«Я дверь, читаем мы здесь слова Христовы о Себе, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я даю жизнь вечную, и не погибнут овцы Мои вовек» (ср. Ин.10:7, 9, 28). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (ср. Ин.15:4—6). «Бог, свидетельствуют и апостолы, определил нас к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы — бодрствуем или спим — жили вместе с Ним» (ср. 1Сол.5:9—10). «Он — посетитель душ наших» (ср. 1Пет.2:25). «Дом Его — мы, если только упование и дерзновение, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (ср. Евр.3:6). «Благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ср.Ин.1:17), и мы «Им укрепляемся в благодати» (ср. 2Тим.2:1), «будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол.2:7). Мы — «письмо Христово, написанное Духом Бога живаго на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2Кор.3:3), и «званы к Иисусу Христу» (ср. Рим.1:6) «облечься в Него» (ср. Рим.13:14). «Бог облагодатствовал нас в Возлюбленном» (ср. Еф.1:6). «В Нем мы сделались наследниками» (ср. Еф.1:11). «В Нем имеем полноту» (ср. Кол.2:10) и «искупление» (ср. Рим.3:24). С каждого человека греховное «покрывало снимается Христом» (ср. 2Кор.3:14), и как «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим.8:2), так и «слава Божия — в Лице Иисуса Христа» (ср. 2Кор.4:6).    Судя по этому библейскому учению, «Церковь на земле есть во все времена продолжающий жить Христос», учащий нас жить и действовать любовию и Собою нас осиявающий в Отчем Духе. Его силою и по Его образу преображается в церковных недрах всякий христианин без исчезания собственной личности, но с сознательным и свободным предаванием себя «Христову вседействию». И Христос вседействует в душе по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия. Выходит, будто душа сама действует, тогда как « " не без Него делает» (Ин.15:5), ибо без Него таких дел никто и делать не может». Божественно наполняя Собою весь мир, Господь Спаситель Своим вездесущием неотлучен ни от какого места вселенной. Потому христиане по вере в Его соприсутствие и вследствие получения от Него явно ощущаемой благодати Святого Духа говорят с Ним молитвенно как с неизменно живым. Он — «Восток востоков», или богоозаренных благодатию человеческих природ. Его сокрытие из сердца вследствие какого-либо греха сразу заметно христианину, и тот делает все зависящее, чтобы возвратить в дом своей души Источника благодати и любви, если только не вознерадит о спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Теперь пришла очередь людей. Теперь Господь приходит, чтобы судить и нас, которым явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога ( Тит.3:4 ). Но теперь уже человеколюбие уступает место справедливому суду и окончательному приговору. В конце концов, Бог предупреждал нас об этом событии через пророка Исаию. Он сказал: «Я видел воровство стяжателя; Я слышал непрестанное суесловие болтуна; Я видел нож убийцы и несправедливого судью; Я наблюдал нечистоту безнравственного; Я терпел возношение гордого; Я видел множество беззаконий; но Я хранил молчание. Как роженица с великим терпением переносит родовые схватки, так сдерживал Себя и Я. Хотя Я испытал сильную и тяжкую боль (Бог говорит здесь, конечно, как человек) от заблуждения и развращения людей, но Я все же вынес ее, Я проявил огромное терпение. Теперь пришло время говорить. Теперь Я зло искореню и иссушу одновременно. Теперь Я сделаю тайное явным, сокрушу гордость и возношение, открою и рассмотрю скрытое!» ( Ис.42:14  и след., в пересказе). О, какой ужасный тогда будет час и день! День скорби и наказания и посрамления – день сей ( 4Цар.19:3 ). Горе всем, кто своей нераскаянностью навлек на себя сокровища гнева в этот великий день гнева Агнца Христа ( Рим.1:18 ; Откр.6:16–17 ). Судия потребует ответа от всех людей; Он будет вершить Суд справедливый и нелицеприятный. И воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). Тогда пред Ним откроются все тайные дела человеков ( Рим.2:16 ), ибо нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет ( Евр.4:13 ). Он бросит яркий свет на скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Он будет судить тайные дела человеков ( Рим.2:16 ). Он потребует ответа не только за большие грехи, но и за всякое праздное слово , то есть лишнее, бесполезное, что мы сказали ( Мф.12:36 ), Он потребует ответа и за все пренебрежения нашими обязанностями, также как и за все дары, дарованные каждому из нас Его благодатью. Священное Писание, чтобы изобразить скрупулезность, с которой будет происходить Суд, говорит о книгах, что тогда откроются.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Восстань, Боже, суди землю! Рассуди между ней и человеком! Некогда она возопила кровию убитого праведника и привлекла отомстительный суд на братоубийцу ( Быт.4:10 ). Кровь кропления, лучше глаголющая, нежели Авелева, вопиет теперь от земли к Престолу Божию. Но о чем глаголет эта бесценная Кровь? Об отмщении ли человеку, пролившему ее в недро земное? Дивное таинство домостроения Божия! Она говорит — совсем напротив — об избавлении человека ( Еф.1:1 . Кол.1:14 ), об оставлении его прегрешений ( Рим.3:25 . Еф.1:7 . Евр.9:15 ), об очищении его ( Ин.1:7 . Рим 3, 35 . Евр.9:14 ), о показании правды Божией в нынешнее время, да явится Он (то есть Бог) праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ( Рим.3:26 ), о его оправдании и спасении от гнева ( Рим.5:9 ), о преумножении в нем благодати ( Еф.1:7, 8 ), о приближении его к Богу ( Еф.2:13 ), о примирении земного с небесным ( Кол.1:20 )… Таков вопль Божественной Крови! Можно предугадывать, какой суд изречет над землей, принявшей эту ходатаицу человека, Человеколюбец. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и > буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иерем. 31; 31, 33–34, 37). Вот какой суд Бог произносит на жалобу земли. Восстань, Боже, суди землю! И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой ( Быт.2:7 ), по образу Божию (1, 27). Земля, таким образом, получила высокую честь носить на себе живой образ неописанного Бога, в человеке из неразумного бытия возвысилась до богоподобия. Человек создан обладать землей, господствовать над ней. Он ее царь, ее пророк, ее первосвященник, ходатай перед Богом, представитель в Царстве Божием, ее слава, честь, сила, жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

13. 27. 163. Ин. 12. 6. 164.  Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? (Деян. 5. 3.) 165.  …во мгновение времени (Лк. 4. 5). 166. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 167. Иов., гл. 1 и 2. 168. Лк. 13. 10–16. 169. Слово 38. 170.  …не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24. 32.) 171.  …от Бога ли они (1 Ин. 4. 1). 172. Ответ на вопрос 59. 173.  …волки хищные (Мф. 7. 15). 174.  …обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 175.  По плодам их узнаете их (Мф. 7. 15, 16). 176. Ответ на вопрос 21. 177. 2 Кор. 9. 14. 178.  Плод же духа: любовь, радость, мир (Гал. 5. 22). 179. Слово 4, гл. 13. 180. Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 181.  Вкусите, и увидите (Пс. 33. 9). 182. О духовном ощущении, смотри Беседу 8 преподобного Макария Великого и 1 Слово преподобного Симеона Нового Богослова. 183.  твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5. 14). 184. Преподобного Кассиана Римлянина Слово о Рассуждении, Добротолюбие. Ч. 4. 185.  Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5. 16). 186. Кол. 1. 28, 29. 187. Алфавитный патерик. 188. Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум. 189. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 33. 190. Предисловие к уставу. 191. Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия. Житие и писания его изданы Оптиною Пустынею в 1847 году. 192.  …надежда не постыжает (Рим. 5. 5). 193. Алфавитный патерик, в житии преподобного Иоанна Колова. 194. Так же, в житии Антония Великого. 195.  Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36). 196.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 197.  Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс 118.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Здесь сначала говорится о благодати творения, затем о мистическом создании «новой твари» (ср. Гал.6:15 ) и, наконец, о добрых делах, о плодах, которые «новая тварь» приносит потому, что имеет веру, действующую любовью (ср. Гал.5:6 ). Любовь есть результат облагодатствования, ибо онтологически божественна (ср. 1Ин.4:6 ). 58 В другом месте ( Рим.5:1–10 ) ап. Павел тоже проводит различие между объективной благодатью, к которой мы теперь «через Господа нашего Иисуса Христа… верою получили доступ» и «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). И тут же опять (в полном соответствии с 1Ин.4:13, 16 ) говорится, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Приведем еще одно место из посланий того же Апостола: «Получая оправдание даром, по благодати Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время» ( Рим.3:24–26 ). Из этого весьма глубокого и богатого мыслями текста для нас сейчас особенно важно подтверждение, что спасение достается «даром». В данном случае, говоря точнее, речь идет не об окончательном спасении, которое надо совершать «в страхе и трепете» ( Флп.2:11 ), а об оправдании, т. е. о «прощении грехов, соделанных прежде», т. е. до того, как человек уверовал. По общему consensus Ecclesiae (согласию церкви – Прим. сост.) это оправдание дается в акте возрождения водой и духом ( Ин.3:5 ), т. е. в крещении. Это оправдание дается «даром», т. е. является одним из частных видов благодати. Наконец, в шестой главе того же послания ап. Павел, обобщая все виды субъективной благодати под наименованием «жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (что, как мы видели, синонимично спасению), называет ее «даром Божиим» ( Рим.6:23 ). Пониманию субъективной благодати как дара вполне соответствует проходящее красной нитью через все творения древних подвижников требование к христианству не приписывать себе ничего доброго, а всякое доброе дело, слово и даже побуждение рассматривать как действие Божие, или, что то же самое, как действие благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

8. Непостижимость пути и Промысла Божия (11:33 – 36) Отношение к властям 1. Христианин должен быть законопослушным Власть – божественное установление, нет власти не от Бога» (13:1) «....Апостол употребил не предлог π (от), а предлог π (под). Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия ( Рим. 13:4 ). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей, апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога, как своего господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей» ( Рим. 13:5 ) (см.: Архим. Ианнуарий (Ивлиев) . Церковь Христова в посланиях апостола Павла Православное учение о Церкви. Богословская конференция Русской Православной Церкви. М., 2003. С. 33) 2. Начальник поставлен наказывать делающих злое и поощрять делающих доброе III. Практические наставления. Вопрос о «немощных в вере» (13:8 – 15) 1. «Любовь есть исполнение закона» (13:10) а) немощного в вере принимайте без споров о мнениях (14:1) б) вопрос о пище не принципиальный вопрос, не относящийся напрямую к спасению. «Царствие Божие не пиша и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (14:9) в) в таких вопросах следует уступать немощным. Чтобы не подавать соблазна, следует пойти на жертвы, «лучше не есть мяса, не пить вина и не (делать) ничего (такого), отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (14:21) (ср.: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» – 1Кор. 8:13 ) 2. Уступая немощным, человек подражает Христу. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (15:1 – 3). (ср. Гал. 6:1 – 2 ) Стихи для узнавания Рим. 1:16 – 18 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что (оно) есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, (потом) и Еллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4, 13). Так что уже «Дух Божий живет в нас» (ср.: Рим. 8, 9; 1 Кор. 3, 16). «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9–10), а плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот оно, достигшее земли Царствие Божие. «Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Праведность не от закона, а от Духа; мир не такой, какой мир дает; радость не от пищи и от пития, не та, которою утешаются люди мира сего. Праведность и мир и радость в Духе Святом — это жизнь в Духе Святом. Поэтому, чтобы войти в нее, недостаточно родиться обычным рождением плотским, а нужно родиться свыше от воды и Духа — от Бога. Нужно освободиться Духом Святым от диавола и проходить под руководством Духа путь покаяния, самоотвержения и любви, дабы, «как грех царствовал (а грехом диавол. — С. М.) … так и благодать воцарилась… Иисусом Христом» (Рим. 5, 21). Тем, кто идут верой и любовью, открывается «свободный вход в вечное Царство Господа нашего… Иисуса Христа» (2 Пет. 1, И). Он — Глава этого Царства не от мира сего и связан с сынами этого Царства, как лоза с ветвями, на–пояя их Своею жизнью, как глава с членами тела, сообщая им Свой Дух (в крещении, покаянии, приобщении, через молитву, проповедь, исцеление), питает их Своей Плотью и Кровью. Без Него, без общения с Ним, ветви — члены — не могут творить ничего подлинно ценного, доброго, созидать Царствие Божие в себе и в других. Апостол Павел подробнее остальных Апостолов говорит об устроении этого Царствия наподобие тела, где верующие — члены: Христос поставляет для созидания этого тела «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению (к устроению, приготовлению. — С. М.) святых (истинных членов этого Царствия. — С. М.) на дело служения, для созидания тела Христова» — его Церкви, Его Царствия (Еф. 4, 11–12). Через Церковь Христос возглавляет человечество, обожает его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

6 . Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов только, каково было Иоанново крещение; но оно есть и благодать усыновления. Поскольку вы подлинно знаете, что оно есть как оставление грехов и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение. Ибо для этого и Павел, недавно вопия, говорил: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим.6:3–4 ). Это говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей в подобии. 7 . Поэтому, чтобы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего спасения претерпел, самой истиной, а не привидением, и что мы бываем общниками Его страдания, Павел вопиял со всякой известностью: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Изрядно же сие слово, соединены; ибо как здесь 1 насадился виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались ему сообразными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова апостола. Ибо не сказал: как мы соединены с Ним смертью Его, но: подобием смерти. Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от тела, и истинное погребение, потому что чистой плащаницей повито было Его святое тело (см. Мф.27:59 ), и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий, а спасения не подобие, но истина. 8 . Уразумевши это, сохраняйте в памяти, молю вас, да и я, недостойный, скажу о вас: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Силен же есть Бог , Который представил вас Богу, как оживших из мертвых ( Рим.6:13 ), дать вам, ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ), ибо Тому слава и держава, ныне и вовеки. Аминь. Тайноводственное поучение третье [О Миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от места: И вы помазание имате от Бога и весте вся (ср. 1Ин.2:20 ) – до места: и не посрамимся от Него в пришествии Его ( 1Ин.2:28 ).]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» (Пс.95:1-4), «И величию его нет конца» (Пс.144:3). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» (Лк.15:7). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того — милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» (Мих.7:18-19). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-4). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13:11-12). «Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» (Рим.5:2), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» (Рим.6:22). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского (Пс.123:6-7). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» (Пс.9:7-8), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, — новые люди христиане, избранные Богом».    В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010