Эта тема присутствует в Новом Завете у апостола Павла, который проводит параллель между Адамом и Христом: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Первый человек Адам стал душою, живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор. 15:22,45,47 ). Именно Павел развивает учение о том, что как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Более чем вероятно, что евангелист Лука, будучи спутником Павла, был знаком с Павловыми посланиями или с их идеями, которые Павел мог высказывать в устной форме. Возможно, решение продлить родословную Иисуса до Адама и Бога было принято Лукой под влиянием учения Павла о параллелизме между первым Адамом и вторым Адамом – Христом. Пророчество Исаии, которое приводится в Евангелии от Матфея, взято из греческого перевода семидесяти, где действительно употреблено слово «Дева» ( παρθνος). В дошедшем до нас еврейском тексте Библии здесь стоит слово – ‘alma, означающее «молодая женщина». Уже во II веке на это расхождение обратили внимание церковные писатели: полемизируя с Трифоном-иудеем, который относил пророчество Исаии к царю Езекии, а не к Иисусу, Иустин настаивает на правильности чтения семидесяти, где говорится о рождении Иисуса от Девы. Иустин даже выдвигает теорию сознательной порчи иудеями текста Священного Писания. Однако гипотеза о том, что текст Септуагинты в указанном случае содержит оригинальное чтение, тогда как евреи в эпоху после Иисуса Христа сознательно испортили текст, дабы максимально отдалить его от христианского понимания, заменив слово – (дева) словом – ‘alma, не имеет текстуальных подтверждений. Вне зависимости от изначального чтения пророчества Исаии для нас очевидно, что учение о рождении Иисуса от Девы было интегральной частью христианской керигмы (проповеди) с самого начала – по крайней мере, с того момента, до которого мы можем проследить истоки этой керигмы, то есть с появления новозаветных писаний. Матфей и Лука придали этому учению литературную форму, а Иоанн и Павел вставили его в богословскую раму. Правда, ни в корпусе писаний Иоанна, ни в посланиях Павла не говорится прямо о рождении Иисуса от Девы. Однако оба апостола, как и Матфей и Лука, уверены в том, что Иисус есть Сын Божий и что Его пришествие в мир имело необычный, сверхъестественный характер. Представление о девственном рождении Иисуса прекрасно вписывается в это богословское видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отрок, достигший 12-ти лет, становился «чадом закона»: с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности – ходить в Иерусалим на праздники. Св. Лука говорит, что «родители» Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Тайна рождения Богомладенца оставалась сокровенною, Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф не считали нужным и полезным открывать ее, и в глазах жителей Назарета Иосиф был мужем Марии, и отцом Иисуса. Евангелист и употребляет это выражение применительно к общему мнению. В другом же месте ( Лук. 3:23 ) он прямо говорит, что Иосифа только считали отцом Иисуса, и, след., на самом деле он таковым не был. Празднование Пасхи продолжалось 8 дней, после чего богомольцы возвращались по домам обыкновенно группами. Иосиф и Мария не заметили, как отрок Иисус остался в Иерусалиме, думая, что Он идет где-нибудь поблизости от них в другой группе, с родственниками и знакомыми. Видя же, что Он долго не присоединяется к ним, начали Его искать и, не нашедши, в тревоге возвратились в Иерусалим, где только через три дня, надо полагать, со дня выхода своего из Иерусалима, нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и вопрошающего их. Это происходило, вероятно, в одном из притворов храма, где раввины собирались, рассуждая друг с другом и с народом, поучая в законе желавших слушать их. В этой беседе отрок Иисус уже проявил Свою Божественную мудрость, почему все слушавшие удивлялись разуму и ответам Его. Богоматерь, высказав Ему их тревогу за Него, называет Иосифа отцом Его, ибо иначе и не могла его назвать, так как в глазах всех Иосиф и был отцом Иисуса. На эти слова Матери отрок Иисус впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его и как бы поправляет Свою Матерь, указывая, что не Иосиф Его отец, но Бог . «Вы должны были знать», как бы так говорил Он им: «где Я, ибо, как Сын Божий, Я и должен пребывать в дому Божием», т.е. в храме. Они, однако, не поняли этих слов, ибо и им еще не была вполне открыта тайна Христова дела на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Служение Предтечи уникально: в отличие от пророков, проповедовавших Христа до Его пришествия, и в отличие от апостолов, вышедших на проповедь по Вознесении и Пятидесятницы, Иоанн – единственный, кто проповедал Христа явленного. Почему Предтеча назван Христом «большим пророка» ( Мф. 11: 9 )? Его пророческое служение погранично: он стоит на грани Ветхого и Нового Завета, принадлежа ряду ветхозаветных пророков, предвозвещавших приход Христа, с одной стороны, а с другой – воочию увидев исполнение пророчеств, он выполнял апостольское служение, служение благовестника. Именно поэтому в богослужебных текстах он назван «пророков печатью» – по образу печати, закрывающей уже наполненный сосуд. 1.5. Крещение Господне на Иордане До тридцатилетнего возраста жизнь Иисуса была прикровенна и не выходила из круга Его ближайшего окружения, семьи. По достижении же совершенного возраста (в Ветхом Завете люди от тридцати лет считались зрелыми; так, для левитов именно после этого возрастного рубежа начиналось служение при храме – см.: Числ. 4: 3, 23 ) Господь выходит на служение: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» ( Лк. 3: 23 ). Началом открытого служения Христа является событие Крещения. Праздник Крещения называется Богоявлением по двум причинам. Во-первых, оно стало явлением Христа как Сына Божия. Св. Иоанн Предтеча именно в момент Крещения Христа и явления Духа получает удостоверение, что Иисус – это обетованный Мессия, и начинает о Нем свидетельствовать: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 32–34 ). Во-вторых, во время Крещения Бог явил, что Он есть Троица: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Него в виде голубя 130 . С Крещения началось общественное служение Иисуса Христа. Евангелист Лука указывает именно на такое значение этого события: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» ( Лк. 3: 21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

4 Уповаем же на Господа о вас, яко, яже повелеваем вам, и творите и сотворите. 5 Господь же да исправит сердца ваша в любовь Божию и в терпение Христово. 6 Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас: 7 сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, 8 ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас: 9 не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам. 10 Ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам: яко аще кто не хощет делати ниже да яст. 11 Слышим бо некия безчинно ходящыя у вас, ничтоже делающыя, но лукавно обходящыя: 12 таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. 13 Вы же, братие, не стужайте, доброе творяще. 14 Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится: 15 и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата. 16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяцем образе: Господь со всеми вами. 17 Целование моею рукою павлею, еже есть знамение во всяцем послании: сице пишу: 18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.   Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего, 2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Якоже умолих тя пребыти во ефесе, идый в македонию, да завещаеши неким не инако учити, 4 ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере. 5 Конец же завещания есть любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя, 6 в нихже нецыи погрешивше, уклонишася в суесловия, 7 хотяще быти законоучителе, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают. 8 Вемы же, яко добр закон (есть), аще кто его законне творит,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Второе послание к Тимофею является последним, предсмертным посланием св. апостола. В нем апостол, предчувствуя свою кончину, как бы передает преемство пастырского служения своему любимому ученику. Первое послание к Тимофею Святой Тимофей был любимейшим учеником апостола Павла. Впервые Павел познакомился с ним во время своего второго миссионерского путешествия. Книга Деяний повествует, что, когда ап. Павел дошел до Дервии и Листры, то там встретил некоего ученика, именем Тимофея, мать которого была иудеянка, уверовавшая, а отец эллин. Павел пожелал взять его с собой ( Деян. 16:1–3 ). С тех пор жизнь Тимофея была неразрывно связана с жизнью ап. Павла. Иногда Тимофей путешествовал с Павлом, а иногда проповедовал Евангелие самостоятельно. Сохранилось предание о Тимофее, как епископе Ефеса, но его деятельность не ограничивалась этим городом. Два послания к Тимофею написаны, как сказано выше, в конце деятельности ап. Павла и являются как бы его завещанием своему ученику. «Павел, апостол Иисуса Христа, по повелению Бога Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, – так начинает ап. Павел послание, – Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса, Господа нашего. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры» (1:1–5). Говоря далее о своем апостольском призвании благодатью явления ему Иисуса Христа, ап. Павел свидетельствует, что сущность евангельской проповеди заключается в том, что «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1:15). Это значит, что каждый человек должен сознавать себя тем первым грешником, ради которого Спаситель приходил в мир (молитва перед св. Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К Тимофею первое послание Апостола Павла Не известно ни время написания обоих посланий к Тимофею, ни место, откуда они посланы. – Второе послание многие считают последним из известных посланий Апостола Павла. В нем говорится об узах, в коих находится Апостол, и о страданиях. кои сам он почитает последними. – Тимофей, рожденный от отца Еллина и матери Иудейки, был обращен Апостолом из иудейства. Жил он в Листре, в Малой Азии ( Деян.16 ), присоединился к Апостолу во время второго путешествия его и, как видно из послания, поставлен был на управление новою церковью, по преданию – церковью Ефесскою. В первом послании Апостол дает Тимофею указания и советы о церковном управлении. Во втором предостерегает его особливо против ложных учений и учителей. Глава 1 Павел, Апостол Иисус Христов, по велению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. Предостережение против лживых учителей Отходя в Македонию, я просил тебя остаться в Ефесе и наставлять иных людей, чтоб они не заводили новых (иных) учений и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же учения – утверждать любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Но иные, отступив от этой цели, уклонились в пустословие: хотят быть учителями в законе, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. Мы знаем, что благотворен закон, если кто законно употребляет его, кто понимает, что закон положен не для праведника, но для беззаконных, непокорливых, для нечестивых и грешников, для развратных и оскверненных, для презрителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников 38 , лжецов, клятвопреступников, и всех таковых противников здравого учения, противников благовестию вечно блаженного Бога, мне поверенному. Благодарение Богу о призвании к апостольству Благодарю укрепляющего меня Христа Иисуса Господа нашего, что познал меня верным, определив на служение,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Иначе говоря, третье искушение означает не что иное, как предложение уподобить Церковь, созидаемую как Царство Христово на земле, всем другим человеческим государствам (царствам). Как известно, любое государство, даже самое демократическое и правовое, построено на принципах принуждения (даже если в нем — самые продуманные, демократичные законы), а значит, насилия. Собственно государство — это и есть аппарат принуждения, атрибут падшего, греховного мира. Греховность же этого мира определяется господством в нем сатаны. Он — князь мира сего, и любое насилие, в том числе и выраженное в виде государства, является его тенью. Сатана предлагает Христу (как он постоянно предлагал и предлагает Его ученикам) соорудить и укрепить Церковь тем сатанинским методом принуждения, который так или иначе действует как основной закон во всех человеческих государствах. Такое искушение наиболее серьезно и сильно. Поэтому оно и отвергается в наиболее решительной форме: «прочь, сатана» (ЕК). Нагорная проповедь (Мф. 5 — 7) С чего начинается служение Иисуса? Все рассмотренные выше отрывки Мф. составляют развернутый пролог Евангелия, включающий родословие Иисуса Христа и повествования о Рождестве, о начале проповеди Иоанна Крестителя, о Крещении Иисуса и Его искушениях в пустыне. Пролог — своего рода вступление, смысл которого — возвестить о самом факте начала земного служения Христа как о Богоявлении. Затем евангелист переходит к повествованию об общественной проповеди Иисуса. Сначала идут общие фразы: 17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф. 4, 17. 23-25; ср. ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Апостол Павел, указывая на то,» что крещение заменило обрезание ( Колос. 2:11,12 ), которое совершалось над младенцами, не мог допустить нечестивой мысли, что крестить детей не нужно. Что же касается ссылки сектантов на то, что в ветхом завете женщин не обрезывали, а в Новом завете крестят и женщин, то на это мы возражаем так: израильтяне в ветхом завете прилагались к Богу по плоти, а во Христе прилагаются по духу. «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все- вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Галат. 2:22–29 ). Притом, повеление обрезывать мужеский пол в ветхом завете знаменовало, что искупитель рода человеческого и основатель Нового Завета будет муж, а не жена. В ветхом завете муж как бы заменял собою и жену. Евангелист Матфей, излагая родословие Иисуса Христа, говорит: «Авраам родил Исаака и т. д.». Но из этого нельзя же выводить, что именно Авраам, а не Сарра родила Исаака. Ссылка сектантов на Деян. 2:38 , что нужно вначале покаяться, а потом креститься, нисколько не оправдывает их. Здесь апостол не говорит, что детей крестить не нужно. Он, обращаясь к взрослым, сказал «покайтесь», и им же сказал, что обетование о крещении дано не только взрослым, но и «детям» ( Деян. 2:38–39 ). Апостол знал, что дети рождены с грехами ( Псал. 13:3, 50:7 ; Иов. 14:4 ), а посему не мог допустить того, чтобы они умерли с беззакониями, не получивши прощения. Тот же апостол Петр сравнивает крещение со всемирным потопом ( 1Петр. 3:21 ), а при всемирном потопе, мы знаем, не только погибли взрослые, но и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Завершая обзор событий, связанных с рождением Христа, остановимся на последнем рассказе, относящемся ко времени до явления Христа Израилю. Ап. Лука описывает эпизод с двенадцатилетним Отроком Иисусом в Иерусалимском храме. По Закону (см.: Втор. 16: 16 ) все мужчины должны были трижды в год посещать Иеру салим на праздники Пасхи, Кущей и Пятидесятницы; на женщин и детей Закон не распространялся, но благочестие побуждало жен сопутствовать мужьям. Мальчики, достигшие двенадцати лет, назывались «чадами Закона» и с этого возраста обязаны были участвовать в таких паломничествах. Первое посещение Отроком Иисусом Иерусалима на Пасху стало знаковым (см. Лк. 2: 41–51 ). «Приход двенадцатилетнего Иисуса в Храм сохраняется для нас потому, что это было одним из первых откровений истины, что Он – Сын Божий» 88 . Этот эпизод опровергает еретические суждения, что до Крещения Христос был обычным человеком, и только на Иордане на Него сошел Дух Святой, сделавший Его Сыном Божиим. Сказав: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк. 2: 49 ), Господь Иисус впервые – и для родственников и для других людей – свидетельствует о Своем Богосыновстве. До этого ни в семье, ни тем более – для внешних божественное происхождение Христа не обнаруживалось, о чем свидетельствуют слова Богородицы: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк. 2: 48 ), в общем понятии Иосиф был отцом Отрока (см. также: Лк. 3: 23 ). Поэтому беседовавшие с Иисусом раввины, не знавшие о Его Богочеловечестве, скорее всего, восприняли Его слова как ничего особенного не заключающий в себе возглас благочестивого отрока, в самом общем смысле считающего себя чадом Божиим. Дева Мария и праведный Иосиф, как отмечает евангелист, тоже не поняли слов Христа, но по другой причине – они знали, какой смысл стоит за этим наименованием Бога Отцом, но не понимали, с каким намерением Отец Небесный удержал сейчас Сына в Иерусалиме 89 . После этого случая долгое время все оставалось как прежде: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2: 51–52 ). Иисус рос как обычный ребенок, находясь в послушании у Матери и названого отца, взрослел и с возрастом исполнялся мудрости ( Лк. 2: 40 ). Взросление Иисуса происходило естественным образом. Богочеловек, по слову прп. Иоанна Дамаскина , являл изначально сущую в Нем – с момента соединения природ – премудрость постепенно, соответственно телесному взрослению 90 . «Яви Христос полноту своей мудрости в младенческом возрасте, люди восприняли бы Его как чудовище» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 33–34 ). В Евангелии служение Крестителя раскрыто образами, указывающими на зависимость славы Его служения от славы Христа: он лишь «глас вопиющего в пустыне», он не Жених, но лишь «друг Жениха» – тот, кто приготовил все торжество, но уходит, как только появляется Жених, он «не был Свет», но был послан, чтобы о Нем свидетельствовать ( Ин. 1: 8 ). Святой Иоанн прекрасно знал о подготовительном характере своего служения, на что и указывал своим ученикам: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3: 30 ). Ученики Крестителя, слыша свидетельства его об Иисусе, уходили от него и становились учениками Христа ( Ин. 1: 27 125 ). Правда, у некоторых последователей Предтечи умаление славы учителя вызывало огорчение и непонимание: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3: 25–26 ). Желая убедить учеников в мессианском достоинстве Иисуса, находящийся в темнице Предтеча посылает их увидеть Его и Его дела: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11: 5 ), и говорит им, что сомнение в божественном и мессианском достоинстве Иисуса Христа, опасно: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3: 36 ). Почему Крестителю верили? В силу авторитета святости. Народ воспринимал его как пророка Божия. Иоанн появляется, когда все думали, что времена пророков прошли, и вот из пустыни выходит настоящий пророк, знающий волю Божию, аскет, обличающий, призывающий к покаянию и возвещающий скорое явление Мессии: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1: 26–27 ). За святым Иоанном издревле закрепилось наименование Предтечи, что означает «бегущий впереди». Предание Церкви не только в служении, но и в жизни видит предшествие Иоанна Иисусу Христу: он до Христа выходит с проповедью покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» ( Мф. 3: 2 ), претерпевает страдальческую кончину ( Мф. 14: 1–12 ), сходит во ад (тексты служб Собора св. Иоанна Крестителя (20 января) и Усекновения его честной главы (7 сентября), говорят, что он и в аду проповедовал грядущее пришествие Мессии). «В темной утробе ада был великий Иоанн, больший из всех Пророков, который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем самым и соделался вдвойне Предтечею – проповедником для живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во всемирное узилище адское, где от века пребывали скончавшиеся праведники и неправедные» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010