Борьба за единую общепринятую правосл. доктрину после тех шагов по сближению с протестантизмом, к-рые Восточная Церковь претерпела в годы Патриаршества Кирилла Лукариса, привела к организации в Яссах, столице Молдавии, 15 сент.- 27 окт. 1642 г. церковного Собора, на к-ром был принят подготовленный Киевским митр. Петром Могилой и одобренный синодом Киевской Церкви 8-18 сент. 1640 г. текст «Православного исповедания веры». М. С. был послан на Собор К-польским патриархом Парфением I для участия в его заседаниях вместе с ученым митр. Порфирием Никейским ( Pargoire. 1909. Vol. 12. P. 23-24; Olar. 2014. P. 215-250). По-видимому, в связи с этой поездкой М. С. был назначен к-польским протосинкеллом. В Яссах он принимал участие в обсуждениях предложенного представителями Петра Могилы (киевскими игуменами Исаией Трофимовичем-Козловским, Игнатием Оксеновичем-Старушичем и Иосифом Кононовичем-Горбацким) текста, но, несмотря на все усилия, из-за сопротивления посланцев Киевского митрополита М. С. так и не удалось добиться осуждения «Исповедания веры» Кирилла Лукариса. Участники Собора настаивали на неподлинности его текста, к-рый якобы принадлежит не патриарху, а голл. пастору А. Леже, опубликовавшему его под именем Кирилла Лукариса. Однако М. С. удалось добиться публикации в Яссах 20 дек. 1642 г. печатного листа на греч. языке с принятым в К-поле в мае 1642 г. синодальным решением, осуждающим «Исповедание веры» Кирилла Лукариса, к-рое одобрили и подписали также киевские и молдав. архиереи ( Pargoire. 1909. Vol . 12. P. 23-26; Καρμρης. 1968. Σ. 575 - 582 На важную роль М. С. во время обсуждения в Яссах вопросов правосл. доктрины с неудовольствием указывал в письмах в кон. 1642 - нач. 1643 г. в рим. Конгрегацию пропаганды веры Пантелеимон (Паисий) Лигарид, буд. Газский митрополит, находившийся тогда в К-поле и питавший надежды на сближение правосл. Церкви с Западной ( Шмурло Е. Ф. Паисий Лигарид в Риме и на греч. Востоке//Тр. V съезда рус. акад. организаций за границей. София, 1932. Ч. 1. С. 560; Pall. 1945. P. 73-75, 82, 94-95).

http://pravenc.ru/text/2562878.html

В 1385 г. З. получил в качестве бенефиция должность викария Флорентийского еп. Анджело Аччаюоли. По протекции городских властей Флоренции также в качестве бенефиция получил приход Санта-Мария ин Импрунета под Флоренцией. В кон. 1397 г. папа Бонифаций IX вызвал З. в Рим для совета о способах прекращения схизмы в католической Церкви (1378-1417). Во время этой поездки З. прочитал публичную лекцию в соборе св. Петра, предметом к-рой было толкование на канон «Liber Extra»,- «Dilectus filius G. clericus» (X 3. 5. 27) (текст выступления сохр.- Vat. Ross. 695. Fol. 20v - 30v). В 1398 г. в качестве бенефиция З. получил должность архипресвитера кафедрального собора Падуи. В 1409 г. избран епископом Падуи, но под давлением Венеции папа Григорий XII назначил на кафедру венецианца Пьетро Марчелло. Антипапа Иоанн XXIII , к-рый был знаком с З. и благоволил к нему, утвердил его избрание на Флорентийскую кафедру (избран 18 июля, утвержден 16 сент. 1410) и, сделав своим референдарием, призвал в Римскую курию. Однако во епископа З. рукоположен не был (вероятно, он не имел и сана пресвитера). До возведения в кардиналы именовался electus Florentinus (избранный епископ Флорентийский), в завещании З. называл себя clericus beneficiatus (клирик-бенефициарий). На консистории 6 июня 1411 г. Иоанн XXIII возвел З. в достоинство кардинала-диакона ц. святых Космы и Дамиана на Римском форуме. В этот период кардиналы-диаконы, как правило, не рукополагались во епископа. В 1413 г. исполнял обязанности казначея коллегии кардиналов. З. принял участие в Римском Соборе (1412-1413), созванном для преодоления церковной схизмы. На открытии Собора он выступил против учения Джона Уиклифа , книги к-рого Собор постановил сжечь как еретические. В окт. 1413 г. Иоанн XXIII отправил З. и кард. Антонио де Шаллана легатами к герм. имп. Сигизмунду I для переговоров о продолжении работы Собора; тогда была достигнута договоренность о созыве нового Собора 1 нояб. 1414 г. в Констанце. Осенью 1414 г. З. сопровождал туда Иоанна XXIII. Как его представитель с нояб. 1414 г. принимал активное участие в работе Собора, председательствовал на заседаниях. После того как Иоанн XXIII отказался отречься от Папского престола и бежал из города (20 марта 1415), З. остался на Соборе и вел переговоры с ним. 29 мая 1415 г. Констанцский Собор вынес решение о низложении Иоанна XXIII (папа Григорий XII добровольно отрекся от Римского престола, антипапа Бенедикт XIII был лишен власти по решению Собора). Новый папа Мартин V был избран Собором 21 нояб. 1417 г. З. принимал участие в составлении декрета «Haec sancta» (1415), одного из программных документов Соборного движения . Участвовал в судебных разбирательствах по делам Яна Гуса , Иеронима Пражского , Иоанна Малого .

http://pravenc.ru/text/182397.html

в) обилие благословения: «и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова» ( Рим. 15:29 ). Евангелие должно быть принимаемо с верою: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим. 1:15 ). Верующие а) призваны ко спасению чрез Евангелие: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим» ( 2Сол. 2:13 ). б) спасены чрез веру в Евангелие: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь» ( 1Кор. 15:1, 2 ). в) родились в Иисусе Христе чрез Евангелие: «я (ап. Павел) родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). г) должны участвовать в благовествовании Евангелия: «принося с радостию молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже и доныне» ( Фил. 1:4, 5 ). д) быть покорными Евангелию: «прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову» ( 2Кор. 9:13 ). е) должны вести себя достойно евангелия: «живите достойно благовествование Христова» ( Фил. 1:27 ). Верующие должны а) избегать того, что могло бы быть препятствием Евангелию: «мы не пользовались... властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор. 9:12 ). б) пламенно защищать веру и Евангелие: «зная, что я поставлен защищать благовествование... живите достойно... оного, чтобы мне... слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» ( Фил. 1:17, 27 ). в) жертвовать даже своею жизнию для Евангелия: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк. 8:35 ). Священнослужители должны проповедовать Евангелие а) с дерзновением: «молитесь... дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествование» ( Еф. 6:18, 19 ). б) с ревностию и любовию: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Внимание христианских авторов и паломников ранневизант. периода сосредоточено в основном на дубраве Мамре , где во времена имп. Константина Великого уже была построена церковь. На Мадабской карте (см. Мадаба ) также изображается только Мамре. Паломник из Бордо (333) упоминает монумент квадратной формы, «построенный из камней удивительной красоты, где похоронены Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревекка и Лия». Расположен он, согласно описанию паломника, в 2 рим. милях от Мамре (между Теребинфом и Хевроном) (Itiner. Burdigal. p. 27). Эгерия (между 381 и 384, в пересказе Петра Диакона, 1-я пол. XII в.) упоминает в М. церковь без крыши ( Eger. Itiner. 190). Упоминает М. и блж. Иероним в «Сказании о добродетелях блаженной Павлы»: «...она была в кельях Сарры, где видела колыбель Исаака и следы дуба Авраамова, под которым он предузрел день Христов, и возрадовался (Быт 18. 1; Ин 8. 56). Отсюда, поднявшись, взошла она в Хеврон, или (по-древнему) Кариафарбе, то есть город четырех мужей, Авраама, Исаака, Иакова и Адама великого, который погребен также в этом месте, по мнению евреев, основанному на Книге Иисуса Навина, хотя многие четвертым считают Халева, памятник которому указывают в стороне». Антонин из Пьяченцы (560-570) и диак. Феодосий также описывают захоронения патриархов, но, видимо, путают М. с Мамре ( Anon. Placent. Itinerarium 180; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 85). Статус Мамре как святыни в ранневизант. период был, судя по всему, выше, чем у М. В 685 г. Адомнан описывает гробницы: гробница Адама находилась недалеко от 3 других, она проще по оформлению; все 4 гробницы были отмечены небольшими капеллами из хорошо обработанных камней; гробницы патриархов были из белого камня, в то время как гробница Адама - из темного. Жены патриархов находились в более скромных и меньших по размеру гробницах ( Adamn. De locis sanctis. II 9). Статус М. по отношению к Мамре изменился после араб. завоевания в 638 г. Пещеру начинают почитать не только как место упокоения Авраама и его потомков, но и как место, над к-рым пролетал на своем чудесном коне пророк Мухаммад . В 918 г. фатимидский халиф Убайдаллах аль-Махди открыл дверной проем в сев.-вост. стене и провел строительные работы ( Strange. 1890. P. 315); впосл. М. упоминается как Пятничная мечеть. Ок. 985 г. Шамсуддин аль-Мукаддаси отмечал, что постройка имеет купол из камня, к-рый закрывает гробницу Авраама, гробница Исаака находится внутри главного здания мечети, гробница Иакова - у ее задней стены; рядом с каждым из пророков лежит его жена (Ibid. P. 309).

http://pravenc.ru/text/2562726.html

ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) 79-105 105-106 ЕЦИОН-ГАВЕР ветхозаветный город-порт в сев. части Акабского зал. Красного м., на границе между Др. Израилем и Идумеей 108-110 110-112 112-114 ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ (70-80-е гг. XIII в. - между 1333 и 1343 (?)), западноевроп., вероятно франко-фламанд., теоретик муз. искусства и литургического пения 115-116 ЖАЛИЯ груз. (вероятно, мужской) мон-рь во имя Пресв. Богородицы на северо-западе Кипра (ок. 60-70-х гг. X - не ранее XIV в.) 116-117 117-118 ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов 118-120 ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) 120-123 123-125 ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова 125-127 127-128 128-129 129-130 ЖДРЕБАОНИК жен. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви 130-131 131-132 133-137 137-141 159-164 ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (1909 - 1984), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения

http://pravenc.ru/vol/xix.html

И. предпринял попытку восстановить самостоятельную церковную организацию в Великой Моравии , независимость к-рой была ликвидирована после смерти архиеп. св. Мефодия (885) и запрещения богослужений на слав. языке папой Стефаном V (VI) (886) при поддержке кн. Святополка (Свентоплука; 870-894). В конфликте между преемником Святополка Моймиром II (894 - ок. 906) и Арнульфом Каринтийским Вихинг, еп. Нитры, управлявший Церковью в Вел. Моравии, выступил на стороне герм. правителя и оставил кафедру. Моймир II обратился к И. с просьбой восстановить в Вел. Моравии архиепископскую кафедру, независимую от Зальцбургского архиеп-ства. И. направил в Вел. Моравию архиеп. Иоанна и епископов Бенедикта и Даниила, которые от имени папы рукоположили архиепископа и 3 подчиненных ему епископов (имена неизв.). В ответ архиеп. Майнцский Гаттон и архиеп. Зальцбургский Теотмар отправили в Рим послания с требованием вернуть Вел. Моравию в юрисдикцию еп-ства Пассау (900). В послании архиеп. Теотмара отторжение Вел. Моравии от еп-ства Пассау объясняется «враждебностью славян», схизматическая деятельность которых представляет опасность не только для Церкви, но и для гос-в. Архиеп. Гаттон, отрицая существование в прошлом архиепископской кафедры в Вел. Моравии, представлял славян как подданных герм. императора и угрожал насильственным пресечением «схизмы». Сведений о судьбе назначенных И. иерархов после распада Вел. Моравии в нач. X в. нет. В Liber Pontificalis сообщается, что понтификат И. продолжался 2 года и 15 дней. Точная дата кончины папы неизвестна; вероятно, он скончался между янв. и маем 900 г. (An. Pont. 2007. P. И. был похоронен недалеко от бокового вост. входа в базилику св. Петра (Porta Guidonea), где еще в XII в. находилась посвященная ему стихотворная эпитафия. Ист.: PL. 131. Col. 27-40; LP. Vol. 2. P. 232; Jaffé. RPR. N 2703-2707; Pontificum Romanorum... vitae/Ed. I. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 1. P. 31, 84; Mansi. T. 16. Col. 449-457; T. 18. Col. 189-210, 221-234; Dümmler E. Auxilius und Vulgarius: Quellen u. Forschungen zur Geschichte des Papsttums. Lpz., 1866.

http://pravenc.ru/text/469688.html

Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей обновится. Поскольку разврат, татьба, и любодеяние и всякий род грехов крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием ( Ос. 4:2 ) в мире, то, чтобы сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим... Не будем скорбеть, что мы одни умираем; и звезды скончаются, но, конечно, восстанут снова. Свиет Господь небеса, но не для того, чтобы истребить их, а чтобы опять воздвигнуть в лучшем виде». Затем св. Кирилл, имея в виду возражение противников, ссылающихся на слова Псалмопевца: " Та (т. е. небо и земля) погибнут», обращает их внимание на дальнейшие слова: и... яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101:27 ), и так заключает речь свою: «Как человеку приписывается погибель по сказанному: «Видите, яко праведный погибе, и никто же не приемлет сердцем» ( Ис. 57:1 ), а между тем ожидается его воскресение, так равно ожидаем и некоторого воскресения небес» (Orat. сатесн. 15, n. 3, снес. orat. 18 n. 15). в) Василий же Великий к этому присовокупляет мысль о необходимости обновления мира уже по тому одному, что он внутренне и неразрывно связан с судьбою человека. «Необходимо, – говорит он, – миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, сродные сему миру; так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию» (На шестоднев беседа I. Тв. Василия Великого , т. I, стр. 9. Москва, 1872 г.). г) Но особенного внимания заслуживает рассуждение св. Иоанна Златоустог о об участии видимой твари в будущем воскресении человека, которое излагает он на основании учения о сем же ап. Павла. Так, изъясняя слова сего апостола: «суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю, на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:20, 21 ), он между прочим говорит следующее: «Рассуждая о рабстве (твари), Павел показывает, от чего оно произошло, и причиною его почитает нас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Множество иудеев возвратилось домой, но вскоре они пострадали от предательства самарян, которые отказались принять участие в постройке Храма ( Езд. 4 ). Работа полностью прекратилась почти на двадцать лет, пока Аггей и Захария в 520 г. до н. э. не воодушевили иудеев на новую попытку, которая завершилась в 516 г. до н. э. Многие комментаторы рассматривают данную ситуацию, когда напряженные человеческие отношения сказывались на судьбе Иерусалима и Храма, как основание для пророчества в гл. 56 – 66. Однако в наших комментариях последние главы рассматриваются не в историческом ракурсе, а скорее тематически, поэтому посвящены они уже не Вавилону, но отчизне и родному городу, земным и несовершенным, но символизирующим новые небеса и землю и горний Иерусалим. Авторство книги Традиционное и новозаветное мнения До недавнего времени Книга Пророка Исайи рассматривалась как произведение одного автора – пророка, носившего имя Исайя и жившего в VIII в. Эта точка зрения основывалась не только на кумранских находках, но также и на текстах Нового Завета, например, Лк. 4:17–18 , где цитируется одна из самых последних глав книги. Как цельное произведение Книга Пророка Исайи была известна и автору Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной лет за 200 до новозаветной эпохи ( Сир. 48:22–25 ). Несколько мест из Ис. 40 – 60 цитируются в Новом Завете, например: Рим. 9:27–29; 10:20–21 ; Ин. 12:37–41 и т. д. Современная точка зрения Оставляя в стороне некоторые сомнения средневекового еврейского ученого Ибн Эзры (чьи замечания, однако же, подтверждают традиционную точку зрения), можно сказать, что идея множественности авторов Книги Пророка Исайи возникла в последние два столетия. Гл. 1 – 39 считаются написанными Исайей, а 40 – 66 – анонимным пророком, жившим в VI в. до н. э. в вавилонском плену. Считается, что последняя часть, являясь естественным продолжением повествования Исайи, вполне могла быть присоединена к работе Исайи, тем более, что автор ее неизвестен, и, следовательно, книга его утратила свое самостоятельное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Святоотеческая традиция видит в олицетворенной Премудрости Самого Христа. Это в и дение основано на стихах, которые были пропущены во время чтения: 22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. (Притчи 8:22–31) Этот отрывок не читается в храме во время Великого поста. Возможно, для того, чтобы оглашаемые (готовящиеся ко крещению) сосредоточились на практической стороне книги Притч. В свете понимания Премудрости как Христа существуют разные толкования стихов 1–6. Под домом, который приготовила себе Премудрость, понимается и плоть Христа, и Церковь, и Новый Иерусалим, и Царствие Божие. Под семью столбами понимаются либо семь Таинств Церкви, либо семь плодов Духа Святого. «Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы и растворенного — водой или пряностями — вина, как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы (Мф 22:1; сл. Лк 14:16). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство Тела и Крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских. Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью — проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете — пророков, в Новом Завете — апостолов (Ис 52:7; Рим 10:15-18)» (Толковая Библия Лопухина).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvenadts...

Правда Бога состоит в следующем. Бог есть законодатель и царь, правитель и судья. Он клятвою удостоверяет в том, что будет награждать исполнение закона жизнью ( ςω ср. Рим. 10:5 ; Гал. 3:12 ) 14 и по справедливости наказывать всякое преступление и непослушание ( Евр. 2:2 ). Он воздает всем только по долгу, но не по милости ( μισθς ο λογζεται κατ χριν, λλ κατ τ φελμα Рим. 4:4 ). Основания для воздаяния лежат не в Боге, а в человеке, в его субъективном настроении 15 . При этом берется во внимание не общее отношение человека к закону, но и отношение к каждому частному его предписанию (ср. Евр. 2:2 ). Жизнь дается лишь тому, кто исполнил весь закон (ср. Рим. 10:5 ; Гал. 3:12 ). Тот же, кто не исполняет всего закона, хотя бы выполнил большую часть его, подвергается проклятию, πικατρατος πς, δς οκμμνει ν πσι τος γεγραμμνοις ν τ βιβλφ το νμου ( Гал. 3:10 . ср. Втор, 27:26) 16 . Здесь нет полного прощения грехов (ср. Евр. 9:15 ) 17 . Правосудие ( δικαιοκρισα Рим. 2:5 ) и верность угрозам и обетованиям ( πστις το Θεο – 3:3) составляют сущность правды Божей ( δικαιοσνη Θεο), как открылась она в законе. Если главное обязательство Божие состояло в правильном распределении наград и наказаний, то исключительная обязанность другой стороны этого религиозно-гражданского союза заключается в беспрекословном повиновении выраженной в закона воле Божией, в верности ей ( πιστις – ср. Рим. 3:3,7 ). Человек, как подданный Иеговы, должен вложить все свое внутреннее состояние в рамки предписаний закона ( μμνειν ν πσι τος γεγραμμνοις ν τ βιβλ το νμου – ср. Гал. 3:10 ), в них видеть сферу личной жизни ( ςν ν α τος ср. 12). Он должен жить не так, как внушало ему его омраченное грехом сердце; но так, как угодно воле Божией. Он должен идти против своей греховной воли, рабски повинуясь тяготеющему над ним закону, как единственной норме жизни. Он носит на себе тяжелое иго рабства ςυγν δρυλεας (ср. Гал. 5:1 ) 18 . Он – под законом ( π νμον ср. Рим. 6:14 ; 1Кор. 9:20 ; Гал. 4:5; 5:18,23 ), как неограниченным, властелином. Он раб закона, не имеющий своей воли, невольник ( δολος – ср. Гал. 4, 7, 31 ). Он дитя Синайского завета, матери-рабыни, рождающей только рабов (Ср. Гал. 4:24 ). От нее воспринял он и дух рабства ( πνεμα δουλεας Рим. 8:15 ). Он – «в страхе и трепете». § 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010