1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Помимо указанного, у апостола Павла встречается еще целый ряд мест, где Отец, Сын и Дух упоминаются вместе (Еф 1:17, Рим 8:11, Евр 9:13), но они выражены в динамике домострительства, и Дух в них выступает либо объектом, либо субъектом какого-то действия. Стоит отметить, что порядок поставления Божественных Лиц у апостола. Павла совершенно свободный, так что “иногда перечисляет он все три ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же ипостась именуя то в начале, то в середине, то в конце, чтобы показать равночестность естества” . Апостол одинаково превозносит в разных места посланий любовь Бога Отца (2Кор 13:13, 2Фес 3:5), любовь Христа (Еф 3:19, Фил 1:8, 2Кор 5:14) и любовь Духа (Рим 15:30), утверждая Их единство в любви. Дух подчеркнуто не отождествляется с Божественными дарами: дары различны, но Дух один и тот же (1Кор 12:4). Личностность Духа недвусмысленно утверждается апостолом в трех местах: в Рим 15:30, где говорится о любви (agape) Духа, Который определяется тем самым как любящий, и в 1Кор 12:11, где он описывается, как обладающий волей: все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (katos bouletai). Наконец, в Рим 8:27 сказано, что Дух имеет разум (fronema). Так что Дух - это определенно “Кто”, а не “что”; это непрестанно действующая Личность. Дух Святой, Который живет и действует в каждом уверовавшем во Христа, одновременно с тем есть Дух, Который все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор 2:10-11). “Дух имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем” , именно в силу этого становится возможным богообщение: потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2:18); Духом, проницающем одновременно глубины Божии и сердце верующего (2Кор 1:22), то есть, глубины человеческие, осуществляется соединение человека с Богом.

http://pravoslavie.ru/1519.html

Разделы портала «Азбука веры» Соблазн – в христианской аскетике – 1) греховное искушение, то есть прилог , повод ко греху; 2) преткновение. В Септуагинте еврейское понятие (микшол/михшоль), что дословно обозначает препятствие, охотничью петлю или подножку в переносном смысле слова, представлено греческим аналогом «σκνδαλον» (скандалон), что означает, буквально, «сеть», «ловушка», «крючок в западне», «препятствие», «преткновение», «предмет досады». Именно в значении «соблазн» слово «скандалъ»/«скандлъ» присутствует в церковнославянской письменности. Священное Писание о соблазне В Священном Писании Ветхого Завета в качестве одного из аналогов понятия «соблазн» (mišl () представлено понятие «камень преткновения» (в англоязычной библеистике передается понятием «stumbling block»). Другим аналогом выступает слово «силки»: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников» ( Пс.140:9 ). В Новом Завете понятие «σκνδαλον» («скандалон») в значении ловушки, силков, сетей («соблазн» в переносном смысле слова) встречается достаточно часто (по некоторым оценкам, порядка 15-ти раз): «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны (σκνδαλα) и делающих беззаконие» ( Мф.13:41 ), в других местах – Мф.16:23 , Мф.18:7 (3 раза), Лк.17:1 , Рим.9:33 , Рим.11:9 , Рим.14:13 , Рим.16:17 , 1Кор.1:23 , Гал.5:11 , 1Петр.2:8 , 1Ин.2:10 и Откр.2:14 . Существительному «σκνδαλον» родственен глагол «σκανδαλζω», который встречается в Новом Завете еще чаще – около 29 раз и означает «соблазнять», «склонять ко греху»/«к противозаконным действиям», «ловить кого-либо»/«подсекать», и др. Любопытно, что в первом послании ап. Петра «камнем преткновения» (λθος προσκμματος) назван Сам Господь Иисус Христос, о котором искушаются неверующие: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Петр.2:7,8 ).

http://azbyka.ru/soblazn

Христианин — чадо Божие, в жизни своей на земле носит внутри себя противоречие: с одной стороны, он грешник, и непрестанно и неудержимо грешит (Рим. 7:15—24), но, с другой стороны, он действительно свободен от греха (Рим. 6:18), свободен до такой степени, что даже не может грешить (ст. 9; см. прим.); он в действительности со грехом покончил, грех стал ему совсем чуждым, но в проявлении еще живет в нем и будет жить до смерти его временной (см. Рим. гл. 7). Кто рожден от Бога во Христе, тот новая тварь, в нем древнее все прошло и стало все новое (2 Кор. 5:17), но грех живет в нем (Рим. 7:17), хотя рожденный от Бога не может грешить (ст. 9).— Итак, пребывающий во Христе не грешит, но всякий согрешающий не видел Его и не познал Его: не видел Его очами веры и духа, не познал Его очами просветленного ума; омраченный грехом не видит Его, ибо только чистые видят Его, и не познал Его, света разума нет в познании его. «Грех (говорит апостол) неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить. Это и означают слова: всякий, пребывающий в Нем, не согрешает... Сказав (затем), что Сын Божий явился и что Он явился для того, чтобы, не сотворивши Своего греха, взять, то есть уничтожить, наш грех, прибавляет: всякий согрешающий не видел Его. Если вы, говорит, когда Он явился, увидели Его и вследствие видения Его получили силу не уступать греху, как совершенно утвердившиеся в нем, то очевидно, что те, которые грешат, не видели Его и потому не познали Его. Под видением Его разумеет не видение простым прикосновением глаза или легким воспроизведением в своем воображении чего-либо известного, но нежелание сколько-нибудь обсудить и разузнать дело и присоединиться к Нему» (Феофилакт).     7Дети! до не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. 8Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рим.14:14:17–20 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе... Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11 ; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25 ; Ис.5:11 , и на соблазн: 1Кор.8:13 ; Рим.14:21 , или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15 . Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20). 1Кор.7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9 ; Зах.8:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Паралипоменон родословие людей ведется от Адама, как родоначальника всех людей ( 1Пар.1–8 ; ср. родословие И. Христа у Лк.3:23–38 ). Товия, в молитве к Богу, исповедует: Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий ( Тов.8:6 ; сн. Прем.10:1 ). В новом завете можно находить как неоднократное подтверждение сказания Моисеева о творческом происхождении рода человеческого самим Господом ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–7 ) и Его Апостолами ( 1Кор.11:8–9; 15:41 ; Еф.5:31 ; 1Тим.2:13–14 и др.), так и новые ясные свидетельства о происхождении всех людей от одного праотца: от одной крови, говорит апостол, Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию ( Деян.17:26 ). Но самым важным подтверждением истины единства человеческого рода в новом завете служит учение о грехе первородном, распространившемся на всех людей чрез посредство телесного происхождения всех от единого: одним человеком, учит апостол, вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). А в учении о всеобщем – для иудеев и еллинов, варваров и скифов ( Рим.10:12 ) значении искупления и оправдания тот же апостол истину единства происхождения всех людей от одного согрешившего и осужденного Адама представляет столь же несомненною, как несомненно то, что оправдание совершается по благодати одного Человека, Иисуса Христа ( Рим.5:15 ); он говорит: как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ). Церковь неизменно исповедовала и исповедует истину о происхождении всех людей от единой первозданной четы, как одну из основных истин христианства. Учение церкви о грехе первородном, о его всеобщности, о смерти, как следствии греха, Адамова, равно о необходимости искупления для всего рода человеческого и всеобъемлющем значении искупительных заслуг И. Христа, – основывается непосредственно на истине происхождения всех от одного праотца и без нее не имело бы точки опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

29-30; ср.: Мф. 18. 8-9; Мк 9. 43-47) - Господь говорит об отсечении греха ( L é gasse. 1991. Col. 209). Действительная причина соблазна кроется в самом человеке: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 15. 19). Эта мысль получила свое выражение в Послании ап. Иакова: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1. 14). Именно похоть (πιθυμα) как греховное желание служит основанием падения человека, она, «зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1. 15; ср.: Рим 7. 5-13). В этом же смысле о похоти говорит ап. Павел: укоренившийся в природе человека грех начинает производить нечистые желания, которые влекут к совершению все новых грехов и тем самым еще более усиливают силу похоти. Т. о. человек становится заложником греха: «...уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Лишь по пришествии Христа верующие в Него научились отлагать «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом...» (Еф 4. 21-23). Растление похотью господствует не только в сердцах плотских людей, глухих к откровению о Боге (Рим 1. 21-24),- тот мир, к-рый Бог возлюбил настолько, что отдал за него Своего Единородного Сына (Ин 3. 16), отрекаясь от Творца, наполняется злом (1 Ин 5. 19; Ин 7. 7; др.). Христианин призван Богом, оставаясь среди мира, не жить по его похотям («Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» - 1 Ин 2. 16), но сохранять себя в праведности и благочестии (Тит 2. 12). Христиане изымаются Богом из власти мира, хотя и остаются в нем (ср.: Ин 17. 15), поэтому мир ненавидит их так же, как ненавидит Христа. «...Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» - говорит Господь (Ин 17. 14). Окружающая действительность искушает христианина не только прямым соблазном на грех.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Отвергая чествование св. икон, сектанты указывают на следующие места Священного Писания, которыми, по их мнению, запрещается иконопочитание: Исх.20:3–5 . Лев.26:1 . Втор.4:15–19 и 23. Пс.113:12–16 . Пс.134:15–18 . Ис.44:9–19 . Деян.17:24–31 . 1Ин.5:21 . Откр.9:20 . Ин.1:18 . Откр.2:12–15 . – Посмотрим, насколько основательны все эти ссылки. В 3 – 5 стих. 20 гл. книги Исход и в 1 ст. 26 гл. книги Левит, Господь запрещает израильтянам чрез Моисея делать и почитать изображения сотворенных Богом существ видимого мира, как изображения Самого Божества, и поклоняться им, как Богу, как делали это язычники, которые, утратив познание об истинном Боге, по словам апостола Павла, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ). В 15 – 19 ст. 4 гл. Второзакония, Моисей, напоминая еврейскому народу о явлении Господа на Синае, говорит им, для уяснения второй заповеди, о том, чтобы они не делали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который – на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли». Кроме этого, Моисей внушает евреям, чтобы они не поклонялись и не служили солнцу, луне, звездам и всему воинству небесному, так как «Господь уделил их всем народам под всем небом», т. е. Господь назначил их служить всем народам, а не для того, чтобы им служили. В 12 – 15 ст. 113 псалма описываются языческие идолы, а в 16 ст. говорится о том, что идолопоклонники сами делаются подобными идолам – бесчувственными, лишенными ума. То же самое сообщается в 1518 ст. 134 псалма. В ст. 9 – 19 44 гл. Исаия говорит о ничтожестве идолов современных ему идолопоклонников 606 . Затем штундисты, в подтверждение своего отрицательного взгляда на иконы, указывают на речь св. апостола Павла в Ареопаге ( Деян.17:24–31 ); но из этой речи ясно видно, что апостол говорит о статуях богов из золота, серебра, мрамора и дорогих камней, находящихся в Акрополисе, на площадях и в афинских храмах 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Гл. 4. Ст. 4. И тот, у кого совесть спокойна, не говорит, что он не имеет греха, и не обманывает самого себя ( 1Ин.1:8 ). 5. Прежде смерти и прежде Бога никого не ублажай, и не осуждай; ибо сердце человеческое глубоко и темно ( 1Кор.2:11 ). 6. Никто не гордись своим учителем, но если кто мудр и умен, тот докажи то на самом деле добрым поведением, с кротостью мудрости ( Иак.3:13 ). Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но поступайте смиренно: не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ). 15. Многих мы можем иметь наставников в вере, но немногие из них могут быть для нас духовными отцами ( Гал.4:18–19 сл. Флп.1:15–16 сл. 2Кор.11:2 сл.). 20. Царствие Божие (спасение) не в слове (не в учении, не в знании Слова Божия), но в силе (слова – учения; но в исполнении учения Мф.7:21 сл.). Будьте исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя ( Иак.1:22 ). Гл. 5. Ст. 2. Не хвали человека грешника в похотях души его, чтобы не сгореть огнем его ( 1Тим.5:22 сл.). Преданные порокам грешники хотя и знают праведный суд Божий, то есть, что делающие злые дела достойны смерти: однако не только сами их делают, но и делающих одобряют ( Рим.1:32 ). 5. Святая Церковь удаляет развращенного из среды себя ( 1Кор.5:13 ), и осуждает на погубление плоти покаянием ( Мф.4:1, 2 сл.). Ибо для того и умершим было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.4:6, 1:16 ). 6. Наблюдайте, чтобы не отпал кто от благодати Божией; чтобы какой горький корень возникнув не причинил вреда, и чтобы от него не заразились многие ( Евр.12:15 ). 12. Кто не принадлежит к Церкви, того и судить мы не можем; но, если кто, называясь нашим (по вере) братом, делает худо, такого мы должны исправлять ( 1Тим.5:8 ; Мф.18:15–17 ). Гл. 6. Ст. 1, 4. Христиане в тяжбах житейских должны быть судимы Христианами же, а не лицами, не принадлежащими к Христианскому вероисповеданию, разве только будут в иноверном государстве ( 1Пет.2:13 ). 2–3. Кто чем кого превосходит, тот тем того, как бы осуждает; а посему праведники осуждают верою своею грешников ( Евр.11:7 ), и в будущем веке будут страхом для злых ангелов и всех своих врагов человеков ( Прем.5:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Разделы портала «Азбука веры» Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010