Александриец известен был всему древнему интеллигентному миру своим бойким, насмешливым языком 128 , и за свои остроты иногда расплачивался даже своею кровью. Александрийский простолюдин, διτης, и тот способен был удивительно метко схватить самую суть фальшивого положения и выразить свое наблюдение очень едко 129 . В жилах великого Афанасия текла та же кипучая александрийская кровь, и что удивительного, если опт, александриец и по воспитанию, со своими, беззаветно преданными ему александрийцами говорил иногда по-александрийски? Другие выражения послания также носят характерную печать Афанасиева языка. Christiani estis vos, nos vero Christo repugnantes.]  Χριστιανος μν ντας μ ς μ νγκαζε χριστομχους γενσθαι. – χριστομλαχος α ρεσις – один из наиболее постоянных эпитетов «ариоманитов» у Афанасия в. 130 qui apud multos putantur esse terribiles]  φοβερος αυτος δεκνυον ο ς βουλοντο 131 non solum eos alienos judicavit ab ecclesia, sed nec dignos vocari Christianos aestimavit.] Γρηγριον γρ – ο τως πεκρυξαν,  ς – μηδ φελοντα χριστιανν νομζεσθαι 132 . Quis enim non lacrymatus est dum vestrae litterae legerentur? quis non ingemuit aspiciens quos exsiliaverunt isti? quis non existimavit vestras suas esse tribulationes?] κα  τα κενων παθματα δια γομενα 133 .  Τς ο ν τατα βλπων κοων,  τς ρν τν λαζονεαν τν σεβν – ο στενξειεν;  τς,  τοτων γιγνομνων κα τς σεβεας τοσατην ναισχυνταν λαβοσης,  τι  τολμ λγειν Κοστλλιον χριστιανν,  κα ο μ λλον ντχριστου τν εκνα; Ряд вопросов с одним начальным  τς; или  πσος; или  πς; – излюбленный оборот речи у Афанасия в., так что он употребляет его – не смотря на несколько риторическую окраску этого приема – даже в письмах 134 . Если несостоятельно доказательство объективно-историческое [А], то на чисто субъективном В построить можно очень немного. Эстетическая оценка – дело вкуса. К сожалению, раз ей придано значение доказательства, npabuлa De gusmibus non dispumandum yжe нельзя применить к ней полностью. «Повторении» и в этом послании и в других есть; речь о «невыносимом, постоянном повторении одних и тех же слов» – риторическая – более нервозная, чем красноречивая – гипербола, совсем не отвечающая действительности. Строки в роде следующих: «они видели [в отцах сердикских] мужей верных, дорожащих правдою, или лучше видели в них Самого нашего Господа... Имея пред глазами свидетелей, они уподобились Каину, как и он, бежали, потому что тяжко согрешили; но уподобившись Каину в бегстве, они прияли и осуждение. Понял святый собор дела их, услышал кровь нашу вопиющую, услышал вопли ими обиженных» действительно ли «безжизненны и вялы», пусть судит читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ответ вестгот. епископов и сочинение И. были получены папой Римским Бенедиктом II (684-685), высказавшим сомнение в правильности изложенного в апологии вероучения. Папа отметил, что И. использовал иногда неточные и даже неверные с догматической т. зр. выражения. Слова папы были переданы И., который в 686 г. составил 2-ю апологию, где твердо отстаивал ранее высказанные положения, обвиняя рим. богословов в непонимании сути вопроса. Эта апология была получена в Риме, но из-за частой смены понтификов в 685-687 гг. ответа на нее не последовало. В актах XV Толетского Собора (688) сохранилась также 3-я апология И. Поскольку Феликс Толетский знал только о 2 апологиях («Апология веры» и «Апология в 3 главах» - Apologeticum in tribus capitulis), предполагают, что составленная И. 3-я апология была пространным пересказом 2-й апологии, одобренной участниками XV Собора в Толете. Акты этого Собора были получены в Риме папой Сергием I (687-701). Столкнувшись с жестким противодействием епископата Вестготского королевства, папа Сергий I был вынужден пересмотреть отношение Папского престола к богословскому творчеству И., к-рое он признал соответствующим правосл. учению. Согласно Мосарабской хронике 754 г., Римский Собор одобрил апологии И., тем самым конфликт между прелатами Вестготского королевства и Папским престолом был улажен (см.: La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 156-158). После кончины кор. Эрвига (687) И. совершил помазание кор. Эгики (687-702). На XV Толетском Соборе обсуждался вопрос о клятвах, которые Эгика дал находившемуся при смерти Эрвигу (он обещал не причинять вреда детям Эрвига и справедливо управлять страной). Эгика, женатый на дочери Эрвига, одновременно был племянником кор. Вамбы и, т. о., принадлежал к др. знатному вестгот. роду. Король просил участников Собора освободить его от одной из клятв, т. к. защита детей Эрвига, по его мнению, противоречила принципу справедливого правления. Вероятно, дети Эрвига унаследовали имущество, конфискованное отцом у представителей знати, к-рое Эгика стремился вернуть прежним владельцам. Однако участники Собора во главе с И. отказались освободить короля от клятвы (Concilium Toletanum XV//La colección canónica Hispana/Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 2002. T. 6. P. 320-332; Thompson. 1969. P. 242-243). После кончины И. борьба между политическими группировками в Вестготском королевстве привела к мятежу, возглавленному Толетским еп. Сисебертом, который попытался убить короля, членов его семьи и приближенных (693).

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Троице, вообще способствовав решительному повороту ее от философского аналитического пути к библейско-синтетическому, – вызвав в церковных кругах преимущественный интерес к моменту единства (единосущие) божественных Лиц, в противоположность господствовавшему доселе интересу к Их ипостасному (субодринационистическому) различию. В этом отношении римским модалистам, при всей бесцветности их догматики, удалось сделать больше, чем глубоко-ученому Иринею. Причины этого факта должно искать, с одной стороны, в той резкости, с какою в век Зефирина и Каллиста логологическое и наивно-церковное течение тринитарной мысли пришли в столкновение, выразившись в формальном разделении церковного общества на партии, – а с другой стороны, в иерархическом авторитете представителей римского модализма, опиравшихся в своей борьбе с субординационистами-логологами на преданную наивно-традиционной догме многочисленную паству сильных верою богословских «невежд». Мы не знаем, позднейшее примирение Ипполита с римскою церковию сопровождалось ли известными догматическими уступками с его стороны, – отказом от крайностей логологической («дитеистической») теории, 431 но есть прямые основания утверждать, что в последующие десятилетия римское богословие отличалось более модалистическим (синтетическим), чем логологическим характером: по крайней мере римский «собор» при папе Дионисии, единодушно выступил с обличением александрийских «тритеистов», представителей научной логологии, и свое собственное учение о Троице изложил, как мы увидим ниже, в таких терминах, которые по своей богословской бесцветности довольно близко напоминают модализм Зефирина и Каллиста 432 . §7. Как первое выражение того момента в истории западной христианской догмы, когда научно-логологическое ее направление сделало уступку богословской оппозиции модалистов и шаг к примирению с принципами иринео-модалистической школы, можно рассматривать богословие Новациана. Если вопрос о личности Новациана, как автора известного под его именем сочинения «de trinitate», решается различно 433 , то его историко-догматическая позиция обрисовывается с достаточной определенностию: правоверный ученик тертуллиано -ипполитовской школы, по формально-научным принципам богословского мышления, но уже отчасти усвоивший «дух» богословия Иринея и модалистов, – вот общая характеристика историко-литературной личности Новациана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Как римский государь, Август стремился разнообразные календари своих подданных свести к некоторому единству: римского календаря, с его календами, нонами и идами, не навязывали им во что бы то ни стало, но их местные календари ставили в некоторое постоянное отношение в римскому, и след. твердый солнечный год, в той или другой форме, вводили на место прежнего подвижного (aunus vagus) или лунного 40 , Так в Египте, вместо прежнего счисления κατ’ α γυπτ ους, введено было счисление κατ’ λεξανδρε ς, 1-е тоут которого, соответствующее 29–30 августа, освящено впоследствии памятью усекновения главы Предтечи. Для «асийских эллинов» очередь – поступиться своим традиционным лунным календарем – настала около 4 г. до Р. Хр. (са. 750 а. u. с.) в проконсульство Павла Фабия Максима. Как политичные люди, они поняли, что если им приходится сделать приятное Риму, то нужно уметь быть любезными до конца, посоветовались с проконсулом, чем бы особенно тонко угодить Августу, и постановили 41 : так как день, в который родился имп. Август, принес величайшее благодеяние человечеству, и так как для начала всякого общеполезного дела невозможно выбрать дня более счастливого, чем тот, который был счастлив для всех: то эллинам асийским благоугодно оказать особые почести дню рождения божественнейшего кесаря а. d. IX kal. octob., приняв его началом года и т.д., и т.д. Словом, в виде нового календаря сочинен был chef d’oeuvre демонстративной преданности Риму. Мало того, что а. d. IX kal. octob. признано днем нового года: день рождения Августа праздновали двенадцать раз в год, так как всякий раз, когда в Риме считали ante diem nonum kalendas, в Асии было непременно первое число (νοομην α) какого-нибудь месяца. В то время у асийских греков македонские названия месяцев уже довольно успешно конкурировали с местными афинского типа. Теперь ефесяне свой Βοηδρομι ν, совпадавший с первым месяцем проектируемого года и по-македонски называемый Δ ος, переименовали в Νεοκαισαρε ν, а для всех «асиан» вообще придумано еще более прозрачное наименование первому месяцу, «Καισ ρ ος». Так явилось на свет счисление κατ’ σιανο ς, по которому а. d. ix kal. octob.=23 сентября есть νοομην α μην ς πρ του Καισαρ ου Νεοκαισαρε νος Βοηδρομι νος Δ ου, есть то «новое лето», о котором говорят упомянутые шесть памятников. Они принадлежат все сравнительно позднему периоду: от IX до XI в. Но из этого видно, что такое искусственное создание, как счисление κατ’ σιανο ς, пустило прочные корни: в то время, когда в Константинополе считали уже чисто по-римски, консервативная провинция упрямо держалась за «асийскую» полумеру и поделилась ею даже со славянскими народностями. Кто бы мог подумать, что русский монах в 1628 г. по Р. Хр. отметит своею кистью на иконе тот «новый год», который придуман ad hoc за 4 до Р. Хр. в честь Августа!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещенных в медальонах по внутреннему периметру здания. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрет, настанет Конец Света. Обнаружение останков апостола Павла [ править править код ] В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем храма. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих. Орган [ править править код ] Главный орган работы Фаринати (Farinati) был подарен базилике римским папой Львом XIII в 1885 году и за сто лет неоднократно реконструировался. Последнюю доработку и реставрацию провела в 1993—1995 годах римская фирма Стефано Букколини (Stefano Buccolini), которая и продолжает обслуживать орган. В частности, система подачи воздуха была заменена с пневматической на электрическую. Инструмент имеет 48 регистров, 2 мануала по 61 клавише и ножную клавиатуру на 32 клавиши. Дата постройки 1883. Установлен в левой апсиде. Описан в каталоге органов. Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Св._Павл...

Безрезультатные восстания 1637–1638 годов укрепили в широких народных массах на Украине сознание необходимости объединения с братским русским, единоверным и единокровным народом, убедили в том, что он может оказать помощь в борьбе против униатского насилия и бесчеловечного социального гнета. Это имело большое значение для подготовки и успешного развития освободительной войны 1648–1654 годов и для воссоединения Украины с Россией. В разосланных 28 мая 1648 года воззваниях гетмана Богдана Хмельницкого также прозвучал призыв к тем, кому «мила вера благочестивая, поляками в унию обращенная», бороться против унии, собираться вокруг народного вождя «на добрых конях, с исправным оружием неотложно и встать мужественно и безбоязненно, при всемогущей помощи Божией, против своих грабителей, злобителей и супостатов». 36 Обращаясь в 1653 году от имени казаков к царю Алексею Михайловичу, Богдан Хмельницкий пишет: «Причиной, побудившей казаков подняться войной на ляхов, было не то, что ляхи несправедливо отнимали у них села и дома, не то, что лишали их земного отечества, не то, что отягощали их работами, подобно немилостивым фараонам (все это еще могли бы стерпеть казаки), а то, что ляхи, принуждая казаков отступать от благочестивых догматов и присоединяться к неверному учению, злым юродством разрушали села и дома нетленных душ». 37 Уния для Богдана Хмельницкого, хорошо понимавшего ее конечную цель, видевшего способы ее распространения, разделявшего нетерпимое отношение к унии украинского народа, была гнусной изменой вере, предательством народа, его свободы и святыни ради покоя и выгод вероотступников. Еще до коронационного сейма Богдан Хмельницкий писал 20 ноября 1648 года Яну Казимиру: «Чтобы наша вера греческая в целости пребывала, как раньше, чтобы имени унии не было, только римский и греческий закон, так как соединилась Русь с Польшей, а их милость ксендзы владыки, если желают остаться при римском законе, пускай здоровые остаются, отдав Руси соборные греческие церкви и стародавние пожертвования; иезуитов и школ иезуитских в Киеве чтобы не было».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая двойственность определила политику Ватикана – во всяком случае внешние ее проявления – вплоть до перелома во Второй мировой войне. Папа Пий XII (Эудженио Пачелли), Папа Римский (18761958) до избрания был дипломатом. На дипломатической службе в Германии в качестве нунция прослужил 12 лет. В 1929 г. стал кардиналом, затем гос. секретарем. 12 марта 1939 г. избран папой. Объединение европейских держав для борьбы с коммунизмом легло в основу его политики. В 1949 г. декретом Конгрегации Священной канцелярии отлучил от церкви верующих за принятие коммунистического учения и сотрудничество в компартии. В области культуры придерживался традиционалистских позиций. Его понтификат характеризуют консерватизм и интегризм. Однако нельзя сказать, что поражение 6-й немецкой армии на Волге застигло Ватикан врасплох. И приоритеты в политике оставались те же: враждебность к СССР как оплоту коммунизма и надежды на унию с Православной Церковью. С 1943 года возрастает дипломатическая активность Ватикана: он стремится стать посредником между странами «оси» и западными союзниками. Речь шла о труднейшей задаче – вывести Италию из войны. Тем не менее Папа резко отозвался о совместном заявлении Рузвельта и Черчилля, сделанном в Касабланке 20 января 1943 года – оба лидера требовали безоговорочной капитуляции держав «оси». Рузвельт Франклин Делано (18821945 гг.) 32-й президент США (с 1933 г.) от Демократической партии (4 раза избирался на этот пост). В 1933 г. прав-во Рузвельта установило дипломатич. отношения с СССР. Внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Придавал большое значение созданию ООН и послевоенному международному сотрудничеству. Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (18741965 гг.) премьер-министр Великобритании в 19401945 гг., 19511955 гг. В годы Второй мировой войны выступал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР и одновременно стремился ограничить влияние СССР в послевоенной Европе. Его программная речь в Фултоне (США, 5.03.1946 г.) на долгие годы предопределила события, связанные с «холодной войной». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1953 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 43-й сессии К. С. было также объявлено, что нек-рые вызывавшие разногласия между нациями вопросы решаются в папских договорах с каждой из наций, т. н. конкордатах (эти договоры не являются конкордатами в формально-юридическом смысле, т. к. были заключены не с главами гос-в, а с представленными на К. С. нациями). Сохранились конкордаты, заключенные от имени папы Мартина V вице-канцлером кард. Ж. Алларме де Броньи с 4 нациями (тексты см.: Mercati. 1919); был ли заключен конкордат с итальянской нацией - неизвестно. Все конкордаты основываются на проектах, разработанных комиссиями по церковным реформам, но не вошедших в принятые К. С. общие декреты. Конкордаты содержат договоренности по нескольким вопросам: 1) устанавливается постоянное число кардиналов - 24; новые кардиналы должны назначаться папой с учетом рекомендаций членов коллегии кардиналов; 2) излагаются общие принципы распределения бенефициев, а также ограничивается возможность папы принимать решения, касающиеся бенефициев, без консультации с национальными Церквами и местными епископами; 3) определяются порядок и условия выплаты аннатов; 4) выделяется круг дел, относящихся к юрисдикции папской курии; 5) запрещается коммендация кардиналам епархиальных храмов и мон-рей; допускается владение лишь одним бенефицием при отсутствии у кардинала иных источников дохода. В конкордате с герм. нацией помимо общих договоренностей содержатся неск. дополнительных важных пунктов: 1) все виновные в симонии или незаконном приобретении бенефициев в период схизмы после принесения покаяния получат полное прощение и будут освобождены от церковных наказаний; 2) отлучение от Церкви может совершаться папой Римским только после проведения законного и справедливого следствия и судебного процесса; 3) индульгенции, изданные в период схизмы, отменяются; папа Римский обязуется в будущем «избегать чрезмерного распространения индульгенций» (анализ содержания конкордатов и процесса их рецепции в европ. государствах см.: H ü bler. 1867. S. 217-329).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

T. 27. Col. 1204-1215; Hardt. T. 4. P. 1518-1531). После подтверждения вероучительных декретов, принятия декретов о церковных реформах и заключения дополнявших их конкордатов с нациями рабочая повестка К. С. была исчерпана. На 44-й сессии К. С., состоявшейся 19 апр. 1418 г., во исполнение установленного в декрете «Frequens» порядка от имени папы Римского Мартина V было оглашено постановление «Cupientes et etiam volentes» о проведении через 5 лет следующего вселенского Собора католической Церкви в Павии ( Mansi. T. 27. Col. 1195-1196; Hardt. T. 4. P. 1546-1549); франц. нация, безуспешно требовавшая проведения Собора во Франции, в знак протеста отказалась присутствовать на этой сессии (ср.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 410-411). Заключительная 45-я сессия К. С. состоялась 22 апр. 1418 г.; кард. А. де Шаллан зачитал от имени папы Римского Мартина V постановление «Hoc etiam requirente», в к-ром объявлялось о закрытии Собора; все участники получили разрешение на возвращение домой и папскую индульгенцию (текст см.: Mansi. T. 27. Col. 1199-1200; Hardt. T. 4. P. 1559-1560). 16 мая 1418 г. папа Римский Мартин V, кардиналы и члены папской курии торжественно выехали из Констанца (см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 414). Итоги и значение К. С. Уникальность стоявшей перед К. С. задачи требовала достижения компромисса между сторонниками концилиаризма и сторонниками абсолютной папской власти. Первые согласились объявить целью Собора избрание законного папы Римского и признали его вероучительный и адм. авторитет после избрания; вторые согласились принять концилиаристские формулировки декрета «Haec Sancta Synodus», поскольку лишь авторитет вселенского Собора мог легитимировать папскую власть в условиях схизмы, и не препятствовали вмешательству Собора в дела веры и церковных реформ в период sede vacante (ср.: Frenken. 2015. S. 262-263). Мн. компромиссные решения К. С. были спорными и неоднозначными с т. зр. канонического права католич. Церкви, однако они выполняли необходимые задачи; по точному замечанию Жерсона, сделанному уже после окончания К.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Многие епископы Востока и Запада, а также и знаменитый Ориген были приглашены на собор, составленный для обсуждения его лжеучения 55 . Может быть, в числе этих епископов был приглашен также и Ипполит, как человек, несомненно пользовавшийся в это время своею ученой известностью и борьбой против савеллианства. Как бы то ни было, но уже Евсевий своим одновременным сопоставлением и сближением литературной деятельности Берилла и Ипполита дает довольно веское основание в пользу такого заключения 56 Если же таким образом участие Ипполита в борьбе аравийской церкви с лжеучением Берилла должно представляться фактом достоверным, то мы получаем, в то же время, некоторое основание и в пользу того заключения, что Ипполит мог быть в данном случае деятельным сотрудником Оригена , который, по явному свидетельству Евсевия 57 , нарочно был вызван в Аравию для борьбы с Бериллом. Может быть, именно в Аравии, таким образом, Ипполит и Ориген снова встретились после своего первого знакомства в Риме 58 , и, может быть, здесь Ипполит произнес в честь Оригена свое похвальное слово, которое, по его собственному свидетельству, он говорил в присутствии этого знаменитого александрийца 59 . Проявлялась ли деятельность Ипполита в Аравии еще в каком-либо ином отношении, мы сказать не можем; но в общем она была очевидно крупным и заметным явлением в ее истории. Иначе, как же мы можем объяснить факт его очень широкой известности здесь под особым чисто арабским именем Абулида, а также факт существования целого ряда арабских переводов его сочинений. Косвенным доказательством пребывания Ипполита в Аравии и ближайшего, непосредственного знакомства с ней служит также и следующая очень характерная особенность его ересеологических сочинений. В них мы встречаемся с описанием, между прочим, таких ересей, которые были распространены исключительно только в Аравии; при этом – что особенно замечательно-Ипполит ясно обнаруживает свое непосредственное знакомство с ними 60 . Словом, все эти свидетельства – особенно в связи с вышеуказанным замечанием Евсевия, дающим очень прозрачный намек на аравийскую деятельность Ипполита, – почти с несомненностью утверждают тот общий факт, что он действительно, некоторое время жил и действовал в Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010