Женщин в обмороке выносят». Эосфор (греч.) — то же, что Люцифер (дат. «светоносец»), одно из прозваний сатаны; в русской традиции — Денница. Героиня «Русалки» не имеет имени: она — «дочь», «любовница», а не Маша или (как в опере Даргомыжского) Наташа. Имеется в виду диалог «Феаг», который в течение веков приписывался «раннему Платону», но в XIX столетии был объявлен неподлинным. Ныне он считается, по определению А. Ф. Лосева, «сомнительным, но близким к полной не подлинности» (Лоссе А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 37). Мемуары Е. Д. Францевой публиковались в журнале «Русское Обозрение» в 1890 г. 1–3). В науке они считаются малодостоверными. «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Арбитр изящного (лат ). Выражение «Неизвестному Богу» восходит к эпизоду из «Деяний апостолов», где ап. Павел говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам» ( Деян. 17:22-23 ). Слова «Иисусу Неизвестному» навеяны названием работы Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный» (в 3х тт., Белград, 1932 —1934). «Наука любви» (лат.). Стихотворение «Дружба» (1825). П. Мериме неоднократно — и в статье «Александр Пушкин» (1868), и в разговорах с И. С. Тургеневым, на которые русский писатель ссылался в своей Пушкинской речи 1880 г.,— высказывал мысль о том, что Пушкин был продолжателем эллинских традиций в литературе. Имеется в виду стихотворение «Когда сожмешь ты снова руку» (1818). Начало стихотворения 1816 г. Подразумевается элегия «Я видел смерть; она в молчанье села» (1816). Неточная цитата из «Песни» («Мой друг, хранитель-ангел мой», 1808); у Жуковского: «Любовь мне жизнь…». Послание В.Ф. Раевскому «Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел» (1822). «Итак, выпьем» (лат.). Феофан Тамбовский (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815—- 1894), известный более как Феофан Затворник ,— в 1863–1866 гг.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Внимание! Внимание! Скоро! Конкурс чтецов! В рамках игры " Бородино " в 5-6 классах в среду 01 апреля на 7 уроке в 13.40 состоится финал конкурса чтецов " Война Отечественная - память народная! " Приглашаем всех " поболеть за наших " !  Очень ждём Вас, дорогие родители, бабушки и дедушки!  Ребятам так нужна Ваша поддержка! Ещё немного, и определится окончательный список финалистов.  Идут отборочные туры.   Особенностью конкурса является номинация - " отрядное конкурсное выступление " . Все три отряда будут читать, участвуя в этой номинации, стихотворение Лермонтова " Бородино " . А это значит, каждый ученик 5-6 класса будет участником этой акции!  Советуем всем ребятам хорошо подготовиться, чтобы не подвести свой отряд.  Всем желаем удачи! Желаем успешного выступления!  Претенденты на участие в конкурсе от 5 класса:  1. Алексеев Паша (Багратионовы флеши) 2. Алексеев Сережа (Батарея Раевского) 3. Дарашевич Лена (Багратионовы флеши) 4. Ляпцева Настя (Багратионовы флеши) 5. Розина Ангелина (Багратионовы флеши)  6. Фадеева Лиза (Батарея Раевского) 7.Кириенко Таня (Батарея Раевского) 8.Воложина Стеша (отряд Дениса Давыдова)   Претенденты на участие в конкурсе от 6 класса: 1 Путилина Юлия ( " Батарея Раевского " ) 2 Агафонов Федор ( " Батарея Раевского " ) 3 Горькова Таня ( " Батарея Раевского " )  4 Цветкова Диана ( " Багратионовы Флеши " ) 5 Менькова Аня ( " Багратионовы Флеши " ) 6 Никитин Андрей ( " Багратионовы Флеши " ) 7 Серкова Аня ( " Отряд Дениса Давыдова " ) 8 Бондаренко Саша ( " Отряд Дениса Давыдова " ) 9 Момот Коля ( " Отряд Дениса Давыдова " )  Запасные (на тот случай, если кто-то из участников не сможет участвовать в конкурсе) - Алексеев Вася ( " Батарея Раевского " ), Флоренская Варя ( " Багратионовы Флеши " ), Попов Илья ( " Отряд Дениса Давыдова " )    Состав жюри: Тишкова М.Б. Тихонова Т.С. Орлова Ю.Б. Бывшева Ю.А. Рыжова О.Б. Летникова Е.А. Воронкова И.Е.  © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

Тяжелое сражение, очень упорное было в центре русской позиции, за курганную батарею, батарею Раевского. Ожесточенный и невероятно кровопролитный бой. Старый генерал Лихачев говорит солдатам: «Помните, ребята, деремся за Москву». Как у Лермонтова: «Ребята, не Москва ль за нами, умрем же под Москвой». Вся дивизия Лихачева погибла, полегла, защищая курганную батарею, батарею Раевского. И старый генерал со шпагой один пошел на стену французских штыков. Он не желал отступать и хотел погибнуть. Израненный штыками Лихачев попал в плен. Наполеон пожелал вернуть ему шпагу, но Лихачев отказался принять оружие из рук врага. Французский офицер, участник сражения, писал, что около кургана лежали груды тел убитых французов, все пространство было завалено мертвыми солдатами Великой армии. А погибшая дивизия Лихачева, как он отметил, «казалось, и мертвая продолжает охранять свой редут». Французы ввели в бой свежие войска. Батарею Раевского они называли редутом смерти. Французы ворвались на курганную батарею. В это время генерал Ермолов проезжал недалеко, русские перебрасывали часть артиллерии. Алексей Петрович Ермолов артиллерийский генерал увидел, что французы захватили батарею и прорвали центр русской позиции. Ермолов становится во главе расстроенного батальона Уфимского полка и повел его в атаку, как он писал: «Толпою в виде колонны». Подоспел Кутайсов, начальник русской артиллерии, и также повел солдат в штыки. Молодой генерал Кутайсов он погиб, но французов выбили с батареи Раевского. Центр был восстановлен. Французов на Курганной батарее истребили штыками. В плен попал французский генерал Бонами. Французы продолжали сражаться с невероятной храбростью. Погиб при атаки кирасирами батареи Раевского знаменитый кавалерийский генерал Монбрен. И тогда отважный кавалерийский генерал Огюст Коленкур повел в атаку своих кирасиров, чтобы совершив хитрый маневр, ворваться на батарею с тыла. Коленкур пообещал Наполеону, что на батарее Раевского будет живым или мертвым. И ворвавшись с тыла внутрь редута, был убит наповал. Русские кавалеристы в яростных атаках будут сходится с конницей Наполеона. Бородинское поле позже назовут «могилой французской кавалерии».

http://radonezh.ru/monitoring/veliky-den...

Из имеющихся в нашем распоряжении данных ясно, что Раевский принимал горячее участие в судьбе драмы. В описи бумаг Лермонтова, сделанной при обыске у него в 1837 году, значится «письмо известного Раевского к Лермонтову, в котором первый поздравляет его с счастливым успехом написанной пьесы и приглашает его к Кирееву, который предполагает представить Лермонтова г. Гедеонову». О непосредственном участии Раевского говорится в письме Лермонтова к директору императорских театров А. М. Гедеонову: «Возвращенную цензурою мою пьесу „Маскерад» я пополнил четвертым актом, с которым, надеюсь, будет одобрена цензором, а как она еще прежде представления вам подарена мною гну Раевскому, то и новый акт передан ему же для представления цензуре». Письмо датировано декабрем 1835 года. Из письма следует, что Лермонтов подарил Раевскому возвращенную из цензуры пьесу (трехактный «Маскарад») и отдал рукопись вновь написанного четвертого акта. Есть основания предполагать, что, работая над четвертым актом пьесы, Лермонтов внес все вышеуказанные изменения и ремарки, возложив заботу о дальнейшей судьбе рукописи (изготовление копии и представление пьесы в драматическую цензуру) на С. А. Раевского. Подготавливая беловую копию, переписчик, видимо, не всегда разбирал трудно читаемый почерк Лермонтова, и Раевский, прежде чем представить пьесу в цензуру, выверил список и внес в него необходимые поправки. Возможно допустить и другое: написав четвертый акт и торопясь уехать в Тарханы, Лермонтов не внес нужных поправок, а попросил Раевского внимательно прочитать рукопись и устранить возможные неточности. Выполняя волю друга, Раевский сделал это в копии с большим тактом, а подаренный автограф оставил у себя. Что именно на С. Раевского были возложены и хлопоты в цензуре, свидетельствует письмо Лермонтова от 16 января 1836 года из Тархан Раевскому: «Я опасаюсь, что моего „Арбенина» снова не пропустили, и этой мысли подало повод твое молчание». Правка в тексте рукописи, письма Лермонтова к Раевскому и Гедеонову, а также помещенный ниже второй отзыв Ольдекопа позволяют судить и о времени создания копии – вторая половина декабря 1835 года (см.: Соч. изд. библиотеки «Огонек», т. 3, стр. 427; В. К. Богомолец. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Автореферат, Л., 1954, стр. 12–13).

http://azbyka.ru/fiction/maskarad/

Из имеющихся в нашем распоряжении данных ясно, что Раевский принимал горячее участие в судьбе драмы. В описи бумаг Лермонтова, сделанной при обыске у него в 1837 году, значится «письмо известного Раевского к Лермонтову, в котором первый поздравляет его с счастливым успехом написанной пьесы и приглашает его к Кирееву, который предполагает представить Лермонтова г. Гедеонову» (см. т. VI настоящего издания). О непосредственном участии Раевского говорится в письме Лермонтова к директору императорских театров А. М. Гедеонову: «Возвращенную цензурою мою пьесу „Маскерад“ я пополнил четвертым актом, с которым, надеюсь, будет одобрена цензором, а как она еще прежде представления вам подарена мною г-ну Раевскому, то и новый акт передан ему же для представления цензуре». Письмо датировано декабрем 1835 года (см. т. VI настоящего издания). Из письма следует, что Лермонтов подарил Раевскому возвращенную из цензуры пьесу (трехактный «Маскарад») и отдал рукопись вновь написанного четвертого акта. Есть основания предполагать, что, работая над четвертым актом пьесы, Лермонтов внес все вышеуказанные изменения и ремарки, возложив заботу о дальнейшей судьбе рукописи (изготовление копии и представление пьесы в драматическую цензуру) на С. А. Раевского. Подготавливая беловую копию, переписчик, видимо, не всегда разбирал трудно читаемый почерк Лермонтова, и Раевский, прежде чем представить пьесу в цензуру, выверил список и внес в него необходимые поправки. Возможно допустить и другое: написав четвертый акт и торопясь уехать в Тарханы, Лермонтов не внес нужных поправок, а попросил Раевского внимательно прочитать рукопись и устранить возможные неточности. Выполняя волю друга, Раевский сделал это в копии с большим тактом, а подаренный автограф оставил у себя. Что именно на С. Раевского были возложены и хлопоты в цензуре, свидетельствует письмо Лермонтова от 16 января 1836 года из Тархан Раевскому: «Я опасаюсь, что моего „Арбенина“ снова не пропустили, и этой мысли подало повод твое молчание» (см. т. VI настоящего издания).

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

В тот же день 11-тысячный арьергард русских войск под командованием генерала А. И. Горчакова, укрепившийся у д. Шевардино, был атакован 40-тысячными силами врага. Несмотря на превосходство противника в артиллерии, наши дотемна удерживали Шевардинский редут, после чего ушли на основные позиции у д. Семёновское. Обе стороны в этом бою потеряли по 6 тыс. человек убитыми. 26 августа, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Наполеон приступил к воплощению составленного накануне плана, по которому первый удар должен быть нанесён по левому флангу русских, а затем гвардия должна ударить в центр. Для осуществления этого плана у Наполеона было 135 тыс. опытных воинов и 587 пушек. На рассвете французы захватили с. Бородино и штурмовали флеши у д. Семёновское. После ранения генерала П. И. Багратиона противнику удалось захватить лишь 3 флеши, но задача так и не была решена. Наполеон направил на левый фланг русских два кавалерийских корпуса, но их атаки были отбиты под командованием генерала Д. С. Дохтурова, сменившего Багратиона. Атаки корпуса Богарнэ и дивизий Даву на русский центр – батарею Н. Н. Раевского – также оказались безуспешными. «Вся пехота, кавалерия и арлиллерия дрались отчаянно, – вспоминал Кутузов. – Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю». Под генералом И. В. Васильчиковым на батарее Раевского было убито поочерёдно 6 лошадей; затем и сам он был тяжело ранен. Корпус Понятовского предпринял попытку обойти наш левый фланг. Русские под командованием генерала Н. А. Тучкова остановили их у Утицкого кургана; генерал Тучков при этом погиб. Чтобы отвлечь врага от нашего левого фланга, по тылам неприятеля прошли казаки М. И. Платова и кавалерийский корпус Ф. П. Уварова. Наконец, после полудня все силы французов сосредоточились в центре, на батарее Раевского. Лобовым натиском одолеть русских врагу никак не удавалось. Тогда Наполеон послал кавалерийский корпус Коленкура обойти батарею с тыла. Коленкур при этом погиб, но врагу удалось отвлечь силы русских, и атака Молодой гвардии Наполеона достигла цели: в четвёртом часу батарея Раевского пала.

http://azbyka.ru/palomnik/Можайск

Это отличает «византийских» писателей Толстого и Достоевского от их великих западных современников Бальзака или Диккенса. Ты читаешь некое повествование Толстого или Достоевского об окружающей их реальности, но в какой-то момент понимаешь, что за ней есть иная реальность, и смысл повествования в том, чтобы перевести тебя в нее или хотя бы напомнить о ее существовании. Это из Византии пришедшее понимание иконического есть и у целого ряда наших великих современников. Меня в свое время оно потрясло у Андрея Тарковского, в его фильмах «Андрей Рублев», «Зеркало», «Жертвоприношение». Нам показывают разливающееся по столу молоко в несколько замедленной съемке, и кадры переносят нас в иную реальность. Вот это наше русско-византийское. То, что, надо сказать, выше всего ценится во всем мире. 15 лет тому назад в Центре медийных искусств в Карлсруэ, на семинаре у Ханса Бельтинга я видел, как немецкие молодые кинорежиссеры и исследователи реагируют на Тарковского: это тот «текст», которого у них нет. И это то, что им трудно понять, а мы считываем на генетическом уровне. Это текст, записанный в нашей культурной памяти. Ни Толстой, ни Достоевский всерьез про Византию не думали. И про икону не думали, потому что в их время великих икон просто не существовало, они еще не были раскрыты, но иконическое всегда присутствовало в нас бессознательно. Алексей Лидов. Фото: Михаил Терещенко — Вы сказали, что чувствуете Византию печенкой. А Россию? — То, что мое и самое нутряное, то, что печенкой, — это византийское в России. То есть византийская составляющая русской культуры. Это та система ценностей, за которую я готов биться. Я признаю свою связь с многими другими формами русской культуры, не византийскими, но византийское начало в русской культуре — для меня камертон. Все остальное выстраивается постольку поскольку. Попросить прощения у графа Раевского — Меня поразил ваш очерк об августовских днях 1991 года . Его вы заканчиваете словами: «В многочисленных странствованиях по миру мне не довелось больше увидеть графа Раевского, а очень бы хотелось пожать ему руку, с благодарностью смотря в глаза, а потом, опустив глаза, попросить прощения…». За что вы хотели попросить прощения у графа Раевского?

http://pravmir.ru/aleksey-lidov-put-v-vi...

Пятая колонна оживилась. И неслучайно. Депутат Государственной Думы Евгений Федоров летом прошлого года озвучил следующую цифру: при помощи Фонда Сороса и организаций близких к нему прошли обучение за 30 лет около 70 тысяч человек, которые были внедрены в различные властные структуры и общественные организации. После 24 февраля 2022 года с Запада представителям пятой колонны пришло указание активизировать свою деятельность. В это время и появилась клеветническая статья в так называемой «Литературной краткой энциклопедии», которую «крышует» Национальное агентство по печати и СМИ «Русский национальный центр». Ну, а кто стоит во главе Центра? Оказалось, что широко известный в узких кругах Никита Митрохин. Я сначала подумал: «Уж не Даня ли Милохин». Внешне они похожи. Но оказалось, что это другой человек. Прочитал в интернете биографию Никиты Митрохина. Выяснилось, что его возраст равен моему стажу в Союзе писателей России (СССР). В смутное время беспринципности и предательства формировалось мировоззрение этого «литературного агента». 2003 год. Никите 18 лет. Должны призвать на службу в Вооруженные Силы. Но Никита Митрохин в это время живёт в США, где повестку ему военкомат не может вручить. На эмигрантском радио в Америке начинается его литературная деятельность «по протекции сатирика Юрия Борина». Представляю, что за люди формировали его взгляды на жизнь, на отношение к людям! Служил ли Митрохин в Российской армии, сведений нет. Да и когда он смог отдать священный долг России, если «всему учился понемногу когда-нибудь и как-нибудь»? То он проходит обучение в Германии, то в Израиле… И явно его не учат любить Россию! Зато, пожалуй, учат, как пускать пыль в глаза наивным людям, как заниматься самопиаром, как паразитировать на тех, кто попался в его сети. Идёт путем афериста Евгения Раевского. Причём продвигается более успешно, чем Раевский. Если в Санкт-Петербурге нашлись граждане России, которые смогли остановить «адмирала и академика» Раевского, то в Москве не нашлось принципиальных граждан, которые бы остановили «литературного агента».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/13/en...

Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени; В дыму огонь блестел; Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась, как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, – Товарищей считать... Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля – Немногие вернулись с поля: Когда б на то не Божья воля – Не отдали б Москвы! (Лермонтов ). 34. Подвиг генерала Раевского Знаменитое сражение при Дашковке, происходившее 11 июля 1812 года, между корпусом генерал-лейтенанта Раевского и французскими войсками, под начальством маршала Даву, ознаменовано достопамятным, геройским подвигом генерала Раевского. Русские войска должны были взять приступом две неприятельские батареи, занимавшие весьма сильные позиции. Несколько раз храбрые полки бросались в огонь, но принуждены были отступать с большим уроном; ядра и картечь, как градом, осыпали смельчаков, вырывая целые ряды. Тогда генерал Раевский, зная, насколько пример начальника одушевляет подчиненных, взял за руку двух своих сыновей, еще не достигших двадцатилетнего возраста, и пошел с ними впереди атакующей колонны на одну из батарей, говоря: «Вперед, ребята, за царя и за отечество! Я и дети мои, которых я приношу ныне в жертву, откроем вам путь!» Войска с криком «ура» последовали за своим любимым вождем и батарея была взята. Но к общему сожалению, при этом отчаянном, кровопролитном приступе тяжело был ранен, пулей в грудь, один из сыновей генерала Раевского, семнадцатилетний юноша. Его перенесли в село Дашково, и там молодой герой скончался от раны. Его похоронили в ближайшем лесу. Несчастный отец, оплакивая кончину своего любимого сына, воздвиг над его прахом памятник. По окончании войны и до самой кончины своей Раевский по нескольку раз в год приезжал молиться над прахом погибшего героя, имея только утешением сознание, что исполнил свой долг, не щадя, для пользы отечества, ни жизни своей, ни жизни детей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В это время шел бой за овладение батареей Раевского. Врагу удалось захватить ее, но на помощь пришел 35-летний герой – генерал Алексей Петрович Ермолов, будущий покоритель Кавказа. Собрав рассеянные батальоны, он сам увлек их в атаку и опрокинул французов с батареи Раевского. Не зря французы окрестили батарею «роковым редутом». Все поле вокруг нее было завалено горами их трупов. И, тем не менее, положение наших войск с каждым часом ухудшалось. Овладев флешами, Наполеон почти выполнил свою задачу – прорвал русскую оборону в центре. Но потери его были столь велики, что продолжать наступление на север, во фланги группировки, прикрывающей Новую Смоленскую дорогу, сил больше не оставалось. В это время конница генерала Федора Петровича Уварова и казачий корпус генерала Матвея Ивановича Платова совершили головокружительный рейд в тыл врага. Конница Уварова захватила деревню Беззубово, но здесь была остановлена итальянцами. Казакам Платова удалось прорваться дальше и навести панику на левом фланге французов. В итоге Наполеону пришлось перебрасывать сюда силы, наступление в центре было приостановлено на два часа. Кутузов выиграл время для перегруппировки войск. Битва продолжалась. К 5 часам вечера французы, полностью истребив защитников батареи Раевского, наконец овладели этим важнейшим рубежом русской обороны. К вечеру удалось овладеть Утицким курганом и Понятовскому. К этому времени от дыма было уже темно, как ночью, да к тому же и сама ночь надвигалась. Боевые действия пришлось прекратить. Устраиваясь на ночлег, и русские, и европейцы рассчитывали на то, что завтра битва продолжится. Однако Кутузов посчитал, что его задача выполнена, врагу нанесен значительный урон, и утром русские войска начали отступление в сторону Москвы. Именно это отступление по всем военным законам того времени означало, что битву выиграл Наполеон. «Поле битвы досталось врагу», – так говорилось тогда в случае поражения. Бородинское поле утром следующего дня досталось Бонапарту. Французы и их союзники торжествовали победу. Но торжество это было не таким радостным, как после всех предыдущих побед Наполеона. Они, по словам Льва Толстого, «испытывали чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена». Но и физические силы врага были сильно подорваны: из 120 тысяч солдат и офицеров погибло более 58 тысяч. Не только русские, но и европейцы потеряли ровно половину своих войск.

http://pravoslavie.ru/55841.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010