Это – о видах «работ». Теперь – о том, с каким настроением надо браться за «работу», как относиться друг ко другу: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…» ( Рим.12:10-11 ). А если посетит скорбь? «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ). Как относиться к нуждающимся, «малоимущим»? «В нуждах святых принимайте участие («святыми» в данном случае апостол называет иерусалимских христиан, находившихся тогда в крайней нужде – авт.), ревнуйте о странноприимстве» ( Рим.12:13 ). А если кто-то мне будет чинить обиды, несправедливо гнать и злословить меня? «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.,. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12; 14, 17,21 ). Что делать при виде чужой радости и чужого горя? «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). A y нас-то, грешников, часто происходит совсем наоборот: видим мы плачущего – злорадствуем («злу радуемся»): так ему и надо, «поделом вору мука…» А видим, счастлив человек – вползает в душу змея зависти, зложелательства; кто-то даже афоризм такой сочинил: «есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда другому хорошо». Как нам относиться к «внешним», не церковным людям? «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ). Всех «неожиданностей» в жизни, конечно, не предусмотришь, но для основных жизненных ситуаций инструкция дана обстоятельная. «Тамо гади, ихже несть числа» Да, «работа» не всегда бывает легкой и приятной – на то она и работа. Будут еще впереди и скорби, и искушения, и уныние, тяжелейшая борьба с «внутренним врагом» – и не только победы в этой борьбе, но и поражения, и падения… Все еще будет впереди. Жизнь – не тихая, ласковая, светлоструйная реченька. Жизнь – «море великое и пространное, тамо гади их же несть числа», тамо не только штиль да ясно солнышко, но и штормы, и бури, и ветры ураганные. Жизнь порой в такие водовороты закручивает, что голова идет кругом.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

– и наконец, верующие находятся не под законом, но под благодатью ( Рим.6:14 ), которая спасает: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел ( Еф.2:8–9 ). Апостол проповедовал, что благодать стала преизобиловать, когда умножился грех, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим.5:20–21 ). В таком случае не следовало бы верным оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать (см.: Рим.6:1 )? Этот последний аргумент предвидел и сам апостол Павел, и потому он написал в Послании к Римлянам: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак ( Рим.6:14–15 ). Когда апостол Павел говорил о свободе: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам. Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия ( Гал.5:1–13 ), то он имел в виду свободу прежде всего от греха, а потом и от Ветхого Закона, предполагавшего единственный путь ко спасению – совершение дел праведности 143 . Митрополит Владимир (Сабодан) замечает по этому поводу: «То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утверждённой Христом Церкви служит теперь благодать и вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). При благодати и вере жить по Моисееву закону нет никакого смысла» 144 . Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). Мы хорошо знаем, что закон у апостола Павла, по сравнению с благодатью, также и образ жизни, диктуемый Законом, по сравнению с евангельскими заповедями относятся между собой как рабство и свобода (см.: Гал.5:1 ) или плоть в отношении духа (см.: Рим.8:1–4 ). В таком случае провозглашаемая апостолом Павлом свобода от рабства Закону и греху не может быть поводом к угождению плоти, а только к христианской любви друг к другу (ср.: Гал.5:13 ). «Любовь,– говорит святитель Феофан Затворник ,– есть исполнение закона, она и указывает должное, и силу даёт к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит всё законное и одно законное» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рим.4:3–5 . «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:6 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Объяснение. Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (ст.6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . Кто на основании 4–5 ст.отвергает важность добрых дел для оправдания, тот смешивает оправдание в Крещении с оправданием на суде Христовом: первое получается по вере: Мк.16:16 , а второе получают только те, которые, будучи первоначально оправданы по вере, стали потом рабами праведности и тело своё подчинили святости, а не беззаконию: Рим.12:1–2 ; Еф.5:9–11 . Рим.5:1–2 . «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждой славы Божией». Объяснение. Если бы можно было оправдаться одною верою, без добрых дел, то не было бы прямого повеления о соблюдении заповедей: Ин.14:15:23 ; Иак.2:14–26 . Рим.10:8–9 . «Но что говорит писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём», т.е. слово веры, которое проповедуем ( Втор.30:14 ), Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься». Объяснение. Спасение получается не чрез одно устное исповедание Господа: Лк.6:46 ; Рим.2:13 ; недостаточно для него и одной бездеятельной веры: Иак.2:14–21 . Искренняя и истинная вера в Господа всегда сопровождается подвигами добродетели: Лк.9:23 ; 2Тим.4:7 . 1Кор.9:27 . «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Объяснение. Не думайте, как бы так говорит апостол, что для спасения достаточно одной веры, «если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам» (святитель И.Златоуст): Иак.2:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Равным образом и крещение, совершенное во имя Иисуса Христа, согласно Деяниям апостольским (2:38; 8:16; 10:48), в свете последних стихов Евангелия от Матфея раскрывается в крешальной тринитарной формуле. Надо также напомнить, что троичное Откровение совершается постепенно и что Святой Дух, по свойству Своей Ипостаси, остается как бы в тени, скрывается за Своими дарами, познаётся как сила единства Отца и Сына, является той самой новизной, которой определяется жизнь Церкви и ее членов. Итак, есть некое подразумеваемое присутствие Духа в Иисусе Христе, в Божественной силе, которая в Нем живет, в славе, которая Его покрывает, в послушании Раба Господня, в Воскресении Его человеческого тела, наконец, в плодах Духа в жизни Церкви. «Формальное» изучение явно выраженных троичных текстов нам кажется произвольным, ограничивающим и обедняющим живую реальность новозаветных Писаний. Подводя итоги изучению новозаветного материала, можно выделить следующие пункты: 1 . Единственной перспективой апостольского учения является тайна Спасения, совершенного Иисусом Христом, освящение Духом Святым, усыновление Отцу. Предметом изучения, исповедания и молитвы в Новом Завете является Пресвятая Троица, действующая в Домостроительстве нашего спасения. Итак, Искупление совершается Христом в послушании воле Отца, в силе Святого Духа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр.9:13–14 ; ср. Еф5:2 ). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). Итак, Духом Святым Иисус был явлен прославленным Господом ( Рим.1:1–4 ; Флп.2:9–11 ). 2 . Есть глубокая связь между троичным содействием в Искуплении, совершенном Спасителем, и освящением, поданным Духом Святым. Дух Воскресения Христова действует также в нашем собственном теле, в глубине нашего земного бытия (см. Рим.8:11 ). В Единородном и вечном Сыне мы становимся сынами, чадами Божьими ( Рим.8:14 ). В Духе усыновления мы дерзаем называть Отца именем Авва, Отче, что является знаком глубочайшей близости и нежности ( Гал.4:6 ; Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

У раввинов существовало учение об – заслуге веры, которая рассматривается, как поступок, как исполнение торы, заслуживающее соответственной награды 127 . Следовательно и здесь не могло быть момента упования, уверенности в том, что Бог не по заслугам и делам, а по своей милости оправдает человека. Здесь не было веры мессианской, той веры, предметом которой служили обетования о правде Божией. Совсем иное понятие веры дается у Ап. Павла. Если бы мы приступили к чтению его посланий с обычным классическим и талмудическим пониманием термина веры, то мы не поняли бы их. Правда, и по учению Ап. Павла вера заключает в себе момент признания и убеждения. Πιστεειν у него значит, прежде всего, считать за истинное, быть убежденным. «Ибо, во первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю» ( κα μρος τι πιστεω – 1Кор. 11:18 ). «Если же мы умерли со Христом, то веруем ( πιστεομεν), что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:8 ). При этом так же, как и у Греков, это признание покоится на основаниях, не имеющих логической принудительности, чем и отличается вера от знания. «Ибо мы ходим верою, а не видением ( δι πστεως γρ περιπατομεν, οκ εδους – 2Кор. 5:7 ). Об Аврааме апостол говорит: «он сверх надежды (ожидания) поверил с надеждою» ( παρ’ λπδα π’ λπδα πστευσεν Рим. 4:18 ). Основанием к убеждению служит в вере нравственное уважение к авторитету, сердечное доверие к истинности и правдивости другого. Поэтому и вера в Бога должна быть актом личного доверия, полной уверенности в непреложность, истинность и верность всего, что исходит от Него. Отсюда, – верить Богу ( πιστεειν τ Θε) у Ап. Павла значит: воздать славу Богу» ( διδναι δξαν Θε – Рим. 4:20 ). Таким образом вера по учению Ап. Павла есть собственно и первоначально полное сердечного доверия принятие проповедуемой истины, твердое убеждение в ее непреложности. Она противополагается неверию (ср. Кор. 14:21; 7:14; 2Кор. 6:14–15 ; Еф. 1:13,19 ) и значит принятие евангельских истин ( Рим. 10:16; 14:17; 10, 8–9 ; 1Сол. 4:14 ; 1Кор. 5:17 ; Рим. 13:11 ; 1Кор. 3:5; 15:2,11 ; Гал. 2:16 ). В этом значении πστις у Ап. Павла не отличается с своей формальной стороны от классического и иудейского понятия. Интеллектуальный акт основывающийся на доверии к правдивости авторитета, одинаково присущ как апостольскому понятию, так и классическому с талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Выше, в стихах 13, 1–7, Апостол указал принцип отношения к властям, которые в его эпоху, конечно, состояли только из язычников, – это долг воздавать всякому по его чину. А как же быть по отношению к согражданам? Апостол указывает на более универсальный принцип – принцип любви. Если мы долг можем уплатить и считать себя недолжным, то по отношению к братьям должны считать себя всегда должниками в любви: «Не оставайтесь должниками никому, иначе кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим.13:8 ). Действительно, если бы в обществе воцарилась любовь, то отпала бы нужда и в законах, и в их охранителях. Более того, любовь есть начало и конец всех добродетелей. Другим побудительным мотивом христианской нравственности является осознание приближения великого дня Господнего – Его второго пришествия: «наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:11–12 ). Нынешнее время, когда прошла ночь ветхозаветной законности, есть рассвет славного невечернего дня вечной жизни. «Так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света» ( Рим.13:12 ). «Дела – это дела греховные, они свойственны времени ночи, неведения, подзаконности. Для крещенных же, оправданных, освященных наступил день благодати, им сияет Солнце правды – Христос, они облекаются в светлую и нетленную одежду добродетелей и молитвы. Сам Христос есть вожделеннейшее наше облачение, и ап. Павел призывает: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте с похоть» ( Рим.13:14 ) (похоть (epiJumia) (libido) – пожелание, страсть недозволенного, сладострастие, распутство. Похотник – «недозволенного желающий» (по объяснению о. П. Алексеева). Забота о плоти не должна преступать пределов разумного и дозволенного, т. е. не должна превращаться в похоть). Облечение во Христа есть онтологическое единение с Ним через стяжание благодати Духа Святого. Такое освящение и обожение человека возможно только в процессе духовной брани с похотями его греховной природы. Апостол призывал к тому, чего сам уже достиг опытно: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). 3. О снисхождении к немощным в вере (гл. 14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Можно ли применить к вопросу отношения к прививке от болезни, уничтожающей в России уже второй месяц по восемьсот (!) человек в день, слова Апостола Павла: « Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3), перефразировав их: «Привитый непривитого да не укоряет…»? Наверное, можно, но в той же степени что и в случаях: «Тушащий пожар поджигателя да не укоряет…», «Защищающий на фронте Родину дезертира да не осуждает…», «Спасающий отданных на смерть, убийце да не мешает…» и т.п. Конечно, осуждать никого не надо, мы не судьи друг другу, об этом также говорит Апостол: « А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10). Но значит ли это, что всё дозволено каждому, что можно и не поститься, и нарушать заповеди? Конечно нет, ведь ранее тот же Апостол Павел осуждает греховное поведение: « будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 13-14). Также говорит Апостол: « Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 12-13). Но в равной ли степени противники и сторонники прививки «не подают брату случая к преткновению и соблазну»? Думаю, что тут позиции не равны. Так же как у тушащего пожар и поджигателя, защитника Родины и дезертира, спасающего от смерти и убийцы. Нынешняя эпидемия – угроза каждому из нас и всему нашему народу в целом. Угроза новая, быстро распространяющаяся и наносящая огромный ущерб. С этой угрозой надо бороться. В силу её новизны средства борьбы приходиться искать и применять срочно в экстренном порядке, но к этому вынуждает обстановка. Разумно ли на пожаре требовать, чтобы к тушению огня допускались бы только те вёдра, шланги, пожарные краны и т. д., которые во время пожара будут проходить комиссионную проверку на пригодность к тушению огня? Комичность комиссии, заседающей во время пожара и неторопливо рассуждающей о «должном качестве мер по борьбе с огнём» просто очевидна. Почему же некоторые требуют, чтобы вакцины и другие средства борьбы с пандемией ковида «испытывались в течение десяти-пятнадцати лет»? Такие требования равносильны требованиям «лечить больного только после полного его выздоровления», поскольку «ослабленный болезнью организм может не выдержать применения лекарственных средств». Как показывает практика, при всех возможных издержках, польза от вакцинации превосходит вред от ковида. Но, если послушать противников вакцинации, то всё в мире вредно, один только ковид «полезен».

http://ruskline.ru/opp/2021/09/06/vakcin...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010