Потому если душа «малая» и слабая, ее легко можно «соблазнить»; ибо сказано в Евангелии: «Лучше было бы ему, если бы бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» ( Лк.17:2 ). Соблазняется не великий, но «малый». Кто велик, тот не отвращается от веры, что бы он ни увидел, как бы он ни страдал. У кого же душа малая и низкая, тот ищет случая соблазниться и, терпит крушение в вере. Поэтому должно нам с особым вниманием относиться к «малым» в вере, и не следует заботиться о великих и сильных в той же мере, как о «младенцах» и новоначальных. Ибо сильный «все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит» (ср. 1Кор.13:7 ). Но мы должны присматривать за младенцами и немощными в вере (ср. Евр.5:13 ; Рим.14:1 ), как бы ненароком им не принесли по нашему небрежению вред и они не удалились от веры и не отпали от спасения. Или ты можешь показать мне, где в Писании грешник или один из малых удостоился называться «великим»? Думаю, что ты нигде такого не найдешь. Но послушай, кто есть те, кого называют «великими». Сказано об Исааке, что он «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (ср. Быт.26:13 ). Моисей «был весьма велик» (ср. Исх.11:3 ), «велик» и Иоанн Креститель (ср. Лк.1:15 ), а теперь назван «великим» и Иисус (ср. Лк.1:32 ), и после этого уже никто не именуется «великим». Ибо до того, как пришел Тот, Кто воистину «велик», святые, о которых мы упоминали ранее, назывались «великими» в сравнении с прочими людьми. Но когда пришел Тот, Кто поистине велик, не в сравнении с другими, а Своим достоинством, и о Котором написано: «Радуется, как исполин, пробежать поприще» ( Пс.18:6 ), то уже никто не нарекается «великим». Таким образом, Он – Тот, о Ком написано: «Великий священник из братьев своих» ( Лев.21:10 ). Каких братьев? Тех, о которых Он сказал, когда воскрес из мертвых: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Но если хочешь узнать о братьях Иисуса из древних писаний, то прочти двадцать первый псалом, где сказано о личности Христа: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). Итак, Иисус велик среди братьев Своих, среди тех, кого прежде называли «великими»; Он – «Пастыреначальник» (ср. 1Пет.5:4 ) и «Первосвященник великий» (ср. Евр.4:14 ) и «Царь царствующих и Господь господствующих» (ср. 1Тим.6:15 ). Следовательно, Он – великий из великих; вот потому и прибавлено: «Великий из братьев своих». 3 . Затем сказано: «На голову которого возлит елей помазания» ( Лев.21:10 ). Не ищи на земле тот елей, который возлит на голову великого Священника, чтобы он стал Христом; но если хочешь, узнай от пророка Давида, что это за елей: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Таким образом, на голову Священника возливается «елей радости», и он становится Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и благодатью досточестны пред Ним по душе и по телу или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.). 418 Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (пророком Елисеем). Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар.2:23–24 ). «Сошел огонь с неба и попалил двух пятидесятников... с воинами» за то, что хотели взять пророка Илию, не оказав ему должного почтения ( 4Цар.1:14 ). В апостольское время святых почитали «Вот мы ублажаем (μακαρζομεν от μακαρζω ублажаю, прославляю) тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» ( Иак.5:11 ). «Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). «Вы... приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса (услуживая мне, желали, услужить Самому Христу). Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) «Единому, премудрому Богу честь и слава» ( 1Тим.1:17 ), а не святым. 420 Тот же апостол в Послании к Римлянам ( Рим.2:10 ) говорит: «напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе: во-первых, иудею (так как иудей, исполняя закон, нес больше труда), потом и эллину». Ясно, что должные честь и слава святым не запрещаются Священным Писанием, так как не устраняют и не заменяют чести и славы, подобающих Единому Богу. Чествуя святых, мы выражаем свою любовь не только к ним, как своим совершенным братьям, но и к Богу, прославившему их ( Ин.12:26 ) и заповедавшему почитать их ( Мф.10:40–42 ). 2) «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Православные не воздают святым божеского поклонения, не обоготворяют их, а чествуют их (почитательным поклонением), как друзей Божиих, чтут их за, то, что они святостью приблизились к Нему ( Евр.12:14 ), удостоились быть избранными сосудами благодати Божией (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

в) Возлюби ближнего твоего, как самого себя, – такова евангельская заповедь ( Мф.22:39 ; Лк.10:27 ). Уже из того, что евангельское учение предписывает нам любить ближних, как самих себя, очевидна законность нашей любви к самим себе и нашей заботливости о себе самих. Действительно, в евангелии мы не находим ничего такого, что требовало бы от нас пренебрежительно относиться к своей личности и нисколько не радеть о её благе. Человеческая личность, как созданная по образу Божию и предназначенная к теснейшему свободному общению с Самим Богом, имеет столь высокую ценность, что в сравнении с ней ничтожны все вещи мира ( Мф.16:26 ). Евангелие допускает право человека и на материальные блага жизни и признаёт законной разумную заботливость его о приобретении их ( Лк.11:3 ; Мф.9:16–17 и др.). Оно предписывает только, чтобы предметом главных помыслов и забот людей было высшее для них благо ( Лк.12:31 ; Мф.6:33 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о любви к Богу и ближнему Лк.10:27 . «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Объясн. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4 ; Иак.1:27:2:14–17 . Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5 . Рим.8:38–39 . «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Эту уверенность в любви к Богу апостол не только словами, но и делом засвидетельствовал: 2Кор.11:21–29 ; засвидетельствовали такую уверенность и все прочие святые угодники Божии: Евр.11:33–40 . Если об этих Боголюбцах говорится, что «весь мир не был достоин» их, то можем ли мы похвалиться такой любовью к Богу, какая была у святых угодников? напротив, не относятся ли к некоторым из нас слова Писания: 1Тим.1:7:4:1 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

А то, что в последние времена всякие бесовские духи будут вселяться в людей, об этом прямо сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). Эти бесовские духи последнего времени и есть так называемое «харизматическое движение», они и вселяются в людей, как только те «отступят… от веры». На языке греческого оригинала слово «отступят» читается здесь как апостисонтэ. То есть одним из главных признаков начала всемирной апостасии (отступничества) и будет увлечение всякими харизматическими опытами, когда злые духи будут вселяться в людей и действовать в них. А так как отступить от истины могут только те, которые в ней пребывали, это и означает, что апостасия произойдет и в нашей среде. Так что так называемые «православные харизматики» – и есть предвестники именно всемирного отступления от Истинной Церкви. Ибо кто вне Церкви, вне древлеблагочестия и святоотеческой традиции, тому и отступать не от чего, так что апостасийные процессы с верующих и начнутся. Сказано: «и на крыле святилища будет мерзость запустения» ( Дан.9:27 ); и еще: «Ибо время начаться суду с дома Божия» ( 1Пет.4:17 ). И если кто-то спросит: а что такое Суд Божий, мы отвечаем: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ). И здесь Христос, изгоняющий бичом злую скверну из Своего собственного Храма, ибо любой храм – собственность Бога,  являет нам пример, как изгонять и каждому из нас злую скверну греха из своей собственной души. Ибо наше тело и есть ХРАМ нашей ДУШИ. Сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор.3:17 ). То есть человеческое тело может быть одушевленным храмом, где присутствует не только сам человеческий дух, но и Дух Божий, Дух Святой, освящающий и обожествляющий (обожение) и наш внутренней мир. И если вдруг какая-либо скверна, какой-либо скот, и торг им, и звон монет, и обмен ими, и хрюканье ересей наполнят нашу душу, то необходимо взять в руки бич веры и сокрушить, усмирить и покорить живущий в нас грех и заблуждение, греховный прилог и прельщение. Да сделаемся мы обителью Святаго Духа, о Котором сказано, «что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). А так как Дух Святой есть Тот, о Котором, сказано: «научит вас всему и напомнит вам все» ( Ин.14:26 ), что говорил Сын Божий, а Сын Божий учил нас святости Закона, то и получается, что любовь – есть исполнение Божественного слова (святой Заповеди).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В этом же смысле Церковь называется также православной, или правоверующей. В истинной Церкви должно быть все существенное, чем владела Церковь при апостолах: так, непрерывное преемство богоучрежденной иерархии должно восходить в ней к апостолам; в учении, священнодействиях и основах церковного устройства она должна быть верна апостольскому Преданию. Такое преемство и такую верность апостольскому Преданию имеет православная Восточная Церковь. Она осталась верной апостольскому Преданию в учении, молитве и управлении. Поэтому даже враги не могут упрекнуть ее в каких-либо новшествах или отступлениях догматических, литургических и канонических, и она с полным правом носит наименование православной, т. е. право или правильно, неизменно сохраняющей учение и те начала, какие были даны ей ее Основателем и апостолами. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» ( 2Тим.1:13 ). Неоднократно отмечается в посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста...» ( Тит.1:10–11 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 218–219, 225–235; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 190–191, 197–201; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православнодогматического богословия. С. 233–239; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 55–70. Вопрос 51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф.28:18–20; Мк.16:16; Ин.3:5; Деян.2:38, 8:36,38; Гал.3:26–28; 1Кор.12:13). Крещение младенцев (Мф.19:14; Деян.16:14–15, 30–39; 1Кор.1:16). Неповторяемость Крещения (Рим.6:3–4; Еф.4:5) Ответ. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Бог проявляет Себя не только в разумной природе человеческих существ, но и в их нравственной природе (см. нравственность: абсолютная природа). Нравственный закон Бога записан в человеческих сердцах. Ибо «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их» ( Рим. 2:12–15 ). Поскольку этическая ответственность предполагает способность отвечать за свои деяния, человек, созданный по образу Божьему, наделён также свободой этического выбора ( Быт. 1:27 ; ср. Быт. 2:16–17 ). Откровение Бога в человеческой истории . Историю называют «божественной историей». Это отпечатки Бога на песке времени. Павел говорит, что Бог назначил «предопределённые времена и пределы их [народов] обитанию» ( Деян. 17:26 ). Бог открыл Даниилу, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» ( Дан. 4:14 ). Бог также открыл Даниилу, что человеческая история движется к своей конечной цели – Царствию Божьему на земле ( Дан. 2; 7 ). Таким образом, правильное понимание истории указывает нам на Божий замысел и предназначение. Бог раскрывает Себя в человеческом искусстве. Библия провозглашает, что Бог прекрасен и прекрасно Его творение. Псалмопевец восклицает: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!» ( Пс. 8:2 ). Исаии открылись чудесные проявления славы Божьей в его видении, где он увидел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис. 6:1 ). Писание призывает нас «поклониться Господу в благолепном святилище Его» ( Пс. 28:2 ; ср. Пс. 26:4 ). Соломон указывал, что «всё соделал Он [Бог] прекрасным в своё время» ( Ек. 3:11 ). Псалмопевец говорит, что город Сион «есть верх красоты» ( Пс. 49:2 ). То, что сотворил Бог, хорошо, как и Он ( Быт. 1:31 ; 1Тим. 4:4 ), а благо Его прекрасно. Поэтому творение, в той мере, в какой отражает Бога, тоже прекрасно. Кроме того, что прекрасны Бог и сотворённый Им мир, Бог также наделил Свои создания способностью воспринимать красоту. Они, как и Он, могут создавать прекрасное. Люди – это, так сказать, «вторичные творцы». Бог наделил определённых людей особым творческим даром, в котором раскрываются некие истины о Его прекрасной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вот Никео-Царьградский Символ и – Слово Божие: Верую во единого Бога Отца ( Ин.14:1; 17:3 ; Иак.2:19 ; Евр.11:6 ; Рим.3:30 ; 1Кор.8:6 ; Гал.3:20 ; Еф.4:6 ; 1Тим.2:5 и др.), Вседержителя ( 2Кор.6:18 ; Откр.1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6; 21:22 ), Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым ( Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Рим.1:25 ; Еф.3:4 ; Кол.1:16 ). И во Единого Господа Иисуса Христа ( 1Кор.8:6 ; Ин.13:13–14 ; 1Кор.12:3 ; Флп.2:11 ). Сына Божия ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ; Ин.5:37 ; Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; 2Пет. 1:17 ; Мф.16:16,20; 14:33 ; Ин.6:69 ; ; 2Ин.1:3,9 ; Откр.1:13; 2:18 ; Рим.1:3–4,9; 5:10; 8:3,29,32 ; 1Кор.1:9; 15:28 ; 2Кор.1:19 ; Гал.1:16; 2:20; 4:4,6 ; Еф.4:13 ; 1Сол.1:10 ; Евр.1:2,5; 4:14; 6:6; 10:29 и др.). Единородного ( Ин.3:16 ; 1Ин.4:9 ; Гал.4:4 ), Иже от Отца рожденного прежде всех век ( 1Ин.5:1 ; Евр.1:5; 5:5 ). Света от Света ( Ин.8:12; 9:5 ; 1Ин.1:5 ). Бога истинна от Бога истинна ( Ин.3:33 ; 1Ин.5:20 ; Рим.3:4 ; 1Сол.1:9 ; Евр.9:14 ), рожденна, не сотворенна ( Евр.5:5; 1:5 ; 1Ин.5:1 ), единосущна Отцу ( Ин.14:11; 17:10; 10:30,36,38 ). Имже вся быша ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Еф.3:9 ; Евр.1:2 ). Нас ради человек и нашего ради спасения ( Ин.3:16–17 ; Мф.26:28 ; Лк.22:19–20 ; Мк.14:24 ; 1Kop.11:24; Мф.20:28 ; Мк.10:45 ; Ин.11:51–52; 10:16 ; 1Kop.8:11; 15:3; Рим.5:18 ; 1Тим.2:5; 4:10 ; Тит.2:11 ; 1Сол.5:9 ; 2Сол.2:13 ; Евр.1:14; 2:10 ; 1Пет.2:2 ), сшедшего с небес ( Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Ин.16:27–28 ; Еф.4:10 ) и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася ( Мф.1:18,20 ; Лк.1:35 ; Ин.1:14 ). Распятого же за ны при Πонтийстем Пилате и страдавша и погребенна ( Мф.27:26,60 ; Мк.15:15,45–46 ; Лк.23:24–25,52–53 ; Ин.19:16,42 ; 1Kop.1:23; 2:2,8; Гал.3:1 ; Откр.11:8 и др. 1Пет.2:21,23; 3:18; 4:1 ; 2Κор.1:5; Евр.9:26 ; 1Тим.6:13 ; 1Kop.15:4). И воскресшего в третий день по писанием (1Kop.15:3–4). И возшедшего на небеса ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:9 ; Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Еф.4:10 ; 1Пет.3:22 ), и седяща одесную Отца ( Мк.16:19 ; Мф.26:64 ; 1Пет.3:22 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3,13; 8:1; 10:12, 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010