Не о том, однако ж, ревную, чтобы, никому другому не принадлежа, вы принадлежали мне; нет, – не мне, а Богу чтоб принадлежали: ревную по вас Божиею ревностью, – тою, какою Бог ревнует по вас, не хотя, чтоб вы увлекались каким-либо суемудрием, а следовали единой истине, Им чрез нас всюду возвещаемой». Св. Златоуст говорит: «Не сказал: ибо люблю вас, но употребил гораздо сильнейшее выражение. Ибо ревнивы души, сильно пламенеющие к любимым ими. И ревность не от чего другого происходит, как от сильного дружества...» «Обручение происходит, когда невеста говорит жениху: отселе я тебе одному принадлежать буду; а жених, еще прежде возлюбивший её, принимает её и себе присвояет. Христос Спаситель все души искупил, возлюбив их прежде, и всё для них приготовил. Затем послал Апостолов – звать души к брачному с Собою союзу. Апостолы ходили по миру и всем благовестили сию радость. Которые души верили и, оставя всё, предавались Господу, тех Апостолы обручали Ему чрез св. крещение и рук возложение (миропомазание)» (там же, 316–317). Брачное соединение Церкви со Христом имеется в виду и в словах: «Разве вы не знаете, братия, – ибо говорю знающим закон, – что закон имеет власть над человеком, пока он жив. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет замуж за другого, называется прелюбодеицею; если же умрёт муж, она свободна от закона и не будет прелюбодеицею, вышедши за другого мужа (ср. 1Кор.7:39 ). Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» ( Рим.7:1–4 ) – στε, δελφο μου, κα μες θανατθητε τ νμ δι το σματος το Χριστο, ες τ γενσθαι μς τρ τ κ νεκρν γερθντι, να καρποφορσωμεν τ θε ( Рим.7:4 ). Тут главными для нас словами являются: ες τ γενσθαι μς τρ, имеющие несомненно значение брачного соединения мужа и жены. Это доказывается прежде всего параллелями: ( γυν) ν γνηται νδρ τρ – если жена выйдет замуж за другого ( Рим.7 :За), (τν γυνν) γενομνην νδρ τρ – жена, вышедшая замуж задругого ( Рим.7 :3б), ες τ γενσθαι μς τρ – чтобы выйти замуж за другого ( Рим.7:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Смысл ответа апостола в том, что благодать Божия не только прощает грехи, то есть оправдывает (не в юридическом, а в онтологическом смысле), но и отторгает людей от возможности грешить, то есть освящает их. После обычного для апостола выражения возмущения («Не быть тому!»), он указывает оппонентам на самое причину их вопроса, которая заключается в полном непонимании вхождения в христианство через крещение, в полном непонимании смысла крещения. Святоотеческие толкования не усматривают в этой диатрибе реального диспута с оппонентами. Скорее мы сталкиваемся здесь с искусным приемом апостола, который он применяет с целью «перехода к изложению обязательства христиан быть святыми». В) Рим. 7:7–13 В ( Рим.7:1–6 ) апостол торжественно провозглашает свободу от Закона, которую принесла искупительная смерть Иисуса Христа. Три основных мысли выражены в этих стихах. Во-первых, мы «благодаря Телу Христа умервщлены для Закона, чтобы принадлежать... Воздвигнутому из мертвых» ( Рим.7:4 ). Во-вторых, живя под Законом («по плоти»), мы приносим плод смерти ( Рим.7:5 ). В-третьих, мы освободились от Закона, чтобы служить Богу в обновленном состоянии, по Духу, а не в ветхом рабстве, по букве ( Рим.7:6 ). Это очень смелые заявления. Для иудея или для иудействующего христианина они могли звучать как соблазны, ибо в них Закон представлен в виде некоего препятствия на пути к бракосочетанию с Мессией и на пути служения Богу. Закон (так могло показаться) провоцирует грех и препятствует вхождению в новую жизнь по Духу. Реакция на такие провоцирующие заявления апостола Павла могла быть (и была) очень резкой. Апостол предвидит это и предупреждает неизбежную дискуссию следующей диатрибой. – Что же нам сказать на это? Что Закон – это грех? – Не бывать этому! Но если бы не Закон, я не знал бы греха, и если бы Закон не говорил: «Не пожелай», я бы и не ведал такого желания. Но этой заповедью воспользовался грех и произвел во мне всяческие желания. Ибо без Закона грех был мертв, а я, в то время без Закона, был жив. Но когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер, Так оказалось, что та заповедь, которая была дана мне для жизни, привела к смерти, ибо этой заповедью воспользовался грех , обманул меня и ею же убил. Так что сам Закон свят, и заповедь свята и добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

     Но в миру это не практиковалось. Поэтому наш народ и стремился в монастыри. Эти старцы глубоко знали свою собственную душу, а потому хорошо разбирались в душах духовных чад своих.      Но у нас, мирских людей, этого опыта не было — ни в семье, ни в школах.      “И чему только нас в школах ни учили, — говорит о. Иоанн Кронштадтский, — одному лишь не учили: как бороться со грехом!”      Теперь становится перед нами вопрос: как же избавиться от грехов?      Прежде всего, прежде нас самих, Сам Господь этого желает: “Не хочу смерти грешника, — говорит Он через пророка, — но чтобы он обратятся и был жив”.      И после изгнания прародителей из рая, Господь дал человеку закон. Назначение его состояло не столько в том, чтобы люди поступали по заповедям его, сколько в том, чтобы они сознавали через него свою греховность и неспособность жить добродетельно. 0н был “пестуном”, или руководителем ко Христу, — как воспитатель ведёт ученика своего, чтобы он был достойным сыном отца своего. Или возьмём другое сравнение: закон был прокурором для еврейского народа, он указывал ему на грехи его и на неспособность его исправиться самому по себе, — для этого нужен был Мессия, Христос, Искупитель, Спаситель, верою в Которого и жил еврейский народ, ожидая Мессии.      Закон обвинял, но не оправдывал. Апостол Павел так говорит про свое, до-христианское состояние: “Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Знаю, что не живет во мне… доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Бедный я человек!” (Рим. 7, 15, 18, 24). Были исключения — но мало. Что касается язычников, от которых даже грешные евреи отвращались, то они совершенно погрязли во грехах (см. Рим. 1, 22—32). Но и они имели два источника добра: “рассматривание творений” (Рим. 1, 20), что приводило их к вере в Бога, и — совесть (Рим. 2, 15). И тем не менее грешили: “все были под грехом” (Рим. 3, 9).      И это обвинительное назначение закона вело человечество к Искупителю Христу, “Которого Бог предложил в Жертву умилостивления в Крови Его чрез веру” (Рим. 3, 25). И Он Своими крестными страданиями искупил нас, грешных, пред Отцом Небесным. Но этого мало: вследствие этой Жертвы Сына Своего Бог Отец послал Духа Святого, отнятого от человека после грехопадения в раю. И теперь, с Духова дня, Он и спасает человечество. Без Христа же и без Духа Святого человек не может спастись! Не может даже пожелать добра! Не может даже увидеть грехов!

http://pravmir.ru/v-grexax-nashix-povinn...

Как отец скорбит о сыне, впадшем в сумасшествие, и чем больше больной оскорбляет и бьет его, тем больше он жалеет и оплакивает его, – так и Павел, по чрезмерности бесовских действий заключая о силе болезни оскорблявших его, располагался к большему о них попечению. Послушай, с какой кротостью, с каким состраданием он говорит нам о тех самых, которые пять раз бичевали его, побивали камнями, связывали, жаждали его крови и ежедневно желали растерзать его: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» ( Рим.10:2 ). И в другом месте, обуздывая тех, которые превозносились над ними, говорит: «Не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим.11:20–21 ). Так как он знал определение Господа, произнесенное против них, то делал все, что было в его власти, – непрестанно плакал о них, скорбел, останавливал желавших нападать на них и по возможности старался найти для них хотя тень извинения. И так как не мог убедить их словом, по упорству их и ожесточению, то обращался к непрестанным молитвам: «Братия! – говорил он, – желание мое ...и молитва к Богу о них 1 во спасение» ( Рим.10:1 ). Напоминал им и о благих надеждах: «Нераскаянна бо,– говорил, – дарования и звание Божие» ( Рим.11:29 ), – чтобы они не отчаялись совершенно и не погибли. Все это было знаком его попечительности и великой к ним горячности, равно как и следующие его слова: «Придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:26 ). Так сильно он мучился и терзался, видя погибающих! Поэтому старался найти себе и много утешений в такой скорби, и говорил: «Придет ...Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова», и еще: «так и они противились вашей милости 2 , чтобы и сами они были помилованы» ( Рим.11:31 ). Так поступал и Иеремия, стараясь и употребляя все силы найти какое-нибудь оправдание грешникам, и говорил: «Беззакония наши свидетельствуют против нас, ...твори с нами ради Тебя 3 « ( Иер.14:7 ), и еще: «что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» ( Иер.10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но в миру это не практиковалось. Поэтому наш народ и стремился в монастыри. Эти старцы глубоко знали свою собственную душу, а потому хорошо разбирались в душах духовных чад своих. Но у нас, мирских людей, этого опыта не было - ни в семье, ни в школах. " И чему только нас в школах ни учили, - говорит о. Иоанн Кронштадтский, - одному лишь не учили: как бороться со грехом! " Теперь становится перед нами вопрос: как же избавиться от грехов? Прежде всего, прежде нас самих, Сам Господь этого желает: " Не хочу смерти грешника, - говорит Он через пророка, - но чтобы он обратятся и был жив " . И после изгнания прародителей из рая, Господь дал человеку закон. Назначение его состояло не столько в том, чтобы люди поступали по заповедям его, сколько в том, чтобы они сознавали через него свою греховность и неспособность жить добродетельно. 0н был " пестуном " , или руководителем ко Христу, - как воспитатель ведёт ученика своего, чтобы он был достойным сыном отца своего. Или возьмём другое сравнение: закон был прокурором для еврейского народа, он указывал ему на грехи его и на неспособность его исправиться самому по себе, - для этого нужен был Мессия, Христос, Искупитель, Спаситель, верою в Которого и жил еврейский народ, ожидая Мессии. Закон обвинял, но не оправдывал. Апостол Павел так говорит про свое, до-христианское состояние: " Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Знаю, что не живет во мне... доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... Бедный я человек! " (Рим. 7, 15, 18, 24). Были исключения - но мало. Что касается язычников, от которых даже грешные евреи отвращались, то они совершенно погрязли во грехах (см. Рим. 1, 22-32). Но и они имели два источника добра: " рассматривание творений " (Рим. 1, 20), что приводило их к вере в Бога, и - совесть (Рим. 2, 15). И тем не менее грешили: " все были под грехом " (Рим. 3, 9). И это обвинительное назначение закона вело человечество к Искупителю Христу, " Которого Бог предложил в Жертву умилостивления в Крови Его чрез веру " (Рим. 3, 25). И Он Своими крестными страданиями искупил нас, грешных, пред Отцом Небесным. Но этого мало: вследствие этой Жертвы Сына Своего Бог Отец послал Духа Святого, отнятого от человека после грехопадения в раю. И теперь, с Духова дня, Он и спасает человечество. Без Христа же и без Духа Святого человек не может спастись! Не может даже пожелать добра! Не может даже увидеть грехов!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

через пророка, – но чтобы он обратятся и был жив”. И после изгнания прародителей из рая, Господь дал человеку закон. Назначение его состояло не столько в том, чтобы люди поступали по заповедям его, сколько в том, чтобы они сознавали через него свою греховность и неспособность жить добродетельно. 0н был “пестуном”, или руководителем ко Христу, – как воспитатель ведёт ученика своего, чтобы он был достойным сыном отца своего. Или возьмём другое сравнение: закон был прокурором для еврейского народа, он указывал ему на грехи его и на неспособность его исправиться самому по себе, – для этого нужен был Мессия, Христос, Искупитель, Спаситель, верою в Которого и жил еврейский народ, ожидая Мессии. Закон обвинял, но не оправдывал. Апостол Павел так говорит про свое, до-христианское состояние: “Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Знаю, что не живет во мне… доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Бедный я человек!” (Рим. 7, 15, 18, 24). Были исключения – но мало. Что касается язычников, от которых даже грешные евреи отвращались, то они совершенно погрязли во грехах (см. Рим. 1, 22—32). Но и они имели два источника добра: “рассматривание творений” (Рим. 1, 20), что приводило их к вере в Бога, и – совесть (Рим. 2, 15). И тем не менее грешили: “все были под грехом” (Рим. 3, 9). И это обвинительное назначение закона вело человечество к Искупителю Христу, “Которого Бог предложил в Жертву умилостивления в Крови Его чрез веру” (Рим. 3, 25). И Он Своими крестными страданиями искупил нас, грешных, пред Отцом Небесным. Но этого мало: вследствие этой Жертвы Сына Своего Бог Отец послал Духа Святого, отнятого от человека после грехопадения в раю. И теперь, с Духова дня, Он и спасает человечество. Без Христа же и без Духа Святого человек не может спастись! Не может даже пожелать добра! Не может даже увидеть грехов! Благодать же Святого Духа преподаётся в Церкви Христовой, особенно в таинствах: крещения,

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

1. Это выражение раскрывает образ обитания Духа в верующем: Дух проникает естество верующего подобно тому, как вода усвояется телом, проникая его все, но не исчезая через смешение с ним; 2. Питие единого Духа выражает также ту мысль, что Дух проник в верующего совне, а не является чем-то природным или естественно свойственным человеческому существу; 3. Необходимость жизни в Духе сравнивается с постоянной потребностью организма в воде; 4. Единство верующих есть единство в одном Духе, обитающем в каждом из них; 5. Вместе с тем мы здесь видим яркую параллель с иоанновской традицией (Ин 4:13–14; 7:37–39, Откр 22:17), в которой Дух обозначается под образом воды живой. Дух сообщает верующему усыновление — ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14); а как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” (Гал 4:6). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” (Рим 8:15). Здесь “дух рабства” — риторическая формула, основанная на параллелизме “Духу усыновления” 72 . В Рим 8:14 Дух снова действует в отношении ко Христу, совершая усыновление, которое естественно Христу, потенциальной реальностью в жизни верующих. Настоящее время в ст. 14 и 16 показывает, что смысл усыновления — это прежде всего настоящая реальность, а не только упование о будущем (Рим 8:23) или воспоминание о прошедшем акте принятия (Рим 8:15) 73 . Действием Духа Святого усыновление становится субъективной действительностью. В Рим 8:23 говорится, что мы имеем начаток Духа, начаток ( — первый плод, приносимый в жертву. В переносном смысле — самое лучшее, самое первое, также начало, основа; имеет и непосредственное значение предварительного жертвоприношения (состоявшее в том, что сжигался пучок волос со лба животного). Начаток подразумевает усилия со стороны самого человека по преумножению данной благодати и принесению плода Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф 5:9, см. также Гал 5:22); так верующие соделываются соучастниками ( Духа Святого (Евр 6:4).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Глава 5 ( Рим.5:1–5 ) «Итак, оправдавшись верою, верою крещения, мир... да имеем к Богу, чрез Господа нашего Иисуса Христа, ибо чрез Него мы возъимели доступ к... благодати сего Евангелия, в коей стоим и хвалимся в надежде славы Его», то есть силою чудес Его. «Но также и в скорбях, ради Него претерпенных, хвалимся,.. зная, что... скорбь производит терпение» в нас, и мы переносим испытания, ибо имеем надежду, которая никогда не смутит нас. И это «потому, что любовь Божия разлита в сердцах наших чрез Духа Святаго», то есть чрез Духа Святого, Которого мы получаем. ( Рим.5:6–7 ) «Ибо,.. когда... мы еще были без добродетели, в последнее время сие, за нечестивых , – которые не были в силах исполнить закон, – Христос... умер,.. ибо едва ли... за праведнаго ...кто умирает». Какая благодарность и от кого может быть воздана тому, кто умер бы за праведника? За праведников и мучеников, может быть, кто решился бы умереть – в надежде получить от Христа награду, по скончании времен. ( Рим.5:8–9 ) Чрез это, более всего «показывает Он любовь... свою в нас», чрез смерть то есть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь, если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас кровью Своею и спасет нас от того гнева, который придет при кончине мира. ( Рим.5:10 ) " Ибо если, когда мы были врагами ради дел наших, примирен с нами Бог чрез смерть... Сына Его» , то не тем ли более, при самом примирении спасет нас чрез «жизнь... Его» ? ( Рим.5:11 ) Также и «по хвала наша да будет в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа» , Который умер за нас и примирил нас с Пославшим Его. ( Рим.5:12 ) Но кроме того, соделал всех людей единым телом, и, говорит, в одном лице Адама грешника, и начал доказывать, что Он есть Адам сравнительно с Адамом . Как первый тот (Адам) посеял греховную нечистоту в чистые тела, и вложена была закваска зла во всю нашу массу (естество), – так Господь наш посеял праведность в тело греха, и закваска Его всю нашу массу (естество) смешала: " как чрез Адама грех вошел,.. и чрез грех... смерть» , так и на всех эта самая смерть распространилась, ибо все, как «предки», так и «потомки» грехом согрешили.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Так как дьявол прежде всех обратился ко греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело. В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде. Но скажет кто-либо, что дьявол рождается в грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место. Относительно этого нужно заметить, что в выражении давать место дьяволу (см. Еф. 4, 27) делать грех то же значит, что При этом грех не является чем-то самостоятельным (бытийным), являясь противоположностью той или иной добродетели, беря повод от нее: Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв (Рим. 7, 8). Таким образом, абсолютно любой грех есть вызов Богу и противостояние Ему как Законодателю. Но мы знаем, что закон, если что говорит... так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3, 19); Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей... (Иак. 2, 11). «Заметь, что и примеры тоже ведут к закону, призывающему к любви. Ведь тот, кто поистине любит ближнего, не станет ни убивать, ни прелюбодействовать. Эти [поступки] присущи врагу (то есть диаволу. — О.С.) — именно он так относится к Проникнув в мир людей через преслушание Адама, страсть греха опрокинула все человечество («все совратились с пути») в непослушание Богу (Рим. 3, 10-12). ...Преступлением одного подверглись смерти многие... (Рим. 5, 15); ...преступлением одного всем человекам осуждение... (Рим. 5, 18). И только во Христе и со Христом (как во втором Адаме — 1 Кор. 15, 47) мы можем преодолеть силу страсти и греха. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). «Итак, смерть через грех одного человека (то есть Адама. — О. С.) вошла во всех людей, так что того, кого мы признаём отцом рода человеческого, мы должны признать и творцом смерти... В Адаме я пал, в Адаме изгнан из рая, в Адаме я умер! Как же Бог призовет меня, если не найдет меня в Адаме (то есть во втором Адаме-Христе. — О. С.)? Ведь как в Адаме я повинен в грехе и заслуживаю смерти, так во Христе я

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Рим.7:19 .  Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Рим.7:20 .  Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Рим.7:21 .  Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Апостол повторяет здесь высказанные выше (ст. 15–17) мысли, так как он придает им чрезвычайную важность. – «Нахожу закон». Апостол даже признает, что такое бедственное состояние, такой душевный разлад стал у него чем-то нормальным, как бы вошел в закон или порядок жизни. – «Прилежит мне». Даже когда он задумает совершить что-нибудь доброе, то с удивлением замечает, что в руке у него вместо добра очутилось зло, вместо золота – камень! Какая-то сила превращает во зло всякое его доброе начинание – и эта сила, очевидно, – сила демонская, свившая себе гнездо во плоти человека 25 Рим.7:22 .  Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Рим.7:23 .  но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Апостол, по внутреннему человеку, сочувствует требованиям закона Божия, но это сочувствие никогда не может выразиться практически, потому что встречает на пути к этому серьезную помеху – в законе членов. – «По внутреннему человеку». Как видно из ст. 23-го, Апостол считает возможным заменять это выражение другим – ум ( νους). Что же такое ум, по Апостолу? Это не только способность различать истину и ложь, доброе и злое, но в то же время нравственное чувство, какое влечет человека к исполнению закона Божия, которое находит удовольствие в этом законе. Апостол называет ум внутренним человеком потому, что при господстве греха над внешним человеком или над плотью эта внутренняя сторона или сила не может найти для себя способа обнаружения во вне. – В членах моих – эта тоже, что во плоти, т. е. в телесно-материальной стороне человеческого существа. «Противоборствующий закону ума». Тут начинается сравнение, взятое из сферы военных действий. Апостол видит двух противников: 1) закон ума (или, что то же, внутреннего человека) и 2) закон членов (или, как далее называет его Апостол, закон греховный). Первый влечет человека к исполнению закона Божия, указывает ему путь к небу, второй – отвлекает человека от этого и влечет в ад. Одолевает в этой борьбе второй закон, и он-то пленяет человека и, как пленника, заставляет, конечно, делать, что ему, закону греха, угодно 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010