Напротив того, точно знаем, что оно, как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа, так бывает и верным изображением Христовых страданий. Поэтому-то и Павел, недавно взывая, сказал: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 3. 4 ). Сказал же он это полагавшим, что хотя крещение сообщает нам отпущение грехов и сыноположение, но не имеет еще общения в истинных страданиях Христовых чрез уподобление. 7. Поэтому да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в привидении, и мы делаемся причастниками Его страданий. Павел весьма определенно воскликнул: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ). Прекрасно сказано «снасаждени» (соединены), ибо здесь насаждена истинная виноградная Лоза, и мы приобщением крещения смерти соделались снасажденными с Нею. Со всяким вниманием обрати ум свой на слова Апостола. Не сказал «соединены смертию», но «подобием смерти». Ибо во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом, и погребение было истинное, потому что и тело Его повито было чистою плащаницею, и все, происходившее с Ним, было истинно. Но в нас смерти и страданий одно подобие; спасения же не подобие, а – самая действительность. Достаточно научившись сему, прошу вас, содержите это в памяти, чтобы мне недостойному сказать о вас: люблю вас, «что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Силен же есть Бог, представивший вас, «яко от мертвых живых», даровать вам, да и вы «во обновлении жизни ходите». Ему слава и держава ныне и во веки! Аминь! 3-е тайнодейственное слово о миропомазании Чтение из 1-го соборного Иоаннова послания, начинающегося словами: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знайте все... и не постыдится пред Ним в пришествие Его» ( Иоан. 2; 20–28 ). 1. Во Христа крестившись и во Христа облекшись ( Гал. 3:27 ), соделались вы «сообразными» Сыну Божию ( Римл. 8:29 ), потому что Бог, предопределивший нас «в усыновление» ( Еф. 1:5 ), соделал «сообразными телу славы» Христовой ( Фил. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

он цвел учением греха, но не имел самого плода смерти. Почему? Так как было не время, как это и пояснил евангелист: не имела смоковница плода, «ибо еще не время было» ( Мк. 11:13 ). В самом деле, как могла она плодоносить смерть, когда пришел Иисус и проповедовал миру воскресение? Уже не время было ей плодоносить смерть: «смерть царствовала от Адама до Моисея» ( Римл. 5:14 ), т.е. до закона, – Писание обыкновенно называет Моисеем, как, например, в евангелии: «у них есть Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ). И Господь сказал ей: не дальше, и «да не будет же впредь от тебя плода вовек»,т.е.: до Моего пришествия ты плодоносила смерть; вот Я пришел , это – воскресение. С Моим пришествием «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». И исполнилось написанное: «поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» ( 1Кор. 15:54–55 ). В словах евангелиста, что смоковница была покрыта листьями, так как в то время была зима, заключается намек, что грех процветал среди той зимы и непогоды, которые навел дьявол на все человечество. До пришествия Умиротворителя род человеческий испытывал всякие бури и непогоды, увлекаемый в идолопоклонство, кровопролитие, распутство и похоти; Господь же наш Иисус Христос , мир мира, пришествием Своим разрушил силы противных ветров, возмущавших горько-соленое море этой жизни, и усмирил пенистые волны удовольствий. Иссушив смоковницу, Он насадил цветущую веру креста, блистающую для всех жизнью; корни этого креста насаждены в земле, а ветви простерты в небеса; его листья не увядают, цвет не отпадает и плод бессмертен; об этом древе вспоминает Давид, говоря: «и будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Об этом дереве, прозрев пророческим оком, что оно будет приготовлено иудеями для Христа, с обличением возвещал им Иеремия: " положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых» ( Иер. 11:19 ). Древо – это крест, хлеб – тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отсюда Ап.Павел заменяет также оборот Рим. 8, 9 : «иметь Духа Христа» без всяких пояснений выражением ст. 10: «Христос в вас», ср. Ефес. 3.17 : «верою вселиться Христу в сердца ваши», Гал. 2, 20 : «живёт во мне, Христос ». Сообщение этого Духа обусловливается двумя условиями, одно из которых объективное – крещение, другое же, субъективного характера, есть вера. Мы уже заметили, что через крещение мы вступаем в тесное мистическое общение с Христом Гал. 3, 27 : «все вы, во Христа крестившиеся. во Христа облеклись». Тогда был указан отрицательный результат этого общения – смерть с Христом. Теперь мы научаемся признать также положительные благословения этого отношения общения. В крещении нам даруется новый принцип жизни. Как Христос, так и мы с Ним умираем греху, и живём в общении с Христом для Бога Римл. 6, 11 : «так и вы почитайте себя живыми для Бога во Христе, Иисусе, Господе нашем». Мы, по ст. 5, «соединены с ним подобием смерти Его, должны быть соединены и подобием воскресения». Этот, в крещении сообщаемый, жизненный принцип есть св. Дух 1Кор. 12, 13 : " все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом». Так как в крещении сообщается новая жизнь, то оно называется в Тит. 3. 5 «банею возрождения и обновления святым Духом». Особенная связь между водой и Духом в крещении с пластической ясностью предизображена в переходе сынов Израилевых через Чёрное море: вода окружила их, – Шехина, представлявшая присутствие Божие. висела над ними 1. Кор. 10, 2: «все крестились в Моисея в облаке и в море». Действительно, здесь заключаются глубокие отношения, так как Шехина в существе есть не что иное, как первоначально в небе сокрытая слава Божия, которая спускается на землю и здесь представляет видимый знак присутствия и деятельности Божией (Weber, Lehren des Talmud, стр. 179– 180). Шехина, стало быть, есть точно то же, что наша «слава» ( δξα),– образ явления духа 8 ). Что внутренно есть «дух », то видимо является в «славе». Для глаза, который открыт для явлений духовного мира, поэтому событие излияния Духа в крещении может быть так представлено, что «слава» ниспосылается на крещаемого с водой крещения, совсем также, как там Шехина – «слава» висела над водами и над народом. И в этом отношении теперь только выражение Рим. 6, 4 получает богатый и глубокий смысл: «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Через «славу» или «через Духа» Христос восстал из гроба, – совершенно также через «Духа» и через «славу» восстаём мы в крещении к обновленной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя: «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ); свят Сын, Агнец, всегда приносимый в жертву волею и всегда живой; свят Утешитель, Дух Святой, совершающий жертву. Когда все это совершалось, старший сын, возвратившись из отлучки, услышал пение и лики, и подозвав одного из рабов, спрашивал его, что такое происходит, какой шум оглашает мои уши. Он говорит, а Давид пророк внутри дома воспевает: «тогда возложат на алтарь Твой тельцов» ( Пс. 50:21 ). Он же опять предлагает присутствующим угощение и говорит: «вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Там же и Павел, изъяснитель божественных тайн, взывает и говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Радостью торжествует Церковь и ликует. А он говорит рабу: да, пока я был вне дома, другие в мое отсутствие разделяют мои таинства в моем доме. Да, отвечает тот, пришел брат твой и отец твой заколол тельца упитанного, радуясь, что он возвратился живым и здоровым. Разгневался тогда праведник и не пожелал войти. Разгневался праведник и впал в рабство зависти; поправ удовольствия жизни, он сам был охвачен завистью. Но как же говорит Павел: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл. 9:3 )? Не с той, конечно, целью, чтобы представить праведника завистливым, употребил Спаситель такой оборот речи, но чтобы возвестить чрезмерное богатство милости Отца Своего. Это ясно обнаруживается из дальнейшего. Лк.15:28 .  Отец же его, выйдя, звал его. О, неизреченная мудрость! О, боголюбезный промысл: и грешника помиловал, и праведника ублажил; и стоявшему не позволил пасть, и падшего возбудил, и бедняка обогатил, и богатому не допустил от зависти впасть в бедность. Лк.15:29 .  Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; я хожу «в милотях, козьих кожах, терпя лишения , скорби, озлобления ( Евр. 11:37 ), Лк.15:30 .  когда же пришёл этот сын твой, презревший тебя и проживший твое имение с блудник ами, ты тотчас заколол для него упитанного тельца и ни словом не упрекнул его, ни видом не показав ему своего неудовольствиях, ты тотчас принял его гостеприимно: украсил всего твоею одеждою, облистал золотым перстнем, укрепил сапогами, ввел его в дом свой, и устроил для него трапезу, и чаши наполнил, и тельца упитанного заколол, и верных созвал на пир, и ангелов заставил ликовать, и устроил странное сопиршество неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Потому про­рок и говорит: возвещай , – не сомневайся проповедовать пове­ленное: оно придает храбрости для плавающих по волнам, чтобы они пустились в более глубокое море. Не бойся, гово­рить, хотя бы и противились слышанным словам. Не остав­ляй твоего постоянства, возвещай , взывай, так как в тех сло­вах, которые ты будешь говорить, заключается великая сила. Хотя бы их никто не принимал, однако ты веруй в силу по­веления: ничто не может уничтожить этого определения, потому что оно есть повеление Божие. Не говори: все противятся, все противостоят; твои слова утверждены на истине, а потому взы­вай свободно: всякая плоть – трава . Каким же это образом? Ужели это вина Творца? Да не будет. Он не так образовал чело­века, но тотчас даровал бессмертие. Но ты, который ввел грех, ты сделал человека бесславным. Не думай, что дело рук Божиих – тела из сена; Бог прежде говорит: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17). Почему же ты говоришь о сене? Разве тела царей, прекрасных женщин и славных витязей сделаны также из сена? Конечно, го­ворит; если ты сомневаешься в этом, то обрати внимание на общий для всех конец. Обращал ли ты со вниманием глаза на гробницы? Разве чернь ниже, а богачи превосходнее? Никак; вообще все – пепел, все – прах, потому что все обратятся в прах и пепел. И здесь пророк не только говорит: плоть , но: всякая плоть . Так же говорит и другой пророк: суетен всякий человек (Пс.38:12). Смотри же, почему он не говорит: всяк человек, но: всякая плоть , т.е., тела, которые ходят по плоти. Пророк воспользовался худшим выражением, потому что иудеи делали неправые дела, подобно тому, как и Бог го­ворит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6:3). Но мы и сено; вы, говорится, вы не по плоти живете (Римл.8:9). Смотри же теперь, говорит, на милосердие Божие: тебе, осужденному и низведенному до жал­кого состояния, Он вновь дарует силу избавиться от осужде­ния; ты был сеном, но если желаешь, не будешь сеном; го­ворится: строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1Кор.3:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потому пророк и говорит: возвещай , – не сомневайся проповедовать повеленное: оно придает храбрости для плавающих по волнам, чтобы они пустились в более глубокое море. Не бойся, говорить, хотя бы и противились слышанным словам. Не оставляй твоего постоянства, возвещай , взывай, так как в тех словах, которые ты будешь говорить, заключается великая сила. Хотя бы их никто не принимал, однако ты веруй в силу повеления: ничто не может уничтожить этого определения, потому что оно есть повеление Божие. Не говори: все противятся, все противостоят; твои слова утверждены на истине, а потому взывай свободно: всякая плоть – трава . Каким же это образом? Ужели это вина Творца? Да не будет. Он не так образовал человека, но тотчас даровал бессмертие. Но ты, который ввел грех, ты сделал человека бесславным. Не думай, что дело рук Божиих – тела из сена; Бог прежде говорит: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17). Почему же ты говоришь о сене? Разве тела царей, прекрасных женщин и славных витязей сделаны также из сена? Конечно, говорит; если ты сомневаешься в этом, то обрати внимание на общий для всех конец. Обращал ли ты со вниманием глаза на гробницы? Разве чернь ниже, а богачи превосходнее? Никак; вообще все – пепел, все – прах, потому что все обратятся в прах и пепел. И здесь пророк не только говорит: плоть , но: всякая плоть . Так же говорит и другой пророк: суетен всякий человек (Пс.38:12). Смотри же, почему он не говорит: всяк человек, но: всякая плоть , т.е., тела, которые ходят по плоти. Пророк воспользовался худшим выражением, потому что иудеи делали неправые дела, подобно тому, как и Бог говорит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6:3). Но мы и сено; вы, говорится, вы не по плоти живете (Римл.8:9). Смотри же теперь, говорит, на милосердие Божие: тебе, осужденному и низведенному до жалкого состояния, Он вновь дарует силу избавиться от осуждения; ты был сеном, но если желаешь, не будешь сеном; говорится: строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1Кор.3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Разве ты не знаешь? Не сказал ли Господь Иисус Христос в Евангелии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23). Я не раз припоминал тебе эти слова, а ты все таки не вразумилась ими вполне.    Ставрофила все еще не познавала своей погрешности и, желая оправдаться, ответствовала: «но я всегда слышала, что ленивые и нерадивые неугодны Богу, и что Он более благоволит к тем, которые «духом пламенейте; Господу служите» (Римл.12:11). И Св. Апостол учит не ступать шаг за шагом, но быстро проходить поприще жития христианского: «так бегите, — говорит он, — чтобы получить» (1Кор.9:24). Чем же я согрешила, если, собравшись в путь, усердно начала его? Не кратко ли время жизни моей? И потому я ревностью хочу восполнить его.    АНГЕЛ. Ты погрешила тем, что пошла не во след Господа, как Он повелел, т.е. пошла без вождя и наставника, указанного Господом, надеясь на свой собственный разум. Воин, выходя на брань, не сам избирает для себя путь: он совершаете его не по своему произволу, чтобы не удалиться от своего знамени, но имеет вождя, назначенного от царя. Соблюдая все повеленное им, он в предписанном ему порядке идете с оружием в руках, и таким образом совершает путь свой, как должно. Кто повинуется царю своему и поставленному от него вождю, тот без сомнения не уклоняется от надлежащего пути. Таков должен быть порядок и на пути духовной жизни, на котором Господь есть наставник и вождь, а Святые Ему последуют (Св. Амвросий Медиол. Беседа 5 на Пс.118). Думаешь ли ты, что не было таинственного знаменования в том, что Симон Киринейский нес крест Христов «за Иисусом» (Лук. 23:26), а не впереди Его? Что же этим изображалось? То, что добрый чин духовного преуспеяния требовал, дабы Господь сперва Сам понес крест Свой, а потом уже дал нести оный мученикам и прочим последователям Своим (Св. Амвросий Медиол. Кн.10 на Еванг. от Луки). Закхей «забежав вперед, взлез на смоковницу» (Лук. 19:4, 5) прежде, нежели Сын Божий восшел на дерево креста, и потому что ему сказано? «Сойди скорее», т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

следовать их примеру: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Коринф. 4 – 16). – (Ибо) вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Сол. 3 – 7 ). подражать их вере: поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13 – 7 ). почитать и уважать их: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5 – 17 ). – Почитать их преимущественно с любовию за дело их ( 1Сол. 5 – 13 ). молиться за них; умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15 – 30 ). – Молитесь за нас. ( Евр. 13 – 18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: если мы насеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор. 9 – 11 ). – Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Галат. 6 – 6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( I Tuмoф. 4 – 18 ). – (Отправляя 12 апостолов на проповедь, И. Христос сказал ин): «не берите с собою ни золота, ни сребра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10 – 10 ). б) Мысли о пастырстве. I. «Два великие дела предлежат каждому из пастырей церкви: дело первое – спасение собственной души; дело второе, неотдельное от первого – спасение душ, вверенных его водительству. Внимайте себе и всему стяду, в немже вас Дух Святый постави епископы ( Деян. ХХ, 28 ); таково главное правило пастырского служения». (Макарий, м. москов.). II. «Проповедник без добрых дел и без благочинного жития, – который учит, а не творит, не сделает никакой пользы своим слушателям и будет подобен грому без молнии, стрельбе без ядра, луку напряженному без стрелы, греметь будет и стрелять словами только, но страхов Божиим не уязвить сердец слушающих». ( Стефан Яворский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Сошел огонь с неба и попалил двух пятидесятников... с воинами» за то, что хотели взять прор. Илию ( 4Цар. 1:14 ). В апостольское время святых почитали «Вот мы ублажаем (μακαρζορεν – от μακαρζω ублажаю, прославляю) тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» ( Иак. 5 ,и). «Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Народ прославлял их» ( Деян. 5 , г;). ..Вы... приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса (услуживая мне, желали, услужить Самому Христу). Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал. 4:11,15 ). Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) «Единому, премудрому Богу честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ) а не святым 104 . Тот же апостол в Посл, к Римл. (2:10) говорит: «напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, (так как иудей, исполняя закон, нес больше труда), потом и эллину». Ясно, что должные честь и слава святым не запрещаются Свящ. Писанием, так как не устраняют и не заменяют чести и славы, подобающих Единому Богу. Чествуя святых, мы выражаем свою любовь не только к ним, как своим совершенным братьям, но и к Богу, прославившему их ( Ин. 12:26 ) и заповедавшему почитать их (Мф. 10:40–42). 2) «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Православные не воздают святым божеского поклонения, не обоготворяют их, а чествуют их (почитательным поклонением), как друзей Божиих, чтут их за, то, что они святостью приблизились к Нему ( Евр. 12:14 ), удостоились быть избранными сосудами благодати Божией (сн. 1Кор. 15:10 ). 3) «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). Дальнейшие слова: «и хвалы Моей истуканам», объясняют, что Бог запрещает воздавать славу и поклонение истуканам – ложным богам, а о святых апостолах Иисус Христос сказал: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин. 17:22 ; сн. Пс. 149:5; 145:8 ). 4) Апостол Петр отверг поклонение Корнилия ( Деян. 10:26 ). Выражение апостола: «встань, я тоже человек», показывает, что Корнилий, как язычник, хотел воздать ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Так, Израиль по плоти – это всё, происшедшее от Авраама путём плотского рождения. Но не все они Израиль по духу. К духовному Израилю скорее принадлежат все, которые, как Авраам, поставлены на том же пути веры духовно – блогодатью Божею,– ххххххх дарованы в духовное потомство Аврааму, как отцу. К этому духовному Израилю принадлежат также спасённые язычники, они вменены по духу Аврааму, хотя не имеют с ним ничего общего по плоти. Рим. 9, 6 : «не все те израильтяне, которые от Израиля», ст. 7: «и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя», ст. 8: «т.е. не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования» (по Гал.4.28– 29 дети по духу) признаются за семя». Гал. 4, 28 : «мы, братие, дети обетования по Исааку». Для Иудеев Авраам, по Римл. 4, 1 , есть праотец по плоти, но в духовном отношении он есть отец многих народов ст.18. Подобным же образом называет Ап.Павел своих христианских друзей, вступивших в духовный мир одним путём с ним и через него, «своими чадами», а себя «их отцом». 1Кор. 4, 14– 15 : «вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов». В том же смысле называет он Тимофея в ст. 17 своим возлюбленным чадом. Равно также пишет к Филимону ст. 10: «прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих». Средством проявления этого духовного, небесного мира или материи его служит δξα (световая материя), о чём подробно говорилось в части А. К тем выражениям, которых мы повторять не желаем, присоединяем мы теперь ещё то, чего там, где говорилось только о человеческой телесности, мы не могли сказать. Где Ап.Павел употребляет слово «слава» ( δξα) в техническом смысле, там оно – постоянно – адекватный образ явления духа, вполне соответствующей делу духа, без всякого потемнения выражающий его внутреннее существо. Что внешнее есть «слава», то внутреннее есть «дух»; если дух вступает в явление, то является он «в славе». Поэтому находится в славе всё, что принадлежит к этому духовному миру, – направляется к славе то, что возвышается к духовному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010