Вопрос 125. Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что–нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано; то должно ли ему оставаться при деле? Ответ. Самому брать что–нибудь на себя вообще не благоугодно Богу; это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1 Кор.7,24); и еще вразумительнее: «не думайте (о себе) более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римл.12, 3). Вопрос 155. Поелику мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться? Ответ. Поелику Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12, 50); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8, 34), он прежде всего имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах; то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» (35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор.5,13). Ибо таким образом и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность. Вопрсо 293 Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно? Ответ. Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти. И возвратясь, раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой, ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных» 9 . Вот вам грозная притча о званных на вечерю, о множестве званных и малом числе избранных. Под человеком, учредившим вечерю, разумеется Бог Отец, а посланный раб – это Сын Божий, Иисус Христос , принявший образ раба. Извинения званных – означают разные отговорки от исполнения заповедей Христовых по причине разных мирских пристрастий. Городские нищие это простой народ, который по простоте своей более способен внимать и следовать Евангелию. Люди, которых господин послал искать по дорогам и изгородям, это – присоединяемые к Церкви из язычников и разных племен и вер. Смысл притчи тот, что Бог всех призывает в царствие Свое небесное: но весьма многие лишатся его за свое пристрастие к мирским благам, за свое неверие, за свою беззаконную и нераскаянную жизнь. Теперь приложим эту притчу к себе. Весьма многие из нас не отказываются ли от вечери царствия небесного, так или иначе, под разными предлогами не на словах, так на деле? Образ видимого царствия Божия на земле есть Церковь Божия и богослужение в храме Божием с его Таинствами. Не оставляют ли многие из христиан храмы Божии и службу Божию, кто из-за разных житейских сует, кто просто по лености, кто по маловерию и вольнодумству, кто по разным пристрастиям, напр., к театру, к азартной игре, к пирам и веселью, и к прочему, и к прочему? И в самом деле между христианами, даже в нашем богохранимом граде, как много таких, которые как раз оправдывают на себе слова ныне читанного Евангелия; и на призыв Господа на вечерю велию отвечают делом: не могу придти, прошу Тебя, извини меня, и даже, как бы в противодействие Самому Господу, приглашающему рабов Своих на вечерю велию, – приглашают, да еще и печатно – христиан и притом в пост, – на вечерю мирскую суетную, напр., на конские ристалища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если же раб не будет милосерд, не напитает убогих хлебом, если он «скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой " " ( Лк. 12:45 ), то есть: «Не скоро Страшный Суд, успею пожить, насладиться жизнью, не буду думать о голодных, начну притеснять их, бить, обижать», то «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» ( Лк. 2:46 ). Мы же совсем не ждем Его, мы все беспечны. «Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал волю его, бит будет много» ( Лк. 12:47 ). Кто этот раб неключимый? Это все мы, знающие волю Господа нашего Иисуса Христа, знающие Его заповеди. Ведь тот, «который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, многое потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12:48 ). Кто не знает воли Божией? Это люди, никогда не слышавшие евангельского благовестия,– язычники, мусульмане и даже евреи. Это бедные наши братья, бывшие когда-то православными, а теперь забывшие свою веру. Это наше несчастное молодое поколение, которое возросло в неведении заповедей Христовых. Это о них Господь говорит, что будут биты меньше, и это справедливо: если они не знают воли Божией, то заслуживают меньшей кары. Так за что же они тогда будут биты? Святой апостол Павел в Послании к римлянам говорит, что язычники «безответны», то есть не имеют оправдания, ибо хотя не слышали никогда слова Божия, но читают книгу природы, а в природе все говорит о Боге (см. Рим. 1:20 ). Созерцание величия природы, наблюдение над законами, царствующими в мире, пробуждают в сердце человеческом благоговение и страх Божий. Поэтому с них взыщется, но биты они будут меньше, чем знавшие волю Господню. Что значит «будут биты много» и «будут биты меньше»? Значит, будет большое различие в силе мучений, которым подвергнутся грешники в жизни вечной. Будут страшные мучения для всех тех, кто хулил Духа Святого, кто сознательно попирал грязными ногами святое Евангелие. Меньшие мучения – для тех, кто меньше грешил, которых так много среди нас. Еще меньшие ожидают тех, кто не знал волю Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Жених замедлил и пришел в полночь, неожиданно, когда все девы задремали и уснули. Пробудившись, они хотели выйти навстречу, но у неразумных не хватило масла в светильниках и вышли только мудрые. Пока же неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел, и только мудрые девы вошли с ним на брак. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери запертыми. Они стали стучать и говорить: «Господи, Господи, отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Здесь «брак» – это Царствие Божие, «Жених» – Христос, вечный Судья, «девы» – души человеческие; «светильники и масло» – исполнение христианского долга, в особенности дела милосердия; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Итак, бодрствуйте, – подтвердил Господь, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Ту же заповедь о необходимости постоянной бдительности, труда и добрых дел Господь выразил в притчах о «Талантах» и о благоразумном и неблагоразумном рабах. «Кто же верный и благоразумный раб – сказал Христос, – которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами», то придет господин неожиданно и подвергнет злого раба одной участи с лицемерами. «Там будет плач и скрежет зубов». «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:44–51 ). 30. Учение Иисуса Христа о втором Его пришествии и о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ) Господь сказал притчу о десяти девах, чтобы предупредить людей, что жизнь должна проходить в постоянном труде и духовной бдительности. Настанет момент, когда каждый человек должен будет дать ответ Вечному Судие. Это будет второе пришествие Христа и Страшный Суд. Тайну Страшного Суда Иисус Христос открыл в следующей притче:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Значит, переложение книги Иова на современный поэтический язык, вместе с чем она как бы приблизилась к настоящему времени, нужно считать явлением, замечательным не только в литературном отношении, но и в нравственном. Что же в книге Иова особенно приложимо к настоящему времени? Не будем распространяться о страданиях, которые перенес Иов с непоколебимою верою в Бога, так что сделался великим нравственным образцом для страдальцев всех веков: высокая поучительность книги Иова в этом отношении очевидна для каждого. Обратим внимание на другую, более внутреннюю сторону в этой книге. При гноище Иова, по поводу его ужасных страданий, подняты были великие вопросы относительно жизни и судьбы человека на земли и коренных законов Божия управления миром; решая столь важные вопросы, собеседники, кроме своих убеждений, обнаружили различные направления своей духовно-нравственной природы. Сам Господь благоволил принять участие в решении вопросов; но особенно важно то, что Он благоволил и произнести Свой суд над теми духовно-нравственными направлениями человеческой мысли и человеческого чувства, какие обнаружены людьми при гноище Иова. «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя всесожжение, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо Я его только ходатайство приму, чтоб не сделать вам чего худого, за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов» ( Иов.42:7:8 ). – Вот слова Господа к Елифазу, одному из друзей Иова; вот верховный суд Его! Неизменяем он, и, произнесенный в слух людей во времена давно минувшие, остается и доселе не ложным мерилом человеческой мысли и человеческого чувства, и каждое духовно-нравственное направление должно испытывать себя при свете этого непреложного суда. Свое время мы любим называть временем убеждений и направлений: поэтому книга Иова может быть для нас особенно поучительна в указанном отношении, и современные мудрецы, люди с направлением, люди убеждений, пусть чаще обращаются к этой книге, тщательно вникают в смысл речей Иова, Елифаза Феманского, Валдада Савхейского, Софара Минийского, Елиуа Бузитянина, определяют духовно-нравственное направление, выражающееся в речах этих лиц; затем пусть делают запросы себе и тому направлению, какому они сами следуют; сравнивают направление своей собственной нравственной природы с теми направлениями, какие обнаружились в беседах мудрецов пустыни, и, наконец, пусть решают в своей совести: какой суд Божий приложим к их направлению,– тот ли милостивый суд, который произнесен над Иовом, или тот грозный суд, который изречен Елифазу и друзьям его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iov-i-...

Из богатой, неисчерпаемой сокровищницы учения св. ап. Павла о пастырском служении в настоящем случае ограничимся опытом уяснения смысла и пасторологического значения некоторых важнейших наименований, кои св. ап. Павел прилагал к себе и своим сотрудникам, характеризуя в этих наименованиях христианское пастырство по существу, а с точки зрения вытекающих из него обязанностей, имеющих посему непреходящее значение на все времена. К своему личному имени св. Павел во всех почти посланиях (за исключением двух) присоединяет описание своего положения или своей обязанности. Его любимыми терминами в этой связи являются или «апостол» или «раб», – или иногда совместно оба эти наименования с определениями: «Иисуса Христа» или «Иисуса Христа по воле Божией». В послании к Римлянам мы имеем: «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1). Во втором Кор. «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании Галат.: «апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем». К Ефесянам и Колосянам: «волею Божиею апостол Хисуса Христа». К Филиппийцам (Павел и Тимофей): «рабы Иисуса Христа». В 1 Тимофею: «апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа». Во 2 Тим.: «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании к Титу: «раб Божий, апостол же Иисуса Христа». Филимону: «узник Иисуса Христа». Итак, во всяком случае, в самом начале обращения к своим читателям, св. Павел всегда старался сделать ясным свое положение с точки зрения своих отношений к и Иисусу Христу. Не просто «Павел» или даже «Павел апостол» – тот, который хочет учить и, советовать или воодушевлять, но именно «Павел апостол» или «слуга Иисуса Христа. – С точки зрения ответственности и современный пастырь должен ясно держать пред своим собственным самосознанием и делать ясными для других свои отношения ко Христу. Говоря, что он совершаетъ свое слунсеше по воле Божией, апостол внушает и ту общую мысль, что пастырское дело занимает свое определенное и незыблемое положение в великом мировом порядке, в осуществлении и раскрытии великого божественного плана. Каждый истинный пастырь есть «служитель», посредник при выполнении этого спасительного плана Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Итак, христианин, который не творит воли Христовой, пусть не обманывает себя и не думает, будто имеет часть со Христом; ибо Сам Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Если Сам Он говорит так, то как возможно, чтобы был настоящим христианином тот, кто не творит воли Его и презирает заповеди Его? Или с какою надеждой исповедует он Христа Господом и властителем своим, а не старается угождать Ему и служить? Кто исповедует Христа Господом и властителем своим, а между тем не творит волю этого Господа своего? Демоны не творят воли Его, при всем том, что знают и исповедуют, что Он есть Бог, ибо говорят: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Лк. 4, 34 ). Так что только тот есть настоящий христианин, который не только исповедует Христа Господом своим, но творит и волю Его. Кто в сердце исповедует и имеет Христа Господом и Владыкой своим, тот подкрепляется силой призывания имени Христова на то, чтобы творить и волю Его. Если кто не подкрепляется таким образом, очевидно, что он исповедует Христа только устами, сердцем же далеко отстоит от Него. Ибо невозможно, чтобы кто-либо от всей души и от всего сердца исповедал Христа Господом и не был подкреплен на то, чтобы творить волю Его. По мере веры нашей получаем мы и помощь и жизненные силы на творение воли Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силу на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, и побуждающей к делам по заповедям, и помогающей в них. Без Христа невозможно творить воли Христовой, как Сам Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Итак, кто не творит воли Христовой, тот, очевидно, и есть без Христа, и никакой не принесет ему пользы то, что он исповедует Христа. Впрочем, от души исповедовать Христа и творить волю Его только кажется двумя делами различными; в существе же это одно дело, а не два, и одно из них не может стоять без другого, хотя некоторые, не имея надлежащего об этом понятия, думают, будто одно из них может стоять без другого, тогда как апостол Иаков говорит: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак. 2, 17 ); и Христос Господь взывает: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. б, 46). Истинно говорю вам, братия мои, что всякий человек, который творит грех, не есть раб Христов, но есть раб греха; раб же греха не будет пребывать вовеки в дому Бога и Отца. Там пребывает Сын и тот, кого Сын освободил от рабства греху. Дом Бога и Отца есть Царствие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Казалось бы, что они говорят очень хорошо, правильно и справедливо, по сути готовые проповеди на тему «что человек посеет, то и пожнет». Но посмотрите, какой вывод в конце книги (гл. 42, ст. 7–8)! Господь обращается к друзьям Иова: «…горит гнев Мой на вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорите о Мне не так верно, как раб Мой Иов». В церкви ЕХБ все братья после крещения ставятся за кафедру говорить проповедь. Утверждая, что за последние 19 веков пророков не было, не зная учения святых отцов Церкви, великих подвижников веры, через которых Бог дал так много откровений, т.е. еще дополнительно на несколько Библий, можно ли говорить о Нем в своих проповедях «так верно»? Не горит ли в таком случае на вас, граждане баптисты, гнев Божий и не пора ли просить праведника Иова помолиться о вас, потому что ваших молитв Бог, наверное, не желает слушать, из-за того, что «горит гнев Его»? Не это ли является причиной отсутствия количественного и духовного роста церкви? Еще хочу напомнить слова из книги пророка Иеремии (гл. 9, ст. 23–24), где Господь говорит, что не хвались мудростью своею, силою и богатством своим, а хвались тем, что разумеешь и знаешь Меня, что Я Господь, ибо только это благоугодно Мне. Не говорит ли это о том, что чтобы знать Бога, нельзя замыкаться только рамками Библии ? Не пора ли остановиться, рассмотреть и расспросить древних, где путь добрый и идти по нему? Не пора ли изучить еще Святое Предание ? Как говорят, ради справедливости хочу поблагодарить теперь уже давно бывшего пресвитера церкви ЕХБ А.Ф. Иванова, через которого Бог призвал меня на путь покаяния , а также всех бывших братьев и сестер этой церкви, куда я ходил 10 лет, через которых многое было в свое время дано мне в продвижении к Истине, хотя и окольными путями. Я всех вас продолжаю любить, как родных.

http://azbyka.ru/way/pismo-ot-byvshego-b...

Мф. 24:15 = Дан. 9:24–27 ). Для слушателя или читателя во всех случаях до некоторой степени говорящим лицом является пророк. Еще слабее другие рационалистические доказательства. Говорят, что олицетворение Раба Иеговы прекращается с 53-й главы. Соглашаясь даже с тем, что личность Раба во второй группе пророчеств Исаии представляет простое олицетворение, нельзя утверждать, чтобы это олицетворение не встречалось в пророчествах после 53 главы. Достаточно обратить внимание на 54, 55 или 63 главы. Личность Раба (или олицетворение) хотя не называется здесь по имени, однако предполагается каждым стихом и каждым выражением. А в 63 главе находим даже такое определенное изображение мнимо отсутствующей личности Раба Иеговы: Кто это идет от Едома, в червлёных ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? Я изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. От чего же одеяние Твое обрызгано кровью, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое“ (ст. 1–3). Утверждают далее, что пророк представляет из себя раба Божия и потому сказанное об одном применимо к другому. Правда, что каждый пророк и даже каждый простой человек есть раб Бога Всевышнего; отсюда, однако никак нельзя отожествлять их с личностью Раба Иеговы, Раба Божия κατ ‘εξσχην. Каждый человек есть сын Божий, имеющий право взывать к Отцу Небесному Отче наш“... Но далеко не каждый, а только один Раб может называться Единородным Сыном Бога. После этого не может не казаться в высшей степени странным и самый отрицательный вывод из данной посылки: все сказанное об одном вполне приложимо к другому. Наконец, некоторые стираются обосновать отрицательную гипотезу тем фактом, что субъект данного пророчества ни разу не называется именем Раба Иеговы. Достаточно, по нашему мнению, указать на 42 главу (ст. 1–7), где Раб Иеговы ни разу не называется этим наименованием, чтобы видеть всю несостоятельность доказательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Не будем скрывать слез своих. Не станем прятать нахлынувших чувств. Все это – благо для нас, живительный источник духовного совершенствования. Если мы умеем слушать Господа, если умеем сострадать Ему, значит для нас еще не все в этой жизни потеряно. Значит, в сердце живет любовь! А любовь призывает к состраданию и сопереживанию: нам больно за Сына Божиего, Который скорбит об ожесточении народа иудейского, о слепоте и лукавстве его вождей и наставников. Нам страшно от предсказания тех ужасных бедствий, которые неминуемо последуют для ведущих и ведомых по дороге ненависти. Но труднее и горестнее всего слышать последние слова, коими заключена проповедь Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:37–38 ). А еще Великий Вторник можно назвать днем ожидания. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». Кто же Тот таинственный Жених, Который приходит в полуночи? К кому и для чего Он идет? Кто они: раб блаженный – бдящий и раб унывающий – недостойный? Что значит само слово полунощь ? Какие загадочные, полные глубокого смысла слова поются сегодня в храме. Жених, грядущий в полуночи, есть Господь наш Иисус Христос. Среди многих славных имен Спасителю присуще всехвальное имя Жениха Всевышнего. С Ним, единственным и дражайшим, обручена душа человеческая, как невеста чистая помолвлена с достойным женихом. Когда же произошло это святое обручение? Со стороны Божественного Жениха – на Честном и Животворящем Кресте, когда распятый Сын Божий для искупления душ наших от грехов и проклятия и для усвоения нас Себе на вечность пролил Свою святую Кровь и претерпел смерть. Мы же с вами обручены были со Христом в таинстве святого крещения, в котором отрекались от диавола и сочетались с Господом таинственными святыми узами. И вот со времени того обручения мы с вами, по словам апостола Павла, не свои ( 1Кор.6:19 ). Радость великая, братья и сестры, в том, что и душою, и телом усвоил нас Себе Господь наш Иисус Христос. С той поры началось великое и важное ожидание.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010