1) свободный человек как гражданин города в отличие от варвара; 2) свободный человек как мыслящий человек в отличие от человека, подпавшего мысленному заблуждению (ереси); 3) человек, потерявший свободу, как часть падшего мира. Человек как гражданин греческого полиса и как часть падшего мира может стать свободным от всякого рабства только благодаря вмешательству свыше, спасению. Необходимо отметить, что к тому же убеждению о необходимости спасения свыше подошла в первом веке до Рождества Христова и мысль ветхозаветного Израиля. По учению апостола Павла свобода является прежде всего свободой от греха (напр., Рим 6:18–23), от закона (напр., Рим 7:4; 8:2; Гал 3:2; 4:5) и от смерти (напр., Рим 6:5; 8:2). Актуальное состояние человека можно определить как процесс усваивания искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим 5:1–2). Доступ к той благодати является призывом к деланию. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим 6:12–13). Одним из самых глубоких мест Посланий апостола Павла, в которых он представляет процесс усвоения спасения, является Рим 7:14–8:2. В толковании на это место блаженный Феофилакт определяет грех как порочную и грехолюбивую волю. “Такая воля не есть создание Божие, но наше движение. Воля сама по себе есть творение Божие; но воля, направленная к известной цели, есть нечто наше собственное, действие нашего произволения” 1 . Исследования проблемы свободы многих богословов, философов, поэтов и писателей являются по сути комментарием к словам апостола Павла в Рим 7:15–8:2. Многое помогает уразуметь понятие негативной и позитивной свободы, разработанное Б. Вы­шеславцевым. Свободу негативную Б. Вышеславцев называет также свободой ко злу и свободой в произволе 2 . Возможность греха неразрывно связана с Божиим даром свободы. Человеку дана возможность непослушания и сопротивления даже Богу. Реальность такой свободы не подлежит сомнению. Злоупотребление свободой приводит,по учению апостола Павла, к ее потере. Не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:20). Но к потере свободы приводит, однако, и отсутствие возможности злоупотребления. “Игнорирование свободы произвола может означать недооценку этой свободы в сравнении со второй (то есть свободой к добру — а. И.), ее практическое отрицание и подавление во имя свободы в добре. Тогда мы получим деспотизм Великого инквизитора, то есть совершенное уничтожение всякой свободы во имя уничтожения субъективного произвола” 3 .

http://pravmir.ru/svoboda-i-vlast-po-uch...

Ап. Павел поэтому говорит о всеобщности суда и наказания: «Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:12–13 ). Язычники осудятся по закону, данному от рождения: способности познавать добро и зло, т. е. по закону совести, а иудеи осудятся как бы по двойному закону: закону внутреннему, от природы, и закону писанному, данному от Бога через Моисея. Естественный нравственный закон, или закон совести, с которым человек рождается в мир – всеобщий судья рода человеческого ( Рим.2:14–15 ). Сверх этого закона иудеи имели закон Моисеев – это их преимущество ( Рим.2:10, 17–20 ), ибо он путеводил к истине, но лишь при исполнении его. А без исполнения закона он лишь больше осудит иудеев ( Рим.2:9 ). Истинный тот иудей, кто исполняет закон, притом исполняет не по букве, а по духу, т. е. делает закон из долга своей внутренней потребностью ( Рим.2:23–29 ). в) Сравнение иудеев с язычниками (Рим.3:1–20) Обличив гордость и превозношение иудеев перед язычниками, ап. Павел не скрывает действительного преимущества иудеев: им вверено слово Божие, и они раньше других получили благовествование: ( Рим.3:1–2 ). И неверность иудеев не упраздняет верности Божиих обетований – народ иудейский остается народом великим и избранником Божиим, ибо у них и «усыновление, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования» ( Рим.9:4 ). Этот народ должен был быть руководителем в религиозной жизни для всего человечества. С этой точки зрения и обрезание, как условие вступления в иудейство, тоже имело значение и давало преимущество. А то, что они, иудеи, теперь отвергнуты, не означает, что Бог не верен в Своих обетованиях, – это произошло по причине неверности самих иудеев, – через непризнание явившегося Мессии. Преимущества иудеев возвышают только славу Божию, но не выражает их нравственного достоинства. В 3, 5–8 Апостол опровергает такой, приписываемый ему, софизм: если неправда людей открыла большую правду Божию, то зачем Бог наказывает за неправду? Если неверность иудеев вызвала приход в мир Мессии и обилие благодати, то зачем их осуждать? Апостол без доказательства прямо определяет, что на таких хитроумных софистов уже готов праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Переходя к апостолу Павлу, мы найдем такое множество свидетельств, что нужно переписывать бы целые части Посланий. Упомяну главные. Послание к Римлянам специально написано для того, чтобы убедить читателей «уверовать» в Иисуса Христа как Спасителя. Верою и спасаемся... Как это возможно, ибо прежде и язычники, и иудеи думали, что спасаться можно «делами», «заслугами»? Апостол всячески доказывает, что «сами» мы умеем лишь грешить, и оправдаться нет сил; а вот «вера» спасала (примеры, выдержки из Ветхого Завета). Вера в Иисуса Христа, Который нас спас, – вот путь спасения! И в частности, спас нас страданиями Своими, даром, по благодати... Нам нужно лишь принять это (уверовать), воспользоваться плодами (см.: Рим., гл. 8). Его заслуга, Его посредничество, Его подвиги. Все согрешили и лишены славы Божией – а слава Божия есть цель нашего спасения, блаженство общения в слове Его, – и теперь получаем оправдание даром, по благодати Его, Искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру (с нашей то есть стороны), для показания правды Его (то есть Отца) в прощении (нам) грехов. Потому мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона ( Рим. 3:23–25,28 ). Христос умер «за нас», еще нечестивых... Мы оправданы Кровию Его; примирились с Богом смертию Сына Его. Будем царствовать посредством единого Иисуса Христа ( Рим. 3:6, 9,10,17 ). Начало этого спасения – в таинстве Крещения, – ибо тут (не по обещанию лишь, а и делом) мы умираем для греха ради смерти Его: и в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ). Вы умерли для закона Телом Христовым ( Рим. 7:4 ), ибо закон, ослабленный в своей силе плотию нашею греховной, был бессилен спасти; поэтому Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим. 8:3 ). Цель всего дела Христова – воссоздать весь мир падший, даже и тварь саму (см.: Рим., гл. 8), привести всех в единение с Собою, а чрез Себя с Отцом (см.: 1Ин. 1:3 ). Для того Христос и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми ( Рим. 14:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иона 3:1–5 . Ветхозаветные святые не обязательно обладали в точности тем же самым по содержанию знанием, которое требуется для спасения в Новом Завете. Доктрина °развёртывающегося откровения указывает, что Бог последовательно исполнял Свой замысел на земле, постепенно раскрывая всё больше и больше истин Своего откровения, вплоть до полного и окончательного откровения во Христе ( Евр. 1:1–2 ). Пс. 18:2–3 . Псалмопевец говорит не о частном откровении, а о том общем Божьем откровении через «небеса», которое есть «дела [творящих] рук Его». Речь не идёт о распятии, которое есть дело искупительной любви Божьей ( Рим. 1:14–18 ). Согласно Посланию к римлянам, в общем откровении нам раскрываются «вечная сила Его [Бога] и Божество» ( Рим. 1:20 ). И этого достаточно для осуждения, так как знающие его люди оказываются «безответны» (ibid.), но не для спасения. Рим. 2:6–7 . В этом тексте вовсе не подтверждается, что язычники спасаются через общее откровение; речь идёт только о тех, кто ищет «жизнь вечную». Позднее Павел указывает, что эта цель достижима исключительно благодаря делам Христа, «разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1:10 ). А общее откровение, как и другие средства, предусматривает для нас та «благость Божия», которая «ведёт [...] к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Те, кто воспринял общее откровение, получают частное откровение, через которое могут спастись. Оправдание Божьей справедливости. Но справедливо ли со стороны Бога посылать в преисподнюю людей, никогда даже не слышавших ту единственную Благую Весть, благодаря которой они могли бы спастись? В одном этом вопросе, по сути дела, содержится несколько вопросов. Разложим этот вопрос на его составные части и рассмотрим каждую из них по отдельности. Погибнут ли язычники? Библейский ответ на этот вопрос ясен. Все люди рождены во грехе ( Пс. 50:7 ) и являются «по природе чадами гнева» ( Еф. 2:3 ). Ибо, «как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём [в Адаме] все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Говоря именно о язычниках, у которых есть только общее откровение, апостол Павел указывает: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:20 ; курсив Н. Г.). И дальше он говорит: «те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» ( Рим. 2:12 ). А затем, подытоживая всю эту часть послания, Павел восклицает: «нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим. 3:22–23 ). Да, рождённые в грехе и непокорстве перед Богом люди погибнут, если только не познают Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ( Рим. 7:19 ). Брань эта во сто крат более трудная и мучительная, чем если бы ты не принял Крещение. Крестившись во Христа, человек тем самым открыто, сознательно (по крайней мере, так мыслится) декларирует высочайшую цель – уподобиться Христу. Цель же декларируется не только для самого себя, и даже не только перед Богом и перед Церковью, но и в лицо сатане. Открыто «объявляется война». Цель выглядит подчас совершенно недостижимой: как быть безгрешным, свободным от греха, святым, и в конечном итоге обрести подлинную (вечную) жизнь? Действует принцип: чем более высокая ставится цель, тем более трудным оказывается к ней путь. Трудности духовного роста в жизни христианина – именно христианина, ставшего на этот путь сознательно, в надежде обрести радость и смысл жизни, – оказываются настолько серьезными и порой «непредвиденными», что впору впасть в отчаяние и сожалеть о содеянном приобщении к столь дорогостоящей, «жестокой» радости. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7:24 ) И здесь вновь надежда только на Христа и Его благодать: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха ( Рим. 7:25 ). Поэтому «мы спасены в надежде» ( Рим. 8:24 ). Как бы ни была жестока внутренняя, личностная брань человека со своим грехом, с плотскими похотями, залогом победы является тот факт, что Бог на стороне человека (гл. 8): Если Бог за нас, кто против нас? ( Рим. 8:31 ) Он принял человека в качестве сына, усыновил (см. Рим. 8, 14–17 ; ср. Гал. 4, 6–7 ), так что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). Здесь Павел доводит свою же мысль о всеобщности спасения уже поистине до космических масштабов: он говорит не только о человеке, который обретает во Христе свою утраченную первозданную богообразную славу (ср. 3, 23 452 ), но и о всей твари: 19 Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

– О том же, что Сам Христос через Апостола призывает язычников, свидетельствуют совершаемые Апостолом знамения и чудеса, за которые, впрочем, Апостол воздает честь Духу Божию, дающему силу совершать эти чудеса. – «От Иерусалима и окрестности». Так как в Иерусалиме Апостол не выступал с проповедью о Христе, то правильнее будет частицу и понимать как изъяснительную и переводить так: «от Иерусалима – именно от округа Иерусалимского». Таким образом, это выражение может указывать и на Дамаск, и на Аравию, где Ап. Павел, действительно, выступал с проповедью о Христе. Рим.15:20 .  Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, Рим.15:21 .  но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают. Апостол замечает, что он вообще избегал проповедовать там, где имя Христово уже было возвещено кем-нибудь другим. Должность апостола он полагает, собственно, в основании новых христианских Церквей ( 1Кор.3:10 и сл. и 1Кор.9:2 и сл.). Рим.15:22 .  Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам. Апостол, собираясь в Испанию, намерен зайти и в Рим, теперь же он отправляется в Иерусалим с милостынею, собранною греческими церквами. При этом Апостол просит у римлян молитв о нем, чтобы его путешествие в Иерусалим оказалось для него благополучно. Апостол до сих пор не посещал Рима потому, что на востоке было очень много мест, где еще не было известно имя Христа. Рим.15:23 .  Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, Рим.15:24 .  как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. «Вы проводите меня». Братий, пришедших издалека, местные христиане обыкновенно провожали при удалении их (ср. 1Кор 16:6, 11 ). – «Отчасти». Апостол не может долго пробыть в Риме; и ему поэтому не удастся в полной мере насладиться общением с римскими христианами. Рим.15:25 .  А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, Рим.15:26 .  ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснения православного: Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из Иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников ( Рим. 2: 17, 23 . Гал. 5: 4 и др.), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме“ ( Рим. 1: 2 ). Апостол пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели“; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим. 1: 22–32 ). А Иудеям Апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцом всех верующих в необрезании, (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность“ ( Рим. 4: 11 ) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только Иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру“ ( Рим. 3: 29–30 ). Нечего Иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхаго) не оправдается пред Ним никакая плоть“ ( Рим. 3: 20 ). «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5: 4 ). Христиане из язычников и Иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом“ ( Рим. 3: 9 ), «потому что все согрешили и лишены славьг Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (ст. 23–24). Таким образом, в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились Иудеи, и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа и без получения благодати Божией. 3) Сектант: Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос“ ( Гал. 2: 20 ). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности“ ( Рим. 8: 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Не губи твоею пищею (не соблазняй) того, за кого Христос умер ( Рим. 14:13 ; то же см.: 1Кор. 8:11 ). Эта же мысль о спасении верою в содеянное дело Господа Иисуса Христа проводится и в другом Послании, Галатам , где, в частности, доказывается, что дела иудейского закона отжили теперь. На этой почве произошло известное столкновение между апостолами Петром и Павлом: первый, щадя фанатиков-христиан из евреев, пришедших в Антиохию из Иерусалима (центра иудейства), приспособляясь к их немощной совести, в их присутствии хранил обряды, а в отсутствии – не хранил. Апостол Павел резко стал на принципиальную точку зрения. Спасаемся верою в распятого за нас Христа; это дается не за дела закона, а по благодати. И апостол Петр, конечно, согласился, ибо и он этому же учил в существе дела (см. весь случай: Гал. 2:11–21 ). И при этом, в частности, апостол Павел употребляет такие изречения: ЖИВУ ВЕРОЮ в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал. 2:20–21 ); и вообще не оправдываюсь какими бы то ни было «своими» «заслугами» и способами (евреи хотели спастись сами: усиливаясь поставить собственную праведность [ Рим. 10:3 ]). А галаты неразумные снова задумали возвращаться к бессильному закону (ср.: Рим. 8:3 ). О! несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами начертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через что вы получили Духа? – через веру во Христа. А Он как мог дать Его? За что получил такое право давать Его нам, грешникам, бывшим под проклятием, и до Него поэтому не получившим Духа? – за то, что эту клятву Он снял с нас: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ср.: Гал. 3:1–13 ). Это чрезвычайно важное и объясняющее место. Согрешившее человечество было под клятвой, «проклято» (русское слово страшнее и ближе к делу). Закон – как бы прокурор, обвинитель: согрешил, виноват, подлежит казни. Человек отлучен от славы Божией (ср.: Рим. 3:23 ), лишен Духа Святого (см.: Рим., гл. 8), не может не грешить при собственном бессилии (см.: Рим. 7:14–24 ). Чтобы спастись, нужен Дух Божий, а чтобы Он пришел, нужно устранить проклятие (анафему, Богом изреченную Адаму). Вот это и делает Христос Сын Божий, ради нас и вместо нас «пострадавший». Не дерзаем «разумевать», как это произошло между Ним и Отцом Небесным, но только Он оказался «Посредником», «Умилостивителем». Ради Него мы от клятвы были освобождены, – и все прочее естественно нам дано: если Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как же все прочее не даст нам? (ср.: Рим. 8:32 ). И далее все те же слова... Иисус Христос, будучи и Богом и человеком, в Самом Себе примирил Бога и людей, – не нуждаясь ни в каких других «посредниках» и посредствах. Он и Ходатай, и Судия. Посредник при одном не бывает; а Бог один ( Гал. 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

35-39). В следующих трех главах — девятой , десятой и одиннадцатой святой Апостол выражает свою " великую печаль " и " непрестанное мучение сердца " (Рим. 9:2 [ 1 ]) об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой, и доказывает, что сам Израиль виновен в своем отвержении, так как ищет оправдания не в вере во Христа Спасителя, а в исполнении внешнего обрядового закона Моисеева. При этом святой Апостол выражает убеждение, что как отвержение касается не всех иудеев, потому что есть и верующие из них ( " остаток сохранился " Рим. 11:5 [ 2 ]), так оно не будет вечным для иудейского народа: в свое время и иудеи уверуют во Христа и войдут в Его Церковь. Во временном отвержении иудеев, вполне ими заслуженном, святой Апостол видит особенное проявление премудрости Божией в отношении спасения всего человечества. Фанатизм иудеев, упорно отвергавших веру во Христа, как в Мессию, заставил Апостола обратиться с проповедью о Христе к язычникам. И таким образом упорное ожесточение иудеев против апостольской проповеди имело своим последствием обращение ко Христу язычников (Рим 11:25 [ 3 ]). Успех веры Христовой среди язычников и те духовные блага, которые они получают, возбудит ревность иудеев, и в результате " весь Израиль спасется " (Рим 11:26 [ 4 ]). Поэтому святой Апостол внушает уверовавшим из язычников не кичиться перед иудеями своим спасением. Сравнивая иудейский народ с благородным садовым масличным деревом, у которого " отломились неверием " только ветви, но корень цел и свят , святой Апостол уподобляет язычников " дикой маслине " , привитой к масличному дереву на место отпавших ветвей: " если... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя " (Рим 11:17-18). К тому же отпавшие ветви опять могут привиться, ибо " Бог силен опять привить их " (Рим 11:23). " ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине " ... (Рим. 11:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010