Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение. Народы мятутся, восстают против Господа, но Он в гневе своем приведет их в смятение. Мы видим, как широко используются в Книге Откровения многие ветхозаветные тексты, из которых черпается обильный пророческий и символический материал. Перед гневом суда Божьего всякий человеческий гнев должен обнаружить свою ничтожность. Но суд Божий касается не только уцелевших живых грешников, но также умерших: никто не может избежать его. Для Иоанна примечательно, что сначала он пишет о спасении верных, а потом уже о гибели грешников. Церковь принимает вечную награду. В Синодальном тексте это не очень хорошо переведено как «дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего». Однако мы не должны забывать, что славянское «мзда», «возмездие», означает плату, вознаграждение за содеянное. Здесь верные христиане получают именно «вознаграждение» за свою верность. Перечисление различных наименований спасенных не предполагает, что речь идет о разных категориях христиан. Пророчествовать должны все христиане, все они – рабы Божьи, все они «святые». Ведь святыми назывались тогда не особо проявившие себя христиане, но все крещеные, все освященные в святом крещении. «Освященные» и означает святые, очищенные, приближенные к Богу. «Боящиеся имени» Божьего тоже надо понимать как синоним христиан (ср. Откр.14:7 ; Откр.19:5 ). Вознаграждаются все, кто сохраняет верность Богу, «малые и великие» (ср. Откр.13:16 ; Откр.19:5,18 ; Откр.20:12 ). Но суд Божий принесет гибель «губившим землю». Разумеется, при этом речь идет не просто о тех, кто разрушает природу. В Откр.19:2 говорится о великой блуднице Вавилоне, «которая растлила землю любодейством своим». В оригинале – тот же глагол «губила», «губила землю». Имеется в виду то, что Вавилон, то есть Рим, совращал людей к культу империи и императора. Поэтому и в нашем месте Откр.11:18 «губители земли» – последователи имперского языческого культа, приводящего к отпадению от Бога. «Губители земли» – это те, кто на огромных просторах Римской империи духовно губят людей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«И не примечательно ли, что основанием права на все времена остались юридические принципы, отлившиеся в чеканную форму в Римской империи?»; «Апостол Павел видит в государственной власти великую положительную силу, стоящую на страже добра» 462 . Словом, апостол не случайно пишет в столицу империи, наставляя римских христиан быть в послушании к властям 463 . Стоит обратить внимание и на явную и весьма плодотворную ветхозаветную параллель. Нет нужды подробно напоминать, чем был Вавилон для евреев, оказавшихся там в плену после разрушения вавилонянами Иерусалима и храма. Пророк Иеремия пишет послание к евреям-«вавилонянам» – наподобие того, как шесть веков спустя Павел обращался к христианам-«римлянам». И напутствует пленников сходными утешениями: И заботьтесь о благосостоянии города [т.е. Вавилона – А.С.], в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29:7 ). «Для синагоги такая молитва была проблематичной и постоянно нуждалась во внешнем основании. [Далее цитируется Иер. 29, 7 – А.С.] Молитва за чужую страну и ее обитателей направлена на благополучие израильского народа и потому оправдана. Там, где это необходимо для блага собственного народа, в молитву включаются и язычники, и их власти. Только историческая ситуация позволяет Израилю молитву за врагов» 464 . Немаловажно, что и в Новом Завете мотивировка остается сходной: 1 ... прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1–2 ) 465 . Наверное, не только иронию истории стоит усматривать в том, что Рим будет наречен первыми христианами Вавилоном, например, в 1-м Послании Петра (см. 1Петр. 5, 13 ; ср. также Откр. 14, 8; 16, 19; 17, 5; 18, 2. 10. 21 ). Вообще, в 1Петр. 2, 13–17 высказываются те же увещания, что и в Рим. 13 : 13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – 15 ибо такова есть воля Божия... 17 Бога бойтесь, царя чтите.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Иезекииль не находит слов для бичевания «дщери Иерусалимской» и называет ее «развратною» более, нежели «Самария и Содома» 23 , а пр. Варух готов оплакивать ту «несчастную землю, которая приняла сыновей» вероломного народа 24 . Как бы подводя итог всему прошлому своих соотчичей, «сеявших ветер», пр. Осия предрек им страшную «жатву бури» 25 . «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы», говорит в заключение своей предсмертной речи первомученик Стефан. «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» 26 . Для совершения неслыханного и величайшего преступления, каким является Христово распятие, в целом свете не нашлось ни одного еще другого, кроме «избранного», народа. Неужели же потому, что он «лучший» из всех? Что согласиться с этим, нужно наперед затмить свой ум и погасить всякую совесть! Не вернее ли и не пора ли отказаться от унаследованных на этот счет предрассудков и, признавая только относительную ценность исполненной «избранниками» религиозной миссии, указать им подобающее место среди других «грешных» народов? Человек познается в делах своих, из которых, составляется история, где прошлым обусловливается будущее. Библейское прошлое иудеев слишком удалено от нас, и его назидания представляются, по крайней мере некоторым, устаревшими. Пусть будет так! Обратимся к иудейской истории в новозаветном ее периоде, и чтоб не разрывать колец в сомкнутой цепи минувших деяний, начнем с положения иудеев в Римской Империи. Подобно магнитной стрелке, при всяких колебаниях непременно обращающейся к северу, иудеи остались верны себе, не смотря ни на какие злоключения. Рассеянные по всей империи, они не замедлили приложить врожденные им таланты к различным, особенно коммерческим, предприятиям и освободить себя от более тяжких повинностей, например, от военной службы 27 . В «вечном городе» иудеи населили отведенный специально для них четырнадцатый квартал, где и размножались с необыкновенной быстротой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Иерусалимский религиозный центр в эти времена быстро приближался к полному упадку и духовно ориентироваться на него становилось все труднее и труднее. Поэтому рассеянное еврейство действительно оказывалось «стадом, не имеющим пастыря» (2:25). Первое послание В своем первом послании ап. Петр нигде не касается социального или политического состояния малоазиатских церквей, но все свое внимание обращает исключительно на духовную и моральную сторону жизни новообращенных христиан. Он пишет: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, чтобы они, за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (2:11–12). Отношение к гражданской власти . Апостол призывает верующих быть покорными всякому человеческому начальству: «царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (2:13–15). Этот завет апостола был особенно необходим для христиан того времени, когда восстания и всяческие бесчинства перебрасывались из Палестины в некоторые города Азии с одной стороны, а с другой, в центре империи, в Риме, расширялись гонения на христиан. Слуги и господа . Рабству человеческому св. ап. Петр противопоставляет внутреннюю духовную свободу человека, как свободу «рабов Божиих», но предупреждает, что этой свободой нельзя злоупотреблять. Правовая свобода и свобода духовная понятия разные. «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым, ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (2:18–19). Это не значит, что ап. Петр считал господствовавшее тогда в римской империи рабовладельчество справедливым, но он утверждал, что духовная свобода человека стоит выше всех земных человеческих отношений. Он говорил, что в нашей жизни мы должны подражать Господу Иисусу Христу, потому что «Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». – «Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (2:21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именно в контексте данной проблематики развивается мысль Павла и в Послании к Римлянам. Когда он говорит о пище, вкушение которой может смутить немощных братьев, имеется в виду, прежде всего, идоложертвенная пища. В более широком плане, речь идет о всякой пище, вкушение которой запрещено строгими иудейскими правилами. Во времена апостола Павла христиане, как и прочие граждане Римской империи, покупали еду на рынке. Эта еда нередко была окроплена жертвенной кровью, поскольку жертвы языческим богам приносились в империи повсеместно. Для христианина было недопустимо участие в языческих жертвоприношениях, а также в трапезах, которыми они сопровождались, потому что через это христианин становился участников языческого культа. Однако допустимо ли было вкушать пищу, окропленную жертвенной кровью? Иудействующие христиане считали, что нет. Позиция Павла была более гибкой. Он проводил различие между активным участием в языческом культе, пассивным участием в нем и вкушением остатков от него. Активное участие для христианина недопустимо. Пассивное участие, то есть присутствие на трапезе в языческом храме после того, как жертва принесена, и вкушение от идоложертвенных яств нежелательно, так как может вызвать соблазн. Что же касается мяса, которое продается на рынке, то христианин не обязан исследовать, каково его происхождение и не является ли оно остатком от жертв, принесенных богам («Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования», – говорит Павел в 1Кор. 10:25 ). Такое отношение к пище резко отличает христиан от иудеев, для которых любая пища, не входящая в список разрешенной, или приготовленная не-иудеями, или приготовленная не по правилам, была нечистой. 305 «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» Считая следование иудейским ритуальным предписаниям признаком немощи в вере, Павел, тем не менее, призывал тех, кто им не следует, не осуждать немощных братьев: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. He станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим. 14:7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, личные качества Апостолов Матфея, Петра и Иоанна, а также Евангелистов Марка и Луки, ручаются за достоверность всего ими рассказанного, и мы со спокойной совестью можем применить к Апостолам и тем очевидцам, бывшим с самого начала, на которых ссылается Евангелист Лука, слова Евангелиста Иоанна: И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили (Ин. 19, 35). Достоверность некоторых сказаний Евангелистов подтверждается, в главнейших чертах, и современными им языческими и иудейскими писателями. Пилат донес римскому императору Тиверию о том, что Христос был распят и воскрес из мертвых, что об этом событии известно всем в Палестине, что Его почитают многие за Бога, и что сам Пилат слышал о Его чудесах. Тиверий, получив это донесение, велел римскому сенату включить Иисуса Христа в число богов. Об этом свидетельствуют Тертуллиан и Евсевий, причем Тертуллиан, в своей " Апологии " , обращаясь к правителям Рима, ссылается в подтверждение своих слов на документы, хранившиеся в их архивах: " Справьтесь с вашими летописями! " . Надо заметить, что Тертуллиан писал в то время, когда христианство считалось зловредной сектой, и потому едва ли он решился бы так смело сослаться на римские документы, если бы в них не было записано донесение Пилата. " Справьтесь с вашими летописями, - говорил он, - и вы увидите, что я говорю правду! " А что он действительно говорил правду о донесении Пилата, это подтверждается тем впечатлением, какое произвело это донесение на императора Тиверия: соглашаясь признать божество Иисуса Христа, Тиверий не преследовал христиан, и в его правление христианство распространялось беспрепятственно в пределах Римской Империи. Тацит (язычник, римлянин, родился в 54 году по Р. X.) занес в свою летопись (15, 44), что в правление Тиверия, при Понтии Пилате, Христос был казнен, что Христос - основатель христианской секты, быстро распространившейся по всей Империи и вызвавшей против себя гонения Нерона. Плиний Младший, современник Тацита, в письме своем к императору Траяну свидетельствует о быстром распространении христианства в Малой Азии, о нравственной чистоте и твердости христиан, несмотря на жестокие преследования, и о поклонении их Христу, как Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Иудеи, как Самаритяне, так и язычники должны были призваться к царствию Божию, и никто уже более не исключался. Вознесение Господне Последняя беседа эта, была близь Вифании, на горе Елеонской, куда Иисус вывел Апостолов, 273 Он же поднял руки Свои, благословил их и благословляя их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Облако взяло Его из вида их. Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда Апостолы поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. 274 17 Действие естественного зачатия есть тайна, отчего же отвергать творческое действие Св. Духа, потому что это также таинство? 19 Мат. 1, 18 –25. исследователи полагали, что Мария вступила в супружество с Иосифом вскоре после того, как зачала Иисуса действием Св. Духа и что Иосиф намеривался развестись с нею. 20 Священный писатель справедливо замечает что слово Эммануил значит по-еврейски: с нами Бог. Должно заметить, с нашей тщательностью свидетельствуют Евангелисты, с самого начала писаний своих о естестве божественном и естестве человеческом, соединенных в одном божественном лице Иисуса. Святые Иоанн и Лука, как мы выше видели, утвердили этот догмат, который в свою очередь, утверждает и Матфей. Приведенный же им Пророк есть Исаия 14). 22 В Империи Римской, в царствование Августа, был обычай каждые пять лет, то есть каждую люстру производить переписи в империи и странах, ей подвласных. Дион Кассий, в истории своей царствования Августа, упоминает о многих из этих переписей. Веллеий Патеркул, Тацит и Светоний также говорят о том. Последний упоминает о трех главных переписях, к которым приступал Август, к первой и третьей с коллегией в консульстве, а ко второй, один . (Cbem.in Octav, § 27) О которой же переписи говорит св. Лука? Он приписывает Квиринею две переписи: αωτη η απογραφη πρωτη εγενετο, эта перепись была первая Слово πρωτη ( первая ) будь оно пред словом εγενετο (была), как в тексте обыкновенном или после, как то в некоторых манускриптах, особенно в Синайском, смысл, кажется нам одинаковым и варианту этому не следует придавать большого значения. Все признают, что Квириний производил перепись, когда потерял права свои Архелай, сын Ирода, и десять лет после смерти царя Ирода. Производил ли он первую при жизни Ирода, как утверждает то св. Лука? Критики это отрицали и упрекали Евангелиста в анахронизме десяти лет. Критики эти не достаточно изучили вопрос, который так властно решают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Многие святые отцы Церкви учили, что о крушении Рима говорят вот эти строки пророка Даниила: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7: 7, 8). От Первого Рима с незапамятных времен исходит Второй Рим - Византия. Третий Рим - Российская империя - рождается посредством диффузии римской государственности в лоне духа Православия Второго Рима, Византии. Поэтому это пророчество напрямую относится к Российской (Советской) империи, как порождению Первого Рима, исполненного духом веры Второго Рима. Существует много версий о причинах гибели Советской империи. Удивляет лишь то, что большинство исследователей, аналитиков, публицистов игнорируют очевидное: ответ на вопрос о разрушении СССР давно уже дан конституционным органом. Имеется в виду работа Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которая рассматривала выдвинутые обвинения против Президента России Бориса Ельцина для решения вопроса отстранения его от должности Президента. Комиссия изучила множество материалов, опросила немало свидетелей, выслушала специалистов и приняла на основании этого соответствующее «Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений». Указанное заключение Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации показывает ложность тех суждений о причинах разрушения СССР, которые построены не на объективном исследовании, а на субъективном мнении, к тому же зачастую ангажированном. В таких случаях сухой и лишенный эмоций юридический язык - прекрасное средство от фантазий, иллюзий и домыслов. С этим заключением можно ознакомиться в книге «Сборник документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, и их рассмотрения Государственной Думой 13-15 мая 1999 года», изданной Государственной Думой в 1999 году.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/03/...

На языке Церкви, на языке богословия таинством названо то богослужебное действие, в котором исполняется таинственное, мистическое участие Бога в человеческой жизни и реализуется участие человека в Божественном бытии. В первом из таинств, в Крещении, происходит наше рождение для жизни в Боге: человек входит в Церковь, человек получает дар духовной жизни. Богообщение, к которому призван в Церкви человек, реализуется затем и в других таинствах. И прежде всего, в полноте и в совершенстве, — в таинстве Причащения, ибо говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6: 56). И еще: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Сам по себе, без Бога, человек не обладает полнотой бытия и не причастен жизни вечной. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19), — сказал Господь о таинстве Причащения. Но если мы говорим о Боге, Который над временем и вне времен, «воспоминание» — не столько память о том, что было когда)то, сколько молитва и живое с Ним общение на Литургии. Полное название Литургии, на которой таинство Причащения совершается в большинство дней церковного года и на которой по преимуществу мы остановим свое внимание, — Литургия святителя Иоанна Златоуста. Мы знаем, что Господь предупреждал своих последователей: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15: 20). Именно так и произошло со святым Иоанном, епископом новой столицы Римской империи — Константинополя. Иоанн был столь ярким проповедником, что его назвали Хризостомом, то есть Златоустом. Он был необычайно популярен среди верующих, но призвание быть бескомпромиссным ревнителем правды Божией поставило его в противоречие с миром. Уже закончились гонения на Церковь первых трех веков, уже и сам император был христианином, но евангельская проповедь святителя Иоанна и бесстрашное обличение пороков властителей привели его к изгнанию. Святитель был сослан в отдаленный край империи — на Кавказ. 14 (27) ( 1 ) сентября 407 года, на пути в расположенный в Пицунде римский гарнизон, святой Иоанн Златоуст почувствовал приближение смерти. Он облачился в светлые одежды, помолился и предал свой дух в руки Божии со словами: «Слава Богу за все».

http://zavet.ru/a/rss_1296232697.html

Некоторые исследователи считают, что притча была адресована фарисеям 302 или народу 303 , несмотря на то что в тексте Евангелия от Луки она следует сразу же за ответом на просьбу учеников об умножении веры. Можно предположить, что, как это нередко случалось, беседа с учениками происходила в присутствии народа, и, ответив на вопрос учеников, Иисус затем обратился к окружающим. Ни один из апостолов, насколько известно, не принадлежал к той категории лиц, которая могла позволить себе иметь в услужении раба пашущего или пасущего. С другой стороны, среди слушателей Иисуса могло быть немало лиц, в чьих семьях был хотя бы один слуга 304 . Описанная сцена характерна для общества, в котором жил и проповедовал Иисус. Как мы говорили, именно в Его эпоху институт рабства в Римской империи достиг наибольшего развития. Ни в одном из Его поучений этот институт как таковой не оспаривается, как не оспариваются иные аспекты общественно-политического устройства империи. Будучи реформатором человеческих душ, Иисус не занимался реформированием социальных институтов, не давал рекомендаций, касающихся переустройства общества. В одной из бесед с иудеями Иисус говорит: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8:34–36 ). В этих словах намечено то учение о рабстве как духовном порабощении греху и о свободе как освобождении от греха, которое будет всесторонне развито апостолом Павлом: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Рим. 6:16–18 ). Павел считал, что свобода лучше рабства, но превыше всего ставил свободу во Христе: Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор. 7:21–22 ). Призывая рабов повиноваться господам ( Еф. 6:5–7 ), Павел подчеркивал, что в Церкви нет ни раба, ни свободного, но все – одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Основная часть Послания Павла к Филимону посвящена судьбе Онисима, который, судя по содержанию послания, был у Филимона рабом, оказался для него «негоден» (очевидно, сбежал от него), но пригодился Павлу, находившемуся в узах. Вместе с посланием Павел возвращает раба хозяину, но просит принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного ( Флм. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010