(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

И сих отвращайся» (л. 56об.). Апостол 1655 «Сие же вждь, яко в послдния дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави горди хулницы, родителемъ противящеся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителны, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветники, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли напыщени сластолюбцы паче, нежели боголюбцы имуще образ благочестия, силы же его отвергшеся. И сихъ отвращайся» (л. 258об.). «Нравственные правила» Правило 69: «В последняа дъни настанутъ времена люта. Будутъ бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, гръди, хулницы, родите//лемъ непокориви , неблагодатни , непреподобни , нелюбиви, свадливи , диаволи , невъздръжливи , некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе , гръделиви , сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестиа, силы же его отмтающеся . И сихъ отвращайся» (л. 120–120об.). «Наставление царю Наставление 31: «В послдняя дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави горди, хулницы родителемъ непокориви , неблагодатни , непреподобни, нелюбиви, свадливи , диаволи , невоздержливи , некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе , горделиви , сластолюбцы//паче, неже боголюбцы, имуще образъ благочестия, силы же его отметающеся . И сихъ отвращайся» (л. 340об.–341). Наставление 25: «В последняя дни настанутъ времена люта. Будуть человецы//самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем непокоривии , неблагодатни , непреподобни , нелюбовни, свадливи , диаволи , невоздержливи , некротцы, неблагалюбиви, предателе, продерзателе , горделиви , сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отметающеся . Сихъ отвращайся» (л. 330–330об.). 10 «В послдняя дни настанутъ времена люта. Будутъ человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем непокоривии , неблагодатни , непреподобни , нелюбовни, свадливи , диаволи , невоздержливи , некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе , горлеливи , сластолюбцы паче, неже боголюбцы,//имуще образъ благочестия, силы же его отметающеся .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Сие же вждь, яко в послдняа дьни настанут времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителемъ противящеся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителны, продерзиви, възносливи, прелагатае, клеветники, невъздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имуще образъ благочестия, силы же его отвергъшеся. И сих отвращайся» (Библия 1581, л. 56об.). «Сие же въждь, яко в послдния дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителемъ противящеся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителны, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветники, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отвергшеся. И сихь отвращайся» (Апостол 1655, л. 258об.). «В послдняа дъни настанутъ времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величяви, гръди, хулницы, родите//лемъ непокориви, неблагодатни, непреподобни, нелюбиви, свадливи, диаволи, невъздръжливи, некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе, гръделиви, сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестиа, силы же его отмтающеся. И сихъ отвращайся» ( Василий Великий , л. 120–120об.). «В послдняя дни настанутъ времена люта. Будутъ бо человцы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителемъ непокориви, неблагодатни, непреподобни, нелюбиви, свадливи, диаволи, невоздержливи, некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе, горделиви, сластолюбцы и паче, неже боголюбцы, имуще образъ благочестия, силы же его отметающеся. И сихъ отвращайся» (Наставление, л. 340об.–341). «В послдняя дни настанутъ времена люта. Будутъ человцы//самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем непокоривии, неблатодатни, непреподобни, нелюбовни, свадливи, диаволи, невоздержливи, некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе, горделиви, сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отметающеся. Сихъ отвращайся» (Наставление, л. 330–330об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

17. РГИА. Ф. 525, Оп. 3. Д. 77.//Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Кассовые книги. 1913-1914 гг. 18. РГИА. Ф. 525, Оп. 3. Д. 78.//Канцелярия императрицы Александры Федоровны. Кассовые книги. 1915-1916 гг. Таблица 5 Мария Николаевна, 1899 г. рождения Болезни и лечение зубов Другие болезни 29 февраля Николай II: «Мари и Анастасия пролежали день в кроватях с повышенной температурой» с. 792] Санкт-Петербург 26 марта Николай II: «Все дети снова простужены и сидят у себя в детской» с. 797 ] Санкт-Петербург 24 мая Николай II: «…ходили наверх навестить Марию, у нее слегка болело горло» с. 150-151] Санкт-Петербург 28 декабря Николай II: «Ночью Мария и Алексей слегка заболели инфлуэнцией» л. 32] Санкт-Петербург В декабре 1908 года дантисту Воллисону были заплачены деньги: «Дантисту Воллисону за визиты и порошок 24 рубля» л. 28] Декабрь 1910 года «Почетному дантисту Воллисону за работу, зубн. щетки, порошок, эликсир 1327 руб., 25 коп.» л. 37 об. - 38] 13 февраля Татьяна Николаевна: «Мари и Анастасии делали маленькую операцию в носу» л. 48] Санкт-Петербург 20 ноября 1913 г. «Утром была у Костритского» л. 164 об. ] Ялта, Крым 22 ноября 1913 г. «Утром была у Кострицкого» л. 165 об. ] Ялта, Крым 13 января «Днем осталась дома, потому что у меня насморк» л. 77об] Санкт-Петербург 30 мая «У меня температура утром была 38,7 и болело горло и голова» Санкт-Петербург 6 августа «У меня болела голова и температура была 38,6» л. 111об] Санкт-Петербург 23 августа «Болело ухо. Температура 38,1» л. 120об] Ливадия, Крым 17 сентября 1914 года «Выдано зубному врачу Кострицкому за лечение и оборудование зубоврачебного кабинета 1 / 6 ч сто шестьдесят руб. 67 коп. (166.67) » л. 124] Царское Село, Санкт-Петербург Сентябрь 1914 г. Кострицкий получил 1000 рублей. Он был приглашен в Царское Село для лечения и для оборудования зубоврачебного кабинета. л. 3] Царское Село, Санкт-Петербург 19 августа 1915 г. Сообщение М. Герингер: «Милостивый Государь Александр Михайлович, спешу Вам сообщить, что зубной врач Кострицкий пользовал …

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/21/...

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

23 Цит. по: Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни. Т. VI. Сергиев Посад, 1906. С. 304. 27 Никанор (Бровкович), архиепископ. Записки присутствующего в Святейшем Всероссийском Правительствующем Синоде//Русский архив. 1906. 8. С. 512. 29 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА), ф. 797, оп. 60, отд. 1, ст. 2, д. 63, л. 11. 30 См. об этом, например, в статье: Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе в России в начале XX века//Вопросы истории. 2001. 1. С. 29–44. 35 Эти застарелые обиды дали о себе знать практически сразу после падения самодержавия в России и установления власти Временного правительства. 36 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 631. Письма к С.А. Рачинскому. Апрель–июнь 1885 г. Л. 177об. 37 Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881–1894 гг.//Вестник МГУ. Серия 8. История. 1994. 4. 40 См.: Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. М., 1919; Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. М., 1922; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. 41 В этом смысле в конце XIX в. выступала практически единодушно печать как либерального (газеты «Порядок», «Неделя», «Новости», «Страна», «Русские ведомости», «Голос», журнал «Вестник Европы»), так и славянофильского («Русь», «Современные известия») толка. 45 По официальным данным, в западных губерниях за 1905–1907 гг. в католичество отпала 171 тысяча человек. (Отчет. 1905–1907. С. 29.) 47 См.: Кони А.Ф. Униатские дела. Штундисты. Пасторские дела И Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. I. М., 1913. С. 572–654. 48 РГИА, ф. 797, оп. 54, отд. 2, ст. 3, д. 63а, л. 116об., 120–120об.; Кони А.Ф. Штундисты. С. 620–621. 50 Одна из ярких деятелей русского религиозного возрождения М. Каллаш (псевдоним Курдюмов), размышляя о причинах архиерейского произвола, указывала, что это явление появилось в церковной жизни после того, как Церковь вплотную столкнулась с языческим миром. Соблазн власти лёгок, потому что для её применения не требуется никаких внутренних качеств, кроме силы принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ [греч. στιχηρ κατ λφβητον, церковнослав.      или «      »], ряды стихир , расположенных по принципу алфавитного акростиха . В слав. традиции А. с. называют также азбучными стихирами. А. с. в визант. гимнографии Генетически А. с., вероятно, связаны с алфавитными кондаками (см. также Акафист ) - наиболее ранние известные А. с. приписываются прп. Роману Сладкопевцу (ок. 556), творцу кондаков. Его именем надписаны в общей сложности 48 А. с., посвященных Рождеству Христову , начальные буквы стихир составляют греч. алфавит в прямом и обратном порядке. А. с., расположенные в прямом порядке алфавита, являются частью ряда стихир, составляющих акростих: «Ωιδ[ν] δω α-ω» (Песнь пою: α-ω). Первая из А. с., «Α γγελικα προπορεεσθε δυνμει V » («      »),- самоподобен 6-го гласа; все остальные стихиры имеют одинаковую с ней метрическую структуру. Студийско-Алексиевский Типикон указывал петь эти А. с. в предпразднство Рождества Христова, в неделю по Рождестве и 27 дек. на вечернях на стиховне, в сам праздник и в его попразднство - на утренях на стиховне (ГИМ. Син. 330. Л. 110-120об.). Др. студийские, а также иерусалимские Типиконы используют эти А. с. только для предпразднства Рождества; в попразднство среди проч. поются др. стихиры на тот же подобен (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 349-363; Типикон. Т. 1. С. 333-370 и др.). Согласно принятым в наст. время в правосл. Церкви вариантам Иерусалимского устава стихиры с алфавитным акростихом прямого ряда используются в качестве хвалитных стихир на утренях в предпразднство Рождества Христова (20-23 дек. поочередно поется по 6 стихир из 24, образующих алфавитный акростих; 24 дек. поются 6 стихир с акростихом «Ωιδ[ν] δω»), их предписано петь на указанный подобен («      »). Возможно, первоначально все эти А. с. составляли единый рождественский кондак, отдельные строфы к-рого были впосл. употреблены в качестве стихир. В научных изданиях их объединяют в один кондак (Maas-Trypanis. N 83; Grosididier de Matons. 1969. N 13). Нек-рыми учеными авторство прп. Романа оспаривается.

http://pravenc.ru/text/115370.html

Мощи А. вместе с частицами мощей Иоанна Крестителя были перенесены св. Григорием Просветителем (III-IV вв.) в города Арташат и Багаван, где он установил почитание этих святых вместо культа местных языческих богов. Из Армении почитание святого распространилось в Грузию. В груз. календарях праздник Атенагеноба , день памяти А., заместил древний языческий праздник Вардоба. В К-поле была часовня, посвященная А., к-рая находилась при Элефантинских воротах, соединявших имп. дворец с ипподромом. Сохранились пространные греч. жития А.: анонимное (BHG, N 197), созданное ранее 890 г.; приписываемое Анисию (BHG, N 197b) и в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 176-179) (BHG, N 197е). Согласно зап. традиции, А. принял мученическую смерть в огне. В Римском мартирологе его память отмечается 16 июля и 18 янв. (MartRom. P. 26, 290-291), в Иеронимовом и Сирийском (411-412 гг.) - 24 июня (MartHier. P. 394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 627). В ряде календарей к-польского происхождения память А. указывается 17 июля: в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 825-826), Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 344), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 216). Согласно этим памятникам, служба А. совершалась в к-польской ц. вмч. Георгия в Кипарисии. В большинстве греч. рукописных календарей память А. отмечается 16 июля: в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 545-546), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 454, 461-462) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130). Под этой датой она внесена также в печатные греч. Минеи (Венеция, 1591). Наиболее раннее свидетельство почитания А. на Руси - упоминание святого в рукописях кон. XI - нач. XII в. под 17 июля в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 274) и в последовании с каноном Иосифа Песнописца под 16 июля в служебной Минее (РГАДА. Тип. 121. Л. 1-2об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный под 17 июля в нестишной Пролог (древнейшие списки 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 165; Тип. 174. Л. 120об.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено юж. славянами в составе Стишного Пролога. Пространное житие (BHG, N 197) переведено на слав. язык не позднее XII в., один из старших рус. списков в Волоколамской Минее XV в. (РГБ. Вол. 598). В ВМЧ помещены пространное житие и 2 проложных жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 317 (2-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/77086.html