А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Л 26 . РНБ, ф. 905 (Новое собр. рукописной книги), F. 210 Сборник. Первая треть XIX в. 1°. 135 л. Полуустав. Переплёт – картон в коже с тиснением. На л. 1 две владельческие записи почерками разных рук, первая – чернильная, вторая – карандашом: 1) «Книга, глаголемая Проскентарий, принадлежит Петру Пелевину, стоит ценою» (далее зачёркнуто – С.С); 2) «С Агциону куплена из Лаптевой библиотеки. 1840 год июля 18 числа, за 43 рубли». Филигрань: «Beehive» с литерами «MW. J&R»; изображение знака (без литерного сопровождения) напоминает: Клепиков 1978, 1009 (1826, 1827). Содержит: «Проскинитарий» Арсения Суханова (л. 1–83); отписка к боярину С. Стрешневу «и на 30 вопросов ответы новых обычаев Никоновых...» Паисия Лигарида (л. 84–100); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 100об.–110); ответы александрийского патриарха Иоанникия на вопросы Арсения Суханова «о некоторых недоумительных вещех» 12 сентября 1651 г. (л. 110об.–112об.); «Перевод с греческого письма с тетради, какову подал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу... бывший цареградский патриарх Афанасий в 1653 году декабря в 13 день» (л. 113–125); грамота иерусалимского патриарха Феофана церковнослужителям (л. 125–126об.); благодарственное письмо газского митрополита Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу, переведённое Арсением Греком (л. 126об.–135). Содержание ркп. опис.: Пережогина 1992, 60–61. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ф 27 . БАН, 16.18.14 Сборник. Первая половина XVIII в. 4°. 39 л. (л. 1об., 37об., 38об., 39об. чист.). Полуустав. На л. 2 почерком, отличным от основного, заголовок «Книга архиепископа Новаго Рима и вселенскаго патриарха Дионисия»; на л. 38, 39 пробы пера; записи почерками, отличными от основного: «Грамота патриарха Никона и о извержении». Переплёт – картон в коже с тиснением золотом и басмой, имеются две верёвочные завязки. Филиграни: 1) «Pro Patria» с вензелем «AG» типа: Клепиков, Кукушкина 26 (1735);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

ГИМ, собр. П.И. Щукина, 667, л. 43об.–77. Архив ГМИР, колл. З, оп. 1, д.66, л. 309–317. РГИА, ф. 834, оп. З, 3886, л. 407–417. РНБ, ф.728, 1371, л. 301–309. РНБ, ф. 905, F.210, л. 100об.–110. РНБ, ф. 73, 70, л. 1–17 БАН, собр. Основное (оп. 31), 16.18.14, л. 2–29 РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127, л. 235–266 РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 9, стб. 157–172 Приложение 7. «Видение» патриарха Никона. Тексты Текст «видения» патриарха Никона дважды издавался в XIX в.: Николаевский 1885, 504–505; Белокуров 1887, 101–102; переиздан в XX в. по публикации П.Ф. Николаевского: Колотий 2000, 84–86; по публикации С.А. Белокурова : Зеленская 2002, 374–376. Текст «видения» патриарха Никона издаётся мной по самой ранней рукописи из библиотеки Воскресенского монастыря, хранящейся ныне в Синодальном собрании рукописей ГИМ. Публикация осуществляется по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Рукопись плохой сохранности; утраченные в результате механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются мной по другим спискам – такие текстовые фрагменты и отдельные слова выделены курсивом и заключены в угловые скобки; курсивом выделены части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги. Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. [Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Источник Основной текст: ГИМ. Синодальное собр. 1068, стб. 1–1об. Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127, л. 206–208об. Архив ГМИР, кол. 3, оп. 1, д. 66, л. 334–334об. РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), 415, л. 243–245 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.IV), 69, л. 230–231об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 9, л. 83об.–84об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 10, л. 34об.–35 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.III), 218, л. 537–537об. ГИМ, Воскресенское собр., 129-бум, л. 95–96

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

682 Красностокский монастырь под г. Гродно накануне Первой мировой войны являлся центром крупной церковной общины, в состав которой входило три прихода, две женские обители, две двухклассные школы, не считая школ грамот, приют для детей-сирот, насчитывавший около 600 девочек, и разные благотворительные учреждения. Можно сказать, что на границах Северо-Западного края и этнографической Польши Красносток являлся оплотом Православия и русской народности. С началом войны беженцы из разоренных германцами западных областей России шли к Москве в поисках пристанища и защиты. Когда в начале февраля 1915 года прибыла в Москву основная масса насельниц Красностокского монастыря, Государь Николай Александрович отдал им Александрийский дворец в Нескучном саду. Четыре года красностокские монахини самоотверженно работали в госпитале, развернутом при дворце. После октябрьского переворота монастырь был изгнан из дворца в Нескучном саду и нашел себе приют в Екатерининской пустыни до 1931 года, когда осиротел уже навсегда [Головкова Лидия. Екатерининская пустынь//Московский журнал. 1995. 8. С. 21 –28]. 683 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 757, д. 3567, сведения 24 за 1914 год. Также сведения за 1915 год: л. 21–22, 24об., 30–31, 33, 89 –90 , 92, 94 –95, 97, 98 –99 , 100об., 102–103, 105об., 106–107, 109об., 111–112, 114, 115, 116, 117–117об. 684 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 702, д. 224. О предоставлении монастырского покоса Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда и деревянного дома крестьянам соседней деревни Голохвастовой. 685 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 702, д. 221. О нападении вооруженных злоумышленников на Троице-Одигитриевский женский монастырь Верейского уезда. 686 Распоряжением епархиального начальства от 30 ноября 1915 г. уездные монастыри с их подворьями в Москве, состоящие в ведении благочинного уездных монастырей архимандрита Валентина, в интересах службы разделены на два округа: первый и второй, и благочинным в последний округ резолюцией Его Высокопреосвященства от 19 декабря 1915 г. назначен настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря архимандрит Иннокентий. Во вновь образованный благочиннический 2-й округ перечислен из 1-го округа и Троице-Одигитриевский женский монастырь [Московские церковные ведомости. 1916. 7–8 (официальный отдел), 19 февраля].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник, Е. Тихон 16 Июля 1903. Спб РГИА, ф. 796, он. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 99–100об. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 30 Июля 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Сегодня в Синоде состоялось назначение Прот. Липковского заведывающим церковно-учит. школою у Вас. Неофит наш назначен Смотрителем в Тихвин. Владимир Карлович возвратился из Сарова, рассказывает то же, что и в газетах напечатано. Государь доволен своей поездкой и выражался, что Он почерпнул там бодрость. Сообщают, что митрополит получил посох с бриллиантами, архиереи – панагии, Серафим 259 – митру, архимандриты – кресты, протодиаконы – часы. Я сижу ещё в Лавре, – подворье будет готово к Успенью. Сегодня Влад. Карл, в разговоре со мною высказал мысль, что для Америки годился бы Пр. Климент 260 . Едва ли он пойдет сам туда. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон. Вчера был на Вашем подворье у Пр. Сергия Псковского, который приезжал сюда на два дня: около Пскова будут маневры, и Государь будет в Пскове 6 и 9 Авг. 30 Июля 1903 Спб. РГИΑ. ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 103–104. Письмо К.П. Победоносцеву от 7 Августа 1903 г. † Ваше Высокопревосходительство, Высокочтимый Константин Петрович! По делу о предполагаемом ныне приезде в Россию Еп. Графтона долг имею почтительнейше сообщить следующее. Письмо H.H. Лодыженского 261 , копию которого он препроводил Вам, было получено мною в прошлое воскресенье 3 Авг. В тот же день я телеграфировал ему: «гораздо удобнее Графтону прибыть сюда в будущем году; резоны – письмом». Тогда же было написано мною и Графтону и Лодыженскому, что я вошёл в Св. Синод с докладом о том, чтобы образовать комиссию для обследования англиканства 262 , но доклад ещё не заслушан и комиссия не составлена, а посему и немедленный приезд сюда Графтона, по моему мнению, является преждевременным; в будущем же году прибытие его, быть может, явится и полезным и во благовремении: комиссия за этот срок достаточно ознакомится с англиканством, и для неё важно будет побеседовать с видным представителем Англиканской церкви, лично выслушать от него разъяснения недоуменных пунктов и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...