«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (гл.4). Подобных текстов много. Апостольский собор постановил об отмене обрезания: «Изволися Духу Святому и нам» (гл.15). Апостол Павел говорил в прощальной речи, что Дух Святый поставил пресвитеров Церкви (гл.20). И в посланиях апостольских Дух Святый называется всегда в качестве высочайшей, Божественной Реальности.»»… Потому что вы не приняли духа Рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. … Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (к Римлянам, гл.8). «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святаго Духа – со всеми вами» (к Коринфянам II, гл.12). «Ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (к Тимофею II, гл.1). Дух святый – Третья Божественная Реальность в мистическом опыте Церкви. Исповедание о Духе Святом вначале было кратким, но вскоре оказалось, что этого недостаточно: «…Между людьми, расположенными признать за Сыном безусловное, существенное подобие Отцу и даже принять по отношению к двум первым Лицам Святыя Троицы термин «единосущие», имелись такие, которые отказывались распространить это понятие на Святаго Духа. Мало-помалу спор обратился в эту сторону, и позиции определились» (аббат Л.Дюшен, цит.соч., стр.248). В конце 1У века Символ веры был дополнен более пространным изложением о Духе Святом, которое ошибочно (цит.соч.. стр.297) приписывается Константинопольскому собору 381 года: … И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном Споклоняема и сславима, Глаголавшаго через пророков. Позднее на Западе этот догмат оформился с одним несущественным дополнением: «Иже от Отца и Сына (Филиокве) исходящаго». Нам дико теперь слышать, что из-за одного этого слова «ФИЛИОКВЕ» совершилось так называемое «разделение церквей», последовали тысячелетние споры церковных мудрецов Востока и Запада, написаны многие книги… Интересно впечатление неискушенного наблюдателя уже в XIX веке – запись в «Дневнике» русского чиновника А.В.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

И хотя они хотели установить свои законы, Божьи заповеди не были отброшены. Они не помнили, что Господь говорил: «Без Меня не можете делать ничего» 1082 , «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» 1083 , «Никто не имеет что-нибудь, если бы не было дано ему свыше " 1084 . И апостол: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» 1085 , «Всякий дар совершенный нисходит свыше» 1086 , и пророк: " Господь дает благодать и славу» 1087 . И тогда человек истинно имеет свободное суждение, когда он будет искуплен прощением Христа, и при этом прощении он захочет следовать влиянию совершенства. Из-за стремления к этому Цезарий дал истинное и очевидное из апостольского предания уложение 1088 . А блаженной памяти Бонифаций, в то время папа Римской церкви, в той борьбе, когда рвение Цезария было попрано упорствующими, апостольской властью поддержал его сторону 1089 . И главы церквей постепенно приняли то, что в результате их неожиданного упорства дьявол хотел уничтожить. 61 . И когда этот канон был определен, высочайший епископ проповедовал поджидавшим отцам, говоря: «Если ты любишь слова Божьи, то удерживай в сердце, что я произнес (дал). Высшее совершенство десяти заповедей подобает божественной любви. Как любовь Христа привязала себя в тебе, пусть сам же ты воздашь, когда всеобще щедрость будет разделена с человеком. Поверь, что не только души родителей, друзей и клиентов должны быть питаемы от той речи. Призываю в свидетели тебя перед Господом и его святыми ангелами, что ты ответственен за спасение твоих клиентов 1090 , каких бы ни было слабых, если не так же, как и родителям, будешь им давать, когда вернешься к тому, что я предписывал. И ты познаешь, что раб был дан тебе в настоящее время земным творением и не передан тебе навсегда». И еще раз к тем, к которым взывал, обратился: «Зачем мы говорили, братья? Зачем обсуждали, сыновья? Я спрашиваю вас, как до сих пор наши проповеди были в согласии? Если вы уважаете сказанное нами, то сохраните это, если сохраните, то, без сомнения, сердцами дойдете до этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изумление и ярость синедриона, когда узнали, что заключенные апостолы на свободе и проповедуют в церкви. Апостолы перед синедрионом. Смелые ответы Петра и других апостолов на вопрос первосвященника: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? – доводят гнев синедриона до крайних пределов. Замышляют умертвить их. Знаменитый законоучитель Гамалиил своей разумной речью отклоняет членов синедриона от их намерения наложить руки на апостолов. Апостолы с радостью переносят бесчестие побиения во имя Господа Иисуса. Отпущенные с повторением запрещения говорить о Христе, они продолжают открыто благовествовать слово Божие, и число верующих все возрастает. Глава VI. Ропот еллинистов, недовольных распределением пособий, ежедневно раздаваемых апостолами из общей казны Апостолы решают именно на это служение поставить 7 диаконов, чтобы самим пребывать в молитве и служении слова. Рукоположение Стефана, Филиппа и пяти других диаконов. Стефан силой своей проповеди увлекает многих: и из священников очень многие покорились вере ( Деян. 6: 7 ). Лжесвидетели обвиняют его в богохульстве. Стефан перед синедрионом: И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела ( Деян. 6: 15 ). Глава VII. Речь Стефана В этой знаменитой, вдохновенной своей речи он последовательно, точно восстанавливает всю историю Ветхого Завета, начиная с обетования Бога Аврааму, и изречениями самих пророков доказывая, что весь Ветхий Завет есть как бы подготовление к принятию того Завета Нового, которого Израиль не захотел познать; он заканчивает речь грозным обличительным словом: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы ( Деян. 7: 51, 52 ). По мере того как говорит Стефан, растет негодование и усиливается ярость синедриона; но когда Стефан, исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, воскликнул: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога ( Деян. 7: 55, 56 ), все в единодушном ужасе устремляются на него и влекут его за город, чтобы предать смерти: побивали камнями его... И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил ( Деян. 7: 59, 60 ). Глава VIII. Тут же стоял юноша, именем Савл (Деян. 7: 58). Савл же одобрял убиение его (Деян. 8:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Иисус Христос запретил своим апостолам принимать в отношении друг к другу название господина, учителя и даже отца или папы ( Мф.23:7 и след.): «Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга». Пусть сопоставят эти евангельские слова с изображаемыми римскими богословами картинами преимуществ римского епископа и без труда увидят, что эти богословы не говорят истину. Святой Матфей повествует, что когда Петр спросил Иисуса Христа относительно апостольских преимуществ, то Иисус ответил ему: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). Если Иисус Христос назначил Петру престол высший сравнительно с остальными престолами, если Он обещал ему высшую власть: то сказал ли бы Он Сам Петру, что двенадцать апостолов воссядут на двенадцати престолах, без различия? Вывод из всего этого вытекает тот, что в Церкви пребывает только один Учитель, один Господь, один верховный Пастырь: «Я есмь, говорит Иисус Христос, пастырь добрый; вы называете Меня Учителем и Господом, и хорошо делаете; потому что Я есмь таков» ( Ин.10:11 и след.). «Один у вас Наставник – Христос» ( Мф.33:10 ). Он один восседает на престоле величествия, в святом граде, «коего стена имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца»; это первые пастыри восседают там на своих престолах, судя колена нового народа Божия ( Апок.21 .). Когда здесь, на земле, возникают споры, которых нельзя умиротворить кротостью, то их надобно представлять к их престолам, – к престолу не одного, но всей церкви, представляемой теми, которые поставлены руководить ею. Итак, Новозаветных Писаниях нет ничего благоприятствующего, хотя бы в отдаленном смысле, верховному авторитету, усвояемому римскими богословами святому Петру и римским епископам, которых они признают его преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Именно во время этого жестокого гонения находились в Риме святые апостолы Петр и Павел. Невзирая на опасность, они бесстрашно проповедовали Евангелие. Раздраженный распространением учения Христова, Нерон стал искать святых апостолов, чтобы предать их казни. Вскоре оба, и Петр, и Павел, заключены были в темницу. Тут, как говорит предание, святые апостолы пробыли около девяти месяцев, обратили стражей темничных и совершали чудеса. В последнем Послании к Тимофею, писанном из заключения, апостол Павел говорит: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4:6–8 ). Апостолов осудили на смертную казнь. Петр сперва был свидетелем казни жены своей, и затем сам претерпел крестную смерть, считавшуюся у римлян самой позорной. Святые отцы Церкви указывают, что Господь предрек ему крестную смерть, сказав ему известные слова: когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь ( Ин. 21: 18 ). Святой апостол Павел, как римский гражданин огражденный от позорной казни, был обезглавлен мечом. Полагают, что христиане погребли тела святых учителей в катакомбах или подземельях, которых было много в Риме. Верующие часто собирались на молитву на гробницах великих апостолов и благоговейно чтили их память. Вот что пишет о святых апостолах святой Климент, который жил в Риме одновременно с ними и разделял их апостольские труды. «Много претерпел Петр от неправды людской, и так совершив свое мученичество, достиг уготованного ему места славы. Павел в борьбе со злобой явил пример долготерпения и стяжал венец нетленный. Семь раз был он в оковах, претерпел ссылку, побиваем камнями, но проносил слово Божие на восток и до крайних пределов запада, проповедуя праведность в целом мире; наконец, претерпев мученичество у владык земных, отошел на место святое из здешнего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

К этим–то святым относи дальнейшие слова: « принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его » (ст. 7, 8). Не без причины пророк велел в начале псалма воспевать новую песнь, а потому, что в нем содержится некоторое новое призвание, новая проповедь. Как видишь, здесь призываются язычники, от которых требуется приношение словесное, не тельцы или овцы, или какие другие подобного рода жертвы, а слава и честь, — слава как Богу, потому что слава Его принадлежность, — почему и херувимы приносят Ему песнословие, говоря: « благословенна слава Господа от места своего!» (Иез. 3:12), — а честь как Отцу, потому что говорится в законе: « почитай отца твоего и мать твою » (Исх. 20:12). Язычники познали Бога как Отца чрез восприятие Духа. Потому Спаситель и научил нас говорить Богу: « Отче наш, сущий на небесах » (Мф. 6:9). Сказав о славе и чести, пророк вспомнил еще и о другой славе. « Воздайте Господу », говорит он, « славу имени Его », и этою второю славою указывает на крест, желая, чтобы мы приносили его Христу, насколько он составляет Его славу. Вот почему другие переводчики сказали: славу имени Его. Как же мы приносим Христу крест? Если мы распинаем себя в своей жизни. « Кто любит отца или мать более, нежели Меня », говорит Христос, « не достоин Меня » (Мф. 10:37). Заметь, как пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице. Потому он и повелевает трижды воссылать Ему славу и трижды называет Господом. « Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его ». Какие дворы? Очевидно, церкви, рассеянные по всей вселенной. Чтобы кто–либо не подумал, что последние, по причине их множества, разделены друг от друга, пророк назвал их одним двором, присовокупив далее: « поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля!» (ст. 9). Итак, хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел дает один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твердо держаться Преданий 888 , удаляться от всякого… поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παpδοσιν ν παpελβετε πα μν) ( 2Сол.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παpεδωκα μν παpαδσεις κατχετε) ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и выдели ( Флп.4:9 ) 889 . Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παp τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 890 . А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 891 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен е в раннейших посланиях апостола Павла 892 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолов Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение свое он скончал, уготовлялся ему венец правды (см. 2Тим.4:7 ) 893 . Прошел он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело свое, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духах обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Между тем последствие выбора, утвержденного решением Архиерейского Священного Синода, в дальнейшем будет сказываться наилучшим образом на делах Церкви. Смирение и добродетели епископа-аскета лежали в основе его успеха и делали его хозяином положения перед лицом тех трудностей и вызовов, с которыми предстояло столкнуться Сербской Церкви. Епископ Жичский Стефан, один из претендентов на патриарший престол, признавался: «Я плакал от радости, когда узнал, что его выбрали, поскольку он наиболее святой и достойный среди нас, величайший молитвенник, воссевший на престол святого Саввы. Его вступление на служение в качестве главы Сербской Православной Церкви в этот период, когда молитвы стали редки, но как никогда необходимы, есть проявление воли Духа Святого, чтобы Церковь святого Саввы еще более утвердилась» 26 . Иоанн (Павлович), митрополит Загребско-Люблянский, замещавший патриарха Германа во время его болезни, отмечал: «Патриарх Павел – лучшее решение в настоящих условиях. Это наш самый выдающийся епископ в плане монашеской и подвижнической жизни. В такой ситуации лучше всего подходят евангельские слова из песни Богородицы: низложил сильных с престолов, и вознес смиренных... ( Лк. 1:52 )» 27 . Действительно, святость жизни патриарха станет как для православных Сербской Церкви, так и для верных других Поместных Церквей образцом совершенного исполнения слов Христа, сказанных ученикам: ... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк. 10:42–45 ). Как мы потом увидим, епископ Павел и в пору патриаршего служения будет до самого конца жить жизнью обычного монаха. Освобожденный от страстей многолетней аскезой, обладавший незыблемым внутренним миром, исполненный любви и сострадания, патриарх всегда владел ситуацией. Это были и разделения, поражавшие Сербскую Церковь ; и тяжелое положение Югославии в период распада, гражданских войн, международных санкций и военной агрессии Соединенных Штатов и Европы; и демонизация страны западными СМИ; и агрессивная сепаратистская политика косовских албанцев при поддержке США и основных европейских держав; и поэтапно спланированное разрушение региона, ставшего колыбелью Сербской Церкви, ее исторического и религиозного наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Мир все еще разделен. Как много раздоров и разделения даже среди тех, которые называют себя христианами! Мир между народами и, в первую очередь, единство среди христиан — вот наша непреложная и общая обязанность, самая насущная задача сегодняшнего дня. Судьба человека решается не на полях сражений и не в прениях политиков. Судьба человека решается в его сердце. Будет ли оно закрыто даже тогда, когда Отец Небесный стучит в его двери, или человек с готовностью ответит на призыв Божественной любви и отворит? Даже в наши мрачные дни остаются признаки надежды. Сейчас не только бывает “тьма в шестом часу” ; сейчас время, когда солнце ярко светит и глубокой ночью . Стремление к единству возрастает. Но истинное единство можно обрести только в самой Истине, в полноте Истины: “Утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа” (Молитва священника на литургии свт. Василия Великого ).  Жизнь даруется нам в изобилии. Мы должны бодрствовать, чтобы не пропустить дня нашего спасения, — ведь древний Израиль прошел мимо своего дня. “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели ” ( Мф 23:37 ; курсив автора — Пер .). Давайте выберем жизнь в познании Отца и Его Единородного Сына, Господа нашего, и в силе Св. Духа. И тогда Слава Креста и Воскресения будет явлена в нашей собственной жизни. И славное древнее пророчество сбудется вновь. “…Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь” ( Иез 37:12,14 ).   Перевод Д. Лобова Примечания То есть в полдень; ср. Мф 27:45 ; Мк 15:33 ; Лк 23:44 . — Ред . Ср. Ин 1:5 . — Ред. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона:

http://azbyka.ru/propovedi/dolina-smertn...

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010