Патриаршее обращение к читателям газеты «Известия» в преддверии Рождества Христова 31 декабря 2007 г. 09:42 В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года). Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2:1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти? Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его. «Христос рождается прежде падший воскресити образ» — так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.:7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/345102.htm...

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1984 года «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены…» ( Галл.4:4 ). Зачем же нужна была «полнота времен», чтобы родился Христос»? Радость и счастье тогда переживаются полнее, когда им предшествует горе и несчастье. Вспомните, как нам было тяжело в борьбе во время Великой Отечественной войны. Но зато какая ликующая радость охватила нас всех в день Победы! Нечто похожее мы видим в событии Рождества Христова! Человечество было лишено настоящей, подлинной радости, потому что отдалилось от Бога. Люди, подчиненные греху и страстям, не могли быть счастливыми: с грехом всегда приходит горе. Чтобы почувствовать горе греха и несчастье богооставленности, требуется время. Но родился Христос – и с нами Бог! Родился Христос – и властно стал отпускать грехи тем, кто веровал в Него и любил Его. Родился Христос – и с нами жизнь, счастье, радость. Есть и еще причина, требовавшая времени. На земле должна была родиться та Дева, которая достояна была стать Матерью Христа. И такая Дева появилась на земле – это Пресвятая и Пречистая Дева Мария ставшая Богородицей. Она «престол свят», «небо одушевленное», «сад живоносен». О Ее близости к Богу сказал Пророк так: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на Тебе» ( Песнь Песней 4, 7 ). Будем же радоваться о рождении Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Пусть наступивший год будет лишен мрака, угроз и несчастий. Пусть счастье и радость будут со всеми нами. Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Слово на праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря) 1989 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Для кого родился Господь наш Иисус Христос? Ответим на это: для спасения человеческой души. Святой Пророк Иезекииль много обличал человеческие грехи. Например, обличал женщин, которые по дороге в Иерусалим, для принесения правильной жертвы Богу, заколали детей своих для идолов ( Иез.23:39 ). За эти грехи разрушен Иерусалим. В то же время Иезекииль обращал гневные речи против тех, кто в неразрушенном Тире злорадствовал по поводу падения Иерусалима; поэтому Тир впоследствии тоже был разрушен ( Иез.26:2–4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Скачать epub pdf 4. Праздник Рождества Христова. Вифлеемская звезда (Мф. 2:1–12) «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ). Евангельское чтение о рождении Спасителя мы слышали, братия и сестры, вчера за всенощным бдением ( Мф. 1:18–25 ) и в навечерии праздника Рождества Христова ( Лк. 2:1–20 ). Сегодня же, в день самого праздника, евангельское чтение посвящено поклонению волхвов ( Мф. 2:1–12 ). Кто были волхвы и почему в Евангелии им уделено такое большое внимание? Само Евангелие кратко говорит о них: Когда Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском в дни Ирода царя, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему ( Мф. 2:1–2 ). Как видим, волхвы пришли с востока. Под востоком следует разуметь с наибольшим вероятием Месопотамию, или же Персию, расположенные восточнее Палестины. Волхвы 103 на востоке были почтенные люди. Они занимались науками и особенно астрономией. По звёздам они определяли, вычисляли (и потому назывались ещё «звездочётами») земные события: рождение людей, крупные исторические события и прочее. Волхвы знакомы были с персидскими и вавилонскими преданиями. После пленения вавилонского (в 580 г. до Рождества Христова) в Персии и Месопотамии осталось много евреев, которые распространяли среди жителей востока свои верования в Единого Бога и чаяния о пришествии в мир великого Царя-Освободителя. Так, например, около 500 года до Р. Х. в Вавилоне жил пророк Даниил. Он мог преподать здесь истинное понятие о Боге и ветхозаветные откровения о конечных судьбах человечества, а также указать на волхва Валаама, современника Моисея. Валаам изрёк такое пророчество о Спасителе: Вижу Его, но ныне ещё нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля и разит князей Моава ( Чис. 24:17 ), а также пророчество Исаии о свете и сиянии над Иерусалимом (60:1–4). Евангельские волхвы могли знать об этих пророчествах и проявлять живой интерес к древним преданиям, связывая с ними свою работу по изучению звёздного мира, и вот явилась звезда на востоке. Мы можем себе представить, братия и сестры, как взволновала она волхвов-мудрецов, ибо они сочли её звездой Его, т. е. ожидаемого Царя Иудейского. Они преисполнились решимостью проверить своё открытие, и главное – поклониться Ему. Им предстоял длинный и тяжёлый путь через пустыни и малонаселённые места. Но звезда ярко горела на небе и звала их. Волхвы не могли не двинуться в путь, считая, что звезда горит и светит именно для них и зовёт именно их. Что это была за звезда?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

То слово Божие, которое нужно было передать во всей точности, так, что, слушая его, люди могли бы слушать как бы Самого Бога, Святые пророки и апостолы записывали в особых книгах. Так они делали по особому повелению Божию. Когда Исайя, например, выслушал слово Божие, то Господь повелел ему: «теперь пойди, начертай это на доске у них и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки». Все эти книги, которые написаны пророками и апостолами по внушению Духа Божия и содержат слово Божие, называются Священным Писанием. Всех книг Священного Писания 49. Они заключаются в одной книге, которая называется именем Библия, что с греческого языка значит «книги». Такое название указывает на то, что священные книги достойны особенного внимания преимущественно пред всеми прочими книгами, как содержащие в себе слово Божие. По времени происхождения священных книг Библия разделяется на две части: первая часть называется Ветхим Заветом, вторая, следующая за ней, Новым Заветом. Ветхий Завет содержит книги, написанные до Рождества Христова, а Новый Завет – книги, написанные после Рождества Христова. Самое слово «завет» значит собственно завещание. Священные книги называются так потому, что слово Божие, содержащееся в них, как бы завещано от Бога людям через пророков и апостолов. В этом смысле книги Ветхого Завета содержат ветхое или древнее завещание Божие людям, данное до пришествия в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а книги Нового Завета содержат новое завещание Бога людям, данное Им в более недавнее время, с пришествием в мир Иисуса Христа. Кроме того, слово «завет» означает и союз или договор. С этой стороны название священных книг союзом или договором указывает на то, что содержащееся в них слово Божие есть как бы договор Бога с человеками, через который Бог вступил в особенный союз с ними. В частности название – Ветхий Завет относится к древнему договору Бога с человеками, бывшему до Рождества Христова, а название – Новый Завет относится к новому договору Бога с человеками, начавшемуся со времени Рождества Христова. Главнейшее содержание и вместе как бы основание древнего договора состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его, а главнейшее содержание и основание нового договора состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ясли, новорожденный Младенец с Матерью и праведным Иосифом, пастухи с животными, волхвы с дарами, звезда, сияющая над вертепом, – все это и ныне является близким и родным нашему сердцу. Я еще раз поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова, с праздником нашего духовного рождения и обновления. Всегда будем помнить примеры наших славных предков, которые глубоко верили и любили, страстно и упорно искали. Пусть для всего мира, для всех нас, для нашей родины и для нашего богоспасаемого народа этот год будет годом мира, благополучия и счастья. Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:18 ). 1983/1984 Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:3 ). Любовь Божия опять сподобила нас в мире и благополучии встретить великий и богоносный праздник Рождества Христова, праздник, который царствует над веками, полностью овладевая умами и сердцами людей всех поколений. Это радостный и светоносный день, когда мы мысленно вместе с вифлеемскими пастухами и с восточными мудрецами направляемся для поклонения к той счастливой пещере, которой суждено было восприять новорожденного Младенца, Спасителя мира. Еще до рождества Христова лучшие представители языческого мира жили надеждой, что в сердцах заблудших людей появится истинная вера и они обретут спасение через всепрощающую любовь Господа. По свидетельству римских историков Тацита и Светония, живших в I–II веках, на Востоке устойчиво распространялась весть, что вскоре явится царь, который установит мир и порядок среди людей. За век до них римский поэт Вергилий воспевал Младенца, который снизойдет с неба, водворит мир и вернет земле золотой век. С трепетом ожидало человечество исполнения ветхозаветных пророчеств – пришествия Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. И вот небесный посланник явился. В ночь рождества Христова вифлеемское небо наполнилось торжественной песнью ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возражение 4. Далее, «первенцем» принято называть только того, у кого есть родившиеся после него братья, по каковой причине [апостол говорит]: «Кого Он предузнал – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (дабы Он был первородным между многими братиями)» ( Рим. 8, 29 ). Но евангелист называет Христа первенцем Его матери. Следовательно, у нее были другие дети после Христа, и потому, похоже, что матерь Христова не сохранила девство после Его Рождества. Возражение 5. Далее, [в Писании] сказано: «После сего пришел Он в Капернаум (Сам, и матерь Его, и братья. Его)» ( Ин. 2, 12 ). Но братьями являются те, которые родились от общего родителя. Следовательно, похоже, что Пресвятая Дева Мария родила других сыновей после Христа. Возражение 6. Кроме того, [в Писании] сказано: «Там (то есть у креста Христова) были также и другие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, – между ними были Мария, Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27, 55, 56 ). Но дело представляется так, что та Мария, которая названа «матерью Иакова и Иосии», являлась также и матерью Христа, поскольку читаем: «При кресте Иисуса стояла Мария, матерь Его» 22 ( Ин. 19, 25 ). Следовательно, похоже, что матерь Христова не сохранила девство после Его Рождества. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими» ( Иез. 44, 2 ). Разъясняя эти слова, Августин в своей проповеди говорит: «Что означают эти ворота в Доме Господнем, как не то, что Марии надлежало остаться неповрежденной? Что означает сказанное, что «никакой человек не войдет ими», как не то, что Иосиф не познает ее? Что означает, что «только Господь войдет ими и тем же путем выйдет» 23 , как не то, что Святой Дух исполнит ее и что она родит Господа ангелов? И что означает, что «они будут затворены», как не то, что Мария была девой до Его Рождества, девой при Его Рождестве и девой после Его Рождества?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Евангелие говорит нам, что пастухи «содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Поскольку пастухи, охраняя стада овец, обычно бодрствовали ночью, они чаще, чем другие люди, обращали свой взор в высоту и глубину небес и ценили таинство света, что рассеивает тьму. Пастухи в поле, не будучи рабами мирских забот и городских соблазнов, понимали гораздо лучше связь между небом и землей, между небесными дарами и жизнью земной. Вот почему, когда рождается Христос – Свет светов, «Пастырь и Блюститель душ ваших» (1 Пет. 2: 25), пастухи, которые не смыкают своих очей и имеют трезвенные ум и душу, первыми удостаиваются вести о Рождестве Спасителя мира. После того как ангелы удалились, пастухи отправились в Вифлеем и, увидев своими очами родившегося Младенца, возлежащего в яслях (см.: Лк. 2: 16), как им уже раньше возвестил об этом ангел Господень (см.: Лк. 2: 12), они стали, в свою очередь, вестниками радости Рождества Господа Иисуса Христа. Евангелие говорит: «И, поспешив (пастухи), пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 16–18, 20). Как однажды ангелы и пастухи Вифлеема возвестили о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа «с великой радостью», поскольку это было чудесное действо, совершенное ради спасения людей, так и ныне, в Церкви Православной, дети и юноши, подобно ангелам, и священники – пастыри христианских общин, подобно пастухам Вифлеема, в рождественский сочельник несут весть о Рождестве Господа, распевая тропарь праздника и обходя все дома с иконой Рождества Господня и затем возвращаясь в дом Божий, в церковь, чтобы славить и восхвалять всем сообща с великой радостью тайну Рождества Христова, милующую любовь Христову к людям. Православные христиане! Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа было возвещено ангелами как великая радость для всех людей, потому что это радость спасения. И потому, что весть эта о спасении, принесенная ангелами людям, была принята с верой, она родила великую радость в душах верующих и рождает и ныне радость из года в год. Вот почему празднование Рождества Христова является праздником радости, которую дарует нам Бог Отец в Своем Сыне, Христе Спасителе, действием Святого Духа в Церкви и в душах верующих.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Новозаветные чтения праздничных утрени и литургии, как и звучащие в эти дни в православных храмах молитвы и песнопения, говорят о чуде Рождества и о тех благах, которые оно даровало верующим во Христа. Так, для апостольского чтения на литургии избран отрывок из Послания апостола Павла к Галатам, где свидетельствуется о том, что через Рождение в мире Христа и все верующие, уподобляясь Сыну Божьему, также усыновляются Творцу и делаются детьми Создателя, сонаследниками Христа и наследниками безконечных Божественных благ. Апостол наставляет христиан: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:4–7 ). Святоотеческие проповеди на Рождество Христово Событие Рождества Христова – величайшая радость для всех православных христиан, которую в нашем сознании, пожалуй, может превзойти лишь радость пасхальная. Потому-то празднику Рождества Христова и посвящено огромное число ярких, вдохновенных, богословски глубоких святоотеческих церковных проповедей. Эти гомилии очень многочисленны – древние святые отцы никогда не уставали прославлять своим вдохновенным словом замечательное церковное торжество и потому оставили нам огромное число рождественских проповедей. Впрочем, следует заметить, что, как ни странно, наиболее радостные и исполненные духовного ликования рождественские проповеди по большей части принадлежат западным святым отцам Древней Церкви. В то время как восточным православным христианам всегда была наиболее духовно близка праздничная радость Пасхи, для западных христиан среди церковных торжеств на первом месте стояло Рождество. Таинство Воскресения Христа из мертвых, Пасхи, являющейся для нас, православных «восточной традиции», «праздником праздников и торжеством из торжеств», осталось для Запада до конца не понятым и не прочувствованным. Но зато какое же ликование всегда охватывало западных христиан, когда близилось церковное воспоминание Рождества – пришествия в мир Богомладенца Христа, Который Своим смиренным Рождением в тесной Вифлеемской пещере даровал всей вселенной радость и славу встречи лицом к Лицу с Богом, с ее Творцом, ныне сделавшимся Человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Ну пути к Рождеству: слово о.Сергия (Рыбко) Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) 4 января, 2011 Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) Портал « Правмир » продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня c предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) . В первую очередь хочу пожелать сайту « Правмир » оставаться таким же популярным  среди людей ищущих Бога, отвечая на их насущные вопросы. Благодаря сайту все больше людей просвещаются словом Божиим. У читателей же пусть искорка богоискательства разгорается в сердце больше и больше, и в конечном итоге как Вифлеемская звезда приведет в Небесное Царствие. Всем, кому небезразлично христианство, Христос, я хочу пожелать стать ближе к Богу. Кто за церковной оградой – пусть войдет в нее и в радости встретит Рождение Христа в своем сердце. Чтобы эта радость была постоянной. Те, кто совсем далеко стоят, кому вообще ничего не интересно, хочу, чтобы эти люди зажглись верой, интересом к богоискательству, проявили внимание к тому, что Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». У верующих пусть вера умножится. Желаю им больше ревности. Ревность может угасать, если человек допускает грехи, но может умножаться, что должно быть на самом деле. Цель нашей жизни – приблизиться ко Христу как можно более, как можно теснее. Мы должны по слову святого Игнатия Брянчанинова «усвоить в себе Христа», чтобы Он стал нашим другом. И окружающим нас людям мы должны нести эту благую весть о том, что есть Господь, есть Его Церковь, есть прекрасная христианская вера. И умирая на этой земле, мы должны знать, что есть другие люди, которые воодушевившись когда-то, следуют за нами в Небесное Царство . Доброго Рождества!

http://pravmir.ru/stat-blizhe-k-bogu/

Предвечный Сын Божий Отца Небесного принял образ Младенца, рожденного земной матерью и не имевшего земного отца, чтобы научились мы, земные, постоянно искать и вечно любить Отца Предвечного, Творца неба и земли. Христос сошел с небес на землю, чтобы нас, земных, возвести на небеса. Смиренная Его любовь дает нам свободу и возможность восхождения к Богу через любовь к Нему и нам подобным. Господь Иисус Христос стал носителем земной плоти, чтобы нас сделать носителями Святого Духа Небесного. Он стал Человеком, чтобы обожить нас через посредство благодати. Преславный Сын Божий сделался смиренным Сыном человеческим, чтобы нас, людей, возвысить в достоинство и славу духовных сынов Божиих по слову святого апостола и евангелиста Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13). Христос сошел с небес и родился в пещере, в недрах земли, чтобы нас, людей, возвести в недра Царствия Небесного. В этом есть глубокий смысл Божественной славы, явленной вифлеемским пастухам, когда ангел Господень сообщил им о смиренном Рождестве Христа Спасителя. Почему о Нем оповестили как о Спасителе? Потому что спасение означает единение человека грешного и смертного с Богом, Святым и Вечно Живым. Христос рождается как Спаситель, чтобы избавить людей от греха и смерти и сделать их причастниками жизни вечной. В Рождестве Христа небо соединяется с землей, и ангелы радуются вместе с пастухами, чтобы показать нам тайну спасения человечества в Церкви Христовой, в которой литургия, совершаемая на земле духовными пастырями словесного стада, соединяется с литургией небесной, совершаемой беспрерывно ангелами на небесах, о чем говорится в молитвах Божественной литургии (молитва перед началом литургии и молитва перед малым входом со святым Евангелием). В этом смысле святой евангелист Лука говорит нам, что в Рождестве Господнем пастухам «внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 13–14) Почему ангел Господень возвестил пастухам из Вифлеема о Рождестве Господа Христа ночью? Потому что пастухи пребывали в состоянии бодрствования или сугубого бодрствования.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010