666 Там же. С. 789. По словам Крозе (Der Selbstmord im 19 Jahrhundert), в одной только Европе “в течение истекшего столетия произошло более 1300000 самоубийств”. 669 См.: Harduin. Acta conciliorum et epistolae decretales ac constitutiones summorum pontificum. T. II. P. 1175; T. III. P. 351 и P. 795. Cp.: Inhofer. Der Selbstmord. S. 121–134. Средневековые законодательства Запада даже старались обставить посмертную кару самоубийц излишними жестокостями, свойственными духу времени, но отнюдь не христианской религии, например, предавали труп sepultura asina seu canina, т.е. ослиному или собачьему погребению, зарывая его вместе с падалью названных животных. 670 Кн. прав. патр. св. Тимофея Александрийского, пр. 14. Правила св. отцов с толкованиями. M., 1884. С. 530–32. Ср.: Славянская кормчая. Пр. 14. Требник Петра Могилы (о чинном погребении); Инструкция старостам поповским от патр. Моск. Андриана 1697. Ст. 21. По действующим законам нашей церкви, самоубийство, если оно совершается не в состоянии умоисступления, карается лишением погребения, но без всяких средневековых глумлений над трупом самоубийцы. 673 Игн. Богон. посл. к Римл. Гл. 1, 5–8. Писания мужей апостольских. Перев. о. Преображенского. M., 1862. С. 403–408. 674 Об окружном послании смирнской церкви см. у Гефеле в пролегоменах к его изданию «Patrum apostolicorum opera», 1839–1855. Ha русском языке оно издано в собрании переводов с греч. архим. Поликарпа (M., 1835). Евсевий большую часть этого послания помещает в своей истории (IV, 15). 678 Проф. A.A. Бронзов. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884. C.. 100–112. 679 Diog. L. VII, 102–103, 160. Сис de fin. III, 10; IV, 17. См.: И. Невзоров. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. С. 44–45. 681 Diog. L. VII, 102, 104, 105. Сис de fin. III, 15, 16; IV, 23. См.: Zeller. Die Philosophie der Griechen. Th. III. S. 1, 241. 693 Шиллер. Театр как нравственное учреждение. Соч. В перев. русск. писателей. Т. III. С. 370. СПб., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Да, у нас «одно» крещение, потому что совершается во имя одного Господа ( Ефес. 4, 5 ), а не во имя Павла, или Аполлоса и др... ( 1Кор. 1:12–15 ). Начинается это крещение со времени «присоединения» поверившего во Христа к Церкви, когда присоединяемый крестится водою и Духом Святым» ( Деян. 2:41 ) и дает Богу «обещание доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ); при чем погружение в воду является «подобием» смерти Христа или «крещением в смерть Христа» ( Римл. 6:3–5 ). Здесь чрез воду подается благодать Св. Духа, которая «Кровью Христа очищает нашу совесть от мертвых дел» ( Евр. 9:14 ). Затем, плоды этого крещения человек хранит в себе в течение всей земной жизни, подвергаясь за имя Христово, если придется, или страданиям или «огненному крещению», которое во всей своей полноте и силе откроется в день страшного суда ( Мф. 3:11–12 , ср. 1Кор. 3:13–15 ). Так кончится наше полное крещение. Если теперь мы отвергнем водное крещение, то незаконно войдем в Церковь Христову, потому что только таким путем апостолы присоединяли верующих ко Христу. – А почему же ап. Павел благодарит Бога, что никого не крестил водою? – лукаво заметил Тимофей. – Не извращай, друг, слова Божия. В указанном тобою месте ( 1Кор. 1:14 ) ап. Павел не говорит: «водою», а просто: «не крестил». Если здесь ты хочешь видеть отрицание водного крещения, то тогда отрицай и всякое крещение, потому что ап. Павел пишет: «благодарю Бога, что я никого из вас не крестил»... Но здесь нет отрицания крещения Господня, а только ап. Павел, указывая нестроения в Церкви Коринфской, свидетельствует, что он неповинен в них: «благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гайя, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя» (15 ст.). Отрицается крещение во имя Павла и др..., и утверждается одно крещение – во имя Христа. Запас возражений у Тимофея совершенно иссяк. Черноусцы давно уже протискались вперед и язвительно посматривали на Тимофея и его местного сторонника Умрихина и др. На их лицах так и виднелось: «ну, что, ваша взяла; а вчера во как бахвалились!»... Православные ликовали. 1 Достойно замечания, что омывались даже вещи, оскверненные прикосновением к нечистому, при чем: золото, серебро, медь... и все. что проходить чрез огонь, проводилось, или очищалось еще и в огне ( Числ. 31 гл.) Отсюда взят в новый завет образ огненного крещения. Читать далее Источник: Беседа с сектантами о водном крещении/И. Айвазов. - Москва : «Русская Печатня», 1910. - 30 с. (Книгоиздательство «Верность». Миссионерский отдел; 19). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святаго Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека: ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф. 2:17 ). 1 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам Златоустаго о предании Господни и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святый и великий четверток, а также беседы Златоустаго на неделю Ваий. 2 Рукоп. преп. Иова, л. 99 на обор. Поучение составлено на основании одного отрывка из 2-й беседы Златоустаго на слова «целуйте Прискиллу и Акилу» ( Римл. 16, 3 ), и проч. и двух отрывков из творений Св. Василия Великаго , именно: 6-й главы «подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве», и «слова подвижническаго и увещательнаго об отречении от мира и о духовном совергиенстве». Эти последние два отрывка помещаются и в печатном прологе под 27 Ноября и 8 Марта. 4 Отселе почти буквально из Златоструя, из слова И. Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, и о Данииле, и о Ахаве цари и о Павле». 5 Этим оканчивается выписка из слова Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, о Данииле и о Ахаве цари и о Павле». 7 Рукоп. преп. Иова, л. 73 и 74. Написано по подражанию 6-й беседы 14. Златоустаго о Аазаре и о землетрясении, и проч., и оканчивается буквальною выпискою из этой беседы. 8 В рукописи преп. Иова л. 70 на об. и 75. Начало слова, до слов «Суета убо ест все, елико в житии человечестем» заимствовано почти буквально из Златоструя, из слова Златоустаго «О терпении и благопохвалении и да не тако зело плачемся о умерших»; осталънаго нет в Златоструе. 9 Рук. преп. Иова, л. 75. Начало сходно с подложной беседой Златоустаго «О вере» и, по всей вероятности, заимствовано из нея, с небольшими изменениями. Читать далее Источник: Преподобный Иов, игумена Почаевского : Житие, поучения, акафист. Изд. 3-е, испр. - Почаевская тип., 2001. - 72 с./Поучения Преподобного Иова Почаевского. 32-56 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Именно в актах свободы мы стоим перед выбором: быть нам с Богом и просить Его благодатной помощи или быть без Бога? Свобода и есть основная сила нашего духа, направляющая нашу жизнь. Мы рассмотрели «естественные» формы и проводники морального начала в нашу душу. Но для христианина его моральная жизнь связана со Христом: с Его правдой. Эту Христову правду и надлежит нам теперь вкратце уяснить. Отношение к себе. В моральном (т. е. правильном) отношении к самому себе надо различать: а) отношение к своему телу, б) к социальному своему положению и в) к нашей духовной жизни. Разберем кратко эти три темы. а) Христианское отношение к телу стоит, конечно, выше простых требований гигиены, хорошо выраженных в античном правиле — mens sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле). Христианское учение о теле замечательно выражено у Ап. Павла, который -говорил, что тело есть «храм живущего в нас Св. Духа» и требовал, чтобы мы «прославляли Бога и в телесах наших» (1 Коринф. 7:19-20). Для христианина важно не только здоровье тела, вообще всяческая чистота; христианство требует подчинения тела нашему духу. Отсюда вытекает основное для христианина правило воздержания в удовлетворении телесных потребностей, отсюда же правило соблюдения положенных Церковью постов . Посты необходимо соблюдать именно для того, чтобы тело было в подчинении духу через привычку в воздержании. Ап. Павел говорит даже о «распятии тела» с его «страстями и похотями» (Гал. 5:24). Но этим не устраняется забота о теле, забота о здоровье; с христианской точки зрения нисколько не предосудительно для нас обращаться к врачам за помощью в случае болезней. Сам Господь «врачевал», т. е. исцелял больных, равно и апостолы «врачевали», а об Ап. Луке мы узнаем от Ап. Павла, что он был «врач» (Колос. 4:14). Однако Ап. Павел предупреждает: «попечения о плоти не превращайте в похоть» (Римл. 13:14). Коснемся еще одного вопроса, связанного с жизнью тела, а именно: допустимо ли с христианской точки зрения заниматься спортом? У Ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Исполнением ее верующие покажут людям, что они воистину ученики Христовы (13:33–35). Но в Прощальной Беседе не одна только заповедь любви возвращает нас к омовению ног. Умывая ноги ученикам, Господь символически явил им Свое служение в Страстях и к участию в Страстях привлек и их. И потому первое слово Прощальной Беседы – не о любви, а о славе (13:31–32). В формах аориста, созерцая происходящее вне времени, Иисус говорит о прославлении Сына Человеческого, которое есть, вместе с тем, и прославление Бога. Прославление Сына Человеческого и Бога есть прославление взаимное – об этом говорят страдательные формы греческого текста (ср. ст. 31), – и совершается оно в Страстях и чрез Страсти. Ин. понимает Страсти Иисуса, как Его славу, потому что в славе воскресения Иисус победил смерть. Такое понимание Страстей являет, в искупительном подвиге Христовом, теснейшую связь смерти и воскресения, как единого спасительного акта, – связь, которую мы наблюдаем не только в Ин., но и на протяжении всего откровения Нового Завета. Достаточно вспомнить, что, внедряя в сознание учеников мысль о Страдающем Мессии, Господь никогда не ограничивался предсказанием Своих Страстей: Он неизменно предсказывал и воскресение (ср., например, Мк. 8:31; 9:31; 10:33–34 и паралл.). Идя на Страсти уже по окончании последней вечери, Господь обещал ученикам предварить их, по Своем воскресении, в Галилее ( Мф. 26:32 ; Мк. 14:28 ). Эту же нерасторжимую связь Страстей и Воскресения мы наблюдаем и в посланиях ап. Павла (ср. 1Кор. 15:3–4 ; Римл. 4:25; 6:3–5 , 2Кор. 4:10–14 ; Филипп. 3:10–11 и др.). Ею проникнуто и учение Прощальной Беседы. В построении Прощальной Беседы можно различить четыре части. Отрывок 13:31–38, в значении введения, ставит тему Прощальной Беседы: он говорит о славе, о разлуке и о любви. Гл. 14 есть утешение. От общего утешения верою: в Него и в Бога (ст. 1), Господь приходит к утешению упованием на эсхатологическое свершение; (стт. 2–3), и сосредоточивает Свое внимание на утешении в жизни здешней, повторно обещая ученикам ниспослание Духа-Утешителя (15–17, 26) и скорое Свое возвращение (стт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Как падение коснулось всей человеческой природы, так и восстановление: всецело падший человек всецело и возрожден. Но если скажешь, возражают, что Он возродил совершенного человека, то какая же остается разница между Ним и апостолами? Ведь и в тех был Бог? Но иное — обитать, иное — воспринять на себя, воспринять в единство. О нас сказано: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12). Здесь указывается чистота души, предполагается добродетельность души, в которой вселяется и обитает Бог, тогда как у Христа самое тело Его, от утробы воспринятое в единство, сделалось храмом, не преуспеянием в добродетели достигло того, что вселился в него Бог, но одновременно и храм был приготовлен, и Бог стал обитать. Итак, храмом было тело единого Христа, поэтому Он и говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан. 2:19). О, безумие людей, не знающих границ своей дерзости и безстыдству! Вот что нужно сказать о тех еретиках, которые говорят о душе, духе и теле и извращают апостольское слово, гласящее: Бог сохранит тело и душу и дух ваш (1Фес.5:23). Прибавим в пояснение, что духом они называют ум. Но если дух есть ум, то почему апостол говорит: «буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор. 14:15)? Ведь если дух и ум одно и тоже, то почему их разделяет Павел: «буду петь духом, буду петь и умом»? Если дух есть ум, то почему наряду с умом отдельно упоминает о духе? Впрочем, если ты, говорят, не принимаешь нашего толкования, объясни, как ты сам понимаешь? Что означают слова Павла: Бог сохранит душу и дух ваши? Духом Писание обыкновенно именует дарования Святого Духа. Прошу вас содействовать мне в моем труде: ведь нелегкое дело — посечь еретические терния. Итак, Писание обычно называет духом дарования Святого Духа; говорится, например, что тот или другой принял дух мудрости или дух разума: сам дар Духа называется духом. Так, Павел говорит: «ревнуя о дарах духовных» (1Кор. 14:12), вместо того, чтобы сказать — «духовных дарований». Дух-то ведь один, а не много духов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что ты должен решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготернением, или чрез гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть 44 Но более всего должно с искреннею молитвою обращаться к Богу, чтобы Он дал нам дух кротости и терпения и Своею благодатиею укрепил наше сердце в кротости и незлобии. Ибо эти добродетели - дары Духа Святаго, которые ниспосылаются от Бога людям достойным и способным принять их. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Что значит: наследят землю? - Значить то, что кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, - что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т. е. на небе. Эти блага да сподобит получить всех нас многомилостивый Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием. Аминь. 32. Письма о св. Горе Афон., письмо 17 33 . Мф. 25, 40 34 . Мф. 5, 39 - 45; 35. Мф. 11, 29; 36. Мф. 12, 19. 37 . 1 Петр. 2, 28; 38. Мф. 6, 14, 15 39. Римл. 8, 9 40. Мф. 11, 29 41. Рим. 14, 17. 42. 1 Петр. 2, 23 43. Учил. Благоч. Част. III, стр. 64. 44 . Вас. Вел. в русск. пер., т. 4 стр. 168 - 169. БЕСЕДА ПЯТАЯ Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Во ДНИ поста и говения, покаяния и причащения св. Христовых Таин особенно благовременно слово об алчущих и жаждущих правды. Кто из нас праведен и кто не томится гладом духовным? Кто поэтому, кажется, не алчет и не жаждет правды, т. е. оправдания чрез веру в Иисуса Христа, кто не жаждет праведности, исправления, обновления духовнаго? Однакож, не смотря на безсчисленныя неправды наши, не смотря на нарочитое время поста и покаяния и приобщения святых, бессмертных, животворящих, страшных Таин Христа Спасителя, действительная алчба и жажда правды не во многих приметны, сколько можно судить по холодной и формальной, без сердечной теплоты, исповеди многих исповедников, и по неисполнению этого христианскаго долга многими ежегодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

Начинаем, Божиею милостью, новый 1906-й год. Тысяча девятьсот пятый, злополучный, прошел, и дай Бог, чтобы никакие беды, бывшие в прошлом году, – в наступающем году не повторялись, так как они означились безчисленными потерями всякого рода, смертию многих верных сынов России, безмерными скорбями, стонами и рыданиями братий и сестер наших. Да будет же начавшийся год новым, полным Божией милости к нам, – временем покаяния и исправления, годом обновления нравственного; постараемся быть достойными того.Обращаю к себе и к вам совет и повеление Апостола – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу (по образу Божию) в праведности и святости истины. (Ефес. 4,22-24).Новый год для нас пока только по числу таков, а не по существу дела, потому что все мы остаемся старыми, со старой закваской страстей, наклонностей, привычек, – и не облеклись в нового человека.Обновленное, нетленное святое человечество, жившее и подвизавшееся прежде и скончавшееся – пребывает в новом нетленном мире, на небе, где уже нет греха, и где вечно царствует правда и мир и радость во святом Духе (Римл. 14, 17). Мы должны подражать ему. И так в новый год прилично вести речь о обновлении человеческого рода. А когда идет речь о обновлении, то предполагается, что оно до крайности обветшало, растлело, воссмердело всякими грехами и не достойно общения с Богом: ибо какое общение света со тьмой (Корин: 6,14)? Изображение этого греховного растления человечества, прежде пришествия в мир Сына Божия во плоти, пророк изображает так: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13,1-3). Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на зубах их (Пс. 5,10; 139,3); уста их полны злословия и горечи (Пс. 9,28); ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (Прит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

пролог.), или: закон, пророков старших и младших и агиографы 332 . 6. Отношение Ветхого Завета к Новому. – Священные книги Ветхого Завета были приняты христианской Церковью потому, что Основатель Церкви и сама Церковь видели в них выражение воли Божией, подобно самим евреям. Подобно евреям, первоначально христиане из евреев и сами апостолы исполняли со всей строгостью все предписания Моисеева закона. Но Христианская Церковь принимала их в их истинном значении, т. е. прообразовательном и пророческом, как указание и приготовление к имеющему наступить царствию Мессии. Обетование о Мессии, идея Его царствия – одна, как в ветхозаветном, так и в новозаветном Писании. Но выражение ее различно. В Ветхом Завете, – т. е. в ветхозаветном Писании и строе жизни, основанном на этом Писании, – идея эта выражена как обетование, следовательно, как образ и предсказание, как тип (τπος), по слову ап. Павла ( 1Кор.6:11 . Римл.5:14 ); между тем как в Новом Завете, в новозаветном строе жизни, дано было исполнение обетования, следовательно, действительность, соответствующая образу и предсказанию, антитип (νττυπον) типа ( 1Петр.3:21 ; Евр.9:2 ). Истинный смысл Ветхого Завета открывается в Новом. Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus in Novo patet (Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом) 333 . Но в силу этого Ветхий Завет , при наступлении Нового и в Новом, может иметь значение только постольку, поскольку он выражает то же идеальное содержание, ту же идею, но самый ветхозаветный прообразовательный строй должен был потерять значение и прекратить свое существование. Если он имел значение и обязательность только в силу того, что он прообразовал имеющую наступить действительность, то при наступлении действительности, прообраз должен был исчезнуть, как тень (σκι, Кол.2:14 ; Евр.7:5; 10:1 ) 334 . Вот почему уже при первоначальном распространении и устроении Церкви христианской на иерусалимском соборе был формально отменен весь обрядовый и общественный ветхозаветный строй самими апостолами ( Деян. 15 ) 335 . Обязательным было признано только то, что было предписано Моисеем для прозелитов или так называемых пришельцев (Левит,17:8–15). Правда христиане из иудеев продолжали исполнять предписания закона Моисеева не только до времени окончательного падения Иерусалима (до 135 г.), но и позднее 336 , однако принципиально ветхозаветный строй считался уже упраздненным и ветхозаветная обрядность отмененной. Таким образом, ветхозаветное Писание было принято в новозаветный канон в своем истинном смысле 337 , который открылся в полном свете с точки зрения новозаветных Писаний. Следовательно, Ветхий Завет получает свое значение в христианской Церкви, как и прежде получал от Нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Святого, по слову Христа: если кто не родится свыше, не может увидеть царствие Божия, и ещё: должно вам родиться свыше ( Ин.3:3:7 ). Поэтому возрождение должно быть вполне сознательным актом для каждого христианина. Только сознательно обратившийся и возрождённый человек может иметь в себе самом свидетельство Духа Святого, свидетельствующее духу его, что он – чадо Божие (Посл. к Римл. гл. 8 ст. 145). Между тем, православная Церковь учит, что возрождение совершается при крещении, стало быть, бессознательно, а обращение от мёртвых дел (Посл. к Евр. гл. 6 ст. 1) к Богу живому и истинному (1 Посл. к Фессалон. гл. 1 ст. 9) вовсе не проповедует. Затем, брак, по слову Божию, мы признаём за Божие установление. Но из примера первого человека, которому Господь сотворил жену, как помощницу для него, мы видим, что вручение ему жены Господь не сопроводил никакими внешними обрядами. Праотцы наши Авраам, Исаак и Иаков, как видно из слова Божия, брали себе жён тоже без всяких богослужебных обрядов. Апост. Павел, в Посл. к Коринф., в гл. 7 в ст. 10, говоря о браке, как о Божием установлении, не установил, однако, никакого обряда для совершение брака. Так как мне не приходилось самому присутствовать при совершении бракосочетания „верующих“, то я не могу сказать, как он совершается; но от других известно, что желающие сочетаться браком по взаимному согласию объявляют о том церкви „верующих“, и она в собрании читает слово Божие и молится за вступающих в брак, в присутствии их, о даровании им супружеского мира и согласие и о том, чтобы они, как чада Божии, служили Господу своей жизнью. Затем, освящение, а по наименованию православной Церкви, елеосвящение, мы признаём духовное, как о том сказано в Посл. к Евреям (гл. 2 ст. 11, гл. 10 ст. 8–10:14–24). В Евангелии Марка (гл. 6 ст. 13) хотя говорится, что ученики Господни мазали недужных маслом, – и больные исцелялись; но Апост. Иаков, г своём Послании (гл. 5 ст. 14–15), разъясняет, что этот елей был елей веры и молитвы, следовательно духовный елей. Это подтверждает и Апост. Иоанн, в 1 Посл. (гл. 2

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010