Где наш излишек? Где необходимое нам для жизни? Таков вопрос сегодняшнего Евангелия — ибо перед лицом Божиим качество нашей жизни измеряется качеством наших даров. Дать лишнее — может быть, не дать ничего. Такой дар не производит впечатления на Бога. Но самый скромный дар становится значительным, когда мы отдаем необходимое для нас, то, без чего, может быть, мы не сможем выжить, когда мы отдаем часть себя и всего себя. За Божественной литургией мы слышим, как Христос говорит: «Сие есть Тело Мое». Господь отдает Себя нам, предает Свою жизнь за нас. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых — высшего дара на земле. Но готовы ли мы отдать свою жизнь Ему? Готовы ли мы отдать не излишек нашей жизни, но саму нашу жизнь? Мк, 58 зач., 13, 1—8 Когда выходил Иисус из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Евангелие от Марка близится к завершению. Господь выходит из храма в последний раз. Он больше не войдет в него. Отвечая на замечание одного из учеников, Господь ясно возвещает, что здание, из которого Он вышел, обречено на разрушение. Однако оно продолжает строиться и поражать великолепием. Иудеи могли по справедливости гордиться Иерусалимским храмом. Он дышит историей. Построенный на возвышении, он как бы парит между небом и землей, он — одна из драгоценностей античной архитектуры. Тот храм, который застал Христа, был третий по счету. Первый был построен при Соломоне около 970 года до Рождества Христова и разрушен в 587 году до Р.Х. во время взятия Иерусалима вавилонянами. Строительство второго, более скромного, было предпринято по возвращении из плена в 520 году до Рождества Христова. За 20 лет до Рождества Христова Ирод Великий начал строить третий Храм (по-прежнему называемый «вторым»), намного более роскошный, чем все прежние. Он будет закончен к 64 году нашей эры, приблизительно через тридцать лет после Распятия Христа, и разрушен через шесть лет в 70 году. И сегодня можно видеть остатки его камней, возвышающихся над долиной Кедрон и старым Иерусалимом.

http://pravoslavie.ru/4002.html

И в тот же день Христова Рождества Царствие Божие стало разрастаться. Ибо таково его свойство: расти, как виноградная лоза ( Ин.15:5 ), или как дерево из малого семени ( Мф.13:31–32 ), или заполнять собою все, как закваска, вскисая, заквасившая все тесто ( Мф.13:33 ). Святые Ангелы увидели, что Царствие Божие перестало быть уделом только лишь духовных сил и пришло на землю, к людям. Они возрадовались и прославили Бога песнью: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). Один из Ангелов благовествовал родившегося Христа пастухам, бодрствовавшими в ту ночь со своими стадами, им открылась Небесная радость многочисленного воинства Небесного ( Лк,2, 13 ). И вот уже в пещере Рождества не только малое Святое Семейство, образующее начаток Царствия Божия на земле, но с ним и в нем – общество пастырей вифлеемских. Дивная звезда является на Востоке и из далеких стран приводит в Вифлеем, к Родившемуся Христу, мудрецов с дарами. Так принесенное Христом Царство Божие совершает по земле первые шаги. Вот почему мы молимся о мире, боремся за мир, радуемся успехам в этой борьбе и направляем чувство святого негодования против тех, кто нарушает мир. Когда Спаситель вышел на общественное служение, проповедуя Евангелий, к Нему приходили из всех окрестных областей: из Галилей, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудей, и из-за Иордана, и приморских мест Тирских и Сидонских ( Мф.4:25; Лк.6:17 ). А когда Он воскрес из мертвых и Апостолы получили дар Святого Духа, то в первый же день их проповеди приняли веру в Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых, крестились и получили дар Святого Духа около 3000 человек ( Деян.2:41 ). А затем Церковь Христова стала распространяться по всем странам, и теперь множество, миллионы людей веруют в Того, рождение Которого мы празднуем ныне. Пусть и наша душа не останется неподвижной в празднование Рождества Христова. Душа, как и тело, наделена способностью к движению. Это и мысленное перемещение, когда мы своей памятью и знаниями проникаем в другие страны, в прошлое или будущее. Это и движение чувств, когда свое сочувствие и любовь мы отдаем другим людям.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

К празднику Рождества Христова мы готовились сорокадневным постом, в течение которого много раз слышали благодатные и радостные ирмосы Рождественского канона. Вникнем в первый их них: " Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите " . Христос рождается как Богочеловек и нисходит на землю, славимый немолчными голосами святых Ангелов. Вот уже готов Он вступить на землю. Устремимся навстречу Ему. " Христос на земли - возноситеся " . Вот уже Он, Божественный Младенец, в яслях вертепа Вифлеемского. В глубокой радости и ликовании вознесемся духом и мыслью на небеса. " Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися " . Верим, что великую радость Рождества Христова непостижимым для нас образом чувствует и вся земная тварь, и с великим веселием вторим ей. Вместе с пастырями и волхвами поклонимся Младенцу, лежащему в яслях, и принесем Ему в дар сердца наши, полные веры и благоговения. Возьмем же сердца наши и с трепетной любовью вознесем Ему, да прославит и Он нас в жизни вечной и бесконечной. Аминь. 1956 г. Благословенная ночь Слово на второй день Рождества Христова Святая благословенная ночь спустилась над блаженным Вифлеемом. Она была как будто похожей на все ночи: спали мирным сном все жители города и все множество народа, пришедшего на перепись. Дремали вифлеемские пастухи у спящих стад своих. Звезды небесные мерцали тихим светом, как всегда. А между тем такой ночи не было никогда от создания мира и никогда не будет, ибо в эту ночь в вертепе, в загоне для скота Пречистая Дева Мария родила Предвечное Слово, Господа нашего Иисуса Христа. Внезапно ночная тьма рассеялась и воссиял свет ярче всякого света. Пред пастырями предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел: " Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныте родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которым есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лк. 2; 9-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Как назвал своего сына Захария? Где жил Иоанн, когда вырос? Как проводил он жизнь? Зачем пошел он к Иордану? Что говорил Иоанн народу? Что он делал с теми, кто каялся в грехах? Как поэтому назывался Иоанн? О чем спрашивали Иоанна? Что отвечал Иоанн на такие вопросы? Почему Иоанн называется Предтечей? 68. Рождество Христово (Лк.2:1–7) Римский царь под властью которого находились евреи, захотел узнать, сколько у него подданных. Для этого каждый еврей должен был записываться в том городе, из которого происходил весь род его. Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида, и потому должны были идти из Назарета в город царя Давида Вифлеем. Когда они пришли туда, все дома в городе уже были заняты народом. Иосиф и Мария, как бедные люди, не нашли себе места в доме. Они пошли за город и нашли пещеру. В нее в дурную погоду пастухи загоняли свои стада. Но теперь в ней не было никого, и Иосиф с Марией решились переночевать в ней. Ночью в этой пещере родился от Пресвятой Девы Марии Спаситель. Мария спеленала своего Божественного Сына и положила в ясли, которые были в этой пещере. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января) 9 ! Для чего римский царь велел записываться? Где должны были записаться Иосиф и Мария? Где остановились они ночевать? Что случилось в эту ночь? Когда мы празднуем Рождество Христово? 69. Поклонение пастырей (Лк.2:8–20) В ту ночь, когда родился Спаситель, пастухи около Вифлеема сторожили на поле свои стада. Вдруг они увидели пред собой сильный свет, и перед ними явился ангел Божий. Пастухи очень испугались. И сказал им Ангел: «не бойтесь! я возвещаю вам великую радость для всех людей: сегодня родился в городе Давидовом (Вифлееме) Спаситель мира. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И тотчас же явилось много Ангелов, которые прославляли Бога за то, что Он послал Сына Своего спасти людей; они пели: «слава Богу в вышний (на небесах), на земле мир, в людях благоволение (милость Божия)». Когда Ангелы скрылись от них, пастухи сказали друг другу «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем сказал нам Господь». И поспешивши, пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Спасителю и рассказали, что слышали от Ангелов об этом Младенце. И все удивлялись их словам.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Когда на престол еврейского царства взошел Давид из колена Иудина, ему самому с клятвою предсказано Богом и чрез пророка Нафана предвозвещено, что престол его будет существовать во веки ( 2Цар.7:16 ; Пс.88:36–38 ). Святой Давид в 109 псалме назвал вечного царя потомка своего своим Господом и не только царем, но и первосвященником, во 2 псалме он назвал этого царя помазанником Сыном Божиим, которому даны будут народы в наследие и пределы земли во владение ( Пс.2:7,8 ). Это было за тысячу лет до Рождества Христова. Пророк Исайя, по многочисленности и ясности пророчеств о Христе, названный ветхозаветным евангелистом, предсказал, что Христос родится от Девы ( Ис. 7 ), назвал Его Богом крепким. Отцом вечности, Князем мира. Еммануилом, что значит: с нами Бог ( Ис. 9 ). И будет в тот день, предрек он; к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники и покой его будет слава. ( Ис.11:10 ). Это было за 700 лет с лишним до Рождества Христова. Устами пророка Михея, современного Исаии, Господь предрек о месте, где родится обещанный великий Царь, именно в Вифлееме, где родился и Давид, и что Тот, который родится в Вифлееме во времени, имеет начало от вечности. Так говорит Бог устами пророка. И ты Вифлеем Ефрафа мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение от начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Последующие пророки Иеремия и Иезекииль подтвердили, что ожидаемый Царь произойдет от дома Давидова ( Иер.23:5,6 ; Иез.34:23,24 ). Пророки Даниил и Аггей предсказали время явления на земле обещанного Мессии. Мессия еврейское слово, по-гречески Христос, по-русски значит помазанник. Навуходоносор, царь Вавилонский, за 600 почти лет до Р. Х. взял и разрушил Иерусалим и храм, Соломоном построенный, и жителей города отвел в плен. Пророк Даниил, воспитанный в плену Вавилонском, в первое лето персидского царя Дария Мида, за 538 лет до Рождества Христова, предсказал, что стены города Иерусалима, тогда лежавшие в развалинах, будут, восстановлены и что спустя 69 с половиною седмиц, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но вернемся к рассматриваемой притче, далее мы читаем: Мф.22:7 . «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Разгневанный царь – это Бог, возмутившийся отказом иудеев принять Христа Мессию как своего Спасителя; посланные войска – это римские легионы; сожженный город – это Иерусалим. О том же, что убийцы Христа будут наказаны, говорил еще пророк Даниил, живший 500 лет до Рождества Христова. В 66-м году от Рождества Христова Иерусалим окружили римские легионы под командованием правителя Сирии Цестия Галла. Несмотря на сопротивление иудеев, римские войска внесли свои идолопоклоннические знамена в город и начали делать подкоп под северную стену Храма. Находясь на этом месте, они сделались «мерзостью», которая могла привести к полному опустошению ( Мф.24:15–16 ). И уже в 70-м году римляне под командованием полководца Тита из дома Флавиев пришли, как «наводнение», и разрушили город и Храм. Ничто не могло их остановить, потому что это было решено – «предопределено» – Богом, и пророчески предсказано в рассматриваемой притче Его Божественным Сыном. Пророк Даниил пророчествовал: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан.9:26–27 ). В пророчестве Даниила обращает на себя внимание то, что древний пророк, живший до Рождества Христова, видит причину разрушения иудейского царства «народом вождя, который придет», в том, что «предан будет смерти Христос», то есть причина та же, что и в Евангелии от Матфея, где мы прочитали: « царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их ». Под разгневанным царем святой Ефрем Сирин видит Самого Христа, и естественно возникает вопрос, а почему сказано: « послав войска свои »? С каких это пор языческие войска «свои» Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но практически для византийских историков эра Рождества Христова была неудобна, так как Рождество Христово было тогда слишком близкой датой. Излагая историю Александра Македонского, древнего Рима, Помпеи, Цезаря, надо было указывать год до Р.Х. Это неудобство ощутимо и для нас, но для нас оно значительно уменьшается тем, что ныне дата Рождества Христова достаточно далека от нас по времени, и заметно это неудобство становится лишь при изложении истории веков, близких к ней. По всем этим причинам, исчисленная Дионисием Малым эра от сотворения мира была охотно принята византийскими историками, а от них взята византийским государством. Однако очень часто на византийских документах мы встречаем обе даты: и от сотворения мира, и от Рождества Христова. Потоп Когда «Люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт. 6:1–2 ) С давних времен эти строки св. Библии вызывали недоумение: кто эти «сыны Божий» – «бне Элогим», которые входили к дочерям человеческим? В предхристианскую эпоху в древних таргумах еврейские книжники толковали это место Священного Писания, как соединение ангелов с женщинами (Таргум Онкелоса). Но, конечно, такое понимание никак не соответствует нашему христианскому учению об ангелах, как о бесплотных, не имеющих телесности духах, не соответствует и истине нашей веры в единственность происхождения человеческого рода от Адама и Евы. В то время, как древние языческие предания часто приписывали своим царям или героям божественное или полубожественное происхождение, Священное Писание с древнейших времен категорически утверждает единство происхождения всех людей от общих предков. Поэтому уже ранние отцы нашей Церкви не принимали раввинского толкования этого места (Св. Иустин, св. Климент Римский , Климент Александрийский , Тертуллиан , Лактанций и Коммодиан), но учили, что под «сынами Божиими» нужно понимать праведную часть человечества. Действительно, уже в Ветхом Завете о праведниках говорится, как о сынах Божиих. Например, в «Премудрости Соломоновой:» «Он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми» ( Прем.5:5 ), «Сынов Твоих не одолели зубы ядовитых змеев» ( Прем.16:10 ). «Достойны лишения свободы и заключения во тьме те, кто держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет Закона Своего» ( Прем18:14 ). И Сам Господь говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века... равны ангелам и суть сыны Божии» ( Лк. 20:36 ). Св. Иоанн Богослов свидетельствует: «Любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:9 ). А св. Иоанн Златоуст , поясняя эти слова апостола, учит: «всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас» (Беседа на 1Ин. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

О священных книгах Ветхого Завета . Слово „завет“ (Διθηη, Testamentum) есть слово библейское. Так назван Самим Богом тот союз, который заключен был между Ним и человеком после потопа. И сказал Бог Ною, говорится в книге Бытия, и сынам его с ним: Вот Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас ( Быт.9:9 ). Так же назван был союз с избранным для особых целей народом Еврейским сперва в лице праотца Авраама, а потом – Моисея. Господь явился Аврааму, говорится в той же книге Бытия, и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя ( Быт.17:1–2 . Сравн. Исх.34:27 ). Так же назван был и союз Бога с искупленным кровью воплотившегося Сына Божия человеком, только с прибавлением, что он есть Завет Новый. Сия чаша, говорит Христос Спаситель на тайной вечере, есть Новый Завет , в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:20 ). Таким образом слово „завет“ совершенно равнозначительно слову «религия» и означает союз Бога с человеком. Помимо этого общего значения, слово „завет“ имеет и более частное. Так называются в Библии и те священные книги, которые заключают в себе условия этого союза. Между священными книгами, появившимися до Рождества Христова, более обычно таким названием пользовалось Пятикнижие Моисеево, как по преимуществу заключавшее в себе условия завета Бога с человеком ( 4Цар.23:2, 21 . Сир.24:25 . 1Мак.1:57 ). Впоследствии времени, также стали называть и все прочие священные книги и притом как древние или написанные до Рождества Христова, так и новые, написанные после него, только с прибавлением, в первом случае, книги Ветхого Завета, а во втором – книги Нового Завета. В отношении к книгам, написанным до Рождества Христова, название „Ветхим Заветом“ употреблено было в первый раз Апостолом Павлом. Сказавши в послании к Коринфянам об ослеплении иудеев, начавшемся с того момента, когда они не иначе как чрез покрывало могли взирать на лице Моисея ( Исх.34 ), он прибавляет: То же самое покрывало доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом ( 2Кор.3:14 ). §4. История происхождения священной письменности

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Особенно же чудесным было явление ангелов, о котором написано в Евангелии: ангелы сошли с неба с пением, и их ясно видели люди. Случилось это так. Напротив пещеры, в которой родился Христос, располагалась высокая башня, называвшаяся башней Адер, в которой жили пастухи. Трое из них в ту ночь не спали, а стерегли стадо, и вот им в великом сиянии, блистая небесной славой явился архангел Гавриил. Увидев его, пастухи очень испугались. Но Гавриил сказал им: не бойтесь! Он рассказал о радости, которая пришла в мир с рождением Спасителя. Он рассказал им о том, где найти Младенца, Который лежит спеленутый в яслях. В то время, как Гавриил рассказывал это пастухам, внезапно сверху, из воздуха, послышалось пение множества ангелов, прославлявших Бога такими словами: “ Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ” 67 . Посоветовавшись друг с другом, пастухи решили поспешить к месту рождения Младенца и посмотреть, верно ли то, что говорил им архангел Гавриил. Придя туда, они увидели все так, как им и было сказано: Пречистую Богородицу, Святого Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поверили, что Он – Христос, Господь, Спаситель, Которого ждали и Который, наконец, пришел, чтобы спасти все человечество. Они рассказали о явлении ангелов и поклонились Младенцу. Иосиф, Саломия и все, кто пришел в пещеру, удивлялись рассказу пастухов, а Мария тихо слушала их, слагая слова эти в своем сердце. Вскоре пастухи вернулись к своим стадам, славя и хваля Бога. А за несколько месяцев до Рождества Христова на небе появилась удивительная звезда. Восточные мудрецы и философы заметили ее и стали гадать, к чему ее появление. Как говорят святые отцы, Рождественская звезда загорелась на небе в тот самый момент, когда архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что от нее родится Спаситель мира. Но волхвы этого не знали, и очень удивлялись ее появлению, гадая, чтобы это значило. Трое из них – один в Персии, другой в Эфиопии, третий в Аравии – были чудесно научены Богом, что новое светило знаменует рождение в мире Мессии, Христа, Царя Неба и земли. И вот, когда до Рождества Христова оставалось уже немного времени, волхвы поспешно собрались и пошли за звездой, каждый из своей страны. Встретились они уже на дороге, и узнав, что имеют одну цель, еще больше поверили в истинность того, что было открыто им Богом. Волхвы приблизились к границе Палестины и, наконец, добрались до столицы Иудеи – Иерусалима в самый день Рождества Христова. 68

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010