Чтобы понять эту мысль до конца, необходимо событие Рождества Пресвятой Богородицы осмыслить в контексте всей мировой истории человечества. В двух словах весь смысл всего Ветхого Завета можно выразить одним предложением: вся подготовка избранного народа, вывод из Египта и завоевание обетованной земли, пленение, возврат евреев из плена и т.д., — все это сводилось к одному — к ожиданию Мессии. Когда-нибудь Мессия, Помазанник Божий, будет явлен миру и разрешит эту эпоху Ветхого Завета, эпоху Древнего мира. Поэтому, по словам преп. Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного Домостроительства в мире» . Но Господь никогда не насилует свободу и волю человека. Ведь встреча человека с Богом, что на личном уровне, что на уровне всего общества, – это всегда соединение двух воль — воли земной и воли Божественной. И вот как только человечество принесло Богу это чистейшее и смиреннейшее существо, или, как мы называем Пресвятую Богородицу, верных украшение (в переводе со славянского языка удобрение означает украшение)  состоялся и сам факт Боговоплощения. Поэтому сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы мыслится не иначе, как начало нашего спасения, как дверь нашего спасения – вот оно, началось, Спаситель идет в мир. Но это объяснение по праву можно назвать символическим. Интересную связь этого образа мы видим с книгой пророка Иезекииля. В 44 главе пророк говорит: «И привел он меня обратно ко внешним воротам (πλης) святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, [как] князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое» (Иез. 44; 1-4). «Кого же, как не Марию обозначают эти врата? – говорит свт. Амвросий Медиоланский. —  Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства» . Как мы видим, в таинственном смысле врата — это прообраз пренепорочности Девы Марии, которая осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, не только до рождества, и в рождестве Спасителя, но и по рождестве.

http://bogoslov.ru/article/5177484

Миссионер. Значит, я правильно сказал, что вы так учите. Но так ли говорит нам об Иисусе Христе Слово Божие? У Св. Евангелистов Матфея и Луки читаем: «сказал Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Свято наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:30–35 ). И Ев. Матфей пишет: «рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… И Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:18–23 ). И выходит по Св. Писанию, что Иисус Христос родился не от Иосифа и Девы Марии, как учите вы, а от Св. Духа и Девы Марии, и посему Он от самого зачатия Своего во чреве Девы Марии был не простым человеком, а Сыном Всевышнего, Сыном Божиим, Еммануилом, что то же Богом, как и Ап. Павел после писал: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). Да и имя Христа Иисус носил со времени рождения Своего, а не с 30 лет, как учите вы, потому что Ев. Матфей пишет: «рождество Иисуса Христа», а не просто Иисуса, и Ангел сказал Вифлеемским пастухам: «ныне родился Спаситель (т.е. Иисус), Который есть (а не только будет) Христос Господь» ( Лк. 2:11 ). Также и праведный Симеон, по внушению от св. Духа, признал Младенца Иисуса за «Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). И слово «Христос» в применении к Иисусу значит: «Мессия» ( Ин. 1:41 ), Которого, как Избавителя или Искупителя людей от грехов их, прорекли древние пророки. При крещении же Иисуса Христа Иоанном голос Бога Отца лишь засвидетельствовал Иоанну, а через Него и всему миру, что Иисус Христос есть действительно Агнец Божий, вземлющий грехи мира ( Ин. 1:29–34 ). И то же Св. Писание говорит нам, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий ( Ин. 1:18, 3:16–18 ), равного и даже подобного Которому не было и быть не может, ибо как Бог-Отец есть Един, как Един Св. Дух, так Един и Сын Божий Иисус Христос ( Ин. 1:18 ), и Сии три также суть едино ( 1Ин. 5:7 ). Посему неверующий во имя Единородного Сына Божия, учит нас Слово Божие, уже осужден ( Ин. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

А нужно ли уверять человека много раз, что он воскреснет? Необходимо нужно: потому что, как воскресение еще будет и оно у нас только в надежде, то надобно чаще воскрешать, оживлять веру нашу в наше воскресение и надежду на него тем более, чем меньше видим мы пред глазами примеров воскресения, – между тем как примеры рождения всегда пред глазами. Но год, братия, представляет собою как бы век наш своими годовыми переменами: весною, летом, осенью и зимою. Но родится человек однажды – потому и воспоминание в год бывает также однажды. Оттого мы ежегодно празднуем день своего рождения, как будто бы ежегодно мы рождались и начинали свою жизнь: ежегодно благодарим Господа за то, что Он благоволил даровать нам бытие, в день нашего рождения. Итак, год изображает собою как бы век человеческий. В этот годовой век мы вспоминаем однажды все великие события в жизни Господа нашего Иисуса Христа, и этого одиночного воспоминания достаточно для нас, потому что, как всякий верит в свое рождение, то и нет нужды уверять его в том. А Воскресение Христово, именно день действительно воскресения Его из мертвых, также со всею торжественностию празднуем однажды; а Воскресение Христово празднуем один и пятьдесят один раз в год, чтобы чаще уверять людей, что воскресение их несомненно. Потому как раз с меньшею торжественностию, что Христово Рождество есть как бы наше рождество, так и день недельный, Христово Воскресение есть как бы и наше воскресение: воскреснусте со Христом [ Кол. 3,1 ], то есть вы воскресли вместе со Христом, говорит апостол. Итак, слава родившемуся нашего ради спасения Господу и слава Ему, воскресшему из гроба и нас с Собою совоскресившего. А вы, возлюбленные, все помните с каждым наступающим воскресением, что вы воскреснете и, воскресши, явитесь на Суд, потому что всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое [ 2Кор. 5,10 ], а потому каждый позаботьтесь устроить жизнь свою так, чтобы на этом Страшном Судилище не посрамиться и не быть отосланным во тьму кромешную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА мая 2002 Благополучно прожив спасительные дни воздержания, поста и покаянной молитвы, мы вновь празднуем радостный праздник Христова Воскресения и, приветствуя друг друга в духовном ликовании, торжественно восклицаем: Благополучно прожив спасительные дни воздержания, поста и покаянной молитвы, мы вновь празднуем радостный праздник Христова Воскресения и, приветствуя друг друга в духовном ликовании, торжественно восклицаем: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! Нам есть чему радоваться: Всемилостивый Господь наш Иисус Христос всех нас милует и принимает с любовью. Больше нет печали, нет страха, нет безнадежного ожидания. Вечеря готова и все мы приглашены на пир веры. А до Рождества Христова все было иначе. Утратив живую молитвенную связь со своим Творцом, люди пережили весь ужас этой утраты. Лучшие представители, а с ними и все человечество, оплакивали безысходность и неизбежную смерть. Ни одно расставание с родными и близкими не проходило без печали, слез и скорби. Только избранному израильскому народу посылались пророки с откровением о воскресении из мертвых и о вечной жизни. Воскрешения людей Ветхозаветными пророками силою молитвы представляют собой прикровенное предвозвещение Воскресения Христова и общего воскресения. Пророк Осия говорил: " пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он…оживит нас через два дня, в третий восставит нас и мы будем жить перед лицом Его " (Ос. 6, 1-2). Он же с радостью восклицал: " смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа? " (Ос., 13, 14). Святой пророк Исаия, названный Ветхозаветным Евангелистом, будто очевидец, по словам блаженного Иеронима " так ярко изложил все тайны Христа и общины, что почти можно поверить, что он рассказывает повесть о том, что уже произошло " . То, что было открыто пророку Исаии и о чем он говорил в первой половине восьмого века до Рождества Христова, мы празднуем сегодня. Пророк Даниил предсказал: " Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во-веки, навсегда " (Дан. 12, 2-3).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8. Слово в день Рождества Христова. О благодати Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть ( Ин.1:14–17 ), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» ( 2Тим.2:1 ). Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского : благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго ( Ин.15:5 ). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Они повествуют также о волхвах и пастухах и об Ангелах, которые пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир...» ( Лк.2:14 ). Все чтения и тропари посвящены этому великому празднику. Вопрос в том, как мы, православные христиане, можем переживать эти праздники и что они значат для нас. Церковные праздники – это некие «остановки» для духовного подкрепления. Когда человек идет пешком, ему необходимо остановиться, немного отдохнуть, набраться сил, а уже потом продолжить свой путь. Также и церковные праздники, особенно Господские и Богородичные, являются некими остановками, когда все мы, труждающиеся и обремененные, постоянно несущие крест повседневных тягот, приостанавливаемся. Главная цель праздника для человека – соприкоснуться с благодатью Божьей, которая с избытком изливается в эти дни. Даже вся праздничная атмосфера на улице, если посмотреть на это с христианской точки зрения, все вокруг готовится встретить пришествие Господа нашего Иисуса Христа, хотя, безусловно, смысл Рождества не должен исчерпываться только внешними празднованиями и обычаями. «Всяческая днесь радостью исполняются, Христос родися от Девы». То есть все: и небо, и земля, и вся тварь – духовная, умная, видимая, – все призвано участвовать и праздновать пришествие Господа нашего в этот мир. Есть рассказ о том, что в Вифлееме, где родился Христос, в пещере Вифлеемской жил и подвизался один святой – Иероним. В Рождественскую ночь он не спал и молился, и по благодати Божией, переживая в сердце события Рождества, говорил Христу: «Христе мой, все Тебе принесли что-то в этот день. Волхвы принесли Тебе дары, Ангелы спели Тебе славословие, пастухи поклонились Тебе, земля дала Тебе пещеру, люди дали Тебе Пресвятую Богородицу. А что я могу преподнести Тебе в этот день? Ведь все, что у меня есть, – не мое, а Твое, ибо Ты дал мне всё». Так молясь, святой по благодати Святого Духа узрел Господа нашего Иисуса Христа в виде Младенца в яслях, Который ему ответил: «Иероним, от тебя Я хочу только один дар». Иероним пришел в трепет, ожидая, какой дар попросит у него Господь, и спросил: «Какой дар хочешь от меня, Господи?» Христос ответил ему: «От тебя Я хочу грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Падение и восстание многих Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк.2:34 ) Так сказал праведный старец Симеон о Божественном Младенце Иисусе, возлежавшем на руках его. Еще у ветхозаветных пророков Мессия называется Князем мира ( Ис.9:6 ), как принесшего мир на землю воспели Его и Ангелы в ночь рождества Его ( Лк.2:13–14 ), – однако не то как будто говорит Он Сам о Себе: не мир пришел Я принести, говорит Он, но меч ( Мф.10:34 ). На первый взгляд эти выражения Священного Писания кажутся противоречащими друг другу, но это кажущееся противоречие легко примиряется. Христос Господь пришел возвратить миру истинный мир, который состоит в совершенном согласии человеческой воли с Божественной и в подчинении плоти закону духа. Но для достижения этого истинного мира необходимо разрушить тот ложный мир, который человек заключил со своими страстями и греховными наклонностями. И вот по отношению к этим последним-то Христос и явился с мечом, то есть Он пришел на землю не для того, чтобы подложить мягкое возглавие для страстей человеческих, но чтобы возжечь непримиримую борьбу против них. Но не все хотят вести эту борьбу, напротив, многие остаются друзьями или, лучше, рабами своих страстей и становятся в ряды врагов Христа. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:5 ). Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:11–12 ). Это деление мира на два враждебных лагеря пророчески предвидел и старец Симеон, когда он, прижимая к груди своей Божественного Младенца, сказал: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк.2:34 ). Не правда, что эти слова противоречат и той торжественно-радостной песни, которая воспета была Ангелами при рождении Спасителя: они обозначают только то, что самые радостные тайны нашей религии по вине человека суть и самые в то же время печальные для него. Ибо чем более сделано Богом для нашего спасения, тем больше будет и наше осуждение, если все эти спасительные средства будут нами отвергнуты. Правда, благодеяния Божии чрез злоупотребление ими со стороны людей ничего не теряют в своем величии и бесконечном достоинстве, тем не менее, однако же, печально, в высшей степени печально то, что они для многих из людей по их собственной вине служат не к восстанию, а к падению. Христос Господь, хотя никого не лишил права на участие в Его искуплении, хотя Он желал для всех без исключения послужить к восстанию, – но Бог , сотворивший нас без нашего участия, не захотел нас искупить без нашего содействия. Напротив, мы можем достигать спасения только под условием нашего собственного старания, наших собственных усилий. Царство Небесное силою берется, говорит слово Божие, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). А так как многие не хотят взять на себя никаких подвигов к своему спасению, то дело искупления Христа служит для них к падению, к еще большему осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Рождество Христово произвело решительное изменение в жизни человечества, для которого открылась возможность общения с Богом – источником жизни, любви, радости и блаженства. С пришествием Христовым для Его последователей коренным образом изменилось отношение к жизни. Смерть перестала быть смертью и стала лишь длительным сном: всякое горе – лишь временным испытанием для того, чтобы печаль обратилась бы в радость о родившемся и воскресшем Господе, даровавшем нам прощение грехов и вечную жизнь. Внешняя жизнь осталась пока без изменения, но её изменение произойдет при втором пришествии Христовом. Тогда Ангел Божий возвестит, что «времени уже не будет» ( Откр. 10, 6 ). «Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля же и вся дела на ней сгорят». Тогда разделены будут добро и зло. «Будут основаны новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 10–13 ). Там будет жизнь, о которой возвестил еще пророк Исаия и подтвердил Апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Низвергнуты же будут вне: «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр. 22, 15 ). Там, во тьме кромешной, будет плач безсильной злобы и скрежет зубов» ( Лк. 13, 28 ). Как будет устроена жизнь в Царстве Славы мы теперь постигнуть не можем, но главный закон грядущей жизни нам открыт со всей ясностью и содержится в Церкви Христовой – это любовь Христова и Его слава. Они особенно ярко выражаются в праздники Рождества Христова и Воскресения, как и во всей жизни Церкви. В первом событии Любовь в родившемся Спасителе нисходит на землю, как Солнце правды, а во втором озаряет мир Светом Воскресения. В праздник Рождества Христова мы можем освятиться в Церкви любовию Христовой, возгоревшейся у Матери Девы, у участников и свидетелей этого премирного события и у сонмов святых угодников Божиих, принявших родившегося Спасителя в свою душу даже до нынешнего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Что же такое на самом деле это второе Рождество Христово, осуществляющееся в Его верных? Оба Рождества Господа – и историческое, в правление кесаря Августа, и духовное, верой и любовью принимающих Спасителя и следующих за Ним, живущих Им и в Нем, – неразрывно взаимосвязаны. Вифлеем христианина, как подлинное Рождество в нем Господа, – это начало той его жизни в Церкви, что делается истинным бытием верующих во Христе и по Христу. Христос сначала родился в этом мире в Вифлееме от Девы, чтобы вслед за этим родиться в тех, кто живут силой Его спасительной мощи и благодати. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы родиться, то есть, по слову апостола Павла, изобразиться в каждом из верных (см. Гал. 4:19 ). Благодаря этой мысли апостола нам становится ясно, как мы можем родить в себе и из себя Господа, тем самым явив Его из своей душевной глубины миру. Мы можем осуществить это, лишь сами став Его подлинной и святой иконой. Именно об этом состоянии рождения Господа в верующих и говорит апостол Павел, когда пишет: уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2:20 ). Итак, Христос рождается в христианине тогда, когда этот христианин делается подлинным образом и подобием своего Господа. В миг Своего Рождества в верующих Христос от них отнюдь не отделяется, не исходит из них, но по-прежнему, и даже еще теснее, чем раньше, продолжает неразрывно пребывать с ними и в них. В этом смысле Рождество Христово, осуществляющееся в христианах, парадоксально. Оно совсем не похоже на обычное физическое рождение матерью ребенка. Ведь всякий рождаемый в этом мире младенец начинает жить отдельной, обособленной от матери жизнью, получает совершенно самостоятельное – вне ее утробы – существование. Но Рождение Христа в верующих осуществляется иначе. Рождаясь в христианине, Господь по-прежнему продолжает пребывать с Ним и в Нем, не покидая его духовных глубин, но напротив, все в более совершенной степени наполняя Собой его существование, еще теснее соединяясь с ним, определяя самую суть его бытия, живя с ним единой и неразрывной жизнью…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010