки и ноги пронзены гвоздями, ребро прободено копьем ( Ин.19:17–18 ; Ин.19:34 ). Он умер и погребен был ( Лк. 23:52 ). (в) Св. писание приписывает Иисусу Христу душу человеческую, ибо говорит о Его душевных радостях ( Ин.11:15 ; Ин.11:41 ), о действиях воли ( Ин.2:13 ; Мф.11:21 ; Лк.22:42 ; Флп.2:8 ), о борьбе духа, в которой находился Он пред страданиями и которой никак не могло быть в существе без свободы самосознательной ( Мф.26:37–50 ; Лк.22:40–44 ). Наконец, прямо говорит о душе и о предании Ее Богу в момент смерти ( Лк.23:46 ; Мф.26:38–50 ; Ин.10:15–17 ). В св. Писании ясно усвояются Христу Иисусу божественные свойства, равно действия божества и поклонение, приличное Богу истинному. а) Христу Иисусу приписываются божественные свойства: аа) всемогущество ( Мр.2:11 ); бб) вечность ( Ин.17:5 ); вв) всеведении или ведение равное ведению Бога Отца ( Ин.10:15–22 ); гг) везде присутствие ( Ин.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Под постоянным и благодатным веянием этой идеи и в возможном непрерывно-постепенном благодатном приближении к этому идеалу – смысл и цель бытия мира и жизни человека, всей истории мира и человечества, доколе «Христос вообразится» во всех и «Бог будет все во всем» ( Гал.4:19 ; 1Кор.15:28 ). Мир во всей своей целостности – видимый и невидимый —469— или ангельский – есть «царство Божие или небесное – Βασιλεα ϑεο и τν ορανν». Это – все Божье в мире, все прекрасное в нем, доброе и истинное ( Пс.23:7 сл. 46:3, 8–9, – 73:12, – 94:3, –13:7–10; Деян.17:28 ; 1Кор.10:26, 28 из Пс.23:1 , – 1Тим.1:17 , – 4:4, – 6:15). Частнее это Царство Божие или небесное открывается трояко, соответственно триипостасному проявлению Божества: как царство Отца, Сына и Духа ( Мф.28:19 ). «Царство Бога – Отца Небесного – Βασιλεα το Θεο το Πατρς το ν τος ορανος», по Своей любви рождающего Единородного Сына Своего, творящего и спасающего мир, – царство Любви ( Кол.1:13 ; Мф.5:48, 10:29, 11:25 ; Ин.3:16, 35 ; Иак.1:17 ; 1Ин.2:15, 3:1, 4:7–8, 16, 5:3 , – 1Кор.15:24 ; Еф.4:6 ; Евр.12:9 и мн. др.). Но Бог-Отец и Бог-Любовь и в миротворении и в миропромышлении и в мироспасении действует и проявляет Себя – Свою Отчую любовь – чрез Единородного Сына Своей любви, чрез Бога-Сына и Логоса (Разум-Слово), по исполнении времен ставшего плотию или Богочеловеком ( Ин.1:1–18, 5:17 сл. 10:37–38, 14:7 дал. Гал.4:4 ; Кол.1:13–18 ; Еф.3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – (Βασιλεα το Χριστο ( Еф.5:5 ; 2Пет.1:11 ; Апок. 11:5 ср. Лк.1:33, 22:30, 23:42 ; Ин.18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа – Спасителя – Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин.4:14 ; 1Тим.4:10 ; Ин.3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим.1:32 ; 1Кор.13:12 ; 2Кор.1:13 , – Еф.1:13 , – 4:13; Кол.1:10, 2:2, 3:10 , – 1Тим.2:2, 4:3 др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитва составляет существенную часть и средоточие религии. Отсюда: 1) она является в жизни прежде внешнего предписания закона. Авель без сомнения молился, принося жертву свою Богу, когда Бог милостиво призрел на жертву его. При Еносе люди молились, когда призывали имя Господне ( Быт.4:26 ). Энох молился, когда ходил пред Богом, и угодил Богу ( Быт.5:22, 24 ). Ной молился, когда приносил жертву Богу после потопа, и Бог так милостиво принял его всесожжение. Авраам молился, когда призывал Бога и устроял Ему жертвенники ( Быт.12:7–8, 13:4, 18 ). Исаак молился о Ревекке, и Господь услышал его ( Быт.25:21 ). Иаков молился, когда, возвращаясь из Месопотамии, боялся мести со стороны брата своего Исава ( Быт.32:9–12 ). В законе Моисеевом нет буквального предписания о молитве, но все учреждения касательно богослужения и жертвоприношений служат выражением и свидетельством благоговейного и молитвенного служения Богу (см. Втор.26:1–19 ). Отсюда молитва является в жизни и патриархов, и пророков, и всех древних благочестивых мужей, как всегдашняя и важнейшая наша обязанность. 2) В Новом Завете Сам Господь говорит: «Просите, и дастся вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам» ( Мф.7:7 ; Лк.11:9 ). «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех грядущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:36 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). И Господь научает сему и собственным примером. Молитва была любимейшим Его занятием. Он молился при всех обстоятельствах жизни – и среди подвигов учения, и среди чудотворений, и в минуты радости, и среди страдания, и целые ночи проводил в молитве ( Лк.3:21, 5:16, 6:12 ; Мф.14:23, 26:36–44 ; Лк.9:18, 28–29, 10:31, 18:1, 22:41–44 ). 3) Молитву внушают нам св. апостолы ( Еф.6:18 ; Кол.4:2 ; 1Фес.5:18 ; 1Тим.2:1–3 ), которые и сами пребывали постоянно в молитве ( Лк.24:53 ; Деян.1:14, 3:1, 10:9 ; Рим.1:10 ; Еф.1:16, 3:14 ; Флп.1:9 ; Кол.1 и др.). 4) К молитве призывает нас всецелая наша зависимость от Бога, сознание нашей бедности и ограниченности и всегдашняя потребность для нас высшей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отношение нравственного Закона к Евангельскому Закону И. Христа Поскольку Закон духовен ( Рим. 7:14 ) и совершен ( Пс.18:8–9 ) так, что и прибавлять к нему, и отнимать от него равно воспрещено ( Втор. 4:2; 12:32 ), и поскольку И. Христос пришедши на землю не разорил, но исполнил Закон ( Мф. 5:17 ) и учением своим не исправил и не усовершил Закон, но токмо в надлежащей полноте и силе раскрыл, представил и изобразил тот же Закон, ( Мф. 22:37 ) ( Лк. 10:25–27; 16:29 ) ( Рим. 13:9 ): то ясно, что Евангельский Закон И. Христа, в отношении к нравственному Моисееву Закону, есть токмо полнейшее раскрытие того же Божественного Закона, и, сообразно высшему раскрытию тайны соединения Божества с человечеством, возведение его на высшую степень духовного совершенства и в ведении и деятельности. Полный состав Божественного Закона Посему при единстве нравственного Закона с Законом Евангельским во внутреннем духе, полноту и нравственные совершенства закона составляет весь дух ветхого и нового завета или дух всего св. писания ( 2Тим.3:16–17 ) ( Лк. 16:29 ). Впрочем поскольку все нравственные обязанности в учении И. Христа и Апостолов представлены в самой возвышеннейшей чистоте и святости, ибо в учении И. Христа раскрыта всеобщность нравственного закона для всех людей и времен ( Мф. 5:17, 19 ), чистая и бескорыстная любовь ко всем вообще, даже ко врагам, поставлена сущностью Закона ( Мф.22:37 ) ( Лк.10:29–36 ), Богоуподобление – единственным образцом нравственного совершенства ( Мф. 5:48 ). Слава Божия – последним концом Богоподобной деятельности ( Мф. 5:16 ), небесная слава и блаженство – несомненною наградою истинных подвигов ( 2Тим. 4:7–8 ), сверх сего высота Евангельской деятельности получает новый свет от Божественного примера И. Христа, коим его учение не токмо вполне подтверждено, но во многом еще несравненно выше представлено, – а всё вообще до бесконечности возвышено раскрытием Божественной любви ( Рим. 5:5; 8:35 ) и любовию духа управляемой благодатной свободы ( 1Тим. 1:9 ) ( 1Кор. 9:19 ). Отселе по духу Евангельского и Апостольского учения должны быть излагаемы все нравственные правила Закона, и к сему духу возводимы все обязанности христианина, дабы христианин во всех отношениях жизни был законник Христу ( 1Кор. 9:21 ). Основание обязанности Божественного нравственного Закона

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ясно было, что средняя духовная школа совсем не подобна тому блаженному мужу, который поучается в законе Господнем день и ночь. Слабо и даже более чем слабо представляли себе экзаменовавшиеся идейно-богословское содержание толкуемых отделов. Особенно бессодержательны были ответы по изъяснению самого содержательного послания ап. Павла к римлянам. Богословские созерцания великого апостола языков, оказывается, стоят совершенно вне богословского горизонта студентов духовных семинарий. Кроме того, экзаменовавшиеся были бессильны при установлении даже и вербального-то смысла наиболее затруднительных мест, как напр., Мф.24:28 и Лк.17:37 , сопоставление Мф.5:48 с Лев.19:2 , Иак.2:26 , Рим.1:17 . 1Тим.2:15; 3:16 , Еф.1:23 , Евр.11:1. 4 (жертву лучшую). —419— 19 (в притче прият). 21. Много раз эти и подобные места указывались в отзывах и раньше, однако ничуть не заметно, чтобы на указание это было обращено надлежащее внимание. С особенным прискорбием и с некоторой тревогой за будущее академическое изучение Нового Завета комиссия наблюдала тот печальнейший факт, что для желающих поступить в высшую богословскую школу подлинный греческий текст священных книг являлся чем-то вроде китайской грамоты. Незнакомство с греческой новозаветной терминологией и синонимикой, кажется, совершенно не имело никаких границ. Не могли различить γιος от αϑαρς (Орл.), γιος от τλειος (Моск.), πνεμα и ψηχ (Моск.), γαπω и φλω (Моск.), πτωχς и πνης (Калужск.), πορνεα и μοιχα в Μф.5:32 (Калужск.), ϑλημα и επιϑυμα, σμα и σρξ, причем слово σρξ оказывалось совершенно неизвестным (Моск.). Неизвестно было и слово νωσις (Костр.). Студент Московской семинарии, не зная и не понимая слова τλος, не мог согласить Рим.10:4 (кончина закона Христос) с Мф.5:17 (не приидох разорити, но исполнити). По той же малограмотности и даже безграмотности в греческом языке экзаменовавшиеся за немногими исключениями (Виф. – Рим.3:25 , Тульск. – Иак.5:12 ) оказывались совершенно беспомощными, когда им предлагалось объяснить различие между славянским и русским текстами или отдать предпочтение одному из них в таких, напр., местах, как – Ин.6:27 – слав.: делайте, русск.: старайтесь, греч.: ργαζεσϑε (Ряз.), Ин.12:17 (Моск. – смешивал значение τι и τε), Лк.16:1 – слав.: оклеветан бысть, русск.: донесено было (Виф.), Иак.2:18 – слав.: от дел, русск. без дел (Виф.), 2Кор.12:7 – слав.: пакостник плоти, русск.: жало в плоть, греч.: σλοψ τ σαρ (Виф.), Еф.4:16 – слав.: всяцем осязанием подаяния, русск.: посредством всяких взаимно скрепляющих связей, греч.: δι πσης φς τς πιχορηγας (Орлов.). Все отмеченные недостатки почти в равной мере свойственны были всем выслушанным ответам. Несмотря на это, комиссия нашла возможным делать сравнительно высокую балловую оценку, имея в виду не столько запас знаний экзаменовавшихся, сколько степень обнаруженной ими вдумчивости, сообразительности и вообще способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010