ст. 4 и дал.). И все судьбы этого царства от основания до конца всего видимого, временного, – до того момента, когда все в нем останется только бесконечное, были предуказаны в Ветхом Завете. Так ясно было предсказано первоначальное утверждение его на Сионе в Иерусалиме, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима, говорили пророки (Исаии 2:3; Мих. 4:2 ; срав. Иоан 4:22 ). В то время назовут Иерусалим престолом Господним, и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим ( Иер. 3:17 ) Это – тот вышний Иерусалим горы Сиона ( Гал. 4:26 ; Евр. 12:22 ; Апокал. 21:2 и др.), в который под власть вечного Царя Давида Христа, помазанного над этой горой ( Псал. 2:6 ), призываются не только иудеи, но и язычники ( Рим. 9:24  сн. 10:12). Как и в Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и невозлюбленную – возлюбленною ( Осии 2:25  или 23). И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого ( Осии 2:1  или 1:10 ( Рим. 9:25–26 , срав. 1Пет. 2:10 ; Исаии 65:1 и Рим. 10:20 ; Исаии 55:5; – 52:15 сн. Рим. 15:21 ). А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской; (только) остаток спасется. Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде: потому что дело решительное совершит Господь на земле (Исаии 10:22,23, сн. Рим. 9:27–28 ). Этот-то остаток, святое Семя, ради Которого терпелись и дурные члены в Израиле (Исаии 1:9, Рим. 9:29 ), послужит оплодотворяющим началом жизни Нового Израиля Божия ( Гал. 6:16  сн. Рим. 11:16  и дальн.), состоящего не только из иудеев, но и из язычников. Поэтому 676 св. Апостол Петр в речи своей к иудеям говорит: вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени Твоем благословятся все племена земли ( Быт. 22:18  сн. Деян. 3:25 ). И однако же новый Израиль из иудеев так мал в числе своих членов по сравнению с израилем из язычников, как говорит тот же Пророк Исаия: возвеселись неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис. 54:1 ; Гал. 4:27 ) 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на сверхъестественный характер надежды, обращённой к Богу: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? ( Рим.8:24 ). Элемент доверия как свойства надежды выделяется апостолом Павлом там, где надежда по своему значению близко стоит к вере: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ( 1Кор.15:19 ; ср.: 2Кор.1:10, 3:12 ; Флп.1:20 ). Тот факт, что верующий направляет свои помышления на то, что вне его, выражается среди прочего в том, что вера есть в то же время надежда. Вера не есть некое замкнутое в себе чувство в душе человека, но направлена в будущее: праведный верою жив будет ( Гал.3:11 ; Рим.1:17 ). Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ( Рим.6:8 ; ср.: 1Фес.4:14 ). Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:10 ). Праведность, будучи целью веры, не есть некое присущее человеку качество, но есть его отношение к Богу. Если она приобрела актуальную направленность, то её современность – не временное, то есть преходящее, состояние. Напротив, её современность эсхатологическая, она всегда стоит перед верующим, уже оправданным, как всё ещё будущая. Поэтому апостол Павел может написать наряду с обращением к христианам в Рим.5:1 : Итак, оправданные верою – и к Гал.5:5 : а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. И поэтому в Рим.10:9 праведность корреспондирует со спасением: Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься. Конечно, верующие уже называются спасаемыми (см.: 1Кор.1:18 ; 2Кор.2:15 ). И всё же утверждается: Ибо мы спасены в надежде ( Рим.8:24 ). Эта надежда есть свобода и открытость для будущего, ибо верующий в своём послушании Богу всю заботу о самом себе и тем самым о своём будущем предоставил всё также Богу. Грех неверия состоит именно в том, что неверие желает жить из самого себя и берет на себя заботу о своём будущем, в безумии полагая, что может им распоряжаться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Кто живет по плоти, тот умрет; а кто духом умерщвляет дела плотские, тот жив будет ( Рим.8:13 ). Гл. 6. Ст. 1. Сильные (духом – духовные) должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать. Ибо и Христос не угождал Себе, но переносил все злословия ( Рим.15:1 и 3), не угрожая никому ( 1Пет.2:23 ). 2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию ( Рим.15:2 ) в вере. Если будем прощать человекам согрешения их: то и мы получим отпущение грехов ( Мф.6:14 ). 3–4. Кто почитает себя праведником, тот сам себя обманывает ( 1Ин.1:8 ); но если кто и совершенен, то он будет иметь похвалу в своей совести, а не перед другими. Хотя бы кто и ничего за собою не знал; но тем не оправдывается: судия его Господь ( 1Кор.4:4 ). 4–5. Всякий сам себя должен знать: ибо каждый даст за себя отчет Богу ( Рим.14:12 ). Не станем же более судить друг друга, а будем судить о том, как бы не подать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим.14:13 ). 6. Наставляемый в учении должен делиться с наставником всем добрым ( 1Кор.9:6, 11 ) из благодарности. 7–10. Кто делает добро другому для Бога, благотворение того должно быть щедрое, а не скупое; кто сеет скупо (живет для себя, в свою плоть), для того и жатва скупа: а кто сеет щедро (для души, в дух), для того щедра и жатва (от духа (милостыни) пожнет жизнь вечную). Каждый уделяй, по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением (не обманывая Бога – Деян.5:3–4 ): ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:5–7 ). 9. Будем богаты усердием во всем, на всякую щедрость, и Дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному нами, и умножит плоды правды нашей ( 2Кор.9:10–11 ). 9–10. Кто унывает, делая добро, тот ослабевает в вере ( Евр.6:12 ). 17 Из Послания Св. Ап. Павла к Ефесянам Гл. 1. Ст. 3. Блаженство человека в будущем веке неизъяснимо ( 1Кор.2:9 ), и есть плод Божия во Христе благословения нас ( Ин.3:16, 35, 36 ). 9–10. Бог предвидел наше падение, но в то же время определил и спасти нас (в определенное время – Гал.4:4 ) посредством Иисуса Христа, дабы примирить с Собой ( Кол.1:20 ), и соединить в Нем с миром духовным ( Лк.2:13–14 ; Откр.21:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим. 8:29 и близкие по смыслу места: Лк. 10:20; Деян.2:23; Еф.1:9, 11; Кол. 1:26), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение. Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу , – говорит апостол. – Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; см. также: Мф. 7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46; Ин. 3:36; 6:47, 54; 1 Петр. 1:10; Рим. 2:6–11; 8:17; 1 Кор. 3:8; 2 Тим. 2:20). Священное Писание подтверждает это учение и косвенно. Так, в нем часто повторяется, что Бог хочет не смерти, но спасения грешника (см.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9; Рим. 3:29–30; 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6;  1 Тим. 2:4), что все люди призваны к спасению (см.: Мф. 28:19; 1 Петр. 3:9; Рим. 10:18; 2 Кор. 5:15;  1 Тим. 2:6 и др.) и что Бог умножил благодать Свою, дабы она безмерно превзошла грех, открывая всем путь к спасению (см.: Ин. 3:16; Рим. 5:15). А о том, что Церковь всегда держалась такого учения о предопределении, читаем у святых отцов: – Священномученик Ириней Лионский († 202): «Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими» – Святитель Иоанн Златоуст († 407): «Не за добрые только дела бывает это (избрание), но по любви (к нам), и не по одной любви, но и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной любви, тогда все должны были бы быть спасены; если же, с другой стороны, достаточно нашей добродетели, то излишне было бы явление Его (Сына Божия) в мире и все домостроительство

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

В таком же смысле приводит Апостол и пророчества Осии о призвании ко спасению язычников ( Рим.9:25–26 ): язычники, не будучи народом Божиим, не возлюбленные по обетованию, стали Божиим народом, возлюбленным после того, как по свободному произволению приняли благовестие Христа, а иудеи, отвергнув Его, «оязычились», утратили свое избрание. Из многочисленного Израиля спасется только «остаток», только уверовавшие во Христа: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» ( Рим.9:21 , по Ис.10:22 ). Таким образом, Израиль, искавший спасения от «закона праведности», т. е. на путях внешнего выполнения закона, не обрел спасения; язычники же, не искавшие, обрели его, уверовав во Христа. Христос стал камнем преткновения для одних (иудеев) и спасением для других (язычников). Его и нужно было принять верой, о чем пророчествовал Исаия: «полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдится» ( Рим.9:33 , по Ис.8:14; 28, 16 ). б) Вина Израиля (10 гл.) В 10 главе Апостол подробно разбирает, в чем была вина Израиля, приведшая его к отпадению от обетования спасения. Он признает, что иудеи имели ревность, но не по разуму ( Рим.10:2 ), т. е. имели достаточно религиозного рвения, но не понимали, что нужно искать оправдания от Бога, а не уповать на собственную праведность. Они не поняли, что предсказанный пророками Мессия явится единственным путем спасения – через Его смерть на кресте, где будет удовлетворена правда и исполнен закон. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос» ( Рим.10:3–4 ). «Конец закона – Христос», потому что закон вел к необходимости признания Христа. Кто искал праведности от закона, мог бы получить ее, если бы исполнил весь закон. Но никто не мог этого сделать, потому что силу исполнить закон дает Христос в благодати Своей верующим в Него. Приняв Христа верой, человек делается оправданным во всей широте и глубине закона. Свт. И. Златоуст по этому поводу говорит: «Итак, не бойся, что, приступив к вере, ты оставил закон. Ты тогда приступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон» (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. св. ап. Павла к Рим.282 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   21. И снова он говорит: если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертныя тела живущим в вас Духом Своим (Рим. 8:11). И снова: все, кто водится Духом Божиим, эти суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства снова в боязнь, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Рим.8:14—15). И опять: истину говорю во Христе, не лгу, когда свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим. 9:1). И снова: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы обогатиться вам в надежде силою Духа Святаго (Рим.15:13). И снова говорит, когда пишет к тем же Римлянам: смелее писал вам, отчасти как бы напоминая вам, по благодати данной мне от Бога, чтобы быть мне служителем Иисуса Христа для язычников, совершая благовестие Божие, дабы это приношение язычников было благоприятно, освященное Духом Святым. Итак я имею похвалу во Христе Иисусе — то, что относится к Богу; ибо я не осмеливаюсь сказать чего либо такого, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников словом и делом, силою знамений и чудес, Силою Духа Божия (Рим. 15:15—19). И снова: умоляю же вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа (Рим.15:30).    23. Это написано в послании к Римлянам; в послании же к Коринфянам он снова говорит: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша была не в мудрости человеческой, но в силе Божией (1 Кор. 2:4—5). И снова говорит: как написано: того глаз не видел и ухо не слышало и на сердце человека не взошло, что Бог уготовал любящим Его, а нам Бог открыл Духом Своим; ибо Дух все проницает и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божьяго никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:9—11). И опять говорит: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор. 2:14).    24. Видишь, что всюду в Писании Дух проповедуется Божиим, и нигде не называется созданным. Что же могут сказать нечестивые, когда Господь послал учеников крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19)? Безспорно, что здесь имеется общение и единение, согласно которому должно исповедывать не три Божества и не три господства и не три святыни, но истинно, когда три Лица твердо пребывают, — единство трех; ибо так надлежащим образом может быть выражена вера и в посылающее и в посылаемое, посколько Отец послал Сына, и Сын посылает Духа, — одно же лицо не может посылать самого себя. Ведь никто не может назвать Отца воплотившимся, ибо то, что заключается в исповедании веры, не совпадает с худым, еретическим учением; но должно, чтобы наши мысли следовали божественным и апостольским догматам, а не так, чтобы наши немощныя измышления осиливали догматы божественной веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ясно, что, по Апостолу, нравственное чувство в человеке живо только до тех пор, пока в нем живет идея Всесвятейшего Существа Бога. Кто почитает Бога, тот облагораживает сам себя, а кто отвергает Его, тот падает все ниже и ниже в нравственном отношении. «Независимой» морали Апостол, очевидно, не признает. Рим.1:28 .  И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, Рим.1:29 .  так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, Рим.1:30 .  злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, Рим.1:31 .  безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Рим.1:32 .  Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Второе проявление гнева Божия. За то, что язычники не восхотели познание о Боге сделать руководящим началом в своей жизни, Бог отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. – «Превратному уму». Ум превратный ( αδκιμος) – не в состоянии узнать, в чем зло и в чем добро. – «Непотребства» ( τα μ καθκοντα) ­­ то, что считалось ранее безнравственным и у самих язычников и что они потом, с утратою правильно функционирующего ума, стали считать хорошим и потому безбоязненно совершать. – «Так что они исполнены…». Здесь Апостол дает более обстоятельное описание «непотребств» язычников. Перечень пороков у Ап. Павла дается еще в следующих местах; Рим 13:13 ; 1Кор 5:10–11, 6:9–10 ; 2Кор 12:20–21 ; Гал 5:19–21 ; Еф 4:31, 5:3–4 ; Кол 3:5, 8 ; 1Тим 1:9–10 ; 2Тим 3:2–5 . Как там, так и здесь Апостол не держится строго логического распорядка: встречаются рядом понятия более широкие и более тесные, связываются родственные пороки и подобоименные (напр., φθνος и φνος). От перечня грехов, встречающегося в Ветхом Завете (напр., Ucx XX-XXIII гл.; Лев. 19 ; Втор. 27 ) перечень Ап. Павла отличается тем, что в Ветхом Завете выступают, прежде всего, на вид отдельные действия и особо грубые грехи, а у Павла находятся на первом плане греховные настроения, как источник отдельных грехов. – «Они знают праведный суд Божий» (ст. 32-й), т. е. чего требует Бог, как Законодатель и Судия. Это – естественный закон нравственного сознания ( Рим.2:15 ), который устанавливает такое положение, что делающие такие дела достойны смерти, т. е. вечной смерти. Нужно заметить, что и язычники имели понятие о вечных адских мучениях, ожидающих упорных грешников по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010