Упадок церковной жизни на Западе — миф или реальность? Немецкий церковный историк, автор сорока монографий, известный исследователь христианских святынь Михаэль Хесеманн убежден, что этот упадок имеет место и возрождения христианства можно ждать только из России. Чтобы следовать христианской традиции, убежден ученый, нужно знать и почитать ее святыни. Крест ученого — Михаэль, осенью 2016 года вы приезжали в Россию для встреч и лекций, в том числе в Санкт-Петербургской духовной академии. Сколько лет вы занимаетесь изучением христианских святынь? С чего всё началось? — Мой отец очень любил церковное искусство. В начале 1990-x я увидел в антикварном магазине в Мюнхене красивый барочный реликварий — с частицей Святого Креста, по уверению продавца. Купив его в подарок отцу, я этой вещью очень заинтересовался. Мне захотелось узнать об истории Святого Креста вообще и об этой реликвии в частности, понять — это на самом деле древняя реликвия или просто символ, щепка? Есть ли какая-нибудь возможность установить её подлинность? Одна из частей Святого Креста хранится в базилике Санта-Кроче в Риме. Базилика построена еще во времена святой Елены, и если где-то может находиться Святой Крест, то наверняка там, поскольку об этом сохранились письменные свидетельства. Я отправился в Рим. Тогда я и увидел в первый раз святыни, найденные царицей Еленой, — часть Святого Креста, гвоздь и табличку с надписью, которая была прикреплена к Кресту. Я спросил настоятеля церкви Санта-Кроче, делал ли кто-то анализ надписи на табличке. Он сказал, что никто, но это возможно и нужно лишь получить разрешение от Академии наук Ватикана. Я послал запрос и получил такое разрешение. Реликвию вынули из реликвария, я сфотографировал её. Шел 1997 год. — Что вам удалось узнать? — Титло, то есть табличка с Креста, на котором распяли Иисуса Христа, была найдена святой Еленой в Иерусалиме и разделена на две части, одну из которых доставили в Рим, где она и хранится до сего дня. Она представляет собою часть доски размером 25 на 14 сантиметров, толщиной 2,6 сантиметра, весит она 687 граммов, содержит три строки. Первая строка в основном утрачена. Вторая содержит греческие буквы, третья латинские, причем слова написаны справа налево. По мнению авторитетных ученых, это свидетельство подлинности реликвии, поскольку так мог написать только человек семитского происхождения. Скорее всего, надпись диктовал римский офицер, а писал писец семитского происхождения.Сокращение имени «Иисус» до буквы «И» типично для римских, латинских надписей. Надпись «Назаринус» тоже свидетельствует о подлинности: изготовитель подделки, живший в более поздние времена, написал бы так, как написано в Евангелии. Об этом я выпустил книгу.

http://pravoslavie.ru/105247.html

Глава первая Рим.1:1 .  Павел, Ни Моисей, ни после него многие, даже евангелисты, не выставляли имен своих перед писаниями своими, а апостол Павел ставит имя свое перед каждым посланием своим: это потому, что те писали для живших вместе с ними, а он посылал писания издали и по обычаю исполнял правило отличительного свойства посланий. Только в Послании к Евреям он не делает этого; ибо они ненавидели его: посему, чтобы, услышав тотчас имя его, не перестали слушать его, утаивает имя свое в начале. А для чего он из Савла переименован Павлом? Для того, чтобы ему и в этом не быть меньше верховного из апостолов, названного Кифой, что значит камень (Петр) ( Ин.1:42 ), или сыновей Зеведея, нареченных Воанергес, то есть сыновьями грома ( Мк.3:17 ).   раб Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором говорится: ( Пс.118:91 ). Есть также рабство чрез веру, о котором сказано: «стали послушны тому образу учения, которому предали себя» ( Рим.6:17 ). Наконец, есть рабство по образу жизни: в этом отношении назван рабом Божиим Моисей (Иис. Нав.1:2 ). Павел – «раб» во всех этих видах.   Иисуса Христа Предлагает имена Господни от воплощения, восходя снизу вверх: ибо имена «Иисус» и «Христос», то есть Помазанный, суть имена после воплощения. Помазан же отнюдь не елеем, но Духом Святым, который, конечно, бесценнее елея. А что помазание бывает и без елея, послушай: «не прикасайтесь к помазанным Моим» ( Пс.104:15 ), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея.   призванный Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван.   Апостол, Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом.   избран в благовестие Божие, То есть выбран к служению благовестия. Иначе: «избран» вместо «предопределен» к этому, как и к Иеремии говорит Бог: «прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ). И сам Павел говорит в одном месте: «когда благоволил Бог , избравший меня от утробы матери моей» ( Гал.1:15 ). Далее, не напрасно говорит он: «призванный и избран в благовестие». Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Главное же при любом падении — снова встать. Сколько бы раз и как бы ни пал человек, но для дальнейшей жизни он должен встать. Иначе— смерть. А встаем мы покаянием. Из многих святых, прославивших имя Христово, есть один, удостоенный особенной чести. Семь раз в году совершает Православная Церковь память святого Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», — говорит о нем Христос Спаситель (Мф. 11, 11). Не будем сегодня останавливаться на необычной и героической судьбе великого человека, а обратимся к той величайшей задаче, которую Господь Промыслитель возложил на него и которую угодник Божий достойно выполнил. Предтеча или идущий впереди, он должен был приготовить народ к принятию Христа, приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Ему (см.: Мф. 3, 3). К тому времени, когда должно было явиться Иисусу Христу, народ израильский, хоть и ожидающий Спасителя, не был способен принять Его. Находясь в порабощении у римлян и чая освобождения и возрождения государственного, люди не видели своего порабощения греху, их мало заботило возрождение духовное. Очистить сердце покаянием призывал их пламенный Пророк: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 5 — 6). Только очистившие сердце и сотворившие «достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8), то есть оставившие злые дела, люди могли принять должным образом Спасителя. Покаянная дисциплина известна с древних времен. Ветхий Завет не один раз говорит о покаянии как отдельных личностей, так и целых городов. Но лишь в Христианской Церкви покаяние получило силу Таинства, в котором Господь не только прощает грех, но дает свою благодатную помощь устоять в чистоте и не возвращаться более к этому греху. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), — обещает Спасителя людям с чистой совестью. «Бога узрят…» Но как удостоиться этого блаженства? Наше искреннее желание не грешить и наше усердие не всегда могут сохранить от ошибки. Апостол Павел, человек высочайшей нравственности, говорит о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). «Тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7, 25). Трудно избавиться от греховных привычек, рожденных и ошибками и воспитанием, и соблазнами среды, и неведением, и равнодушием к своей судьбе. Трудно уберечься от случайных падений, трудно не соблазниться оправданием обычности греха вокруг нас.

http://pravmir.ru/pervaya-ispoved-kniga-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Будем помнить свое призвание к " жизни будущаго века " через крещение» Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева 17.01.2022 662 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение. Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне? Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

иером. Филипп IV. О таинствах Церкви Христовой 1. Почему христианин нуждается в благодатной помощи, подаваемой в церковных таинствах? «Плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, чего хотели бы» ( Гал.5:17 ). 2. Как описывает эту борьбу духа с плотию св. ап. Павел? «Знаю, что не живет во мне, т.е., во плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующих закону ума моего и делающий меня пленником закона греховнаго, находящагося в членах моих. Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:18–24 ). 3. Кем избавляемся мы от этой власти плоти над духом? «Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.7:25 ). 4. Откуда получаем мы все необходимое для истинно христианской жизни и благочестия? «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ). 5. Кому Господь дал власть совершать таинства и чрез них преподавать верующим благодать Св. Духа? «Иисус сказал им (11-ти ученикам): дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:18–19 ). 6. Как поэтому называли себя Апостолы? «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). 7. Хотя в Евангелии и говорится кратко об установлении Христом Спасителем всех таинств, но когда же Господь дал подробное наставление Своим Апостолам о совершении их и вообще об устроении Царства Божия? (По воскресении Своем) «… в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). 8. Для напоминания Апостолам всего сказанного и для наставления их истине, что обещал Христос Спаситель сделать?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Книга эта называется " Деяниями апостолов " ; потому что содержит в себе деяния (всех) апостолов вместе. А лицо, повествующее об этих деяниях, есть евангелист Лука, написавший и эту книгу. Будучи родом антиохиянин, а по занятиям врач, он сопутствовал прочим апостолам, особенно Павлу, и пишет о том, что знает вполне основательно. Повествует в этой книге также и о том, как вознесся на небо Господь, при явлении ангелов; повествует далее о сошествии Святого Духа на апостолов и на всех, присутствовавших тогда, равно как об избрании Матфия вместо Иуды предателя, об избрании семи диаконов, о обращении Павла и о том, что он потерпел. Кроме сего повествует о том, какие чудеса сотворили апостолы, помощию молитвы и веры во Христа; и о путешествии Павла в Рим. Итак Лука излагает деяния апостолов и чудеса, совершенные ими. Описываемые же им чудеса следующие: 1) Петр и Иоанн исцеляют именем Господним хромого от рождения, сидевшего при дверях, называемых красными. 2) Петр изобличает Ананию и жену его Сапфиру, утаивших часть из того, что они обещали Богу, и они тотчас умерли. 3) Петр восстановляет расслабленного Енея. 4) Петр в Иоппии молитвою воскрешает умершую Доркаду. 5) Петр видит сходящий с неба сосуд, наполненный животными всякого рода. 6) Петрова тень, падая на немощных, исцеляет их. 7) Петр, содержимый узником в темнице, освобождается ангелом, так что стражи не видят этого; а Ирод, изъеденный червями, испускает дух. 8) Стефан творит знамения и чудеса. 9) Филипп в Самарии изгоняет многих духов, и исцеляет хромых и расслабленных. 10) Павел, приближаясь к Дамаску, видит явление и тотчас становится проповедником Евангелия. 11) Тот же Филипп встречает на пути читающего евнуха и крестит его. 12) Павел в Листре именем Господним исцеляет хромого от рождения. 13) Павел видением призывается в Македонию. 14) Павел в Филиппах исцеляет жену (отроковицу), одержимую духом пытливым. 15) Павел и Сила заключаются в темницу и ноги их закрепляются в колодки; но среди ночи происходит землетрясение и узы их спадают. 16) На немощных и бесноватых возлагали убрусцы с тела Павла, и они исцелялись. 17) Павел в Троаде воскрешает упавшего с окна и умершего Евтиха, говоря: душа его в нем есть. 18) Павел в Кипре осуждает волхва Елиму, и волхв этот становится слепым. 19) Павла и всех бывших с ним на корабле застигает, на пути в Рим, четырнадцатидневная буря. И когда все ожидали смерти, Господь, явившись Павлу, сказал: ради тебя Я дарую им жизнь; и все спаслись. 20) Когда сошел Павел с корабля, его ужалила ехидна, и все думали, что он умрет. А так как он остался невредим, то сочли его за Бога. 21) Павел возложением рук исцеляет на острове (отца) начальника Поплия, страдавшего от дизентерии; врачует многих и других больных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1050...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ [лат. Eusebius] († 17.08.309?), свт. (пам. зап. 17 авг.), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310) (An.Pont. 2007. P. Согласно Liber Pontificalis , Е. был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления имп. Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, к-рый впосл. принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь Е. с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил имп. Максенций (306-312). Старший август Галерий Максимиан (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в офиц. списках рим. императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневек. предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны Е. ( Petr. Natal. CatSS. VIII 122). В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского (BHL, N 2748-2749), сообщается, что папа крестил юного Евсевия (впосл. епископ Верцелльский) и нарек его своим именем. Е. приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины (BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946), является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о 6 годах епископского служения Е., к-рый занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт.

http://pravenc.ru/text/187305.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Раб Божий — 1) человек, верующий в Единого и Истинного Бога , сознающий свою зависимость от Него как от Творца и Промыслителя, принимающий Его власть как власть Небесного Царя, стремящийся исполнять Его благую волю . ( Гал.1:10 ); 2) (в Ветх. Завете) представители ветхозаветного Израиля ( Лев.25:42 ); 3) (в Нов. Завете) христиане ( Рим.6:22 , Деян.4:29 , Иак.1:1 , 2Пет.1:1 , Иуд.1:1 , Рим.1:1 , Гал.1:10 , Флп.1:1 , Кол.4:12 ). Когда мы говорим, что человек является рабом другого человека, то это означает, что его воля насильно ограничена рабовладельцем. В случае же рабства Богу всё наоборот — Бог даёт человеку свободу духовно-нравственного самоопределения, а человек свободно подчиняет свою волю всеблагой воле Отца Небесного. Мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды, и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. В некоторой степени это можно уподобить добровольному подчинению своей воли тренеру, наставнику,  спасателю, т.е. тому, кто научит, выведет из сложной ситуации, спасёт жизнь. Три ступени к Богу Рабство Богу в широком смысле – верность Божественной воле, в противоположность рабству греху. В более узком смысле (аскетическом) – состояние добровольного подчинения своей воли Божественной из-за страха наказания , как первая из трёх ступеней веры (наряду с наёмником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб , подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наёмник , работающий за плату; и сын , которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: « В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви » ( 1Ин.4:18 ). Следует учесть, что движение по этим ступеням совершается по мере духовного восхождения, сыновству обязательно предшествуют две низшие ступени. Вне аскетического опыта осознать это сложно. Дело в том, что сыновство — это образ жизни, а не просто мнение о себе, как о сыне; это исполнение заповедей Бога из любви к Отцу, состояние обожения , святости. Почему христиане именуют себя рабами Божьими, хотя Христос ясно сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..» ( Ин.15:14-15 )?

http://azbyka.ru/rabstvo-bogu

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010