Пророк уподобляет Бога сильному мужу (герою), который будет воевать с врагами своими (бл. Иероним), чтобы совершенно поразить и уничтожить их. Такое же уподобление встречается и в другом месте (см. Ис. 63:1–6 ). б) Поражены они будут за то, что злоупотребляли долготерпением Божиим в отношении к ним. «Я прежде молчал (речь идет от лица Самого Бога), но ужели и впредь все (всегда) буду молчать и терпеть! Я прежде терпел подобно родильнице, а теперь буду истреблять и иссушать (14 ст.): опустошу горы и холмы, всякую траву иссушу, реки превращу в острова и луга иссушу» (15 ст.). Бог долгое время был оскорбляем врагами Своими, язычниками, которые Божескую честь воздавали вместо Творца тварям Его и даже изделиям своих рук, и по бесконечному милосердию и долготерпению Своему не наказывал их за это со всею строгостью Своего правосудия, как бы молчал и терпел до времени, ожидая их раскаяния и исправления. Теперь пророк от имени Божия предостерегает их, что это долготерпение Божие будет иметь конец: настанет время, когда Бог уже не потерпит более того, чтобы подобающая Ему честь воздавалась тварям и принадлежащие Ему Божеские свойства (добродетели – ср. 8–12 ст.) усвоялись истуканам (ср. 8 ст.); короче – идолопоклонство, терпимое теперь, со временем, осуждено будет на истребление. Этот суд Божий над язычеством начал совершаться со времени пришествия в мир Христа Спасителя, совершается теперь и окончательно завершится тогда, когда все язычники полностью войдут в церковь Христову ( Рим. 11:25 ). Этот Суд Божий ожидает, по учению св. апостола Павла, не одних только язычников, но также и иудеев и даже последних прежде, чем язычников ( Рим. 2:9 ). Язычников этот суд ожидает за то, что они, имея возможность познать Истинного Бога из рассматривания природы, «не прославили Его, как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное сердце их, и славу нетленного Бога они изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. И заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» ( Рим. 1:19–23, 25 ). Иудеи же подпадут этому суду Божию за то, что «они, имея откровенный закон, зная из него волю Божию лучше язычников и считая себя учителями последних, уча других, не учатся тому же сами, хвалятся законом, а между тем преступлением закона бесчестят Бога» ( Рим. 2:18–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально ( Гал.5:24 ). Если апостол с укором относится к нему здесь, то, конечно, потому, что оно, кроме уродливого вида, в каком являлось, и по направлению и духу своему было дурно и было соединено с какими либо суевериями... И манихеи не благоволили к телу, потому что считали его произведением не Божиим и в самой природе его видели зло. Непощадение тела в этом и подобном этому духе не может быть допустимо». 593 6) Если поститься должно, то пусть сам христианин и избирает для себя время, когда находит нужным: «мы дети не рабы, но свободной». «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос» ( Гал.4:31; 5:1 и др.). Православная Церковь не возбраняет своим чадам, когда они признают нужным, поститься и в другие дни, сверх установленных ею постов. Она не находит возможным предоставить своим членам полной свободы в отношении поста, потому что христиане, вследствие греховной природы, легко злоупотребляют своей свободой ( Гал.5:13 ; Лк.15:12–16 ; Рим 13:14 ) и не всегда могут определить свое нравственное состояние и время, когда для них необходим пост. Помня наставление апостола: «только все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ), – Церковь определила дни и сроки постов, обязательные для всех ее членов, что ведет к единомыслию (их) между собою ( Рим.15:5–6 ; 1Кор.1:10 ; Еф.4:3 ), заповеданному апостолом. Свобода, о которой говорится в Слове Божием, не есть своеволие, как думают сектанты, а свобода от закона Моисеева ( Гал.4:31; 5:1 и др.), от рабства греху ( 1Пет.2:16 ; Рим.6:17–22 ). Христианин, освободившись от греха и от ига рабства закону, становится рабом праведности ( Рим.6:18 ), рабом Богу ( Рим.6:22 ). «Свободою называет апостол, – говорит блаженный Феодорит , – житие вне закона, а игом рабства жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы, ни мы?» 594 ( Деян.15:10 ). «Христос освободил нас, – учит святой Иоанн Златоуст , – от ига рабства и предоставил нам свободу... не для того, чтобы мы употребляли эту свободу на зло, но чтобы пользовались ею, как средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости». 595 7) Пост вреден для здоровья. Прародителям Бог назначил ( Быт.1:29 ) пищу растительную, которою питались люди до потопа, а после него дозволил им есть и мясо животных ( Быт.9:3 ). Долголетие первобытных людей ( Быт.5 гл.) и свидетельства опыта убеждают в том, что растительная пища не вредит здоровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Следовательно, совершенно правильно мы заключаем, что об едином по числу и по существу Боге говорится в следующих выражениях Писания: «Когда взираю я» на «небеса Твои, дело Твоих перстов» ( Пс. 8:4 ) и в этом: «Живущий на небесах» ( Пс. 2:4 ). «Престол Его на небесах» ( Пс. 10:4 ; Пс. 102:19 ), песнословит о Нем Дух Святой. А Господь и Сам говорит в молитве: «Отче наш, сущий на небесах (Мф». 6, 9) Небо же есть собственность Того, кто мир основал. Теперь, следовательно, неопровержимо, что Господь есть Сын Творца мира (Демиурга). Если же теперь признается, что Творец мира по «Божия» преимуществу правосуден, а Господь есть Сын Его (Демиурга), то, следовательно, Господь есть Сын правосудного Бога. Поэтому и Павел говорит: «ныне, независимо от закона, явилась правда» ( Рим. 3:11 ). И опять, чтобы еще более поставить это дело в соотношении с Богом: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» ( Рим. 3:22 ). И в качестве свидетеля истины далее добавляет Он еще: во время «долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим. 3:26 ). А что апостолу тождество понятий «благий» и «правосудный» известно, это открывается из слов его: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7:12 ): один и тот же субъект он характеризует обоим предикатами. Но никто не «благ как только один Бог» ( Мф. 19:17 ). Отцу Его, именно» единому, приписываются многие предикаты. И это Он понять словами: «кто есть Отец», не знает никто «кроме» Сына ( Лк. 10:22 ; Ин. 17:25 ), так что поистине ясным становится, что Бог вселенной один, что Он благ и правосуден, что Он есть творец (Демиург), Сын в Отце, которому слава во веки веков. Аминь. Но и Логосу как Спасителю из заботливости о спасении некоторых не чуждо обращаться к ним с поношениями; потому что это представляет собой одно из спасительных средств Божеского человеколюбия; из него появляется красный цвет стыда и возникает страх перед грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Поэтому невозможно было разумному естеству, добровольно согрешившему и находящемуся под осуждением смерти, самое себя вернуть в свободу, как говорит Апостол: «закон, ослабленный плотию, был бессилен» ( Рим.8:3 ). Посему Сын Божий пришел лично, чтобы естество человеческое восстановить в Своем естестве из нового начала и досточудным рождением. Не разделил Он первоначального состава, но отверг всеянное приложение, как свидетельствует пророк, говоря: «Прежде неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» ( Ис.7:16 ). А если бы безгрешность явилась не в согрешившем естестве, как тогда был бы осужден грех во плоти, если ни плоть не совершила греха самим делом, ни Божество не ведает греха? Почему же Апостол говорит: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 )? Не место описывая, а подразумевая естество, говорит он: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть... так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной одним человеком Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.5:12, 21 ), дабы через то же самое естество, через которое было преспеяние (развитие) греха, свершилось и явление правды и дабы, таким образом, по освобождении человеческого естества от греха разрушены были «дела диавола» и был прославлен Бог». «Как это Христос не спас мир, соделавшись человеком, если очевидно, что в том же естестве, в котором учинен грех, явилось изобилие благодати? Какое же это изобилие благодати? – То, что Слово стало человеком, оставаясь Богом, дабы, став человеком, исповедуемо было Богом, ибо Христос и как человек – Бог: ведь как Бог Он стал человеком и в образе человека спасает верующих. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). Но Бог недоступен умерщвлению и не имеет нужды в воскресении, а Сам воскрешает из мертвых. Посему было необходимо, чтобы и Бог имел нечто, что мог бы принести за нас, в смерти ли то или в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но что может быть яснее сказанного немного позже: «Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра?» ( Рим.7:12 ). Вновь говорят они, что это сказано не о том законе, который дан был иудеям, но о Евангелии. Ибо столь неистребима у манихеев эта слепая превратность. Ведь они не обращают внимание на идущее далее в высшей степени очевидное и ясное: «Итак, неужели доброе сделалось для меня смертью ? Да не будет! Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными» ( Рим.7:13 ), то есть посредством заповеди святой, праведной и доброй, которая, однако, пришла, чтобы умножился грех, то есть чтобы стал он чрезмерным. Объяснение свидетельств, на основании которых может показаться, что закон не добр (§ 17) 17. Тогда почему говорится: «Служение смерти» ( 2Кор 3:7 ), если закон добр? Потому что «грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть». И не удивляйся этому, ведь сказано и о самой Евангельской проповеди : «Ибо мы – Христово благоухание и в спасающихся, и в погибающих; для одних мы запах жизни в жизнь, а для других – запах смерти в смерть» ( 2Кор.2:15–16 ). Ведь закон называется служением смерти в отношении иудеев, для которых он был также и на камне записан, чтобы обозначить их жестокосердие; а не в отношении тех, кто исполняет закон посредством любви. «Ибо исполнение закона – любовь» ( Рим.13:10 ). Ведь тот самый закон, который изображен был в каменных буквах, говорит: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не пожелай» ( Исх.20:13–17 ) и т. д. И этот-то закон, как говорит апостол, исполняется при помощи любви. А говорит он об этом так: «Ибо любящий другого исполнил закон. Ведь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не пожелай и все другие, заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:8–9 ), – поскольку и последнее написано в том же самом законе. А почему «сила греха – закон» ( 1Кор 15:56 ), если закон добр? Потому что грех посредством доброго причинил смерть, так что сделался чрезмерным, то есть от преступления получил большую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Возвещайте в народах славу Его, во всех людях чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален» ( Пс.95:1–4 ), «И величию его нет конца» ( Пс.144:3 ). Какая радость! Не один и не два спасаются. Сказал Господь: «Радость бывает на небе и об одном покаявшемся грешнике» ( Лк.15:7 ). Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк: «Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от грехов ваших». Также и другой пророк сказал: «Кто Бог, как ты, прощающий грехи и не вменяющий преступления..? ибо хотящий того – милостив. Тот обратит и умилосердится над нами... и ввергнет в пучину морскую грехи наши» ( Мих.7:18–19 ). Ибо апостол Павел говорит: «Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть его крестились; итак мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). И еще: «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). «Ныне приблизилось к нам спасение... ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:11–12 ). " Через Него получили мы верою доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим» ( Рим.5:2 ), «Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Вот почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ). Мы же воскликнем к Господу Богу нашему: «Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!.. Сеть расторгнулась, и мы избавились» от обмана дьявольского ( Пс.123:6–7 ). «И исчезла память их с шумом, но Господь пребывает вовек» ( Пс.9:7–8 ), прославляемый русскими сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, – новые люди христиане, избранные Богом». В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Отсюда грех, по талмуду, есть ничто иное, как отдельные действия и поступки, а не свойство природы. Поэтому же за человеком признается безусловная нравственная свобода и способность не грешить. «Одним из краеугольных камней учения Моисея и всех его последователей есть воззрение, что человек обладает неограниченною свободою воли. Против этого принципа как в массе, так и в ученой части народа нашего, нет решительно никаких противников». Так говорить ученый раввин (Море-Невухим ч. III, гл. 17). См. мировоззрение талмудистов, Сост. Фин и Каценелеббоген. Приложения к 1-му тому, стр. 15. Из всего сказанного понятно, почему апостол связывает познание греха чрез закон с заповедью «не пожелай» и с познанием пожелания. «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил; не пожелай» Рим. 7:7 ). 42 При таком понимании приведенных текстов: «где нет закона, там нет преступлений» и «до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона», – устраняется их видимое противоречие о учением об ответственности язычников за личные преступления ( Рим. 2:12–16; 1:32; 2:9 ) и со историческими фактами вменения грехов до явления закона Моисея. Это противоречие стараются примирить тем, что под законом в Рим. 7 . разумеют всякий: и откровенный и естественный закон, а под приходом заповеди или закона вступление его в сознание. При таком понимании, действительно, до закона нет личных преступлений и личного вменения. Однако, при всей своей естественности, это объяснение не может быть принято. Слова: «где нет закона, нет и преступления» сказаны в применении к закону, явившемуся после обетования, данного Аврааму, как видно из контекста и из сравнения: Гал. 3:17–18 : Я говорю то, что завета о Христе – закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование теряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию, но Аврааму Бог доровал оное по обетованию. с Рим. 4:14–15 : Если утверждающиеся на законе суть наследники: то тщетна вера, бездейственно обетование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Но Апостол вполне серьезно говорит, выражаясь, что грех живет во плоти. И при том есть это не только грех моего «я», который он в несколько образной речи приписывает безличному органу «плоти». Скорее он часто выразительно и ясно противопоставляет «грех в плоти» и «его действия» «я» человека. Обращают внимание при этом на классическую 7 главу послания к Римлянам, замечательнейшие, сюда относящиеся места из которой мы приводим. Здесь идет речь о грехе, который в выражениях ст. 25: «плотию закона греха», ст. 24: «от тела смерти сея», ст. 23: «во членах» и особенно ст. 18: «знаю, что не живет во мне, т.-е. в плоти моей, доброе», – ясно обозначается, как «грех» (μαρτα) «живущий во плоти». Теперь говорится в ст. 17: «потому не я делаю то, но живущий во мне грех». Равно также говорится в ст. 20: «если делаю то, чего не хочу, уже не делаю я то, но живущий во мне грех». Точно также говорится в ст. 9, 10: «когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Происходит нечто противоположное человеку – воле и сознанию ст. 15: «ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Также в других случаях Ап. Павел часто говорит о грехе так, как будто он есть духовная сила, живой субъект, личное существо. В Рим.5:21, 6:12 говорится о нем, как о господине, – ему приписывается царствование (βασιλεειν). В Рим.6:13 мы предостерегаемся от отдачи наших членов на службу неправде: «не предавайте членов ваших греху в орудия неправды». Он обольщает человека Рим.7:11 : «грех обольстил меня». В Рим.8:3 говорится, что он подвергается осуждению: «осудил грех во плоти». Правда, некоторые позволяют себе рассматривать эти выражения, с большим или меньшим трудом, как образный род речи, изъясняют их, как поэтические олицетворения, но если мы последуем беспристрастному впечатлению, то мы не можем отделаться от чувства, что под «грехом» не всегда разумеется грех человека, но что часто, даже большею частью мы должны искать субъекта этого греха, – также греха во плоти человека, в «духовном субъекте», отличном от собственного существа человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Апостол Павел свое важнейшее обозначение Церкви как тела Христова использует также для того, чтобы связать смерть и воскресение Иисуса Христа со своим пониманием Церкви как общины верующих во Христа. Согласно Апостолу, физическая смерть Господа Иисуса есть спасительное событие, в котором осуществился Божественный замысел о спасении людей. Для него то, что Бог воскресил Иисуса — оправдание Его соблазнительной для иудеев и безумной для эллинов смерти как истинно мессианской. Церковь верующих в действительности принимает участие в “событии Христа”, через которое она вступает в обетованный Новый спасительный век. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:4). Верующие во Христа и соединяющиеся с Ним примиряются с Богом и друг с другом (2 Кор 5:11–21; Еф 2:11–22). Теперь они ведут христоподобную жизнь, которая характеризуется свободой от греха, от смерти, от закона и от всего того, что отлучает людей от любви Божией (Рим 5–8). Так же, как исторический Иисус был телом, то есть некой целостной единой личностью, так и Церковь — одно Тело в Нем. Соединение в крещении двух тел, верующего и Христа, подчеркивает единство во Христе всей Церкви верующих. Человеческие различия упраздняются. Во исполнение древних пророчеств образуется община равных (Гал 3:26–29). История телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной — Флп 2:8), спасительная правда Божия явилась и открылась в истории (Рим 3:21–26) через смерть и Воскресение Иисуса Христа (Флп 2:9–11). То же самое обещается и эсхатологической Церкви. И ее надежда состоит в том, что благодаря ее вере во Христа Бог в эсхатоне примет и прославит ее. Обязанность Церкви в настоящее время — в “подражание” Христу приносить в жертву ее собственное “тело”. Конкретно это должно выражаться в открытом служении Богу, не сообразуясь (не вступая в конформизм) с текущим социальным порядком. Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим 12:1–2).

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010