Герберт стал популяризатором арабских цифр вместо менее удобных латинских. А еще он, ценитель музыки, усовершенствовал орган, который на Западе начал тогда входить в богослужебное употребление. О погруженности Герберта Орильякского в ученые штудии, о его интересе к классическому наследию выразительно говорят его письма. Одно из них адресовано некоему Айрарду: «Герберт, некогда схоластик, приветствует своего Айрарда. Твои просьбы возбудили в нас сочувствие, а мы увещеваем тебя вон из кожи лезть ради наших дел, будто ради собственных. Пусть будет исправлен Плиний, добудьте вновь Евграфия, с которых изготовляли списки в монастыре Орбе и у святого Базола. Сделай то, о чем мы тебя просим, чтобы мы исполнили твои просьбы» . Люпиту из Барселоны он писал: «Хотя у меня нет перед тобой никаких заслуг, твои великодушие и приветливость побудили меня обратиться к тебе, просить тебя. Итак, прошу, перешли мне переведенную тобой книгу об астрологии, а если захочешь от меня что-либо в вознаграждение, проси без колебаний и получишь» . В 969 году Герберт сопровождал графа Борреля II в его поездке в Рим и там был представлен императору Оттону Великому и папе Иоанну XIII. Папа рекомендовал Оттону взять Герберта учителем для своего сына, наследовавшего впоследствии отцовский престол. После прекращения занятий с наследником престола Герберт подвизался в монастыре святого Ремигия в Реймсе. Став императором, Оттон II велел поставить его аббатом монастыря святого Колумбана в ломбардском городе Боббио. Новый аббат позаботился об умножении книг, хранившихся в монастырской библиотеке. В 997 году папа Григорий V, двоюродный племянник Оттона III, поставил Герберта на Равеннскую кафедру. А уже в следующем году, 2 апреля, Герберт стал папой. Имя Сильвестра II он усвоил себе затем, чтобы тем самым выразить солидарность с мечтой Оттона III о восстановлении Римской империи в том, как он представлял, идеальном виде, какой она приобрела при святом Константине Великом. На Западе, как известно, ошибочно считали, что епископ Рима святой Сильвестр крестил Константина, и вопреки реальным историческим фактам представляли его ближайшим советником равноапостольного Константина и едва ли не его соправителем. Правда, у этого символического уподобления Оттона и Сильвестра II святым Константину и Сильвестру I был камень преткновения, который Оттон по молодости лет и пылкости души едва ли заметил. Кто принимал за подлинный документ подложный «Дар Константина», тот, по словам историка Рима Ф. Грегоровиуса,

http://pravoslavie.ru/159586.html

ред.: П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., 1998. Ч. 1. С. 167-217; он же. Каролингские школьные тексты: Глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра//Там же. 1999. Ч. 2. С. 233-292; Dolbeau F. Le «Liber XIX Sententiarum»//RechAug. 1997. Vol. 30. P. 113-165; Хомяков М. Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики//ВФ. 2000. 1. С. 142-146; Freeman A., Meyvaert P. The Meaning of Theodulf " s Apse Mosaic at Germigny-des-Prés//Gesta. N. Y., 2001. Vol. 40. N 2. P. 125-139; Otten W. Carolingian Theology//The Medieval Theologians/Ed. G. R. Evans. Oxf., 2001. P. 65-84; Gemeinhardt P. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost- und Westkirche im Frühmittelalter. B.; N. Y., 2002; Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003. С. 19-43; Freeman A. Theodulf of Orleans: Charlemagne " s Spokesman against the Second Council of Nicaea. Aldershot etc., 2003; Godden M. The Latin Commentary Tradition and the Old English Boethius: The Present State of the Question//First Annual Symposium of The Alfredian Boethius Project. Oxf., 2003. (Электр. ресурс: Perger M., von. Eriugenas Adaptation der Aristotelischen Kategorienlehre//Logik und Theologie: Das Organon in arabischen und lateinischen Mittelalter/Hrsg. D. Perler, U. Rudolph. Leiden, 2005. S. 239-304; Jayatilaka R. Work on the Latin Commentaries//Fourth Annual Symposium of The Alfredian Boethius Project. Oxf., 2006. (Электр. ресурс: Lebech M., McEvoy J., Flood J. De dignitate conditionis humanae: Translation, Commentary, and Reception History of the Dicta Albini and the Dicta Candidi//Viator. Turnhout, 2009. Vol. 40. N 2. P. 1-34; Erismann C. L " Homme commun: La genèse du réalisme ontologique durant le haut Moyen Âge. P., 2010. Дворцовая капелла в Аахене. Интерьер В Ахене Карл Великий предпринял строительство грандиозного дворцового комплекса, к-рому предстояло стать главной резиденцией короля. Частью комплекса, включавшего дворец, церемониальный зал (устроенный по образцу базилики в Трире, IV в.) и галерею длиной 120 м, была дворцовая капелла (capella palatina).

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог - церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др. В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Мотив такого обособления дев от вдов на Западе отмечен полемикой Тертуллиана против епископа, державшегося, очевидно, древней практики, засвидетельствованной еще Игнатием Богоносце м, и принявшего двадцатилетнюю деву в число вдов. На Востоке обособление дев от вдов произошло несколько позднее и, по-видимому, в связи с образованием чина диаконисс. Передав свои церковнослужительские обязанности диакониссам, вдовы утратили прежнее значение, и потому для дев не было смысла вступать в число вдов, и образовался особый чин дев, параллельный чину вдов. Оба эти чина и сделались, так сказать, подготовительным институтом для чина диаконисс. И вот мы видим, что Постановления апостольские, в отличие от Дидаскалии, упоминают о вдовах и девах там, где Дидаскалия говорит только о вдовах и тех и других считает кандидатками в диакониссы 212 . То же мы видим и в других памятниках. Так, о девах как кандидатках в диакониссы упоминает, например, свт. Епифаний Кипрский , говоря, что диакониссой может быть или вдова после первого брака, или пожизненная дева 213 . То же повторяет и Юстиниан в 6 новелле 214 . Так как Церковь ставила девство выше вдовства, то девы сделались даже кандидатками более желательными, чем вдовы. VIII книга Постановлений апостольских считает главными кандидатками в диакониссы именно дев, а вдов – лишь в случае отсутствия дев 215 . И Юстиниан в 6 новелле при перечислении кандидаток в диакониссы ставит дев на первом месте. Немало имен диаконисс – дев сохранила нам история. Так, диакониссами-девами были свв. Макрина, Сергия, Сусанна 216 , Лампадия, Синклетикия († 440) 217 , Илария, дочь епископа Ремигия († 530) 218 , св. Мартина († 230) 219 , дочери комита Терентия и др. А когда чин вдов исчез, единственным подготовительным учреждением для диаконисс сделался чин дев. Так смотрит на дело, например, Вальсамон в толковании на 6, 53 и 140 Карфагенские правила, в котором он, перенося на Карфагенскую Церковь порядки, принятые на Востоке, категорически утверждает: «6 и 53 правила настоящего собора говорят, что девы посвящаются для того, чтобы в надлежащем возрасте они могли быть поставляемы в диаконисы» 220 , хотя на самом деле ни одно Карфагенское правило о диакониссах не упоминает, да и самого чина диаконисс, по всем данным, здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Я уже говорил, что просвещение древней Галлии как провинции и неотъемлемой части Римской Империи началось практически сразу после проповеди христианства в Италии. Но первые письменные свидетельства о христианской проповеди в Галлии относятся только ко II веку, и более точнее: к 177 году. В этом году в Лионе, на данный момент третьем по численности населения мегаполисе Франции, приняли мученическую кончину 43 христианина. Среди них был лионский епископ священномученик Пофин (или Потин) и одна из наиболее почитаемых святых древней Галлии — мученица Бландина. Об этом нам известно из письма свт. Иринея Лионского, от лица церквей Лиона и Вьенны отправленное церквям Малой Азии. Это письмо дошло до нас благодаря бесценному труду по истории Церкви пера епископа Кесарийского Евсевия, духовника императора Константина Великого. Собственно Франция возникает только в V-VI веках, когда Галлия подвергается нашествию германских племен, наиболее сильным среди которых оказываются франки. В первой половине VI века бывшая римская провинция Галлия оказывается практически полностью завоеванной Этим воинственным племенем. На её территории возникает французское королевство, первым королем которого стал Хлодвиг. Уже в 496 году на северо-востоке Франции в городе Реймсе Хлодвиг вместе со своей дружиной принимает крещение от православного епископа этого города святого Ремигия. Но еще до этого христианство распространяется практически во всех уголках Франции, начиная с юга, где мы побывали в 2003 году, и кончая самой западной провинцией Франции — Бретанью, которую мы посетили в 2002 году. Давайте же начнем с нашей первой поездки по Бретани. Проповедь христианства в этом регионе относится к V-VII векам. Именно в это время, под нашествием на Британские острова языческих племен саксов и пиктов массовым бегством от них на материк спасаются первые христиане этой некогда римской провинции. Они переправляются через Ла Манш на западное побережье Франции, на полуостров Арморика, со временем принявший название Бретань по одноименному народу, который населил этот полуостров, т.е. по имени бриттов, эмигрировавших с Британских островов и заселивших Арморику.

http://pravmir.ru/avgustovskoe-palomnich...

По свидетельству Иоанна Салернского, отец О., Аббон, был приближенным Гийома I Благочестивого († 918), герц. Аквитании. Святой рассказывал, что Аббон был образованным человеком, знатоком рим. права. О матери О. сведений нет. Ко времени рождения О. его родители были уже немолоды и не рассчитывали иметь детей ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3-5). Родившегося сына Аббон поручил молитвенной защите св. Мартина (Ibid. I 6). Когда мальчик подрос, отец отдал его на обучение «некоему своему пресвитеру». Потом О. воспитывался при дворе Фулька I Рыжего († 942), в то время вице-графа Анже, затем - в окружении герц. Гийома I Благочестивого. С 16-летнего возраста О. страдал от приступов головной боли, из-за к-рых ему пришлось покинуть герцогский двор и вернуться к родителям. Болезнь, продолжавшаяся 3 года, повлияла на решение юноши стать клириком в базилике св. Мартина, к-рому некогда его посвятил отец. Предположительно в 897 или 898 г. О. был торжественно принят в число каноников. Продолжив образование, он изучил лат. грамматику Присциана и приступил к чтению классической поэзии, но из-за страшного сна отказался от этого намерения (Ibid. I 12) и стал читать церковную лит-ру, в т. ч. комментарии на Свящ. Писание и Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ). Возможно, О. ознакомился с основами рим. права ( Ros é . 2008. P. 72-74). В Париже под рук. Ремигия Осерского он изучал «диалектику» и «свободные искусства» в изложении Марциана Капеллы ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3, 19). Анализ сочинений О. показывает, что он получил фундаментальное образование, был знаком не только с творениями отцов Церкви, но и с классической лат. лит-рой, разбирался в богословской проблематике ( Ros é . 2008. P. 87-107). Согласно поздним источникам, в турском капитуле О. якобы занимал должности руководителя хора (прецентора) и преподавателя (схоластика) (Ibid. P. 74-76). В годы жизни при базилике О. стал почитать св. Мартина как своего покровителя (см.: Rosenwein. 1978; Ros é . 2008. P. 80-86).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

По совету св. Ремигия Хлодвиг с целью искоренения арианства собрал в 501 году епископов в Лионе. Желая воздать благодарение Богу за чудесное исцеление, происшедшее с ним после этого собора, он решил изгнать из Галлии ариан-вестготов, которые во главе с королем Аларихом занимали провинции Аквитанию и Пуату [прим.: произошло это по некоторым данны в 507 г.]. Св. Геновефа просила Хлодвига воздвигнуть на холме Левкотитиуса храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, так как хотела поставить столицу Франции под их защиту. Вот что рассказывает по этому поводу летописец: “Хлодвиг, гуляя незадолго до своего похода на Алариха с Клотильдой на холме, чтобы обозначить пространство, которое должен был занимать будущий величественный храм, далеко бросил свою палицу и воскликнул: “Пусть воздвигнется храм свв. Петру и Павлу, если я живым и здоровым вернусь из похода на ариан”, – такая вера горела в сердце этого неофита. Но он не ограничился обещанием воздвигнуть храм после своего опасного похода и в этом же году положил ему основание. Победа над Аларихом была полной, и Франция полностью была очищена от ариан”. Влияние и духовный авторитет св. Геновефы были настолько сильны, что дочь и сестра Хлодвига принесли обеты безбрачия и, по примеру св. Геновефы и под ее руководством, стали посвященными Богу девами. Находясь в постоянном общении, св. Ремигий, св. Геновефа и королева Клотильда были советниками короля в делах устроения христианского государства и Церкви. В 511 году им был созван еще один поместный собор в Орлеане, каноны которого утвердили право убежища в Церкви и крестные ходы. Но в этом же году король Хлодвиг умер и был погребен в недостроенном еще храме свв. Петра и Павла [прим.: после революции 1789 года его могила была перенесена в собор сщмч. Дионисия, т. е. в Сен-Дени]. Всего лишь на несколько недель пережила его св. Геновефа: она почила 3 января 512 года 89 лет от роду и была погребена в древней крипте, находившейся под главным престолом храма свв. апостолов [прим.: в других источниках утверждается, что св. Геновефа умерла раньше Хлодвига, около 500 г.]. И вот рядом покоились тот, кто создал христианскую Францию, и та, которая была ее ангелом хранителем. Королева Клотильда продолжала и закончила начатую ее супругом величественную постройку, где и была также погребена. Но народное благочестие вскоре переименовало храм свв. Петра и Павла в базилику св. Геновефы – ее святые мощи покоились в ней, – а возвышенность, на которой стояла она, и по сей день называется “Гора св. Геновефы”. “Вход в базилику был увенчан тройным портиком с изображением патриархов, пророков, мучеников и исповедников, о которых мы знаем как из Священного Писания и Предания, так и из жития святых”, – пишет агиограф св. Геновефы.

http://pravicon.com/info-2041

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Петра и ап. Павла призвал его быть императором, так они избрали его королем 3117 . Совершенные в Павии акты были подтверждены в собрании, состоявшемся несколько месяцев позже в Понтионе, где нейстрийское духовенство и знать заявили, что и они избрали его своим государем, как он был избран народом и ломбардами 3118 . Эта формальная перемена наследственной монархии в избирательную, по-видимому, предоставляла папе надежду на возможность вмешаться и на будущее время в дела Нейстрийского и Итальянского королевств; но попытка, сделанная в его пользу в Понтине, хотя и ревностно поддерживаемая императором, встретила сильное противодействие со стороны франкского духовенства. Папский легат Иоанн, епископ тускульский, прочитал послание, которым Ансегис, архиепископ сенский, назначался апостолическим викарием и приматом Галлии и Германии, с полномочием собирать соборы, приводить папские повеления в исполнение через посредство епископов, и доставлять все важные дела в Рим для решения 3119 . Гинкмар и его собратья просили позволения исследовать этот документ, на что император отвечал вопросом им, будут ли они повиноваться папе, заявляя им в то же время, что он, как наместник папы в соборе, решился силой принуждать к повиновению. Он приказал поставить кресло для Ансегиса рядом с легатом, и по его приглашению, архиепископ сенский прошел мимо митрополитов, стоявших выше его, и занял свое почетное место. Но Гинкмар и другие епископы действовали с непоколебимой твердостью. Они повторили свою просьбу, чтобы им позволено было рассмотреть послание папы и снять с него копию, протестовали против возвышения Ансегиса как неканонического, как подрывающего приматство, предоставленное кафедре реймской в лице Ремигия, и противоречащего привилегиям, предоставленным Гинкмару папами Бенедиктом, Николаем и Адрианом; невозможным оказалось также, и взять с них обещание в повиновении папе, кроме как настолько, насколько это было согласно с канонами и с примером их предшественников. Один только епископ Флотар склонен был признать новый порядок вещей, в надежде получить перевод из диоцеза бордосского, опустошенного норманнами, на диоцез бургский; но его собратья возражали против перевода, как противного законам церкви 3120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископам, к-рых обвиняли в симонии, пришлось оправдываться; некоторые были признаны виновными и лишены кафедр. Епископ Сутри представил ложных свидетелей, но, не успев очиститься клятвой, внезапно упал и умер (Vita Leonis IX. II 10; Vita et obitus Leonis IX. 12). «Пропащих женщин», к-рые сожительствовали с рим. пресвитерами, было решено отправить на принудительные работы в Латеранский дворец ( Petrus Damiani. Contra intemperantes clericos. II 7//PL. 145. Col. 411). Понтифик намеревался отстранить клириков, рукоположенных виновными в симонии епископами. Это вызвало протест рим. духовенства и мн. епископов, к-рые заявили, что в храмах некому будет служить. Тогда Л. велел клирикам принести покаяние (Die Briefe des Petrus Damiani. Münch., 1983. Tl. 1. S. 498-500; ср.: Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 588). Участники Собора отлучили от Церкви бывш. папу Бенедикта IX, который претендовал на Папский престол при поддержке своих родственников, графов Тускула. После этого «римское войско» разорило владения графов ( Poncelet. 1906. P. 277-279). Вскоре после Собора Л. отправился в путешествие. В мае 1049 г. он возглавил Собор в Павии, о к-ром точных сведений не сохранилось. Встретившись с имп. Генрихом III, в день апостолов Петра и Павла (29 июня) понтифик прибыл в Кёльн, затем они вместе отправились в Ахен. Вскоре туда прибыл герц. Лотарингии Годфрид II Бородатый, отлученный от Церкви за мятеж против императора и конфликты с епископами (Л. также отлучил от Церкви его союзника, гр. Фландрии Балдуина V). По просьбе папы, к которому герцог обратился за помощью, император простил его. Херимар, аббат мон-ря св. Ремигия в Реймсе, обратился к Л. с просьбой освятить новую монастырскую церковь. Папа воспользовался приглашением, чтобы созвать в Реймс франц. прелатов. Кор. Генрих I пообещал Херимару лично прибыть в город и обеспечить присутствие епископов и знати, но вскоре по рекомендации советников попросил Л. отложить посещение Реймса, указывая на политическую нестабильность в королевстве (PL.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010