Не так обстояло дело с Воскресением Христовым. Христос воскрес к нетленной жизни, которую все обретут в грядущем веке. Когда Иисус восстал из Гроба, Он больше не был подвержен слабости, немощам, болезням, смертности. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). Хотя Он остался осязаемым, физически реальным, из плоти и крови (см.: Лк. 24: 36–39 и мою статью «Up It Comes Again – the Whack-a-Mole Heresy»), Он больше не был подвластен физическим ограничениям века сего – в том числе, очевидно, и ограничениям времени и пространства, ведь Он мог скрыться с глаз по Своей воле и явиться в запертой комнате, не открывая и не выламывая дверь (Лк. 24: 31, Ин. 20: 19). Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к воскресению всего мира Чаяние большинства иудеев эпохи Второго Храма было в том, что в конце сего века Мессия явится, и все мертвые воскреснут (см., например, 3 Езд. 7: 25 и далее). Когда апостолы размышляли о значении Воскресения Христова, им становилось ясно, что всеобщее воскресение уже началось . Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к возрождению и воскресению всего мира. Именно это имел в виду апостол Павел, говоря: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15: 22–24). Павел вряд ли выразился бы яснее: всеобщее воскресение, долгожданное иудеями вместе с победой Мессии, началось. Христос Сам был первым из воскресших, а принадлежащие Ему будут воскрешены при Его Втором Пришествии – в то время, когда Он окончательно упразднит всякую иную власть, кроме Своей собственной, включая власть смерти, и предаст Царство Отцу. Учитывая, что Воскресение Иисуса не было подобно воскрешениям всех остальных (например, Лазаря и дочери Иаира), но событием, явившим силу будущего века в сем веке, нельзя сделать иного вывода. Таким образом, всеобщее воскресение наступит не через долгое время после Воскресения Иисуса – всеобщее воскресение уже началось .

http://pravoslavie.ru/156639.html

О Божественности Иисуса Христа Его ученики свидетельствовали как во время Его земной жизни, так и после Его смерти и Воскресения. Апостол Петр, познав по действию благодати Божественное происхождение своего Учителя, воскликнул: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ). И Христос подтвердил эти слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). Апостол Фома исповедал Иисуса Христа Богом — «Господь мой и Бог мой!» ( Ин 20:28 ) — после того, как Христос сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин 20:27 ). В посланиях апостолов Павла и Иоанна Богослова Иисус Христос неоднократно именуется истинным Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим 9:5 ); «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит 2:13 ); «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол 2:9 ); «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин 5:20 ). Будучи истинным Богом, Иисус Христос является истинным Человеком. В Священном Писании ясно говорится о человеческой природе Иисуса Христа. Он обладал человеческим телом ( Лк 24:39 ; Рим 1:3 ; Евр 2:14 ), был обрезан по закону Моисееву ( Лк 2:21 ), возрастал ( Лк 2:42,52; 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф 4:2; 21,18–19 ), вкушал пищу ( Лк 4:2; 5:29; 12:2 ), утомлялся ( Ин 4:6 ), спал ( Лк 8:23 ), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги во время казни на кресте были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем ( Ин 19:34; 20:25 ). Он умер и был погребен ( Лк 23:53 ). Священное Писание определенно говорит о Его душевной радости и скорби ( Ин 11:39,41 ), о действии в Нем человеческой воли ( Лк 22:42 ; Флп 2:8 ), о душевных страданиях перед крестной смертью ( Мф 26:37–50 ; Лк 22:40–48 ). В Евангелиях говорится о Его душе ( Мф 26:38 ; Мк 14:34 ; Ин 12:27 ) и о том, что в момент смерти Он предал свой дух Богу ( Лк 23:46 ; Мф 26:38 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Давайте посмотрим, что сказано об этом в Послании к Римлянам святого апостола Павла: «потому что делами закона (то есть добрыми делами, религиозными делами, – О.С.) не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:20–23 ). Вы слышите? Нет существенного различия между нами, потому что все согрешили и все лишены правды Божией. Далее сказано: «получая оправдание даром (вы слышите? даром! – О.С.), по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» ( Рим.3:24–25 ). Итак, нам надо проявить веру, тогда через Кровь Иисуса Христа мы все, соделавшиеся преступниками перед Божьим Законом, можем обрести новую жизнь и облечься в одежды Христовой праведности, свет которой апостолы видели на Фаворе. И далее сказано: «и не изглажу имени его из книги жизни» ( Откр.3:5 ). Вы видите, Господь не хочет наши имена вычеркивать из книги жизни. Когда человека крестят в церкви, его имя записывается в книге жизни, и Господь не хочет, чтобы наше имя было вычеркнуто из Небесной книги жизни. Потому что Бог любит каждого человека независимо от его состояния. И, как я уже сказал, благодать даже больше проявляется среди падших грешников, которые осознают свою греховность. Откр.3:5 . «И не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». Вы видите, братья и сестры, Иисус Христос готов стать ходатаем за нас, исповедовать наши имена перед Отцом Своим Небесным и перед всеми Ангелами. Господь заступается за нас перед Ангелами, которые пламенеют строгостью против нас, и перед Отцом Небесным. В Писании сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Он – посредник между нами и Богом. Когда люди, Адам и Ева, согрешили, то между людьми и Богом оказался пролом, разрыв. И вот, один из древних пророков говорил об этой пропасти: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» ( Иез.22:30 ). Вот этот пролом Сын Божий заполнил Своими Голгофскими страданиями, и Крест – это есть тот мост, который связывает нас с правосудным Богом. Это означает, что Бог Отец смотрит на нас через Сына Своего. И какими Он нас видит? Святыми, оправданными и очищенными. Потому что за наши грехи заплачена самая великая цена – цена Крови Агнца Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

б) Китайцы приглашаются, далее, в своей нравственной деятельности, а следовательно, и в деле проявления любви, приспособляться к условиям, к обстоятельствам, к среде. «Кто», по словам Конфуция, «любит постоянно быть верен в словах и договорах, а между тем, не научается, как и где быть таковым, – того пороком будет частое и сильное огорчение со вредом собственным». «Кто любит справедливость и искренность, а хитрость, коварство ненавидит, со всем тем, не любит научаться, какой также и здесь должно наблюдать порядок, – того пороком будет сжатый рассудок и ссоры неудоборешимые, в которые его, слишком откровенного и не знающего в случае притвориться, ввергнет как собственная простота, так и чужой обман» 15 . «Притворство»! Это – нечто совершенно чуждое христианству. «В устах» Господа, «не было лести» ( 1Пет.2:22 ). «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Вот – что должен иметь у себя в виду каждый христианин (ср. Кол.3:9 и др.). Для человека, приспособляющегося к обстоятельствам и, вследствие этого, то притворяющегося (просто сказать: лгущего), то нет, сама по себе истина не есть вожделенное благо. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» ( Притч.26:24 ). «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч.26:25 ). «Первосвященники и книжники», «подослали» к Спасителю «лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове», но были посрамлены Господом, как люди дурные ( Лк.20:19–26 ). «Уста льстивы говорят от сердца притворнаго» ( Пс.11:3 ). Иные «проповедывали Христа притворно» ( Флп.1:18 ). В свое время «вероломная Иудея обратилась» к Богу «только притворно», что ей и поставлено было в упрек ( Иер.3:10 ) и пр. (ср. Дан.11:34 ). Откровенному учению, коротко сказать, совершенно чужда проповедь конфуцианского притворства, приспособляемости и отсюда беспринципности 16 . «Станем любить делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Любовь да будет непритворна» ( Рим.12:9 ). Это – два.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Единство человека с Богом чрез Иисуса Христа есть общение не внешнее, но внутреннее единство жизни человека с Богом, подобное тому, какое находится между лозой и ее ветвями ( Ин.15:1 ), так что, как Сын живет Отцом, так и мы живем Сыном ( Ин.6:57 ), и Сам Отец и Сын, и Дух Святый живут в нас ( Ин.14:23 ; Рим.8:11 ; 1Кор.3:16 и др.). Жизнь духовная, как единство с Богом, начинается для человека здесь на земле, но она продолжается для него и за гробом, хотя род и способ владения ею при этом изменяется 56 . Отсюда она часто определяется, как вечная, т.е. имеющая продолжаться без конца. Выражение «жизнь вечная» обыкновенно употребляется в Новом Завете в смысле назначенного Богом человеку блаженства на небесах. Это особенно видно из тех мест, где она представляется, как предмет радостной христианской надежды ( 1Ин.2:25 ; Тит.3:7 и др.), или как награда за праведность и добродетель ( Рим.2:7 ; Гал.6:8 и др.). Тем не менее, ее нельзя отделять от духовной жизни на земле, с которою она составляет одну истинную жизнь в Боге, различную только по внешним условиям существования человека. Когда Господь говорит, что верующий в Сына имеет (в настоящем) жизнь вечную ( Ин.3:36 ), то этим Он хочет сказать не то, что человек имеет в себе твердую надежду будущей блаженной жизни, но то, что он уже здесь на земле начинает переживать эту жизнь и сознает себя столь тесно соединенным с Господом, что с правом может сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Так как кроме Бога нет другого источника жизни, то все разумно-нравственные существа, для которых только и возможно различие между духовной и физической смертью, если не стоят в союзе и единении с Богом, мертвы духовно. Иисус Христос представляет всех людей духовно умершими, когда говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не, приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Также и Апостол Павел называет всех, не верующих во Христа, удалившимися от Бога и мертвыми по преступлениям ( Еф.2:1, 5, 12–13 ) 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апреля 3-го. Ходил к стоянью в К... церковь . Видел трогательный и глубоко поучительный пример материнского воспитания детей в религиозном духе. Храм Божий — первая и необходимая школа религиозного воспитания детей. Вспомни отроча Иисуса с матерью, ходивших в Иерусалимский храм. Ко всякому дитяти приложимы слова Отрока Иисуса: «Не весте ли, яко в тех, иже Отца Моего, достоит быти Ми»; потому что детям усвояется царствие Божие — «тацех бо есть царство Божие». Божий храм с его благоговейным Богослужением, с священной обстановкой, с усердно молящимися верующими — самая благотворная и могущественная мера воспитания детской души: молитвенное настроение окружающих, и прежде всего матери, сообщается и детям, склонным к подражанию; святые иконы поддерживают молитвенное настроение, а священные песнопения возгревают его («Церковное слово». 1907. 26. С. 403–405). 1891 года, ноября 30-го. Опять, Господи, Ты меня зовёшь! Опять стучишь в двери сердца моего (Апок. 3, 20)! Опять, как отрока Самуила, возбуждаешь душу мою от сна греховного! Душе моя, душе моя, востани, что спиши! (Кондак Великого канона.) Может быть, конец приближается, и навеки уснёшь сном неразумия, нерадения; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. Не утрудися встать с ложа греховных привычек и принять в храм сердца твоего Стучащего Гостя! Слышу, Пастырю Добрый, Твой взыскующий спасительный голос! Я, заблудшее горохищное овча, но беспомощен лежу; простри, как Петру, благодатную руку помощи, возложи мя на рамена Твоя и принеси на пажить избранного стада Твоего! Но увы мне, Господи! Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живёт во мне, т. е. в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне. Но чтобы сделать оное, того не нахожу. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих! Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 15, 18, 22–24)? Бедный я человек, не могу, как св. апостол, из глубины благодарного сердца воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 6, 25). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил его от закона греха и смерти, я же «живу ещё по плоти и о плотском помышляю». Но, Авва Отче, приими «ходатайство Духа Твоего», укрепи нас, чад Своих, умерщвлять плотского человека силою возлюбившего нас Единородного Сына Твоего Господа Иисуса!

http://bogoslov.ru/article/6172271

Очень правильно один древний христианский апологет сравнивал христиан с душой, а общество с телом, в котором эта душа обитает. И как душа обитает в теле, соблюдая законы его но не принадлежа ему, так и христиане, хотя и обитают в мире, соблюдая законы мира, но не от мира они. 24 Населяя различные города, христиане не должны отличаться от людей живущих в них ни бытом, ни языком, ни одеянием, ни другими знаковыми чертами, накладывающими ту или иную печать принадлежности обществу, но лишь в некотором роде парадоксальном устроении своего жития, которое заключается в том, чтобы пребывая во плоти, жить не по плоти. Живущие по плоти о плотском помышляют ( Рим. 8:5 ), а не о том, чтобы «все было законно и сообразно с волею Божией». 25 Дела же плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал. 5:19–21 ). Делающие такие дела не могут наследовать Царствия Божия, ибо сии черты составляют печать мира сего и антихриста. Те же, которые усматривают печать антихристову в новых технических достижениях человечества или в формировании тоталитарного общественного строя, приписывая все это проискам антихристовых слуг, приготовляющих царство лжемессии, и начинают вести борьбу с этим, неприметно для себя уклоняются от духа Христова, т.е. начав духом, оканчивают плотью ( Гал. 3:3 ), упуская из виду, что наша брань не против крови и плоти и не против начальств и властей земных, но против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ). По учению Духа Святого не с техническим прогрессом надо бороться и не телесную свободу отстаивать, но всеусилено должно противостоять прогрессу греховному и стремиться к свободе от греха. Ап. Павел не призывает находящихся в телесном рабстве восставать против существующего общественного строя, но повелевает не только соблюдать должное повиновение господам своим ( Еф. 6:5 ), но и почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение ( 1Тим. 6:1 ). А разве не хулится учение христианское от некоторых христиан, учащих противостоять формирующемуся новому общественному режиму и введению в связи с этим новых технических средств для учета и контроля населения?! Согласно с духом Христовым мы должны смиренно принимать и претерпевать все внешние пусть рабские положения и неудобства нашей жизни, заботится же только о том, чтобы не быть свободными от праведности ( Рим. 6:20 ) и чтобы имя Божие не хулилось перед народами ( Иез. 20:9 ). Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения ( 1Тим. 6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Приступая к изложению своего прошения, или предмета своей молитвы, об очищении грехов и помиловании, пророк как бы ставит себя самого на суд Божий и говорит, что на суде сем, где все, не только дела, но и самые сердечные помышления людей будут видны и противопоставлены правде Божией, о самооправдании всякому человеку нечего и думать. Если Ты, Господи, говорит он, испытаешь и строго по закону рассмотришь (назриши) все неправды и беззакония людей, то кто устоит пред таким испытанием? Или кто окажется безвинным и чистым (см. Притч.20:9 ). «Все согрешили и лишены славы Божией, – говорит св. апостол Павел, – нет праведного ни одного» ( Рим.3:23, 10 ). И если кто еще надеется получить оправдание и помилование, то не иначе, как «по великой Твоей милости», по молитве с покаянною верою, что «по множеству щедрот Твоих Ты очищаешь беззакония людей» ( Пс.50:3 ). Яко у тебе очищение есть, и потому все верующие в Иисуса Христа получают, по слову того же апостола, «оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3:24 ). «То есть не в наших подвигах, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но от благости Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: «Я есмь очищающий беззакония твои» ( Ис. 43:25 ), т.е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия» с. 1034–1035]. Дальше псалмопевец заканчивает свои мысли так: душа моя потерпе в слово Твое, т.е. душа моя уповала на слова Твои, Господи, или, что то же, на обещания, данные Тобою патриархам и предкам нашим в том, что мы наследуем землю обетования, и что, если будем послушны Тебе, будем вкушать блага земли ( Ис.1:19 ). И на другое данною Тобою обещание уповала душа моя, именно, что Ты спасешь угождающих Тебе и кающихся во грехах своих. И только на Господа уповала душа моя, а более ни на что в мире. «На слово Твое, – говорит св. Иоанн Златоуст , – я имею добрые надежды, на какое? Слово человеколюбия, ибо оно говорит: как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» с. 1035]. По толкованию блж. Феодорита, здесь словом назвал обещание благ, а человеколюбие обещал кающимся с. 627].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Что же, спрашивается, должно разуметь в слове Апостола «под преимуществами во всех отношениях»? «Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, – говорил прор. Моисей еврейскому народу, – не недоступна для тебя и не далека... Весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце Твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.., благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое ( Втор.30:11 ...19). И есть ли такой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня ( Втор.4:8 )? Народы, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только сей великий народ есть народ мудрый и разумный» ( Втор.4:6 ). Сии приведенные нами слова прор. Моисея содержат в себе указание на все те другие «преимущества», которые разумеются в словах Апостола: «преимущество великое во всех отношениях». Действительно, если значение закона для еврейского народа сопоставляется с самою «жизнию», и сопоставляется не только в смысле положительном, т. е. в смысле жизненного духовно-нравственного – религиозного начала, но и в смысле отрицательном, т. е. в смысле показателя всех тех греховных осложнений и язв жизни, которые неминуемо должны поражать собою жизнь народа и привести его к «смерти»: то одно уже сие сопоставление границ значения закона говорит о таких его «великих преимуществах», которые обнимают собой существенно и жизненно личность человека «во всех отношениях» ее бытия. Итак, так сам внешний закон дан был Богом по причине «умножения преступлений» ( Гал.3:19 ), омрачивших собою «закон ума», извративших «совесть», «осуетивших помышления и соделавших сердца людей неразумными» в деле истины и правды Божией ( Рим.1:19 ...25), то поистине закон, говоря словами прор. Давида, был для иудея «светильником ногам и светом стезям» ( Пс.118:105 ), ибо именно в «законе иудей имел образец ведения и истины» ( Рим.2:20 ). Если же при этом мы примем во внимание, что в область предметов «ведения» от закона и в содержание «истины», – свидетельствуемой законам, существенной частью входило «пестунство во Христа», так что закон для «истинных израильтян» был вместе и «стражем» – «оградою» их веры и благочестия, и «тенью грядущих благ о Христе» ( Гал.3:23–24 ; Евр.10:1 ): то будем иметь в полном для себя разъяснении вопрос о значении тех «великих преимуществ», которые давал верующему иудею его «внешний закон» пред всеми другими народами земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010