Одна из важнейших частей Откровения – учение о Втором пришествии Иисуса Христа, о кончине мира и о всеобщем суде. 1. Учение Церкви о втором пришествии Христовом 1.2. Признаки Второго пришествия 1.2.1. Распространение Евангелия во всем мире »...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24:14 ). 1.2.2. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений »...многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» ( Мф. 24:5 ), «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ). «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 4:3 ). 1.2.6. Пришествие антихриста Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла – антихриста. Приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа, «который будет стараться истребить христианство » 383 , и тем кто попытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это – всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа ( 1Ин. 2:22, 4:3 ). В этом смысле «появилось много антихристов...» ( 1Ин. 2:18 ). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Ап. Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» ( 2Фес. 2:3 ). Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , имя его неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 384 . По словам св. Иоанна Дамаскина , антихрист «рождается... от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Печально, что насилие распространено и в православной среде. И тем страшнее, что оно оправдывается псевдо-постулатами веры Печально, что насилие распространено и в православной среде. И тем страшнее, что оно оправдывается псевдо-постулатами веры. Но истинное христианство – это не насилие. Что не исключает воспитание, порой жёсткое и строгое. Беда в том, что истины нашей веры часто воспринимаются нездоровыми людьми в нездоровом свете. И тогда запоминают: «жена да убоится своего мужа», но очень удобно для себя забывают: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь...» (Еф. 5, 25–33). Ну, и так далее... Идут споры о том, нужно ли вносить в законодательство отдельный термин «семейное насилие». Этот вопрос для меня остаётся открытым. Потому что семья – структура закрытая, и, как правило, проблемы не выносятся вплоть до трагедии. Это требует определённых методов работы. Насколько надо «открывать» семью государству, мне сказать сложно. Повторю, я сама не хочу, чтобы в мою жизнь необоснованно вмешивались. В любом случае я считаю, что работать с семейным насилием надо. Оно было и есть. Именно «семейное». Отрицать это нельзя. Больно, что жертва тут в более уязвимом и страшном положении, чем жертва на улице. Потому что «палач» – тот, кто призван защищать, которому она верит и которого часто любит. И последнее. Любой закон, который будет (или не будет) принят, должен быть ориентирован не на разрушение, а на сохранение семьи. Если есть, что сохранять. Протоиерей Виталий Ткачев Протоиерей Виталий Ткачев , руководитель и духовник приюта «Покров», Отец 12 своих и 40 приёмных детей: – Есть вопиющие случаи трагедий в семье, но все же разработчикам закона не стоит забывать, что большинство семей в стране – нормальные. И не дать возможность этим законом повредить им! Не стоит культивировать среди людей мысль о семье как о потенциально опасной ячейке общества. Постоянный гнев на близких – вот что, на мой взгляд, можно расценить как «психологическое насилие» внутри семьи. Ситуации, расцененные как психологическое насилие, должны определяться в рамках правового поля. И наказание за них должно вытекать из причинённого вреда здоровью.

http://pravoslavie.ru/130131.html

Послушайте мене: честная бо реку и изнесу от устен правая. Притч. 8,6 .   Nescire, quid antea, quam natus sis, acciderit, Id est semper esse puerum. Cicerodeorator. р. 20.   Век I–IX   История христианской церкви Отдел I. Внешнее состояние церкви I. История церкви в век апостольский Сошествие Св. Духа По вознесении Господа нашего Иисуса Христа с горы Елеонской на небо, св. Апостолывозвратились отсюда в Иерусалим, и здесь, в Сионской горнице, вместе с другими верующими, в непрестанной молитве ожидали сошествия обещанного им Св. Духа. В ожидании сего чудесного события, они избрали и поставили в Апостолы Матвея вместо Иуды Искариотского. Наконец,ожидание их исполнилось: в десятый день по вознесении Христовом поутру внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились Апостолы. И явились разделяющиеся языки как-бы огненные, и ниспустились на каждого из них. Все они, исполнившись Св. Духа, начали говорить разными языками ( Деян. 2,1–4 ). Распространение Церкви Облекшись силою свыше, св. Апостолы начали проповедовать учение Христово сперва в Иерусалиме, потом во всей Иудее и Самарии, а за тем уже пронесли это учение до последних пределов земли ( Деян. 1,8 ). Христианство между иудеями Распространение Церкви Христовой началось между иудеямив Иерусалиме тотчас же по сошествии Св. Духа на Апостолов. В Иерусалиме на праздник еврейской пятидесятницы, когда сошел Св. Дух на Апостолов, собрались иудеи из разных стран. Когда они услышали речи Апостолов на разных языках, то одни из них изумлялись, не зная, как объяснить это чудесное явление, а другие смеялись и говорили об Апостолах: вином исполнены суть ( Деян. 2, 13 ). Но апостол Петр разрешил их недоумение: он сказал, что теперь исполнилось пророчестве Иоиля: излию Духа Моего на всяку плоть и будут пророчествовать... Потом, напомнив им пророчества о Спасителе, он сказал, что тот самый Иисус, которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и оттуда послал от Отца ученикам своим обещанного им Духа Святого. Слово Петра сильно подействовало на слушателей. «Что же нам делать?» спросили они. «Покайтесь, – отвечалАпостол, – и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа дня оставления грехов, и получите дар Св. Духа.» Эта речь Апостола обратила ко Христу около трех тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Прибытие верных последователей Христовых в этот город имело особое значение для распространения христианской веры. Дело в том, что через главную улицу Фессалоники проходила римская дорога от Адриатического моря на Ближний Восток, которая носила название Эгнацийской. С утверждением христианства в Фессалониках можно было рассчитывать на успех его дальнейшего распространения на Восток и на Запад. Автор Деяний святых апостолов очень сжато и сдержанно повествует о путешествии апостолов. Может даже, на первый взгляд, сложиться впечатление о путешествии этом как о необременительной и приятной прогулке. Между тем, если взглянуть на карту, становятся очевидными те испытания и трудности пути, которые неизменно претерпевали апостолы Павел и Сила. Мы знаем, что шли они пешком. Расстояние от Филипп до Амфиполя составляло тридцать три римские мили, примерно пятьдесят километров, от Амфиполя до Аполлонии еще тридцать миль. Наконец, до Фессалоники — тоже не менее тридцати миль. Таким образом, все расстояние, описанное в Деяниях, составляет около ста римских миль, или ста пятидесяти километров. Согласитесь, братья и сестры, совсем непросто было понести столь трудный подвиг пешего пути. Но, движимые великой целью благовестия, Павел и Сила мужественно преодолевали все преграды. В Фессалониках апостол Павел по обычаю начал свою проповедническую деятельность в синагоге: …три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус. Однако апостольское вдохновенное слово не зажгло сердец иудеев, не желавших слушать и воспринимать истину, а привело к обращению Еллинов, чтущих Бога. Таковых было великое множество, немало было и уверовавших знатных женщин. Это вызвало настоящую ярость иудеев, так как они считали представителей других народов людьми второго сорта, недостойными Божественного откровения. Поэтому неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести апостолов на поругание.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

С Церковью также, как с обществом верующих, Господь обещает пребывать лично, хотя и невидимо, даже и по вознесении Своем на небо, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) и ей же именно, в смысле совокупности всех христиан, в видах продолжения и довершения дела Его на земле, ради распространения христианской веры во всех концах земли и с целью выражения главнейших христианских истин в точных и определенных положениях – в догматах – и благоустроения всего внешнего состояния Церкви по отношению к богослужению и управлению в ней, Господь дает обещание ниспослать от Отца иного Утешителя вместо Себя, Духа Святаго, Духа истины, имеющего научить всему, чего апостолы при жизни Господа на земле не могли еще вместить ( Ин.16:13 ). Накануне своих страданий, в первосвященнической молитве своей, Господь ходатайствует пред Отцом главным образом о том, чтобы уверовавшие в Него, ставшие Его последователями, всегда и неизменно сохраняли между собой единение в мысли и чувстве, в вере и любви, то есть являли собой единое и нераздельное общество, или Церковь : Отче святый! Соблюди, их (апостолов) во имя Твое... чтобы они были едино, как и мы ( Ин.17:11 ); не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино ( Ин.17:20–21 ). Отсюда высшим идеальным состоянием христианства, последним пределом его торжества на земле, Господь прямо провозглашает соединение всех верующих в Него в одно нераздельное общество, как бывает с объединением овец в одном стаде под управлением одного пастыря, то есть соединение всех христиан в одну всемирную Церковь под главенством единого общего Спасителя, Христа ( Ин.10:16 ). После Господа и апостолы, верные заветам Своего божественного Учителя, также не иначе представляют себе истинно-верующих, как неразрывно связанными между собой, составляющими одно общество, или Церковь . Церковь , по их учению, есть не просто случайно составившейся агрегат (собрание) людей вследствие общности почитания одного и того же лица или единства веры и убеждений, воспринятых в школе одного и того же учителя; но и внутренне необходимое, органически зародившееся и развивающееся общество верующих в Христа, стоящее в неразрывной связи с целым ходом откровения, насаждения и распространения на земле христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога... Как ты, уча другого, не учишь себя самого? проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога ( Puмл. II, 1. 5. 21–23 )?.. Глава вторая. Предмет христианской проповеди Учение Слова Божия и святоотеческое о значении для успехов проповеди собственной жизни проповедника вполне убеждает в том, что в проповедническом деле слово не имеет исключительной и даже первой важности; однако предшествующие рассуждения не дают основания для мысли, которая могла бы выразиться в вопросе: да нужно ли, при столь важном значении нравственного подвига и живого общения для дела распространения и утверждения жизни христианской, – нужно ли собственно проповедническое слово? Необходимость проповеднического слова нимало не ослабляет первенствующего значения нравственного делания для распространения и утверждения христианства. Дело, даже такое дело, которое само в себе имеет основания для себя (raison d’être) и имеет объективное значение, – нуждается в слове для того, чтобы быть делом для человека, как разумного существа, чтобы иметь значение для других. Как слово в некоторых отношениях есть пустой звук без соответствующего ему дела, так и дело, чтобы быть разумным, должно сопровождаться словом, которое придает ему смысл для человека. Господь наш Иисус Христос искушался в пустыне, невидимо для человеческих глаз, и действительно победил диавола и видел его падение с неба ( Лук. Х, 18 ); но, чтобы Его победа могла служить образцом для человека и была победою для нас, Он передал о Своих искушениях апостолам. Когда Он страдал на кресте, Его страдания были делом Его послушания воле Отца небесного, но чтобы тайна Его отношений к Отцу была открыта нам и Его страдания были страданиями за нас и для нас, Он, вися на кресте и умирая, проповедовал: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. – Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? – Жажду! – Совершилось! Подобным образом исполнен глубокого смысла обычай, по которому испрашивающий милостыни возглашает: «подайте Христа ради» и дающий отвечает: «прими Христа ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

3Цар. 8: 29–53 и др.) – и не иначе, как через посредство священников (сравн. Евр. 9:6–7 ; Лев. 17:3–5 и др.). И, если с распространением христианства восстановится в прежнем своем объеме и Иерусалим, то не для чего иного, как для видимого напоминания тех великих событий, которые послужили к спасению людей и по которым этот город сделался священным и для христиан, – так как в нем обитал, учил, чудотворил, наконец, пострадал и умер по человечеству Богочеловек Господь и Спаситель наш Иисус Христос . И будут, поэтому, жить в нем христиане; и проклятия уже не будет, так как он никогда не подвергнетсн с того времени участи совершенного истребления; и будет Иерусалим стоять спокойно ( Зах. 14:11 ), Богом хранимый, как центр внешнего богопочтения 311 . И, если, в особенности в самом начале основания Церкви Христовой, Иерусалим будет воюем; то таково будет поражение, которым Иегова поразит всякий народ, воевавший против Иерусалима: сгниет тело его, и он стоит на ногах своих; и глаза его сгниют в яминах своих, и язык его сгниет во рту его ( Зах. 14:12 ), – т. е., среди полного, по-видимому, государственного могущества этого народа, совершится его внутреннее нравственное разложение, имеющее кончиться полным торжеством христианства 312 . И будет в тот день, произойдет между ними великое смятение от Иеговы; и схватит один человек другого за руку, и поднимется рука его на руку ближнего его (14:13), – и даже Иуда, поселившийся среди неверующих и нравственно неисправимый, будет сражаться против Иерусалима 313 . Но, не имея внутренней крепости, основывающейся на нравственной силе всякого народа, враги христианства, когда увидят непобедимость его, вследствие собственной нравственной испорченности, обратят свое орудие друг против друга, – и тогда христианам останется только воспользоваться плодами этого междоусобия, для упрочения и внешнего своего благосостояния при внутреннем благодатном спокойствии духа 314 . И собрано будет богатство всех окрестных народов, золота, серебра и одежд великое множество 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

«Вы же свидетели сему...» «... и сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум и уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему ». ( Лк.24:44–48 ) § 1 Христианство есть миссия. Оно призвано нести всему миру, всей твари, благовестие о Христе; и всем верующим, а не только профессиональным «миссионерам», дано и заповедано быть в «мире сем прелюбодейном и грешном» – свидетелями победы Христовой над грехом и смертью. Все это всем известно, все это было сказано тысячу раз и повторяется и поныне. И если, в заключение, мы снова возвращаемся к этой теме, то потому, что живем мы в эпоху глубочайшего кризиса миссии, если не распада ее. Каковы бы ни были успехи христианской миссии в прошлом: крещение целых народов, создание великой христианской культуры, озарение человеческой жизни идеалом святости, сегодня мы должны честно признать двойную неудачу, двойное поражение: с одной стороны, Церковь не сумела одержать никакой существенной победы над другими мировыми религиями, явить им и донести до них Христа. А с другой, ей не удалось преодолеть хоть сколько-нибудь ощутимым образом победного распространения секуляризма внутри нашей, совсем еще недавно называвшей себя христианской, культуры. Что же касается других религий, то христианство, в известном смысле, превратилось в одну из них, и давно прошли те времена, когда оно считало их обреченными на исчезновение перед лицом самоочевидного превосходства христианской веры. Религии эти не только не исчезли, но, напротив, обнаруживают замечательную жизнеспособность и с огромным успехом миссионерствуют внутри самого христианского мира. В том же, что касается «секуляризма», то наиболее убедительным доказательством нашего поражения им является то разделение, что вносит он в само христианство, в Церковь . Здесь яростное отвержение его консерваторами всех оттенков сталкивается с восторженным и безоговорочным приятием его – богословами, интеллектуалами, иерархией и т.д. с призывом к христианам радикально пересмотреть свое «свидетельство».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле 8 февраля 2024 г. 15:37 В статье председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента , опубликованной на сайте Издательского Совета, рассказывается о книгоиздании в период 2009-2024 гг. Книга на протяжении всей истории христианства имела непреходящее значение для Церкви. Священное Писание Ветхого Завета, написанное пророками и бережно сохранявшееся богоизбранным народом, было утверждено словами Спасителя: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Жизнь Иисуса Христа, его проповедь и чудеса, его страдания, Крестная смерть и Воскресение, а также его явления ученикам и Вознесение описаны в Четвероевангелии и составили канон Нового Завета, в который также вошли деяния и послания святых апостолов. Приверженность книжности была свойственна христианству с первых веков его существования. Сам Спаситель указывает на необходимость чтения и научения вере через книгу: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Уже в первые века христианства было создано множество трудов, составляющих фундамент христианской письменности. К этим книгам добавились свидетельства о подвиге христианских мучеников. В последующие эпохи развитие христианской традиции сопровождалось бурным развитием книжной культуры: созданием богослужебных текстов, богословских трудов, аскетической и духовно-назидательной литературы. Русь с момента принятия христианства развивалась на фундаменте христианской книжности, воспринятой от Византии. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, великолепный памятник апологетической письменности, и «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отразившая не только события на Руси до и после Крещения, но и ход мировой истории. Особая роль в развитии книжности на Руси принадлежит Русской Церкви. Начиная с первого митрополита Киевского Михаила, пришедшего на Русь из Константинополя с богослужебными и учительными книгами, каждый Предстоятель Русской Церкви заботился о создании библиотек, переписывании книг и распространении просвещения. Так продолжалось веками, так происходит и сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/6101455.ht...

Напомните ему, наконец, только по-доброму, по-христиански, о рекомендации апостола Павла: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” ( 1Кор.7:5 ). Спасибо! Я приводила ему эти доводы ещё 2 года назад, он сказал, что я читаю поверхностно и что апостол Павел говорит это для того, чтоб люди не уходили в блуд, а занимались этим с женой и мужем. А ему хорошо и без физического удовольствия в виде интима со мной, а я думаю о физическом удовольствие. Мне нечего ответить на это ему. Что касается отношения христианства к браку. Ереси, подразумевавшие гнушение брачными отношениями под маской ревностного христианства — не в последнюю очередь именно интимными брачными отношениями, — известны с ранних времен существования Церкви. К числу представителей такого рода ересей принадлежали, например, енкратиты, отвергавшие брак и утверждавшие, что это — дело сатаны. Понимая, что распространение мнения о гнусности брачных отношений угодно диаволу, апостол Павел отметил, что демоны будут распространять это мнение, среди людей, и в будущем. Вот его слова: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак…» (1Тим.4:1–3). Ещё раз обращаю ваше внимание: а вы уверены, что причина уклонения вашего мужа от супружеской близости кроется в его преданности идеалам христианства? может быть она кроется в чем-то другом? Спасибо .Не уверена конечно, просто он стал этим апеллировать , раньше просто грубо отказывался каждый раз .Я уже ходила к психологу, она ждёт его, он не идёт к сожалению, говорит что у нас все впорядке. Добрый день! Обычно супруги хорошо знают друг друга, разные хитрости, что нравится/не нравится и им, хотя бы время от времени, не трудно “соблазнить” свою вторую половину на то, что требует природа, закон и, самое главное, любовь. Так как в христианстве интимная близость супругов в браке это проявление, вершина и венец любви, а не наоборот, как в блуде. Если же всё в этом отношении делается правильно (вкусный ужин, любимая одежда, создание романтического настроения и т.д.), то сложно давать советы в таких ситуациях. Не получилось бы хуже. То что подходит одной семье, абсолютно не подходит другой. Отношения разные, люди разные. В любом случае ответственность за любые действия по любому совету на Вас, надо взвешивать себя, свои силы, отношения, своего супруга.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ubedit-muzha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010