Следуя за путеводной звездой, волхвы, достигли Вифлеема, вошли в дом и поклонились новорожденному Спасителю, преподнеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну ( Мф.2:1–11 ). Золото было поднесено Христу как Царю, ладан – как Богу, а благовонная смирна, которой растирали умерших, – как пришедшему претерпеть смерть и погребение за грехи людей. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, они другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы к нему не вернулись, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в Нем соперника своему царствованию. Праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью 7 января (по новому стилю). 15.12. Какие события вспоминаются в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа ( Лк. 2:22–40 ). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли с Богомладенцем в Иерусалимский храм, чтобы по закону Моисееву ( Лев. 12:1–8 ) принести за Него благодарственную и очистительную жертву. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Старец Симеон взял Богомладенца на руки, и, прославив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34–35 ). Этими словами предсказал старец страдания Матери Божией, на глазах Которой будет распят Ее Сын, а также то, что явление Христа станет предметом соблазна для неверующих и спасением для верных.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Слово за Божественной литургией в Неделю перед Рождеством Христовым, в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией мы слышим книгу родства Иисуса Христа (Мф. 1, 1-25). Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью — Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля. Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, так что иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая часть — до вавилонского пленения, которое было позором нации и ее крушением, а третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели. Эти люди, которых избрал Господь, — праведные и грешные, но в них была святость любви к Богу, потому что они так отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови пречистое Тело Спасителя, «Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася». Книга родства Иисуса Христа — это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию и человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы — Его род, и каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. Каж­дый из нас, прежде чем наступил светлый праздник Рождества Христова, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь приходит спасти не праведников, но грешников. Оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного в том, чтобы восстановить попавших в диавольский плен в достоинство, которое дает благодать.

http://pravoslavie.ru/43872.html

Его основная цель – показать уникальность, единственность Иисуса Христа как Посредника между людьми и Богом. Ветхозаветная религия, не допускавшая прямого, непосредственного контакта человека с Богом, признавала три вида посредничества: ангелов, пророка Моисея и священство «по чину Аарона», исторически происходившее из колена Левия. Послание к Евреям стремится доказать своим читателям, что Иисус Христос превосходит и ангелов, и Моисея и всё законное священство Аарона. Иисус – выше ангелов, «ибо кому когда из Ангелов сказал  Бог:  Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» ( Евр.1:5 ), и «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» ( Евр.2:5 ). Иисус – выше Моисея, ибо Моисей – только служитель в доме Божием, «а Христос – Сын в доме Его; дом же Его – мы» ( Евр.3:5-6 ). Наконец, Иисус – выше всего законного ветхозаветного священства «по чину Аарона», ибо Он был «наречен от Бога Первосвященником навек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:10; 6:20 ). Иначе говоря, священство Иисуса иного порядка, нежели священство ветхого Израиля, оно превосходит, более того, отменяет жертвенные и храмовые традиции иудаизма. С явлением Иисуса Христа произошло столь радикальное изменение в религиозной вере и практике человечества, что справедливо говорится о двух эрах человеческой истории: до Рождества и после Рождества Христова, что и зафиксировано в календарях современного мира. Собственно, доказательству этой уникальности и универсальности первосвященства Иисуса Христа посвящено всё Послание к Евреям. Утонченная аргументация послания нам далеко не всегда понятна, так как и весь образ мышления, и способ обращения с текстами Священного Писания ученых книжников тех далеких времен современному человеку кажутся странными. Но все же мы должны попытаться понять их. Итак, Иисус Христос характеризуется как Первосвященник по чину Мелхиседека. Какой смысл вкладывается в это наименование? Здесь надо вспомнить, что для устранения греха как состояния отчуждения людей от Бога, от источника их бытия и жизни, в Древнем мире существовала сложная система священства и жертвоприношений.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Однако мы трезво сознаём, что акт обновления, начавшийся в крещении, длится на протяжении всей нашей земной жизни, как бы повторяясь каждый день и каждый час. Это устремлённое в вечную жизнь обновление совершается действием Святого Духа, обильно изливаемого на нас через Иисуса Христа. Наша задача – открывать себя, своё сердце и разумение этому изобилию. Да, вечная жизнь дана нам в надежде, в предвкушении. Но надежда нас «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Аминь. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) «По чину Мелхиседека» (Проповедь на Апостольское чтение) Для литургического чтения в праздник Сретения Господня избран такой отрывок из Послания к Евреям, который, даже при внимательном прочтении, весьма сложен для понимания. Образы и аргументация в этом отрывке представляются непривычными. Одна из ключевых фигур Послания к Евреям, – фигура Мелхисед е ка, кажется нам малозначительной. Чей ум пробудится при упоминании этого образа Ветхого Завета, о котором там говорится всего лишь в нескольких строчках? Чьё сердце откликнется на сравнение этого далекого Мелхиседека с Самим Спасителем Иисусом Христом? И совсем уж неясно, почему наш отрывок читается в праздник Сретения. Всё это свидетельствует о большом временн о м и культурном расстоянии, которое отделяет современного верующего от христианина первого века, о том, как нечувствительны мы к Слову Писания, которое для людей того времени было неиссякаемым источником вдохновенного богословского творчества. Послание к Евреям – одно из боговдохновенных богословских сочинений Нового Завета. Его основная цель – показать уникальность, единственность Иисуса Христа как Посредника между людьми и Богом. Ветхозаветная религия, не допускавшая прямого, непосредственного контакта человека с Богом, признавала три вида посредничества: ангелов, пророка Моисея и священство «по чину (по образу) Аарона», исторически происходившее из колена Л е вия. Послание к Евреям стремится доказать своим читателям, что Иисус Христос превосходит и ангелов, и Моисея и всё законное священство Аарона. Иисус – выше ангелов, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? “» ( Евр. 1:5 ), и «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» ( Евр. 2:5 ). Иисус – выше Моисея, ибо Моисей – только служитель в доме Божием, «а Христос – Сын в доме Его; дом же Его – мы» ( Евр. 3:5–6 ). Наконец, Иисус – выше всего законного ветхозаветного священства «по чину Аарона», ибо Он был «провозглашён от Бога Первосвященником навек по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10; 6:20 ). Иначе говоря, священство Иисуса иного порядка, нежели священство ветхого Израиля, оно превосходит, более того, отменяет жертвенные и хр а мовые традиции иудаизма. С явлением Иисуса Христа произошло столь радикальное изменение в религиозной вере и практике человечества, что справедливо говорится о двух эрах человеческой истории: до Рождества и после Рождества Христова, что и зафиксировано в календарях современного мира.

http://azbyka.ru/propovedi/prazdniki-roz...

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! и с этого времени ученик сей взял Её к себе». (Евангелие от Иоанна 19, 25-27 ). Евангелисты не говорят, чтобы Матерь Господа рыдала, подобно жёнам иерусалимским. Её рыдания возмутили бы последние минуты Христа, да и сама Её горесть была выше слёз: кто может плакать, тот ещё не проникнут всею силою скорби, какую может испытать человеческое сердце. Но оружие, которое предсказал Симеон-Богоприимец — «Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления» — теперь пронзило Её насквозь. Теперь Она оставалась одна в этом мире, оставалась Матерью не любимого и уважаемого всеми Иисуса, Которого страшился даже сам синедрион, а Иисуса — всеми оставленного, поруганного, распятого вместе с разбойниками. Кто может измерить глубину скорби Пресвятой Богородицы, предстоящей кресту, на котором было пригвождено тело возлюбленного Её Сына. Погружаясь в глубину чувствований Её чистейшей души, святая Церковь так изображает их: «О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличина бых Аз: но увы Мне! Ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою». «Увы мне, Чадо! Болезни избегши в рождестве Твоем, ныне болезненно терзаюся». «Оружие сердце Мое пройде, о Сыне, не терпяще висима на древе Тя зрети». «Не изглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую?» «Увы Мне, Сладчайший Сыне, уязвляюся душею, на кресте зрящи Тя пригвождена посреде двою злодею, судом злодейственным». «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Евангелие от Луки 23, 44-46 ). Чтобы спасти от поругания тело Иисуса Христа, ученики его (не самые известные) Иосиф Аримафейский и Никодим испросили у Пилата позволения взять тело и приготовить для погребения.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Чин Пассии Каждое великопостное воскресенье вечером (а в некоторых храмах — по пятницам) положено служить чин пассии — особое Богослужение о крестных страданиях Иисуса Христа. Во время этой службы, когда перед нашим мысленным взором возникают гнусные и страшные образы богоубийц, первосвященников, книжников и старейшин иудейских, становится страшно. Следует всей душой отвернуться от самого гнусного и самого невыносимого для сердца человеческого окаянного предательства Господа Иисуса Его собственным учеником. Как это ужасно! Как это потрясающе! Апостол предает на смерть своего Господа. Безусловно, друзья, вы не раз задумывались над тем, почему Христос, всезнающий Бог, избрал Иуду в число Своих двенадцати Апостолов? Евангелие открывает нам, что Христос знал, что это за человек, что он предаст Его. Но это было необходимо. Такова была воля Божия. За тысячу лет до Рождества Христова в 68 Псалме Пророк Давид предсказал об Иуде: «…да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» и «…достоинство его да приимет другой…» ( Деян.1:20 ), а в другом псалме от лица Иисуса Давид говорит: «Даже человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Еще в предвечном совете Живоначальной Троицы было предопределено все свершившееся в жизни Спасителя. Изумляющее своей любовью Божественное решение! Любовь, да, любовь к погибающему роду человеческому заранее предрешила, что второе лицо Живоначальной Троицы — Иисус сойдет на землю, Своей проповедью и страданиями на Кресте спасет погибающий род человеческий. И все это предвестили за сотни и тысячи лет святые пророки. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова с изумительными подробностями описал голгофские страдания Иисуса. Создается впечатление, будто он сам присутствовал при совершившихся садистских делах римских воинов и иудейских первосвященников. Итак! Предательство Иуды, как и все на земле дела Христовы, было предопределено у Господа еще до сотворения мира. Потрясающие слова о предателе произнес Спаситель на Тайной Вечере: «…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было этому человеку не родиться…» ( Мф.26:21-24 ), так страшен грех его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

В глубокой древности патриарх Иаков, благословляя своих двенадцать сыновей, каждому из них предрек то, что ожидает его потомство. И что же сказал он Иуде? «Не отойдет скипетр от Иуды, и жезл от чресл его, пока не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). И так и было, и это пророчество сбылось: в этом пророчестве своем патриарх Иаков указал то время, когда придет Примиритель-Спаситель, Господь Иисус Христос. Это время наступило вскоре после того, как народ Израильский и колено Иудино, из которого должен был произойти Господь Иисус Христос, потеряли свою политическую независимость: как раз ко времени рождения Господа Иисуса Христа народ израильский подпал под власть римлян, отошел жезл от чресл Иуды, отнят был скипетр от него. А это было предсказано за 2000 лет до Рождества Христова. Всё важнейшее, что относилось к земной жизни Господа Иисуса, было предсказано великими пророками. Время пришествия Его самым точным образом предсказано великим пророком Даниилом, который жил за 400 лет до Рождества Христова. Когда никому не было ведо-мо имя Христа, он точно телесными очами видел Господа, знал Его имя, ибо так написал он в своей удивительной книге: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и 62 седмины, и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены» (Дан. 9, 25). «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» — это значит, когда истекут Богом назначенные 70 лет этого плена, тогда царь Вавилонский Артаксеркс издаст повеление, чтобы разрешено было иудеям вернуться в свою землю, разрешено построить стены города и самый храм. И вот с того времени, когда выйдет это повеление Артаксеркса, должно было пройти 69 седмин, т. е. 483 года. Это 15-й год правления Кесаря Тиверия в Риме, а в 3-й главе Евангелия от Луки читаем, что именно в 15-м году правления Тиверия явился миру Предтеча Господень, а вы знаете, что он был на полгода старше Господа Иисуса Христа, Так чудесно, так дивно сбылось это предсказание святого пророка Даниила о времени пришествия Господа. Так совершенно точно предсказано время страшного разрушения Иерусалима полководцами римскими Титом и Веспасианом, которое было страшной карой Божией за убиение Мессии, Спасителя нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Рождество Христово. Крещение Господне В сборник входят тексты богослужебных последований праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также последования часов, совершаемых накануне праздников. В приложении печатаются поучения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на дни этих церковных торжеств. Для удобства чтения тексты паремий на великих часах, паремии и молитвы на великом освящении воды даны крупным шрифтом. «Не будем же неблагодарными к Благодетелю, но станем все по силам нашим приносить всё — веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие, страннолюбие. И к чему я прежде убеждал вас, к тому же и теперь, и всегда не перестану убеждать. К чему же именно? Намереваясь приступить к страшной и Божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистой совестью, с постом и молитвою, без шума, не беспокоя и не толкая ближних, потому что это служит знаком крайнего безумия и необыкновенного презрения и навлекает на поступающих так великое наказание и отмщение. Настоящее время кратко, возлюбленные: будем же трезвиться, бодрствовать, воздерживаться, искренно оказывать всякое попечение о всех и богобоязливость во всем; нужно ли слушать Божественные изречения или молиться, или приступать (к таинству), или делать что-нибудь другое, пусть делается это со страхом и трепетом, чтобы нерадением не навлечь на себя проклятие, — ибо проклят , говорит (пророк), кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Шум и гнев служат оскорблением предложенной жертвы. Крайнее небрежение — представлять себя Богу оскверненным. Послушай, что говорит об этом апостол: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3, 17). Итак, не будем возбуждать гнева Божия вместо примирения с Ним, но, оказывая все усердие и всю красоту и безмятежность души, будем приступать с молитвой и сокрушенным сердцем, дабы и этим самым умилостивив Владыку нашего Иисуса Христа, мы могли получить обетованные нам блага, благодатию и человеколюбием Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу с Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа).

http://pravoslavie.ru/105384.html

Ст. 13. Как более уяснить слова Христовы: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, Сын человеческий, сущий на небесах. В сих словах Иисус Христос говорит о своем сошествии с неба на землю для совершения спасения человеков и о вознесении на небо по совершении сего спасения, после воскресения. Тут же Он говорит, что, Он, как вездесущий Бог, живя на земле, пребывал в то же время и на небе. Так что значит, когда говорится о сошествии Иисуса Христа с неба на землю, то это должно понимать так, что на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; а когда говорится о восшествии Иисуса Христа с земли на небо, это должно понимать, что Он восшел на небо человечеством. Что за название «Сын человеческий», которым здесь называет Себя Иисус Христос, см. в объясн. еванг. 6 нед. по пятидес. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? То, что безмерно велика любовь Бога к человеку: Сын Божий сходит с неба и страдает позорным образом на кресте... А какова любовь ваша к Богу? Евангелие Рождества Богородицы (сент. 8) Какое евангелие Рождества Богородицы? Общее Богородицы. См. 16 августа. Евангелие Воздвижения креста Господня (сент. 14) Евангелие см. 1 августа. Евангелие недели по Воздвижении Какое евангелие недели по Воздвижении? 0б обстоятельстве, воспоминаемом в сию неделю, именно учение Иисуса Христа о кресте последователей Его и необходимости несения сего креста для спасения души. Map. 8, 34–38; 9, 1, Зач. 37. (См. 3-ю нед. вел. поста). И другое рядовое. Евангелие праздника св. Евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября) Какое евангелие праздника св. Иоанна Богослова? 0б усыновлении ап. Иоанна пресв. Деве Богородице Господом со креста и о написании Евангелия сим Апостолом. Иоан. 19, 26–27; 21, 24–25 . Зач. 61. 25 При кресте Иисусовом стояли: Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26 Иисус, увидев Матерь и ученика, которого любил, стоящих, говорить Матери своей: жено! Се, сын Твой. 27 Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Часть 1. Начало земной жизни Господа Иисуса Христа Пролог. Ин. 1:1–18 Все Евангелисты начинают с разных исторических моментов. Матфей – с родословия и с рождества по плоти Господа Иисуса Христа. Марк – с выхода на проповедь Иоанна Крестителя. Лука – с благовещения Захарии. А Иоанн Богослов в первых семнадцати строках охватывает всю Священную историю. И начинает он с предвечного рождения Сына Божия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «Слово», это одно из имен Сына Божия. «Оно было в начале у Бога», в самом начале, прежде сотворения мира. И когда Бог Отец творил мир, Он творил все через Него, через Бога Сына. Таким образом, «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». С тех пор, как все «начало быть», и до Рождества Христова, прошло пять с половиной тысячелетий. Что случилось за это время? Первые люди, Адам и Ева, жили в раю, но согрешили, нарушили Божью заповедь, предали Бога, отпали от Него, и из-за этого в мире появилась смерть. От первых людей размножился человеческий род, и умножился на земле грех. Произошел всемирный потоп, после которого уцелел только праведный Ной с женою, и трое его сыновей, Сим, Хам и Иафет, с женами. Из потомства Сима Бог избрал праведного Авраама, испытав его верность. Аврааму было обещано, что от него произойдет великий народ, в недрах которого родится Спаситель всего мира. Как знак завета Бога с Авраамом и его потомством, было установлено обрезание. Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков (он же Израиль) – двенадцать сыновей, от которых и пошел тот самый знаменитый еврейский народ, называемый до поры до времени «Богоизбранным». Потом евреи переселились в Египет. Потом Моисей со многими чудесами вывел их из Египта, чтобы ввести в «обетованную», то есть в обещанную Богом богатую и изобильную землю. Путь туда продолжался сорок лет. За это время Бог через Моисея дал народу довольно пространный Закон, в основе которого – известные десять заповедей. Также дано было повеление построить походный храм, так называемую «скинию собрания». Назначено было, кто должен быть священником; предписано, как приносить жертвы, какую пищу считать чистой, какую нечистой. Были установлены праздники, важнейший из которых Пасха, в воспоминание исхода из египетского рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010