Несмотря на случавшиеся праздничные утешения, а иногда и послабления, в монастырях не забывали, что праздник – это прежде всего духовное торжество, а утешение должно соответствовать правильной мере. Старцы напоминали братии завет Спасителя: «Да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» ( Лк.21:34 ) и слова апостола: «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, все во славу Божию творите» (РНБ. Кир.-Бел. 489/746. Л. 220–220 об.). По обиходникам Иосифо–Волоцкого, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей легко можно сделать вывод, что трапеза здесь была довольно разнообразной и калорийной. Но этот вывод не удается распространить на другие русские обители. Монашество средних и малых русских монастырей жило иначе, часто спасаясь от голода случайными подаяниями и государевой милостыней. Достаточно вспомнить уже упомянутые выше северные монастыри или перелистать хозяйственные книги Нило-Сорского скита. Жил скит в основном за счет государевой руги (жалованья) и своих огородов. Получив запас, строитель (настоятель) раздавал его братии. По записям строителя можно судить, из чего состоял обычный рацион сорского монаха: ржаной хлеб (немного пшеницы в скиту было, но она уходила, видимо, на просфоры, по крайней мере, братии пшеничную муку не выдавали), толокно, крупы, сущ, горох, соль. Когда умер строитель скита старец Корнилий Затворников, то новый строитель составил опись его «собинного» (собственного имущества), которое отошло в общий монастырский амбар. В келье оказалось «запасу»: «четверик муки ржаной, полосмины муки овсяной, по осмине солоду ячново и овсяново, осмина ржи, овса полосмины, сухарей ржаных полосмины, полчерпка круп запарных, полчерпка толокна, соли полпуда» (ФИРИ. Ф. 115. Оп. 1. Ед. хр. 693. Л. 23). На престольные, двунадесятые праздники и в дни именин членов царской семьи строитель «кормил» братию и богомольцев, то есть устраивал праздничный общий стол. Для этого он покупал солод ржаной и ячневый на квас (медового или паточного кваса здесь вообще не пили), крупы и масло на кашу, «рыбу всякую большую и малую», лук и чеснок, печеный хлеб (РНБ. СПб. ДА. 46. Л. 8 об. – 9). Такой же стол устраивался в обители 7 мая – на память ее основателя, преподобного Нила Сорского . Чтобы накормить братию, строителю приходилось с риском для собственной жизни и большим трудом добывать причитавшийся скиту государев запас, так как весь казус русской жизни заключался в том, что без калачей, резных ложек и расписных братии царское жалованье воеводы и подьячие люди не выдавали. Однажды строитель Маркелл даже купил в Вологде пять лимонов, чтобы белозерский воевода Степан Никифорович Чепчагов велел выдать деньги и отписать нужную грамоту, не мешкая (ГИМ. Ф. 484. On. 1. Д. 74. Л, 29–29 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеремии и прор. Иезекииля, затем остальные недостающие книги по порядку расположения их в Вульгате. Строго выдержанный порядок в рукописи, созданной более чем полстолетия спустя после появления своего протографа, является подтверждением того, что первоначально переведенные из Вульгаты книги существовали в едином томе, при распространении их произошло разделение на отдельные тетради, каковые, очевидно, предполагалось вплетать в уже существовавшие рукописи. Этапы работы по составлению Г. Б. прослеживаются при анализе рукописного наследия Геннадиевского лит. кружка. 13 рукописей из 21 манускрипта, непосредственно связанного с работой над Г. Б., датируются 80-90-ми гг. XV - 1-м пятилетием XVI в. и имеют новгородское происхождение; они отражают различные этапы создания полного библейского свода. Одной из наиболее ранних рукописей является Толковый Апокалипсис кон. 80-х гг. XV в. (РНБ. Солов. 1049/1158). На полях листов 6-7 приведены параллельные лат. фрагменты к тексту Апокалипсиса (1-6-й стихи 1-й гл.), толкования лат. соответствиями не сопровождаются. На сегодняшний день это единственный известный связанный с Г. Б. манускрипт, лат. записи в к-ром выполнены латиницей (обычно лат. слова и тексты передавались кириллицей). Лат. фрагменты написаны опытным писцом, хорошо владевшим лат. графикой и принадлежавшим к чеш. или нем. школе. С определенной осторожностью можно утверждать, что эти фрагменты представляют собой единственный известный ныне автограф переводчика Вениамина, отражающий один из этапов сверки слав. переводов с Вульгатой. Рукопись Толкового Апокалипсиса в 1493 г. (после завершения работы над переводами с латыни для Г. Б.) была отправлена из Новгорода на Соловки, о чем свидетельствуют запись на л. 90 об. и экслибрис игум. Соловецкого мон-ря Досифея (расположение экслибриса на поле говорит в пользу того, что рукопись была исполнена не по заказу соловецкого игумена, но передана ему после завершения). К нач. 90-х гг. XV в. относится новгородское Пятикнижие (РНБ. Кир.-Бел.

http://pravenc.ru/text/162049.html

Однако вопрос, касающийся датировки службы, едва ли может быть решен так просто. При знакомстве с текстом службы бросается в глаза несколько особенностей, которые нуждаются в объяснении. Первое — сколько-нибудь адаптированное к жизненному пути преподобного содержание богослужебных текстов крайне неравномерно распределено по текстам службы. Конечно, важнейшим маркером здесь служит упоминание Новгорода и путешествия в него из Рима (закрепившегося за преп. Антонием уже в позднесредневековую эпоху). Такие места очень конкретны: это две стихиры на Малой вечерне — славник на «Господи, воззвах» и вторая стихира на стиховне; третья стихира и славник на «Господи, воззвах» на Великой вечерне; третья стихира и славник стихир на литии, седален по второй кафизме, седален по полиелее, некоторые тропари 7-й и 8-й песен канона и основные тропарь и оба кондака. Обращает на себя внимание, что «биографической переработке» не подверглись ни стихиры на стиховне, ни стихиры на хвалитех. Это может говорить о следующем: все «биографические» элементы вставлены в тексты, которые связаны прежде всего с полиелеем. Если до окончания работы над службой преп. Антонию совершали богослужение, то это был не полиелей, а будничная служба, в которой было достаточно двух небиографических стихир на «Господи, воззвах», небиографических стихир на стиховне, одного небиографического седалена по кафизме, канона (в целом небиографического) и небиографических стихир на хвалитех. Приведенные детали (хотя и косвенно) указывают на три пласта создания службы. Первый — когда служба в целом была будневой (непраздничной), поскольку основной являлась служба преп. Антонию Великому . Второй — когда полиелейная служба совершалась с использованием служб другим святым (этим объясняется несоответствие указаний рукописи РНБ Кир-Бел. 586/843 приведенным в ней же текстам ). Третий — когда часть текстов была написана «с нуля», а часть — существенно переработана, в том числе с добавлением «биографических» деталей. Вторая особенность службы — наличие в ней «западной» темы при отсутствии антилатинской полемики .

http://bogoslov.ru/article/6171417

116 и во второй рукописи сборника Троиц. 180; 3) Литера N — как в рукописи Троиц. 747. Время написания списка Кир. — Бел. 16/1255 укладывается, таким образом, в период 1444—1445 гг. Перечислим остальные списки Основного вида. 3) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры, 641 (л. 156—226 об.) — третья четверть XV в. Копия списка Троиц. 116; без конца, текст обрывается на словах: «Ниже се млъчание святого чюдо да покрыется. Богу попущающу грхъ ради нашихъ, ово убо гладомъ казня насъ и» (л. 226 об., здесь конец 9–ой тетради). Филиграни: Голова быка: Брике, 14218 (1451 г.); Голова быка под крестом: Брике, 14822 (1446—1457 гг.). 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1281 (л. 33—93 об.) — последняя четверть XV в. Филиграни: Голова быка под короной и цветком — Брике, 14580 (1478—1484 гг.); Голова быка под крестом — Брике, 14560 (1470—1485 гг.); Три горы под крестом — Брике, 11805 (1483—1500 гг). 5) РНБ, собр. П. П. Вяземского, Q.280 (л. 164—228 об.) — первая четверть XVI в. Бумага без водяных знаков, но в отдельных местах корректируется филигранью «Шляпа кардинала» — Брике, 3401 (1498—1512 гг). На л. 164 частично срезанное хронологическое указание, которое можно прочесть как «7010» или «7020». Существует еще одна хронологическая привязка: почерк, которым написаны л. 239—253 об. (бумага без водяных знаков), обнаруживается в рукописи РНБ, Кирилло–Белозер–ское собр., 16/1255 на л. 42—53, которые имеют филигрань Гербовый щит с литерой R под короной между двумя лилиями — Брике, 8987 (1493—1523 гг). 6) Ярославский историко–художественный музей–заповедник, 15022 (л. 103—111 об.) — 20–е годы XVI в. Фрагмент — с начала жития до слов: «и бяху по единому ихъ в кельи безмолъствующе, бяху вси повинующеся ему. И тако братии числомъ много множашеся и преспваше благодатию Христовою». Филиграни: Единорог (два варианта) — Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Олень под цветком — Брике, 3319 (1522 г.); Цветок под короной—Лихачев, 1617, 1618 (1523 г.). 7) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254 (л.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В различных слав. списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, напр.: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. 242. Л. 22 об., 1-я пол. XVI в.), восходящее к аналогичной ремарке в греч. источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» ( προεστς ρχεται ϒεϒωντερον κκλησιρχης ες πλ. δ Ελϒει ψυχ μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в слав. традиции пелись и др. песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певч. рукописях c нач. XVII в. и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певч. рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» еп. Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на З. присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

http://pravenc.ru/text/182591.html

Г. «Офицерская» опись (1764 г.) Кирилло-Белозерского монастыря//Кириллов. 2009. Вып. 7. С. 81-84. М. А. Шибаев, Д. Б. К. Церкви и другие постройки до 1-й трети XVI в. Первой постройкой буд. мон-ря стала деревянная часовня, возведенная прп. Кириллом. В течение неск. лет после того, как прп. Кирилл поселился в Белозерье, собралась братия и просила преподобного устроить храм. Дата освящения 1-й деревянной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы неизвестна. Очевидно, возможность построить храм могла появиться после образования общины вокруг преподобного; косвенно об этом может свидетельствовать систематическая переписка богослужебных книг, начатая после 1416 г. Из плана, дошедшего в составе одной из рукописей, принадлежавших прп. Кириллу (РНБ. Кир.-Бел. XII. Л. 423 об.), а также из описания обители в его Житии можно предположить, что на территории монастыря находилось 15 келий с примыкающей к ним трапезной, стоящих вплотную друг к другу по 3 сторонам «квадрата», в центре к-рого располагался храм. Неогороженной, судя по плану, была сторона, обращенная к воде, и там, вероятно, находились хозяйственные постройки - казна и поварня ( Прохоров Г. М. «Сице помыслих лепо…»: (Автограф Кирилла Белозерского и устройство его обители: По данным сборника РНБ, Кирилло-Белозерское собр., XII)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 59-75; Он же. Предисловие//Энциклопедия. 2003. С. 19-30). Успенский собор Кирилло-Белозерского мон-ря (1497) и ц. вел. кн. Владимира (1554). Фотография. 2010 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского мон-ря (1497) и ц. вел. кн. Владимира (1554). Фотография. 2010 г. Ок. 1447 г., при 4-м игумене, Трифоне, был построен более просторный Успенский деревянный храм, а также новая трапезная. Их облик неизвестен, но храм и его убранство вызвали восхищение святогорского иером. Пахомия Логофета, который побывал в монастыре в 1461/62 г. (Никольский ссылается на ркп. РНБ. Соф. 1322 (Л. 79 об.- 80); см.: Никольский. 1897. Вып. 1. С. 22). Издавна также почиталось место первоначального поселения прп. Кирилла на берегу Сиверского оз. В 1-й трети XVI в., согласно описи 1601 г., «на горе, где Кирилла чюдотворца первое прихожение было» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 157) сложился «малый» Иоанновский мон-рь. Вероятно, еще раньше здесь располагались больницы (больничные избы), которые мог содержать мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

«Чудо об исцелении отрока от нечистого духа» также древнего происхождения. Оно изображено, как мы предполагаем, на миниатюре из житийного сборника 107 Уваровского собрания ГИМа (сборник датируется концом XVII – началом XVIII в.). «Чудо» рассказывает, что из Нилова скита был похищен бесами отрок Михаил и унесен в лес, где его спас внезапно явившийся преподобный Нил Сорский : «И в той час прииде преподобный Нил ко отроку... и падоша вси нечистии дуси ниц на землю» (РНБ. Кир.-Бел., 61/1300, л. 23 об.). По приказу преподобного «дивии» перенесли отрока по воздуху и положили неподалеку от монастыря, чтобы монахи могли его увидеть. На миниатюре из Уваровского сборника изображен лежащий у стены отрок, а рядом стоит спасший его старец. Эта миниатюра – самое раннее из сохранившихся изображений преподобного Нила Сорского . Описание образа святого Нила появляется в «Иконописном подлиннике» XVIII в. Под 7 мая значится: «Преподобный отец наш Нил, Сорский чудотворец, подобием сед, брада аки Кирилла Белозерского, но у сего курчевата, ризы преподобного, в руках свиток» 194 . Именно таким, «аки Кирилл Белозерский» преподобный Нил Сорский изображен на миниатюре конца XVII – начала XVIII в. (ГИМ. Собр. Уварова, 107). Появление образа Сорского подвижника в общерусском «Иконописном подлиннике» XVIII в. позволяет предположить, что в это время была осуществлена общерусская канонизация преподобного Нила Сорского . После его канонизации в 1669 г. как местночтимого святого, видимо, начался активный сбор сведений о его житии и чудесах; важно, что эти факты стали письменно фиксироваться, о чем свидетельствует Софийская рукопись 1476 и рукопись, описанная Шевыревым. Почти все «Чудеса» из сборника 1476 рассказывают, что исцеления происходили от раки святого: некая болевшая жена «прииде в скит молися преподобному отцу нашему Нилу Чудотворцу и взят з гроба его персти и ис кладязя его воды испи и обмыв все тело свое и тако молитвами преподобнаго... жена же здрава бысть» (РНБ. Соф. собр., 1476, л. 168 – 168 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

XV в. установилось общецерковное празднование прп. Никиты Переяславского († 1186, память указана в агиографических сборниках XV в.- РГБ. Троиц. 761 и 644; ГИМ. Син. 637). В XV в. за пределы отдельных епархий распространилось почитание прп. Димитрия Прилуцкого († ок. 1406) и прп. Авраамия Ростовского († ок. 1073-1077; по др. версиям, XI - нач. XII в. или XIV в.), однако их памяти встречаются лишь в месяцесловах XVI в. Свт. Макарий Московский, с житием. Икона. 1998 г. (ц. Св. Троицы Московского подворья Троице-Сергиевой лавры) В XX в. состояние источниковедческой базы Макарьевских Соборов существенно изменилось. В 1910 г. был опубликован ранее неизвестный список Окружного послания митр. Макария от 26 февр. 1547 г., адресованного архиеп. Новгородскому Феодосию ( Кунцевич Г. З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиепископу Новограда и Пскова//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252-257). В 1929 г. был издан единственный летописный источник по этому вопросу - погодная статья Новгородской IV летописи по списку Н. Никольского от 1 февр. 1547 г. (ПСРЛ. 19292. Т. 4. Вып. 3. С. 619). Архим. Макарием (Веретенниковым) был обнаружен и опубликован новый текст грамоты Собора 1547 г. в виде «указца» Обиходника XVI в. из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря (РГАДА. Кир.-Бел. 58; изд.: Макарий (Веретенников). 1998. С. 17. Прил. 3). Т. о., на сегодняшний день существует 7 редакций соборного указа 1547 г. Четыре из них представляют собой списки Окружного послания митр. Макария от 26 февр. 1547 г., адресованные: а) в Троице-Сергиеву лавру (РГБ. Троиц. 241. Л. 1-206; изд.: Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877. Прил. С. I-II); б) в Вологодскую епархию («на Вологду и Белоозеро») (ААЭ. Т. 1. С. 203-204 (=N 213)); в) Новгородскому архиеп. Феодосию (РНБ. F.I.356. Л. 441-442); г) в «царство Владимерское и Московское и Новгородское и всю Российскую землю владыкам и архимандритам и игуменом и протопопом, попом и диаконом градским и сельским и всем християном», дошедшее в составе Сибирского «Судного списка Максима Грека» (ГПНТБ СО РАН. F. 1. 3. Л. 176-177; изд.: Веретенников П., свящ. (впосл. архим. Макарий). Первосвятительская деятельность Макария, Митр. Моск. и всея Руси († 1563)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213-246). Пятая редакция, опубликованная Н. М. Карамзиным по списку Иосифо-Волоколамского мон-ря (РГБ. МДА. 362. Л. 223-225; изд.: Карамзин Н. М. Примечания к IX тому Истории государства Российского. СПб., 1853. С. 27-29. Примеч. 87), представляет собой пересказ Окружного послания. Шестая редакция Послания сохранилась в виде «указца» в Обиходнике XVI в. из собрания Кирилло-Белозерского монастыря. Седьмая редакция грамоты представляет собой летописную запись от 1 февр. 1547 г. в Новгородской IV летописи (по списку Н. Никольского).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

XV в. В XVII в. Чудовский список Нового Завета использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе, традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий славянского Нового Завета. Сочинения Источники Литература Использованные материалы   По др. сведениям - Симеон.   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123–124   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 121   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 87   Митрополит Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 426–428   РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 139–140   полный перечень см.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123   Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40, 41   ср.: Ушакова Е. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7–9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323   ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66   Кучкин В. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 120–121   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121   ГИМ. Чуд. 18. Л. 165 об.– 167   БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). 18. Л. 205   напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. 453. Л. 304–309 об.   ГИМ. Увар. 589–4 (Царск. 361). Л. 64 об.– 69 об.   оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892 Редакция текста от: 02.03.2023 03:36:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5198.html

В левом столбце ЮБ, в правом ГБ и восточнославянский список РНБ, Пог. 79, XV в. 1 прокля: проклят 3 е: есть 4 не изыщи ея господь μ ναζητσαι ατν κριος : не изыщю г. 5  с днь (из сень σκι): т днь        7 н31; λλ : нет 8  и проклиная: нет в ГБ, БК и LXX 9 да умръкн31;т σκοτωθεη τ στρα : да з. 9 узрит δοι : призрит 10 отгнал уб21; б (из бы) πλλαξεν γρ ν : отгнал бви убо, т. е. богови 13  н31; (из ныне νν): но и 14  црство ми: с црми μετ βασιλων 17 раждаш31; ярость: раждьгошя ярость ξκαυσαν θυμν 21 не ο τυγχνουσιν : не 21 ископава31;ще νορσσοντες : 21  нет: яко σπερ 22  обрадование же слыш31;: обрадована же бышя περιχαρες δ γνοντο 24 слъж31; δακρω : 25  его ся боах: егоже б. ν δεδο κειν д) Мал. 3–10, 4:1–6 . В левом столбце помещены общие чтения ЮБ и БК (некоторые исключения отмечены при соответствующих чтениях). В правом столбце находятся чтения ГБ и трех других восточнославянских рукописей: РНБ, F.I.460, Кир.-Бел. 9/134, Q.1.643. Кроме того, в правом столбце учтены чтения двух южнославянских списков XVI в.: болгарского РНБ, F.I.3 и сербского из ГИМ, Хлуд. 1. Они представляют собою копии с восточнославянских антиграфов, списанные в относительно позднее время, об этом говорят обычные случаи смешения я и а, например, чясто, неприазнь, моа из моея и т. п. (ср. § 7). 3емуже вы хощете: егоже в. х. ν μες θλετε 3видение: въ видении ν τ πτασ 3господу : господеви 3июдина: июдова 331;др: скор 3ре31;щ31;я сирыя : пхающая с. (БК­ГБ!) 3обльстисте : обльстите πτερνζετε (БК­ГБ!) 3вънесте : внесосте εσηνγκατε (БК­ГБ!) 4сьжжет : въжежет νψει 4грядыи : грядяи 4(не имать оставити) их ( ο μ πολειφθ) ξ ατν : им 4корень: коря, коре 4в крилу ν τας πτρυξιν : крилу 4сътвориве: в хориве ν χωρηβ (БК­ГБ!) 4оправданиа: оправлениа, ср. δικαιματα 4пораж31; (Хлуд. 1 ­­ ЮБ!): уражю.ср. πατξω Сходная картина наблюдается в других пророческих книгах. Приведенные выписки показывают, что во всех входящих в ЮБ библейских книгах заключено определенное своеобразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010