Советую употребить против этой страсти духовное лекарство: подробно исповедуйтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Христовых Таин. Читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска. Опять нападет — и опять читайте Евангелие. Или кладите по тридцать три больших поклона в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы. Этот же совет полезен в борьбе и со всякой другой дурной привычкой». 131 Иисусу Христу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю, полное предание себя воле Божией, размышления о Страшном Суде Божием, исповедь и Причащение — лучшее средство для изгнания всякой мысли об этом грехе. Кроме того, не допускай диаволу войти в сердце через служение плоти и миру, бегай соблазнов и чаще посещай храм Божий. Не покушался ли на самоубийство? Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, излишними трудами и заботами? Деятелен ли ты или небрежен в деле своего спасения? Самоубийство — величайшее преступление против Бога, ибо жизнь есть дар Бога, Который один может отнять ее; против ближних, ибо человек родится и живет не для себя одного, но и для ближних. Мы, многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5; см. 1 Кор. 12, 19—30): страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26). А самоубийца причиняет страшное горе родителям, детям и является неблагодарным и отечеству, которое вправе от него потребовать службы и полезной деятельности. Это также грех против самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Помни, что мысли о самоубийстве внушает нам диавол — исконный враг нашего спасения. Посему знай, кто враг твой. Молитвы к Господу Как может душа вознестись к небесам, если она в течение всей жизни пренебрегала всеми средствами, чтобы освободиться от мира и от своих страстей? Откуда у нее могли явиться небесные способности, если она не развивала их здесь, на земле? Откуда, в самом деле, могло развиться в ней малейшее духовное видение, если она здесь оставалась чуждой всего духовного и ни в чем не проявляла этой духовности? Если всякий порыв души к Богу заглушался, всякий дар религиозной любви и веры упорно пренебрегался и отрицался, то откуда могла развиться способность находить утешение в том, что нам даруют Бог и небо?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Угодить Богу, исполнить закон может только любящее сердце (Рим 13:10), без которого все наши рассуждения окажутся бесплодными и ожидания наши будут посрамлены; как говорит Иов, “когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма” (Иов 30:26). Не может человек, уповая на собственный разум, помочь бессильному, поддержать немощного, подать совет мудрому и вникнуть до конца в суть дела (Иов 26:2–3). Правда такого человека пред лицем Бога окажется неправдой, если стремление настоять на своем затмевает разум человека настолько, что он уже не видит, кто перед ним, не спешит разделить с другом его скорби, покрывая возможные прегрешения любовью, а выискивает несуществующие грехи только для того, чтобы доказать свою правоту, — в таком человеке нет духа Божия. Потому и спрашивает Иов друга после его обличительной речи, преисполненной кажущейся правды: “Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?” (Иов 26:4), — ибо любовь плачет с плачущим и радуется с радующимся. Ведь все, что говорят друзья Иова, известно и ему. “Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! — с горькой иронией отвечает Иов друзьям. — И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?” (Иов 12:2–3), поэтому и напоминания друзей подобны пеплу (Иов 13:12). Не в поучениях нуждается измученное сердце Иова, а в милости, жалости и сострадании; даже если бы Иов был и неправ, по закону любви неправду его должны были бы покрыть друзья его, ибо любовь “все покрывает” и “все переносит” (1 Кор 13: 7). Только сострадание право, любые кажущиеся справедливыми высказывания, любые объяснения рассыпаются в прах пред страданиями других, и никогда невозможно понять их причину, или, как говорит Иов, найти “корень зла” (Иов 19:28), ибо что может понять человек, как может исследовать бездну, если для него не отворялись еще “врата смерти” (Иов 38:16–17), если он может наблюдать лишь “седьмой день”, а тайны “восьмого дня” сокрыты перед ним, а если и видимы, то “как сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор 13:12).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Среди даров, которые споспешествуют внешней организации общества мы находим указание на способность к служению общества – διακονα ( Рим.12:7 ), проявление которой состоит в заступлении ( 1Кор.12:28 ), особенно в «благотворении и милостыни» Рим.12:8 . Затем, наконец, еще указанием κυβρνησις Кор.12:28 – дар руководствования обществом, правлении 19 . Под этими последними дарами должны мы понимать особенно мощную, божественной силою сообщенную, способность проникать в потребности общества и затем, служа ли или руководя, удовлетворять их. Рассказ кн. Деян. Апост. об Анании и Сапфире (гл. 5, ст. 1 и. след.), где Ап. Петр чудесным образом проникает в вещи, относящиеся к общественному благу, дает вам пример этого рода дарований – здесь специально κυβρνησις. Несмотря на то, что Бог богато изливает «на своих» Св. Духа ( Тит.3:6 ), цель полного спасения и исцеления от вредоносного греха здесь на земле ни в ком не достигается. На земле все только развивается, так что сам Ап. Павел должен был жаловаться в Флп.3:12 : «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я». И развитие идет всегда путем борьбы. Борьба между принципом движения вперед и назад в развитии человека ( Гал.5:17 : «плоть желает противного духу, а дух противного плоти») в земной жизни не прекращается. Беспрепятственного движения вперед и постоянного сохранения себя в развитии в добрую сторону желает Апостол и своим читателям 1Сол.5:23 : «сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Раз наступило совершенство, то прекратилась борьба между двумя противоположными принципами. Существо человека следует теперь вполне и всецело духовному закону и, насколько первоначальное существо человека есть дух, настолько он уже следует теперь своему собственному закону. Но что соответствует закону своего собственного существа, то свободно; настолько находится тогда человек в состоянии высочайшей свободы, «свободы славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Т. о., в НЗ, как и в ВЗ, понятие «З.» относится не только к тому, что не отвечает этическим или религ. нормам, но также и вообще ко всем вредным, опасным или просто тягостным и неприятным явлениям. Наиболее очевидно З. проявляется в поступках человека. Поэтому для богословия проблема З. имеет прежде всего этическое значение, что в НЗ выражается в антропологических терминах: в качестве источника З. в человеке указываются различные стороны его природы. Причиной злодеяний, напр., является сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 12. 34-35; 15. 19); «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр 3. 12). «Худое (πονηρς) око», искаженный взгляд на мир, погружает во тьму всего человека: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф 6. 23). Неистребимым З. в человеке является его язык: «...язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак 3. 8). Так же З. в человеке может быть связано с его мыслями (ср.: Иак 2. 4), совестью (ср.: Евр 10. 22), страстями (ср.: 1 Тим 6. 10). Действительность З. в этом мире очевидна: «настоящий век» зол (Гал 1. 4), мир «лежит во зле» (1 Ин 5. 19). Но Бог не искушает человека З. (ср.: Иак 3. 13), а спасает от него (ср.: 2 Фес 3. 3; 2 Тим 4. 18). «Князем» и «богом» мира является сатана (Ин 16. 11; 2 Кор 4. 4; ср.: Мф 13. 19), обладающий силой принуждать людей к З. (ср.: Еф 4. 27; 1 Тим 3. 7; 2 Тим 2. 26). Но Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого (πονηρο) века» (Гал 1. 4). Поэтому власть З. ограниченна: «князь мира» будет изгнан (Ин 12. 31) и уже осужден (Ин 16. 11), а человек может быть «добрым и правдивым» (Лк 23. 50) и «хранить себя» так, чтобы З. не прикасалось к нему (1 Ин 5. 18). Поэтому ап. Павел говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3. 12) и в то же время призывает: «Делай добро...» (Рим 13. 3), подчеркивая тем самым не только силу власти З. над человеком, но и обязанность человека постоянно противостоять З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Идеалы свободного мира - правовое государство и бизнес-успех. По Шмеману этими же идеалами живет и Церковь. То есть, она служит не Богу, а мамоне (Мф. 6, 24). Но мне кажется, что Шмеман несколько сгустил краски. И в России Церковь облепили как короста себялюбцы, которые заявляют громко о себе, и поэтому кажется, что они-то и есть Церковь. А внутри Церковь жива, полна «тайными среди мира рабами Божиими»; она их массами - поколение за поколением - вводит в Царство Небесное. Их не видно и не слышно. Только иногда обстоятельства высвечивают их, как высветили они воина-мученика Евгения Родионова. Но если Шмеман прав в своем описании американского православия - это действительно страшно, это губительно. Во втором параграфе своего доклада Шмеман говорит: что у русских приходов в Америке «кроме религиозной, была еще и естественная база этническая, национальная, языковая... Но теперь этот иммигрантский период быстро приходит к концу» (с.56). Шмеман забывает, что русский народ несет в себе нравственные начала, которые даны в Священном Писании. Во-первых, нестяжательность. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться, впадают...в бедствие и погибель. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 8-10). Госпожа Старовойтова когда-то говорила, что рыночные отношения в России не устанавливаются из-за Православия. Во-вторых, нелюбовь в судам. «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 10). - «Как смеет кто у вас...судиться у нечестивых?» (1 Кор. 6, 1). Затем терпение. «Для чего бы вам не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 7). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Потом смирение. «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16). - «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5, 5). И, наконец, самопожертвование. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 4). - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Это последнее Евангельское требование великий полководец Суворов выразил своими словами: «Сам погибай, а товарища выручай». И до сих пор - и в Афганистане, и в Чечне - русские воины показали верность этому его завету.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Эта возможность обусловлена тем, что «нет ничего в себе самом нечистого» (Рим 14. 14), вся скверна происходит из области мысли, зараженной духовной смертью (отпадением от Бога, замкнутостью на себе). В последние времена, предупреждает апостол, явятся лжеучители, «запрещающие вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1 Тим 4. 3). Как видно, ложность их учения будет заключаться в том, что самой плоти они припишут силу губить или спасать. Вместо этого П. говорит о смене перспективы: «...имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор 7. 29-31). Когда эта смена совершится, регулирующим принципом жизни останется одна любовь. Отсюда понятно, почему П. много пишет о любви в браке, но не о любви как о причине брака: истинная любовь обнаруживается все больше по мере продвижения к цели христианской жизни. В связи с учением о жизни как о подвиге «корнем всех зол» апостол называет сребролюбие (1 Тим 6. 10), приравнивая «любостяжание лишнего» к служению идолам (Кол 3. 5), т. е. к вероотступничеству. Такие тяжкие обвинения были бы непонятны, если бы в этих грехах не просматривалась преднамеренная попытка отсрочить гибель помыслов плоти, создав для них благоприятную среду в виде надежды на имущество, а не на Бога. Т. о. апостол фактически дает истолкование словам Иисуса Христа о служении богатству как о служении языческому божеству (ср.: Мф 6. 24). Существенно, что не только употребление богатства на греховные удовольствия, но и само стремление к нему признаётся грехом. «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши» (2 Кор 12. 15),- пишет П. ученикам, подавая пример служения ближним. Тем, кто уже богаты, он заповедует «общительность», т. е. распределение доходов между братьями (ср.: 1 Тим 6. 17-19). Первое Послание к Коринфянам. Апостол. XV в. (РГБ. Ф. 173.1. 4. Л. 163 об.— 164) Первое Послание к Коринфянам.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Вера - это сущностная возможность человека, поэтому ее существование необходимо и универсально» (Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 215). Постижение В. Христ. религию иногда называют христ. В., что показывает особую значимость В. в жизни как отдельного человека, так и всей Церкви. Подлинная жизнь христианина в сущности и начинается с В., в к-рой происходит его встреча с Богом. В.- живая реальность; она не сводится к акту принятия того, что почти не поддается доказательству и поэтому переходит в область В. Акт В.- особый целостный акт, в к-ром личность находит свое наиболее полное выражение. В., как и религия (от лат. religaro - связывать), соединяет человека с Богом, преодолевая то разделение, к-рое было вызвано грехом. После грехопадения человеку приходится руководствоваться в своей жизни «верою, а не видением» (2 Кор 5. 7), т. к. «видение» для грешника оказывается затемненным,- «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор 13. 12). Созерцание «лицом к лицу» в этой жизни недоступно; оно откроется лишь в эсхатологической перспективе. Именно поэтому блаженными для Христа становятся «невидевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29); тот, кто уверует в Него, «имеет жизнь вечную» (Ин 6. 47); верующий в Него, «если и умрет, оживет» (Ин 11. 25). Моисей изводит воду из скалы в Хориве. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Моисей изводит воду из скалы в Хориве. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Свое основание В. находит в Божественном образе, заключенном в человеке. Хотя побудительные начала к В. имеются и в окружающем мире, ибо «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18. 2), на основании чего ап. Павел настойчиво призывает язычников искать в нем Бога, «ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим 1. 19-20), однако В., обеспечивающая онтологическую, а не психологическую или чувственно-рассудочную связь, способна выполнять свою основную функцию только в том случае, если связуемые ею реальности подобны друг другу.

http://pravenc.ru/text/150359.html

Так божественный Апостол и собрание святых нарёк «церковию первородных» (Евр. 12:23) не потому, что все они по естеству первые разрешили болезни рождения матерей, но потому, что, так как первородным по закону определяется большая некая честь, Апостол сим названием выразил их досточтимость. А что Единородный не брат твари, но Творец, сие дают видеть и последующие слова. Кол.1:16.   Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. «Яко Тем создана быша всяческая» . Что же именно? «Яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая» . Поелику же и на небе иное видимо, например солнце, луна и звезды, то Апостол яснее показывает, что называет он небесным, и видимым, и невидимым. Потом, так как видимое для всех известно и от божественного Моисея все мы дознали, что творец сего есть Бог, Апостол, оставляя сие, перечисляет невидимое. «Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» . Под именем «престолов» , думаю, Апостол разумеет Херувимов, потому что на них поставленным Божий престол видел пророк Иезекииль (Иез. 10:1). «А господствиями, началами» и «властями» называет тех, которым вверено попечение о народах. Ибо Михаил начальствовал над иудеями, и блаженный Даниил именует князя персидского и князя эллинского. И словами «всяческая Тем создашася» Апостол означает первоначальное творение; словом же о «Нем» указывает на Его действенность по вочеловечении. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5:17), и еще: «возглавити всяческая о Христе» (Еф. 1:10); и у Пророка: «будет небо ново и земля нова» (Ис. 65:17); и: «древняя мымоидоша, се, быша вся нова» (2 Кор. 5:17; Ис. 43:18—19). А мы уповаем, что совершится сия перемена; ибо и «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:21). А что здесь имя «перворожден» имеет значение первенства, сие дают нам видеть последующие слова. Кол.1:17.   И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (Ин. 3:2). А от их числа отлучатся грешники, и явится их внутренняя гнусность в позор всему миру. Этот случай и рассуждение учит тебя, христианин, испытать себя и рассмотреть совесть свою, не находишься ли и ты в таком бедном и плачевном состоянии. И если приметишь, не медли возвратиться к Небесному Отцу, по подобию блудного сына, и молись к Нему со смирением: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15:18-19). Он, будучи милосерден, готов принять тебя и обнять святейшими объятьями любви Своей. И так радость будет на небесах и о тебе, кающемся. CXXV. Видишь, что отец, желая обратить сына своего непостоянного к честной и постоянной жизни, увещевает его и говорит ему: «Тебе ли имение мое, потом и трудами моими собранное, расточать с пьяницами и блудницами?» И таких случаев немало бывает на свете. От этого случая рассуди о душевном имении, данном всякому христианину в крещении, то есть о благодати, правде, освящении, усыновлении, наследии вечной жизни. И от плотского отца обрати ум свой ко Христу, Который есть Отец вечный верным Своим (Ис. 9:6), и вспомни, что Он говорит в Евангелии Своем: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). Христос изволил Своим на земле житием, терпением, страданием и смертью заслужить нам, грешным и отверженным, у Небесного Своего Отца милость, отпущение грехов, оправдание, освящение и избавление, как апостол учит: Христос Иисус сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30). И это неоцененное сокровище подается верой всякому крещающемуся: тогда человек удостаивается этих небесных дарований по милости Божией, без всяких своих заслуг. Как честный и богатый человек, желая иметь наследника имений своих, принимает со стороны бедного в сыновья себе и делает его по своей милости наследником своим, так Бог, будучи богат в милости и щедротах, человека, который хитростью дьявольской и своею волей отторгнулся от Него и бедным, нищим, убогим и окаянным сделался, благодатью Единородного Своего Сына Иисуса Христа принимает к Себе и Духом Своим Святым омывает от скверн греховных, освящает и оправдывает его (1 Кор. 6:11), делает сыном Своим и наследником Своим, сонаследником же Христу (Рим. 8:16-17). Но когда человек, забыв великую эту благодать, обращается ко греху, как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:22), и расточает неоцененное то небесное сокровище, как блудный сын (Лк. 15:13-14), то этим безмерно огорчает Христа и себя губит. Слышит от Него в совести своей и Святом Писании подобный этому глас:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И Господь, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они «постоянно пребывали... в преломлении хлеба» (Деян. 2: 42), то есть совершая Евхаристию. Протестанты скажут мне: да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых. И в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). И «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф. 1:22-23). Для апостола все это было реальностью — и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой. И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например, я три года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли (1922-2016). Это китайский православный священник, которому тогда было 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским (1896-1966). А святой Иоанн Шанхайский, в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским (1829-1908). И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010