Вторая часть книги посвящена ответам о. Рафаила на письма философа, представителя современной интеллигенции. Этот человек пришел к Церкви типичным для своего круга путем – путем мучительных сомнений и исканий истины. Своевременная духовная помощь, которую оказал ему о. Рафаил на пути подлинного воцерковления, отразилась в письмах, фрагменты которых (озаглавленные редакцией) будут полезны и интересны читателю. Следует учитывать, что в публикацию вошли только те письма из переписки, которые затрагивают общие темы, будь то значение и сущность богословия, или отношение к тем или иным философским направлениям, или характеристики различных их представителей. На самом деле переписка была значительно шире, касалась личности адресата о. Рафаила, его разнообразных личных проблем. Понятно, что эти письма не могут быть опубликованы. Но даже частичность представленных писем дает возможность увидеть, с какой любовью и терпением в течение почти трех лет о. Рафаил увещевал своего «ершистого» корреспондента, мудро наставляя его в духовной жизни, отвращая от необдуманных шагов и решений. В правильности советов о. Рафаила его духовному питомцу очень скоро приходилось убеждаться, иногда на собственных ошибках, если он поступал вопреки им. Надо сказать, что участие о. Рафаила в судьбе этого человека существенно повлияло на его мировоззрение как христианина, заставило пересмотреть многие свои взгляды, в том числе на собственную профессию, на отношение к другим людям, а главное – позволило на самом себе ощутить, какая это огромная сила – пастырская любовь, неотразимо покоряющая сердца, способная переубедить, привести к покаянию. В нашем холодном мире, где стало обычным явлением корыстное отношение человека к человеку, а любовь ассоциируется лишь с естественной любовью родителей к своим детям, проявление любви к «чужому» воспринимается как чудо, как нечто невозможное по законам этого мира, к тому же любовь эта подлинная, духовная, не ослепленная эгоизмом. Не случайно, многие пишущие на сайт о. Рафаила признаются, что воспринимают его и молятся о нем как о своем духовном отце, тем более что у большинства обращающихся к батюшке за советом своего духовника нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Со времени пострига схимонахиня Рафаила не прерывала связи с Троице-Сергиевой лаврой. Она была знакома братии. Изгнанная из своей обители, матушка стала участницей молитв и трудов насельников подпольного монастыря, со всей энергией включившись в его проповедническую деятельность. Она водила паломников по святым местам, а в храмах многочисленных селений, которые посещала, неизменно обращалась к верующим, утешая их, убеждая сохранять верность Христу. Чаще всего схимонахиня Рафаила ходила по окрестностям Спасо-Влахернского монастыря и отдаленным деревням Дмитровского района – там была возможность общения со знакомыми сестрами Спасо-Влахернской обители и монахами – бывшими насельниками Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда, до 1937 года избежавшими ареста и жившими порознь. Нередко приходя в Москву (за 70 километров от лавры и Дмитрова), мать Рафаила стремилась утвердить в вере прихожан московских храмов. После богослужения она всегда беседовала с ними, дарила иконки. В церквах говорили, что схимница занимается предсказаниями. «Это Бог в наказание за грехи народа послал нам власть безбожную. Он смилуется, будет война, огнем очистится эта власть антихристова», – утешала она собеседников. Ради пропитания мать Рафаила «занималась нищенством» – просила милостыню, а когда ей давали деньги, почти все посылала иеромонаху Николо-Пешношского монастыря Спиридону, не имевшему родных и до ареста ведшему такую же скитальческую жизнь, как и она. 21 января 1938 года в Москве матушку Рафаилу арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. Схимонахиня сознавала, что завершает свой жизненный путь, для нее не могло быть выбора «тактики» ответов на допросе: она желала пронести свой крест до конца, не запятнав его малодушной ложью, изворотливостью ради смягчения приговора. Не стала она скрывать того, что могло дать основание для ее осуждения, но не приписала ни себе, ни кому-либо другому вымышленных преступлений, тем более, не очернила оговором своих знакомых. – Когда и откуда вы приехали в Москву? – спрашивали ее на допросе.

http://pravoslavie.ru/33866.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет История Товии и его спутника и хранителя — архангела Рафаила — рассказаны в книге Товита. Она повествует о том, что некогда в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н.э., жил набожный иудей со своей женой Анной и сыном. Имя его было Товит. Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе, воробьиный помет упал ему на глаза, заразив старика болезнью, в результате которой он ослеп. Чувствуя близкую смерть от неизлечимого недуга, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег на содержание семьи. Для своего путешествия Товия стал искать спутника и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его в дороге, полной опасностей. Получив благословение слепого Товита, юноша с Архангелом отправились в путь.  Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма слепых. По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету Архангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву. Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени, благодаря Бога за содеянную им милость. Описание На полотне мы видим сцену исцеления Товита с помощью чудесной мази.

http://azbyka.ru/art/tovij-isczelyaet-gl...

Деньги эти и документы упомянутых лиц будут им выданы вице-консулом в Яффе на пароходе, на котором они отправятся в Россию. О. Ювеналий (под расписку) и о. Павел (словесно) обещались мне не говорить про о. Рафаила ни худо, ни хорошо. Певчий Михаил Степанов 1008 , живший в доме Миссии со своею семьею, оставлен мною в занимаемом им помещении только с согласия о. Рафаила. Первого же числа месяца мухаррема (т. е. 9 мая сего года), день, в который нанимаются квартиры в Иерусалиме, он обязался выехать из дома Миссии и будет получать от о. Рафаила ежегодно до 600 франков на квартиру и отопление. Все это устроилось без шума, и я не был вынужден прибегнуть к мерам строгости. Что касается исполнения второй половины желания действительного тайного советника Победоносцева о водворении порядка среди русских женщин, живущих в Горнем (в деревне Айн-Кярем), то это – несколько труднее. Там живет до ста старых женщин, которые с трудом поймут какие-нибудь доводы. Ввиду этого и не желая делать большого шума, который мог бы даже привести к вмешательству турецкой власти (споры о недвижимости разбираются в духовном мусульманском суде), – я нахожу необходимым действовать осторожно и, следовательно, довольно медленно. На этих днях я съезжу в Горнее и начну рассматривать этот сложный и запутанный вопрос. С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугою. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3347, л. 260–261 об. 543. Письмо секретаря ИППО В.Н. Хитрово к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву С.-Петербург 18 февраля 1898 г. Отпуск Ваше высокопревосходительство милостивый государь Константин Петрович Приехавший сегодня из Москвы Дм Вл Истомин 1009 сообщил мне, по поручению М.П. Степанова, что Его Высочество по докладу Вл. Карл изволил изъявить свое согласие на отозвание из Иерусалима арх Рафаила, и если на его место не назначено другое лицо, то только оттого, что кандидат, намеченный Вл. Карл., оказался нужнее на том месте, которое он ныне занимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

разумом, когда он безоглядно подчиняется страсти», «...целый ряд абсурдных выводов», «...обличительная накипь». «... странные заявления» (С. 10). «...любой нецерковный религиовед мог бы сказать наверное почти тоже самое» (с. 24). «...в каких-то измышленных формах» (С. 28). «...утверждение выглядит просто абсурдным». «... голословные заявления». «...откровенно безграмотные утверждения» «...очевидные пробелы в его богословском образовании» «...самоуверенный тон». «...беспардонные обвинения» (С. 37). «...заставляет еще раз поставить вопрос о духовной и нравственной вменяемости архим. Рафаила». «... учение католических схоластов почему-то очень привлекательно для православного священника архим. Рафаила» (С.48). «...совсем как у столпа католического богословия Фомы Аквинского». «... архим. Рафаил место суду Божиему дать отказывается» (С. 61). «... по его мнению спасется лишь ничтожное число из членов Православной Церкви (видимо, он сам и его единомышленники)» (С. 61). «... ошибочность суждений архим. Рафаила становится еще более очевидной» (С. 65). «...преднамеренная софистика» (С. 67). «...малоубедительные силлогизмы» (С. 68). «...глубоко усвоил чисто католическое понимание греха и спасения» (С. 70). «...он доходит до странного и страшного совсем в духе Кальвина заключения» (С. 70). «...яркий пример сознательной фальсификации». «...отстаиваемая архим. Рафаилом концепция почти всеобщей гибели человечества есть не что иное, как активно реанимированное в наши дни мироощущение средневекового католицизма, буквально жаждущего вечной кары для неверных» (С. 78). «...нарочито оскорбительный тон, клеветнические обвинения» «...все это (брошюра архим. Рафаила) дает впечатление какого-то болезненного в духовно-нравственном отношении явления» (с. 78) «... архим. Рафаил пренебрежительно отзывается о значении человеческой совести» (С. 78). «...горделивое осуждение всех и вся не может не настораживать» (С. 39). «...архим. Рафаил после таких доказательств должен покаяться (напомним, что моя мысль, которую г-н Зайцев считает «клеветнической» заключается в том, что грешник совершает грех свободно и добровольно, а мучается после смерти в аду уже невольно, и, пусть простит меня г-н Осипов, не очень охотно)

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Политические события стремительно отдаляют от нас образы прекрасной Иверии – православной страны, с которой русского человека всегда связывали чувства единой веры и уважения к древности христианских традиций. Сейчас, например, уже кажется удивительным, что в 1961 году при закрытии коммунистическими властями Глинской пустыни великие старцы обители на последнем допросе не колеблясь указывали место своего будущего пристанища: «Кавказ», «Сухуми». Эти слова были исполнены для них надеждой – как будто там, за стеною Кавказских гор, ждет их наконец покой, как в последнем земном убежище для тех, кто ушел от мира и хочет соблюсти обеты, данные Господу. Тогда верующие Грузии и Абхазии приняли их с любовью и благодарностью Богу. Именно этому периоду жизни и служения глинских отцов посвящена значительная часть воспоминаний архимандрита Рафаила. Они уходят – подвижники, которые жили духом, жили чисто пред Богом и просто пред людьми. И вместе с ними, кажется, уходит целый мир, безвозвратно. Распалась связь времен и поколений. Но мы не можем поверить в это до конца, как будто единственное, что в нас вечно, наша душа, говорит нам: этот мир живет не только в нашей памяти, он не может исчезнуть совсем, он существует – в вечности, у Бога. Но как поведать об этом? Как выразить? В воспоминаниях архимандрита Рафаила найдены очень точные слова для, казалось бы, неизъяснимых явлений и состояний, подлинно передается ощущение иного – пространства святыни. И еще: эта книга напоминает нам об исконном, истинном значении понятий: вера, молитва , священство, послушание, правда и ложь, жизнь и смерть… Ее, как и другие книги отца Рафаила, отличает смелость остаться наедине с теми последними вещами, рядом с которыми многое становится совершенно несущественным. Читая воспоминания архимандрита Рафаила, еще раз убеждаешься, что во все эпохи возможно предпочесть истину, что для памяти нет границ, для любви нет расстояний, для подвига нет неподходящего времени. Но сегодня как никогда каждый из нас нуждается в слове духовного опыта, мудрости и любви тех, кто на пути из времени в вечность стяжал нетленные плоды живой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Шесть больших бронз. подсвечников и один такой же меньшего размера. Шесть больших медных лампад и шестнадцать меньших. Большое бронз. паникадило с лампадками. Патриаршее место, дерев. резное. Три больших метал, подсвечника. Два столика. Пятнадцать дубов, скамеек. Свечной ящик. 4-го Мая 1894 г. По заявлению свечника, у него выручки за 2 месяца – шестьсот руб. кред. бил. Денег в церкви не оказалось. Свечник хранил их на дому. Все означенные в сих описях предметы Архимандрит Арсений принял в своё ведение и на хранение. (Подписал): Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандрит Арсений. При составлении сей описи присутствовали: (Подп.) Титулярный Советник Ал. Воеводский. (Подп.) Член Миссии Иеромонах Парфений. (Подп.) Член Миссии Иерод. Виссарион. С подлинным верно. За секретаря: (подпись) Ал. Воеводский Печать Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме 47 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 77 об, –80. Русская духовная миссия при преемниках архимандрита Антонина (1894–1914 гг.) 26. Предложение обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева Святейшему Синоду С.-Петербург, 24 июня 1894 г. Подлинник. За смертию бывшего начальника Иерусалимской Духовной Миссии Архимандрита Антонина должность настоятеля оной остаётся вакантною. Признавая с своей стороны, что эту должность мог бы с пользою для Миссии проходить настоятель Саровской пустыни игумен Рафаил, имею честь предложить Святейшему Синоду, – не благоугодно ли будет назначить на оную упомянутого Рафаила 48 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 97. 27. Определение Св. Синода о назначении архимандрита Рафаила начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме С.-Петербург, 12 октября 1894 г. Машинопись. Копия. 1894 года октября 12 дня. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: имели суждение по поводу назначения на вакансию Начальника Российской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила. Приказали: о состоявшемся назначении архимандрита Рафаила Начальником Российской Духовной миссии в Иерусалиме уведомить Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского грамотою следующего содержания: «Блаженнейшего и Святейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Кир Герасима, превожделеннейшего и возлюбленнейшего о Христе Брата и Сослужителя Нашего, о Господе приветствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ректора. Навстречу им шли два-три студента, в том числе А. Ив. Введенский, к которым туристы обратились с вопросами на французском языке. Студент Алексей Иванович Введенский, довольно хорошо знавший французский язык, стал отвечать им и объяснил, что здание Академии закрыто и ректор по случаю каникул живет в своем доме. Легаты заинтересовались академической библиотекой и пожелали осмотреть ее. Один из студентов тотчас побежал и разбудил о. Рафаила, сладко почивавшего в послеобеденное время. «Кардиналы от папы приехали; скорей вставайте и ведите их в библиотеку», – так озадачил о. Рафаила прибежавший к нему студент. Был ли это испуг от внезапного пробуждения или нервное потрясение от предстоявшего свидания с необычными посетителями, но только о. Рафаил весь трясся, как в лихорадке, и с трудом одел рясу, камилавку и ордена. Впоследствии он признавался, что и самого митрополита так бы не испугался, как на этот раз кардиналов. Отперев главную половину своей нижней библиотеки, о. Рафаил стоял у входа как приговоренный к смерти, бледный, с закрытыми глазами и опущенными руками. Вот появились кардиналы в роскошных костюмах, с изящными манерами, с приятно-улыбающимися лицами, грациозными поклонами и приятными разговорами на французском языке. О. Рафаил на приветствия по-французски едва мог слегка склонить голову и с великим усилием сказал роковое слово: «Non!» А. Ив. Введенский благодаря своей находчивости сразу нашел для о. Рафаила выход из критического положения, объяснив гостям, что наш достоуважаемый о. библиотекарь предпочитает разговаривать на латинском языке. Тем временем о. Рафаил сделал несколько шагов налево и стал открывать шкапы, где в переплетах из белой кожи хранились старинные латинские фолианты. Гости последовали за ним, увидели действительно книжные сокровища и полюбопытствовали спросить о. Рафаила по-латыни: «Часто ли студенты обращаются к латинским писателям?» – О Рафаил недоумевающе посмотрел на них и, откашлянувшись, сказал довольно громко: «Non!» – А. Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протодиакон Андрей Кураев об иером. Рафаиле (Берестове): «Он стал орудием в чужих руках» 25 октября, 2010. Редакция " Правмира " Протодиакон Андрей Кураев, комментируя выступления иеромонаха Рафаила (Берестова), сообщил: «Об отце Рафаиле могу сказать одно: к сожалению, это психически больной человек с юности. Беда в том, что он просто стал орудием в чужих руках». Протодиакон Андрей Кураев, комментируя выступления иеромонаха Рафаила (Берестова), сообщил: «Об отце Рафаиле могу сказать одно: к сожалению, это психически больной человек с юности. Беда в том, что он просто стал орудием в чужих руках». «В советские годы он был просто иеродиаконом в Троице-Сергиевой Лавре, который был тих, никому не виден и не слышен. Просто тихонький монашичек, который вел смиренную жизнь и шел путем спасения при всех своих психических болячках», — вспоминает отец Андрей. Уже тогда, по его словам, отец Рафаил копил дурные слухи и опасался якобы окружающих врагов. Позже, рассказал отец Андрей, нашлись люди, которые стали его всячески поддерживать и «возносить на трон всероссийского и даже международного проповедника и старца». «Как можно представить даже себе схимонаха, схимника, который носится по всему миру перепрыгивая с конференции на конференцию с видео и аудио записями? — задает риторический вопрос отец Андрей. — Это довольно своеобразный уход от мирской суеты. И на этих конференциях он сеет ненависть и раздор. Причем ему не хватает, простите, ума, понять, что именно это он делает. Ему кажется, что если ему шепчет чей-то голос кого-то мочить, и если он будет к этому призывать, то это добро, это хорошо». Тех, кто отца Рафаила использует, отец Андрей определенно называет подлецами. Ответственность с самого отца Рафаила он фактически снимает: «Это человек, который абсолютно не отвечает за свои слова. Кто ему шепнет что-то  — то он и расскажет на следующий день. Сначала будет кричать, что все вокруг в правительстве — предатели Православия, Иуды и враги. Через месяц он может сказать: «Сплотимся вокруг нашего двуглавого орла вместе с Путиным и нашим Патриархом». Я убежден, что такого как он определенные люди, кому на руку разжигание ненависти, специально искали. И он идеально подошел на выбранную ему роль, его намеренно вытащили».

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

«За Тебя» Заключенные советских лагерей. Изображение с сайта little-histories.org      В Вишерском лагере о. Рафаил сидел вместе с Татьяной Гримблит, арестованной за помощь священнослужителям. Татьяна писала стихи, одно из них стало любимым у о. Рафаила, совсем незамысловатое: «…Мне не радость сулит эта жизнь на земле – Я решил ведь идти за Тобою, И в награду за то, что служил я Тебе, Мир покроет меня клеветою. Но во имя Твое все готов я терпеть – Хоть сплошное ненастье найду. За Тебя, мой Господь, я готов умереть, За Тебя на страданье пойду. Мир не понял меня и над скорбью святой, Что в своей затаил я груди, Посмеется шутя и, смеясь над Тобой, Приготовит мне крест впереди. Но готов я служить всей душою Тебе, – Пусть враги мне друзья все мои; Утиши мою скорбь, мир усталой душе Ниспошли в наши тяжкие дни. Я отраду нашел у креста Твоего, Я уж в мире от мира ушел, Мой душевный покой, все отдал за него, Но зато ведь Тебя я нашел. Не слезами, а кровью все раны Твои, Мой Спаситель, готов я омыть: Я молю, пусть настанут же дни, Чтоб и жизнь за Тебя положить». В 1936 году у отца Рафаила в бараке был обыск и эти стихи нашли. Стихи были представлены как доказательства вины против государства, и монах отправился на шесть лет в Усольлаг на Кольском полуострове. «Не засмотрись, человек!» Архидиакон Рафаил (Шейченко). Изображение с сайта optina.ru      После освобождения о. Рафаил вернулся в Козельск. В 53 года архидиакона Рафаила рукоположили во священника и назначили настоятелем Благовещенской церкви Козельска. Оптина и Шамордино были в запустении, но возвращались после лагерей монахи, и нуждались в помощи. Рафаил очень помогал шамординским монахиням. «Родная моя Татиана Федоровна, мир Вам и спасение от Господа!? – из письма о. Рафаила духовной дочери. — Господь, кого хочет привести к Себе, тому посылает непрестанно скорби, а особенно, когда в этой душе есть закваска христианской добродетели, но эта душа тянется к земле, заражается миролюбием». «Милая дочка Валя! Мира, здоровья и спасения отечески желаю тебе! Тебе, наверное, небезызвестно, что я после Пасхи два месяца был болен смертельно, после святого соборования я стал поправляться. Скорбями и болезнями укрепляется вера, сознание своего ничтожества, бессилия, и кратковременного пребывания на земле. Господь нам говорит – напоминает: опомнись человек! – не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя игрушками. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества. Живи разумно, человечно. Твое назначение Небо – Рай. Твое сообщество там – ангелы и все святые!

http://pravoslavie.ru/113789.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010