Это привело к всеобщему недовольству, требованиям реформ Церкви и окончилось взрывом Реформации. ЧАСТЬ IV. Трагедия Реформации и отделение от Римско-Католической Церкви Протесты реформаторов против коррупции и злоупотреблений папской власти и Римской курии, их горячие обличения внутреннего разложения римской иерархии, соблазн в народе, вызываемый вопиющим упадком нравственной духовной жизни приходского духовенства и монашества в Римско-Католической Церкви того времени – все эти обвинения и народное негодование были по существу справедливы, необходимы и оправданны. Было более чем достаточно причин требовать радикальных реформ в Церкви. Естественно, это вызвало отчаянное сопротивление папства, Римской курии и иерархии. Концилиарное (соборное. – Сост.) движение, стремящееся к реформе внутренней жизни и разложившейся системы управления в Римской Церкви, было подавлено, и попытки даже робких реформ и улучшений были отклонены. Тогда реформаторы пошли на разрыв с Римом, с иерархией и церковной властью. Порвав всяческие отношения с иерархией, они порвали их и со всей прежней системой управления, которую считали порочной и противоречащей простоте и чистоте апостольских времен. Желая покончить со злоупотреблениями и пороками римской системы, реформаторы, к сожалению, порвали, по существу, и с Апостольским Преданием Древней Церкви, с апостольским преемством иерархии и епископата, а значит, лишились канонически поставленного и рукоположенного священства, что дало возможность сомневаться в действительности таинств и благодати в таких новых общинах. Оправдывая свой радикальный разрыв с канонами веры и традиции Римской Церкви того времени ссылками и апелляциями к текстам и авторитету учения Священного Писания (особенно Нового Завета – Евангелий, деяний и посланий Апостольских), реформаторы стали воспринимать, понимать и толковать Священное Писание своим разумением, невзирая на то, что Священное Писание дано и принято Церковью, которая является верной хранительницей и авторитетной толковательницей Божественного Откровения в Священном Писании и Священном Предании, и что Апостольское Предание воспринято мужами апостольскими, святыми отцами и учителями Древней Церкви как незыблемая и обязывающая всех верующих основа и органическая часть Соборной Истины Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, столпа и утверждения Истины, не имущей скверны и порока или нечто от таковых, которой дано Господом право вязать и решить, учить и право править Слово Христовой Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но нередко эти интересы полностью или частично пересекаются с государственными. В качестве примера можно привести позицию российской власти и Русской Православной Церкви по Сирии и по Ближнему Востоку в целом. Для нас главной темой является сегодня защита христиан, проживающих на Ближнем Востоке. Мы сочувствуем всем, кто страдает в результате военных конфликтов. Когда, например, Императорское православное палестинское общество по благословению Церкви собирает гуманитарный груз, а потом его доставляет в Сирию с помощью МЧС, то эта материальная помощь распределяется не только среди христиан, а среди всего населения Сирии. — А государство помогает в решении проблем Церкви? Например, перед недавним визитом в Италию Президента Российской Федерации в западных СМИ появились сообщения, что после встречи Папы Франциска с Владимиром Путиным последует встреча Патриарха с Папой. Это так? — Это вполне возможно, но эти две встречи никак не связаны одна с другой. Мы ведь о встрече Патриарха с Папой уже много лет говорим. Но мы говорим о том, что эта встреча должна быть хорошо подготовлена. И мы готовим ее, встречаемся с руководством Римско-Католической Церкви. Я, например, встречался и с Папой Иоанном Павлом II, и с Папой Бенедиктом XVI , и дважды уже в этом году встречался с Папой Франциском. Для нас встреча Папы и Патриарха — не самоцель. Для нас это один из этапов развития двухсторонних отношений. Мы такую встречу готовы будем организовать, когда почувствуем, что созрели предпосылки для нее. То есть устранены основные препятствия в отношениях Церквей. Президент Российской Федерации встречался с Папой как глава одного государства с главой другого государства. У Президента не было никакого специального послания от Патриарха, адресованного Папе. Не ставилась цель подготовки или ускорения такой встречи. Встреча между Патриархом и Папой, я думаю, произойдет, но мы будем готовить ее исключительно в формате двухсторонних отношений с Римско-Католической Церковью. — Вы недавно заявили французским СМИ, что уже ведете подготовку встречи Патриарха с Папой.

http://patriarchia.ru/db/text/3429203.ht...

Во времена Магомета II Сербией управляла Елена, происходившая из рода Палеологов. Она хорошо понимала, что сохранить совершенно независимою Сербию теперь невозможно, а потому ей пришла в голову мысль отдать Сербию в качестве лена папскому престолу и таким образом найти себе защитников в римско-католическом мipe против Турок. Но она жестоко ошиблась в расчетах. Бояре, узнавши о планах Елены, всячески воспротивились им, ибо они пуще всего берегли свою отеческую веру. Чтобы избавить свою страну от папизма, они вошли в сношения с Магометом II, изъявляя готовность, от имени Сербии, отдаться в подданство султана. Конечно, для султана была очень выгодна такая комбинация. Как оказалось, потом, обе стороны остались взаимно очень довольны. Когда в 1458 году Магомет с войском пришел в Сербию, многие города добровольно отворяли ему ворота, а бояре столь же добровольно отдавали ему же ключи от городов. Более услужливые бояре были награждены от султана или деньгами, или поместьями. И Сербия стала провинцией турецкой империи. 1566 Нечто подобное случилось и с Боснией. Королева – мать Екатерина, заправлявшая ходом дел в Боснии, очень желала, чтобы хоть часть государства осталась ей во владение, на правах самостоятельного царства. Но как сохранить эту часть? С одной стороны, сильные —259— римско-католические державы, с другой могущественные Турки. Долго думала она, как поступить, и наконец решилась для блага народного и личного принять ислам и поставить себя под покровительство Турок. 1567 Это было при Магомете II. И впоследствии многие страны, соседние с Турцией, если им нужно было разрешить вопрос о том: под каким владычеством лучше жить – под турецким или напр., венецианским, то они всегда склонялись в пользу первого. Обладание венецианцев о. Кипром доставляло этой державе постоянные хлопоты и опасения, как бы жители этого греческого острова не отпали от ее владычества и не перешли к Туркам. Так в 1560 году венецианский Совет Десяти требует у своей собственной администрации на Кипре точных сведений о тех киприотах, которые ездят в Константинополь для того, чтобы внушить Туркам мысль захватить Кипр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это убийственное снадобье называется в нашем документе: (еа quinta essenza della peste, т.е. «чумной квинтэссенцией». Значит, это был яд первого сорта – превосходнейшей. Чумная квинтэссенция, сообразно рекламе изобретателя, распространяла бубоны и карбункулы и в короткое время похищала множество жизней. Изобретатель, по обычаю всех лицемеров, воображал, что он действовал во славу Божию, о чем ясно говорится в нашем документе. 1772 Изучая, не возбуждающий никаких сомнений, подлинник, из которого мы почерпаем сведения об этой отвратительной чумной квинтэс- —355— сенции, невольно спрашиваешь себя: интересно было бы знать – встречалось ли в политических действиях Турок – нехристей что-либо подобное тому факту, который нами только что приведен и который – встречается в истории, некогда славного, христианского государства? Видно, что венецианцы были очень хорошими соседями Турок! В другой римско-католической державе, именно во Франции, возникал план изгнать Турок из Европы и овладеть их достоянием здесь. План этот был прекрасно обработан и принадлежал знаменитому французскому королю Генриху IV-мy. Если этот план не был приведен в исполнение, то это зависело, по уверению историков, главным образом вследствие неожиданной трагической смерти названного короля, погибшего от руки известного фанатика. Что именно неожиданная смерть Генриха послужила действительным препятствием к осуществлению грандиозного плана, относительно этого делают весьма вероятные догадки на следующем основании: план создался в конце 1609 года, а в мае 1610 года Генриха не стало на свете. 1773 Таким образом открывается, что представителей римско-католического исповедания, если смотреть на них с политической точки зрения Османского государства, Туркам любить было не за что. Их ближайшие соседи, Венецианцы, с которыми Турки соединены были тысячью нитей, только и помышляли об убийствах и отраве на пагубу Османлисов; Испанцы, как мы отчасти видели, являлись соумышленниками Венецианцев. А лучший из французских королей помышлял о разрушении турецкой империи Правда, Генрих IV одушевлен был планами героя и крестоносца, но Туркам от этого было не легче.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— В прессе много говорится о возможности визита Папы в Москву. Что Вы можете об этом сказать? — Вопрос о визите Папы в настоящее время не стоит на повестке дня. Вместе с тем принципиальная возможность личной встречи с Папой Римским нами никогда не отвергалась, даже в самые непростые периоды наших взаимоотношений. Мы всегда считали, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать результатом реального улучшения православно-католических отношений, а не протокольным мероприятием,  «информационным поводом» для мировых СМИ. — Каково Ваше видение этих отношений? — Убежден, что сегодня первоочередная задача наших Церквей — это утверждение евангельских ценностей и христианского образа жизни. Основанием для нашего свидетельства служит близость позиций Русской Православной и Римско-Католической Церквей по многим актуальным проблемам современности. Очевидно, что такие тенденции современного мира, как агрессивный секуляризм, религиозный релятивизм, вытеснение религии на обочину общественной жизни, пропаганда культуры потребления, ревизия нравственных норм, требуют совместного христианского ответа, который могут и должны дать православные и католики. Будучи приверженцами традиционного взгляда на ценности христианства, мы должны выступить в защиту семьи и вновь предостеречь общество о губительности пропагандируемой ныне греховной «культуры смерти» — абортов, эвтаназии, а также «однополых союзов». В практическом плане у Русской Православной и Римско-Католической Церквей уже имеется положительный опыт взаимодействия в деле защиты и проповеди христианских ценностей на международной арене — на уровне представительств при европейских институтах в Брюсселе и Страсбурге, а также при ООН, где мы представляем христианский взгляд на проблемы общественного устройства, прав человека и достоинства личности. — Французы порой удивляются очень тесным связям, существующим между вашей Церковью и русской нацией. Позиция Русской Церкви в отношении национализма представляется им двойственной. Что Вы им ответите?

http://patriarchia.ru/db/text/301078.htm...

До 20-ти монашеских орденов, миссионерских, ученых и иных обществ, множество лиц белого духовенства, благочестивых па- . —274— ломников и т.д. выступили мало-помалу на содействие латинскому Иерусалимскому патриархату. Повсеместно в Палестине стали, благодаря этому, воздвигаться латинские церкви, часовни, школы, странноприемные дома и т.п., быстро начало возрастать число лиц римско-католического исповедания под воздействием латинской пропаганды, причем весьма многие совращены были в латинство из православия; число латинских приходов значительно увеличилось и все латинские учреждения так тесно сплотились вокруг Иерусалима, оцепили его уже в конце патриаршества Валерги, что умирая, он мог видеть из окна своего помещения 1603 предначертанную им цель почти уже достигнутою. А по стопам его шли и преемники его в патриаршестве: бывший его викарий Викентий Бракко († 1889) и теперешний патриарх, уже известный нам Людовик Пиави, так что теперь в Палестине, при 27.000 православного населения, имеется уже 14.000 латинян, а если присоединить к тому 11.000 униатов, то число лиц подвластных римскому папе в Палестине окажется почти равным числу православных, тогда как в 1800 году латинян в Палестине было не более 800 и в 1848 году не более 2.000. Самые латинские учреждения теперь во множестве находятся не только в окрестностях Иерусалима, но и в самом Иерусалиме, и если прежде между латинянами (францисканами) и не латинянами (преимущественно православными) борьба, ожесточенная, часто возгоралась из-за одной пяди святых месте в Иерусалиме, то теперь она упорно, последовательно и далеко не без успеха ведется также и едва не из-за каждого клочка свободной земли в Иерусалиме и Палестине. Короче сказать, латинство настойчиво стремится, с восстановлением своего патриархата, восстановить и владение святою землею, – восстановить латинское королевство Иерусалимское, вероятно с каким-либо ставленником папы, если не с самим папою 1604 , во главе… Уже не чрез это ли папа —275— Лeb XIII надеется «возвратить восточным церквам их прежний блеск», о котором говорено было раньше? По крайней мере, Евхаристический конгресс прошедшего года, со всею его обстановкой, давал ясно понять, что в положительном ответе на этот вопрос есть значительная доля правды. Тот же конгресс мог свидетельствовать и о том, на сколько более содействия, нежели противодействия осуществлению заветных целей латинства в Палестине могли бы оказать, не говоря о римско-католических державах, и все существующее в Палестине и Малой Азии разноплеменные униаты, в силу уже известного нам порядка, по которому уния для Рима служила и служит лишь переходною ступенью к латинству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христом богочеловеческий организм истинной жизни . Надо заметить, что, насколько нам известно, в отечественной богословской письменности не так многочисленны произведения по данному предмету с указанной точки зрения, чтобы не оставалось места для будущих произведений. – Чтó же касается разбираемых нами текстов св. Писания в опровержение папистического заблуждения, то мы имели в виду преимущественно такие тексты, которые обыкновенно мало обращают на себя внимание полемистов. Причина этому простая: нам хотелось договорить против папства то, чего, по-видимому, не договаривают богословы в той уверенности, что взятые нами свидетельства св. Писания, может быть, сильнее, нежели, как это принято думать, опровергают ложь папства. 170 Bellarmin . Tom. II. lib. III. c. 2. f. 53: “Nostra autem sententia est, Ecclesiam unam tantum esse, non duas, et illam unam et veram esse coetum hominum ejusdem Cristianae fidei professione et eorundem Sacramentorum communione colligatum, sub regimine legitimorum pastorum, ac praecipue unius Christi in terris Vicarii, Romani Pontificis”. – Perrone II. 883: “Cum enim agitur de Eccltsiae cfpite, agitur de summa rei a qua ipsius Ecclesiae existentia et salus omnino pendet”. Однако в своем определении Церкви p. 689 Perrone не удовлетворяет высказанному требованию. Vgl. Konrad Martin I. § 117. Io. Delitsch 38–39. Catech. Rom . De nono art. Pars. I. Qu. 2. pag. 194 не делает строгого, в римско-католическом духе, определения Церкви. “Communi vero deinde sacrarum scripturarum consuetudine haec vox (scil. ecclesia) ad rempublicam Christianam, fideliumque tantum congregationes sifnificandam usurpata est; qui scilicet ad lucem veritatis, et Dei notitiam per fidem vocati sunt, ut, rejactis ignorantiae, et errorum tenebris, Deum verum, et vivum pie, et sancte colant, illique ex toto corde inserviant atque ut unico verbo haec res tota absolvetur, Ecclesia, ut ait sanctus Augustinus, est populus fidelis per universum orbem dispersus”. О римском папе упоминается значительно спустя, Qu.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

земли. В это же время драгоманом у турецкого великого визиря был очень ревностный греческий христианин Панайоти; пользуясь расположением великого визиря, названный Грек выпросил у него гаттишериф, которым св. Гроб передавался в исключительное владение Греков. И вот появился «крепкий указ» в пользу Греков. По-видимому, вышеупомянутая баталия при св. Гробе была лишь прелюдией к этому радостному для православных событию. Латиняне были поражены появлением неожиданного для них указа. Посланники римско-католических держав начали хлопоты пред визирем об отмене распоряжения; посыпались деньги…; подняли на —373— ноги римского первосвященника, христианских западных королей, но напрасно. Великий визирь остался глух ко всему и ко всем. 1805 – Конец рассказа существенно тот же, но предшествующая драма передается, как видим, много иначе. Кто правее – восточные или западные писатели, решение этого вопроса предоставляем изысканиям наших ученых святогробцев. Впрочем, что толковать о XVII-м веке. Даже в средине XIX-ro века положение дела отнюдь не изменяется: Порта является услужливым другом греческой церкви и врагом ее главнейших врагов, т.е. римско-католиков; сообщением одного факта в этом роде и закончим нашу речь о борьбе Греков с папистами из-за св. мест. Вот что случилось в начале 50-х годов указанного века. В 1852 году «Порта закрепила на все будущее время за греческим духовенством его права на св. места, в самой согласной с турецким государственным правом форме, т.е. султанским фирманом. После того как Порта позволила себе такой поступок, все думали, что французское правительство (считающееся патроном латинской церкви на турецком Востоке) серьезно заступится за права католического клира, пренебрежение к которым должно было оскорблять чувство его собственного достоинства. Но еще раз гроза прошла мимо " … 1806 А солнце по-прежнему продолжало светить над Греками. казывая им во всякой справедливости. Тогда греческий митрополит того же острова решился положить конец тягостному положению своих единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Оно проявлялось прежде всего в международных отношениях, но на этой стороне, дела долго останавливаться не станем. Несомненно, что в борьбе с римско-католицизмом, турецкое правительство иногда забывало о простых правилах политического благоразумия, именно не редко позволяло себе наносить такие оскорбления представителям католических наций, которые свидетельствуют о забвении Турками основных начал международного права. Разумеем отношения турецкого правительства к католическим посольствам и их органам. В этом случае не мало пришлось перенести неприятностей посольству Венецианскому, Австрийскому и Французскому, потому что это были посольства римско-католических держав. Так в правление Мурада III, в 1515 году, Венецианский драгоман был палками выгнан из залы заседаний оттоманского Дикана; в 1575 году сам глава Венецианского посольства был выгнан тоже палками из того же высшего турецкого правительственного учреждения; а в 1620 году великий визирь приказал венецианского драгомана даже удавить. 1784 Еще больше различных плачевных приключений происходило с посольствами Австрийским и Французским. В XVI в., когда Австрийский посланник барон Прейнер отказался дать великому визирю подарок, то визирь пригрозил, что выставит его у позорного столба и что от этого последнего он не уйдет —362— в живых. Другого императорского Австрийского посла Джурковича тот же визирь на первой же аудиенции обозвал «собакой» к приказал сломать ему шпагу. 1785 В начале XVII в., один из великих визирей грозился; Австрийского интернунция Старцера повысить или выдрать плетьми, как «осла». 1786 В конце XVI века при Мураде III, по приказанию этого султана раз устроен был род маневров; сколочено было две балаганных крепости, из которых одна украшена была турецкими знаменами, а другая знаменами с христианскими эмблемами. Разумеется, во время маневров эта последняя крепость пала и разрушена турецкими оружием. Чтобы придать больше знаменательности потех, из Австрийского посольского дворца нарочно приведена была свинья, которая затем отдана на растерзание львам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом отношении впереди других шла соседка Турецкого государства Венецианская республика. Так в Марте 1463 года венецианский Совет Десяти входит в сношения с неким Георгием Трагурио, наметив его как человека, очень способного совершить убийство Магомета II. Этот Георгий действительно был человеком очень надежным в данном случае: он был очень искусными моряком, но за какие-то преступления попал в венецианскую тюрьму, но отсюда он бежал, добрался до Константинополя, где после разных приключений вступил на службу в турецкий флот, а что важнее всего – сделался матросом на корабле, принадлежащем самому султану (navis ipsius Teucri, т.е. султана). Случай редкий, которым и захотела воспользоваться вероломным образом венецианская республика. Дальнейших сведений об этом заговоре не имеется. Разумеется, целью, оправдывающею подобное гнусное средство, поставлялось благо христианского народа, подчиненного Турками и терпящего невзгоды от иноверного султана (mala dispositio ipsius Teucri ergo christianos, – к христианам, но каким: не римско-католиками ли? Это будет похоже на правду). 1765 В —352— том же 1463 году, но несколькими месяцами позже, тот же ревнующий о славе Божией венецианский Совет Десяти отыскивает какого-то латинского монаха и поручает ему умертвить Магомета II (dare mortem imperatori Turchorum), обещая ему за это 10.000 дукатов золотом и другие земные блага. В договоре, заключенном между этим негодным монахом и безнравственным Советом Х-ти, очень точно обозначено, с поименованием поручителей, как поступить с «ценою крови» в том случае, если убийство султана будет совершено, но при этом поплотится жизнью и убийца. Но интереснее всего то, что имелось в виду совершить злодеяние ради славы Божией; наш документ говорит, что смертоубийство может произойти только с Божьего соизволения (si Deus permitteret) и имеет своею целью благо христианства (omnes (?) intelligunt, quod id esset salus christianitatis). 1766 Изо всего видно, что римско-католическое венецианское правительство весьма занято было мыслью преждевременно отправить к праотцам султана Магомета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010