Архангельск. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Рождества в Губернском городе Архангельске двухэтажная, построена в виде креста, длиною 16 х/г саж. и шириною 14 Уг саж. и вышиною 14 саж. Кровля церкви на четыре ската. По деревянным стропилам покрыта листовым железом и окрашена масляною краскою зеленого цвета. Ниже сей кровли такая же кровля на пристройке со всех сторон, покрыта тем же железом и той же краскою. Над кровлею возвышается купол и одна глава. Купол покрыт железом и окрашен масляною краскою зеленого цвета, наверх прибиты золоченые железные звезды. Шейка, глава и яблоко шейки крыты железом, и прорезной, четвероконечный железный крест позолочен... Главная церковь в верхнем этаже во имя Рождества Пресвятые Богородицы, с приделом по северную сторону ея во имя Пророка Божия Ильи... Главный храм в нижнем этаже во имя Рождества Иисуса Христа, с приделами по бокам, северной (левой) стороны по имя Преподобного Симеона Столпника, а южной (правой) стороны во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев...» Из Главной описи церковного и ризничного имущества Рождественской церкви г. Архангельска за 1902 год. http://www.etoretro.ru/pic78315.htm Рождественская церковь в городе Архангельске есть одна из старейших по времени своего основания: основателями ея были стрельцы, перемещенные сюда в качестве защитников „поставленнаго " в 1584 г. „Архангельскаго города“. Она была деревянная и в 1637 г. при опустошительном пожаре, бывшем в Архангельске и истребившем половину города, сгорела. Дальнейшая история Рождественской церкви начинается с 1648 года, когда патриархом Иосифом дана была на построение ея новая грамота. Вторичному построению ея способствовало то обстоятельство, что в 1646 г. число в Архангельске стрельцов было значительно увеличено; но и эта церковь в 1663-м г. сгорела. В 1668 г. была вновь построена деревянная церковь во имя Рождества Иисусе Христова, с приделом при ней во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, существовавшия до 1717 г., в котором от молнии также погорела. В конце 1691 г. стрельцы решили построить каменную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Церковь эта, по различным обстоятельствам строившаяся очень медленно, окончательно достроена была уже в 1729 г., в котором 20 сентября Архиепископом Варнавою и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=34112

О канонической иконографии Рождества Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. 6 января, 2012 Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова. О канонической иконографии Рождества написано так много, что сказать новое слово в этой сфере, кажется невозможно. Поэтому автор хотел бы несколько сместить акцент и, рассказав об иконе Рождества, одновременно с этим показать сам принцип «чтения» иконной символики. Сразу же стоит отметить один важный момент. При истолковании православной канонической иконографии существует соблазн отклониться от первоисточников, которыми являются Писание, церковная гимнография, церковное предание в виде писаний святых отцов, отдельных апокрифов, а также исторический контекст эпохи, в которую данная иконография складывалась. Вместо этого можно наблюдать увлечение толкованием «от ветра головы своея», а порой глубокий смысл начинают искать в различных мелочах. Всё это, помноженное на незнание основ иконографии, приводит к плачевным результатам. Как часто человек, знакомый лишь с несколькими иконами Рождества (чаще всего довольно позднего поствизантийского периода, когда иконы стали писать в основном по прорисям), начинает считать, что только то, что он видел, и есть канон. И вот, встречая более древнюю традицию изображения, где фигура Богородицы развернута в иную сторону, либо имеет другой оттенок одежды, либо ещё что — сразу же объявляет эту традицию «еретической», «католической» и так далее. Чтобы этого не случилось, нужно знать свою собственную традицию и постоянно расширять кругозор. В разное время и в разном месте… Итак. Говоря, о канонической иконографии, мы подразумеваем, прежде всего, иконографию, которая сформировалась в византийскую эпоху. Эпоху, в которой переплелись античные и средневековые приемы изображения. Одним из таких приемов является наличие в одном изображении событий, происходивших в разное время и в разном месте. Икона Рождества — это как раз один из таких случаев.

http://pravmir.ru/o-kanonicheskoj-ikonog...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Рождества Христова есть мать всех праздников Рождественское послание митрополита Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви 05.01.2018 990 Время на чтение 5 минут Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и Новолетием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «... день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, - всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» . Праздник Рождества Христова - это встреча человечества с Богом Воплотившимся: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим и явился во всём подобный нам, кроме греха , чтобы спасти мир, вывести человеческий род из-под власти смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему. Родившегося в Вифлееме от Девы Марии Иисуса евангелист Иоанн Богослов именует Светом Истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). И Церковь Божия ныне радостно свидетельствует о том, что, благодаря Рождеству Христову, воссиял миру Свет Разума. Но перед Христом, Который принес на землю Божественную правду, мир и любовь, земля закрыла двери своих домов. С Вифлеемских яслей - начался Крестный путь Спасителя мира к Голгофе: «В яслех Повиваемого убити ищет Ирод; но мы Христу поим: славно бо прославися» (ирмос 1 -й песни канона Навечерия Рождества Христова). И Церковь Христова в своём историческом спасительном странствовании, и наше христианское Отечество повторяют путь земной жизни Богомладенца Иисуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Константин Горбунов Рождественские традиции и суеверия " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.2 из  5) В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске священник Константин Горбунов. — Дорогие телезрители, с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! Наша сегодняшняя тема — «Рождественские традиции и суеверия». Если мы говорим о рождественских традициях, наверное, нужно посмотреть на глубину этих традиций. Куда они восходят, как Вы считаете? — Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. До сих пор мы находим некоторое сходство в структуре богослужения праздника Рождества Христова и праздника Богоявления. В самые первые годы, десятилетия существования Церкви христиане больше внимания уделяли празднованию Пасхи, воспоминанию страданий Христовых. И сейчас у нас Пасха является самым главным праздником. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы праздновать это событие. Поэтому приблизительно с середины IV века начинает формироваться особое богослужение праздника Рождества Христова.Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую — это добро или все-таки некий компромисс? — Действительно, одна из версий установления даты праздника Рождества Христова та, что он был установлен на день зимнего солнцестояния, каким оно было в то время, 25 декабря. Язычники в Римской империи (и не только) активно праздновали в этот день языческое празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому, хотя дата Рождества Христова из Священного Писания нам точно неизвестна, весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату, на 25 декабря. Таким образом, христианское празднование Рождества Христова стало вытеснять собой языческое празднование в честь бога солнца. Конечно, правильно, что так было сделано.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

Летоисчисление от Рождества Христова — начало новой эры Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень) 6 января, 2016 Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень) 7 января — Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки — святые дни — две недели до Крещенского сочельника. Новая эра В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе. Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей. Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится? А ночи и вправду были неспокойные — и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся. — А заплатить у Вас есть, чем? — Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти! …. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот — Простите, мест нет! И еще одна дверь захлопнулась. Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-na...

Шахтёр, д.о. (Рождествено-Телятьево). Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Усадьба Рождествено-Телятьево принадлежала в XIX в. серпуховским помещикам графам Соллогубам. «Из прежних усадебных построек сохранилась лишь церковь Рождества Христова (1731), выдержанная в барочных формах. Это центрическое, бесстолпное крестообразное в плане сооружение с полукруглым выступом апсиды. Сложный силуэт завершения храма образован сферическим куполом с четырьмя люкарнами, над которым возвышается восьмигранный барабан с главкой. Декор фасадов церкви состоит из горизонтальных тяг, делящих здание по высоте на три части, пилястр и филенок. Над тремя церковными фасадами помещены простые фронтоны. Трехъярусная колокольня – два восьмерика на четверике – усложняет композицию Рождественской церкви. Углы нижнего яруса колокольни обработаны рустом, хорошо сочетающимся с сочной пластикой фасадов храма». Источник: М.М. Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978 Храм Рождества Христова села Рождествено-Телятьево Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 г.: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 г. оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма. В 1697 г. был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 г. снова выдан антиминс к новопостроенной церкви. В 1729 г. новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 г. брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 г. дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя св. Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=04792

Богородск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1801. Год утраты:приблизительно 1938 (разрушена) Адрес: Нижегородская область, Богородский район, г.Богородск, ул.Кашина, напротив дома за забором завода Хромтан (бывший Калининский) Координаты: 56.09995, 43.51685 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ко второй четверти XIX века в селе Богородском Нижегородской губернии было четыре храма: Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Успения Божией Матери, Всех Святых. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы считалась главной. Она располагалась в том месте, откуда стало расти село, первоначально называвшееся Подольцем. Начиналась история храма с часовни, поставленной безвестным купцом. Заблудившемуся в окрестностях Подольца, ему, по легенде, был явлен образ Пресвятой Богородицы, после чего купец сумел выбраться к селению целым и невредимым. Здесь на его средства якобы и срубили в благодарность Богородице за спасение часовню, где была помещена чудом явленная икона. Случилось это в конце XVI века. Впоследствии на месте часовни возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а само село стало называться Богородицким, позднее - Богородским. Время постройки деревянного храма неизвестно. В конце XVIII века, летом 1791 года, церковь сгорела от удара молнии. Это событие жители с. Богородского восприняли как наказание Божие, вот почему новый каменный храм на месте сгоревшего строили всем миром с 1791 по 1801 год. Немалые средства на возведения церкви жертвовал помещик Василий Сергеевич Шереметев, владелец села. Существует предположение, что церковные колокола отливали в самом Богородском, где меднолитейным делом занимались Сыровы; представителей этой фамилии, по всей видимости, выслали сюда из Москвы в конце семнадцатого века, как сочувствовавших стрелецкому бунту. Новый белокаменный храм имел три придела: центральный – Рождества Богородицы, правый – Ильи Пророка, левый – Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=33398

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО ПАСТЫРЯ Святитель Фаддей (Успенский). 1928 г. [ См. также: Рождество Пресвятой Богородицы ] Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3, 9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: " " блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " " , то не сказал ли Господь: " " Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его " " (Лк. 11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – " " служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение " " (Евр. 1, 14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

http://zavet.ru/rbogorod1.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский пост 2023: 28 ноября — 6 января 14 мин., 27.11.2021 Содержание Прожить долгую и холодную зиму в России и не предаться унынию — настоящий подвиг. Христианам это дается проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца считаешь дни, — Рождество Христово. Вершина зимы, а перед ней — испытание для тела и духа — строгий Рождественский пост. Мы собрали самые распространенные вопросы об этом посте, ответы на которые помогут православному человеку подготовиться к Рождеству. Даты Рождественского поста Время Рождественского поста — это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе — канун поста. Заговенье Рождественского поста приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день. Зачем нужен Рождественский пост Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе. Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.

http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-2013...

профессор Феодор Смирнов Параграф 1 2 3 4 5     Праздник Рождества Христова, совершающийся ныне во всём христианском мире 25 декабря, принадлежит к числу таких явлений церковно-богослужебной жизни, начало которых теряется в самой отдалённой и глубокой древности и которые появляются на горизонте этой жизни как будто неожиданно, ex abrupto 1 . В первые три века следы существования его едва заметны, и только в IV веке он становится исторически известным. В силу этого в западном учёном мире издавна утвердилось мнение, что праздник Рождества Христова до четвёртого века не существовал вовсе в церкви и что ещё в четвёртом веке празднование Рождества Христова сначала соединялось с праздником Крещения, или Богоявления (эпифании, или теофании), прежде чем установлен самостоятельный праздник Рождества Христова 25 декабря. Ввиду этого обстоятельства естественно возникают вопросы: I) чем объяснить – кажущееся, по крайней мере, – отсутствие в церкви празднования такого важного события, как рождение Спасителя, в течение трёх первых веков? II) не праздновалось ли рождение Иисуса Христа первоначально под другим именем, именно, под именем Богоявления 6 января? III) если праздновалось, то на каком основании 6 января избрано для празднования рождения Христова, и почему последнему усвоено такое название? IV) самый праздник Рождества Христова 25 декабря не существовал ли параллельно с праздником Богоявления уже ранее четвёртого века на западе в качестве местного праздника, прежде чем принят на востоке и получил общецерковное значение? V) если существовал, то на каком основании был установлен западною церковию? VI) по каким побуждениям и соображениям принят западный праздник восточною церковию и введён в общецерковное употребление? Решение этих вопросов составляет одну из серьёзных задач церковной археологии. § I Евангелия, не богатые вообще хронологическими указаниями, и в повествовании о рождении Христа Спасителя не представляют определённой даты этого всемирно-исторического события. Евангелисты и Апостолы изложили в письме и проповедовали устно, что Иисус Христос , Спаситель мира, как истинный Бог, снизшёл с неба, и, как истинный человек, произошёл от семени Давида и родился от Девы; но нигде ничего не написали и не сказали ни о месяце, ни о дне, в который совершилось это. В этом и не представлялось надобности, так как самоё событие было ещё, так сказать, у всех на виду. Этим молчанием евангелистов и апостолов прежде всего объясняется то, что дата рождения Христа Спасителя, несомненно сохранявшаяся в фамильной традиции и долго, наверное, хранившаяся на первых порах в памяти верующих, постепенно, мало-помалу, со смертию последних отраслей генеалогии Спасителя, а также самовидцев и ближайших их последователей всё больше и больше затемнялась, если не затерялась совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010