Гал. 3:19 ), должно было закрепить все существеннейшие связи народа с Его Иеговой по силе всех прежних обетований. Имея цель свою в Христе ( Рим. 10:4 ), закон теперь сделался детоводителем к Нему ( Гал. 3:24 ), стоя в тесной связи с обетованием о Нем ( Гал. 3:15–24 ). Он раскрыл человеку Ветхого Завета все его внутреннейшее существо, поврежденное грехом, «законом бо познание греха» ( Рим. 3:20  срав гл. 7 и др.) и, следовательно, указывал ему, чего ему нужно было искать в таком положении (срав. Галат. 3:22–24 ). С этой стороны, таким образом, закон раскрывал Израилю ветхозаветному ту его сторону, по которой он был семенем погибели. Но в законе была другая сторона, показывавшая Израилю и то, в чем его величие и почему он вместе с тем есть и семя спасения. Это – вся обрядовая сторона закона. Насколько нравственная сторона последнего показывала Израилю, как он далек от Иеговы по греховности своей, на столько обрядовая – ставила его ближе всех народов к Иегове, показывала, что по тайному изволению Божию в нем, и при общей совсем человечеством греховности его, кроется нечто высшее, за что он так приближен к Иегове (срав. Рим. 9:4 ). С этой-то двойственной, общей для всей ветхозаветной истории стороны, коренящейся в существе падшего человека вообще ( Рим. 7 ) и раскрывает св. Апостол историю первоначального ведения народа Божия в преобразовательном ее значении по отношению к новозаветному Израилю Божию, под руководством толкования Господня. «Не хочу оставить вас, братия», обращается он, напр., к Коринфянам с таковым толкованием, предостерегая их от грехов и при обладании благодатными преимуществами и дарами, «не хочу оставить вас в неведении, что отцы наши все были под облаком и есть прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели ту же 276 духовную пищу; и все пили тоже духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы наши (τποι μν), чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ибо в настоящем случае Он исцелил всего человека ( Иоан. 7:23  разумеется расслабленный при овчей купели 5:1–10) в субботу, т. е. сделал для него величайшее благо (сн. Мф. 12:11–12 и др.), а они, т. е. неразумные фарисеи и книжники, со слепой ревностью преследуя букву закона о субботе, говорят: зачем исцелил в субботу, чего не должно бы делать (срав. Иоан. 5:10,16 и др.) по скрупулезным правилам раввинской галахи. «Не судите поэтому, говорит им Господь, «по внешности, но судите судом праведным» (7:24). Это прямое указание на то Его вечное изречение: вы оставили важнейшее в законе: справедливость и верность ( Мф. 23:23 ), завершающиеся в одном: любви, которой и не доставало у лицемерных книжников и фарисеев. Таким образом, и на закон об обрезании, как на закон о субботе, Господь заповедует смотреть с его духовной, а не внешней стороны 561 . Так смотрели на него уже и ветхозаветные верующие дивнозрители, взывая к обрезанию ушей и сердца, а не плоти (срав. Втор. 10:16; 30:6 ; Лев. 26:41 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ; Иезек. 44:9 и др. сн. Деян. 7:51 ; Рим. 2:28,29 ). И, таким образом, как в отношении субботы, так и в отношении к обрезанию, Господь полагает первый основной камень к духовному, типологическому толкованию его Апостолами. И вот мы у Св. Апостола Павла находим такое дивное распространение толкования Господня. В послании своем к Колоссянам он пишет: во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых; и вас, которые были мертвы в грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам еси грехи, и пр. (2:11–13 ст. 14–15) 562 . Недолго сравнительно первый человек – Адам приносил себя в такую жертву Богу, какую принес потом Себя его первообраз (срав. Рим. 5:14 ) т. е. в жертву послушания, совершенной преданности воле Божией (сн. Рим. 5:19  с Евр. 10:5–10 и др.). Ослушался он этой воли и отпал от блаженного союза, соединения с Богом и пал, погрузившись в глубину естественного следствия греха – смерти ( Рим. 6:23 ) духовной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Пророк уподобляет Бога сильному мужу (герою), который будет воевать с врагами своими (бл. Иероним), чтобы совершенно поразить и уничтожить их. Такое же уподобление встречается и в другом месте (см. Ис. 63:1–6 ). б) Поражены они будут за то, что злоупотребляли долготерпением Божиим в отношении к ним. «Я прежде молчал (речь идет от лица Самого Бога), но ужели и впредь все (всегда) буду молчать и терпеть! Я прежде терпел подобно родильнице, а теперь буду истреблять и иссушать (14 ст.): опустошу горы и холмы, всякую траву иссушу, реки превращу в острова и луга иссушу» (15 ст.). Бог долгое время был оскорбляем врагами Своими, язычниками, которые Божескую честь воздавали вместо Творца тварям Его и даже изделиям своих рук, и по бесконечному милосердию и долготерпению Своему не наказывал их за это со всею строгостью Своего правосудия, как бы молчал и терпел до времени, ожидая их раскаяния и исправления. Теперь пророк от имени Божия предостерегает их, что это долготерпение Божие будет иметь конец: настанет время, когда Бог уже не потерпит более того, чтобы подобающая Ему честь воздавалась тварям и принадлежащие Ему Божеские свойства (добродетели – ср. 8–12 ст.) усвоялись истуканам (ср. 8 ст.); короче – идолопоклонство, терпимое теперь, со временем, осуждено будет на истребление. Этот суд Божий над язычеством начал совершаться со времени пришествия в мир Христа Спасителя, совершается теперь и окончательно завершится тогда, когда все язычники полностью войдут в церковь Христову ( Рим. 11:25 ). Этот Суд Божий ожидает, по учению св. апостола Павла, не одних только язычников, но также и иудеев и даже последних прежде, чем язычников ( Рим. 2:9 ). Язычников этот суд ожидает за то, что они, имея возможность познать Истинного Бога из рассматривания природы, «не прославили Его, как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное сердце их, и славу нетленного Бога они изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. И заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» ( Рим. 1:19–23, 25 ). Иудеи же подпадут этому суду Божию за то, что «они, имея откровенный закон, зная из него волю Божию лучше язычников и считая себя учителями последних, уча других, не учатся тому же сами, хвалятся законом, а между тем преступлением закона бесчестят Бога» ( Рим. 2:18–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Объясн. Это славословие подобно славословию в Послании апостола Павла к Римлян. Рим.14:24–26 ; в этом месте апостол говорит: «могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа», а благовествование апостола было, между прочим, и о том, что «противящийся власти противится Божию установлению»: Рим.13:2 . Сам Господь Спаситель говорил Своим апостолам, а в лице их и преемникам их: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается: Лк.10:16 . Отсюда таков вывод, что своевольные люди, отвергающие начальства и злословящие высокие власти: Иуд.1:8 , а также и не слушающие тех, кого Господь послал на дело священнослужения: Мф.28:19 , не могут рассчитывать на соблюдение их от падения и тем более не могут оказаться непорочными пред нелицеприятным Богом и Судьёй: Евр.10:28–29 ; Мф.18:16–17 . Рим.6:16 . «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?». Объясн. Смысл этих слов апостола тот же, что сказал и Сам Господь: «Никто не может служить двум господам... Богу и мамоне»: Мф.6:24 , или «всякий делающий грех, есть раб греха»: Ин.8:34 ; но грехи бывают не только плотские, а и духовные, напр. заблуждения: 2Пет.2:1–22 , соблазн «малых сих»: Мф.18:6 . 1Кор.1:9 . «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Объясн. Обещанное Богом непременно исполнится, если мы сами не будем сильно противиться, подобно как Иудеи, быв призываемы, не хотели принять благ. Это зависело уже не от Призывающего, но от их неблагодарности. Подобно Иудеям, и некоторые из именующих себя христианами, но отпадшие от истинного Христова учения, не находятся в общении с Господом: Евр.6:4–6:10:23–29 . Еф.3:16–17 . «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши». Объясн. Внутренним человеком апостол называет нового, возрождённого благодатью человека: 2Кор.4:16 , который постоянно борется с внешним, т.е. со грехом, обитающим во плоти: Рим.7:15–18:24 . Соединённые со Христом в крещении в одно тело, верующие могут быть Его членами тела, но такими, которые от болезни или повреждения могут сделаться не только отчуждёнными от Христа, но и врагами Его – распинателями: Евр.6:4–6:10:26–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

После того не могло оставаться и тени сомнения, что Бог требует от человека не буквы , а духа ; не внешности , а внутреннего чистого расположения ( Ос.6:6 ; ср.: 1Цар. 15:22 и др.). Но так как такого расположения у человека, пропитанного наследственным грехом, не было, то невозможно было для него и оправдание от закона: «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3, 20 ). Отсюда гнев Божий на всех людей за нечистоту их ( Рим. 4:15 ); проклятие Божие – за неисполнение всех заповедей закона ( Гал. 3:10 ; ср. Втор. 27:26 ), и смерть ( Рим. 7:10 ). Это – один вывод, к которому привел закон покорившихся ему людей. В другом отношении он обогатил их следующим, бесспорным сознанием: человек сам собою не может победить живущего в себе греха, который препятствует людям исполнить закон. А так как и закон Моисеев бессилен был уврачевать это внутреннее зло в человеке, то, ясно, он недостаточен для спасения, – немощен, «ибо ничего не доводит до совершенства» ( Евр. 7:18–19 ). За этим выводом в лучших людях из евреев само собой уже зарождалось убеждение, что, кроме Бога , их ничто и никто не может спасти. Потому то св. Апостол Павел за восклицанием: «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Спасителем своим называет прямо Иисуса Христа, Бога-Сына: «благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим. 7:24–25 ). § III. Итак, вот о каком законе дел говорит Апостол Павел, что им нельзя спастись. Это, как видим, закон исключительно ветхозаветный, обрядовый. Он точно убивает покорившихся ему людей, а не животворит их ( 2Кор. 3, 6 ). Спасение от этого «неудобоносимого бремени» возможно только в вере во Христа. – Но столь же ясно должно быть нашим сектантам из сказанного и то, что разумеет Апостол Павел под оправданием верой во Христа. Очевидно, это не то оправдание, которого ожидали себе св. Павел в день судный за свой добрый апостольский «подвиг» ( 2Тим. 4, 7–8 ), и которое обещается всеми истинными христианам в будущей жизни ( Мф. 5:12 ), – чего никак не могут усвоить себе наши сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ис.10:20 ) и которые надеются на спасение в последние времена, после того, как «войдет полное число язычников» (ср. Рим.11:25 ). Мы назвали душу Христа тем «туком», который есть Церковь Его друзей, за которых Он положил душу Свою (ср. Ин.15:13 ). И потому может статься, что и в этом отрывке, так как повелевается, чтобы никто не ел тука животных, принесенных Господу, подразумевается сказанное Им: «Да не соблазнит никто одного из малых сих, верующих в Меня» ( Мф.18:6 ). А так как запрещается есть кровь всякого животного, возможно, именно об этом говорит Апостол об израильтянах: «Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» ( Рим.11:19–20 ); и еще говорит: «Не превозносись перед ветвями» ( Рим.11:18 ). И пусть никто не насмехается над их падением, «иначе, – как говорит Апостол, – и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются» ( Рим.11:22–23 ). Я, однако, думаю, что под «кровью» должно понимать этих людей, ибо они произошли не от веры и духа Авраама, а лишь от его крови. 12 . Далее следует: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: кто представляет спасительную жертву свою Господу, тот из этой жертвы спасения часть должен принести в приношение Господу; руки его да принесут жертву Господу 31 : тук на груди 32 должен он принести и сальник на печени, потрясая грудь пред лицем Господним; тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его; и правое плечо, как возношение, из спасительных жертв ваших отдавайте священнику; кто из сынов Аароновых приносит кровь из жертвы спасения и тук, тому и правое плечо на долю; ибо Я беру от сынов Израилевых из жертв спасения их грудь потрясания и плечо отделения 33 , и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых» ( Лев.7:28–34 ). Эта жертва названа «спасительной». И приносит ее Господу лишь тот, кто здоров и, зная о своем спасении, благодарит Господа. А расслабленный душой и непостоянный в своих поступках не может приносить «спасительную жертву».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Она приводит в расстройство и ослабляет все его силы (физические, интеллектуальные, духовные), толкая человеческую волю ко Г. Ап. Павел, испытавший это состояние, пишет: «...я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. ...Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. ...в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7. 14-15, 17, 19-20, 23-24). Привычка совершать Г., делающая человека «пленником закона греховного», становится, согласно поговорке «Привычка - это вторая натура», как бы его второй природой, действие к-рой ап. Павлом определено с классической точностью: «...уже не я делаю... но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Под влиянием «второй» природы воля приобретает болезненный характер: становится или слабой, или упрямой. И в том и в др. случае человек оказывается «рабом» Г., с той лишь разницей, что в первом он не противостоит Г., а во втором - упорствует в своем заблуждении. Яд Г. отравляет не только его волю, но и разум, в результате чего человек может выдавать ложь за «истину Божию» (Рим 1. 25), совершать грехи неведения и даже изменить «славу нетленного Бога» «в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим 1. 23). Помраченный разум лишает грешника всякого человеческого достоинства и ставит его ниже животных, ибо даже «вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1. 3). Наряду с этим человека начинает преследовать грубая чувственность и похотливость; в нем угасают духовные устремления и нравственные идеалы. Человек, по определению ап. Павла, становится «плотским» (1 Кор 3. 3), т. е. оказывается в плену низменных страстей и желаний.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Паралипоменон родословие людей ведется от Адама, как родоначальника всех людей ( 1Пар.1–8 ; ср. родословие И. Христа у Лк.3:23–38 ). Товия, в молитве к Богу, исповедует: Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий ( Тов.8:6 ; сн. Прем.10:1 ). В новом завете можно находить как неоднократное подтверждение сказания Моисеева о творческом происхождении рода человеческого самим Господом ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–7 ) и Его Апостолами ( 1Кор.11:8–9; 15:41 ; Еф.5:31 ; 1Тим.2:13–14 и др.), так и новые ясные свидетельства о происхождении всех людей от одного праотца: от одной крови, говорит апостол, Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию ( Деян.17:26 ). Но самым важным подтверждением истины единства человеческого рода в новом завете служит учение о грехе первородном, распространившемся на всех людей чрез посредство телесного происхождения всех от единого: одним человеком, учит апостол, вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). А в учении о всеобщем – для иудеев и еллинов, варваров и скифов ( Рим.10:12 ) значении искупления и оправдания тот же апостол истину единства происхождения всех людей от одного согрешившего и осужденного Адама представляет столь же несомненною, как несомненно то, что оправдание совершается по благодати одного Человека, Иисуса Христа ( Рим.5:15 ); он говорит: как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ). Церковь неизменно исповедовала и исповедует истину о происхождении всех людей от единой первозданной четы, как одну из основных истин христианства. Учение церкви о грехе первородном, о его всеобщности, о смерти, как следствии греха, Адамова, равно о необходимости искупления для всего рода человеческого и всеобъемлющем значении искупительных заслуг И. Христа, – основывается непосредственно на истине происхождения всех от одного праотца и без нее не имело бы точки опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» ( Пс.95:1–4 ), «И величию его нет конца» ( Пс.144:3 ). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» ( Лк.15:7 ). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того – милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» ( Мих.7:18–19 ). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:11–12 ). " Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» ( Рим.5:2 ), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского ( Пс.123:6–7 ). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» ( Пс.9:7–8 ), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, – новые люди христиане, избранные Богом». В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

11). Все это требует также выражения в богослужении. В 5-й гл. на престоле появляется Агнец, Иисус Христос, Который должен снять 7 печатей с книги. Его искупительная Жертва воспевается старцами и небесными животными как осуществление Царствия Божия: «...соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5. 10). VI. Критика рим. власти. Богословие И. Б. О. очень контекстуально, и решение вопроса об истинном Боге (гл. 4) во многом определено миром представлений ранних христиан. Отсюда связь этого вопроса в И. Б. О. с критикой рим. власти. Нейтральная позиция здесь не допускается. Либо люди разделяют имперскую идеологию Рима, как ее представляла гос. пропаганда, либо отвергают ее, уповая на открытое им Богом знание о Его Царствии. И. Б. О. изображает империю как систему насилия, основанную на войнах. Два главных символа этой системы - зверь из моря (главы 13 и 17) и вавилонская блудница (главы 17-18). Зверь представляет военную и политическую власть рим. императоров. Вавилон - это Рим с его благосостоянием, нажитым экономической эксплуатацией. Критика 13-й гл. политическая в первую очередь. Но в обоих случаях одновременно и религиозная. Зверь и блудница связаны самым тесным образом: блудница сидит на звере (17. 3), ибо богатство г. Рима и его разлагающее влияние покоится на силе имперских войск. В гл. 13 Иоанн изображает 2 стороны имперского культа. С одной стороны, зверь богохульствует: он узурпирует божественные Имена и претендует на божественность (13. 1, 5-8). С др. стороны, этот культ возложен не на безвольных исполнителей. Он был ответом подданных Рима на якобы его непобедимую власть. Второй зверь, чудовище из земли (13. 11), называемый также лжепророком (16. 13; 19. 20), побуждает людей изготовить «образ зверя» (13. 14), придавая ему черты божественности (13. 13) и вкладывая «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал...» (13. 15). Это символ имперского жречества. Образы стихов 13. 16-17 сознательно преувеличивают экономическую опасность культа власти и военной силы. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Цель такого преувеличения - показать, что логика абсолютизации власти движется в направлении тоталитаризма.

http://pravenc.ru/text/471605.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010