1. Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин, в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог , открывающий тайны» ( Дан. 2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу. В этом ветхозаветном смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что слово это в новозаветных писаниях встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «вам дано знать тайны Царствия Божия» ( Мф. 13:11 ; Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ), Он под этими «тайнами» подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз, в этом месте. Особенно очевиден сотериологический и христологический смысл понятия «тайны» в посланиях Апостола Павла. Говоря об Апостолах как свидетелях и возвестителях «тайны» спасения, он пишет: мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:7–10 ; ср. Рим. 14:24 ). В этих словах Апостол под «премудростью» имеет в виду Иисуса Христа, как Совершителя нашего спасения. Это в Нем, Кто «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1:30 ), открывается тайна Божия. Это Его, Распятого и Воскресшего, «приготовил Бог любящим Его». «Откровение Духом» явно намекает на пророческое служение христиан, как бы перебрасывая мост между Новым Заветом и Ветхим Заветом, где «тайна» Божия открывалась Духом только пророкам. В том же смысле Апостол Павел говорит об Апостолах, как «домостроителях тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). В торжественном стиле об откровении тайны Божией в Иисусе Христе говорится в христологическом гимне: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава 1 2 3 4 Чин и празднество апостолов Господних 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22     Предисловие Предлагаемые ниже толкования святого Ефрема Сирина на Четвероевангелие заслуживает внимания благочестивого читателя не только потому, что оно есть подлинное творение великого отца и учителя Церкви, но и по причине важных особенностей объясняемого в нем Евангельского текста. По свидетельствам древности и по тщательным изысканиям ученых, оказывается, что в своем изложении Евангелия святой отец следовал не одному какому-либо евангелисту, а имел перед собой свод Евангельского текста, составленный по всем четырем евангелистам, – и притом тот самый свод, который сделан был Тацианом, церковным писателем-апологетом II-ro века, и который в древней Церкви, преимущественно в Сирии, пользовался распространенностью под названием Диатессарона, то есть Евангелия по четырем евангелистам, – или Четвероевангелия. Посему, для лучшего уразумения нижеследующего толкования, считаем полезным дать предварительно несколько кратких сведений о самом Тациане и его Диатессароне, изъясняемом святым Ефремом Сириным . 1. О жизни и деятельности Тациана древность оставила нам очень скудные сведения. В своем сочинении «Речь против эллинов» 1 (то есть язычников), написанном в защиту христианской веры и стяжавшем ему имя апологета (защитника) Церкви, Тациан сам называет себя «уроженцем ассирийской земли, первоначально разделявшим языческое учение» (гл. 42). Время его рождения точно неизвестно, ученые полагают, что он увидел свет в конце первой или в начале второй четверти II-ro века по Рождеству Христову. С ранней молодости Тациан обнаружил широкую любознательность, много учился, усвоив всю языческую мудрость, и затем, по обычаям того времени, путешествовал по разным городам Римской империи в качестве учителя красноречия. В эти странствования его влекли, однако, не суетные расчеты на приобретение славы, а желание достигнуть истинного знания о Боге, мире и человеке и добыть себе тот душевный мир, которого не могла дать ему языческая наука (гл. 29). Ознакомившись с верованиями и обрядами различных народов Азии и Европы и не найдя в них ответа на свои стремления к высшему знанию, Тациан около середины II-ro века прибыл в Рим. Здесь в его руки попались христианские книги Священного Писания , «...и я, – рассказывает о себе Тациан, – поверил этим книгам, по понятности объяснения всего творения, предвидению будущего, превосходству правил и, наконец, по учению об Едином Властителе над всем. Будучи просвещен познанием их, я решился отвергнуть языческие заблуждения, как детские бредни... и узнал Бога и Его творение» (гл. 29–30, 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1547 год в судьбах России: события и документы Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 04.02.2022 1497 Время на чтение 22 минут   Доклад был подготовлен для конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства » 30 Января 2022 года, однако из-за большого числа выступающих, вышедших из регламентированных хронологических рамок, он не был прочитан. Кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин предоставил «Русской народной Линии» текст своего доклада для публикации.     С 2011 года, к сожалению, с большими перерывами, вызванными различными жизненными обстоятельствами, совместно с Василием Вадимовичем Бойко-Великим и по его инициативе мы ведем большую работу по составлению « Хронографа Эпохи Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича Грозного», которая связана с целым рядом исследований по установлению письменных источников тех или иных событий, уточнению их датировки. Предлагаю вашему вниманию небольшой доклад, посвященный только 1547 году, который наглядно иллюстрирует источниковедческую проблематику нашей исследовательской работы.   Начало Царства Русского   В 7055 г. (1547) 16 января (все даты даны по старому стилю) ровно 475 лет назад, произошло Венчание на Царство Великого Князя Иоанна Васильевича по благословению его отца Великого Князя Василия Иоанновича в Успенском соборе Московского Кремля . « Венчян бысть на Царство Руское Благоверныи Великий Князь Иван Васильевич всея Русии преосвященным Макарием Митрополитом всея Русии» – свидетельствует «Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича» . Венчание на Царство, совершение таинства Миропомазания Митрополитом Макарием это ключевой момент русской истории – восприятие Российским государством духовного и светского наследства Римской Православной империи (Ромейского Царства) и практическое воплощение концепции « Москва – Третий Рим». Русский Царь – наследник Ромейских Императоров, защитников Вселенского Православия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРДЕРИК ВИТАЛИЙ [Лат. Ordericus Vitalis; англ. Orderic Vitalis; франц. Orderic Vital] (16.02.1075, Атчем, графство Шропшир, Англия - ок. 1142, Сент-Эвруль, Нормандия), монах-бенедиктинец, церковный историк. Главным источником сведений об О. В. и его семье служит его соч. «Церковная история» (Historiae ecclesiasticae). Важную информацию исследователи смогли получить, идентифицировав почерк О. В. и выявив корпус рукописей, полностью или частично переписанных им (18 манускриптов). О. В. был старшим сыном франц. клирика Оделерия Орлеанского (1034-1103), в 60-х гг. XI в. поступившего на службу к влиятельному нормандскому барону Рожеру де Монтгомери († 1094), приближенному англ. кор. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). После того как Рожер де Монтгомери стал графом Шрусбери (1074), Оделерий получил от него в держание ц. св. Петра в Шрусбери. О матери О. В. известно только, что она была англичанкой. У О. В. были 2 младших брата: Бенедикт и Эверард. Брак католич. священнослужителей в условиях григорианской реформы был неканоничен, но в Нормандии и Англии до 1-й пол. XII в. в значительной мере оставался социально приемлемым. Буд. историка крестил англ. пресв. Ордерик (возможно, родственник матери), в честь к-рого он получил имя. С 5 лет мальчик обучался основам лат. грамматики и католич. богослужения в Шрусбери у др. католич. пресв. Сиварда, англосакса по происхождению. В 1082 г. Оделерий посетил Рим, вероятно, как кающийся паломник. Он дал обет основать в Шрусбери бенедиктинский мон-рь и отдать туда как облата 2-го сына. После смерти Рожера де Монтгомери (1094) Оделерий принял постриг в мон-ре св. Петра в Шрусбери, где провел остаток жизни. Старшего сына осенью 1085 г. он отдал в качестве облата в один из крупнейших нормандских мон-рей - аббатство Сент-Эвруль, внеся за него 30 марок серебра. Поскольку нормандским монахам имя Ордерик казалось варварским, мальчика стали звать Виталий в честь солдата Фиванского легиона, одного из товарищей мч.

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Констант I. Бюст. IV в. (Лувр, Париж) (Флавий Юлий Констант; лат. Flavius Iulius Constans) (ок. 320/323 — кон. янв. 350, Елена, ныне Эльн, Франция), рим. император (с 9 сент. 337); управлял диоцезами Италия, Африка и Иллирик, с весны 340 г.— всей Зап. империей. 3-й сын имп. Константина I Великого (306–337) и его 2-й жены Фавсты, внук имп. Констанция I Хлора и Максимиана Геркулия. В детстве жил при дворе имп. Константина, гл. образом в Константинополе. Обучением К. занимались виднейшие риторы своего времени ( Lib. Or. 59. 34), в т. ч. Эмилий Магн Арборий из Бурдигалы (ныне Бордо, Франция) ( Ausonius. Commemoratio professorum Burdigalensium. 16//Works/Ed. H. G. E. White. L.; N. Y., 1919. Vol. 1. P. 122–124). На Рождество 333 г. К. был провозглашен цезарем, ночью накануне церемонии «небо пылало огнями» (вероятно, было сев. сияние), что многие современники восприняли как дурное предзнаменование ( Aur. Vict. Epitom. 41; Снгоп. min. I//MGH. AA. T. 9. P. 234; Euseb. Vita Const. IV 40; Hieron.Chron.//PL 27. Col. 678). 23 июля 335 г., во время празднования 30-летия правления имп. Константина I, К. был провозглашен августом в Риме и Константин передал ему управление Италийской префектурой ( Euseb. Vita Const. IV 51; Idem.De laudibus Const. 3; Socr. Schol. Hist. eccl. I 38; Chron. Pasch. P. 531). Незадолго до смерти отца К. был помолвлен с Олимпиадой, дочерью префекта претория Аблабия, впосл. она жила при дворе К. как невеста императора, однако брак так и не был официально заключен, видимо из-за малолетства Олимпиады. После смерти К. решением Констанция II она стала женой царя Армении Аршака II ( Athanas. Alex.Hist. arian. 69; Amm. Marc. Res gest. XX 11.3). В день смерти отца (22 мая 337) К. находился в Риме. После убийства в Константинополе сводных братьев Константина I Далмация Старшего и Юлия Констанция, которых Константин назначил в соправители своим сыновьям, 9 сент.

http://pravenc.ru/text/2454333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор [лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator] (между 485 и 490, Скилакий (ныне Скуиллаче, Калабрия, Италия) - ок. 580, там же), рим. философ, богослов и политический деятель. Жизнь Важнейшими источниками сведений о жизни К. являются гл. обр. его письма ( Cassiod. Varia. I 1; I 3; I 4; III 28; IX 24; IX 25 и др.), «Хроника» ( Idem. Chron.) и предисловия к нек-рым сочинениям. Особенную ценность в этом отношении имеет предисловие к соч. «Об орфографии» ( Idem. De orth. Praef.), написанному К. в возрасте 93 лет, где автор суммирует свою лит. деятельность. Важная информация содержится также во фрагменте небольшого сочинения, написанного К. между 527 и 533 гг. ( O " Donnell. 1979. P. 265) и имеющего заголовок «История рода Кассиодоров» ( Cassiod. Ordo generis Cassiodororum//CCSL. 1973. Vol. 96. P. V-VI (далее - Ordo gen.)), где описываются родственные связи К. и перечисляются занимавшиеся им гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды. Наконец, в отдельных рукописях сб. «Variae» и «Хроники» также сохранился список должностей и почетных званий К. (см.: Mommsen. 1894. P. IX). Помимо этого имеются весьма скудные и не всегда достоверные сведения о К. его современников и последующих церковных писателей: Иордана ( Iord. Get. Prol. 1//MGH. AA. T. 5/1. P. 53), прп. Беды Достопочтенного ( Beda. De templo Salomonis 16//PL. 91. Col. 775A; Idem. In Esdram et Nehemiam Prophetas allegorica Expositio. II 7//PL. 91. Col. 849C), Павла Диакона ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 25), Алкуина ( Alcuin. Ep. ad Carolum Magnum. Adversus Felicem Urgelitanum. V 9, VI 3//PL. 101. Col. 197A, 202C), Гинкмара Реймсского ( Hincmar. De divers. et mult. anim. rat. 2//PL. 125. Col. 936A), Германа Расслабленного ( Hermannus Contractus. Chronicon//PL. 143. Col. 108A), Сигиберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. Chronicon//PL. 160. Col. 100A; Idem. De scriptoribus ecclesiasticis. 40//PL. 160. Col. 556A-B), Иоганна Тритемия ( Ioannes Trithemius. De viris illustribus Ordinis Sancti Benedicti. II 3//Opera pia et sriritualia. Moguntiae, 1605. P. 30) и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

О возрождении Слово, произнесенное в храме Киевско-Братского монастыря в день Богоявления 1909 г. «Неужели вы не знаете, что есть мы, крестившиеся во Христа Иисуса, во смерть его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы… нам ходить во обновленной жизни» ( Рим.6:3,4 ). Иисус Христос принял крещение от величайшего пророка Божия Иоанна сына Захарии не потому, что нуждался в покаянии и очищении своих грехов, подобно тем современникам Его, которые приходили на Иордан отовсюду и крестились, исповедуя грехи свои. Иисус Христос был безгрешен и Один имел божественную власть отпускать людям грехи их. И тем не менее Он вошел в воды Иордана и склонил Свою пречистую главу под руку Крестителя. С какою же целью? – С тою, несомненно, чтобы явить Себя миру в достоинстве воплотившегося Сына Божия, Искупителя людей; чтобы дать Израилю свидетельство того, что пришел на землю Мессия, которого он ожидал столько веков, и этот Мессия есть именно Иисус из Назарета. Доселе Иисус жил в неизвестности, занимаясь ремеслом своего мнимого отца Иосифа. Хотя почившая на Нем благодать Божия и проявлялась в многочисленных дарах Св. Духа – в дарах мудрости разума и страха Божия; однако богосыновство Его оставалось сокрытым от окружавших Его. И это потому, что, будучи истинным Сыном Божиим, Он в то же время был и истинным Сыном Человеческим, и как человек должен был пройти сначала путь постепенного духовного возрастания, и тогда уже объявить миру, что Он – Сын Божий. Это случилось на 30-м году Его жизни. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:13,16,17 ). Об этом Иоанн Креститель впоследствии говорил Своим ученикам: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в вод, чтобы Он явлен был Израилю... Я не знал Его; но пославший Меня крестить в вод сказал: на кого увидишь Духа, сходящаго и пребывающаго на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым; и я видел и свидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин.1:33,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Изложенное по записям, после его смерти, Константином, пресвитером антиохийским. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34     Предисловие    1. В послании к Римлянам блаженный Павел говорит: «как Апостол язычников, я прославляю служение мое, не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти» (Рим. 11:13—14); и в другом месте также (говорит): «содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2:8). Итак, если (Павел) был апостолом язычников, — как и в деяниях Бог гово­рит ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21), — то какое было ему дело до евреев? Для чего он написал к ним послание? При том же (евреи) питали к нему вражду, и это можно видеть из многих мест. Так, послушай, что го­ворит ему Иаков: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев... А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея» (Деян. 21:20—21); и много искушений часто было ему по этому поводу.Почему же, спросит кто-нибудь, (мужа) сведущего в законе, — а он изучал закон при ногах Гамалиила и имел к этому делу великую ревность, — и потому имевшего возмож­ность с особенною силою опровергать (противников), Бог не послал к иудеям? Потому, что они из-за этого особенно и стали бы противиться ему. Поэтому Бог, предвидя, что не примут его, говорит ему: «иди к язычникам, ибо (иудеи) не примут свидетельства твоего о Мне», и он отвечает: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»(Деян. 22:19—20). Это самое, (говорит), служит знаком и доказательством, что они не поверят ему. И действительно, так обыкновенно бывает: когда кто отступает от какого-нибудь народа, то, если он из людей низших и ничего не значащих, это не очень оскорбляет тех, от которых он отступает; если же он из людей значительных, весьма ревностных и единомышленных с ними, это весьма огорчает и крайне раздражает их, так как отступивший от них своим присоединением к другим весьма сильно ниспровергает их учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3397...

Скачать epub pdf ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» ( Евр. 10:30 ). Одним из самых распространенных в нашей жизни грехов является грех осуждения. Для иных осуждение кажется чем-то маловажным. Но по сознанию Церкви Божией – это великий грех , омрачающий, мучающий нашу душу и влекуший за собою тяжелые наказания от Бога. Я не буду говорить об осуждении и понимании на верующих со стороны безбожия и расколов современных. Насмешки и издевательства над православными со стороны неверующих и современных многочисленных раскольников понятны: мы различных религиозных мировоззрений. «Если мир вас ненавидит, – говорит Спаситель о всех верующих в Него, – знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Я хочу сказать об осуждении в кругу православных. Очень нередко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже решаются осуждать и своих пастырей и святителей. Господь сказал всем нам: «не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). Ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе право на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья – Господь, ты восхищаешь Божии права. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает... Все мы предстанем на суд Христов... Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14:4, 10, 12 ). Тем более тяжкий грех осуждать своих пастырей. Осуждая служителей Божиих, ты идешь против самого Бога. Представь, что ты осудил чиновника внешней власти, ты пошел не против личности, а против власти и понесешь наказание. Так и здесь, понося служителей Христовых, ты отдашь за сие пред Богом, как и говорит Сам Спаситель о всех православных святителях и пастырях: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). Наши суждения о ближнем редко бывают правильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним проявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокровенных дум – не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010