Во славу и лепоту еси облеченный, яко ризою, светом многим обвиенный. (СПИз 88) Красота божественного света, особенно видимого Фаворского сияния, продолжает занимать в эстетическом сознании и этого времени свое место. Симеон Полоцкий различает две его формы-благодатную и сущностную. В первой божественное сияние снисходит на святых. Им сияло, например, лицо Моисея или первомученика Стефана, это сияние «божественной благодати». Вторая форма присуща только Христу, и ее могли видеть ученики на Фаворе в момент его «Преображения». «Христово паки лица просвещение, -пишет Симеон, -извнутрь изыде из души на тело, ибо душа его божественная, выну безсмертною славою усла-ждашеся, и мнешаше тело в самом зачатии просветится точию удержаще в себе свет» (ВД 433). Этим же неприступным светом облекутся и святые в будущем веке, полагает автор «Лествицы к небеси», и будет он «паче светила дневнаго краснейши». Велия светлость всех верных покрыет, Благодать на них божия почиет, Уязвленнии будут лепотою, Небес чудною зело красотою. (РСП 342) Эти идеи аксиоматичны для XVII в. Однако божественная и небесная красоты уже не привлекают к себе особого внимания. Полемика идет вокруг красоты, доступной человеческому восприятию, чаще всего о видимой красоте, которая в изобилии создавалась в то время и в быту, и в придворном обиходе, и в культовой практике. XVII век в максимально допустимой (а может быть, уже и недопустимой) для средневековой идеологии мере ощутил радость восприятия земной красоты, начал понимать, что, может быть, и не так уж грешно многострадальному человеку «доброличи-емь и краснолепым цветениемь увеселити-ся» (СПИз 205). Россия увлекается пестрой красотой многоцветных одежд, ткани для которых выписываются из многих стран Востока и Запада, чрезмерными украшениями из драгоценных камней и металлов. Последними изукрашивают не только себя, но и конскую сбрую, оружие, иконы, интерьеры дворцов и храмов. «Упестряются» стенные росписи за счет усложнения композиций, увеличения их количества, как и числа персонажей и предметов в них, усложнения цветовой гаммы. Обогащается декор в архитектуре (так называемое нарышкинское барокко), дух «мирской суеты и пестроты» начинает активно проникать в язык иконописи и культового зодчества. Земная красота начинает признаваться сама по себе, и наслаждение ею не всегда считается греховным и недопустимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

472 То есть число 616. Напомним, что и сейчас ряд еврейских ученых считает, что Откровение Иоанна Богослова первоначально было написано на еврейском или на арамейском языке, и в нём указывалось другое число «зверя». 474 В Берешит-раба, 42 этот стих толкуется как говорящий об идолопоклонстве Дана. В еврейской агадической литературе сложилось представление о Дане и его потомках как о грешниках. Поводом тому служило то, что в Священном Писании даниты были связаны с богохульством ( Лев. 24:11 ) и идолопоклонством ( Суд. 18:30 ; 4Цар. 12:29 ; Ам. 8:14 ). Так, например, в апокрифических «Заветах двенадцати патриархов» рассказывается, что Дан ненавидел Иосифа и строил против него козни (ЗавЗав 4; ЗавДан 1; ЗавГад 1). Таргум Иерушалми к Втор. 25:18  сообщает, что уже во времена Моисея колено Даново служило идолам, а по словам Мидрашей эмблемой этого колена была змея (Бамидбар-раба, 2; ср. Быт. 49:16  18). Однако в еврейской литературе не встречается указаний, что из колена Данова выйдет какой-либо будущий враг Израиля. 481 В Септуагинте: «пока не придёт то, что назначено ему», т. е. пока не наступит то, что предназначено для племени Иуды. 482 Мессианская интерпретация этого популярного фрагмента появляется уже в Таргумах Онкелоса и Псевдо-Ионафана (1 Н вв. н. э.) и окончательно утверждается в Мидрашах. Ипполит цитирует этот фрагмент по Септуагинте, на основе которой появился позже и Церковно-славянский перевод. В РСП это место звучит так: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов…» 489 В Библии такого текста нет. Очевидно, это заимствование из какого-то несохранившегося апокрифического сочинения. См. также гл. 54. 494 Сообщение Книги пророка Даниила об изгнании или заключении Навуходоносора, когда некоторое время он «отлучен был от людей, ел траву, как вол» (4:30), перешедшее затем в еврейские и христианские предания, не подтверждается клинописными документами, относящимися к эпохе Ново-Вавилонского царства. Судя по ним, Навуходоносор оставался на троне вплоть до своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Так же как другие еврейские апокалиптики, автор 3-й книги Ездры не ограничивается прошлым, но пытается предсказать ближайшее будущее Израиля, которое рисуется им по традиционной схеме: очень скоро за временем бедствий наступит перелом, явится Мессия, истребит всех врагов и установит «вечное царство» для «избранного народа». В своих пророчествах автор использует образ четвертого зверя Книги Даниила, представляя его Римским государством. Встречается тут довольно характерная фраза, являющаяся как бы отзвуком сообщений о «презренном царе» «последних дней» Антиохе IV Эпифане: «Тогда будет царствовать тот, которого не ожидают» (5:6). Возможно, автор имеет в виду некоего правителя, идущего на смену Нерве и Траяну, время правления которого будет ознаменовано вселенским хаосом и станет наивысшим испытанием для евреев. Возможно, это намек на Нерона, шестого римского императора, который был убит в 68 г. н. э., но, по распространенному поверью, остался жив, скрывается на Востоке и вскоре должен вернуться к власти. Поверье такое сохранялось десятилетиями. Об ожидаемом возвращении Нерона говорится в Сивиллиных книгах (4:137–139; 5:215–224), прозрачно намекает на него и Иоанн Богослов ( Отк. 17:11 ). Как же тогда объяснить слова «тот, которого не ожидают»? Не ожидают возвращения Нерона уверенные в его смерти правители «века сего», а также неведающие, непросвещенные люди, но «обладающие ведением» знают, что Нерон вернётся, – так можно прокомментировать это место. Рассказы об ужасных бедствиях, которые произойдут в правление этого царя, созвучны рассказу Иоанна Богослова о страданиях под игом «зверя»-Антихриста. Видно, что оба апокалиптика заимствовали образы из одних и тех же источников, питались одними и теми же идеями. Два отрывка из 3-й книги Ездры приводятся в русском Синодальном переводе (РСП) с привлечением текста Вульгаты. В 5-й главе речь ведется от лица архангела Иеремиила. ТРЕТЬЯ КНИГА ЕЗДРЫ, 5:1–13,11:1–12:38 V (1) О знамениях: вот, настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою 285 , (2) и умножится неправда, которую ты теперь видишь и о которой издавна слышал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

При этом нередко случается так, что тем или иным мыслителям приходится объяснять (и тем самым утверждать) символы, неадекватные их личной позиции в культуре, их внутренней установке. Создатель пышной панегирической поэзии, придворный вельможа, «упестривший» своим творчеством русскую литературу того времени, Симеон Полоцкий напоминает читателям древнюю символику простых белых одежд: В белых древле одеждах в храм Божий вхождаху, белу совесть имети пред богом учаху. (РСП 155) А апологет традиционной аскезы и простоты, сидящий с одним «гайтаном» на шее в земляной тюрьме Аввакум размышляет о символике «пестрых» одежд Богородицы в стихе 44-го псалма «Предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна и преиспрещена». Первый расколоучитель полагает, что многоцветные «ризы» Богоматери означают множество добродетелей, которыми она украшена (МдИР 8, 25–26). «Соузник» Аввакума Федор Иванов считал «ризы» символом правой веры, заповедей добрых дел, «высшего богословия» (6, 188). Эти парадоксально звучащие в устах строгих ригористов старой веры и противников мирской «пестроты» толкования особенно наглядно показывают, что и в сознании апологетов Средневековья происходили необратимые сдвиги в направлении главных тенденций развития культуры; и, напротив, новаторы типа Симеона Полоцкого не спешили порывать с вековыми традициями. Богатую пищу для символических интерпретаций давала на последнем этапе русского Средневековья художественная культура, смело вводившая в сферу духовной деятельности новые формы, образы, понятия. Все они требовали для своего узаконивания в рамках средневекового сознания символической экзегезы, установления семантических связей с традиционным полем духовных архетипов. Соответственно и многие традиционные символы и знаки после никоновских реформ несколько изменили свою семантику или получили дополнительные значения. В целом для символизма XVII в. характерны интенсивная семиотическая подвижность, вариабельность, бесконечное дробление исходных символов на множество мелких семантических единиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

152 Птолемей III Эвергет, царь Египта 246–221 гг. до н. э., брат Береники, в отместку за гибель сестры начавший войну с Селевком II в 246–241 гг., но прервавший поход из-за восстания в его стране. См.: Иосиф Флавий. Против Апиона, 2. 48. 153 Упоминание здесь Египта вместо «юга», «южной страны» встречается как в Масоре, так и в различных греческих переводах. 155 Селевк III Керавн, царь Сирии 226–223 гг. до н. э., и Антиох III Великий, правивший в 223–187 гг. до н. э., – сыновья Селевка II. 156 Поход Антиоха III в Египет в 219 г. до н. э., а также завоевание им Тира и Птолемаиды, опорных городов Птолемеев в Палестине. Слова «наводнит и пройдет» напоминают описание вторжения ассирийцев в Ис. 8:8 . 158 Битва при Рафии в 217 г. до н. э., закончившаяся поражением Антиоха III (Полибий. Всеобщая история, 5.79; З Мак 1:1–7). 159 В 212–205 гг. до н. э. Антиох III был занят военными операциями на Востоке, но в 204 г. возобновил войну с Египтом и мало-помалу овладел всей Палестиной. 161 Иудеи поддерживали Антиоха III в войне против Птолемея V (Иосиф Флавий. Древности, XII 3.3–4). Выражение мятежные из сынов твоего народа» предполагает негативную оценку. Возможно, таким образом автор характеризует партизанские действия иудеев. См.: СоШп. ч, 1984. Р. 379. В своё время Иероним Блаженный полагал, что выражение это относится к Онии IV, построившему второй храм в египетском Леонтополе (Толкование на пророка Даниила, 11:14), но это случилось много позже, в середине II в. до н. э. Недостатка в версиях нет и по сей день. Так, Б. Ц. Вахольдер предполагает, что это говорится о группировке кумранского Учителя праведности (Wacholder, 1983. Р. 200–202); И. Р. Тантлевский переводит слова ТСр " 221 как «те, кто вырвался [из среды] твоего народа» и также относит их к ессеям-кумранитам (Тантлевский, 1994. С. 70–71). 166 РСП неверно: «на погибель её», что противоречит контексту. Имеется в виду Клеопатра I Сира (ум. 176 г. до н. э.), дочь Антиоха III, выданная в 193 г. до н. э. замуж за Птолемея V; после смерти которого в 181 г. стала регентшей при своём сыне Птолемее VI Филометоре, царе Египта 181–145 гг. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

ОХ – Отдых христианина (СПб.) ПБЭ – Православная Богословская энциклопедия ПгВЕД – Петроградские ведомости ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства (СПб.) Π3АΚ – Протоколы заседаний Археографической комиссии ПО – Православное общество (М.) ПОб – Православное обозрение (М.) ПодЕВ – Подольские епархиальные ведомости ППО – Православное Палестинское общество ППС – Православный Палестинский сборник (СПб.) ПРК – Православный русский календарь (Ладимирова) ПрТСО – Прибавления к творениям святых отцов (Сергиев Посад, МДА) ПрХЕВ – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям ПрЦВед – Прибавления к Церковным ведомостям (СПб.) ПС – Православный собеседник (Казань, ДА) ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РАО – Русское археологическое общество PB – Русский вестник (М.) РИ – Русский инок (Почаев) РМГ – Русская музыкальная газета РП – Русский паломник (СПб.) РПО – Российское Палестинское общество РПМА – (Изд.) Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне РРМ – Русская религиозная мысль (М.) РСИСА – (Изд.) Русского Свято-Ильинского скита на Афоне РСП – Руководство для сельских пастырей (Киев) САОСА – (Изд.) Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук СПВед – Санкт-Петербургские ведомости СПДА – Санкт-Петербургская духовная академия СППО – Сообщения Православного Палестинского общества (СПб.) СРАОКЮ – Сборник Русского Археологического общества в Королевстве Югославии (Белград) СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра ΤКДА – Труды Киевской духовной академии ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР УЗКУ – Ученые записки, издаваемые Казанским университетом ХДА – Христианские древности и археология (СПб.) ХЕВ – Херсонские епархиальные ведомости ХМ – Христианская мысль ХЧ – Христианское чтение (СПб., ДА) ЦАМ – Церковноархеологический музей ИВ – Церковный вестник (СПб., ДА) ЦВед – Церковные ведомости (Изд. Святейшего Правительствующего Синода, СПб.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

. Ин «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». . В Вульгате; «нее племена земные». . В Вульгате: «и ты иди к предопределенному концу и утройся…» . Мартина Турского (316-397). . Отк 17:12. . Пропущено: «из земли». . То есть «образу зверя» – Отк 13:15. . Кассиодор истолковывает слова: «…говоря всем птицам, летающим посредине неба» (Отк 19:17) как относящиеся к вознесенным на небо праведникам (1 Фес 4:17). . РСП: «судей не злословь». . Кол 2:9. . В Вульгате: «царь над всеми сынами гордости». Имеется в виду Левиафан. . «В Вавилоне» – явная описка. Следует читать: «в Иерусалиме». . 45 дней – это разница между 1290 и 1335 днями Книги пророка Даниила, 12:11-12. . 2 Кор 11:14. . 1 Пет 1:13; Еф 6:14. . Мф 25:1 сл.; Лк 12:36. . И у Августина (О граде Божием, XX 19,1). . Цитата из Августина (О граде Божием, XX 19.2). . Духом уст Своих (2:8), то есть силою Святого Духа. Когда говорится: дух уст, это значит, что он выйдет из Него. . Последнее замечание появилось под влиянием Августина (О граде Божием, XX 19.4). . Рорикон – епископ Лионский в середине X в. . По другому списку: «в книгах колена Данова». Все же здесь, по-видимому, имеются в виду труды учителей и отцов Церкви, посвященные Антихристу. . В других списках: «…зачатие его произойдёт по действию диавола, потому что в чрево его матери войдёт глава гордости, начальник заблуждения, преисполненный злодейства». . Лк 1:35. Ср. также стих об Иоанне Крестителе: «и Духа Святого исполнился ещё от чрева матери своей» (Лк 1:15). . Это замечание отсутствует в более ранних списках сочинения Адсояа. . Мотив, пришедший на Запад посредством латинских переводов Видения пророка Даниила и Откровения Псевдо-Мефодия. Но там в качестве горы, на которой последний император сложит с себя власть, называется Голгофа. . То есть ветхозаветный Иерусалимский храм. . Ср. Ириней Лионский. Против ересей. V 30.3; Ипполит Римский. О Христе и Антихристе, 50.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

. Возможно, тут подразумевается готский полководец Гунтарик, который вместе с Аргайтом в первой половине III в. перешел Дунай и опустошил римскую провинцию Мезию (Иорлан. История готов). . Далее парафраза истолкование Дан 11:45. . Мефодий (III в.), епископ Олимпии Ликийской (Малая Азия), Евсевии (Памфил) (ок. епископ Кесарии Палестинской, и Аполлинарий (ок. епископ Лаодикеи Сирийской, – греко-язычные христианские писатели и историки. . Главы 5 Книги пророка Даниила. . Так и в Септуагинте; в подлиннике: «по числу сынов Израилевых». . Мф 13:47-52. . Имеется в виду Иов 41:26 (по Септуагинте), где дракон, т. е. Левиафан, называется «царем над всеми водами». . Пс 73/74:13. . Вероятно, имеется в виду роман Ксенофонта до н. э.) «Киропедия», где рассказывается о рождении и воспитании Кира II Великого. . Персидские цари отпустили иудеев из вавилонского плена, разрешили восстановить разрушенный Навуходоносором Иерусалим и даже вернули им из Вавилона храмовое имущество. В Танахе Кир Великий удостоен титула «помазанника Божьего» (Ис 45:1). . Зах 1:8: 6:3. 6 . Имеется в виду узурпатор Лже-Бардия или, по-гречески, Лже-Смердис, т. е. маг Гаумата, убитый в 522 г. до н. э. вместе с братом (Геродот. История, III . Очевидно, Дарий, старший сын и наследник Ксеркса I, убитый вместе с отцом. . Ср. Ипполит Римский. Толкование на пророка Даниила, IV 3. . Есф 3:1; 10:1. . Соправители Птолемей VI Филометор и Птолемей VIII Эвергет II (Фискон) были как раз современниками Антиоха Эпифана, которому временно уступали престол. . Мф 17:2; Мк 9:3; Лк 9:29. . Буквально: «на квадриге» – колеснице, запряженной четверкой лошадей. . По другим рукописям: «каждый из городов (civitatibus)». . См. примеч. 2 на с. 315. . В РСП: «все произошло из праха и все возвратится в прах». . О хилиазме см. примеч. 4 на с. 148. . 1 Мак 2:1 сл. . Маттафия умер своей смертью в начале восстания (1 Мак 2:70), после чего руководство движением принял один из его сыновей – Иуда Маккавей. . Императоры Марк Аврелий Антонин (Гелиогабал) и его двоюродный брат Александр Север были весьма расположены к восточным культам, в том числе и к христианству. Сохранилось также сообщение, что Гелиогабал собирался учредить в столице империи «религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения» (Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал, III 5).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Толкование на пророка Даниила, 11:44-45 (док-т 33а). . Судя по тексту, автор так видел дальнейшее развитие событий: в скором времени возобновится война между Антиохом Эпифаном и Птолемеем VI, при этом Антиох пройдёт походом через Иудею, завладеет Египтом, а также, по-видимому, Ливией и Эфиопией. Какие-то военные осложнения, либо восстания на востоке и севере его державы заставят его покинуть Египет, но во время остановки в Иудее он умрет или будет убит (7:11), но не людьми (8:25), а по приговору «Божьих судей» (7:26). После этого наступит вечное царство Израиля, обладающего мировой гегемонией (7:14, 27). В действительности же нового (третьего) похода Антиоха в Египет не состоялось; в 165 г. царь воевал с Арменией, а в 164 г. направился в Сузиану (Элемаиду), по возвращении из которой в 163 г. заболел и скончался в районе Экбатан (1Мак 3:37; 6:1-16; 2Мак 9:3-28), по сообщению Аппиана, «от истощения» (Сирийские дела, 66). Среди евреев, естественно, укрепилось мнение, что Антиох был наказан смертью Богом Израилевым (2Мак 9:5; Иосиф Флавий. Древности, XII 9.1), тогда как греки думали, что его постигла месть богини Артемиды Элемаидской (Нанайи). См.: Полибий. Всеобщая история, 31.11. . Септ.: «ангел великий». . Конец речи божественного посланца, начало которой в 10:20. . Так в Масоре. РСП: «что же после этого будет?» . См. 7:25. . У Иосифа Флавия: 1296 дней (Древности, X 11.7). . Как уже говорилось, от момента осквернения Иерусалимского храма 15 хаслева 145 г. (декабрь 167 г. до н. э.) до его очищения Иудой Маккавеем 25 хаслева 148 г. (декабрь 164 г.) миновало три года и десять дней, то есть 1105 дней. Это заметно меньше, чем указанные 1290 и 1335 дней. Трудно представить, чтобы автор апокалипсиса был так неточен в том, что касалось современных ему событий. В этой связи выдвинуто предположение, что 1290 дней прошло не до момента очищения храма, а до того момента, когда Антиох IV узнал об этом, находясь на обратном пути из Персии (1Мак 6:7; 2Мак 9:3); ещё 45 дней (разница между 1335 и 1290) продолжалась болезнь Антиоха, вплоть до его смерти.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

758 Ефрив, Ефривская пустыня – так византийские историки (Феофан, Амартол, Кедрин и др.) называли аравийскую Медину, «город пророка», и её окрестности. 760 РСП: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих». 761 В древнерусском переводе добавление: «Армения и все живущие в ней пойдут в плен и на заклание». 763 Имеется в виду джизйа, подушная подать с иноверцев-мужчин, взимавшаяся в Арабском халифате. Впрочем, от джизйи освобождались дряхлые старики, инвалиды, нищие, рабы, а до VIII века также христианские монахи. См.: Ислам : Энциклопедический словарь. М: Наука, 1991. С. 65. 765 Серна (горная коза) в Ветхом Завете олицетворяет красоту, быстроту, легкость, а также беззащитность. 767 Примерно в таких же выражениях митрополит Исидор (XV в.) повествовал о нашествии османского султана Мехмеда II ал-Фатиха (Завоевателя) (1451–1481). См. также: Срезневский И. Н. Повесть о Цареграде. СПб., 1855. 770 «Девятый индикт» приходился на 711 г. Арабский полководец Маслама атаковал Константинополь с суши и с моря в 716 г. Опираясь на это, некоторые ученые приурочили появление «Откровения» к 716–718 гг. См.: Веседовский А. Опыты по истории развития христианской легенды/Журнал министерства народного просвещения. 1875, II. С. 58. 775 В сирийском тексте, переведенном на английский язык П. Александером: «…и это будет последний мир мира, приведённого к совершенству». 776 Речь идет о народах, запертых Александром Великим где-то в северных краях (см. выше, 5:7 14). Знаменитый венецианский путешественник XIII в. Марко Поло при описании Грузии заметил: «Это и есть та страна, которую Александр Великий не мог пройти и велел построить здесь сильную крепость. Место это зовется Железными воротами: здесь, по рассказу книги об Александре, он заключил за горами Татар; но это были не Татары, а Куманы и другие народы; Татар тогда ещё не существовало». Цит. по кн.: Веселовский А. Указ. соч. I. С. 322. 777 Архангела Михаила. По мнению А. Веселовского (Указ. соч. С. 51), в рассказе об ангеле, побившем измаильтян, отразились воспоминания о страшной чуме, постигшей арабских завоевателей в Сирии. См. также: Невоструев К. Указ. соч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004   005     006    007