Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4—8), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: «Сей путь повелений моих, и закон сей во век. Вей держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть» (Вар. 4:1—4). «Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир» (Вар. 3:14). «Посему любовию вечною возлюбил тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися» (Иер. 313—4). «Стоните на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим» (Иер. 6:16). И опять говорится через Исаию: «Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская» (Ис. 48:17—18). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: «блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего» , — то есть [совлек] «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», и облекся в благолепие, яже от славы Божией вовек , — то есть [облекся], — в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного» , — то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему «Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и снова благочестия» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3629...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13:4–8 ), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: Сей путь 546 повелений моих, и закон сей во век. Вси держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть ( Вар. 4:14 ). Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир ( Вар. 3:14 ). Посему любовию вечною возлюбих тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися ( Иер. 31:3–4 ). Станите на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим ( Иер. 6:16 ). И опять говорится через Исаию: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская ( Ис. 48:17–18 ). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего 547 – то есть [совлек] ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях; и облекся в благолепие, яже от славы Божией во век – то есть [облекся] в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного – то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и слава благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Изложение содержания.– а) Раб Иеговы, Еммануил, свидетельствует о Себе Сиону, что Он, обладая полнотою даров св. Духа ( Ис.11:2 ), помазан (определен) и послан Богом благовествовать нищим духом наступление царства для них небесного (ср. Ис.11:2 ), исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным отпущение грехов и слепым духовное прозрение, открыть начало «лета благоволения Господня» и «дня отмщения» врагам Божиим, и тем утешить всех плачущим (ср. Мф.5:4 ), особенно плачущих Сиона, чтобы вместо скорби и уныния даровать им радость и славу ( Ис.60:1–3 ). Тогда сыны Сиона, оправданные и возрожденные Богом, застроят пустыни и обновят разоренные города; тогда придут в Сион иноземцы и инородцы и будут у чад Сиона пастухами, земледельцами и виноградарями, а сами они будут священниками Господа и другие будут признавать их таковыми; сыновья Сиона будут пользоваться богатством народов, вторично унаследуют свою землю, и «веселие вечное будет над главою их» (ст. 8–7). Давая такие великие обетования, Помазаник Господень объясняет (– «Аз бо»..), что Он есть правосудный Господь, любящий правду и ненавидящий насилие, и посему Опт дает награду праведникам и заключит с ними завет вечный: тогда потомство этих праведников будет известно между народами, как «семя, благословенное от Господа», и оправданные Богом будут радоваться о Господе (ст. 8 и 9). б) В ответ на такие обетовании Помазанника Господня Сион торжественно восклицает: «да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством», и исповедует, что Господь плодотворно проявит («возрастит») правду и славу Свою пред всеми народами подобно тому, как земля произращает посеянное на ней (ст. 10 и 11). Чтение текста по Библии с изъяснением и т память cm. 1 и 2-го 1. Кого нужно разуметь под Помазанником Господним и как исполнилось предсказанное о Его деятельности? – Господь Иисус Христос прочел в Назаретской синагоге рассматриваемое пророчество Исаии, кончая словами: «проповедали лето Господне приятно» ( Лк.4:16–19 ), и объяснил Своим слушателям, что слышанное ими пророчество о деятельности Помазанника Господня «ныне исполнилось» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел с проповедию Евангелия на открытое служение роду человеческому. Но прежде этого Он пришел на реку Иордан, где проповедовал о Нем Иоанн Креститель, и принял от него крещение в водах иорданских, чтобы освятить воды и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверию в Царство Христово. При крещении глас Божий с небес назвав Иисуса Христа Сыном возлюбленным, а Дух Святый, подтверждая слова Бога Отца, сошел на Него в виде голубя. Таким образом при крещении Иисуса Христа открылась Его божественность и таинство Се Троицы, почему этот праздник и называется иначе Богоявлением. Событие празднуется 6-го января. 7) День преображения Господня. В этот день воспоминается славное преображение или прославление Иисуса Христа пред учениками на Фаворе. Не задолго до Своих крестных страданий и смерти Иисус Христос взял с Собою троих избранных учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор, и чтобы показать им Свое Божественное величие и подкрепить их веру пред началом страданий, преобразился пред ними, лице Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег; явились пророки Моисей и Илия, причем слышан был глас из облака, подобно тому, как и при крещении, называвший Его Сыном возлюбленным. Событие празднуется 6 – го августа. 8) День входа Господня в Иерусалим. В этот день воспоминается событие, когда Господь Иисус Христос, за несколько дней до своих страданий, воссел на молодого осленка, торжественно вошел во Иерусалим. Множество народа окружало Его, одни постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! осанна в вышних ( Мф.21:9 ). Согласно с пророчествами этот вход называется царским. Спаситель входил, как Царь и Господь, хотя и шел Он для принятия страданий и смерти за грехи мира. Самый праздник называется обыкновенно неделею ваий, потому что с ваиями встречали Спасителя, а также и вербным воскресеньем, потому что и мы во время всенощного бдения этого праздника имеем обычай в подражание народу, встречавшему Спасителя, держать в руках вербовые ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Кто будет иметь такие слезы и скажет с Иеремией: Не спускай зениц очей твоих (Плач. 2, 18), в том тотчас исполнится оное: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс. 84, 11), так что если устрашат тебя истина и правда, то милость и мир воззовут ко спасению. Всецелое покаяние представляет псалом 50–й. Когда Давид вошел к Вирсавии, жене Урия Хеттеянина, и, быв обличен пророком Нафаном, сказал согреших, он тотчас удостоился услышать: И Господь снял [стебя] грех твой (2 Цар. 12, 13). К прелюбодеянию Давид присоединил убийство, и, однако, проливая слезы, сказал: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 1). Великий грех требовал и великого милосердия. Поэтому Давид присовокупляет: Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших (ибо я был царь, никого другого не боялся) и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих ипобедиши внегда судити Ти; ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11, 32). И столько успел, что недавно бывший грешником и кающимся, он возвысился до учителя и говорил: Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Ибо кто исповедует грехи свои перед Богом искажет: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего, у того это исповедание и исправление заменяет зловоние ран красотой здравия. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха (Притч. 28, 13). Ахав, нечестивейший царь, посредством кровавого преступления овладел виноградником Навуфея; и когда Иезавель, соединенная с ним не столько супружеством, сколько жестокостью, была поражена обличением Илии: Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь… и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля, то Ахав, услышав это, раздрал ризы свои, возложил вретище на тело свое, постился и спал во власянице; и было слово Господне к Илии, говорящее: За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни (3 Цар. 21, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Кто мог поверить этому пророчеству? Иудеи не могли, ибо ждали Мессию как великого славного царя, который придет во власти и силе, покорит все народы и станет всемирным владыкой. Они не хотели верить в то, что Он будет уничижен перед людьми и кончит жизнь, как злодей, на Кресте голгофском? Вот Отрок Мой, - продолжает пророк Исаия, - Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд, не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать Его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42; 1-3). Господь никогда не возвышал Своего голоса на несчастных, гибнущих грешников, спасал, и прощал их, как простил грешницу, которую схватили, уличив в прелюбодеянии, и хотели побить камнями (см. Ин. 8; 3-11). И далее Исаия определяет цель и значение пришествия Господа на землю: Он придет для того, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы (Ис. 42; 7), чтобы повести слепых дорогой, которую они не знают. Слеп был род человеческий, не знал пути истинного, и только когда явился Христос, Который говорил о Себе: Я есмь Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14; 6), - воссиял свет истинный, открылись его слепые глаза и познал он пути Господни. Поразительно то, что пророки не только в самых общих и важнейших чертах говорили о Господе Иисусе Христе, но предсказывали и отдельные события Его жизни. Смерть Его на Кресте за род человеческий пророком Захарией была предсказана такими словами: На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах. 12; 10). Пророк Давид предрекал: Ибо окружило Меня множество псов, скопище злых обступило Меня; они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня. Разделили ризы Мои себе и об одежде Моей метали жребий (Пс. 21; 17;19). И дали Мне в пищу желчь (Пс. 63; 22), - а вы знаете, что Господу Иисусу Христу, когда распинали Его, давали пить желчь, смешанную с уксусом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Лица никакого не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, ибо это есть священническое призвание, и всем проси помощи у Бога. Даже если будут тебя ненавидеть за это злые и злословить, не бойся их; делай свое – и Бог тебя защитит. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1326 ). Первому ветхозаветному архиерею Аарону Господь Бог повелел сделать святительскую ризу, на подоле которой должны были находиться золотые звонцы: «она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть» ( Исх. 28, 35 ). Дивно было украшение этой ризы с позвонками, но еще более дивно то, что архиерея ожидала смерть, если бы архиерейская риза не имела позвонков: «дабы слышен был, – сказано, – от него звук... чтобы ему не умереть». Мы знаем, что все ветхозаветное было преобразованием новоблагодатного; и ветхозаветное священство было прообразом нашего священства; звонцы же, издающие звон, по толкованию святого Григория Двоеслова , знаменовали голос святительского учения, означали, что архиерей, как и иерей, не должен быть немым и должен провозглашать уже не звонцами, а устами и языком, уча и вразумляя людей Божиих, по увещанию апостола: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим. 4, 2 ) – твори дело благовестника. Звонцы были золотые, и из священнических уст должны исходить золотые слова: о богоугождении, о святой и праведной жизни, о любви к Богу и ближнему, – слова золотые, а не оловянные, то есть полезные, а не бесполезные, честные, а не бесчестные, любовные, а не враждебные, не оскорбительные и не гнилые. Не имеющий этих золотых духовных звонцов разума и книжного познания, не стяжавший духа премудрости и не способный к учительству служитель Божий и пастырь душ человеческих нем, а вместе и мертв. Ибо как ветхозаветного святителя, если бы он дерзнул войти в святилище без звонцов, ожидала смерть, так и новоблагодатным архиереям и иереям, дерзающим принимать на себя со многими происками сан духовный, но не имеющих звонцов разума и премудрости духовной, не могущим поучать Христово стадо, предстоит некая особая смерть – не телесная, а духовная, ибо они почитаются Богом мертвыми, и каждому из них Он говорит в Апокалипсисе: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Апок. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Можно, пожалуй, говорить о том, что практическая задача православного богословия – различение духов. Оно должно быть направлено на то, чтобы помочь положительному содержанию современной науки, техники и прочего преодолеть беззаконие автономии, которая есть порабощение тлением, диаволом и есть всецелый грех; помочь найти свое место внутри соборной истины православия, потому что ей принадлежит оно по своей природе: «Ибо то, что благо для всех, принадлежит нам» 247 . Так, «пленяя всякое помышление в послушание Христу» (ср.: 2Кор.10:5 ), нам следует наполнять славою Образа всякое доброе начинание, освящая и освобождая всякую тварь. «Где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:17–18 ). Было бы весьма полезно, к примеру, если бы православное богословие высказалось о том, какие принципы современной философии – в ее отношении к материальному и идеальному, к сущности и существованию, к жизни и бытию – могли бы быть приняты богословием воплощенного Слова; о том, какие из выводов научной психологии могли бы приобщением к опыту аскетической и сакраментальной церковной жизни стать частью церковной антропологии; и какие из нынешних социальных движений могли бы быть использованы экклесиологическим срезом православной антропологии 248 . Однако все это уводит далеко за рамки настоящего исследования. Я хотел лишь, с одной стороны, обозначить возможные направления такой работы, а с другой, определить то единственное основание, без которого она невыполнима. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). 2 См.: H.Willms, Eikon; G. Kittel, 386–7; P.Aubin, L’image dans l’oueuvre de Plotin; H. Merki, Ebenbildlichkeit [Полные выходные данные библиографических ссылок приведены в разделе Библиография. – Науч. ред.]. 3 См.: Быт.1:26–27 ; Прем.7:24–28 . А также: K.L. Schmidt, Homo Imago Dei; L. Kohler, Die Grundstelle der Imago-Dei-Lehre Gn 1, 26; H.H. Rowley, The Faith of Israel (London 1956), 74–98; J.J. Stamm, Die Gottebenbildlichkeit des Menschen; J. Jervell, Imago Dei; V Vellas, O anthropos kata tin P. Diathikin; N.Bratsiotis, Anthropologia tis P. Diathikis.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

на Ааронову браду, стекает на края ризы его, –   как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. Псалом 137/138 Давидово. Благодарю Тебя всем сердцем моим, пред богами бряцаю и пою Тебе, преклоняюсь пред святым Храмом Твоим, и благодарю имя Твое за милость Твою и верность Твою, ибо возвеличил Ты превыше всего слово Твое, имя Твое 43 . В день, когда воззвал я, Ты услышал меня, пробудил силу в душе моей.   Благодарят Тебя, Господи, все цари земли, ибо слышали речения уст Твоих! – Воспевают они Господни пути, ибо слава Господа велика;. ибо возвышен Господь, и смиренного зрит, и гордого распознает издалека.   Если путь мой посреди напастей лежит, Ты животворишь меня, противу злобы врагов моих руку Твою прострешь, и спасет меня десница Твоя.   Господь дело совершит за меня! Господи, милость Твоя вовек, не оставляй же дела рук Твоих! Псалом 142/143 Псалом Давидов. Господи, услыши молитву мою, вонми молению моему, в верности Твоей ответствуй мне, в правде Твоей! Но не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых!   Ибо теснит враг душу мою, втаптывает во прах жизнь мою, ввергает меня во тьму, как умерших в давние дни; и уныл во мне дух мой, цепенеет во мне сердце мое.   Вспоминаю давние дни, рассуждаю о всех делах Твоих, мыслю о действиях руки Твоей, простираю к Тебе руки мои: душа моя – безводная земля, жаждет она Тебя! (Села!) Скоро, Господи, услышь меня! Изнемогает дух мой. Не отврати лица Твоего от меня, да не уподоблюсь тем, кто сходит во гроб. Открой мне поутру милость Твою, ибо на Тебя – упование мое.   Укажи мне путь, которым мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою. От врагов моих, Господи, избавь меня! В Тебе – прибежище мое. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой! Дух Твой благий да ведет меня на долы ровной стези 44 .   Господи, имени ради Твоего оживотвори меня! Правды ради Твоей выведи из уныния душу мою, и по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех утесняющих душу мою,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

на Тебя уповали, не быв посрамлены.   Я же червь, а не человек, хулим от людей, от народа презрен! Глумится всяк, кто видит меня, кивает головою, устами твердит:   «Он на Господа уповал – пусть избавит его, пусть спасет, если так любит его.» А ведь Ты меня из родимого чрева извел, у сосцов материнских ободрил меня, едва из утробы, уж был я Твой, от лона матери Ты – мой Бог. Не удаляйся от меня, ибо беда близка, а помощника нет!   Множество тельцов обступило меня, тучные с Васана 7 окружили меня, раскрыли на меня пасти свои, как ярый и рыкающий лев. Я пролился, как вода, распались все кости мои, и сердце мое, как воск, тает внутри плоти моей; как черепок, иссохла сила моя, язык мой пристал к гортани моей; к персти смертной низвел Ты меня.   Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили 8 они руки мои и ноги мои; счесть можно все кости мои, как на зрелище, глядят они на меня, делят между собою ризы мои, и мечут жребий об одежде моей 9 !   Но Ты, Господи, не будь вдали, сила моя, на подмогу мне поспеши! Избавь от меча душу мою, от песьих лап – единственную мою! Спаси меня от пасти льва, от бычьих 10 рогов, – о, услышь!   Возвещу имя Твое братьям моим, посреди сонма восхвалю Тебя. Благоговейные! восхвалите Его. Всё семя Иакова! восславь Его. Всё семя Израиля да чтит Его. Ибо скорбью скорбного не возгнушался Он, не презрел ее, не отвратил от меня лица Своего, Когда воззвал я к Нему, услышал меня!   О Тебе в сонме многом хвала моя; пред лицом чтущих Тебя исполню обеты мои. Пусть убогие досыта едят, да восхвалят Господа взыскавшие Его, да оживут сердца ваши вовек! Возьмутся за ум и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Тебе все язычников племена; ибо Царствие Господне есть, и над народами Владыка – Он.   Покло′нятся Ему одному все тучные земли, почтут Его все нисходящие во прах, бессильные сохранить жизни своей 11 . Семя мое послужит Ему, услышит род грядущий о Господе весть, возвещена будет правда Его тем, кто еще не рождены: «да, таковы дела Его». Псалом 22/23

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010