Введение. Пий IX и ватиканский декрет. Связь папской непогрешимости с идеей папского главенства Когда, в 1846 году Пий IX сделался папою, то либеральные заявления и действия, которыми он ознаменовал свое восшествие на престол, всюду возбудили самые светлые надежды. В то время папство стояло лицом к лицу с опасными для него тенденциями, грозившими и светской и духовной власти апостольского престола. В науке, в общественной жизни, в политике, всюду утвердились принципы, представлявшие резкую дисгармонию со средневековыми идеалами папства, и эти последние сделались совершеннейшим анахронизмом. Тенденции и события времени поставили папству требование, чтобы оно отказалось от некоторых из своих прав и привилегий, хотя и освященных давностью, но тем не менее фальшивых и незаконных. Новый папа, казалось, хорошо понимал и интересы апостольского престола и требования времени. По-видимому, он имел и добрую волю сделать все, чего требовало благо церкви и христианских народов. Учрежденные им комиссии имели поручение выработать проекты реформ во всех частях управления церковной области, ввести порядок в финансовую систему, поднять на должную высоту дело народного образования, особенно духовенства, облегчить цензурные условия печати, устранить злоупотребления администрации и т. д. Целый ряд таких мероприятий заставлял видеть в папе человека, если не положительно прогрессивного, то во всяком случае умеренного, чуждого ультрамонтанской рутины и обскурантизма. И однако же все надежды, возбужденные новым папою, оказались, притом очень скоро, чистейшей химерой. История папства представляет множество примеров, что ультрамонтанские традиции гораздо могущественнее личной воли самых благонамеренных и просвещенных пап. Многие восходили на папский престол с самыми возвышенными и благородными стремлениями, а в конце концов изнемогали в борьбе с ультрамонтанскими влияниями, подчинялись историческим традициям римской курии, переходили на сторону ретроградного направления и самого крайнего абсолютизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Глава католиков России – Папа Римский РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_21612.html 20 сентября 2005 Виктор Хруль Глава католиков России – Папа Римский Письмо в редакцию портала " Религия и СМИ " Уважаемые коллеги, Спасибо за публикацию присланного мною текста. И ваш комментарий, и оживленное обсуждение, которого удостоился материал на форуме портала, прочел с огромным интересом. Редакция попросила меня ответить на вопрос " кто является главой католиков России? " и прояснить некоторые другие вещи. Я постарался это сделать в тексте, который предлагается вашему  вниманию. 1. Кто является главой католиков России? В презумпции такого вопрошания находится постулат о том, что действительно существует " самый главный " , полноправный начальник католиков России с властными полномочиями на всей территории страны. Единственный по существу корректный ответ на этот вопрос таков: " Папа Римский " . Подробнейшие и детальные разъяснения по поводу того, каков статус председателя Конференции католических епископов России (ККЕР), а каков статус митрополита, потребовали бы много места и пространного цитирования Кодекса канонического права Католической Церкви, поэтому тех, кому требуются именно такие разъяснения, я отошлю непосредственно к документу (один из неофициальных переводов Кодекса на русский язык находится, например, на сайте katolik.ru ). Вкратце же ситуация выглядит следующим образом. Все епископы в России, как и во всем мире – суверенные главы своих епархий, они подчинены непосредственно Папе и Римской курии. Согласно каноническому праву, каждые пять лет епископ должен представлять отчет о состоянии дел во вверенной ему епархии непосредственно Понтифику, а не какому-то иерарху в своей стране (не митрополиту и не главе Конференции епископов). То есть вершина " вертикали власти " в данном случае находится за пределами России, и управляющие связи внутри страны не фокусируются в одном человеке, которого полноправно можно было бы назвать " главой российских католиков " . Для удобства представьте себе устройство Русской Православной Церкви в одном из федеральных округов России: там есть несколько православных епархий, но епископы самостоятельны и подчинены лишь Патриарху. В этом контексте не имеет смысла говорить о " главе православных федерального округа " .

http://religare.ru/2_21612_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Богословие папы Римского изменилось в сторону двоения истины и лукавства Православный ученый подвел итоги пятилетия понтификата Бенедикта XVI 20.04.2010 324 Время на чтение 4 минуты «Что касается богословия Бенедикта XVI, то частично я уже высказывался по этому поводу в своих публикациях. А следующая моя статья будет посвящена проблеме эволюционизма в оценке Бенедикта XVI. Когда я стал пристально рассматривать его богословское наследие, я ужаснулся, насколько изменилось парадигма Римо-католической церкви, и изменилась она не в лучшую сторону. Я бы сказал, что она изменилась в сторону двоения истины. В предыдущие времена было все более однозначно, все было достаточно ясно, хотя с рядом воззрений, безусловно, мы примириться не могли, поскольку они противоречили православной, христианской истине, но, тем не менее, по крайней мере, было нечто понятное, прозрачное, очерченное, определенное, о чем можно было спорить. А в настоящее время, временами читая некоторые тексты Бенедикта XVI, кардинала Йозефа Ратцингера, я прихожу в недоумение. Человек занимается элементарным двоением истины, элементарным лукавством и запутыванием очевидных и ясных богословских вопросов, в том числе таких важнейших вопросов, как отношение к иным религиям, отношение к эволюции, отношение к феномену человека как такового, отношение к жизненно важным этическим проблемам», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , подводя итоги пятилетия понтификата папы Римского Бенедикта XVI. Как сообщает «Сибирская католическая газета», папа Бенедикт XVI вернулся в Рим из поездки на Мальту вечером в воскресенье 18 апреля. А на 19 апреля пришлась пятая годовщина его избрания Римским епископом (это событие имело место 19 апреля 2005 г.). В связи с этой датой понедельник 19 апреля был объявлен в Ватикане нерабочим днем, а папа встретился за праздничным ланчем со своими кардиналами и другими видными представителями Римской курии.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/20/di...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ IV (28.06.1476, Каприлья (ныне Каприлья-Ирпина), Кампания - 18.08.1559, Рим; до избрания папой - Джованни Пьетро (Джанпьетро) Караффа (Карафа)), папа Римский (с 23 мая 1555). Происходил из знатного и влиятельного неаполитанского рода Караффа; отец - Джованни Антонио Караффа, барон Сант-Анджело-делла-Скала, мать - Виттория Кампонески, дочь Пьетро Лалле Кампонески, последнего князя Монторио (обл. Абруццо). Согласно жизнеописаниям, составленным в ордене театинцев уже после смерти понтифика, Дж. П. Караффа принял решение о церковном служении еще в детстве: в 12 лет он сообщил родственникам о своем желании вступить в орден доминиканцев, а в 14 лет вместе с сестрой Марией сбежал из дома, чтобы вопреки воле отца принести монашеские обеты, но вскоре вернулся. В 1494 г. с разрешения отца для получения образования он переехал в Рим к дяде - кард. Оливьеро Караффе, архиепископу Неаполя (1458-1484, 1503-1505; в 1484 передал кафедру брату, Алессандро Караффе, но фактически сохранил управление архиеп-ством за собой), протектору ордена доминиканцев, знатоку искусств, меценату. Дж. П. Караффа получил хорошее гуманистическое образование, знал древние языки (латынь, греческий и еврейский); позднее в переписке Эразм Роттердамский отмечал эрудицию буд. понтифика и его глубокие знания. При поддержке дяди Дж. П. Караффа получил должности в Римской курии: папского камерария (1500), апостольского протонотария (1503). О его рукоположении во пресвитера информации нет, но в 1500 г. он стал каноником и примицерием кафедрального капитула Неаполя. Павел IV, папа Римский. Бронзовая медаль. XVI в. Аверс (музей Метрополитен, Нью-Йорк) Павел IV, папа Римский. Бронзовая медаль. XVI в. Аверс (музей Метрополитен, Нью-Йорк) В 1505 г. кард. О. Караффа договорился о передаче племяннику епископства Кьети; 18 сент. 1506 г. в Риме состоялось епископское рукоположение Дж. П. Караффы, его совершил кард. О. Караффа.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕСНИЦКИЙ [польск. Olenicki, z Olenicy] Збигнев (5.12.1389, Сенно, Польша - 1.05.1455, Сандомир, там же), еп. Краковский (с 1423), кардинал (с 1449), гос. и церковный деятель. Сын земского судьи (sdzia ziemski) Кракова. Начальное образование О. получил в коллегиальной школе в Сандомире. С 1406 г. учился в Краковском ун-те (предположительно на фак-те свободных искусств). Нек-рое время провел во Вроцлаве, где освоил нем. язык. Получив по окончании учебы степень лиценциата, О. поступил на службу секретарем в канцелярию польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) (1386-1434). Он занимался чтением и переводом королевской документации, был составителем посланий, адресованных папской курии и курфюрстам Свящ. Римской империи, с жалобами на Тевтонский орден во время войны с ним Великого княжества Литовского в союзе с Польским королевством (1409-1411). Во время Грюнвальдской битвы (15 июля 1410) О. находился в числе наиболее приближенных к королю людей ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 109-112). Он выполнял дипломатические поручения, связанные гл. обр. с решением польско-орденского конфликта (исследователи отмечают эрудированность О. в этом вопросе - Krzy aniakowa. 1976. S. 475-484; Wr ó bel. 2003. S. 38-39). С 1411 г. О. был членом делегации в Рим к антипапе Иоанну XXIII (ок. 1370-1419). Весной 1410 г. находился при дворе венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437, герм. король с 1411, император с 1433), к-рый выступил посредником в переговорах Польши с Тевтонским орденом. В 1420 г. кор. Владислав (Ягайло) назначил О. послом к Сигизмунду I. В 1424 г. О. с дипломатической миссией прибыл к бранденбургскому курфюрсту Фридриху I, заинтересованному в союзе с Польшей для возврата из владений Тевтонского ордена т. н. Новой марки, бывшей провинции Бранденбургского маркграфства. Назначение на Краковскую кафедру Возведение на епископскую кафедру О., к тому времени имевшего чин субдиакона (дата поставления неизв.), было связано с политической ситуацией.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ [Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии , комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания. В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Один современный Галилею государственный человек и учёный  1 сказал, что процесс Галилея положит тёмное пятно на правление Урбана VIII и что потомство сравнит гонения, которым подвергся Галилей, с преследованиями, которые перенёс Сократ. Эти слова оправдались. Сочувствие потомства перешло на сторону Галилея, и народная фантазия сделала его героем и мучеником науки. По этой фантазии герой и мученик науки является на суд инквизиции и гордо защищает учение о двояком движении Земли (годовом и суточном); раздражённые судьи приказывают палачам подвергнуть его пытке, и он долгое время с мужеством переносит мучения и остаётся непоколебим, наконец он уступает и обещает отречься от защищаемого им учения; его тащат в собрание священной конгрегации, и здесь в покаянной рубашке, стоя на коленях, он отрекается от коперниковой системы мира; но, поднявшись с колен, он не в состоянии сдерживать долее раздражение и горечь; топнув ногой, он произносит знаменитое «e pur si muove» («а всё-таки движется»), после чего его опять бросают в мрачную тюрьму инквизиции и ослепляют. Возвышенные качества, усвоенные потомством Галилея, и многие подробности из его процесса не имеют никакого исторического основания; действительный Галилей не обнаружил того непоколебимого мужества, какое проявил Галилей легендарный; в процессе не имели места ни пытка, ни покаянная рубашка, ни темница инквизиции, ни ослепление, даже знаменитая фраза «а всё-таки движется» никогда не была произнесена. В лице Галилея претерпела насилие наука, сделана попытка подчинить внешнему авторитету такую отрасль знания, развитие которой возможно только при полной свободе исследования. Человеческая природа протестует против нарушения своих неотъемлемых прав и протест выражает тем, что окружает жертву ореолом разных совершенств и создаёт небывалые положения, могущие послужить к её чести. Открывается обширное поле преувеличениям и вымыслам, которые затемняют историческую картину и дают повод к ложным обобщениям. Что может быть неправильнее того общего положения, что наука и религия несовместны и не могут ужиться друг с другом, так что, где преобладает вера, там наука осуждена на застой и, как скоро получает значительное развитие наука, наступает конец царству веры? Между тем, это ходячее мнение имеет много приверженцев и подкрепляется рядом исторических фактов, между которыми процесс Галилея занимает одно из видных мест. В руках приверженцев этого мнения дело Галилея получает характер столкновения и борьбы противоположных начал, опытной науки с теологией, результатов, добытых путем наблюдения с истинами, опирающимися на авторитет Библии . Такое заключение  плод поверхностного изучения истории; при тщательном её изучении открываются стороны, которые исключают всякую возможность подобного заключения. Мы владеем всеми средствами ознакомиться с подробностями процесса Галилея после того, как итальянец Доменико Берти 2 издал в 1876 году подлинные акты процесса по рукописи, хранящейся в ватиканском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Стратегия и тактика католических иерархов в процессе создания югославянского государства (1917-1918 гг.) Герб Королевства сербов, хорватов и словенцев. Тема создания югославянского государства является одной из важнейших в новой истории югославянских народов. Ею занимались и занимаются многие исследователи, как в нашей стране, так и на Балканах. Однако и в этой теме есть неисследованные проблемы. Один из аспектов, который не получил достаточного освещения в отечественной и в югославской историографии, является роль Католической Церкви в общественно-политических процессах на территории юга Балканского полуострова на завершающем этапе Первой мировой войны и ее влияние на создание югославянского государства. В конце XIX - начале ХХ вв. под воздействием идей Св. престола среди католических югославянских народов развивались массовые движения Католической Церкви под названием Социальный католицизм (Католическая акция), в рамках которых создавались католические организации, охватывающие практически все слои и сферы жизни населения. В результате развития католических движений в противовес сербскому центру объединения сложился мощный фронт клерикальных сил, привнесших в процесс создания югославянского государства собственную идеологию, методы политической борьбы и свои представления о конечном результате югославянского объединения. В течение 1917-1918 гг. судьбу югославянской идеи решали три фактора: сербское правительство на о. Корфу, Югославянский комитет в Лондоне и Югославянский клуб австрийского парламента в Вене. 1 августа 1917 года папа Бенедикт XV (понтификат 1914-1922 гг.) направил главам союзнических государств ноту с изложением плана мирного урегулирования. Ее автором был высокопоставленный иезуит В.Ледоковский, который в качестве основы послевоенного устройства Европы предложил довоенный статус-кво . Во второй половине 1917 года Св. престол стал инициатором переустройства монархии ударившись при этом сразу в две крайности: с одной стороны, он предлагал создать «Великую Хорватию» до реки Дрины, а с другой - превратить Австро-Венгрию в федеративное государство и создать в ее границах югославянское национальное образование. До окончания войны Римской курии так и не удалось согласовать эти взаимоисключающие варианты.

http://pravoslavie.ru/5290.html

Точные дата и место рождения К. неизвестны; по нек-рым сведениям, он происходил из Грейт-Ливермира (графство Суффолк). В кон. 90-х гг. XV в. К. поступил в Кембриджский ун-т; в 1498 г. он получил степень бакалавра искусств (см. ст. Artes liberales ), а в 1502 г. окончил обучение со степенью магистра искусств (см.: Alumni Cantabrigienses. Camb., 1922. Pt. 1: From the Earliest Times to 1751. Vol. 1. P. 342). Вскоре после этого К. отправился в Италию; в 1510 г. он окончил юридический фак-т Болонского ун-та со степенью доктора канонического права (в нек-рых источниках К. упоминается как доктор светского и канонического права (doctor juris utriusque); см.: Rex. 2004. P. 45). По окончании ун-та К. переехал в Рим и поступил на службу к кард. Кристоферу Бейнбриджу (ок. 1464-1514), архиеп. Йоркскому (с 1508) и послу кор. Англии Генриха VIII (1509-1547) в Римской курии . Основной обязанностью К. был надзор за деятельностью Английской гостиницы (The English Hospice), предназначавшейся для приема паломников и бывшей центром англ. влияния в Риме (см.: Allen J. The English Hospice in Rome. R., 1962). После смерти Бейнбриджа К. вернулся в Англию, где вошел в ближайшее окружение кард. Томаса Уолси (ок. 1473-1530), архиеп. Йоркского (с 1514) и лорда-канцлера Англии (1515-1529), пользовавшегося в этот период неограниченным влиянием на кор. Генриха VIII. Покровительство Уолси способствовало стремительной церковной карьере К. В 1516 г. он стал деканом Королевской капеллы (Chapel Royal) в Лондоне; во 2-й пол. 10-х гг. XVI в. получил при посредничестве Уолси значительное число бенефициев : ректорства в Ротбери (графство Нортамберленд), Портисхеде (графство Сомерсет), Дитчите (графство Сомерсет), Айвичерче (графство Кент), Саут-Молтоне (графство Девон); архидиаконство в Колчестере (графство Эссекс) и деканство в капелле св. Георгия (St. George " s Chapel) в Виндзорском замке ( Rex. 2004. P. 45). Значительное политическое влияние К. было обусловлено тем, что он часто выполнял роль посредника между кор. Генрихом VIII и Уолси, передавая королю устные и письменные сообщения от кардинала. К. занимал ряд гос. должностей: в 1519 г. он был одним из судей в Звёздной палате (Star Chamber) и впосл. неоднократно привлекался в качестве судебного заседателя и арбитра в спорах английских аристократов; в 1522-1523 гг. К. был начальником судебных архивов и председателем Апелляционного суда (Master of the Rolls). Дипломатическая деятельность в Европе (1519-1528)

http://pravenc.ru/text/1841311.html

В Римской курии произошла перестановка Ватикан, 23 мая 2006 г. Папа Римский Бенедикт XVI совершил перестановку в Римской курии, сообщает Журналистское агентство Италии AGI. Индийский кардинал Иван Диас был назначен новым префектом Конгрегации евангелизации народов. На этом посту он сменит кардинала Крешенцио Сепе, который отныне будет возглавлять архидиоцез Неаполя. Прежний архиепископ Неаполитанский кардинал Микеле Джордано отправлен на покой – ему исполнилось 75 лет, и он, по правилам Церкви, подал Папе прошение об отставке. Как отмечает газета Daily Telegraph, многие католические прелаты служат по многу лет после этого срока, однако в случае кардинала Джордано Папа решил принять прошение об отставке. Газета приводит цитату из итальянского издания Corriere della Sera, которое называет отставку Джордано " сменой высшей гвардии итальянской Церкви и Святого Престола " . В 1999 году кардинал Джордано обвинялся в злоупотреблениях при использовании церковных средств. По этому обвинению он был оправдан, однако в 2002 году суд все же приговорил его к четырем с половиной месяцам тюрьмы за махинации с принадлежавшей Церкви недвижимостью. В настоящее время апелляцию по этому делу рассматривает Верховный суд Италии. Новая должность кардинала Диаса считается одной из самых ответственных и важных в курии. В ведомстве " красного Папы " – – префекта Конгрегации, находятся страны Азии, Африки и Океании, то есть более тысячи архидиоцезов и диоцезов. Конгрегация евангелизации народов имеет долгую историю – она была создана Папой Григорием XV в 1622 году с целью " проповедовать веру и единство Церкви по всему миру " . Конгрегация сама себя финансирует, в разных концах света ей принадлежат многочисленные семинарии, в которых учатся около 30 000 студентов. " Территория " Конгрегации евангелизации народов – 65 млн. квадратных километров, на которых живут 185 млн. католиков. Штаб-квартира конгрегации в Риме находится на знаменитой площади Испании. Многие аналитики в Риме расценивают назначение кардинала Диаса на столь высокий пост в курии как " положительный сигнал " католикам Азии и всего " третьего мира " . Как сообщили представители индийского епископата, до тех пор, пока Папа не назначит кардиналу Диасу замену, он будет исполнять обязанности " администратора " своей нынешней епархии – Бомбейского архидиоцеза.

http://pravoslavie.ru/17477.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010